Что будет с гпн мчс. Правительство поменяет требования пожарной безопасности после пожара в тц. Основные цели сокращения

В конце сентября в Москве произошел самый большой пожар последнего времени, при тушении которого погибли восемь сотрудников противопожарной службы. С тех пор ведется множество споров о том, кто же виноват в этой трагедии. В СМИ начала появлятся информация о скорой отставке главы МЧС Владимира Пучкова или или главы столичного отделения ведомства Ильи Денисова. Сотрудники министерства говорят о том, что в трагедии виноваты сами пожарные, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле?


Илья Денисов, Владимир Пучков

Что бы разобраться в вопросе, нужно поговорить с экспертами. Здесь ими выступили полковники внутренней службы, ветераны пожарной службы Александр Гудков и Виктор Ильин. Это профессионалы, перечисление регалий которых могло бы занять целую страницу.

Эксперты уверены: страшный пожар на Амурской улице выявил глубинные системные ошибки, допущенные руководством МЧС в ходе реформ Государственного пожарного надзора.

Реформы 2014-2015 года были названы «оптимизацией». В последнее время МЧС осваивает значительно меньше бюджета, что кого-то вполне устраивает «в верхах». В то же время есть, что предъявить президенту и обществу. Результат оптимизации налицо: статистика радует достижениями чрезвычайного ведомства – количество пожаров за последнее время значительно снизилось. Да и общая статистика выглядит утешительно. Однако статистика выглядит красиво в результате того, что путем специального постановления есть возможность перевода происшествия из категории «пожар» в категорию «загорание». То есть пожаров вроде как меньше, а загораний куда больше. Так, по итогам 2015 года в официальном отчете Министерства зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года показатель составил всего 275 939. Как видим, количество выездов за два года увеличилось на 40 %. При этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152 959 пожаров, в 2015 – 145 686). Маловероятно, что граждане в 1,5 раза чаще стали вызывать пожарных на горение мусора.

Так что же происходит с пожарной службой на самом деле? На примере последнего пожара ситуацию разъясняет Александр Гудков: «Вот смотрите: склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. Что это значит? Вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация. Но теперь там склад быстровоспламеняющихся веществ. Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». Я убежден, что этот пожар – прямое следствие ослабления ГПН!»

С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора. Основной орган федерального управления надзора - Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - был сокращен более чем вдвое. Кроме того,был полностью расформирован и сокращен Центр обеспечения деятельности ФПС Министерства (ЦОД ФПС).

Давление на бизнес или спасение жизней?

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. Причем, это недоумение зачастую переходит практически в бунт самих сотрудников. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. И в законности этого приказа сомневаются в регионах. По сообщению некоторых СМИ, руководитель одного из подразделений пожарного надзора свердловского главка МЧС считает, что приказом запрещается проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения. Источник заявил в СМИ следующее:


Владимир Пучков, глава МЧС России
«Интересно, зарегистрирует ли этот приказ Минюст - большой вопрос! Но я буду руководствоваться не приказом, а федеральным законодательством. Ведь пять человек, обслуживающие промышленный холодильник, - это даже не малый, а микробизнес. Но случись что, отравить аммиаком массу людей в случае аварии они смогут».

По мнению Гудкова, руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Мол, у нас есть строители, которые и обеспечат пожарный надзор. И есть государственная комиссия, которая примет государственный объект. Причем здесь мы? Ведь если ты участвуешь в комиссии, ставишь свою подпись под актом государственной комиссии - разделяешь ответственность. В итоге отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Сейчас малый и средний бизнес фактически освобожден от проверок. Идея МЧС логично вписывается в политику снижения административного давления на бизнес. Журналистские расследования ПАСМИ не раз показывали, как можно задавить бизнес подобными проверками. Но при реализации таких «пожарных каникул» появляется другая проблема: множество крупных предприятий пытаются искусственно стать малым бизнесом, а давление на бизнес сменилось отсутствием контроля и, соответственно, появлением высоких рисков для жизни каждого из нас.

Сегодня функции надзора за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по реализации мер по обеспечению пожарной безопасности от ЧС переданы в главные управления по субъектам Российской Федерации. В связи с этим были упразднены сформированные ранее планы проверок и система учета органов исполнительной власти субъектов, не была обеспечена передача аналитических материалов и контрольно-наблюдательных дел в органы надзора на местах. Поэтому подобные проверки сегодня фактически не проводятся. Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Кто виноват в трагедии на Амурской улице?

