Чем конфедерация отличается от федерации: сходство и различие данных политических образований. Что такое конфедерация: примеры стран с признаками конфедеративного строя

История появления современных государств имеет множество примеров, когда они создавались из нескольких независимых друг от друга регионов. Это происходило по причине развития между ними очень тесных социальных, экономических, а также политических связей.

Однако главным фактором объединения под единой, пусть и временной, центральной властью являлись общие интересы. Такие союзы называются конфедерацией. Поэтому стоит более подробно разобрать, что такое конфедерация, и особенности ее устройства.

Прежде всего, конфедерация – это союз нескольких суверенных стран, обладающих общим органом, который отвечает за координацию деятельности в различных областях, от внешнеполитических и экономических до военных.

Важной отличительной чертой подобного объединения является то, что все государства, входящие в него, не теряют свой суверенитет, а поэтому сохраняют собственные органы власти во всех сферах.

Зачастую в ведении союзного государства переходит ограниченное число вопросов. Обычно это внешняя политика и оборона. Принимаемые решения центрального органа распространяются на все входящие в объединения страны.

Согласно информации, которую содержит Википедия, в настоящее время конфедерация – это крайне редкая форма управления, мнение о статусе которой у политиков и экономистов разделяется.

Некоторые считают, что это полноценное , а другие указывают на временный характер союзного объединения. Основной проблемой слабости подобных образований является отсутствие юрисдикции объединяющего органа над жителями, поэтому ему приходится действовать только посредством субъектов.

За счет этого наблюдается потребность у центрального органа власти утверждать свои решения с государствами-членами, только после чего оно может быть принято.

Другой отрицательной стороной конфедерации является отсутствие единого органа законодательной власти и общего гражданства. Поэтому каждая страна обладает правом самостоятельно выйти из этого объединения и вести свою внутреннюю политику.

Это и определяет слабость подобной формы наднационального сотрудничества, охватывающего только установленные сферы взаимодействия между участниками.

Примеры

Наиболее ярким примером государства-конфедерации были США в период своего формирования, а также Швейцарские кантоны.

Так, в начале 18 века США были объединением такого типа, содержавшим слабую законодательную власть и центральное управление. Они имели право только на консультационную функцию, а вся реальная власть принадлежала уже непосредственно штатам на местах.

Если говорить о швейцарских кантонах, которые образовались в 1291 году, то к ним относились земли Швиц, Ури, а также Унтервальден. Они между собой подписали хартию, которая послужила основой для дальнейшего создания Швейцарии.

Необходимость этого заключалась в противостоянии между императором и властями на местах, которые поддерживало население.

Поэтому после провозглашения независимости созданное союзное государство в многочисленных войнах, проходивших с Габсбургами, расширило свою территорию.

Кроме этого, в период с 14 по 16 век основная часть северной Европы была подконтрольна Кальмарской унии.

В ее состав входили следующие государства:

  1. Дания.
  2. Швеция.
  3. Норвегия.

Эти скандинавские страны вместе противостояли изменениям, которые произошли в климате Европы. Из-за похолодания начался экономический кризис, за счет чего феодалам, в чьих владениях находились земли большей части северной Европы, потребовалась центральная власть.

Еще один пример – это Речь Посполитая, которая объединилась в одно конфедеративное государство, состоящее из королевства Польского, а также княжества Литовского. При этом оба субъекта оставляли за центральным правительством управление, законы, армию, а также суд.

За счет этого их объединение было более тесным в сравнении с другими примерами такого типа государственно-союзного устройства.

Другим вынужденным союзом суверенных государств была страна Маратхов, располагавшаяся в пределах современной Индии.

Оно было создано с целью противостояния экспансии империи Моголов, за счет чего просуществовало более 100 лет.

Подобное объединения показало высокую эффективность в борьбе с исламским государством.

