Биография Тютчева Фёдора Ивановича. Фёдор Иванович Тютчев - биография, информация, личная жизнь

Особенности творчества
«Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие- около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-47 гг. почти не писал стихов и вообще мало заботился о своей репутации поэта». (Михайловский, 1939, с. 469.)
«Тоска, - свидетельствовал И.С. Аксаков, - составляла как бы основной тон его поэзии и всего его нравственного существа... Как это часто случается с поэтами, мука и боль стали для Тютчева сильнейшими активаторами. Молчавший четырнадцать лет поэт не только вернулся к литературной деятельности, но именно после смерти Е.А. Денисьевой, на седьмом десятке, когда поэты окончательно выдыхаются, создал лучшие свои стихи... У него не было "творческих замыслов", часов, отведенных для работы, тетрадей, черновиков, заготовок, вообще всего того, что зовется творческим трудом. Он не корпел над стихами. Свои озарения он записывал на приглашениях, салфетках, почтовых листках, в случайных тетрадях, просто на клочках бумаги, попавших под руку. П.И. Капнист свидетельствовал: "Тютчев в задумчивости написал лист на заседании цензорского совета и ушел с заседания, бросив его на столе". Не подбери Капнист написанного, никогда б не узнали "Как ни тяжел последний час...". Бессознательность, интуитивность, импровизация - ключевые понятия для его творчества». Гарин, 1994, т. 3, с. 324, 329, 336-337, 364.)

Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский.

Ф. И. Тютчев как поэт-философ

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).

Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

Политическая лирика Ф. И. Тютчева

Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.

Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!
«Цицерон», 1830

При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.

Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:

О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула - И не осталось и следов.

Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.

Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

Пейзажная лирика

Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.

Дума за думой; волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заточенье, там - на просторе, -
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно - пустой.
«Волна и дума», 1851.

Человек - малая часть природы, мирозданья, он не свободен жить по своей воле, его свобода - иллюзия, призрак:

Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.
«Певучесть есть в морских волнах»,1865.

Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно - воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое - это свет, день, жизнь.Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
«День и ночь»,1839

Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его.

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
«Святая ночь на небосклон взошла», 1848-5о-е годы

Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Об этом мире многие пейзажные зарисовки Тютчева.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
1857
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть
1830

Ночью приходит тьма, обнажается

Ужас бездны, смерти, трагедии

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывём пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
« Как океан объемлет шар земной», 1830.

Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов

Ломоносова, Державина, будет продолжена в стихах поэтов начала ХХ века..

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
1852

Любовная лирика. Адресаты любовной лирики

Адресаты любовной лирики Тютчева

Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван - в России.

В 1851 г. (с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою".

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: "Для вас (чтобы разобрать наедине)". Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воспрянуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была -
Ты, ты, мое земное провиденье!..

Любовь Тютчева к Елене Денисьевой принесла поэту и великое счастье и величайшее горе. Чувство Тютчева было подчинено законам его бытия, творчества. Любовь соединила жизнь и смерть, счастье и горе, явилась перекличкой миров.

Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

"Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. - По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого".

В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.

В минуты страстного чувства к Денисьевой, он пишет своей жене: «Нет в мире существа умнее тебя и мне не с кем больше поговорить».
Внезапная утрата Елены Александровны, последовавший за её смертью ряд потерь, обострили чувства рубежа, границы миров. Любовь к Денисьевой - это для Тютчева смерть, но и высшая полнота бытия, «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой» жизни и смерти:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня
Тяжело мне замирают ноги
Друг мой милый видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю -
Улетел последний отблеск дня
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева

Литературовед Ю. Тынянов первый заметил, и многие исследователи согласились с ним в том, что для лирики Ф. Тютчева не характерно разделение стихотворений на жанры. А жанрообразующую роль у него играет фрагмент, «жанр почти внелитературного отрывка».

Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово», «Итак, опять увиделся я с вами», «И в Божьем мире то ж бывает».
Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории. Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто - мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы:

И как, виденье, внешний мир ушёл.
Столетье за столетьем пронеслось.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве.

Особенности композиции лирических стихотворений

Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека, мира внешнего и внутреннего, часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений: «Предопределение», «Цицерон», «Ещё земли печален вид» и многих других.

Другой композиционный приём поэта - это прямое изображение чувств - таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки.

Песок сыпучий по колени
Мы едим - поздно - меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий -
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!

Стиль лирики

Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний:

О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как

Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла»

Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия».
(Философская лирика - понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого...)

"Чистая поэзия"

У всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими.

Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности. Хомяков - сам лирический стихотворец - говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией. И.С.Аксаков.

Характеристика творчества Тютчева, творчество тютчева, особенности творчества Тютчева, тютчев творчество

Русский поэт, мастер пейзажной, психологической, философской и патриотической лирики, Федор Иванович Тютчев происходит из древней дворянской семьи. Будущий поэт родился в Орловской губернии, в родовом поместье Овстуг (сегодня это территория Брянской области), 23 ноября 1803 года. По эпохе Тютчев - практически современник Пушкина, и, как утверждают биографы, именно Пушкину обязан своей нечаянной славой поэта, так как по роду основной деятельности не был тесно связан с миром искусства.

Жизнь и служба

Большую часть детства провел в Москве, куда семья переехала, когда Федору было 7 лет. Мальчик учился дома, под руководством домашнего педагога, известного поэта и переводчика, Семена Раича. Учитель привил подопечному любовь к словесности, отмечал у него дар к поэтическому творчеству, однако родители прочили сыну более серьезное занятие. Так как у Федора был дар к языкам (с 12 лет он знает латынь и переводит древнеримские стихи), в 14-летнем возрасте он начинает посещать лекции студентов-словесников в Московском университете. В 15 лет зачислен на курс Словесного отделения, вступил в Общество любителей российской словесности. Лингвистическое образование и степень кандидата словесных наук позволяют Тютчеву двигаться в карьере по дипломатической линии - в начале 1822 года Тютчев поступает в Государственную коллегию иностранных дел и практически навечно становится чиновником-дипломатом.

Следующие 23 года своей жизни Тютчев проводит на службе в составе Русской дипломатической миссии в Германии. Стихи пишет и переводит немецких авторов исключительно «для души», с литературной карьерой почти никак не связан. Семён Раич продолжает поддерживать связь с бывшим учеником, он печатает в своем журнале несколько стихотворений Тютчева, но они не находят у читающей публики восторженного отклика. Современники считали лирику Тютчева несколько старомодной, так как в ней чувствовалось сентиментальное влияние поэтов конца 18 века. Между тем, сегодня эти первые стихи - «Летний вечер», «Бессонница», «Видение» - считаются одними из самых удавшихся в лирике Тютчева, они свидетельствуют о уже состоявшемся поэтическом таланте.

Поэтическое творчество

Первую известность Тютчеву принес Александр Пушкин, в 1836 году. Он отобрал для печати в своем сборнике 16 стихотворений никому не известного автора. Есть свидетельства, что Пушкин подразумевал в авторе молодого начинающего поэта и предрекал ему будущее в поэзии, не подозревая, что тот имеет солидный стаж.

Поэтическим источником гражданской лирики Тютчева становится его работа - дипломат слишком хорошо осознает цену мирных отношений между странами, так как становится свидетелем выстраивания этих отношений. В 1848-49 годах поэт, остро прочувствовав события политической жизни, создает стихотворения «Русской женщине», «Неохотно и несмело...» и другие.

Поэтический источник любовной лирики - во многом трагическая личная жизнь. Впервые Тютчев женится в 23 года, в 1826 году на графине Элеоноре Петерсон. Тютчев не любил, но уважал жену, а она боготворила его так, как никто и никого. В браке, продлившемся 12 лет, родилось три дочери. Однажды в поездке семья попала в катастрофу на море - супругов спасли из ледяной воды, и Элеонора сильно простудилась. Проболев год, жена умерла.

Тютчев вновь женился через год на Эрнестине Дёрнберг, в 1844 году семья вернулась в Россию, где Тютчев вновь начал восхождение по карьерной лестнице - министерство иностранных дел, должность тайного советника. Но настоящие жемчужины своего творчества посвящал не супруге, а девушке, ровеснице его первой дочери, которую с 50-летним мужчиной свела роковая страсть. Стихи «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи...» посвящены Елене Денисьевой и сложены в так называемый «денисьевский цикл». Девушка, уличенная в связи с женатым стариком, была отринута и обществом, и собственной семьей, она родила Тютчеву троих детей. К сожалению, и Денисьева, и двое из их детей умерли от чахотки в один год.

В 1854 году Тютчев впервые издается отдельным сборником, в приложении к номеру «Современника». Его творчество начинают комментировать Тургенев, Фет, Некрасов.

62-летний Тютчев вышел в отставку. Он много думает, гуляет в окрестностях поместья, много пишет пейзажной и философской лирики, издается Некрасовым в сборнике «Русские второстепенные поэты», обретает известность и подлинное признание.

