Беседа на тему "культура поведения и общения". Учебно-методический материал (9 класс) на тему: Беседа на тему: "Культура поведения". Поведение за столом

Цель : помочь учащимся осознать важность сохранения правил поведения, принятых в обществе, необходимость их соблюдения.

Ход беседы

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

Друзья, мы с вами много раз говорили на одну из важных тем в нашей жизни: о вежливости, о воспитанности. Много классных часов посвятили культуре речи, культуре общения, побывали в гостях, сами принимали гостей. Девочки накрывали на стол в ожидании гостей. Такие встречи, беседы мы проводили в каждом классе, но чем вы становитесь взрослее, старше, тем требовательнее вы должны быть к себе, тем воспитаннее, дисциплинированнее. Назовем это так: «Вежливость на каждый день». Сегодня мы с вами как бы подводим итог цикла наших с вами бесед. Я думаю, что вы будете внимательными и активно примете участие в нашем разговоре.

II. Основная часть.

Учитель . Как только не называют наш век - атомный, космический, кибернетический! Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Мы учимся, работаем, бываем в кино, на концертах, занимаемся спортом, ходим в кино...

У каждого из нас в течение одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов, с другими людьми в школе, на улице, в магазине, в библиотеке... Контакт - это прикосновение к человеку. Это может быть б уроков за партой с товарищем, часы напряженной работы с напарником у станка, минутный разговор в коридоре, взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно - найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные. Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джаваннино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну Соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже и от горячего слова. Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Как вы думаете: что хотел сказать нам, читателям, Д. Рода- ри? (Дети высказывают свое мнение, после чего учитель подводит итог.)

Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть такие знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всем соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми. Среди ваших друзей есть, наверное, спокойные, уравновешенные, нетерпеливые, несдержанные. Конечно, для каждого из них нужна, как мы говорим, своя линия поведения. Хвастуна, например, хорошо осаживает шутка или даже насмешка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или новичок в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться.

Какие мы? Каждый, наверное, составил о себе какое-то представление. Насколько оно совпадает с тем, что думают о вас люди? Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, в каком свете выглядите вы в глазах окружающих?

Игра «Школа мнений».

В нее играют не только дети, но даже взрослые. Составляется перечень важных человеческих качеств. Каждый участник ставит за это качество оценку самому себе, а потом предлагает по этим же параметрам оценить себя другим людям. Когда обе шкалы мнений будут готовы, можно сравнить свою собственную самооценку с оценками других. На основе подобного сравнения можно сделать вывод о том, над чем нужно работать. Попробуйте оценить себя по следующим качествам:

Вежливость;

Хорошие манеры;

Культура речи;

Гостеприимство;

Походка;

Умение одеваться со вкусом;

Чувство юмора;

Знание правил этикета.

Разбор ситуаций.

Очень полезно наблюдение за поведением окружающих. У древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, - ответил мудрец. - Я избегал делать то, что делали они».

Доводилось ли вам наблюдать ситуации, в которых люди проявляли свою невоспитанность? Приведите примеры.

Дети приводят свои примеры.

III. Заключительная часть.

Нет, пожалуй, на Земле народа, племени, которые не признавали бы законов гостеприимства. Примеров можно привести много. И все эти законы были глубоко человечны и помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди прежде всего называют свое имя? Почему девочке следует идти справа от своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор? Например, возникновение последнего обычая объясняют по- разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в Средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильное. Чаще всего на разные «почему» мы получаем один ответ «Так принято».

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, выполнять традиционные нормы поведения.

Внеклассное занятие в 3-4 классе «Культура приветствия, обращения и знакомства»

Цель: обратить внимание учащихся на культуру речи, на общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия.

Эпиграф: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

Ход мероприятия

Ребята! Сегодня мы поговорим о самых распространенных формах речи, потому что выбранные вами обороты речи должны вызывать нужное впечатление у собеседника.

— Как мы приветствуем друг друга, взрослых людей, знакомых? (Здравствуйте! Рад вас видеть! Приветствую вас! Добрый день!)

Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.

Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами.

— Что такое поклон?

Поклон — это фиксация головы в наклонном положении 1-2 с.

(Дети отрабатывают умение выполнять поклон.)

При приветствии лучше пользоваться традиционным выражением «здравствуйте!». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», т. е. «быть здравым», здоровым. Впервые приветствие встречается в Письменах и бумагах Петра Великого.

В деловом мире распространено приветствие, указывающее на время встречи.

Доброе утро! (до 12 часов).

Добрый день! (до 18 часов).

Добрый вечер! (после 18 часов).

Доброй ночи! (после 24 часов).

Согласно правилам этикета первым приветствует:

Мужчина — женщину;

Младший по возрасту — старшего.

Обращение к собеседнику - важный момент речевого этикета.

— Какие формы обращения вы знаете?

(Дети называют, например, «по имени и отчеству», «товарищ полковник», «дамы и господа», «ваша честь», «господин» и т. д.)

В западных компаниях, как правило, принято обращение на «ты» и по имени. Помните, что если вам не предложили другой способ обращения, то к старшим по возрасту всегда следует обращаться на «вы».

. «Ты» мы говорим наиболее близким, родным, друзьям, знакомым.

. «Вы» — официальное обращение к кому-либо.

Этикет, или культура знакомства, тоже имеет свои речевые формы.

— Какие речевые формы мы используем?

(Дети перечисляют, при необходимости учитель дополняет.)

Разрешите с вами познакомиться...

Меня зовут... Ответная форма:

Очень приятно...

Меня зовут...

Хочу вам представить...

Ситуация 1. Вы едете в транспорте, вам нужно передать деньги на билет.

— Как вы поступите? Как вы обратитесь к соседу по транспорту?

Прошу вас...

Будьте добры...

Будьте любезны...

Ситуация 2. При выходе из кинотеатра, вам наступили на ногу и сразу же извинились.

— Как нужно ответить на извинение?

Пожалуйста.

Ничего страшного.

Не стоит извинения.

Ситуация 3 . Ваш одноклассник высказывает мнение, с которым вы не согласны.

— Как вы выразите свое несогласие?

Я не согласен с тобой, потому что...

Прости, но ты не совсем прав.

Вынужден с тобой не согласиться, потому что...

— Как можно выразить словами свое согласие с тем, что вы услышали?

Вы правы.

Несомненно.

У меня нет возражений.

Культура поведения

в общественных местах

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Проблема культуры поведения в общественных местах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые из них. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

История

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.

Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.

Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.

Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие - саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

Правила поведения в общественных местах

Общественные места. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» - «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина - первым входит гость. Ну а если он не знает дороги или за дверью темно? В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной». Точно также следует поступить, если гость - женщина.

Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.

Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами - привилегия слабого пола, пожилых и детей.

Лифты, эскалаторы. Лифт - это такая же «общественная территория», как улица или лестница, здесь можно не снимать головной убор. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. В переполненном общественном лифте мужчина не снимает шляпу, если даже он сопровождает женщину. В лифте жилого здания или гостиницы жилого типа он, пожалуй, снимет шляпу, когда войдет женщина, если руки у него не заняты свертками.

В автоматических лифтах женщина, если она едет без сопровождающего, сама нажимает нужную кнопку. Находящийся в лифте мужчина, если он стоит близко к панели, спрашивает остальных (прежде всего женщин), какой этаж им нужен, и нажимает кнопки. В полных лифтах воспитанные люди отступают в сторону или на время выходят, чтобы дать возможность выйти стоящим сзади.

Магазин. В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или других учреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Однако там, где клиент обслуживается индивидуально полезно не забывать во время снять шляпу и поздороваться с тем, кто будет вами заниматься. Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью.

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.

Кафе и рестораны. В ресторан мужчина входит первый. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е. будет делать заказ и оплачивать счет.

В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит без спутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал. Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят - это невежливо по отношению к ним. Деньги, кредитную или бонусную карточку нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Традицией ресторанов практически во всем мире являются чаевые. Минимальный размер чаевых составляет 10 % от счета.

