Будет ли вг расформировано мчс рф. О грядущей реформе в мчс россии. Стоит ли опасаться реформы

В начале сентября появились сообщения о готовящейся масштабной реформе силовых и правоохранительных ведомств. В том числе неофициальное подтверждение получила информация о предстоящем упразднении МЧС с передачей его основных функций в ведение Минобороны. «Наша Версия» разобралась в этом управленческом феномене, в ходе которого Сергею Шойгу удалось сначала сделать его отдельной независимой структурой, а теперь, судя по всему, вновь взять под свой контроль.

Впервые слухи о переподчинении МЧС появились ещё в 2013 году. Тогда сообщалось, что глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением объединить Минобороны и МЧС. Такая реорганизация предполагала, что само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая уйдёт в ведение Минобороны. Это должно было повлечь за собой сокращение многочисленного аппарата МЧС, в первую очередь старших и высших офицеров. При этом изменилась бы подчинённость основных структурных МЧС и усилилось бы их взаимодействие с воинскими подразделениями, которым добавились бы новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий и даже тушении пожаров.

Старое кресло манит

Стоит отметить, что в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового. С 1971 года функции МЧС выполняли Войска гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий Войсками гражданской обороны являлся первым заместителем министра обороны. Однако в 1991 году было объявлено, что Войска гражданской обороны не готовы к работе в условиях масштабных аварий и катастроф, после чего их передали в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями того же Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек. Так что теперь эксперты не исключают обратный процесс, только с совершенно противоположной аргументацией – мол, нужно укрупнять ведомства, сокращая излишний управленческий аппарат. Уже с аргументацией будто мировой опыт показывает, что функции МЧС успешно выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия.

За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян.

Потому некоторые эксперты поддерживают идею. В её пользу приводятся экономические аргументы: дескать, если объединение всё же произойдёт, то следствием этого станет существенная экономия бюджета, что в кризис совсем немаловажно. Это также сулит экономию на унификации разработок и закупок новой техники. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепится возможность без всяких бюрократических проволочек направлять армию на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета. Самое любопытное, что в числе прочих аргументов приводится ещё и такой: дескать, после слияния министерств появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, что позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки, отчего никакие «зелёные человечки» больше не понадобятся.

Шойгу хочет встать во главе суперведомства

Судя по всему, идея объединить спасателей и военных сегодня буквально висит в воздухе – не последнюю роль в этом играет харизма Сергея Шойгу, заработавшего себе славу как раз на борьбе с техногенными катаклизмами. Недаром генерал, несмотря на то что уже давно находится на другом посту, не упускает возможности поучаствовать в различного рода спасательных операциях.

При этом необходимость участия частей и соединений армии в ликвидации последствий ЧС нынче старательно подчёркивается. Так, в Вооружённых силах был создан 100-й отдельный полк обеспечения, который предназначен для выполнения задач в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожаров, усиления группировок войск. А в августе, во время стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016», этот полк был переброшен из Подмосковья на аэродром Крымск. По легенде учения, его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. Всё это порой выглядит как явное желание Сергея Шойгу вступить на чужое поле.

Потому есть немало резонных объяснений, почему реформировать министерства всё-таки не стоит. Прежде всего аналитики указывают на то, что российское МСЧ является уникальным явлением – аналогичной структуры нет больше нигде в мире. За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян при переходе части ведомства под крыло Минобороны, для которого спасение людей и тушение пожаров всегда будет, понятное дело, далеко не первостепенной задачей. Желание использовать бесплатный труд призывников неизбежно снизит эффективность ликвидации ЧС и поставит непрофессионалов под удар стихии.

К тому же подобный шаг ударит и по самому военному ведомству – Минобороны, у которого и так много функций: придётся вновь заниматься несвойственными ему задачами – как известно, именно от них так болезненно избавлялись во время реформ Сердюкова. Потому эксперты призывают не принимать скоропалительных решений, немедленно включая МЧС в состав МО РФ. Для начала предлагается хотя бы попробовать увеличить количество вспомогательных воинских частей в составе Минобороны, а уж потом не спеша посмотреть, стоит ли обременять военных новыми функциями. Кроме того, появляются серьёзные опасения, что, если слияние министерств произойдёт, новое силовое суперведомство получит поистине неограниченные полномочия, помноженные на финансовые и людские ресурсы. Такую структуру будет довольно сложно контролировать как в финансовом, так и в управленческом плане.

