Центр занятости населения для чего он нужен. Чем может помочь центр занятости? В чем состоят минусы биржи труда

Обычно новую работу ищут самостоятельно. В Интернете полно баз данных: ищи варианты, отправляй резюме, проходи собеседования. Никто не отменял и трудоустройство "по знакомству". И все же не стоит игнорировать еще одну возможность: службу занятости. Трудоустройство с ее помощью имеет некоторые преимущества. Какие именно и как ими воспользоваться, "РГ" рассказали специалисты Роструда.

Например, мой знакомый с высшим образованием, пока числился безработным, прошел через службу занятости курсы парикмахера, и это помогло его семье продержаться в трудные времена. Позже он нашел работу по специальности и сменил ножницы на компьютер. Но до сих пор он с удовольствием стрижет всю семью и друзей, делает это качественно и шутит, что если снова потеряет работу, обязательно откроет собственный салон.

Куда и как обращаться?

Обратиться, обязательно лично, в любой "Центр занятости населения" можно независимо от места жительства. Получение госуслуги содействия в поиске работы не привязано к месту регистрации гражданина.

Какие документы понадобятся?

Обязательно:

  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации с рекомендациями об условиях и характере труда.

Желательно:

Документы, подтверждающие профессию, квалификацию:

  • трудовые договоры и контракты;
  • документы об образовании, об обучении на курсах, об ученых степенях и званиях;
  • документы, подтверждающие прекращение трудовой деятельности (копия приказа об увольнении и др.).

Также могут пригодиться:

Документы, подтверждающие отнесение вас к особым категориям:

  • одинокие и многодетные родители; родители (усыновители, опекуны) детей-инвалидов;
  • уволенные с военной службы или члены их семей;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской и др. радиационных аварий и катастроф.

Важно! Если вы предполагаете оформить пособие по безработице, придется обращаться в службу занятости по месту постоянной регистрации (даже в том случае, если вы временно проживали и работали в другом регионе).

В этом случае обязательными станут следующие документы:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и о квалификации, об обучении, об ученых степенях и званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации.

Как происходит подбор вакансий?

После постановки на учет сотрудник Центра занятости назначит дату посещения для подбора работы. Срок не должен превышать 11 дней со дня предъявления всех документов. Служба занятости вправе проверить достоверность представленных сведений. В частности, проверяется информация об иных видах занятости (индивидуальное предпринимательство, обучение по очной форме, работа по договорам гражданско-правового характера).

Важно! Средний заработок за последние три месяца должен быть рассчитан работодателем в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 62.

Иные справки о среднем заработке, в том числе и справка о доходах в форме 2-НДФЛ, не могут заменить справку, представляемую в службу занятости.

Что делать, если нет справки о зарплате?

Справка нужна и для подбора подходящей работы, и для решения о размере пособия по безработице либо стипендии (если гражданин будет направлен на учебу). В любом случае гражданин может обратиться в суд для установления факта отсутствия (невозможности предоставления) необходимых документов и права регистрации для поиска подходящей работы и в качестве безработного при их отсутствии.

Какую работу могут предложить?

Если гражданин встает на учет в службе занятости в течение 12 месяцев после увольнения, рабочее место подбирается с учетом профессии, должности, уровня образования и квалификации. Учитывается также средняя зарплата за последние 3 месяца. Берется во внимание и транспортная доступность рабочего места (если до работы сложно и долго добираться, то такие места предлагать не должны).

При подборе подходящей работы не допускается :

  • предложение одного и того же варианта работы дважды;
  • предложение работы, которая потребует переезда (без согласия гражданина);
  • предложение работы, не соответствующей нормам по охране труда;
  • предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка за последние 3 месяца на последней работе (если зарплата была ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе).

Если средняя зарплата превышала прожиточный минимум, не может предлагаться работа с заработком ниже этого порога.

Как происходит трудоустройство?

Гражданину выдаются направления на работу, но не более двух одновременно. Кандидатуры граждан, если они согласны на вакансию, согласовываются с работодателями. Работодатель в пятидневный срок возвращает в Центр занятости направление с указанием даты, когда гражданин был принят на работу.

Если гражданину отказывают, работодатель делает в направлении отметку о дне явки гражданина и причине отказа и возвращает направление гражданину.

Важно! При очередном посещении Центра занятости нужно возвращать направление на работу (отрывную часть) с отметкой работодателя, заверенной подписью уполномоченного лица и печатью.

Что делать, если подходящей работы нет?

Если гражданин согласен, ему могут предложить:

  • работу по смежной профессии;
  • участие в общественных работах;
  • участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, профориентацию.