Транспорт. Прежде чем войти в транспорт, дайте возможность выйти из него. Стойте при этом так, чтобы не мешать выходящим пассажирам. При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. За проезд обычно каждый платит сам, но мужчина по своей инициативе может оплатить проезд своей хорошей знакомой. Приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытой бутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Если вы не можете сами передать деньги за проезд или прокомпостировать билет, попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице.

Беседа. К юношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на «вы». Важно также управлять своим голосом, потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. Речь должна быть не слишком громка, иначе вы можете поставить себя в неловкое положение.

Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Чтобы стать разговорным ассом, прежде всего, необходимо усвоить несколько правил: в разговоре нужно избегать крикливого «Я»; учитывать заинтересованность других и скрывать собственную личность. Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался третий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.

Важно также управлять своим голосом (можно прибегнуть к помощи специалиста), потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. В состоянии стресса говорить еще тяжелее, мешает учащенное прерывистое дыхание, дрожь в голосе, поэтому также важно управлять своим дыханием.

Задумайтесь, быстро ли вы говорите? Если да, то насколько четко? Четко? Хорошо, а умеете ли вы правильно расставлять паузы в разговоре? Зачем нужны паузы? Все очень просто - паузы - это знак воспитанности. Паузы должны быть достаточно продолжительными, чтобы ваши собеседники могли вдуматься в сказанное. Если ваша речь медленна, и вы не делаете пауз в разговоре, вы рискуете утомить своего собеседника. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо и понятно собеседнику.

В обществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбирают какой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Не следует показывать вида, что разговор вам скучен или утомляет вас, или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора или смотреть на часы, руки должны быть в спокойном состоянии, не допустимо вертеть предметы.

Помните, что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Притворство - враг всякой увлекательной беседы. Чтобы, общаясь с незнакомыми людьми, чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободно вести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка.

О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Правильно - о погоде! Это тема, интересует в той или иной степени каждого, она безопасна и бесконфликтна. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательно сразу заговаривать о чем-то серьезном. Это может показаться претенциозным.

В беседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этому партнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будет исчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях, спорте. В конце концов, обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. Следует осторожно употреблять различные вариации слов из молодежного сленга.

Умейте слушать! Умеете? А как? Молчите, смотря на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. Это совсем не то! Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания, которые будут свидетельством того, что вы понимаете, о чем идет речь. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, ловить свой небесной красоты образ в зеркале напротив. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.

В дружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!», «Что?!», «Тебя не поймешь!» Ведь можно то же самое сказать по-другому: «А мне кажется, что…», «Прости, я не расслышал…»,

Не перебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, тем более, вслух исправлять стилистические ошибки.

Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.

Обращение и приветствие По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!» «Доброе утро!» «Добрый день!» «Добрый вечер!» Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете. А вот неотрывный чужой взгляд ощущается человеком даже в том случае, если он сидит к вам боком или спиной. Поэтому не стоит никого «гипнотизировать». Считается неприличным пристально смотреть на человека, когда он ест, подолгу останавливать взгляд на незнакомых женщинах, разглядывать человека, которого вам представляют. Очень важна интонация. Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. А «добавленная» к приветствию улыбка улучшит общее настроение. И не забудьте про поклон, кивок головы, рукопожатие, объятия, поцелуй руки - выбирайте любое исходя из обстоятельств. На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.

Ко всем остальным (к старшим по возрасту, к незнакомым ровесникам) обращаются на «вы». Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку. Рукопожатие - традиционный, символический жест-приветствие. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должно быть коротким.

Но не следует также изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует! Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «здравствуйте!» издалека.

Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов. Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы, например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда.

Телефон Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будет несомненной помехой - в таких местах нужно отключить его совсем или включить вибрацию вместо звукового сигнала.

Культура поведения в школе

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Задание

Назовите признаки воспитанного человека.

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

“Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Рассказать о правилах поведения на тему.