Трагедии и героические поступки возникают не на пустом месте, они рукотворны. Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Говоря «некомпетентным», мы отнюдь не используем уничижительную лексику. Зачастую на высокие должности в пожарном надзоре ставились люди военных профессий – танкисты и артиллеристы, фактический уровень компетенции которых не дотягивал. Ведь сама специфика ГПН требует комплексных знаний в сфере специализированных нормативных актов. Но многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, хотя нередки были случаи, когда увольнения происходили за полгода до выслуги лет.


Восемь пожарных - Александр Юрчиков, Алексей Акимов, Роман Георгиев, Александр Коренцов, Павел Андрюшкин, Николай Голубев, Сергей Синелобов, Павел Макарочкин - жили героями и погибли героями

В связи со всей этой ситуацией интересен и еще один момент. Культивируемая «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных овощебазе на Амурской улице. Зачем будущему террористу везти в Москву гексоген и взрывать себя в метро, если он может попросту проникнуть в какую-нибудь старую овощебазу, переделанную под склад горючих веществ. Вот тебе самая настоящая пороховая бочка, где установлена обычная автоматическая пожарная сигнализация, и никому до этого нет дела – концов не найдешь. Проникнув в помещение, террорист может всего лишь бросить спичку. И когда огонь разгорится, потушить его будет очень сложно, поскольку овощебаза предназначена для хранения овощей, а не пороха.

Один из наших экспертов, полковник внутренней службы в отставке Виталий Ильин заявил, что в трагедии не виновато московское руководство мчсников. Они действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента.

По его словам, эта трагедия – несчастный случай, предпосылками которого в том числе послужило и ослабление Госпожнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Доброго времени суток.

В отношении фразы "Сейчас денег нет в бюджете на переводы в другие ведомства".

Коллеги, вспомните новейшую историю, постарайтесь быть объективными и посмотрите правде в глаза.

Итак, 2002 год. Президент России указом от 09.11.2001 № 1309 постановил преобразовать Государственную противопожарную службу МВД в Государственную противопожарную службу МЧС. В результате реформы в начале 2002 года 278 тысяч сотрудников ГПС «влились» в дружный коллектив МЧС. Никаких изменений в закон о бюджете не потребовался. А нашивки на боевках на надписями "Пожарная охрана" уже потом перешили...

2016 год. Ликвидация Росграницы. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N40 и функции Росграницы переданы Министерству транспорта РФ.
Все. Без ущерба для бюджета.

2016 год. Ликвидация Росфиннадзора. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 предусматривает слияние Росфиннадзора и Федерального казначейства, после чего функции валютного контроля распределяются между налоговой и таможенной службами.
Как подчеркнул премьер-министр Д.А. Медведев, это объединение призвано сделать более компактной систему финансово-контрольных и надзорных органов, входящих в Минфин.

Ну и, собственно, создание и формирование ФСВНГ. Создана Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157. В состав вошли внутренние войска, органы управления и подразделения МВД России по госконтролю в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности, отряды СОБР и ОМОН территориальных органов внутренних дел, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиаподразделения министерства, ФГУП «Охрана».

Обзорно. В РФ на протяжении более 12 лет функционирует система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", которая подразумевала создание федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб вместо действовавших ранее государственных комитетов, федеральных комиссий, российских агентств, федеральных надзоров и государственных комиссий. За период 2004 - 2016 гг. было принято 53 указа Президента Российской Федерации, так или иначе видоизменяющих систему и структуру органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти создаются, упраздняются, присоединяются, объединяются, преобразовываются, переименовываются, изменяют свою подведомственность.

В 2018 году предполагается продолжить работу по совершенствованию структуры ФОИВ.

В заключение предлагаю вашему вниманию со статью в РБК, где говорится, что в 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии.

Мониторинг в реальном времени

Одной из причин гибели людей при пожаре в Кемерово стали закрытые в ТЦ «Зимняя вишня». Такие нарушения, как запертые эвакуационные пути, относятся к «режимным», сказал замглавы МЧС, соблюдение этих требований сейчас невозможно контролировать в реальном времени. Даже при внеплановой проверке орган пожарного надзора вынужден уведомлять собственников и всех арендаторов как минимум за сутки до прихода инспекторов. По словам Кададова, за это время можно подготовиться к проверке с точки зрения режимных требований, но с уходом инспекторов «все вернется на круги своя», если бизнесу по какой-то причине выгодно не соблюдать эти требования.

