Человеческие ценности в социальной психологии. Проблема ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

    Ценность образования;

    Ценность профессионализма;

    Ценность благоприятного социального статуса;

    Ценность построения успешной карьеры и т.д.

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

          конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

          деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

          нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

    Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

    Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

    Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

    Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

    Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

    Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

психология

Т. И. Ежевская

Ценности как важный психологический ресурс личности

В статье раскрываются понятия «личностные ценности», «ценностные ориентации», рассматривается взаимосвязь ценностей с другими психологическими ресурсами. Показывается значимость личностных ценностей в жизни и деятельности человека. Акцент в статье делается на ценностях как феномене сознания и источнике отношений человека с окружающей действительностью. Описывается иерархическая структура ценностного сознания личности.

Ключевые слова: личностные ценности, система ценностей, ценностное сознание, ценностное отношение, структура ценностей, ценностные ориентации.

T. I. Yezhevskaya

Values as important psychological resource of a person

There are "values" and "value"s orientations"- two conceptions in the article. Also it includes information about interconnection between values and others psychological resources, importance of person"s values in life and activity. The great attention is paid to values as a conscioushess phenomenon and a source of relationships with the reality forces of the environment. It is described hirarchical structure of person"s value conscioushess.

Key words: values of a personality, system of values, value"s consciousness, value"s attitude, the structure of values, value"s orientations.

Изучение системы личностных ценностей в рамках научных дисциплин, изучающих человека, показывает неоспоримость факта влияния ценностей как психологического фактора на жизнь и деятельность не только отдельной личности, но и разномасштабных групп, и общества в целом. В различных областях научного знания исследуются вопросы, связанные с проблемами ценностного сознания, ценностного отношения к реальности, взаимосвязи ценностных детерминант с поведением личности и различными личностными составляющими.

Понятие «ценности» характеризуется многообразием граней и аспектов, включает в себя разноплановые и разноуровневые явления, связанные с категориями «отношение», «значимость», «потребность», «интерес», «убеждение», «диспозиции», «смысл».

Обилие трактовок понятия «ценность» обусловлено различиями подходов к ее объяснению. В научном понимании чаще всего говорят о трех формах существования ценностей. В первом случае рассматривают ценность как значимость и идеал, выработанный общественным сознанием. Во втором случае ценность выступает в объективированной или материальной форме воплощения этих идеалов. В третьем варианте ценности входят

в психологическую структуру личности, являются фактом сознания и выступают источником отношений человека с окружающей действительностью и мотивации его поведения. В этой связи, одни исследователи считают ценности объективными, другие - субъективными феноменами, одни пишут, что ценность -это отношение, другие - что оно качество и т. д.

Необходимо отметить, что понятие «ценность» в современной отечественной психологической литературе чаще всего раскрывается двояко - как единство субъективного и объективного факторов и как воплощение фактора субъективности в отношении к предмету, его значимости. Двойственный характер ценностей определяется одновременно индивидуальным и социальным опытом. По мнению Ю. А. Шерковина «во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно

соотносится с ценностями, вошедшими в его личностную структуру» .

Ценность, по мнению А. В. Машенцева, есть «скрепленная в единстве универсального синтеза взаимосвязь сопринадлежащих ей реальных и идеальных аспектов бытия, на различных структурных уровнях которого сознание всегда обнаруживает форму какого-либо синтеза, априори всегда стремящуюся к своему аппроксимативно заданному идеалу» . Близкой точки зрения придерживается А. А. Цветков , который считает, что ценности - это такие внеэмпирические (трансцендентальные) конструктивные элементы в структуре личности, реализуя которые в духовных и материальных формах, человек раскрывает полноту своего бытия. По мнению видного отечественного философа-культуролога П. С. Гуревича, «ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека» и показывает личностно-окрашенное отношение к миру.

Размышляя о процессе определения ценностей, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу писал: «То, что существует, принимает свойства должного. Факты становятся оценками. Реальный мир, увиденный и понятый, превращается в мир ценимый и желанный. Мир, который «есть», становится миром, который «должен быть». То есть, говоря другими словами, действительное сливается с ценностным» .