Неизбежная милитаризация всех органов управления МЧС также не пойдёт на пользу. Да и довод о возможности заброса военных под видом спасателей также выглядит довольно наивно – конечно, можно верить, что за границей живут одни идиоты, которые не отличат спасателя от солдата, однако в реальности даже сейчас пребывание сотрудников МЧС в других странах регулируется массой межгосударственных договорённостей. Попытка же «свалять дурака» однозначно будет расцениваться мировым сообществом как агрессия.

Не стоит забывать и о таком моменте: в случае создания такого ведомственного монстра и без того немалый аппаратный вес Сергея Шойгу станет весьма значительным, поэтому ряд сил в правительстве наверняка попытаются не допустить такого решения.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Разговоры по поводу присоединения МЧС к Минобороны идут давно. Очевидно, что этот вопрос не снят с повестки дня и сейчас активно прорабатываются различные варианты такого слияния. В частности, Вооружённые силы сегодня регулярно выполняют спасательные работы и оказывают помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Так что можно допустить, что вопрос об объединении будет поднят уже в ближайшее время, тем более что сейчас остро стоит вопрос об уменьшении расходов бюджетных средств, а эти ведомства выполняют сходные задачи, при этом идёт двойное финансирование.

Кроме того, нынешний министр обороны сохранил влияние на систему МЧС. Допускаю также, что из МЧС не будут создавать войска гражданской обороны, как об этом сейчас говорят некоторые специалисты, эту структуру могут сохранить в качестве федерального агентства, что гарантирует ей большую самостоятельность и более высокий статус.


В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторы будут охраняться Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардией). То есть, по-видимому, Федеральная служба охраны (ФСО), которая сейчас охраняет мэра Москвы, губернатора Санкт-Петербурга и глав некоторых других регионов, передаст эти полномочия Росгвардии. Лишатся статьи доходов и частные охранные компании, которые обеспечивают безопасность ряда губернаторов.
Как рассказал «НГ» советник главы Росгвардии, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, данное решение главы государства закономерно, так как «любые носители особо важной государственной информации (а губернаторы ею обладают. – «НГ») должны быть надежно защищены». Между тем в осведомленных кругах уверены, что ожидаются новые указы главы государства, в которых Росгвардия получит другие, более широкие полномочия, связанные с защитой населения от внутренних потрясений, в том числе от различного рода стихий, пожаров и других бедствий.
Как сообщают источники из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), в ближайшее время эта структура будет расформирована. А функции МЧС получит не Минобороны, чего давно добивался глава военного ведомства Сергей Шойгу, а Росгвардия, которую возглавляет генерал армии Виктор Золотов. Он, как известно, в свое время возглавлял Службу безопасности президента РФ. И, видимо, поэтому Владимир Путин доверит ему сформировать структуру, которая уже в скором будущем, не дублируя, а дополняя функции МВД и ФСБ, будет отвечать и обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность в обществе.
«Стихийные бедствия, пожары и другие катаклизмы в нынешних реалиях могут являться элементами гибридной войны, – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – По законам РФ Минобороны отвечает за защиту государства от внешних угроз.
А кто отвечает за внутреннюю безопасность? Вроде ведомств много, а эффективность от их деятельности порой невысока. После распада СССР Россия пережила две гражданские войны в Чечне. Стране в глобальном масштабе по-прежнему угрожает терроризм, а также другие деструктивные явления, способные при определенных условиях разрушить общество. Противостоять этому сможет только очень хорошо подготовленная структура. Надо полагать, Путин делает ставку на Росгвардию».
Эксперт отмечает: «Если МЧС присоединят к Росгвардии, численность этой структуры увеличится почти вдвое. При этом можно будет сэкономить за счет сокращения управленческого аппарата». Неткачев напоминает, что, к примеру, функции МЧС в США выполняет именно Национальная гвардия: «Но в условиях России это обретает совсем другое качество».