«Все эти торговые центры, которые на сегодняшний день в большинстве своем в том же состоянии, что и кемеровский, — с закрытыми перегороженными путями, — за сутки приведут в порядок, запустят систему, которая, может, им мешает в повседневной жизни, покажут, что все работает, а с уходом инспектора вернут все на круги своя», — рассказал замглавы МЧС.

Видео: Следственный комитет Российской Федерации / YouTube

Эту проблему можно решить, включив системы онлайн-мониторинга за пожарной безопасностью в правила строительства крупных объектов, считает Абызов. «Нам надо искать режимы, по которым мы могли бы осуществлять постоянный мониторинг состояния систем пожарной безопасности за счет цифровизации», — сказал министр. «Мы живем в XXI веке, говорим про цифровую экономику. Надо предусмотреть такие требования, чтобы мы могли в дистанционном режиме видеть, включена ли система пожарной безопасности. Нужны элементы простейшего компьютерного мониторинга использования всей противопожарной цепи. Сегодня телеметрия нам все эти возможности дает», — предлагает Абызов. По его словам, такие системы не будут стоить слишком дорого.

«Это не надо делать по всем объектам. По 100-тысячникам, по 50-тысячникам (площадь объектов. — РБК ) мы могли бы включить эти требования в правила их строительства», — сказал Абызов. По его словам, МЧС должно подготовить компетентное предложение по размерам объектов. «Возможно, будет целесообразно и с 5 тыс. кв. м внедрять такие системы, — добавил министр. — Издержки там небольшие. И вы (контрольно-надзорные органы. — РБК ) бы не раз в год туда приходили, а каждый день, каждую минуту видели бы на мониторе потоковую информацию о состоянии противопожарных систем», — подчеркнул он.

Внедрение такой системы дистанционного мониторинга на всех объектах повышенной опасности технически возможно, считает ведущий инженер ЗАО «Безопасность», эксперт в сфере пожарной безопасности Александр Глущенко. Онлайн-мониторинг уже запущен на социальных объектах с массовым скоплением людей, например в гостиницах и дошкольных образовательных учреждениях, отметил он. «Все данные о состоянии объекта через так называемый пульт централизованного наблюдения собирается в мониторинговом центре. Как правило, эта панель [расположена] в ближайшей пожарной части МЧС. В режиме реального времени социальные объекты отслеживаются, это так называемая пультовая охрана в части пожарной сигнализации», — сказал РБК Глущенко. По его словам, затраты на установку необходимого оборудования могут обойтись для собственников объектов в 100 тыс. руб.

Вернуть полный контроль МЧС

МЧС предлагает усилить пожарный надзор за многофункциональными комплексами с массовым скоплением людей: проверки таких объектов нужно проводить не реже одного раза в год, заявил Кададов. «Мы уже приняли решение, что в отношении многофункциональных комплексов будем менять степень риска и периодичность [проверок]. На таких многофункциональных сложных объектах, с этажностью, которые представляют собой объекты массового скопления людей, <...> мы должны быть обязательно не реже раза в год», — сказал замглавы МЧС.

Он подчеркнул, что такие проверки должны вестись независимо от надзорных каникул, которые с 2016 года действуют для малого бизнеса. «Даже если [надзорные] каникулы будут, то мы могли бы все осуществлять», — сказал Кададов.


С 2007 года МЧС не участвует в пожарном надзоре на этапе проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий — эти аспекты находятся в ведении государственного строительного надзора. До конца 2006 года все вопросы пожарной безопасности на всех этапах контролировало МЧС, а сейчас государственный пожарный надзор «приходит» на объект только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

«Д​аже если бы не было запрета на проверку в течение надзорных каникул и инспектор вошел бы в этот торговый центр, то сегодня те нарушения капитального характера, которые были допущены при строительстве, он не смог бы устранить, потому что ему была бы предъявлена проектная документация, согласованная Госэкспертизой и Госстройнадзором. Он бы просто написал рекомендацию и ушел, все замечания касались бы режимного характера», — объяснил Кададов. Он сообщил, что МЧС будет выходить с инициативой вернуть пожарный надзор на этапе проектирования и строительства зданий. Абызов согласился, что этот вопрос нужно проработать.