Основополагающим положением теории ценностей является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру для человека, для его жизни» . Ценностное отношение включает в себя как содержательный, так и процессуальный, динамический компонент. Вырабатывая определенное отношение к определенному объекту, человек оценивает его и соотносит с собственной сложившейся системой личностных ценностей и прежним опытом. Ценности не существуют вне отношения «объект -субъект».

Существенным аспектом понимания ценностей как феномена сознания является то, что они рассматриваются учёными как фактор самоорганизации человека и как важный личностный ресурс, который является детерминантом целей, устремлений, отношений, активности и взаимодействия с

окружающей реальностью и определяют образ жизни человека.

Субъективные ценности всегда принадлежат конкретной личности и определяются как личностные ценности, которые осознаны и отрефлексированы личностью и, которые влияют на относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни, миру, другим людям, себе. С точки зрения Д. А. Леонтьева, личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы и укорененные в структуре личности . Они ассимилируются в структуру личности и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Опираясь на работы учёных, можно заключить, что личностные ценности не только определяют сознание человека, но и являются образованием сознания, они над-ситуативны и позволяют прогнозировать направленность поведения и активность личности в конкретных ситуациях. Направляя, организуя, ориентируя человека на определенные цели и в то же время детерминируя когнитивную работу с информацией, ценности являются одновременно когнитивным, эмоциональным и мотивационным образованием и выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных и материальных объектов и ситуаций.

Отметим, что личностные ценности находятся в тесной взаимосвязи, структурированы и организованы в системы, а потому являются системным образованием. Ценности характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости. Доминирующие ценности имеют решающее значение в ситуации личного выбора. Но если существующая доминирующая ценность уходит со временем на второй план, становится менее важной, - меняется и отношение к ситуации и деятельности. Комбинация сочетаний взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна.

Система ценностей, включает стержневые, самые устойчивые и обобщенные ценности личности; частные, опосредующие программу поведения индивида в отдельных сферах, - ценностные ориентации; совокупность эталонов, реализующих жестко фиксированный план действий в строго однотипных условиях. На верхней ступени системы ценностей находятся высшие ценности. Они

обладают принципиально неинструментальным и неутилитарным характером, и всё приобретает смысл и значимость лишь в свете высших ценностей.

Как любая система, система ценностей имеет свою структуру и иерархию. Персональная иерархия системы ценностей личности невоспроизводима и строго индивидуальна. В психологии сложилось в основном два принципиально различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей. Первый -нормативный - описывает модель системы в соответствии с какой-либо психологической теорией. Второй - скриптивный -позволяет определять иерархическое строение системы ценностей конкретного человека .

В классификации Н. И. Лапина рассматриваются ценности по их месту в статусноиерархической структуре ценностного сознания личности. Данный автор выделяет:

1) ценности высшего статуса, составляющие «ядро» ценностной структуры;

2) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

3) ценности ниже среднего, но не самого низшего статуса, или «периферию» - они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или «хвост»;

4) ценности низшего статуса, или упомянутый «хвост» ценностной структуры, состав которой малоподвижен .

С другого ракурса подходит к пониманию структуры ценностей А. И. Донцов . Исследователь предлагает рассматривать систему ценностей, выраженную различными их формами:

1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2) система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности - это ценностные ориентации личности;

3) совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях.

В этом же направлении рассуждает и Б. С. Алишев. В его работе определены три уровня системы ценностей. Первый, наиболее

глубинный - фундаментально-ценностный уровень, «определяет целостный и наиболее характерный для конкретной личности тип взаимодействия с окружающим миром. Он обусловливает мировоззрение человека в целом, восприятие и понимание им глобальных проблем собственного бытия в Мире, выбор в пользу "Я" или в пользу "не Я" в разных ситуациях жизни» . Второй уровень -это ценности, соотнесенные с различными сторонами, способами и сферами организации жизнедеятельности человека. Речь идет о профессиональных, познавательных, эстетических, нравственных и других ценностях. Это функциональный уровень. Третий уровень - ситуационных ценностей, когда ценность воплощается в конкретных объектах. Выявленная иерархичность и взаимосвязь тех или иных ценностей и ценностных ориентаций помогает узнать более глубокие детерминанты поведения личности и психологические аспекты ее активности. Уровень психологического благополучия человека связан с субъективным ощущением возможности реализовать значимые ценности.