Недавно первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Меликов заявил, что ведомство создает в каждом федеральном округе Силы быстрого реагирования. Об этих силах говорил и генерал Золотов, выступая 25 октября в Совете Федерации. «В ближайшие три года основные усилия Росгвардии будут сосредоточены на создании в федеральных округах группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи – как в мирное, так и в военное время», – заявил он.
Грубая прикидка показывает, что если в Росгвардию (штатная численность – около 340 тыс. военнослужащих) вольется МЧС (290 тыс. сотрудников), численность этой силовой структуры составит более 630 тыс. человек. Это в два раза больше, чем численность Сухопутных войск Российской армии.
МЧС реализует новую стратегию развития, в которой не просматривается места для региональных центров. Их уже начали сокращать. Первой жертвой стал дальневосточный центр, о расформировании которого объявлено официально.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС Сергея Диденко, более 300 работников Дальневосточного регионального центра МЧС России в Хабаровске будут сокращены в связи с его ликвидацией. Увольняемым специалистам помогут с трудоустройством или переводом в другие структуры ведомства.
Громкая новость совпала по времени с выходом Указа президента об увольнении со службы 13 генералов МЧС. Генеральский звездопад стал полной неожиданностью для многих. Освобожденными от должностей оказались руководители не только Дальневосточного, но и Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского региональных центров.
Среди уволенных такие знаковые фигуры, как, скажем, генерал Агафонов, чей фактурный профиль регулярно появлялся на телеэкранах, шла ли речь о расследовании авиакатастроф в Египте или в Сочи. Отправился на пенсию и патриарх МЧС, блестящий офицер с большой буквы, генерал-полковник Юрий Ковалев, отвечавший за регионы. А генерал-лейтенант Соловьев и генерал-майор Волынкин всего несколько дней назад летали на вертолете вместе с министром по районам, пострадавшим от осеннего тайфуна "Лайонрок". И казалось тогда ничто не предвещало отставок. Но теперь они, а также бессменный и очень харизматичный лидер северо-кавказских спасателей генерал Литюк, в том самом списке уволенных.
Трудно даже перечислить в одной заметке всех тех, кто лишился должностей. По крайней мере, таких громких отставок разом в МЧС не припомнят. Но в ведомстве, как ни странно, паники нет. И это главное, что следует из случившегося. Отставок, перемен и реформирования ждали. Перемены произошли не вдруг и не спонтанно.
О грядущем расформировании двух региональных центров впервые открыто с высокой трибуны глава МЧС Владимир Пучков заявил еще в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. На подведении итогов работы Северо-западного округа он не назвал, кто из восьми центров будет сокращен первым, но тогда министр сказал, пожалуй, ключевую фразу о том, что региональные центры показали низкую эффективность.
Заявить так министру позволили результаты серьезных исследований, которые проводились в ведомстве на протяжении двух лет. Именно тогда президентом страны была поставлена задача оптимизировать работу министерства и сделать его еще более эффективным, определив стратегию развития на двадцать лет вперед.
В МЧС к выполнению этой задачи подошли так: сначала определили "слабые звенья". Ими оказались смежные и административные подразделения. Раздутыми оказались и аппараты. Их и решено было сокращать в первую очередь. Кстати, одним из первых глава МЧС Владимир Пучков сократил свой аппарат.
Затем определили общую стратегию развития министерства. О ней не раз Владимир Пучков говорил на многочисленных совещаниях как Москве, так и в регионах. Она довольна проста и понятна - развивать и усиливать реагирующие подразделения за счет административных и аппаратных.
Кто пойдет в огонь? Генерал не пойдет. Надзирающий инспектор, перекладывающие бумаги клерки - тоже. Значит надо повышать профессиональный уровень спасателей, пожарных, психологов, водолазов. Надо увеличивать им зарплаты, обеспечивать по максимуму соцпакет, а не так, чтобы сотрудник ведомства, дежурящий сутками у пульта получал копейки. Примерно так говорил министр на совещаниях не раз и не два.
Показательный случай произошел на днях в Приморье. Министр сразу по прилету во Владивосток пересел на вертолет и отправился в Хасанский район на открытие пожарно-спасательной части в поселке Балабаш. Ее построили всего за месяц, но на удивление качественно. Но Владимир Пучков лишь вскользь бросил взгляд на стены, а первым делом зашел в дежурку и спросил у молодой девушки-оператора, сколько она получает. Молодая девчонка, смущаясь, ответила, что 17 тысяч, из которых 6 тысяч уходит на оплату съемной квартиры. Было видно, как министр изменился в лице. "Надо это поправлять", - сказал он.
Вот эти поправки и начались. Пока подразделения МЧС России, дислоцированные на территории Дальнего Востока, перешли в подчинение Сибирского регионального центра, базирующегося в Красноярске. Очередной этап реформирования управленческой структуры министерства в рамках укрупнения Сибирского, Центрального и Южного региональных центров МЧС России будет закончен уже в этом году. Уволенных людей, как заявили в ведомстве не бросят.
С каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России. Тех, кто достиг пенсионного возраста после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, - сообщили в МЧС.
Но на этом оптимизация ведомства не закончится. Реформирование всех региональных центров продлится еще год. В МЧС видят ведомство как укомплектованные новейшей техникой управления и пожарно-спасательные части на местах с минимальным управленческим аппаратом.
Плюс у министерства должны быть мобильные подразделения, готовые быстро прибыть на усиление в любую точку не только страны, но и всей планеты. Роль таких отрядов уже успешно выполняют центры "Лидер" и "Центроспас". Их реформа не коснется. Так что сейчас дело только за региональными центрами.

