Центральное продовольственное управление мо рф роот. Продовольственная служба вооруженных сил и направления ее совершенствования

Эффективность управления продовольственной безопасностью достигается проведением системной и целенаправленной продовольственной политики, обеспечиваемой системой принимаемых органами государственной власти мер экономического, правового, организационного и иного характера. Целью проведения продовольственной политики является рост потребления населением Российской Федерации основных видов продовольствия до рекомендуемых размеров потребления. Основными задачами управления продовольственной безопасностью являются:

1) создание условий, при которых реальные денежные доходы и система социальной защиты жителей России позволяют им приобретать основные продукты питания в необходимом количестве и должного качества;

2) обеспечение роста производства продовольствия, оптовой и розничной торговли продовольствием в целях обеспечения доступности пищевых продуктов для удовлетворения потребностей российских граждан;

3) организация координационных действий органов различных ветвей власти, включая органы контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, а также с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по вопросам обеспечения продовольственной безопасности.

Важнейшей составляющей эффективного управления продовольственной безопасностью является разработка долгосрочной продовольственной стратегии государства. Эта стратегия направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости страны. Она заключается в оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Задача правительства состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и принять соответствующие меры социально-экономического регулирования для их достижения.

Теоретические и методологические основы управления продовольственной безопасностью в России сформированы исходя из сущности продовольственной безопасности, из научных принципов эффективного использования ресурсного потенциала с учетом самодостаточности собственного сельскохозяйственного производства и эффективности сбыта сырья и продовольствия. Управление продовольственной безопасностью государства призвано базироваться на концепции обеспечения национальной продовольственной безопасности.

В механизме управления продовольственной безопасностью России соединяются узловые проблемы экономики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального положения, платежеспособности населения в целом и потребителей в различных регионах. На формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности оказывает влияние совокупность двух групп диаметрально противоположных факторов. С одной стороны – негативные, снижающие общий уровень развития, а с другой – позитивные, соответствующие эволюционному прогрессу экономической системы. Первая группа факторов включает в себя:

  • часто меняющуюся нормативную правовую базу, регламентирующую экономическую деятельность организаций;
  • отсутствие действенного механизма ценообразования;
  • диспаритет цен на сырье, средства производства, готовую продукцию и услуги в различных сферах деятельности;
  • насыщение продовольственного рынка импортными товарами, оттеснение отечественных товаропроизводителей в рыночной среде;
  • невысокий уровень совокупного спроса на отечественные товары;
  • низкие темпы повышения уровня жизни населения;
  • несоответствие между темпами роста цен на товары (услуги) и доходов населения, наличие безработицы;
  • невысокий уровень нововведений в сфере материального производства и, в частности, в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • моральное и физическое старение действующего оборудования, незначительный удельный вес принципиально новых разработок и “ноу-хау”, отсутствие механизма, стимулирующего появление новшеств;
  • слабое развитие инфраструктуры рынка;
  • недостаточную эффективность торгово-рыночных комплексов из-за слабого контроля за их деятельностью;
  • неэффективную приватизацию государственного имущества;
  • низкую эффективность кредитно-денежной, налоговой и таможенной политики;
  • отсутствие четких принципов и действенных методов планирования и стратегического прогнозирования в условиях рыночных отношений;
  • отсутствие точного учета и контроля использования ресурсов и факторов производства субъектами хозяйствования различных сфер;
  • отсутствие достоверной отчетности об их деятельности;
  • слабую информационную базу, не позволяющую правильно оценивать резервы и возможности различных структур экономики.

Преодоление негативных явлений предполагает развитие позитивных изменений. Ко второй группе факторов, оказывающих влияние на формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности, исходя из опыта передовых стран и отечественной практики, можно отнести следующие:

  • создание стабильной нормативной правовой базы, позволяющей нормализовать функционирование экономической системы;
  • разработка механизма ценообразования и создание паритетной системы цен на продовольственное сырье и товары, потребляемые в аграрном секторе;
  • ограничение ввоза в страну импортных товаров, аналоги которых производятся или могут производиться отечественными организациями;
  • рост уровня доходов и общего материального обеспечения населения;
  • развитие отечественного производства и увеличение его объемов на основе повышения инновационной активности организаций агропромышленного комплекса;
  • повсеместная разработка нововведений, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • квотирование экспорта дефицитного продовольствия;
  • разработка стратегии единой товарной политики, создание прогрессивных каналов движения товаров, развитие эффективных производственно-торговых структур и инфраструктуры рынка;
  • планирование и прогнозирование деятельности субъектов хозяйствования и всей экономической системы на основе принципов рыночных условий;
  • усиление интеграционных процессов между сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями, создание крупных специализированных организаций с превалирующей долей государственного капитала;
  • содействие развитию частного предпринимательства в области производства продовольствия;
  • внедрение эффективных и достоверных информационных систем;
  • определение посевных площадей гарантированного производства сельскохозяйственной продукции, достаточного для удовлетворения потребности населения и повышение урожайности сельскохозяйственных культур путем использования мирового опыта обработки земли и поддержания ее продуктивности;
  • применение элитных семенных форм при производстве продукции и использование местных видов ресурсов;
  • систематическое повышение качества продукции до уровня, соответствующего мировым аналогам.

В качестве основной формы государственного управления продовольственной безопасностью, все более широкое распространение должны получить федеральные, региональные, муниципальные целевые программы, стимулирующие в частности производство тех видов сельскохозяйственной продукции, которые наиболее конкурентоспособны на российском и мировом продовольственных рынках. Такие программы призва-ны содержать новую концепцию финансовой политики в аграрной сфере и методы государственной поддержки, адекватные условиям современного этапа развития России. Объемы и механизмы государственной поддержки необходимо тесно увязывать с другими направлениями государственного регулирования (ценообразование, кредитная политика, страхование, регулирование внешнеэкономической деятельности) и учитывать уровень платежеспособного спроса различных групп населения РФ, тенденции развития мирового аграрного рынка. Решение оперативных задач должно исходить из обязательного обеспечения стратегических интересов государства, прежде всего устойчивости агропромышленного производства и аграрного рынка, национальной продовольственной, энергетической и экологической безопасности, достижения паритета доходов урбанизированных и сельских территорий и т.д.

В целях повышения экономической доступности продуктов питания необходимы государственные программы развития производства новых видов пищевых продуктов улучшенного качества с низкой себестоимостью. Внешнеэкономическая политика государства призвана обеспечить защиту интересов отечественных товаропроизводителей и содействовать продвижению на мировой рынок тех видов продукции агропромышленного комплекса, по которым имеются экспортные возможности. Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами должна стать одним из существенных финансовых источников развития агропромышленного комплекса. Для этого имеет смысл использовать такие механизмы государственной поддержки и регулирования, как компенсационные платежи, целевые сборы, акцизы, пониженные ставки налогов, пошлины на импортную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, производимые в РФ в достаточных объемах.

Механизмы обеспечения продовольственной безопасности разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в рамках перспективной программы социально-экономического развития государства, а также специальных программ. При этом используются различные инструменты управления.