Признаки

Основные признаки конфедерации заключаются в следующем:

  • все участники объединения сохраняют свой суверенитет;
  • при противоречии общих законов национальным приоритет отдается последним;
  • присутствует возможность беспрепятственного выхода из состава объединения;
  • есть общие координирующие органы;
  • решения принимаются при наличии согласия всех государств-участниц.

В этом случае все страны, входящие в состав объединения, сохраняют свою полную независимость в любых вопросах, а вопросы решаются совместно в процессе согласования руководителями либо их представителями.

В этих целях создаются специальные наднациональные структуры, которые осуществляют координацию всех интересующих их членов задач. Однако решения, принимаемые центральным органом, не могут противоречить местным законам.

В отличие от федерации либо унитарного государства конфедерация – существенно более слабое объединение территорий, и в любой момент из него могут выйти те или иные субъекты.

Стоит знать! Определенные типы унитарных структур при некорректно подходе к управлению, оказываются слабее конфедерализма, за счет меньшего учета интересов местных жителей и меньшей свободы у них в принятии решений.

Отличие конфедерации от федерации

По мнению политологов, различия между такими формами объединения территорий заключаются в самом принципе, по которому происходит распределение властных полномочий.

Так, является образование, в котором главную роль играет центральное правительство с сохранением определенной самостоятельности на местах.

А конфедерация – это своеобразный союз независимых стран, где главным являются интересы каждой из них.

Если кратко, то главное, чем отличается один союз стран от другого, таковы:

  • В федерации часть суверенитета отдается центрально правительству, тогда как после конфедерализации страны-участницы его полностью сохраняют.
  • Федеративное устройство разделено на областной, а также общегосударственный уровень. А при объединении по конфедеративному принципу все субъекты сохраняют собственную структуру управления.
  • В составе федерации присутствуют административные единицы, а в конфедерации – это независимые страны.
  • При конфедеративном устройстве союза его члены могут свободно его покинуть, а при федеративном – нет.
  • Одно государство может состоять сразу в нескольких конфедеративных союзах, но принадлежать может исключительно к одной федерации.

Есть ли перспективы у конфедерации?

Существует ряд причин, почему конфедерация оказалась исторически бесперспективным типом государственного устройства.

Таковыми являются:

  • Отсутствие центральной власти, обладающей должной силой. Высокий уровень независимости стран, входящих в этот союз, приводит к его неустойчивой позиции, а в сумме с иными факторами может стать причиной его распада.
  • Временность союза всегда обусловлена достижением определенных целей, после чего необходимости в необходимости странам находиться в нем больше нет. Это также приводит к его распаду.
  • Трудность в управлении, которая только увеличивается при вступлении в союз других членов. Причина в том, что для принятия решения требуется согласие всех стран, каждая из которых отстаивает свои национальные интересы.

В наши дни нет точного понятия, что представляет собой конфедеративное устройство, которое бы позволяло определить, относится ли тот или иной союз к конфедерации.

Список современных структур по основным принципам, подходящим к этому типу государственного устройства, содержит следующие объединения:

  • Европейский союз (он же ЕС);
  • Содружество Независимых Государств (оно же СНГ, возникшее после распада СССР);
  • Британское Содружество (возникшее после отделения колоний от метрополии).

Европейский союз включает в себя 28 государств. Он был создан в 1952 году и с тех пор активно расширялся, поэтому существует и сегодня. При этом 19 из них используют в качестве национальной валюты единую валюту евро. Кроме этого, 22 члена ЕС также состоят в НАТО.

Важно! Союзом конфедеративного толка является СНГ. Он образовался на просторах бывшего СССР в 1991 году. В него вошли 11 стран, преследующие цели обеспечения мира и стабильности, экономической интеграции и взаимопомощи, поддержания культурных и политических связей.

Британское Содружество – это Великобритания, а также ее бывшие колонии. Союз действует начиная с 1887 года. Общая численность населения стран-участниц составляет 2,2 миллиарда, что равняется порядка 30 % от всего населения планеты. Символическая роль управления возложена на британского монаха Елизавету II.

