Церковь в дубровицах расписание. Поселок Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы: описание, история и интересные факты

Русская земля богата памятниками сакрального зодчества. Одно из неординарных культовых сооружений - Знаменская церковь (Дубровицы). Храм возвели в конце XVII - начале XVIII века. До наших дней не сохранились сведения о проектировщике и строителях церкви. Известно лишь то, что над созданием архитектурного шедевра трудились отечественные и зарубежные мастера.

История храма

Знаменская церковь в селе Дубровицы основана воспитателем Петра Великого князем Б.А. Голицыным. На Бориса Алексеевича возвели напраслину, и царь повелел ему возвращаться в родовое имение. Год спустя Пётр I сменил гнев на милость, и в знак примирения с Государем князь решил возвести храм.

В то время на месте будущего стояла деревянная церковь В 1690 году её перенесли в деревню Лемешево.

Для строительства нового храма выбрали белый камень. Материал лёгок в обработке, но довольно прочен, пригоден для выполнения резьбы, создания декоративных деталей. Работы велись в течение девяти лет, но с освящением храма не спешили. Князь очень хотел пригласить на церемонию Петра I, но царь на долгое время покинул Москву. Согласно иной версии, освящению церкви препятствовал Патриарх Адриан, которому не нравилось здание в стиле барокко.

Знаменская церковь (Дубровицы) была освящена только в 1704 году местоблюстителем Московского Патриаршего Престола митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном.

В 1812 году село заняли французы. Завоеватели не очень бережно относились к православным храмам, но церковь в Дубровицах осталась нетронутой. Вероятно, солдат Наполеоновской армии покорила красота культового сооружения.

В 1929 году церковь закрыли, а в 1931 - взорвали колокольню. Богослужения возобновились лишь в 1991 году.

Архитектура

Знаменская церковь (Дубровицы) спроектирована в виде равноконечного креста с закруглёнными лопастями. Вместе с куполом храм возвышается над землёй более чем на сорок метров. Контур здания повторяет узкая галерея десять ступеней в высоту, огороженная парапетом. На цоколь храма и парапет нанесён орнамент.

Украшает церковь и скульптура. У западных дверей прихожан встречают изваяния святителей Григория Богослова. Над одной из дверей расположена статуя Василия Великого.

С цоколей на мирян взирают евангелисты, а с восьмигранной башни - апостолы. Фасад украшен Венчает церковь металлическая золочёная корона.

Интерьер

Значительную часть пространства внутри храма занимают рельефные композиции. Скульптуры выполнены из стукко - искусственного мрамора, в изготовлении которого используется обожжённый гипс, квасцы, клей, известь, мел и другие материалы.

В центре храма находится композиция «Распятие», справа от которой сидящие ангелы указывают на отрывки из Священного Писания. Изначально надписи создавались на латыни, но в XIX веке митрополит Московский Филарет приказал украсить стену цитатами из Евангелия на церковнославянском языке. В 2004 году латинские тексты вернули на прежнее место.

На верху западного выступа расположены хоры. Из пилона к нижнему ярусу ведёт красивая лестница из камня. Эта часть храма оформлена в виде балкона, повторяющего очертания стены западного притвора.

Со скульптурами прекрасно гармонируют образа. Наиболее почитаемая икона - Божья Матерь «Знамение».

Социальная деятельность

Приход Знаменской церкви оказывает благотворительную помощь инвалидам, больным, брошенным детям, пенсионерам. Жителей Москвы и области приглашают на благотворительные экскурсии, беседы со священником, чаепития. В Подольскую городскую больницу поступают пелёнки, памперсы, детская одежда, лекарства, медицинское оборудование, приобретаемые на средства приходского бюджета.

При храме работает воскресная школа. Преподаватели знакомят учеников с Законом Божьим, историей России и Церкви, церковнославянским языком. Также воспитанники осваивают церковное пение и занимаются творчеством.

Ещё одно направление работы школы - организация благотворительных концертов и паломничества. Дети и родители совершают прогулки к храмам Подольского района, переправляются на лодке к посещают монастыри. Если кто-то желает совершить паломническую поездку, но не знает, с чего начать, то осуществить задуманное поможет Знаменская церковь (Дубровицы). Как доехатьдо того или иного святого места, знают организаторы поездок при храме.

С мамами и папами учеников, другими прихожанами каждое воскресенье беседует по Евангелию настоятель церкви протоиерей Андрей Грицышин.