Ценностная основа личности формируется в конкретных ситуациях жизнедеятельности, при включении человека в различные социальные процессы и при активном взаимодействии с окружающей средой. Трансформация системы ценностей может приобретать разные формы, а именно: смену содержательного состава, переструктурирование ценностей, изменение значения ценностей.

Становление личностных ценностей связано с динамикой процессов осознания. Это происходит при смещении познавательно личностных усилий на собственную смысловую сферу. Проблема соотношения ценностей и личностного смысла в психологии еще до конца не выяснена, поскольку нет единого мнения о вопросе первичности этих феноменов в составе личности. По мнению А. В. Серого, данная проблема кроется в двойственной природе ценностей. Опираясь на ряд исследований, ученый утверждает, что ценности обладают двумя свойствами - значением и личностным смыслом. С его точки зрения, «ценности являются критериями значимости и ориентирами деятельности индивида, они отражают личностные смыслы. Смыслы же выражают отношение субъекта к объективной реальности и собственно наделяют предметы ценностным статусом <...>. Личностный смысл ценностей - это отношение ценностей к потребностям человека» . Отметим и высказывания Г. Л. Буди-

найте и Т. В. Корниловой в русле данной проблемы, которые считают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Авторы пишут, что личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур и тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на смысловую сферу, на собственное «Я» . М. С. Яницкий полагает, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носят взаимосвязанный и взаи-модетерминирующий характер .

Остановимся на соотношении понятий «ценности личности» и «ценностные ориентации». Согласно большинству работ, избирательное, устойчивое отношение личности к различным предметам и явлениям реальности, направленность на те или иные цели и способы их достижения характеризует ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации личности являются отражением в сознании человека осознанных и принятых ценностей, на основе которых он вырабатывает определенное отношение к ценностному объекту и выражает свою направленность и активность. С. Л. Рубинштейн писал, что только признаваемая личностью ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения .

Ценностные ориентации, как показатель определенного уровня развития личности, включают два следующих основных параметра:

1) степень сформированности иерархической структуры ценностной ориентации и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которые характеризуются конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки личностной зрелости. Интерио-ризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделять из множества явлений те, которые представляют для человека некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), в зависимости от условий, целей и возможности их реализации;

2) второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону на-

правленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретно ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека .

Исследователи доказывают, что в структуре личности ценностные ориентации выполняют следующие функции: информативно-фиксирующую, обобщающую и систематизирующую, оценочноимперативную, мотивационно-поведенческую, прогностическую.

Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не всегда в сознании человека ценности и ценностные ориентации упорядочены и согласованы. Могут возникнуть ситуации, когда ценности, непротиворечивые в общесоциальном контексте, будут порождать в сознании человека противоречивые ситуации, влияющие на него. В наиболее общей форме это выражается в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Часто возникают ситуации, когда действия, обстоятельства будут обладать разными личностными смыслами, разной ценностью. В основе детерминации профессионального становления лежит комплекс базовых противоречий, которые задаются системой внешних, по отношению к субъекту и внутренних факторов. Это могут быть внутриличностные противоречия и противоречия между личностью, сложившимися ее свойствами, качествами и внешними условиями жизнедеятельности, объективными требованиями профессиональной деятельности и окружающей информационной среды.

В структуре ценностных ориентаций существуют три вида противоречий: 1) противоречия, возникающие внутри одной личностной ценности; 2) противоречия между двумя личностными ценностями внутри ценностной ориентации одной направленности;

3) противоречия двух ценностей разной направленности. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых форм поведения, овладение новыми способами действия. Из сопоставления ожидаемого и настоящего возникают действия личности, рождаются усилия, направленные на преодоление противоречия. Возникающая причинно-следственная цепочка является в конечном итоге источни-

тивны и позволяют прогнозировать направленность поведения и активность личности в конкретных ситуациях. Направляя, организуя, ориентируя человека на определенные цели, ценности являются одновременно когнитивным, эмоциональным и мотивационным образованием и выступают основанием для осмысления, оценки человеком окружающей его реальности и регуляции взаимоотношений с ней. Как многоплановое и многомерное понятие, ценности имеют много сторон, составляют упорядоченную систему и являются важным психологическим ресурсом личности в её саморегуляции, поведении, деятельности, образе жизни, отношении к окружающей действительности и в построении собственного благополучия.