Если служба занятости не смогла предложить подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации, гражданина признают безработным с того дня, когда он подал документы.

Важно! Граждане письменно (под роспись) уведомляются Центром занятости о том, что они зарегистрированы для поиска работы, о дате следующего посещения для подбора вакансии, о дате для принятия решения о признании безработным и постановке на регистрационный учет.

В каких случаях гражданина не признают безработным?

  • Если гражданин отказался от 2 вариантов подходящей работы (включая работы временного характера), в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет;
  • если гражданин не явился в течение 10 дней со дня постановки на учет в Центр занятости для подбора подходящей работы; отсутствие по уважительной причине нужно подтвердить документально (больничный лист, справка об участии в судебном процессе в качестве присяжного, справка о пожаре и т.д.);
  • если гражданин не явился в срок, установленный Центром занятости, для принятия решения о признании его безработным;
  • если представленные документы содержали ложные сведения.

Важно! Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право повторно обратиться в службу занятости через один месяц со дня отказа.

Центр занятости уведомляет гражданина письменно (под роспись) или по почте об отказе в признании его безработным и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.

Справка "РГ"

Порядок и условия признания граждан безработными регулируются статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Кризисные явления в экономике предприятий заставили сокращать и увольнять всё большее число сотрудников. Народ устремляется в службы занятости. Реально ли найти приличную работу через биржу труда? Проведём эксперимент.

«Сталеварам и строителям всегда рады»

«Я решилась, — кричит в трубку моя подруга Лена Темникова, филолог , недавно добровольно-принудительно уволившаяся с работы в типографии. — Пойдём со мной на биржу, я зарегистрируюсь и буду новую работу искать». И мы отправились «ставить» Елену на учёт в службу занятости.

Лена собрала все нужные документы, включая справку о зарплате и свой красный диплом. «Ну и что, что пособие чуть больше пяти тысяч, — говорит моя подруга, пока мы едем. — Зато и стаж будет идти, и вдруг вакансия крутая попадётся».

В помещении районной биржи труда немноголюдно. Полдень, в углу с газетой о работе дремлет пожилой соискатель, около диспетчера стоит девушка. Она уходит, Лена подаёт документы и спрашивает, как проходит процедура регистрации на учёт.

Каждый безработный сначала общается с диспетчером. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Диспетчер показывает на список необходимых документов, прикреплённый к стеклу кабинки, и заносит данные Лены в компьютер. Оказывается, подруга принесла всё необходимое. «Что есть, всё собрала, — улыбается Темникова. — Я знаю, что иногда какой-то бумажки не хватит, и устанешь ходить».

Диспетчер подаёт направление, Лена идёт в кабинет номер 5, к инспектору. Подруги нет всего минут 5. Выйдя, она объясняет: чтобы встать на учёт, должно пройти десять дней с момента обращения. То есть я в течение этих десяти дней должна принести на бумажке, — Лена машет листочком с названием «План поиска работы», — как минимум три отказа работодателей с печатями» .

Мы возвращаемся к диспетчеру. «Всё так, — подтверждает она. — Придёте через одиннадцать дней. Вообще же, ваша специальность «филолог» имеет мало отклика среди работодателей. Вот сталеварам, сельхозрабочим и строителям мы всегда очень рады».

Лена не собиралась менять профессию: из редактора в маляры или доярки. Поэтому мы отправились собирать печати с отказами.

Три Еленины подруги, хозяйки ООО и ИП, поставили печати и написали фразу «Вакансий нет». Вновь на биржу мы поехали к 10 утра спустя 11 дней, как было назначено.

Многочисленные брошюры рассказывают о правах и обязанностях безработного. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Кризис гуманитарию не друг»

В этот раз в кабинет инспектора Лена вошла вместе со своим 4-летним сыном. И получила нагоняй: оказывается, с детьми приходить нельзя. Ведь, по сути, безработного могут прямо сейчас трудоустроить, и что же, он с ребёнком работать на предприятие поедет? Лене едва не поставили «прогул», её спасло только искреннее незнание законов службы занятости. Я молча забрала из кабинета сына подруги. Инспектор смилостивилась: конечно, в случае трудоустройства Лены с ребёнком сегодня посижу я.

Дверь, чтоб Кирилл не плакал, потеряв маму, мы приоткрыли, и я слышала всё, что говорит инспектор. Она начала с того, что «кризис гуманитарию не друг», а вообще — надо быть готовой к тому, что будут предложены не только вакансии редакторов, но и корректора, корреспондента, диктора и менеджера. При последнем слове Лена напряглась, инспектор объяснила, что, мол, конечно, менеджер будет не торгового зала, а, скажем, дворца культуры. Подруга поморщилась, сотрудник биржи погрузилась в поиски.