Представленные в схеме инструменты управления продовольственной безопасностью широко используются не только органами государственной власти, но и городскими органами управления. Так, в городе Москве в рамках управления продовольственной безопасностью на постоянной основе прово-дится мониторинг ее состояния, который имеет целью:

1) выявить эффективность исполнения городских целевых программ, договоров и соглашений в продовольственной сфере;

2) оценить финансово-экономическое состояние и имущественного комплекса организаций оптового продовольственного комплекса, поставщиков и производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, осуществляющих поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в город Москву с использованием средств бюджета города;

3) гарантировать качество и безопасность пищевых продуктов для населения города.

Cовременное управление продовольственной безопасностью должно базироваться на следующих основных направлениях:

  • научном обеспечении аграрного комплекса в целом и каждой отрасли в отдельности, способствующим конкурентоспособному ведению хозяйства, использованию ресурсосберегающих технологий и применению прогрессивных методов хозяйствования;
  • информатизации агропромышленного комплекса, означающей информационное и техническое обеспечение управленческих и технологических процессов, становлении разветвленной системы экономической и технологической информации, формирование эффективных средств получения, обработки, передачи, накопления и использования информации;
  • расширении сферы и видов агросервиса агропромышленного комплекса;
  • достижении сбалансированности производственных ресурсов и услуг.

К этому следует добавить постоянную разработку и внедрение в практику самых разнообразных нововведений, обеспечивающих позитивные результаты в качестве важного фактора построения инновационной экономики в России.

В результате опроса руководителей ОАО “Тракторная компания “Волго-градский тракторный завод”, нижегородского завода “Мельинвест”, Государственной агропромышленной лизинговой компании “Росагролизинг” автором диссертационного исследования было выяснено, что залогом успешности управления процессами продовольственной безопасности призван служить учет следующих факторов:

1) поддержание экологического равновесия сельскохозяйственного производства и недопущение ухудшения качества природной среды;

2) формирование благоприятных условий для концентрации капитала и усиления притока инвестиций в развитие сельского хозяйства, преобладающий объем которых должен формироваться за счет собственных средств организаций;

3) усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику. В связи с этим важно расширение возможностей централизованного субсидирования сельскохозяйственного производства, льготного кредитования основных программ и налогообложения организаций.

Здесь следует добавить организацию тесного взаимодействия производителей продовольственного сырья и предприятий, его перерабатывающих, для лучшего использования имеющихся ресурсов и более полного учета изменений спроса на рынке.

Залогом государственной продовольственной устойчивости России является сегодня восстановление целостности отрасли сельского хозяйства и ее управляемости, поддержка властными структурами инвестирования в отечественное производство продуктов питания. Созданию эффективной системы управления продовольственной безопасностью способствует начатая в настоящее время административная реформа, которая способствует повышению управляемости процессами продовольственной безопасности как на государственном, так и на местном уровнях, обеспечивая постепенный переход на интенсивные и ресурсосберегающие технологии в обеспечении продовольствием населения РФ, росту окупаемости ресурсов и производительности труда. Тут, однако, следует отметить, что серьезные недостатки в реализации административной реформы существенно сдерживает развитие этих положительных процессов.

Таким образом, можно заключить, что управление продовольственной безопасностью затрагивает не только непосредственное обеспечение населения качественными продуктами питания, но и способствует, например, опре-делению целесообразных методов реформирования агропромышленного комплекса, созданию современных форм переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, объединению усилий государственных органов и сельскохозяйственных организаций в выработке и претворении мер многоаспектного развития деревни и устойчивого повышения качества жизни сельского населения.

Обозначенные направления являются важными, но не исчерпывают всего многообразия факторов, обеспечивающих эффективное управление продовольственной безопасностью. По мере конкретизации задач по временным периодам они призваны дополняться рядом других характеристик.

Так, реализация целевой стратегии развития агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность, предполагает коренное преобразование его экономики. Эти изменения видимо будут происходить поэтапно: переход от состояния кризиса к стабилизации (первый этап) и от стабилизации к экономическому росту (второй этап).

В целом стратегия развития агропромышленного комплекса, базирующаяся на рыночных принципах, обязана обеспечить решение двуединой задачи: высокий уровень жизни и благоприятная среда обитания сельских жителей, с одной стороны, и достижение продовольственной безопасности государства – с другой.

Одной из главных задач аграрной политики государства является, как известно, создание эффективного агропромышленного производства в целях обеспечения населения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем в объемах, необходимых для устойчивого экономического роста и социального развития страны. Формировать ее предстоит как систему экономических и правовых мер по обеспечению продовольственной безопасности страны за счет отечественного производства, а также по созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения.

Аграрная политика должна обеспечить преобразование системы экономических отношений, переход их на основу разнообразных форм собственности на продукцию, средства производства и землю, на всемерное развитие предпринимательства и создание условий для привлечения в него отечественных и иностранных инвестиций. Рациональная аграрная политика предполагает сбалансированное реформирование всего комплекса общественных отношений в цепи собственность – формы хозяйствования – хозяйственный механизм – воспроизводство. Сельское хозяйство в перспективе должно быть не только социально ориентированным, обеспечивать продовольственную безопасность государства и удовлетворять потребительский спрос, но и способным включиться в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потенциала.

Проблема продовольственной безопасности также связана с задачей инновационного развития агропромышленного комплекса. Анализ новейших процессов, протекающих в российской экономике в последние два года, особенно эволюция агропромышленного сектора, показывает, что сегодня Россия находится в заметно более высокой степени готовности к модернизации, к приему масштабных инвестиций. Рассмотрим опыт инвестиционного сотрудничества государства и бизнеса на примере Краснодарского агропромышленного комплекса. В результате внедрения систем геоинформационных технологий в сельскохозяйственное производство и переработку удалось повысить уровень продовольственной безопасности края на 4,9%. Приведем основные области применения ГИС в сельском хозяйстве, имеющие влияние на показатели продовольственной безопасности.

Анализируя приоритеты аграрной политики, необходимо акцентировать внимание на всех ее важнейших аспектах – продовольственном, сельскохозяйственном, агропромышленном и внешнеторговом, а также на показателях, их характеризующих.

1. Продовольственный аспект является исходным в анализе приоритетов, поскольку служит количественным выражением генеральной цели аграрной политики – продовольственной безопасности. В то же время он определяет физиологические и платежеспособные границы спроса на продукты питания на внутреннем рынке, поэтому характеризуется показателями физиологической нормы потребления; сложившейся структуры потребления; обеспечения страны продовольствием, в том числе за счет собственного производства.

2. Сельскохозяйственный аспект определяет аграрный потенциал страны в получении продовольствия, характеризует фактическое состояние произ-водства и включает соответствующие показатели эффективности сельского хозяйства (продуктивность угодий, производительность труда, урожайность культур, продуктивность животных, окупаемость кормов, рентабельность производства, дотации, оплата труда, величина дотаций сельскому хозяйству, фондоотдача, соотношение уровней заработной платы сельскохозяйственных производителей и средней заработной платы в стране и другие факторы).

3. Агропромышленный аспект позволяет, с одной стороны, провести анализ материально-технической базы сельского хозяйства, а с другой, – оценить эффективность маркетинговой сферы. Наиболее важные показатели для оценки – укрупненная структура издержек производства, баланс производства продукции и коэффициенты товарности, использования продукции на различные цели.