Список литературы

1. Алишев Б. С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): дис. ... д-ра психол. наук. Казань, 2002. 367 с.

2. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38-44.

3. Будинайте Г. Л. , Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.

4. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994. 315 с.

5. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5.

6. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация Российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3 . С. 14-24.

7. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. URL: /http://edu.glazov.net/to_teachers/books/2/leontiev.txt (дата обращения: 11. 11. 2007).

8. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыдаевой; науч. ред. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

9. Машенцев А. В. Интуиция и ценностная ориентация в познании: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. СПб., 2003. 26 с.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1997. 713 с.

11. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / науч. ред.

М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.

12. Цветков А. А. Аксиологическая концепция культуры в свете онтологии личности. URL: http://www.isuct.ru/publ/vgf/2006/01/056.html (дата обращения 12. 09. 2007).

13. Шафранский К. Д., Суханова Т. Д. К вопросу о ценностной ориентации личности // Личность и деятельность. Л.. 1982. С. 108-115.

14. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. № 3. С. 135-145.

15. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. URL: http:// hpsy.ru/public/x2755.htm (дата обращения: 15. 08. 2008).

ком побуждения, энергетическим элементом мотивации. Для преодоления противоречий личность должна совладать с ними. В этой связи, активизация системы ценностей и ценностных ориентаций будет способствовать развитию совладающего поведения, выбору адаптивных и адекватных стратегий поведения и надситуативной активности.

Анализ научной литературы показал, что под ценностями понимают феномен сознания, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью; существующий в диалектическом отношении «субъект - объект» и регулирующий эти отношения. Личностные ценности не только определяют сознание человека, но и являются образованием сознания, они надситуа-

  • РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Представлены результаты изучения профессиональных ценностей профессии психолог. Определено понятие «профессиональные ценности психолога» и рассмотрены их составляющие. Показано, что получение вузовского образования влияет на формирование и изменение профессиональных ценностей студентов.

  • Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий
  • Социально-психологическая специфика юношеского (студенческого) возраста
  • Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте
  • Семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Профессиональное становление личности тренера-преподавателя

В наши дни существует огромное количество всевозможных профессий, из которых необходимо выбирать молодому человеку в начале своего жизненного и профессионального пути. Если раньше подобной проблемы не было, ввиду того, что выбор будущей профессии осуществлялся по пути повторения этого выбора родителем, то сегодня как никогда молодые люди отягощены этой проблемой.

Изучением вопроса о профессиональном становлении личности очень активно занимались и занимаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, О.Г. Носкова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников и другие. Особенно следует уделить внимание Э.Ф. Зееру, с его точки зрения, профессиональное становление имеет свой потенциал развития. К нему можно отнести социально значимые качества, профессиональные умения, образование, общие и специальные способности и многое другое. Реализация этого потенциала зависит от большого числа факторов, таких как врожденная предрасположенность человека, специфика деятельности профессионала, социальная ситуация. Однако все эти факторы вторичны, первичным же фактором выступает система тех объективных требований к личности, которые детерминированы профессиональной деятельностью. Это объясняется тем, что в ходе выполнения данной деятельности возникают новые качества и уникальные свойства, не присущие учащемуся, но имеющиеся в арсенале дипломированного специалиста. Как таковое, профессиональное становление автор определяет, как совокупность социальных приемов влияния на человека, включение его в разнообразные значимые виды профессиональной деятельности с целью формирования у нее комплекса профессионально важных форм поведения, индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности и др. Другими словами, это «формообразование» личности, подходящей, адекватной тем требованиям, которые предъявляет та или иная профессиональная деятельность. То есть в узком смысле можно сказать, что процесс профессионального становления – это процесс, прежде всего заложения в личность ценностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Конечно, в каждом роде профессиональной деятельности эти ценности могут существенно различаться.