Приоритет объекту, а не юрлицу

Еще одна проблема, которую высветила трагедия в Кемерово, — несоответствие между объектом, на который должен быть нацелен контроль и надзор (например, торговый центр), и юридическими структурами, которые владеют или управляют объектом. МЧС сталкивается с тем, что в торговых центрах большое количество арендаторов, каждый из которых может быть ИП или малым бизнесом (соответственно, на такие лица распространяются надзорные каникулы). Закон о защите прав юридических лиц не позволяет планировать проверки в отношении объекта — проверяют только юрлица.

Запутанная история

ТЦ «Зимняя вишня» был открыт в 2013 году в рамках редевелопмента Кемеровского кондитерского комбината. Собственников у ТЦ «Зимняя вишня» много, Денис Штенгелов, основатель «КДВ Групп» (выпускает снеки под брендами «Кириешки», «Три корочки» и др.). Именно ему принадлежит Кемеровский кондитерский комбинат, который как минимум выступал арендодателем для некоторых крупных операторов сгоревшего торгового центра.

МЧС изначально заявило, что ТЦ «Зимняя вишня» не проверялся надзорными органами, потому что «проверка не могла быть проведена из-за надзорных каникул» (действующего с 2016 года моратория на плановые проверки малого бизнеса).

В то же время, по сообщению Минэкономразвития, собственником ТЦ «Зимняя вишня» является ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат», которое не включено в реестр малого и среднего предпринимательства ФНС. «На него не распространяются надзорные каникулы для малого бизнеса», — сообщили РБК в Минэкономразвития.

ООО «Зимняя вишня Кемерово», по данным источников «Интерфакса», является арендатором третьего и четвертого этажей торгового комплекса. Гендиректор и учредитель этой фирмы Надежда Судденок была по решению суда. ООО «Зимняя вишня Кемерово» включено в реестр малого бизнеса, но при этом, как следует из данных СПАРК «Интерфакса», в июне 2016 года в этой компании прошла плановая проверка главного управления МЧС по Кемеровской области на предмет пожарной безопасности (несмотря на надзорные каникулы). А в ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» пожарных проверок за последние годы не было, следует из данных Единого реестра проверок .

По мнению Абызова, необходимо ввести двойную систему классификации поднадзорных субъектов: по сложности объекта, его классу опасности и по виду объекта с точки зрения принадлежности и размера предприятия. «Для пожарного надзора, конечно, приоритетом должен являться объект защиты, его сложность, его риск. Риск объекта первичен по отношению к юридическому статусу тех, кто этим объектом пользуется», — сказал министр.

Минэкономразвития все равно считает, что надзорные каникулы должны быть продлены до конца 2022 года в тех областях, где еще не применен риск-ориентированный подход, как недавно . «Что касается продления надзорных каникул, то мы занимаем последовательную позицию и сейчас еще раз подтверждаем, что мы считаем, что должен быть риск-ориентированный подход. То есть освобождение от контроля не потому, что это малый бизнес, а потому, что у тебя низкие риски, — это приоритет», — сказал на том же заседании заместитель министра экономического развития Савва Шипов. Дальнейшие меры по усилению надзора на опасных объектах вне зависимости от форм бизнеса будут обсуждаться на этой неделе с руководителями всех деловых объединений, сообщил Абызов.

19.10.2016 14376


После пожара на Амурской улице, в огне которого погибли восемь сотрудников пожарной службы, возникает два резонных вопроса – кто виноват и что делать? При этом в самом ведомстве начались жаркие споры - люди из министерства делают упор на том, что в трагедии виноваты сами пожарные из-за их же неправильных действий, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле? Для того, чтобы разобраться в сути, необходимо копнуть глубже.

В 2014-2015 годах были проведены серьезные реформы в МЧС, названые позднее «оптимизацией». Результат оптимизации налицо: уменьшилось количество пожаров, да и общая статистика выглядит утешительно – по итогам 2015 года произошло 145 тысяч пожаров, а в 2013 было почти 153 тысячи. Вроде бы молодцы, новый министр действительно работает, реформы действенные проводит.

Но красиво только на бумажке. Принятием одного из специальных постановлений у министерства появилась возможность перевести происшествие из категории «пожар» в категорию «загорание». И если посмотреть на статистику загораний, то выглядит она ужасающе – за 2 года количество выездов на загорания увеличилась практически в 1,5 раза! Для наглядности, в 2013 году т.н. загораний было зафиксировано почти 276 тысяч, тогда как в 2015 году, после вступления реформы с уточнениями в действие, количество загораний составило 385 тысяч!

Теперь давайте взглянем на еще один важный орган пожарной безопасности – Госпожарнадзор. С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора.