4. Внешнеторговый аспект отражает взаимосвязь мирового и внутреннего сельскохозяйственных рынков. Он включает показатели зависимости от импорта по каждому из продуктов; баланс ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции; баланс ввоза и вывоза продуктов питания; соотношение уровня внутренних и мировых сельскохозяйственных цен, оптовых и розничных цен на сопоставимую продукцию собственного и импортного производства, реализуемую на внутреннем рынке и т.д.

Только всесторонний анализ с учетом действия и взаимодействия этих факторов, их динамики и перспектив может показать наиболее правильные пути решения задач в области продовольственной безопасности.

Эффективность реализации политики государства, связанной с обеспечением продовольственной безопасности неотделима, на наш взгляд от решения проблемы рационального использования трудового потенциала в агропромышленном комплексе РФ. Отметим, что несмотря на недостаток трудовых ресурсов в России в силу недостаточного развития трудоемких отраслей, концентрации, специализации производства, а также других факторов, в ряде сельских районов РФ определенная часть труда не используется, а значительная часть затрачивается неэффективно. Вместе с тем, от уровня организации сельскохозяйственного производства, от качества трудового потенциала, задействованного в решении задач продовольственного обеспечения РФ, зависит достижение продовольственной безопасности государства. При разработке политики обеспечения продовольственной безопасности объективно необходимо опираться на механизм регулирования и повышения эффективности использования трудовых ресурсов в аг-ропромышленном секторе. Этот механизм необходим для: увеличения производства продукции; реализации полной занятости населения; формирования благоприятных условий для жизнедеятельности работников; комплектования кадров, их подготовки и переподготовки; рационального соотношения производственных ресурсов и их использования; связи с формирующимся рынком труда; возрождения поселений, стабилизации сельского населения.

Надежное обеспечение продовольственной безопасности в РФ невозможно без создания современной инфраструктуры продовольственного рынка, координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Необходимо также усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления.

Важное значение для формирования основ управления продовольствен-ной безопасностью РФ имеет законодательная база. В 2006 году был принят ряд федеральных законов, регулирующих различные аспекты отношений в аграрной сфере, в области земельных отношений, а также необходимых для реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Самый важный из них – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264 ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Этот закон устанавливает также правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности – сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. Однако, анализ убеждает, что в нем имеются недостатки.

Анализируя состояние обеспечения продовольственной безопасности, нельзя не обратить внимание на еще слабо используемые внутренние ресурсы, в частности, садоводства. Обеспечение населения плодами, разными фруктами, ягодами, то есть полноценным витаминным набором, – сегодня не менее акту-альная задача, чем выращивание зерна и овощей. Согласно данным ученых-биологов, нехватка витаминов особенно в период беременности женщин ведет к появлению слабых, порой недоношенных новорожденных. И если у населения нет достаточного количества витаминов, это означает, что страна не получит полноценного поколения. Таким образом, управление продовольственной безопасностью на уровне государства должно быть направлено в том числе и на решение обозначенной проблемы с учетом исторически сложившейся роли садоводства в жизнедеятельности человека. Однако эта отрасль выделяется в аграрно-промышленном комплексе страны значительными затратами трудовых и денежных средств и низкой рентабельностью.

Поэтому одна из существенных задач – при активной государственной ресурсной и правовой поддержке повысить уровень престижности труда садовода, сделать его привлекательным путем эффективного использования новых сортов плодовых и ягодных культур, реализации энергосберегающих технологий их возделывания и создания специализированных технических средств нового поколения для промышленного садоводства.

Таким образом, можно заключить, что управление продовольственной безопасностью государства – сложный процесс, в котором управленческое воздействие оказывается и на доходы сельхозпроизводителей, и на структуру сельхозпроизводства, и на аграрные рынки, и на социальную структуру села, и на межотраслевые и межхозяйственные отношения. И все это подчинено единой цели – созданию стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития национального агропромышленного производства, удовле-творения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам. Инструменты воздействия, применяемые для достижения поставленной цели, находятся на государственном уровне. Это налоговые льготы, государственное субсидирование и т.п.

При всей огромной значимости роли государства в обеспечении общена-циональной продовольственной безопасности следует отметить, что даже в ХХI веке деятельность человека, связанная с работой на земле, не только не потеряла свою значимость в производстве продуктов, но служит все более важным фактором обеспечения здоровья людей. Урбанизация привела к тому, что доля физического труда повсеместно резко сокращается. Стало привычным: то, что необходимо все чаще делают машины, техника, причем ее производительность в условиях научно-технической революции быстро растет. Человек только управляет техникой без особых физических усилий. В результате он отвыкает от силовой работы. Возможность работы в сельском хозяйстве не только дает дополнительные ресурсы для потребления и консервации, но позволяет гораздо больше сделать для упрочения физического состояния людей, нежели различные оздоровительные лекарства и добавки, которые нередко, как показывают исследования, не просто бесполезны, но все чаще оказываются вредными для организма.

Наука и военная безопасность, №2/2004, стр. 59-60

М.П. ЗАЙКОВСКИЙ , ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных СилРеспублики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Продовольственное обеспечение является частью материального обеспечения Вооруженных Сил и включает в себя обеспечение воинских частей продовольствием, техникой и имуществом продовольственной службы, а также организацию питания военнослужащих по установленным нормам. Для выполнения задач продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах имеется продовольственная служба, включающая органы военного управления, продовольственные базы и склады с запасами продовольствия, техники и имущества, столовые и подсобные хозяйства

К органам военного управления относятся: в центре - продовольственное управление тыла Вооруженных Сил, в Сухопутных войсках, ВВС и войсках ПВО, оперативных и оперативно-тактических командованиях - продовольственные службы. Продовольственное управление было создано в мае 2002 года на базе продовольственной службы тыла Вооруженных Сил. Структурная схема продовольственного управления показана на рисунке 1.

В настоящее время в состав продовольственной службы входят три продовольственные базы, ремонтный завод и школа подготовки младших специалистов.

Возможности продовольственных баз по хранению продовольствия составляют свыше 60 тысяч тонн. В организациях центрального подчинения работает около 400 человек, в том числе около 50 военнослужащих.

В продовольственной службе, кроме организаций центрального подчинения, имеются войсковые продовольственные склады, столовые, овощехранилища, квасильно-засолочные пункты и подсобные хозяйства. Обеспечение воинских частей и организаций продовольствием производится по схеме, показанной на рисунке 2.

Хлебом, мясом, молоком, картофелем и овощами воинские части обеспечиваются непосредственно от поставщиков. Оплату полученных продуктов производят продовольственные базы. Другие продукты

Крупы, макароны, специи, рыбу

Закупает продовольственное управление или продовольственные базы, а затем обеспечивают ими воинские части. Указанная схема в основном удовлетворяет требованиям по обеспечению войск продовольствием, однако в связи с реформированием Вооруженных Сил потребовалось дальнейшее ее совершенствование.

В службах тыла Вооруженных Сил в разное время разрабатывались имущества воинским частям.