В 2018 году в России произойдет немало изменений в самых разных сферах. Масштабная реорганизация ожидается и в подконтрольных государству силовых ведомствах. В связи с этим актуальным является поиск ответа на вопрос, что будет с МЧС, или Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?

О том, что главные военизированные структуры страны будут подвергнуты глобальному реформированию, стало понятно после упразднения ФСКН, или Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, указом Президента в 2016 году. Полномочия ее сотрудников были возложены на Министерство внутренних дел, а у аналитиков и специалистов даже не возникло вопросов относительно такого шага.

Все дело заключалось в том, что он был вполне ожидаем, ведь результативность федерального формирования, работники которого часто попадали в скандалы, оставляла желать лучшего. Однако, в этом же документе была упомянута и еще одна служба – ФМС, занимающаяся вопросами миграции населения. Этот реорганизационный ход стал для служащих данного исполнительного органа практически громом среди ясного неба: во-первых, их работа редко подвергалась нареканиям, а, во-вторых, с того момента 1/3 из них оказалась вынуждена искать для себя новые места занятости.

Важно! Несмотря на то, что в средства массовой информации поступают совсем немногочисленные сведения относительно готовящихся изменениях, все же у людей сведущих не остается никаких сомнений, что грядущие реформы затронут и МЧС, и МВД и, возможно, даже ФСБ.

Основные подтверждающие факты

Среди существующих по данной теме последних новостей гражданам рекомендуется опираться только на 2 официально планируемых нововведения. Это:

  1. Учреждение Министерства Государственной Безопасности, ближайшим «родственником» которого станет Комитет Госбезопасности Советского Союза. Оно будет создано на базе ФСБ, которое, в свою очередь, получит в подчинение ФСО, занимающуюся охраной высокопоставленных государственных лиц, и СВР, призванную защищать общество и власть от внешних угроз.
  2. Издание Президентом РФ Указа № 386 от 30 июля 2016 «О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно которому общее количество человек, занятых в структуре, должно сократиться до 288,5 тысячи. Изменение затронет в первую очередь территориальные подразделения. Это объясняется внедрением в жизнь качественно нового, риско-ориентированного, подхода, который должен будет предупреждать происшествия, а не разрешать их последствия. 7,2 тысячи человек смогут надеяться на получение мест в спасательных воинских образованиях, более 251 тысячи – в Государственной противопожарной службе. Гражданских работников будет насчитываться лишь 30 тысяч, а руководящих аппаратом министров – и вовсе 820.