Полезное видео

Подведем итоги

Несмотря на бесперспективность конфедерации в будущем из-за отсутствия четкого вектора развития, они сегодня существуют и развиваются, конкурируя со странами с федеративным и унитарным устройством. Объясняется это грамотным подходом к управлению и достижению взаимопонимания между всеми членами.

Политические союзы и альянсы создаются для реализации конкретных задач, главная из которых – защита участников от внешних и внутренних угроз. Федерации и конфедерации – суть разные уровни интеграции стран. Они существенно отличаются от унитарных государств, но понять разницу между ними порой бывает сложно. К примеру, к какому виду лучше отнести Евросоюз? Чем данные государственные образования отличаются друг от друга и какая форма является более устойчивой и надёжной?

Федерация – государственное устройство, при котором страна состоит из самостоятельных субъектов, обладающих определёнными полномочиями. В США и Индии это штаты, в Германии – земли, в Японии – префектуры, в Канаде – провинции и территории. Субъекты федерации могут издавать собственные нормативные правовые акты, проводить референдумы, принимать местные конституции. Система власти страны состоит из двух уровней: региональный (на уровне административной единицы) и верховный (представители всех субъектов).

Конфедерации – это союз суверенных государств, созданный для решения определенных задач, касающихся войны и мира, внешней политики, экологических проблем. Все субъекты данного образования сохраняют суверенитет и независимость. Важнейшее отличие конфедерации – неустойчивость: после решение поставленных задач она либо расформировывается, либо становится федерацией. Союзные органы, как правило, представляют собой лишь совещательные единицы и не обладают реальными полномочиями.

Сравнение

Таким образом, важнейшее различие между двумя понятиями – суверенитет территориальных единиц. У конфедерации он есть, у федерации – нет. Соответственно, будет различаться и возможность выхода из состава. Покинуть федерацию практически нереально, сама попытка приравняется к мятежу, и на практике такое происходит крайне редко. Прекращение конфедерации – логичный этап завершения её деятельности.

Федерация считается устойчивым государственным образованием, возраст отдельных представителей исчисляется столетиями. Конфедерация распадается либо после того, как цели её создания достигнуты, либо вследствие внутренних противоречий. Одна и та же административная единица может входить в состав лишь одной федерации. Одно и то же государство может быть членом нескольких конфедераций – это не запрещено.

Герб Российской Федерации

Выводы сайт

  1. Суверенитет. Субъекты федерации передают свою независимость центральным органам управления и в определённой степени подчиняются им. Участники конфедерации полностью сохраняют суверенитет.
  2. Органы государственного управления. Федерация имеет два уровня управления: региональный и общегосударственный. Участники конфедерации полностью сохраняют свою внутреннюю структуру управления.
  3. Территория. Территория федерации состоит из её административных единиц, а конфедерации – из независимых государств.
  4. Распад. Участники конфедерации могут в любой момент покинуть союз, субъекты федерации – нет.
  5. Полномочия союзных органов. Как местные, так и высшие органы управления федерации наделены широким кругом компетенций. Полномочия органов конфедерации невелики, все решения вырабатываются совместно.
  6. Гибкость. Федерация является более устойчивым образованием, нежели конфедерация.
  7. Членство. Одно государство может одновременно входить в состав нескольких конфедераций, одна территориальная единица – лишь в одну федерацию.

Отличие федерации от конфедерации видно из таблицы.