Расписание богослужений

Знаменская церковь (Дубровицы) - действующий храм. В будние, воскресные и праздничные дни богослужения совершаются согласно установленному расписанию. С 8.30 проходят часы литургии, панихиды. В это же время принимают исповедь.

Таинства крещения, венчания, елеосвящения, обряд отпевания совершаются по договорённости со священником. Посещать церковь можно каждый день с 9.00 до 17.00. Вечерние службы продолжаются до 20.00.

Знаменская церковь (Дубровицы): как добраться

Прежде чем попасть в храм, необходимо доехать до Подольска. До районного центра курсируют электрички, а также автобус № 417 (от станции метро «Южная»), маршрутка № 65. Не займёт много времени и поездка на собственном автомобиле.

От Подольска следует ехать на автобусе до остановки Дубровицы. Автомобилистам рекомендуется не доезжая до выезда из города свернуть направо, а потом ещё раз направо, ориентируясь на указатели. Чтобы приблизиться к храму, придётся проехать всё село. Адрес - Московская область, Дубровицы, Знаменская церковь.

Лучший вид на церковь открывается с холма. Возвышенность позволяет внимательно рассмотреть окрестности храма, полюбоваться живописными пейзажами, реками Десна и Парха. Село Дубровицы построено в одном из

Среди многообразия российских храмовых построек, подчас являющих собой шедевры архитектуры, есть одна, не имеющая аналогов. Это, расположенная в посёлке Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда на её очертания, столь нехарактерные для русской православной традиции. Прикоснувшись к её истории, нельзя не почувствовать сокрытую в ней тайну.

Воспитатель наследника престола

В те далёкие годы, когда на месте нынешней Знаменской церкви стояла ничем не примечательная деревянная церквушка во имя Илии-пророка, усадьба Дубровицы, расположенная невдалеке от Подольска, принадлежала роду князей Голицыных. Старший из них - Борис Алексеевич - был воспитателем и наставником будущего государя Петра I. Со временем, когда его питомец, утопив в крови все мятежи и бунты, завладел российским престолом, князь, как ближайший к нему человек, вошёл в большую силу.

Но переменчивы бывают порой гнев и милость сильных мира сего. Нашлись при дворе завистники, нашептавшие государю клевету на его старого учителя, и скорый на расправу Пётр в 1689 году отправил его в ссылку в родовое имение - те самые Дубровицы. Горько было старику Голицыну получить благодарность такой монетой за всё усердие, выказанное им на воспитательском поприще. Утешало, что хоть головы не лишился - у Петра Алексеевича это было в обычае.

Заступничество Царицы Небесной

Однако горяч был государь, да отходчив. Через год сменил он гнев на милость и вновь дозволил Борису Алексеевичу явиться пред царские очи. Чтобы утешить старика, жаловал ему боярское достоинство. Будучи человеком православным и глубоко верующим, князь Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной. Исполненный благодарности, он пожелал воздвигнуть в своих владениях, среди которых была и церковь Знамения Пресвятой Богородицы - памятник счастливому избавлению от опалы.

Шедевр неизвестного гения

Строительство князь начал в 1690 году, предварительно приказав разобрать прежнюю деревянную церковь построенную в 1662 году, и перенести её в соседнее село Лемешево. Это следует из дошедших до нас документов, но дальше начинаются сплошные загадки. Дело в том, что абсолютно ничего не известно о зодчем, создавшем проект этого архитектурного чуда.

В петровские времена многие выдающиеся иностранцы трудились в России и обессмертили свои имена, создав неповторимый стиль, известный нам как но ни один из них не имеет отношения к шедевру, воздвигнутому в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в каждой детали которой запечатлена рука гения, лишена авторства. Абсолютно исключено, чтобы кто-то из выдающихся зарубежных мастеров, находившихся в те годы в России, выполнил работу подобного уровня, и она не украсила его творческую биографию.

Не выдерживает критики и гипотеза о некоем русском гении. Не умаляя достоинств отечественных мастеров, следует всё же от неё отказаться.

Это становится очевидным при первом же взгляде на то, что являет собой постройка в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, как отмечают специалисты, это порождение итальянской творческой мысли, нашедшей своё воплощение в стиле барокко. В России строили совершенно иначе. По всей вероятности, отечественные мастера также приложили руку к её созданию, но лишь претворяя в жизнь чей-то гениальный замысел.