В связи с этим становится очевидно, что МЧС будет не полностью упразднено, а, наоборот, реорганизовано и доведено властями до совершенства. Ожидается, что некоторые полномочия органа поделятся между полицией и армией. Например, ответственность за пожары в будущем может достаться МВД, в то время как Министерство обороны возьмет на себя обязанности по борьбе с чрезвычайными ситуациями и их предотвращением.

100-ый отдельный полк обеспечения

Данное оперативное ведомство, сформированное еще в 2014 году, фактом своего появления также указывает на то, что Министерство ЧС будет по большей части передано под контроль другим государственным образованиям. Вновь учрежденный «спецназ тыла», как еще называют 100 отдельный полк, был создан для реагирования на пожары, техногенные катастрофы и наводнения в труднодоступных районах страны. Хотя сами военные не хотят излишне героизировать свою деятельность и называть себя «спасателями», все же сходство этого подразделения с МЧС невозможно не проследить. Так зачем властям нужно было бы образовывать данную службу, если они хотели бы сохранить Министерство по чрезвычайным ситуациям неизменным? Этот факт также можно отнести в копилку подтверждений того, что в будущем полномочия последнего органа будут полностью или частично пересмотрены.

Изменения в контексте ЧМ-2018

Предполагается, что проведена все же не будет, и причиной этому послужит… Футбол! Россия готовится принять на своей территории большое количество спортсменов, туристов и международных деятелей в связи с проведением Чемпионата Мира. Данное мероприятие требует ресурсных и временных затрат, поэтому у чиновников может просто не получиться грамотно и вдумчиво подойти к вопросу изменений внутри МЧС. Косвенными доказательствами того, что реформу определенно перенесут на более поздний срок, могут служить следующие факты:

  1. В СМИ уже поступили официальные заявления о том, что сотрудники противопожарной службы будут доукомплектованы на время проведения ЧМ.
  2. В принимающих чемпионат городах спасателям также достанется новая экипировка.
  3. Работники, которые должны были выйти на пенсию в 2018 году, будут обязаны отслужить еще год для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование подразделений и караулов и обеспечить безопасность гражданскому населению.

Однозначно заявлять, осуществится ли оптимизация МЧС в 2018 году или нет, пока рано. Россияне могут принять любую из точек зрения, однако все, что останется приверженцам и одного, и другого мнения – это ждать и следить за ситуацией.

В МЧС сокращают начальников: видео

Изменения в силовых структурах Российской Федерации продолжаются и последние новости правительства говорят о том, что в будущем реорганизация силовых организаций продолжится. Одной из наиболее главных новостей является реорганизация МЧС России в 2018 году, потому что представители власти говорят о том, что ее модель можно признать наиболее успешной и взять за шаблон оптимизирования деятельности других госструктур. На сегодняшний день известно, что в МЧС был введен риск-ориентированный подход, в основе которого лежит предупреждение развития всевозможных чрезвычайных ситуаций, планируется отказ от штрафов и стимулирование деятельности сотрудников организации с помощью предупреждений и поощрений. Чего можно ожидать еще?


Реформа и ее особенности

Основной предпосылкой к реорганизации структуры МЧС стало преобразование военизированных ведомств, а также ликвидация ФСКН, после проведения которой ее функции были переданы полицейским. Сделано все это было с одной целью – оптимизировать работу структуры, вокруг которой постоянно возникали всевозможные скандалы, которые «бросали тень» на все правительство страны в целом. Примерно по такому же сценарию прошел роспуск ФМС, хотя их деятельность не подвергалась особенным сомнениям, неудивительно, что многие сегодня задумываются над тем, как будет проходить реформа МЧС России в 2017-2018 году и последние новости о сокращении ее сотрудников волнуют общественность больше всего.

На сегодняшний день можно точно сказать о том, что реорганизация МЧС может затронуть также МВД и ее подразделения, ведь последние новости говорят, что будет создана Нацгвардия, а значит изменения грядут существенные. Силовые структуры уже претерпели изменения в виде комбинирования всевозможных специальных подразделений под одним командованием, однако это еще не все, поэтому вопрос о реформе и требует тщательного обсуждения.