Основные характеристики Конфедерация Федерация
Характер договора между станами-участниками союза Договор между членами союза носит характер международного договора. Конфедерация не является субъектом международного права. Договор является внутригосударственным документом. Государство является субъектом международного права.
Возможность выхода из состава союза Государства, входящие в конфедерацию, имеют право свободно­го выхода из нее, что оговаривается условиями договора. Субъекты федерации не вправе выйти из состава союза. Попытка сецессии (одностороннего разрыва отношений с союзом) рассматривается как мятеж и пресекается государством.
Отношение к суверенитету (степень самостоятельности) Члены конфедерации суверенны и вправе свободно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Никакие решения союзной власти не имеют силы без их согласия. И хотя в рамках конфедерации создаются некоторые органы для решения общих для ее участников вопросов, с точки зрения международного права, по своей сути конфедерация больше соответствует международной организации. Субъекты федерации не обладают суверенитетом. Их компетенция ограничена предметами ведения, которые закрепляются договором об образовании федерации (федеративным договором) и федеральной конституцией. Их внешнеполитическая деятельность осуществляется в рамках предоставляемых им федерацией и носит ограниченный характер.
Цели образования союза Конфедерация создается для решения определенного ее участниками круга вопросов. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав этого международного союза. Целью федерации является создание единого целостного суверенного государства с единым гражданством.
Компетенция высших органов государственной власти. Для осу­ществления задач, определенных странами-участницами, образуются общие межгосу­дарственные законодательные и исполнительные органы, компетенция которых носит строго ограниченный характер. Федеральные органы государственной власти призваны решать общенациональные задачи и ограничены в предметах ведения и полномочий только федеральной конституцией.
Порядок образования представительных (законодательных) органов власти Представительный орган конфедерации формируется либо предста­вительными органами стран-участниц, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям, либо, как это имеет место в Европейском Союзе с 1979 г. путем прямых выборов, в которых принимают участие все граждане входящих в него государств. Представительные (законодательные) органы государственной власти на федеральном уровне избираются (формируются) в соответствии с конституцией страны.
Характер и юридическая сила нормативных правовых актов, издаваемых высшими органами власти союза. Акты, издаваемые органами власти конфедерации, носят рекомендательный характер и не содержат норм прямого действия. Они адресованы не гражданам, как это имеет место в федеративных государствах, а орга­нам власти субъектов конфедерации. Членам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в при­менении актов союзной власти. Акты, издаваемые высшими органами государственной власти в пределах их сферы ведения и полномочий, обязательны для исполнения на всей территории государства, имеют высшую юридическую силу и им должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления. Они адресованы гражданам федерации, которые обязаны их исполнять.
Порядок формирования и исполнения бюджета Бюджет конфедерации составляют добровольные взносы входящих в нее стран, отсутствует непо­средственное налогообложение и принудительное взыскания взносов. Федеральный бюджет – основной финансовый план правительства федерального государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона, главное звено бюджетной системы государства. Доходная часть федерального бюджета формируется за счет налоговых источников и неналоговых поступлений, а расходы осуществляются на цели и направления, закрепленные конституцией или иным законодательным актом за федеральным правительством.
Таможенные ограничения, передвижение лиц, товаров, услуг и капиталов. Право устанав­ливать таможенные и иные ограничения, препятствую­щие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов принадлежит каждой из стран-участниц.. Субъекты федерации не вправе вводить какие-либо ограничения в данной области по отношению к другим субъектам федерации или гражданам, проживающим в других регионах федеративного государства. Если такие факты имеют место, то они должны пресекаться.
Валюта и денежное обращение. Страны-участники имеют свою валюту и собственную систему денежного обращения Федеративное государство имеет единую валюту и единую (национальную) систему денежного обращения.
Вооруженные силы. Вооруженные силы членов конфедерации формируются на национальной основе и нередко имеют двойное подчинение. Вопросы обороны и безопасности, строительства вооруженных сил и вопросы военной стратегии находятся в сфере ведения федерального центра.

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз , автономия и др.

Империя – исторически сложившееся на основе жесткой централизованной власти объединение этнических и административно-территориальных образований. Империи, возникнув во многих цивилизациях и в разные эпохи, обладали специфическими чертами. Однако можно выделить и общие признаки:

Огромная территориальная основа;

Сильная централизованная власть;

Правящая элита, стремящаяся к экспансии;

Отсутствие единого государственно-правового статуса у входящих в империю образований;

Асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями, метрополией и колониями;

Подчиненность интересов различных социальных групп слоев общим политическим проектам;

Разнородный этнический и культурный состав,

Империи можно классифицировать на континентальные (Российская, Австро-Венгерская, Германская) и межконтенинтальные (Великобритания).



Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре , которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

СОДРУЖЕСТВО государств

– это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (Европейский союз, возможно СНГ).

1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость правовой системы и др.

2. Содружество государств складывается на международно-правовой договорной основе.

3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.

4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.

6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

7. Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов (т.е. не требует обязательного подчинения).

*** ЧИЛИ. Аугусто Пиночет:

· 11 сентября 1973 С первых дней своего правления военный режим объявил состояние «внутренней войны » противы коммунистов . Были учреждены военные трибуналы, заменившие гражданские суды, созданы несколько концлагерей для политзаключенных.

  • Реально в Чили только в первый месяц после переворота – до «нормализации» – было убито 30 с лишним тысяч человек. Еще 12,5 тысяч погибли за годы диктатуры под пытками, умерли в тюрьмах, были застрелены на улице.

· В области экономики Пиночет выбрал наиболее жесткий и радикальный путь перехода к свободной рыночной экономике. В апреле 1975 г. в Чили была введена в действие разработанная «чикагскими мальчиками» политика «шоковой терапии». Она предусматривала приватизацию государственных предприятий, отмену контроля над ценами, замораживание зарплат, сокращение капитальных вложений в госсектор.

· Экономический рост в Чили начался только в 1984 г. и составил 3,8% (пиночетовская статистика называла 6%). В 1985-м случился новый спад, в 1986-м – подъем до 5,7%, в 1987-м – 6%, в 1988-м – свыше 7%, в 1989-м – 10% (официальные данные; на самом деле подъем в 1989-м был лишь 7,3%). Но этот рост был вызван исключительными сверхприбылями, которые предоставлял военный режим зарубежному (североамериканскому) капиталу. 30-процентная безработица давала возможность зарубежному работодателю получать квалифицированную и очень дешевую рабочую силу.

· На плебисците 5 октября 1988, как показали подсчеты, около 55 процентов избирателей отдали свои голоса против диктатора.

Политические (государственно-правовые) режимы

Наиболее динамическим компонентом формы государства является политический (государственно-правовой) режим.

Он определяется как совокупность приемов, способов и средств осуществления власти в государстве .

Понятие "политический режим" включает в себя следующие важные параметры (признаки):

· степень участия народа в формировании политической власти , а также сами способы такого формирования;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства ;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

· соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

· какие методы доминируют при осуществлении политической власти: убеждения, принуждения ;

· роль в обществе "силовых" структур государства : армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.;

· Наличие политического плюрализма (многопартийности).

В связи с этими фактами различают демократические и недемократические режимы.

Демократические режимы характеризуются следующими показателями:

В экономической сфере:

· плюрализм форм собственности

· отсутствие или компенсация безработицы

· развитая рыночная конкурентная экономика

· материальная обеспеченность нетрудоспособных

В политической сфере:

· Разделение властей

· Политический плюрализм, многопартийность

· Реальная обеспеченность прав и свобод личности

· Равенство граждан перед законом

· Участие населения в реше­нии государственных вопросов посредством прямой или опосредованной демократии

· Развитое гражданское общество

· Легальная оппозиция

В социальной сфере:

· сглаживание социального неравенства, недопущение концентрации различных дефицитных благ: дохода, богатства, престижа, власти, образования и т.д. у одной социальной группы или класса

· наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, который отличается:

– высоким уровнем образования,

– чувством собственного достоинства,

– политической активностью

В духовной сфере :

· массовая грамотность населения

· свобода совести, творчества, отсутствие цензуры

· запрещенность пропаганды насилия, жестокости, расизма и т.п.

Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной .

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом через следующие институты прямого народовластия:

· выборы на основе всеобщего избирательного права,

· референдумы,

· сходы и собрания граждан,

· петиции граждан,

· митинги и демонстрации,

· всенародные обсуждения.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии :

· отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью,

· сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий,

· низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия осуществляется через представителям народа - депутатами, другими выборными органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений,

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты:

· отрыв представителей власти от своих избирателей;

· возможно развитие бюрократии и коррупции;

· принятие решений в интересах номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д

Демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают

Что такое «конфедерация» в стандартном понимании этого слова? Речь идет о союзе независимых суверенных государств, которые объединяются, чтобы добиться положительных политических или экономических успехов на международной арене. Создаются единые органы власти, но их правомочия не распространяются на граждан.

Конфедерация - что это?

Что означает «конфедерация»? Это объединение независимых стран, которое формируется для реализации важных общих целей. По мнению политологов, речь идет о форме взаимодействия держав, а не о форме государственного устройства, поскольку суверенитет распространяется на всю территорию. Решения по общим вопросам могут иметь силу не во всех странах, обязательными являются только аспекты обороны и внешней политики. Страны-участники сохраняют:

  • независимость;
  • свою систему органов власти;
  • законодательство.

Символ конфедерации

При упоминании этого термина, сразу приходит на ум Конфедерация США, этот тип государства появился в 1777 году, когда американцы воевали с английскими колонизаторами. Для большей результативности и был создан единый союз. Главным символом конфедерации называют флаг: на красном фоне синий Андреевский крест с белой окантовкой и звездами. Уже доказанным является факт, что изначально флаг Конфедерации был другим: красная и белая полосы с 7 звездами по кругу. Позднее он изменил фон, а количество звездочек возросло до 13 – по количеству штатов, которые боролись за независимость.

Многие годы этот стяг можно было увидеть во время мероприятий, которые проходили в южных штатах Америки, возле домов граждан, наряду с государственным флагом. Для южан он был символом борьбы за свободу, исторической ценностью. Хотя большинство американцев воспринимают знамя конфедерации, как символ оппозиции, созданный в противовес официальному стягу.

Чем конфедерация отличается от федерации?

Политологи отмечают, что разница между федерацией и конфедерацией - в схеме организации власти и размерами каждой территории. Конфедерация ФИФА насчитывает 209 национальных федераций, из них 185 государств являются членами ООН. Федерация – устройство, в котором участники самостоятельны, с сохранением некоторых полномочий. Суть конфедерации в том, что объединяются независимые державы и вместе решают важные проблемы.

Самые существенные отличия этих форм:

  1. Участники федерации переадресовывают суверенитет центральному управлению, а конфедерации – его сберегают.
  2. Федерация имеет областной и общегосударственный уровни. Участники конфедерации сохраняют каждый свою структуру правления.
  3. У федерации - административные единицы, у конфедерации – независимые государства.
  4. Участники конфедерации имеют право выйти из объединения, когда захотят, а в федерации - нет.
  5. В конфедерации решения определяются общими усилиями.
  6. Держава может войти в состав нескольких конфедераций, но федерации принадлежать только одной.

Конфедерация - признаки

Каждая система имеет свои характерные признаки, которые дают возможность государствам сделать выбор при определении форм правления. Различают такие основные принципы конфедерации:

  1. Ненадежный центр управления.
  2. Нет общей системы экономики, политики и права.
  3. Отсутствие независимости по территориям и единой системы законов.
  4. Члены союза сохраняют независимость.

Конфедерация - плюсы и минусы

Конфедерация в мире опирается на опыт таких первых союзных объединений, как США в начале формирования и Швейцарские кантоны, они проявились в 18 веке. Историки называют первым союзным объединением Речь Посполитую, сформировавшуюся в 16 столетии, когда сошлись Польское Королевство и Великое Княжество Литовское. Хотя конфедерация считается самым демократичным проявлением, специалисты в сфере права отмечают, что отрицательных моментов в ней больше, чем положительных. Плюс только один – привилегии в торговле, которая развивается постоянно.