Однако поэт раздавлен потерями - в 1860-е умерли его мать, брат, старший сын, старшая дочь, дети от Денисьевой и она сама. В конце жизни поэт много философствует, пишет о роли Российской империи в мире, о возможности выстраивания международных отношений на взаимном уважении, соблюдении религиозных законов.

Поэт скончался после серьезного инсульта, поразившего правую половину тела, 15 июля 1873 года. Он умер в Царском Селе, перед смертью успев случайно увидеться со своей первой любовью - Амалией Лерхенфельд и посвятив ей одно из самых своих известных стихотворений «Я встретил вас».

Поэтическое наследие Тютчева принято делить на этапы:

1810-20 годы - начало творческого пути. В лирике очевидно влияние сентименталистов, классической поэзии.

1820-30 годы - становление почерка, отмечается влияние романтизма.

1850-73 годы - блистательные, отточенные политические стихотворения, глубокая философская лирика, «Денисьевский цикл» - образец любовной и интимной лирики.

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

1. Краткая биографическая справка.
2. Философское миросозерцание поэта.
3. Любовь и природа в поэзии Тютчева.

Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянской семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано — уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату». После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился — по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его Стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Silentium!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, то передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то а, вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению этого образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос... Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты — сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу... Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
...Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий — божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..

или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева — это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Доклад о Федоре Тютчеве, изложенный в этой статье, расскажет Вам о великом русском поэте, представителе «золотого» века.

Сообщение о Тютчеве

Детские и юношеские годы будущего поэта

Он появился на свет 23 ноября 1803 года в деревушке Овстуг, что в Орловской губернии. Его родители были знатными и образованными людьми. Поэтому и сыну хотели дать соответствующее образование: дома с ним занимался учитель Семен Раич, который прививал ему любовь к поэзии. Уже в 12 лет Федор делал переводы трудов Горация и пробовал сочинять стихотворения. Одаренность мальчика поражала. В 14 лет он был принят в сотрудники Общества любителей словесности. А в 1816 году Тютчев стал вольнослушателем Московского университета. В 1819 году поступил на филологический факультет, который окончил всего за 2 года.

Жизнь за границей

Получив степень доктора словесности, но получил работу в коллегии иностранных дел. В 1822 году Тютчев отправляется на службу в Мюнхен. На время Федор Иванович вынужден был забросить литературную деятельность и посвятить себя дипломатической службе. Тем не менее, он продолжал писать стихи, правда, для себя, не афишируя этого. На родину попал только в 1825 году. Возвратившись в Мюнхен, он женится на Элеоноре Петерсон, взяв на себя опекунство 3 ее детей от первого брака. У пары также появились и свои дети – 3 прекрасных дочери. Город также подарил ему дружбу с философом Шеллингом и поэтом Гейне.

Весной 1836 года Федор Иванович передал в Петербург свои лирические произведения, которые были опубликованы в пушкинском журнале «Современник». В общем, его германская служба длилась 15 лет. Весной 1837 года поэт и дипломат получает отпуск и на 3 месяца отправляется в Санкт-Петербург.

По окончанию отпуска его перенаправляют в Турин в качестве первого секретаря и поверенного в делах русской миссии. В Италии умирает его жена и спустя год он снова женится на госпоже Эрнестине Дернберг. Это стало началом конца дипломатической карьеры, так как самовольно отправился в Швейцарию для проведения бракосочетания.

Федор Иванович целых 2 года пытался возвратиться на службу, но тщетно. Его навсегда исключили из списка чиновников Министерства. Тютчев после увольнения еще 4 лет прожил в немецком Мюнхене.

В отчий край поэт вернулся в 1843 году. Вначале он жил в Москве, после переехал в Санкт-Петербург. Весной 1845 года его взяли на работу в Министерство иностранных дел. Его карьера стала налаживаться. А вот прекрасные стихотворения поэта и публицистические статьи, хотя публиковались, но их никто не читал.

После себя Федор Иванович Тютчев оставил 24 лирических произведения, статью «Русские второстепенные поэты».

  • Поэт был очень влюбчивым. Сначала он увлекался графиней Амалией, потом женился на Элеоноре Петерсон. После ее смерти Тютчев вновь сочетал себя узами брака с Эрнестиной Дернберг. Но ей Федор Иванович 14 лет изменял с Еленой Денисьевой, которая стала его третьей женой.
  • У него было 9 детей от трех браков.
  • Своим любимым женщинам он посвящал стихи.
  • Постоянная деятельность государственного деятеля не дала ему развиться как профессиональному литератору.
  • Два своих стихотворения посвятил


Просмотров