Необходимость централизованного подвоза вызвана сокращением количества центральных продовольственных складов и, соответственно, увеличением расстояний подвоза от оставшихся продовольственных баз до воинских частей. Путем сравнения стоимости подвоза продовольствия воинскими частями самостоятельно и стоимости централизованного подвоза силами и средствами центральных баз была определена экономическая эффективность проводимого мероприятия. Установлено, что затраты при централизованном подвозе в 1,5 - 2,0 раза меньше, чем предложения по совершенствованию продовольственного обеспечения.

Все предложения можно сгруппировать по следующим направлениям и провести их краткий анализ.

1. Организация централизованного подвоза продовольствия, техники и при самостоятельном подвозе транспортом воинских частей.

Для централизованного подвоза используются большегрузные автомобили типа МАЗ, КамАЗ, а также железнодорожные вагоны.

Вместе с тем, у этого направления есть и недостатки, касающиеся обеспечения скоропортящимися продуктами, которые надо завозить в воинские части часто и малыми партиями или строить большие, дорогостоящие холодильники для их длительного хранения.

2. Организация закупок продовольствия непосредственно воинскими частями на местах.

Приказом министра обороны Республики Беларусь от 2002 года № 128 были определены пять воинских частей, в которых должен проводиться эксперимент по самостоятельной закупке продовольствия от местных организаций. Сущность данного способа закупок заключается в том, что воинским частям выделяются денежные средства на закупку продовольствия. Тендерная комиссия воинской части во главе с заместителем командира по тылу определяет потенциальных поставщиков продовольствия, проводит тендер по выбору продовольствия с наиболее низкими ценами.

Командир воинской части заключает договора, а продовольственная служба получает продукты, учитывает их и готовит документы на оплату. Продукты могут завозиться и транспортом поставщиков. Положительными сторонами данного способа являются сокращение сроков оплаты и транспортных расходов, уменьшение отрыва личного состава от боевой учебы.

Вместе с тем при таких закупках требуется полное и своевременное финансирование, четкость работы тендерной комиссии, постоянный контроль над закупками. Отдельные командиры воинских частей, предвидя трудности, отказываются внедрять предложенный способ обеспечения продовольствием.

3. Обеспечение воинских частей хлебом, мясом, молочными продуктами силами и средствами поставщиков и оплатой продовольствия центральными базами. Этот способ экономически выгоден, но не все поставщики согласны завозить продукты своим транспортом, особенно в отдаленные гарнизоны.

4. Организация питания летного, инженерно-технического состава авиации и больных силами и средствами РУП «Военсервис».

Такой способ целесообразно применять там, где нет своих столовых, оборудования, поваров и продовольственных складов. Важным моментом при заключении договоров является оплата за оказываемые услуги. Если стоимость пайка может объявляться ежеквартально или даже ежемесячно и использоваться при расчетах, то стоимость обслуживания является отдельной темой для переговоров и контроля.

Проведенный в Военной академии Республики Беларусь эксперимент по питанию в столовой «Военсервиса» курсантов летного факультета в целом выявил много положительного, однако еще есть вопросы, требующие дальнейшей проработки при массовом внедрении такой системы. Это прежде всего вопросы передачи собственности Министерства обороны другим организациям.

5. Организация питания военнослужащих в гарнизонах с использованием базовых комбинатов питания.

В этом случае на базе одной из столовых гарнизона создается комбинат питания, где готовится пища для военнослужащих всего гарнизона. Прием пищи личным составом производится в столовых воинских частей, куда готовая пища доставляется из комбинатов питания. Положительными сторонами здесь являются: сокращение поварского состава, технологического оборудования, расхода электроэнергии, пара и воды. Вместе с тем есть целый ряд недостатков, препятствующих широкому внедрению данной системы обеспечения. Это прежде всего необходимость в специальном транспорте и таре для подвоза пищи, наличия технических средств для подогрева пищи, штата поваров для раздачи пищи и мойщиков посуды.

6. Закупка картофеля и овощей в течение года вместо массовой заготовки и закупки в осенний период. Эксперимент по этим вопросам проводился еще в 1995 - 1996 годах на базе 12-го отдельного учебного полка связи (г. Несвиж). В ходе эксперимента было установлено, что такой способ может быть использован, но только в тех частях, где нет своих овощехранилищ, а овощные базы, где могут производиться закупки, размещаются не далее 5 км от воинских частей.

7. Сокращение нерентабельных подсобных хозяйств воинских частей.

Анализ деятельности подсобных хозяйств, проведенный военно-экономическим управлением и продовольственной службой в 2002 году, показал, что при подсчете всех расходов на ведение подсобных хозяйств почти все они являются нерентабельными. В связи с этим идет их постепенное сокращение. В соответствии с директивой министра обороны штатные начальники подсобных хозяйств имеются только в 23 воинских частях, которые имеют хорошую материально-техническую базу и способны обеспечить хотя бы минимальную рентабельность.

8. Организация ремонта и обслуживания техники продовольственной службы силами и средствами местных организаций.

Ремонт техники продовольственной службы в настоящее время производится в основном на 366-м ремонтном заводе, а также выездными бригадами от завода непосредственно в воинских частях. Такая организация в целом позволяет проводить необходимый ремонт техники в установленные сроки. Однако анализ повторного выхода техники из строя в воинских частях показывает, что качество ремонта выездными бригадами, да и на самом заводе не всегда удовлетворительное, гарантий завод не дает, ссылаясь на то, что техника в основном уже отслужила гарантийные сроки.

В 2002 году в некоторых гарнизонах проводился эксперимент по ремонту техники продовольственной службы гражданскими организациями по месту дислокации воинских частей с заключением договоров на техническое обслуживание и ремонт. Такая организация ремонта позволяет поддерживать технические средства столовых и складов в исправном состоянии и быстро устранять возникающие неисправности. Однако ремонтные организации требуют своевременной и полной оплаты выполненных работ, а иногда и предоплаты. Кроме того, они не всегда ставят старую технику на гарантийное обслуживание.

9. Разработка новых норм продовольственного обеспечения различных категорий военнослужащих.

Действующие в настоящее время нормы продовольственных пайков были утверждены министром финансов по распоряжению Совета Министров в 1996 году. Нормы пайков были составлены с учетом требуемой энергетической ценности, наличия в нормах продуктов белков, жиров и углеводов в требуемом соотношении, наличия животных белков, содержащих незаменимые аминокислоты, наличия микроэлементов и витаминов. Нормы были согласованы с министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, экономики, юстиции, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и всеми силовыми министерствами и республиканскими органами государственного управления. В бюджете Республики Беларусь на закупки продовольствия по этим нормам ежегодно предусматривается выделение необходимой суммы денежных средств.

Конечно же, существующие нормы имеют ряд недостатков, о них было указано и в отзыве Министерства здравоохранения и других министерств и органов управления. Это недостаточное количество животных белков, свежих фруктов, соков и напитков. Частично эти недостатки могут устраняться применением норм замены одних продуктов другими.

Коренное изменение норм продовольственных пайков необходимо, но оно может быть произведено только при обеспечении достаточного их финансирования. На наш взгляд, в новых пайках набор продуктов должен обеспечивать приготовление 2-3 равноценных блюд на каждый прием пищи, чтобы военнослужащий сам смог выбирать блюда по вкусу и в достаточном количестве.