А минусов конфедеративного союза для современных государств наберется несколько:

  1. При военных конфликтах участники союза имеют право только оказывать помощь, сохраняя невмешательство.
  2. Экономические проблемы одной страны сразу сказываются на других.
  3. Нет единой политической власти.

Конфедерация в современном мире

Что такое конфедерация в современном мире? Держав, которые бы идеально вписывались в рамки такого устройства, на сегодняшний день не существует. С учетом некоторых поправок принято считать таковыми несколько образований. Какие есть конфедерации?

  1. Босния и Герцеговина . Отношения сохраняются в рамках союзных, но они не отмечены в законе, как конфедеративные, и выйти их состава союза страны по своему желанию не могут.
  2. Евросоюз . Включает 28 государств, 19 из которых объединены единой денежной системой, составляя еврозону. Общая цель – интеграция в экономике и политике.

Федеративное государство (федерация) -- многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Федерация -- это союз ряда государственных образований.

Признаки:

  • 1. территория состоит из территорий ее субъектов;
  • 2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);
  • 3. две системы законодательства -- общегосударственная и субъектов;
  • 4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;
  • 5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии -- выхода из состава федерации;
  • 6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;
  • 7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);
  • 8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);
  • 9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
  • 10. двухканальная система сбора налогов:
  • 11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;
  • 12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от способа формирования:

  • - Союзная федерация -- появилась исторически первой, создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора (Швейцария).
  • - Смешанная федерация -- начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот (типичный пример это США, СССР).
  • - Альтернативная федерация - создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Альтернативные федерации в свою очередь, бывают:
  • - октроированные - статус субъекта определяется актами центральной власти;
  • - договорные -- статус субъекта определяется договором между субъектом и центральной властью.

В зависимости от правовых оснований образования:

  • - Договорные федерации -- образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;
  • - Конституционные федерации -- основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

  • - Территориальные федерации -- субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;
  • - Национальные федерации -- субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее -- СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.
  • - Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов -- РФ.

В зависимости от правового положения субъектов:

  • - Симметричные федерации -- состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее -- Чехословакия).
  • - Асимметричные федерации -- фактическое или юридическое неравенство субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.

Конфедеративное государство (конфедерация) -- это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических).

Признаки:

  • 1. временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз -- Объединенная Арабская Республика -- распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация -- это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается;
  • 2. государства - члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет и обладают правом сецессии;
  • 3. отсутствие единой территории, гражданства;
  • 4. добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;
  • 5. формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения;
  • 6. рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;

Выделяют также межгосударственное объединение -- это союз государств, созданные на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников (Европейский Союз, СНГ и другие). Общей правовой основой образования является Конституция страны (статья 79 Конституции РФ). Типичной разновидностью межгосударственных объединений, участником которых является РФ, являются Содружество Независимых Государств и Союз Суверенных Республик. СНГ образовано 10 декабря 1991 года. В его состав входят 12 государств -- бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Главное командование объединенных вооруженных сил; Совет командования пограничными войсками; Экономический Суд; Комиссия по правам человека; Межпарламентская ассамблея; Межгосударственный экономический комитет. Правовой основой деятельности СНГ является его Устав, принятый в 1993 году, а также большое количество многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств -- участников СНГ). Выход из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном уведомлении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Белоруссия.

К межгосударственным объединениям относятся некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например, Совет Европы, членом которого с 1996 года является Российская Федерация. Совет Европы -- одна из авторитетных и представительных организаций, объединяющая в своем составе свыше 40 европейских государств; образован в 1949 году. Главная цель -- содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира, а также защита прав и свобод человека.

Существуют в современном мире универсальные объединения государств, типа ООН, объединяющей около 200 государств.



Просмотров