Люди разных возрастов обращаются в службу занятости. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Она вбивала одно за другим ключевые слова: «Редакторы не требуются; корректора уже нашли, была вакансия, я помню; корреспондентов в базе нет». Наконец, она выпрямилась и сказала: «Нашла помощника руководителя негосударственного вуза, пойдёте?» «Нет», — ответила Лена. «Оформляем один отказ?» — насупила брови инспектор. И Лена, кивнув, согласилась на помощника. Инспектор долго разглядывала справку Лены с последнего места работы. Её средняя зарплата была 55 тысяч рублей в месяц. Но кризис не обошёл стороной типографию. Лене предложили работать за половину суммы. Она уволилась.

Подруга вышла из кабинета бледной. Я успокоила: «Тебя пока не обязали провести в этом институте остаток дней». Подумаешь, съездим, может, не всё так и плохо. Расстройство Лены я поняла чуть позже: зарплата соискателя составляла 12 тысяч рублей при 6-дневной рабочей неделе с 8 до 18 часов.

«Двенадцать тысяч ещё надо заработать»

Вуз, находящийся бог знает в каких закоулках, встретил тишиной и безлюдностью. Контактное лицо, что было указано в направлении, а именно проректор, отсутствовало. Мы кое-как нашли секретаря руководителя филиала вуза. Честно сказали: нет никакого желания работать за 12 тысяч. «Эту сумму ещё тоже надо заработать, — начала объяснять девушка в белой блузке. — Оклад будет не 12, там вроде бы тысяч 5, остальное — премия и процент от количества студентов». Лена чуть не упала в обморок. Девушка вздохнула: какие нынче безработные пошли требовательные, с мая найти не можем человека. «Но ведь это копейки, — недоумевала моя подруга, пока секретарь куда-то вышла вместе с Лениными бумагами. — Неужели смысл работы в том, чтобы просто ходить на работу? А жить на что? У меня ребёнок, тут не хватит даже заплатить за садик, купить продукты и за квартиру заплатить».

Секретарь подала бумагу с печатью и надписью «Соискатель не прошёл собеседование». Лена побежала в ларёк и купила ей шоколадку. Девушка дежурно улыбнулась, произнесла: «Спасибо», — и окунулась в свою работу. Двенадцать тысяч же ещё надо заработать.

Информацию можно послушать по телевизору, находящемуся в холле. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Восемь тысяч плюсом»

Через две недели Елена вновь сидела у двери инспектора службы занятости. Сегодня была огромная очередь. Видимо, день на день не приходится. Время подруги было назначено на 14:30, стрелка часов в холле подходила к 15-ти, однако перед нами были ещё трое. Все стены холла усыпаны полезной литературой. Как самостоятельно искать работу, какие сайты в помощь безработным можно изучить, какова статистика безработицы в стране — всё это можно узнать, пока ждёшь своё время.

Лена не провела в кабинете инспектора и двух минут: сотрудница биржи торопилась, ведь у кабинета стоял гул, она пыталась нагнать время. Лене написали на листочке одну вакансию — в строительную компанию нужен был редактор сайта. И дали вновь листочек с названием «План поиска работы».

«Как будто я сама не ищу работу, — возмущалась моя подруга, пока мы ехали в строительную организацию. — Всем друзьям надоела, резюме пачками рассылаю. Пока зовут или продавцами-консультантами, или менеджерами без окладов. Я зачем пять лет в институте юбку протирала, чтобы колбасой в ларьке торговать?»

В строительной компании Ленино собеседование прошло на ура. Оказывается, редактором была названа вакансия составителя информационного листка для клиентов фирмы. Нужно было лишь раз в месяц готовить такой документ для будущих покупателей квартир. На свободном месте требовалось размещать анекдоты, гороскопы, словом, как-то его занимать.

Лене понравилось всё, кроме зарплаты. Впрочем, руководитель не просил приходить на работу и сидеть здесь. Вполне можно было готовить газетку дома раз в месяц. Елена тотчас согласилась. Но прожить на такие деньги нельзя, и Лена объяснила это руководителю. Мужчина согласился, мол, маловато, конечно, но больше платить им нет смысла, да и не за что.

Когда директор написал на листочке «Вакансий нет», попрощался с нами и сказал Лене, что ждёт газету через 3 недели, Лена была счастлива: «Восемь тысяч плюсом к пособию в 5 тысяч — это очень даже ничего». Потом мы зашли в три первые попавшиеся организации рядом со строительной компанией. Лена не говорила, что она с биржи. Просто спрашивала, нет ли каких-то вакансий для девушки с высшим филологическим образованием. Ей говорили, что нет, она протягивала листочек для письменного отказа.