Таким образом, продовольственная служба в настоящее время возложенные на нее задачи выполняет. Реформирование продовольственного обеспечения в мирное время направлено на сокращение расходов на содержание большого количества организаций и обслуживающего персонала, организацию перевозок продовольствия и техники и в то же время на увеличение денежных средств на закупки продовольствия в достаточных количествах и более качественного. Анализ направлений совершенствования продовольственного обеспечения поможет должностным лицам тыла принять правильные решения при разработке планов дальнейшего реформирования продовольственной службы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Вступило в законную силу решение об аресте начальника отдела Министерства обороны России Александра Вакулина. Согласно материалам дела, ему предъявлено официальное обвинение в получении взятки в особо крупном размере, об этом сообщают многие СМИ.

Военное управление Следственного комитета России ведет расследование уголовного дела о самой солидной в истории Министерства обороны России взятке - 368 млн руб. Начальник отдела технического обеспечения продовольственного управления Министерства обороны полковник Александр Вакулин за эту сумму способствовал заключению контрактов на приобретение кухонь и пекарен , в ходе исполнения которых были совершены крупные хищения казенных средств. Кроме того, Вакулин обещал «покровительство» недобросовестным бизнесменам.

В отношении начальника отдела технического обеспечения продовольственного управления Министерства обороны России Александра Вакулина возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.4 ст. 159 и ч. 6 ст. 290 УК РФ (особо крупное мошенничество и получение взятки в особо крупном размере).

ГВСУ СКР инкриминирует полковнику Вакулину получение 368 млн руб. за помощь в заключении контрактов, повлекших хищения, а также за оказание «общего покровительства» заплатившим ему персонам.

Контракты заключались на приобретение пекарен, кухонь, цистерн и прочей специальной техники для нужд Министерства обороны.

Расследование ведет старший следователь по особо важным делам 3-го следственного отдела ГВСУ СКР Виталий Данилов, по чьему ходатайству взяточник был отправлен в СИЗО. Там он будет находиться до 29 октября.

Адвокаты Вакулина обжаловали это постановление в Московском окружном военном суде, ссылаясь на отсутствие в материалах следствия «реальных данных», свидетельствующих о том, что полковник может скрыться от следствия или суда. Однако МОВС отклонил это требование, обосновав его особой тяжестью совершенных Вакулиным преступлений.

Источники, знакомые с ситуацией, рассказали «Ъ», что операция по поимке взяточника была проведена полицией и СКР еще весной 2017 года. Тогда появились данные о многомиллионных хищениях в рамках контракта между Минобороны и петербургской фирмой ООО «Профбизнес», заключенного еще в 2015 году.

Прикрываясь контрактом №99/ЭА/2015/ДГЗ/3, мошенники похитили около 20 млн рублей, поставив Минобороны «машины ненадлежащего качества». Тогда были задержаны несколько человек, в их числе и один из директоров «Профбизнеса» Алексей Калитин.

Другие 11 контрактов на общую сумму в 2,2 млрд рублей, заключенные с Минобороны «Профбизнесом», ООО «ТД Спецтехмаш» и ООО «ТД Стиллаг» , вызвали интерес у управления УФАС по Санкт-Петербургу.

Антимонопольная служба заметила следы «картельного сговора».

«Организации участвовали в торгах с одного IP-адреса, в качестве контактного номера телефона на электронной торговой площадке обществами указан один номер. Также установлено, что общества совместно реализовывали обязательства по заключенным контрактам», - заявляется в сообщении УФАС.

Источники сообщили «Ъ», что один из фигурантов дела о хищениях, задержанный ранее, находясь еще в статусе подозреваемого, дал подробные показания о роли и преступных действиях Александра Вакулина при заключении и исполнении госконтрактов и получении взяток.

До задержания полковник Вакулин считался перспективным офицером с успешной карьерой. До перевода в Москву, он служил в городе Балтийске Калининградской области. Иронично, но Вакулин много раз ездил по России с инспекциями и лекциями по вопросам тылового обеспечения армии - в том числе и по поводу полевых кухонь.

Сообщалось, что после задержания Александра Вакулина был задержан и его руководитель - начальник продовольственного управления Минобороны Александр Бережной.

Бережному инкриминируются те же преступления, что и Вакулину, - хищение около 20 миллионов рублей при исполнении контракта петербургской компанией «Профбизнес» на поставку спецтехники, а также получение взяток на 368 миллионов рублей от различных коммерсантов за оказание им общего покровительства и помощь при новых контрактах. Уголовное дело возбуждено по статьям «Мошенничество» и «Получение взятки».

Участники уголовного дела и Минобороны отказались комментировать ситуацию вокруг разбирательства.

Продовольственное обеспечение и вещевое обеспечение являются одними из видов материального обеспечения военнослужащих. Права военнослужащих на продовольственное и вещевое обеспечение регулируются ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

1. Продовольственное обеспечение военнослужащих. Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:

Организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

Выдача продовольственного пайка;

Выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска;

Выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Основным нормативным правовым актом, определяющим задачи, организацию и порядок продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, является Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. № 400.

В военное время вопросы продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации регулируются нормативными правовыми актами военного времени.

Обеспечение военнослужащих и других контингентов в Вооруженных Силах продовольствием осуществляется по нормам продовольственных пайков (рационов питания), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, и по нормам, установленным министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему прав. Нормы продовольственных пайков (рационов питания) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1992 г. № 479-28 и объявлены в приложениях к Положению о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время содержит 20 норм продовольственных пайков (рационов питания): общевойсковой паек; летный паек; морской паек; подводный паек; лечебный паек; дополнительный паек для доноров; индивидуальный рацион питания для боевой деятельности войск (ИРП-Б) и др. Деление продовольственных пайков (рационов питания) на виды вызвано, прежде всего, различными условиями прохождения военной службы. Нормы продовольственных пайков (рационов питания) представляют собой совокупность различных продуктов питания, установленную для одного человека в сутки.

Кроме того, Правительство Российской Федерации может устанавливать и дополнительные нормы продовольственных пайков (рационов питания) для отдельных категорий военнослужащих. Например, Правительством Российской Федерации установлена Временная норма продовольственного пайка для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, назначенных в состав караула для несения караульной службы, на одного человека в сутки.

Выдача указанных продуктов по Временной норме продовольственного пайка производится дополнительно к положенным нормам продовольственных пайков.

Основным структурным звеном Вооруженных Сил Российской Федерации, на которое возложено непосредственное решение задач продовольственного обеспечения, является продовольственная служба - совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами продовольственного обеспечения.

Выполнение задач, возлагаемых на продовольственную службу, осуществляется органами военного управления, в распоряжении которых имеются: продовольственные склады и базы с запасами продовольствия, техники и имущества, столовые воинских частей (камбузы, гарнизонные цеха по первичной переработке продуктов), военные хлебозаводы (хлебопекарни), промышленные (ремонтные) предприятия, подсобные хозяйства, военные школы младших специалистов, военные школы поваров (учебные роты коков) и учебные хлебопекарни.

К органам военного управления продовольственной службы (обеспечивающим органам) относятся:

В центре - Центральное продовольственное управление Министерства обороны;

В управлениях главнокомандующих видами и родами Вооруженных Сил, в военных округах и на флотах, в армиях, на флотилиях, в военно-морских базах, соединениях, на береговых (плавучих) базах и в воинских частях - продовольственная служба.