Торжества по случаю освящения церкви

Но, так или иначе, а церковь была воздвигнута. Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы. Завершены работы были в 1699 году, но освятили церковь пятью годами позже.

Причина такой задержки в том, что желал пригласить Петра I на торжества в Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась в память их примирения, и его желание было вполне объяснимо. Но, поскольку в те годы государь редко бывал в Москве, Борису Алексеевичу пришлось дожидаться удобного случая пять лет.

Представился он в 1704 году, и 11 февраля в присутствии Петра I, а также его сына царевича Алексея новый храм был освящён. Поскольку государь любил всё отмечать широко и с размахом, торжества продлились целую неделю, и в них по его желанию (точнее, приказанию) принимали участие все местные жители от мала до велика.

Храм, представший взорам съехавшихся гостей, был действительно прекрасен. В своём основании он представлял крест с равными концами. По всей окружности его огибала паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой. Поражало воображение и обилие скульптурных украшений, выполненных на библейские сюжеты. Но главной изюминкой была, выполненная из металла и покрытая позолотой корона, венчающая церковь и заменившая собой традиционный купол.

Церковь, не тронутая врагом

В годы наполеоновского нашествия французами был занят Подольск. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах также оказалась в руках врагов, но при этом избежала разорения. В это трудно поверить, но завоеватели, предававшие огню чуждые им православные святыни, не только не посмели её уничтожить, но даже не тронули находившуюся внутри утварь и не повредили богатые оклады икон.

Времена гонений на церковь

Относительно тихим и благополучным было для церкви последующее столетие, вплоть до тех пор, пока не грянул XX век, и власть в стране не захватил тот самый народ, который Лев Толстой так опрометчиво назвал богоносцем. Волна антирелигиозной кампании, начатая сразу после установления новой власти и поддержанная официальной пропагандой, докатилась и до посёлка Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, история которой к тому времени насчитывала уже более двух столетий, оказалась в центре трагических событий.

Очень скоро всех церковнослужителей, посчитав их чуждым элементом, вместе с семьями и малыми детьми выселили из домов, которые передали в собственность местному совхозу, а саму церковь закрыли. Её последний настоятель - протоиерей отец Михаил (Порецкий) - был отправлен в ссылку, из которой так и не вернулся.

Под властью вандалов

Новые хозяева жизни, в отличие от завоевателей-французов, не стали умиляться чуждому им буржуйскому барокко. Разрушая до основания старый мир, они не пощадили и церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Остаётся лишь благодарить Бога, не допустившего уничтожения всего храма и оградившего его от рук отечественных вандалов.

В запустении храм пребывал до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана в распоряжение Всесоюзного института животноводства. Надо отдать должное учёным мужам, радевшим о повышении привеса скота и увеличении надоев - они не попытались переоборудовать доставшуюся им церковь в коровник. Более того, они даже приступили к её реставрации, продолжавшейся в течение сорока лет и если не улучшившей её вид, то, по крайней мере, не позволившей зданию развалиться.

Церковь, возвращённая людям

Но всему на свете, в том числе и бедам людским, приходит конец. В 1989 году верующие города Подольска, осмелев за годы перестройки, потребовали возвращения им Знаменской церкви. Поскольку к тому времени силы местных партийных и советских органов таяли на глазах, то, закоренелые в своём атеистическом упорстве, они не смогли долго упорствовать. Через год церковь была возвращена в ведение Московского патриархата и в ней возобновились богослужения.

В наши дни, отреставрированная и принявшая тот самый облик, который снискал ей славу, она вновь принимает в своих стенах тысячи верующих. Идут к ней и те, кто, ещё не найдя свой «путь к храму», желает тем не менее увидеть, созданную более трёх столетий назад в усадьбе Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Как доехать до неё?

Удобный маршрут общественным транспортом указывает, принадлежащий церкви интернет-сайт. На нём рекомендуется следовать электропоездом с «Курского» вокзала до станции Подольск, и далее, автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы является там основной достопримечательностью. Кроме неё, будет также интересно осмотреть и само здание усадьбы.

Тем, кто располагает личным транспортом, рекомендуется ехать по Варшавскому шоссе и, минуя Подольск, следовать далее до указателя: «Усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы». Карта, прилагаемая к статье, позволит без труда добраться до нужного места.