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. По сути, приказ запрещает проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения.

Сокращения были естественно обоснованы – кризис, оптимизация бюджета. Новые приказы логично вписываются в политику снижения административного давления на бизнес. Но к чему это привело?

Давайте рассмотрим подробнее на примере последнего пожара. Склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. При этом вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация.

Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». События на Амурской улице – прямое следствие ослабления ГПН.

Создается впечатление, что руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Есть строители, которые должны строить по ГОСТу и обеспечивать пожарный надзор. Есть государственная комиссия, принимающая объект. МЧС при этом отстранятся от ответственности.

Но по сути отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Трагедия на Амурской улице не случайна и не возникла на пустом месте.

Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, других под предлогом сокращений. Но суть не меняется – именно действия верхушки руководства привели к трагедии, разыгравшейся в Москве 22 сентября и унесшей жизни 8 членов пожарной безопасности.

Московское руководство и сотрудники действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента, в гибли товарищей их вины нет – все таки это больше несчастный случай. Но это случай был спровоцирован в том числе и ослаблением Госпожарнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Интересен еще один момент. В реалиях современной военной обстановки и напряжения во внешней политике «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных складу на Амурской улице.

Потенциальным террористам достаточно бросить спичку в подобном складе и мы получим новую трагедию с гибелью людей.

Так все же, нужны ли такие реформы МЧС? И куда приведет новое руководство министерство, которое должно отвечать за спасение граждан?

Перед МЧС России поставлена серьезная задача обеспечить до 2018 года снижение количества погибших, травмированных и пострадавших в результате ЧС и пожаров людей на 10 процентов, а к 2025 году - на 30 процентов. О том, как этого собираются достичь, а также о новых подходах в работе с бизнесом и населением в интервью "Российской газете" рассказал директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Кададов.

В этом году службе Государственного пожарного надзора исполняется 90 лет. За это время решено немало задач. Но, пожалуй, сейчас впервые надзор начинает меняться кардинально, переключаясь с репрессивного характера работы на партнерский и профилактический. Как продвигается эта реформа?

Сергей Кададов: Да, 90-летие - это солидный и зрелый возраст. Хотя по большому счету пожарная безопасность и надзор за ней начали развиваться еще в средние века вместе со строительством городов.

Если брать современную историю, то в 2015 году мы вошли в перечень пилотных надзорных органов, которые стали площадкой для Открытого правительства по реформе и реорганизации контрольно-надзорной деятельности.

С 2016 года у нас начался новый этап развития, который был нацелен на смену приоритетов. Руководством министерства была поставлена задача поменять репрессивный метод сути надзорных органов на метод партнерских отношений. В 2016 году мы выпустили постановление совместно с Открытым правительством и минэкономразвития, в котором классифицировали все наши поднадзорные объекты по пяти классам риска.

То есть по сути ввели риск-ориентированный подход?

Сергей Кададов: Совершенно верно. Благодаря ему уже в 2017 году мы вывели из-под надзора более семисот тысяч объектов, которые попали в слабую степень риска.

То есть это объекты, которые не несут никакой угрозы ни для тех, кто там бывает, ни для окружающих. И в то же время выбрали для пристального надзора две самые сложные категории - высокого и значительного риска, которые мы должны проверять раз в три и в четыре года. По всем остальным объектам мы определили сроки посещения инспекторами в 7 и 10 лет.

Кроме того, мы ушли от палочной системы, когда инспектор должен был составить большое количество протоколов. Теперь мы поменяли оценку эффективности деятельности органов надзора.

Основными критериями стали показатели, которые характеризуют в целом защищенность населения. Это и снижение количества пожаров, и снижение числа погибших, снижение материального ущерба от пожаров и ряд других показателей. Более того, в новом Административном регламенте по надзору за выполнением требований пожарной безопасности основной формой деятельности инспектора определена профилактика. Причем инспектор должен объяснить, показать, рассказать, как проще и, может быть, даже экономичнее объект, здание или помещение защитить.

Проверок и давления на бизнес при этом стало меньше или больше?

Сергей Кададов: На порядок меньше.

Мы, в принципе, сегодня запретили в приказном порядке проверять малый и средний бизнес. Наш второй приоритет в работе - это как раз активное снижение административной нагрузки на бизнес. При этом высвободившееся от проверок время мы теперь стараемся тратить на профилактические меры.