Центральное продовольственное управление Министерства обороны Российской Федерации руководит продовольственной службой и имеет право давать указания, разъяснения войскам и силам флота по вопросам продовольственного обеспечения.

Проекты приказов, директив и указаний министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны, содержащие вопросы продовольственного обеспечения войск и сил флота, до представления на подпись согласовываются с Центральным продовольственным управлением Министерства обороны.

Обеспечение войск и сил флота продовольствием осуществляется по схеме:

В Вооруженных Силах (кроме Военно-Морского Флота): центр - военный округ - армия - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий;

В Военно-Морском Флоте: центр - флот (флотилия) - военно-морская база (отдел тыла) - соединение (береговая база соединения кораблей, плавучая база) - корабль (воинская часть) - подразделение - военнослужащий.

Военнослужащие по прибытии в воинскую часть зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение служат аттестат на продовольствие и предписание или командировочное удостоверение или отпускной билет военнослужащего.

Аттестат на продовольствие является документом, подтверждающим, по какое число и по нормам какого пайка удовлетворены военнослужащий или воинская команда (подразделение) продовольствием в натуре, или денежной компенсацией взамен пайка, или продовольственно-путевыми деньгами при убытии из воинской части. Аттестат дает право военнослужащему (воинской команде, подразделению) на получение продовольствия в натуре, или питания, или денежной компенсации взамен продовольственного пайка, или продовольственно-путевых денег.

При первоначальном возникновении права у военнослужащих на продовольственное обеспечение за счет государства они зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части без аттестата на продовольствие.

Без аттестата на продовольствие зачисляются также военнослужащие, имеющие право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства, доставленные в военно-медицинские учреждения при внезапных заболеваниях (травмы, отравления, инфекционные болезни и др.). В этих случаях военно-медицинское учреждение обязано истребовать аттестат на продовольствие из соответствующей воинской части, а последняя - немедленно выслать его военно-медицинскому учреждению.

Военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки в виде питания, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения (питания) на основании приказа командира воинской части об убытии с выдачей аттестата на продовольствие.

Военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки продуктами на руки или взамен их денежную компенсацию, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения со дня, следующего за днем, по который они обеспечены продовольственным пайком или денежной компенсацией.

При увольнении (исключении из списков личного состава воинской части) военнослужащие, имеющие право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства, обеспечиваются продовольственным пайком (питанием) или денежной компенсацией по день исключения их из списков личного состава воинской части.

В случае убытия военнослужащих из воинской части в составе воинской команды (подразделения) аттестат на продовольствие выписывается один на всю воинскую команду.

Военнослужащим, увольняемым в запас, аттестат на продовольствие не выдается. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увольняемым в запас, об удовлетворении их продовольствием (продовольственно-путевыми деньгами на путь следования) при выдаче предписания в нем делается соответствующая запись.

Питание по месту военной службы организуется в соответствии с: УВС ВС РФ, Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, Руководством по организации питания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждаемым начальником Центрального продовольственного управления.

Следует заметить, что данная форма продовольственного обеспечения распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и по контракту. Перечень отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, питание которых организуется по месту прохождения военной службы, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 695.

В воинских частях для обеспечения питанием (горячей пищей) военнослужащих, имеющих право на получение питания за счет государства, штатами предусматриваются соответствующие столовые (солдатские, матросские, курсантские, офицерские и др.). Питание личного состава кораблей (судов) Военно-Морского Флота организуется через камбузы, столовые, кают-компании кораблей (судов), плавучих и береговых баз.

В исключительных случаях, когда по условиям прохождения военной службы (работы) и расквартирования не представляется возможным обеспечивать отдельные команды (подразделения) военнослужащих, гражданский персонал горячей пищей через столовые воинских частей, а создание новых столовых экономически нецелесообразно, разрешается организовывать питание этих лиц через столовые общественного питания на договорных началах по норме положенного им продовольственного пайка.

Питание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проживающих без семей, и холостяков, по их желанию, организуется через солдатские (матросские) столовые воинских частей в отдельно оборудованных помещениях (обеденных залах) в порядке, определенном п. 23 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время. Питание указанных военнослужащих может быть организовано и в самодеятельных столовых воинских частей.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, получающие продовольственные пайки в виде питания за счет государства, во время нахождения в отпуске при воинской части (по месту военной службы) могут обеспечиваться питанием через столовые (кают-компании) воинских частей по нормам положенного им продовольственного пайка.

Обеспечение питанием курсантов в период прохождения ими учебной практики и стажировки в воинских частях по планам учебных заведений производится с предварительной оплатой стоимости продовольственного пайка по учетным ценам на день отпуска продовольствия в столовую и расходов по приготовлению пищи в размере 20% стоимости пайка (без хлеба).

Военнослужащие, получающие продовольственные пайки в виде питания через столовые воинских частей и страдающие болезнями органов пищеварения, обеспечиваются диетическим питанием. Пища для них готовится по отдельной раскладке из продуктов, положенных им по нормам, с частичной их заменой. Для приема пищи выделяются отдельные столы.

В воинских частях, личный состав которых получает питание по общевойсковому пайку, горячая пища готовится и выдается три раза в сутки (на завтрак, обед и ужин) и не менее четырех раз в сутки по пайку для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ.

Выдача продовольственного пайка производится в основном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым не организуется питание по месту прохождения военной службы.

Выдача продовольственного пайка является для указанной категории военнослужащих основной формой продовольственного обеспечения. По просьбе военнослужащего взамен положенного продовольственного пайка (питания) ему может быть выплачена компенсация. Право замены одной формы на другую принадлежит военнослужащему, а не воинским должностным лицам154.

Выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости производится следующим категориям военнослужащих:

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которым не организуется питание по месту прохождения военной службы, изъявившим желание на ее получение;

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска.

Списки военнослужащих, которым разрешается выдача продовольственных пайков на руки или выплата денежной компенсации, а также сроки выдачи (выплаты) продовольственных пайков (денежной компенсации) ежемесячно (до 30-го числа предыдущего месяца) объявляются приказом командира воинской части.

Списки составляются штабом воинской части на основании рапортов командиров подразделений.

Выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, применяется командованием в целях реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на продовольственное обеспечение в случае невозможности получения ими горячей пищи через столовые военно-продовольственных пунктов в пути следования в составе воинских команд и в одиночном порядке.

Продовольственно-путевые деньги указанным военнослужащим выплачиваются на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное их питание.

Военнослужащие, назначенные в состав караулов (команд), в том числе проводники-механики, для охраны, обороны и сопровождения воинских и специальных грузов при их перевозке и в пути следования к месту приемки этих грузов и при возвращении после их сдачи пассажирскими поездами, могут обеспечиваться продовольственно-путевыми деньгами с учетом стоимости дополнительных продуктов.

Выплата продовольственно-путевых денег и денежной компенсации взамен продовольственного пайка личному составу караулов (команд) производится за фактическое время нахождения в пути следования, в том числе и за время задержки в пути.

В воинской части выплата продовольственно-путевых денег производится финансовой службой по раздаточным ведомостям, составляемым начальником продовольственной службы и утверждаемым командиром воинской части.