Не далеко от города Подольска, в месте слияния двух рек Пахра и Десна в усадьбе Дубровицы есть весьма необычный и не типичный для православной России православный храм. Его необычность в первую очередь заключается в нетрадиционном внешнем виде: храм представляет собой в основании равносторонний крест с высокой башней посредине, украшенной причудливой резьбой по камню. Вместо купола золотая царская корона. Снаружи храм украшен многочисленными скульптурами из камня, что также не характерно для русского православия.

Храм стоит на высоком холме и виден издалека, полное его название - Храм Знамения Богородицы в честь иконы Божией Матери «Знамение».

История и назначение храма Знамения Богородицы в Дубровицах до сих пор вызывает множество вопросов и споров и доподлинно не изучена. Так, например, по непонятным причинам не сохранились имена зодчих и тех, кто храм строил.

Храм Знамения Богородицы


Храм Знамения Богородицы в Дубровицах



На территории усадьбы

Усадьба Дубровицы, на территории которой был возведен столь необычный храм, имела много хозяев. Первым её владельцем в 1627 г. стал боярин Морозов. Затем усадьбу унаследовала его дочь Ксения, ставшая в последствии женой князя Голицына Ивана Андреевича. После её смерти усадьба перешла к её мужу Ивану Андреевичу Голицыну, а после досталась его сыну Ивану Ивановичу, который из-за долгов продал усадьбу Борису Долгорукову. Через четыре года усадьбу выкупила вдова князя И.И. Голицына и через год продала его своему родственнику Борису Голицыну. Это тот самый Борис Голицын, который был наставником, советником и воспитателем Петра I. Именно Борис Голицын в 1690 г. и начал строительство храма, которое завершилось в 1699 г.

Храм строился в стиле барокко и украшен необычными для того времени скульптурами и резьбой. Для строительства использовались белые камни из окрестных мест. Своей колокольни у храма нет, её заменяет небольшая наземная звонница, которая установлена напротив главного входа в храм.




Несмотря на то, что в 1699 г. строительство храма было завершено, его освещение произошло лишь в 1704 г. Стоит отметить, что закладка первого камня храма и его освещение происходила при участии и в присутствии Петра I.

Позже некоторое время усадьба вместе с храмом принадлежала Гришке Потемкину. Екатерина II, возвращаясь из Крымского похода в 1787 г. сделала короткую остановку в имении Потемкина. Необычный храм настолько её поразил, что она решила прибрать его к своим рукам. Правда, не себе лично в пользование, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. В дальнейшем усадьба переходит по наследству к его сыну Матвею, который с 1817 года поселяется здесь надолго.

В усадьбе Дубровицы берет начало история тайной организации «Ордена русских рыцарей», основателем которой стал Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Возможно, в связи с этим и появились страсти и легенды вокруг этого необычного храма. Например, многих удивляет, почему в основании храм напоминает крест Тамплиеров, почему среди многочисленных фигур, украшающих храм, можно увидеть птицу Феникс, символизирующую возрождение магистра Ордена тамплиеров Жака Моле и, наконец, почему и для кого в самом храме появились надписи на латыни? Кто-то даже утверждает, что в храме спрятана шпага самого Жака Моле.

Итак, попробуем развенчать некоторые мифы и легенды храма Знамения Богородицы в Дубровицах.

Самая распространенная загадка, которая будоражит умы историков и обывателей, почему царь Петр I смог одобрить строительство такого необычного по форме храма, к тому же украшенного не совсем православными для того времени скульптурами и символами. Несмотря на благосклонность Петра I к Борису Голицыну, тогдашний патриарх тамошних мест Адриан почему-то наотрез отказался освещать столь непривычный русскому человеку храм. Лишь после его смерти храм осветил новый митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Есть предположение, что патриарх Адриан усмотрел, что храм Знамения Богородицы был задуман не как православный, а как католический, посему и отказался совершать обряд.




Всему этому есть некоторые объяснения. Дело в том, что Борис Алексеевич Голицын был весьма образованным человеком и приверженцем западной культуры. Он был частым гостем в Немецкой слободе и имел там много друзей. Мы прекрасно помним, что тяга ко всему немецкому появилась и у юного царя не без помощи его наставника Бориса Голицыны. Не исключено, что постройка собора такой необычный формы была навеяна его тягой и любовью ко всему западному и немецкому, в том числе и католическому стилю барокко. Голицын свободно говорил по-латыни и в его доме частым гостем были католические священники и духовенство. Миссионер Франциск Эмилиани, часто бывавший у Голицыных в гостях, писал, что Борис Алексеевич всегда отмечал особую красоту католического богослужения, пленявшего души многих московитов. Приверженцем всего немецкого был и Петр I, возможно, поэтому и он отнесся к строительству такого необычного храма весьма лояльно. А храм действительно напоминает католическую церковь.