Наравне со многими другими профессиональными ценностями, существуют профессиональные ценности такой профессии, как психолог. Вопрос о том, какие именно ценности можно отнести к этой группе, рассматривается многими авторами (И.А. Ральниковой, Е.А. Ипполитовой, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, М.В. Молоканым, Э.Э. Вернером и др.). Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют, как необходимые умение полно и правильно понимать человека, умение понимать внутренние свойства и особенности человека, умение к сопереживанию, умение анализировать свое поведение и умение управлять самим собой и процессом общения. Н.Н. Обозов, рассматривая специфику психологического консультирования, выделяет следующие профессионально важные качества психолога-консультанта: общительность – как контактность; динамичность – гибкость поведения; избегание разного рода субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; толерантность к возможным срывам (невротическим), умение выслушать, понять; умение совместно с клиентом рассмотреть ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта. Е.В. Сидоренко и Н.Ю. Хрящева выделяют некоторые из общих как личностных, так и профессиональных качеств психолога, формирование которых, по их мнению, обеспечит эффективную психологическаю деятельность. В качестве этих свойств психолога авторы выделяют психологическую наблюдательность, эмпатию и креативность, психологическое мышление, самообладание и умение слушать. И.А. Ральникова и Е.А. Ипполитова для своего исследования использовали профессиональные ценности, адекватные, по мнению экспертов, для профессии психолога. Это способность к эмпатии (сопереживанию); умение устанавливать контакт; общая интеллектуальность; наблюдательность; способность к рефлексии; творческий склад ума; умение четко формулировать вопросы и выражать свои мысли; здоровье (физическое и психологическое); хорошие взаимоотношения в коллективе; свобода принимать решения; благоприятные условия труда; карьерный рост; достойная заработная плата; признание профессионализма другими людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди определений авторами профессиональных ценностей психолога существуют небольшие различия, но в целом исследователи сходятся в их понимании. Чаще всего авторы солидарны в понимании под профессиональными ценностями психолога ценности и качества личности, необходимые для успешного осуществления профессиональной психологической деятельности; и в признании под профессиональными ценностями психологов рефлексии, эмпатии, наблюдательности и спонтанности.

Таким образом, объектом работы является профессиональные ценности, предметом – Профессиональные ценности студентов-психологов.

Цель работы – выявить особенности профессиональных ценностей у студентов-психологов в процессе их обучения.

Гипотеза исследования – вероятно, что в процессе обучения профессиональные ценности студентов-психологов претерпевают изменения.

В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Соотношение ценности и доступности профессиональных психологических ценностей».

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 студентов-психологов 1 курса и 15 студентов-психологов 4 курса. Исследование проводилось на базе АлтГУ.

По результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что для студентов 1 курса более приоритетными оказались такие ценности как способность к эмпатии (р<0,001), умение устанавливать контакт (р<0,001), общая интеллектуальность (р=0,002), наблюдательность (р<0,001) и творческий склад ума (р<0,001). Вероятно, это обусловлено идеализацией студентами на данном этапе профессии психолога, актуализацией ценностей, свойственных именно для данной профессии. Для студентов 4 курса более приоритетными ценностями оказались здоровье (р<0,001), хорошие взаимоотношения в коллективе (р<0,001), свобода принимать решения (р=0,001), благоприятные условия труда (р<0,001), достойная заработная плата (р<0,001) и на уровне тенденции карьерный рост (р=0,051). Вероятно, это детерминировано становлением в конце обучения более реалистичного взгляда на профессиональную деятельность. Повышается значимость ценностей, обуславливающих общий психологический, физический и материальный комфорт в работе, на которую студенты намерены устраиваться. Критерий U-Манна-Уитни показал отсутствие значимых различий в ценностях способности к рефлексии, умении четко формулировать вопросы и выражать свои мысли, признании профессионализма другими людьми. Вероятно, данные ценности актуальны как для студентов, обучающихся на 1 курсе, так и для студентов, заканчивающих обучение и нацеленных на трудоустройство. В целом, можно сделать вывод о том, что студенты 4 курса имеют более «универсальные» ценности, являющиеся позитивными во многих других профессиях. Скорее всего, это связано с их скорым входом непосредственно в профессиональную сферу.