Сегодня для каждого субъекта России разработана своя программа профилактики, где прописаны все возможные риски и порядок профилактических рейдов на весь год, начиная с весенних паводков и заканчивая зимними каникулами. Кроме того, мы стараемся привлекать к профилактической работе, особенно летом, представителей общественных организаций и органов исполнительной власти.

Как итог - по сравнению с 2015-2016 годами, мы имеем положительную динамику и по снижению количества пожаров - почти на пять процентов, и по снижению погибших - около шести процентов.

Как вы думаете, насколько еще удастся увеличить эту положительную тенденцию?

Сергей Кададов: Если говорить на далекую перспективу, то еще в 2016 году мы в рамках стратегического планирования разработали совместно с Открытым правительством паспорт стратегического развития органов надзорной деятельности до 2025 года. Например, мы планируем, что количество пожаров и погибших к 2025 году должно сократиться на 30 процентов. Кроме того, согласно паспорту, мы постепенно заменяем надзорные функции на профилактические. И хотим, чтобы к концу 25-го года этот блок кратно преобладал над надзорными мероприятиями в соотношении 70 к 30.

Ваши поднадзорные, в частности бизнесмены, уже поняли, что профилактика для них гораздо интересней, чем тотальный контроль и штрафы? Или им проще по старинке - заплатить штраф и жить спокойно до следующей проверки?

Сергей Кададов: Когда мы только начали эту работу, все воспринималось с опаской, особенно со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Боялись, что придут к инспектору на консультацию, расскажут о своих проблемах и недостатках, а он им в ответ - штрафы и административные санкции.

Но мы постепенно доказали, что у нас нет никаких репрессивных задач. Сегодня работа выстраивается двусторонняя, обоюдная, и мы не всегда успеваем полностью охватить всех желающих, кто хотел бы получить консультации сотрудника ГПН. У нас на сайте не так давно заработал онлайн сервис, который сопровождает реформу контрольно-надзорной деятельности. На него поступает, например, много вопросов от начинающих предпринимателей, которые взяли в аренду здание или помещение, и не всегда знают, где права и обязанности собственника, а где арендатора.

Мы стараемся разъяснить все вопросы, даже вплоть до того, как правильно составить договор аренды.

Поставлена задача поменять репрессивный метод работы надзорных органов на метод партнерских отношений

В последние годы МЧС России очень активно выходит на международный уровень, сотрудничая с зарубежными службами. Органы пожарного надзора наверняка тоже принимают в этом участие?

Сергей Кададов: Действительно, у нас взаимодействие всегда тесное. Именно на уровне служб экстренного реагирования по разного рода видам опасности и угроз. В июне в рамках Евразийского экономического союза мы приняли технический регламент, который определяет требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Он будет распространяться на все государства, которые входят в Евразийскую экономическую зону.

И в следующие полтора года мы должны совместно с нашими коллегами принять единые нормы, стандарты и требования к продукции, которая будет перемещаться не только у нас в Российской Федерации, но и по всей Евразийской зоне.

В год юбилея государственного пожарного надзора что бы вы пожелали коллегам?

Сергей Кададов: Хочется пожелать крепкого здоровья и терпения. У нас очень непростая, сложная миссия. С одной стороны, она не всегда заметна, как работа наших оперативных экстренных служб, которые тушат пожары и ликвидируют последствия ЧС. Наша работа связана с тем, чтобы этого не происходило. Второе, что хочется пожелать, - чтобы в семьях наших сотрудников всегда царили благополучие и уют.

И, приходя домой, они испытывали комфорт и самые теплые добрые чувства. И вообще, чтобы нашему инспектору было проще работать с населением, которое воспринимало бы его как друга, помощника, консультанта.

Актуально

Сергей Кададов: работа инспектора часто не видна, но именно это говорит о ее отличном исполнении. Фото: Константин Завражин / РГ

С 2016 года в рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности Государственного пожарного надзора МЧС исключены надзорные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства.

Система риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора позволила сократить количество проверок за два последних года на 40 процентов. В два раза сокращено количество принимаемых административных мер. Эти тенденции сохранились и в первом полугодии 2017 года. Количество плановых проверок снижено на 34,4 процента, внеплановых - уменьшено на 34,6 процента.

В рамках повышения правовой грамотности населения и бизнеса введена практика ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности на федеральном и региональном уровне.

Проводимая системная работа обеспечила в среднем ежегодное снижение количества чрезвычайных ситуаций и пожаров на 4 процента, число погибших людей - на 7 процентов, травмированных - на 5 процентов.



Просмотров