Есть и ещё одна легенда, которую рассказывают служители храма. Когда юный Петр I приехал в гости к Голицыну в усадьбу Дубровицы, он был очарован красотой здешних мест и, стоя на холме, воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...". Вот Голицын и воплотил в жизнь мечту юного царя, построил некий гибрид католического и православного храма.

С первого взгляда странными и необычные выглядят фрукты, диковинные цветы и виноградные гроздья в орнаменте храма. Но и здесь тоже всё понятно. Дело в том, что Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза - одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15, 5). Так что ничего удивительного в наличие виноградных гроздей на стенах храма тоже нет.

Высота храма 42,3 метра. Цоколь и парапет по кругу украшают каменная резьба и каменная скульптура, до того времени нигде ранее в Подмосковье да и вообще в русских православных храмах не применявшаяся.

Что касается надписей на латыни, то изначально они были сделаны на латинском языке, но во время реставрации в XIX веке по настоянию митрополита Московского Филарета их заменили на славянские цитаты из Евангелия. Позже, в 2004 г. латинские четверостишия были восстановлены.

Перевод этих стихов:

Hora nona Jesus quum omnia consummavit,

Forte clamans spiritum Patri commendavit.

Latus ejus lancea miles perforavit,

Поговорим сегодня подробнее об усадьбе Дубровицы и главном ее сокровище - церкви Знамения Пресвятой Богородицы.
Дубровицам почти 4 века, храм младше самой усадьбы почти на 100 лет. Усадьба небольшая, но вполне традиционная: церковь (1690-1704), дворец (1750), курган, конный двор, три флигеля (изначально было четыре), хозяйственные постройки, липовый регулярный парк.

Реклама — поддержка клуба

Общий вид сверху на усадьбу - фото с сайта Знаменской церкви (www.dubrovitsy-hram.ru).

Усадебный дом и сейчас впечатляет - большой, красивый, очень гармоничный.

Но, конечно, главное украшение усадьбы - Знаменская церковь - белокаменная, высокая, ажурная, устремленная в небо, как будто парящая к облакам. Стоит она на высоком холме - в месте слияния двух рек - Пахры и Десны. И окружающая природа, луга рядом с ней, зеркала рек только подеркивают ее величие и стать.

История усадьбы Дубровицы ведет свой отсчет с 1627 года. В те годы это была вотчина боярина И. В. Морозова. Дочь Морозова Аксинья вышла замуж за князя Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.

Дубровицы тесно связаны с именами Петра I и Екатерины II.
Внимание к усадьбе Петра I связано с тем, что владельцем Добровиц в те годы был Борис Алексеевич Голицын (1641-1714), сподвижник и воспитатель молодого Петра I. Закладка Храма Знамения состоялась в 1690 году. К 1699 г. строительство было закончено. Несколько лет храм ждал своего освящения. Владелец хотел освящать его только в присутствии Петра I. А он в те годы почти не бывал с Москве.

Заходим на территорию храма.


Наконец 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I и царевича Алексея храм был освящен. Празднества в честь были очень пышными и торжественными и длились целую неделю.

А вот и она - Дубровицкая красавица!

Основные здания усадьбы - усадебный дом, конный двор, четыре флигеля, хозяйственные постройки были построены в 1750-53 гг. уже при внуке Б. А. Голицына, Сергее Алексеевиче.
В 80-х годах 19 века усадьба несколько раз меняла владельцев - Григорий Потемкин (1781), Екатерина II (1787), А.М. Дмитриев-Мамонов (с 1788). Именно с этого времени активно перестраивается в модном в то время стиле классицизма усадебный дом.

Центральную часть здания с южной стороны украсили шестиколонным портиком. К главному входу пристроили широкую белокаменную лестницу, перила лестницы и лоджии оформили решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах были установлены два мраморных льва.



У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны сделали террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

Почти 80 лет усадьба принадлежала Мамоновым, пока в 1864 году не перешла во владение Сергея Михайловича Голицына. Он же владел Дубровицами уже до самой революции 1917 г.
На этом лучшие годы Дубровиц закончились. Несколько лет после революции в усадьбе располагался музей дворянского быта. Потом все ценности были вывезены и усадьбу передали детскому дому. В 1932 году здесь разместился сельскохозяйственный техникум. В 1961 году в Дубровицы был переведен из Москвы Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, который и сейчас здесь находится. Впрочем, это не единственное учреждение в этом здании.