Таким образом, можно заключить, что получение вузовского образования действительно влияет на студентов, на трансформацию их жизненных перспектив и актуализацию поиска альтернативных вариантов профессионального развития в случае неудачи реализации себя в профессии психолога.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 15-18с.
  2. Бачманова, Н. В., Стафурина, Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: сборник научных трудов. - Вып. 5. - Л., 1985г. с.62-67
  3. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – Спб.,1993г. – с.32
  4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008г. – с.84
  5. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А.. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. – 2009г. - № 32. – с.18-22

Введение

Ценностные ориентации - критерии (этические, эстетические, политические, религиозные и т. п.), на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления человеком жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.

В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство.

Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей.

Проблема ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.

Ценности в психологии рассматриваются как ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности.

Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности.


Изучением ценностей человека занимается аксиология (axios - ценность).

Ценности вырабатывались человечеством путем обобщения происходивших типичных ситуаций и “оформлялись” в виде значимых принципов, ориентирующих жизнь человека. Существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь “выбирает” из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности.

Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они представляют собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются:

  • природный и социальный мир;
  • нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;
  • философские и религиозные идеи и другие духовные ценности

В личностном плане ценность может быть определена как такое отношение к предметам и явлениям действительности, которое показывает человеку его истинное благо, раскрывает перед ним возможность жизни, способной принести наибольшее счастье.

Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:

  1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Терминальные ценности:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание и т.д.

Инструментальные ценности:

  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • широта взглядов (умение понять другую точку зрения)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.

Отечественный психолог В.Н. Мясищев рассматривал ценности с точки зрения психологии отношений. Как известно из его теории личность характеризуется несколькими типами отношений, или, говоря иначе, выделяются подсистемы личности такие, как интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Все ценности или аксиологическое “Я” человека имеют непосредственное отношение к этим подсистемам.

  1. Интрапсихические отношения - “Человек - Я сам”. Здесь выделяются три типа отношений:
  • отношения к телу (соответствует ценности здоровья)
  • к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)
  • духовное отношение к себе.

Второй пункт можно отнести к инструментальным ценностям, благодаря совершенствованию которых человек может достичь своих целей. Последний характеризует ценности саморазвития, духовного роста, стремлением индивида обнаружить и реализовать смысл своей жизни.

2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”

  • микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба
  • мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.
  • макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.

3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”

  • отношения с вещами (материальный достаток и финансовое благополучие)
  • отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские ценности).

Поскольку не может быть ценностей вне сфер взаимодействия личности, представляется правомерным рассматривать их с точки зрения обращенности их к тому или иному типу отношений человека. Система ценностных ориентаций в той или иной степени “привязана” к этим трем отношениям. Ценности некоторых типов могут преобладать у одних людей и быть неразвитыми у других. Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют в аксиологическом “Я” индивида.


Введение

1. Социальная психология как наука

2. Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию

3. Психологические концепции, содержащие скрытые ценности

Заключение

Список литературы


Введение


Почти 150 лет назад О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что человек не только нечто большее, чем биологическое существо, он также больше, чем просто «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких-то новых, неизвестных качеств, и поэтому нужна специальная наука для его изучения и понимания. Такой наукой, по утверждению Конта, должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека. С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать разные науки и прежде всего общая психология, социология и социальная психология. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, остановимся на следующих заключениях, по которым чаше всего возникает согласие между спорящими сторонами:

общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность личности,

для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонифицированном виде» (В.А.Ядов, 1969), как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли,

социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне, так и на уровне малых групп.

Одним из вопросов социальной психологии являются социальные ценности.

Первый, кто дал определение понятию человеческих ценностей был польский психолог Флориан Знанецкий. Произошло это в 1918 г, когда им в соавторстве с У. Томасом была издана работа «Польский крестьянин в Европе и Америке». Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины - социальной психологии, которую он рассматривал как науку о том, как культурные основания проявляются в сознании человека.