На бирже труда можно поискать вакансии и в объявлениях, и в газетах. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Повысить квалификацию? С высшего на начальное!

В третий раз, когда мы с подругой пришли к инспектору, узнали много нового. Лене предложили (если она не трудоустроится в течение пары месяцев) пройти бесплатные курсы повышения квалификации. Правда, после этого с биржи нужно было уходить. Лена поинтересовалась, в аспирантуру, что ли, её направят? Инспектор впервые раскатисто рассмеялась: «Что вы, конечно, нет. Поскольку все эти документы и нормативные акты принимались много лет назад, то и курсы те, что были актуальны раньше. Например, можно получить квалификацию няни в детском саду, парикмахера, освоить компьютер». Тут уже вместе с инспектором засмеялась и Лена: самые близкие по специальности — компьютерные курсы, но и они высококлассному специалисту, буквально «живущему» за компьютером, совершенно без надобности.

Инспектор пожала плечами: ну ничего, совершенно ничего мы не можем вам предложить. Все вакансии — менеджеры, продавцы. 80 процентов — мужские рабочие специальности. Редко, когда бывают исключения: требуются даже директора предприятий. Но это, увы, редкость. «Но вы, девушка, и сами не плошайте, — посоветовала инспектор, — ищите места работы и активно предлагайте свою персону в компании и фирмы».

База данных вакансий инспекторов и находящаяся в общедоступных компьютерах одна. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Прямо из кабинета мы с Леной пошли за компьютер с базой вакансий в холле. Здесь те же данные, что у инспекторов. В алфавитном порядке здесь перечислены вакансии рабочих и служащих: администраторы, архитекторы, архивариус, агрономы, агенты… Пожалуй, страниц 20 — рабочие-строители. Вот почему диспетчер говорила, что требуются отделочники и плиточники. Ничего хоть немного подходящего Лене мы так и не нашли. Однако семейная пара в годах только успевала списывать телефоны: женщина, как выяснилось, уже на пенсии, но решила подработать воспитателем в детском саду, а её муж — мастер на все руки — искал работу слесаря или сантехника.

Итог эксперимента. Найти работу в службе занятости можно. Но будет ли она соответствовать вашим требованиям и вашей квалификации, большой вопрос. Однако, если набраться терпения и ждать хорошую вакансию долго, возможно, повезёт. А уж подработку-то (пусть и не самую высокооплачиваемую) и пособие (хоть и не огромное, около 5 тысяч максимум) служба занятости гарантирует.

Под биржей труда в современном обществе обычно подразумевают государственное учреждение, которое осуществляет посредничество между теми, кто занят поисками подходящей работы, и работодателями, заинтересованными в квалифицированной рабочей силе. Биржа труда – часть системы государственного регулирования рынка труда, которая помогает гражданам с трудоустройством и переобучением, а также осуществляет социальную поддержку безработных.

Органы, ведающие вопросами занятости населения, анализируют состояние рынка труда во всех регионах страны и подбирают для соискателей вакансии, соответствующие их уровню профессиональной подготовки.

В настоящее время ситуация на рынке труда настолько сложна и многообразна, что часть функций государственных Центров занятости населения берут на себя коммерческие и общественные биржи труда. В таких организациях соискатель может за приемлемую плату получить данные об актуальных вакансиях, хотя однозначной гарантии трудоустройства, разумеется, никто дать не может.

Государственные Центры занятости населения

Государственная служба занятости занимается более широким кругом вопросов. В ее ведении – проблемы с трудоустройством лиц, временно оставшихся без работы; переподготовка тех, кто желает ; выплаты государственных пособий тем лицам, которые становятся на учет в качестве безработных.

Центры занятости осуществляют также профориентацию и психологическое сопровождение граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Биржа труда имеет в своем распоряжении банки актуальных вакансий, которые востребованы в данном регионе в настоящий момент. Чтобы получить доступ к вакансиям, гражданину требуется подать в учреждение пакет необходимых документов и зарегистрироваться в качестве безработного. Специалисты биржи труда помогут подобрать подходящее место работы, соответствующее склонностям, образованию и уровню подготовки соискателя. Услуги Центров занятости населения бесплатны.

Центры занятости населения создаются по территориальному признаку и имеются в каждом регионе. Любой гражданин России, столкнувшийся с проблемой трудоустройства, вправе обратиться за помощью и поддержкой в то учреждение службы занятости, которое расположено в месте его проживания. Регистрация на бирже труда возможна при наличии паспорта, трудовой книжки и документа об образовании. Тем, кто ранее работал, потребуется также справка о среднем заработке за последние три месяца.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.



Просмотров