Режим экономии и сокращения

Ни для кого не является секретом информация о том, что именно кризис спровоцировал реорганизацию МЧС России в 2018 году, последние новости говорят о том, что в течение последних нескольких лет большинство силовых ведомств ведет серьезную политику экономии бюджетных средств, и в этом нет ничего удивительного, потому что в бюджете нет финансовой стабильности и эту проблему необходимо решать. Стоит сказать, что финансовая политика страны сегодня является невероятно важной деятельностью государства, потому что любое нарушение установленных правил влечет за собой штрафование должностных лиц, в результате чего они привлекаются к ответственности за дисциплинарные поступки. Сегодня можно точно сказать о том, что в данной структуре начались серьезные сокращения сотрудников основного состава, потому что работу уже потерял представители административной части управления ведомства. Более того, точно известно уже то, как продолжится реформа МЧС России в 2018 году, последние новости о сокращении говорят, что власти планируют уволить примерно 10% работников надзорных подразделений, и около 15% тех людей, которые находятся на гражданской службе.

Никаких официальных заявлений по поводу того, как будет происходить реформа МЧС нет, но ряд правительственных действий говорит о том, какими именно будут изменения в силовой структуре в 2018 году. Наиболее обсуждаемым является законопроект, который регулирует увольнения сотрудников, ведь в соответствии с ним число людей, работающих в организации не должно превышать 288 тысяч человек. Ограничения говорят еще и о том, что максимальное число служащих управленческого аппарата не должно превышать 820 человек, а для гражданских сотрудников предусмотрено не более 30 000 рабочих мест. Стоит сказать о том, что некоторые люди могут не лишиться работы полностью, а просто перейти на другую должность, например, с военной на гражданскую, но при этом они потеряют льготы, поэтому новость о таком преобразовании МСЧников немногим покажется слишком оптимистичной.


Реструктуризация центров

Отдельно необходимо обсудить сокращение региональных центров МЧС России в 2018 году, потому что в соответствии с последними новостями их количество уменьшится с 11 до 7 (планируется объединить несколько региональных центров между собой, что составит основу реорганизации). Объединение направлено на повышение уровня качества работы ведомства в целом, причем первые шаги к подобному изменению были предприняты еще несколько лет назад, а предпосылкой к данным нововведениям стало то, что в бюджете не было достаточного количества средств на выплат заработных плат работникам ведомства.

Примечательным было то, что заработные платы были задержаны перед самыми новогодними праздниками, что, естественно, очень расстроило общественность. Еще больше сотрудники МЧС расстроились после того, как в прессе начала появляться информация о том, что себе представители власти не забыли выписать премии, размер которых достигал трех миллиардов рублей. Естественно, на сегодняшний день данная ситуация уже решена и виновные понесли наказание, однако именно данная ситуация стала стимулом к объединению региональных центров.

Обсуждая информацию о том, как будет происходить реформирование МЧС России в 2018 году, нужно сделать акцент на том, что некоторые ведомства будут сегодня переведены на автономный режим работы. Автономность будет заключаться в том, что ведомства будут сами обеспечивать собственное финансирование путем добывания заработка за счет рыночных отношений – они смогут предоставлять населению спектр платных услуг. Более того, стоит сказать о том, что постройка новых помещений для сотрудников организации не планируется, будет только ремонт тех, которые уже имеются. Однако нужно сказать о том, что финансированием ремонта будут заниматься собственно структурные подразделения из прибыли, полученной за предоставление платных работ.

Возникает вполне логичный вопрос о том, а если какие-то положительные новости? И они на самом деле есть, потому что представители МЧС планируют в несколько раз увеличить финансовую поддержку своих сотрудников в плане приобретения ими собственной недвижимости. Руководящий состав организации обещает выделить средства на помощь нуждающимся и помогать им в погашении ипотечных кредитов. Однако помощь будет предоставляться не всем, а только тем людям, которым она наиболее сильно будет нужна.

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.



Просмотров