Объект работы - социальная психология.

Предмет работы - человеческие ценности в социальной психологии.

Цель работы - исследование роли и места человеческих ценностей в социальной психологии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Рассмотреть социальную психологию как науку.

Изучить явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию.

Исследовать психологические концепции, содержащие скрытые ценности.

Теоретическую основу работы составили труды Дэвид Дж Майерс, Мельниковой Н., Журавлевой А.Л.


1. Социальная психология как наука


Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»

Психология и социология - «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психологии.

Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.

С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:

)наличие конкретного объекта исследования;

)выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;

)четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;

)объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Отличительными чертами научного исследования являются тщательно собранные данные, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в дальнейшей работе.


Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию


Сам выбор предмета исследования свидетельствует о ценностях социального психолога. И нет ничего случайного в том, что в 1940-х гг., когда в Европе свирепствовал фашизм, психологи начали активно изучать предрассудки; что 1950-е - период, отмеченный нетерпимостью к инакомыслию и модой на единообразие, - дали нам немало работ по конформности; что 1960-е с их проявлениями гражданского неповиновения и ростом преступности ознаменовались ростом интереса к агрессии, а феминистское движение 1970-х стимулировало скачкообразный рост количества публикаций о гендере и сексизме; что 1980-е спровоцировали рост интереса к психологическим аспектам гонки вооружений, а 1990-е были отмечены всплеском интереса к восприятию людьми культурных и расовых отличий и нетрадиционной сексуальной ориентации. Социальная психология отражает социальную историю.

Ценностные ориентации влияют и на то, к какой предметной области склоняется исследователь. Дэвид Дж Майерс пишет: «А в вашей школе разве не так? Разве не заметна разница между теми, кто интересуется гуманитарными, естественными и социальными науками? Вам не кажется, что социальная психология и социология привлекают людей, склонных в известной мере выражать сомнения в незыблемости традиций, людей, которые больше озабочены «лепкой» будущего, чем консервацией прошлого?

(- Лучше всех биология, потому что она имеет дело с живыми существами.

Нет, химия лучше. Благодаря ей мы знаем, из чего все состоит.

Я бы поставил на первое место физику, так как она объясняет законы природы.

Благодарим наших экспертов, которые поделились своим мнением о современной науке.)».

Различные науки предлагают различные точки зрения.

И последнее. Ценности, безусловно, выступают и как объект социально-психологического анализа. Социальные психологи изучают их формирование, причины их изменения и механизм их влияния на установки и поступки. Однако ни одно из этих направлений не говорит нам о том, какие ценности «правильнее».


3. Психологические концепции, содержащие скрытые ценности


Ценности влияют также и на концепции. Рассмотрим попытки дать определение понятию «хорошая жизнь». Психологи, обращаются к разным людям: к зрелым и незрелым, очень общительным и не очень, психически здоровым и психически больным. Они говорят так, словно констатируют факты, хотя на самом деле высказываем ценностные суждения. Так, личностный психолог Абрахам Маслоу известен как автор очень точных описаний «самоактуализирующихся» личностей - людей, которые, удовлетворив свои потребности в выживании, безопасности, принадлежности к определенной группе и самоуважении, продолжают реализовывать свой человеческий потенциал. Лишь немногие читатели обратили внимание на то, что сам Маслоу отобрал примеры таких личностей, руководствуясь собственными ценностями. Итоговое описание самоактуализировавшихся людей как непредсказуемых, автономных, мистических и т. д. - отражало личные ценности самого ученого. Начни он не с собственных героев, а с кого-нибудь другого, например с Наполеона, Александра Македонского и Джона Д. Рокфеллера, окончательное описание самоактуализации, возможно, было бы иным (Smith, 1978).

Совет, который дает психолог, тоже отражает его личные ценности. Когда психотерапевты советуют нам, как жить, когда специалисты по воспитанию говорят, как надо воспитывать детей, а некоторые психологи убеждают, что мы живем не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, они руководствуются своими личными ценностями. (В западных культурах это, как правило, индивидуалистические ценности, подталкивающие к тому, что лучше для «меня». Незападные культуры чаще настраивают на то, что лучше для «нас».) Многие люди, не подозревающие об этом, доверяются «профессионалу». Если человек определил собственные цели, наука может помочь нам и подсказать наилучший способ их достижения. Но она не отвечает и не может отвечать на вопросы, связанные с моральными обязательствами, с нашим предназначением и смыслом нашей жизни.