Вот свидетельства советских времен усадьбы.

Храм был закрыт в 1930 году, а возвращен верующим в 1990 году. После проведения отопления службы стали проводиться здесь круглый год.
Храм безусловно великолепен и сейчас, но, конечно, очень нуждается в реставрации. Воинствующий пролетариат и время сделали свое дело. Церковь разрушается. Реставрация началась в 2003 году, но воз и ныне там. Следы идущих работ хорошо заметны, их ничем не спрячешь.

Вот памятник Екатерине II, над которым хорошо "поработали" пролетарские вандалы. Он стоял около разрушенной колокольни.

В самом низу храма в углах на невысоких постаментах стоят фигуры евангелистов. Почти все без голов и символов.

Только у евангелиста Матфея сохранилась голова и символ его - Ангел. Повезло...

Остается только молиться о том, чтоб эта неповторимая жемчужина не была утрачена, что восстановили ее и не испортили при этом.
Теперь поговорим более подробно о самом Храме.
Храм Знамения постоен в стиле барокко итальянскими и русскими мастерами. Имя архитектора этого шедевра скрыто историей. Архивы не сохранили ни его имени, ни того, почему вообще был выбран такой необычный для России проект церкви. Храм и сейчас производит неизгладимое впечатление, можно себе представить, как потрясал он своих современников. Храм богато украшен скульптурой, резьбой, лепкой. Он во всем необычен для православного храма. Даже венчает его не купол, а корона. И крест, и корона позолочены.
Высота храма с короной 42,3 м., с крестом - более 46 м.

На фотографии ниже вид Знаменского храма с восточной стороны. Над лестницей - ниша. Раньше в нише располагалось распятие. А побокам от него Богородица (слева) и Иоанн Богослов (справа).

Мне очень нравятся слова архитектора Сергея Маковского, которые он сказал о Дубровицком храме в 1910 г. : "…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!" Действительно, от созерцания храма просто невозможно оторваться, он притягивает и завораживает. Он такой один - тем и уникален!
Ну а теперь предлагаю вам мои фотографии из нашего семейного сентябрьского путешествия в Дубровицы. Просто смотрите и наслаждайтесь!





Смотровая площадка - насыпной курган. Сооружен еще при Б.А. Голицине. На вершине кургана ежегодно - до 1930 года - служили паниходы по погибшим в Отечественной войне 1812 года.
Раньше на курган поднимались по спиральной тропинке. А теперь вот сделали лесенку. Надо сказать лестница очень удобная, не опасная. Хорошо сконструирована.

Мостик, закрытые замочки, потерянные ключики - современная свадебная тема.





Фотография с замочками для нашей коллекции. Папа перелез через забор на высоком кургане. У меня упало сердце, пока он фотографировал нашу красотку.

Природа в Дубровицах хороша. За деревьями течет река Десна.



Ветер нещадно рвет листья деревьев. Все-таки осень...

В Дубровицах мы застали традиционно проводимый здесь в сентябрьские дни праздник - Цветаевский костер. 26 сентября 1892 года - день рождения Марины Цветаевой. Мы были в Дубровицах в субботу 29 сентября. Отмечался 120-летний юбилей поэтессы.
Цветаевские костры проводятся на Певческом поле. Певческое поле обрамляется с двух сторон Десной и Пахрой. Место очень поэтичное, вдохновляющее.

На заднем плане река Пахра.

Обойдя церковь снаружи вокруг, мы подошли к главному входу.

Главный вход в церковь в запада. У входа стоят две фигуры святителей - слева Иоанн Златоуст с книгой в руках, справа - Григорий Богослов. Скульптура третьего святителя - Василия Великого - стоит на крыше здания тоже с западной стороны.

У основания башни стоит 8 скульптур апостолов.



История строительства храма

История строительства храма

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

1690 г. - 1699 г.

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Борис Алексеевич Голицын

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

Митрополит Стефан

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

Архитектура храма

Архитектура храма

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Архитектурный стиль

Объект культурного наследия

Скуьлптуры апостолов

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер храма

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Скульптурная композиция "Распятие"

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

Двухярусные хоры

История прихода

История прихода

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Михаил Андреевич Порецкий

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!



Просмотров