Выплата военнослужащим продовольственно-путевых денег указывается в аттестате на продовольствие, а военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, уволенным в запас, - в предписании.

2. Вещевое обеспечение военнослужащих. Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости этих предметов.

Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок вещевого обеспечения в мирное время военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, является Положение о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих» от 26 июня 1995 г. № 605.

Кроме Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации утвердило нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом, делегировав Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, право устанавливать:

Порядок применения норм снабжения, указанных в п. 1 вышеназванного постановления, с учетом полного израсходования имеющихся запасов предметов обмундирования прежних образцов, выдаваемых по ранее действовавшим нормам снабжения;

Временные (сроком до 2 лет) нормы снабжения вещевым имуществом отдельных категорий военнослужащих воинских частей, выполняющих особые задания или находящихся в особых климатических условиях. На более длительный срок эти нормы утверждаются по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации;

Нормы снабжения палатками, спортивным имуществом, материалами для ремонта и стирки вещевого имущества (кроме мыла), а также табели к штатам на другие, не предусмотренные нормами снабжения материальные средства;

Целью вещевого обеспечения является удовлетворение потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в военной одежде, обуви, нательном белье, постельных принадлежностях, снаряжении, теплых вещах, специальной одежде, тканях, нагрудных знаках и знаках различия, санитарно-хозяйственном, спортивном и альпинистском имуществе (далее именуются - вещевое имущество), что позволяет создать условия для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки.

Вещевое имущество можно разделить на виды по различным критериям деления, например:

1) по целевому назначению:

Вещевое имущество текущего обеспечения;

Вещевое имущество фонда сборов;

Вещевое имущество неприкосновенного запаса;

2) по праву пользования им:

Вещевое имущество личного пользования;

Инвентарное имущество.

Вещевое имущество текущего обеспечения предназначается для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Вещевое имущество фонда сборов предназначается для обеспечения граждан, призванных на военные сборы.

Вещевое имущество неприкосновенного запаса предназначается для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и создания запасов на период военного времени.

Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.

Поставка вещевого имущества производится предприятиями промышленности по договорам (контрактам), заключаемым в соответствии с объемами, предусмотренными государственным оборонным заказом. Объемы поставок вещевого имущества, включаемого в государственный оборонный заказ, определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации. Оплата за поставляемое вещевое имущество осуществляется по договорным ценам. Отдельные предметы вещевого имущества, не включенные в государственный оборонный заказ, приобретаются воинскими частями самостоятельно в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Решение вопросов вещевого обеспечения военнослужащих возлагается в первую очередь на командиров (начальников), а также на должностных лиц органов военного управления вещевой службы. Под вещевой службой понимают совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами вещевого обеспечения.

Вещевое имущество отпускается военнослужащим по нормам снабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, и по нормам его содержания в воинских частях, на кораблях, в военных образовательных учреждениях профессионального образования, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом определяют количество предметов, отпускаемых на одного человека (в военно-медицинских (медицинских) учреждениях - на одну штатную койку), и сроки их носки (эксплуатации). Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих» от 26 июня 1995 г. № 605 утверждены 19 норм снабжения. Приведем примеры некоторых из них:

Норма № 1 снабжения вещевым имуществом офицеров и прапорщиков (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);

Норма № 2 снабжения вещевым имуществом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);

Норма № 3 снабжения вещевым имуществом военнослужащих-женщин;

Норма № 4 снабжения вещевым имуществом курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования (кроме Военно-Морского Флота).

Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормами снабжения период времени, в течение которого предмет должен находиться в пользовании.

Сроки носки (эксплуатации) предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исчисляются со дня возникновения у военнослужащих права на их получение.

В зависимости от характера использования вещевое имущество подразделяется на две группы: вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество.

Вещевое имущество личного пользования выдается офицерам, прапорщикам и мичманам в готовом виде или изготавливается в ателье (мастерских) по индивидуальным заказам с оплатой стоимости пошива за счет Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Старшинам, сержантам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту или призыву, и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования вещевое имущество выдается, как правило, в готовом виде. В случаях когда подобрать отдельные предметы вещевого имущества по росту и размеру не представляется возможным, производится их подгонка или пошив в ателье (мастерских) с оплатой стоимости подгонки или пошива в установленном порядке.

Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации, а правила их ношения устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба). Существующие военная форма и знаки различия утверждены Указом Президента Российской Федерации «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» от 23 мая 1994 г. № 1010. Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются приказом министра обороны Российской Федерации.

Инвентарное имущество выдается военнослужащим во временное пользование. К инвентарному имуществу относятся: теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальная и летно-техническая одежда, санитарно-хозяйственное, лыжное, спортивное и альпинистское имущество, духовые и ударные музыкальные инструменты, обозное имущество.

Специальная одежда выдается только тем военнослужащим, которые заняты на работах, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом военной техники, и других видах работ.

Летно-техническая одежда выдается военнослужащим в индивидуальное пользование и используется ими до полного износа.

Теплые вещи отпускаются воинским частям в размерах, определяемых командованием военного округа (флота) с учетом особенностей района дислокации воинских частей и характера выполняемых ими задач.

Теплые вещи за военнослужащими, как правило, не закрепляются. Время и порядок их ношения устанавливаются командиром воинской части. По окончании зимнего сезона теплые вещи изымаются из подразделений, рассортировываются, подвергаются ремонту и химчистке и сдаются для хранения на вещевой склад воинской части.

Лагерные и специальные палатки отпускаются для размещения военнослужащих в полевых условиях, а также при ведении военно-топографических, изыскательских, геодезических и других работ в полевых условиях.

Спортивным, лыжным и альпинистским имуществом воинские части обеспечиваются по нормам и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Духовыми и ударными музыкальными инструментами обеспечиваются воинские части, в которых предусмотрено содержание военного оркестра.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов.

Порядок выплаты указанной денежной компенсации определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Становление, развитие и совершенствование продовольственной службы тесно связано с историей нашего государства и его вооруженных сил. До середины XVII века в России организованной системы питания не было, государство не отпускало войскам средств на продовольствие, и заботы о пропитании возлагались на самих солдат, которые приобретали продукты для себя и корм для лошади за счет личных средств или получаемого жалования. Служивые люди, направляясь на сборы, часть съестных припасов приносили из дома, а часть приобретали у местных жителей. Пищу готовили с помощью подручной посуды. Летописцы отмечают, что «князь Святослав мясо в котлах не варил, а испекал его на углях, так делали и его воины». Хлеб выпекался в крестьянских печах.

С созданием регулярной русской армии и введением провиантного (мука, крупа) довольствия , а также отпуска денег на закупку мяса, соли, овощей начинает складываться организованная система питания, формируются органы управления по снабжению продовольствием и фуражом от центра до ротного артельногох хозяйства включительно.

Так, 18 февраля 1700 г. Петр I издает Указ, учреждающий в военном ведомстве должность «генерал-провианта», на которую был назначен окольничий СИ. Языков. Этим Указом Великого Государя Всея Руси генерал-провианту повелевалось «…ведать все хлебные запасы на дачу ратным людям, а также сбором их и дачею, на Москве и в других городах…». Таким образом был учрежден новый Приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием и определена дата зарождения продовольственной (провиантской) службы.