Завуалированные ценности проникают даже в психологические концепции, базирующиеся на экспериментальных исследованиях. Представьте себе, что вы прошли личностный тест, и психолог, подсчитав ваши баллы, говорит: «У вас очень развито чувство собственного достоинства, низкая тревожность и исключительно сильное эго». «Ага, - думаете вы, - я ничуть не сомневался в этом, но приятно знать это наверняка». А теперь представьте себе, что аналогичное тестирование проводит другой психолог. По какой-то неведомой вам причине среди вопросов, которые он задает, есть и такие, на которые вы уже отвечали, когда вас тестировал его коллега. Подсчитав баллы, психолог сообщает вам, что вы занимаете жесткую оборонительную позицию, потому что у вас высокий балл по «подавлению». «Что это значит? - удивляетесь вы. - Ваш коллега так лестно отозвался обо мне». А дело в том, что обе эти характеристики описывают один и тот же набор ответов (тенденцию говорить приятные вещи о самом себе и не признавать существования проблем). Назовем ли мы это развитым самоуважением или защитой? «Ярлык» отражает ценностное суждение.

Скрытые (и не очень) ценности проникают в рекомендации, которые дают психологи. Они просачиваются в популярные книги по психологии, советующие читателям, как нужно жить и любить.

В том, что в языке социальных психологов нередко прячутся ценностные суждения, социальная психология совсем не виновата. В повседневной речи можно описать одно и то же явление по-разному, используя слова разной эмоциональной окраски - от «рычащих» до «мурлыкающих». Называем ли мы участников партизанской войны «террористами» или «борцами за свободу», зависит от нашего взгляда на её причину. Называем ли мы помощь, оказываемую государством, «социальным обеспечением» или «помощью нуждающимся», зависит от наших политических взглядов. Когда «они» восхваляют свою страну и свой народ - это национализм, но когда «мы» делаем то же самое - это патриотизм. От личных нравственных ценностей человека зависит, будет ли он считать связь на стороне «адюльтером» или «гражданским браком». «Промывание мозгов» есть социальное влияние, которые мы не одобряем. Извращения - это сексуальные действия, которых мы не совершаем. Замечания об «амбициозных» мужчинах и «агрессивных» женщинах или о «предусмотрительных» мальчиках и «робких» девочках передают скрытое в них сообщение.


Заключение


По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Социальная психология - это наука о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология произошла от психологи и социологии. По сравнению с социологией социальная психология более индивидуалистична по содержанию и более экспериментальна по методологии. От психологии личности социальная психология отличается тем, что она интересуется не столько индивидуальными различиями между людьми, сколько тем, как люди вообще воспринимают друг друга и влияют друг на друга.

Социальная психология - одна из наук об окружающей среде: она изучает зависимость поведения от социальной среды. Помимо подхода, присущего социальной психологии, есть ещё немало других подходов к изучению природы человека, каждый из которых ставит собственные вопросы и получает на них свои ответы. Эти разные точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Влияние ценностных ориентаций социальных психологов проявляется в их работах как явно, так и неявно. Пример явного влияния - выбор предмета исследований, неявного - скрытые допущения при создании концепций, выборе обозначений и характере рекомендаций. Растет осознание субъективности научной интерпретации; ценностных предпочтений, скрывающихся в концепциях и терминологии социальных психологов; и пропасти между научным описанием того, что есть, и этическим предписанием того, что должно быть. Подобное проникновение ценностей в науку присуще не только социальной психологии. Именно потому, что человеческое мышление редко бывает беспристрастным, нам нужны системные наблюдения и эксперименты, если мы действительно хотим проверить, соответствуют ли реальности наши заветные идеи.

Список литературы

ценность социальная психология

Дэвид Дж Майерс. Социальная психология. М.: Приор, 2010. 389с.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Просмотров