В XIX веке организация питания военнослужащих изменяется, приготовление пищи возлагается на каптенармусов и производится в основном поротно. Горячая пища готовится 2 раза в сутки: в обед - первое и второе и одно блюдо - на ужин.

В годы гражданской войны порядок питания солдат сохранился, т.е. красноармейцы обеспечивались горячей пищей дважды: в обед и в ужин, а на завтрак выдавался чай с сахаром и хлеб.

Во время Великой Отечественной войны организация питания в действующей армии осуществлялась побатальонно (дивизионно), через отделения хозяйственного довольствия взвода снабжения. Для каждого приема пищи готовилось одно блюдо жидкой консистенции (в объеме 1 л) на первое или полужидкой - на второе (0,55-0,7 г). Питание и генералов осуществлялось в столовых военторга, самостоятельных столовых, а также из общего солдатского котла, с выдачей дополнительного офицерского пайка. Хлеб выпекался во фронтовых, армейских и дивизионных хлебопекарнях и на хлебозаводах.

В послевоенный период и вплоть до настоящего времени продовольственная служба Вооруженных Сил претерпела значительные изменения как по своей структуре, так и по степени сложности выполнения поставленных задач. Конечная цель работы ее звеньев, при всей многогранности решаемых вопросов, остается неизменной вот уже более 300 лет, без выходных и праздничных дней - это полноценное и качественное питание военнослужащих всех категорий. Для ее достижения в Вооруженных Силах РФ создана система органов управления, учреждений и предприятий продовольственной службы в следующем составе.

Органы управления: Центральное продовольственное управление Министерства обороны РФ , продовольственная служба видов ВС, военных округов (флотов), армий (корпусов), соединений (бригад) и частей. Учреждения и предприятия продовольственной службы: Центральная опытно-конструкторская база, продовольственные склады и базы, столовые воинских частей (камбузы, гарнизонные цеха по первичной обработке продуктов), военные хлебозаводы и хлебопекарни, заводы и ремонтные предприятия службы, военные школы (интересно: кайт школа) младших специалистов, военные школы поваров (учебные роты коков) и учебные хлебопекарни, музей продовольственной службы ВС РФ.

В настоящее время в армии на продовольственном обеспечении находится
около 1,2 млн. человек, в том числе все категории военнослужащих, а также определенный контингент гражданского персонала. На снабжение поступает более 300 наименований различных продовольственных товаров. Для обеспечения питанием имеется 6460 столовых на 1,1 млн. посадочных мест. В приготовлении пищи задействовано более 25000 поваров. Для их подготовки используется 7 военных школ поваров, ежегодно выпускающих свыше 2,1 тыс. специалистов продовольственной службы. Продовольственная служба располагает 180 хлебозаводами и хлебопекарнями с фактической производительностью 125 т хлеба в сутки, полностью обеспечивая отдаленные гарнизоны.

На сегодня вооруженные силы
в целом обеспечены всей положенной номенклатурой продовольственных товаров в установленном ассортименте и количестве. В военных округах (на флотах) в полном объеме содержатся необходимые запасы продовольствия, качественно и без срывов выполняются задачи по организации досрочного завоза продовольствия в районы Крайнего Севера, обеспечению раненых и больных в лечебных учреждениях, спецконтингента ВМФ, летного состава авиации. Более 20% поставок составляют продукты, изготовленные по современным технологиям. В целях улучшения организации питания личного состава разработаны рекомендации по расширению и улучшению качества закупаемого продовольствия. Так, значительно увеличилось поступление круп улучшенного ассортимента (гречневой и риса на 35%), для лечебных учреждений закупаются макаронные изделия высшего сорта, осуществляется закупка цельномолочной продукции в мелкоштучной расфасовке с длительным сроком хранения, фруктов в расширенном ассортименте, поставка различных соков от собственных военных сельхоз­предприятий в упаковке «тетра-пак». Не забыты и спецпотребители. Возобновлены поставки мяса в блоках для Военно-Морского Флота. По современным технологиям производятся и поставляются пастеризованные картофель, овощи и фрукты, сметана и творог сублимационной сушки, а также цельномолочные консервированные продукты со сроком годности 2 года.

Для курящих военнослужащих предусмотрены сигареты, соответствующие требованиям нового закона по снижению содержания никотина и смол, для некурящих -леденцовая карамель, для обеих категорий - сгущенное молоко с сахаром и сахар.

Обеспеченность вооруженных сил техническими средствами продовольственной службы по основной номенклатуре составляет около 100%.

За последние годы
, в связи с увеличением финансирования, в военных округах и на флотах значительно улучшена работа по развитию и поддержанию в надлежащем состоянии материально-технической базы продовольственной службы. Внедряется новое технологическое оборудование для войсковых столовых. Всего оснащено более 20 столовых, впервые оборудованы кухни медицинских учреждений: в Военно-медицинской академии, в госпитале им. Мандрыка и в центральном военном санатории г. Пятигорска.

Важнейшую роль в организации продовольственного
обеспечения играет нормирование питания.
Существующие продовольственные пайки (шести типов норм) разработаны для различных категорий военнослужащих, исходя из их профессиональной деятельности и энергозатрат. Нормы продовольственных пайков различаются с точки зрения пищевой и биологической ценности. В целом они соответствуют физиологической потребности человека в основных пищевых веществах, восполняют энергозатраты личного состава и компенсируют воздействие на организм отрицательных факторов внешней среды.

Концепцией развития продовольственной службы предусматривается повышение энергетической и пищевой ценности питания, содержание в нем прежде всего белков животного происхождения. Эту задачу предполагается решить окончательно с переходом на контрактную основу комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Для полевых и других особых условий военной деятельности используются рационы питания из продуктов, не требующих специальных условий хранения и, как правило, максимально готовых к употреблению. Рационы питания имеют двойное применение. Продукты, заложенные в рационы, могут употребляться непосредственно в пищу без предварительной подготовки, а при наличии технических средств из них можно готовить горячую пищу. При разработке рационов питания учитываются современные технологии, используемые за рубежом. Так, основу рационов, применяемых американской армией в Ираке, составляют консервы в мягкой упаковке. Аналогичные консервы разработаны ЦПУ МО РФ и внедряются в производство. Пятилетний опыт использования рационов питания в войсках, проблемы их закупки, комплектования, поставок, освежения и списания показали, что назрела необходимость в их модернизации и в корректировке организации закупок и поставок. В связи с этим, ЦПУ МО РФ начаты работы по модернизации индивидуальных и групповых рационов питания. За основу взят принцип расширения ассортимента продуктов с возможностью их взаимозаменяемости по функциональному предназначению, введение новых видов потребительской и групповой упаковки, разработка продуктов направленного действия с использованием биологически активных добавок природного происхождения.

Проводится работа по коренному техническому перевооружению новыми техническими средствами. В основу технической политики положено создание пунктов питания боевых подразделений с использованием технических средств блочно-модульной конструкции с повышенными показателями надежности и экономичности.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в 2005 году запланировано внедрение нового способа организации питания в 24 воинских частях и организациях Вооруженных Сил России.

Совершенствование продовольственной службы, в связи с формированием профессиональной армии, является сегодня важнейшей задачей.



Просмотров