Темы :

Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)

Правила поведения в школе

Обязанности дежурного класса

Подсказки

Прическа сменная или вторая обувь

Приветствие учеников и взрослых

Обращение к друг другу

Бережливость

Вежливость

Опоздания

Плееры и сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Манера общения

Чужие вещи

Поведение в столовой

Поведение во время линеек и мероприятий

Приход в школу

Пропуск уроков

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Курение в школе

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений

Обязанности старшего дежурного по школе

Обязанности дежурного класса

Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Подведение итогов. Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”? До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника последнего звонка в 9 «А» классе

«Прощай, веселая пора!»

На сцене появляются двое ведущих

1-й ведущий: Школа! Сколько связано с ней! Позади детство, впереди много дорог, выбор любимого дела. Как волнует первое чувство взрослости, самостоятельности. Остались позади уроки и с ними годы беззаботного детства.

2-й ведущий: А впереди экзамены… Впереди большая жизнь, все то, о чем мечталось, все неизведанное, волнующее.

1-й ведущий: Запомните этот день!

2-й ведущий: Запомните этот час!

1-й ведущий : Сегодня наши девятиклассники прощаются со своим классом и смело заявляют: «Мы окончили основную школу и готовы вступить на порог взрослой жизни!»

2-й ведущий : Кто-то из них решит продолжить свое обучение в других образовательных учреждениях, а кто-то вольется в трудовой коллектив.

1-й ведущий: Итак, внимание! Приглашаем в зал виновников сегодняшнего торжества и прошу поддержать их аплодисментами!

2-й ведущий : Уважаемые выпускники Вы приглашаетесь на Праздник последнего звонка школы – интерната имени Ильи Егоровича Егорова!

(Звучит торжественная музыка, в зал входят девятиклассники и рассаживаются возле сцены актового зала)

ПРОШУ ВАС САДИТСЯ (выпускникам)

1-й ведущий: На нашем празднике присутствуют почетные гости давайте с ними познакомимся:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-й ведущий : А теперь давайте вспомним, какими они были - наши выпускники.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Альбом выпускников 2016г.)

1-й ведущий: Дорогие выпускники! Сегодня для вас особый праздник - вы прощаетесь с родной школой!

2-й ведущий : Более 20 тысяч школьных звонков услышали вы за 9 лет учебы.

1-й ведущий: Первый школьный звонок пригласил вас на самый первый урок.

2-й ведущий : А сегодняшний последний возвестит о том, что вы вступаете в новую взрослую жизнь.

1-й ведущий:

Солнце над партою, лето у ног.

Сколько он длится, последний звонок?

В окнах вселенная не умещается,

Школа глядит, а сама уменьшается.

Взгляды летят над далеким штурвалом,

Острым ланцетом, могучим станком,

А над страной, как над актовым залом,

День заливается синим и алым

Школьным, прощальным хрустальным звонком...

ВАЛЬС

2-й ведущий: Дорогие выпускники, родители, гости! Позвольте первое приветственное слово предоставить директору Поповой Елене Валентиновне!

(Звучит выступление директора, зачитывается приказ о допуске девятиклассников к выпускным экзаменам)

2-й ведущий: А помнишь как впервые в сентябре,

На зависть всей знакомой детворе,

Пришёл учится в школу ты впервые,

Теперь ступени, стены все родные…

1-й ведущий : Дорогие выпускники! Сегодня вас пришли поздравить первоклассники. Они уже закончили свой первый учебный год, знают толк в учебе! Прислушайтесь к их напутствиям!

Звучит веселая музыка. Выходит группа первоклассников и выстраивается на сцене актового зала.

1-й чтец:

Сегодня в майский жаркий день

Окончен ваш урок.

Последний раз, друзья, для вас

Сейчас звенит звонок!

2-й чтец:

Вы уходите от нас.

Что же делать? В добрый час!

Ждет вас всех десятый класс,

Кто-то и покинет нас.

Ваша доля нелегка, а пока...

3-й чтец:

Дружно всех вас поздравляем

И от всей души желаем

Вам оценку только «пять»

На экзаменах получать.

4-й чтец:

Мы научились понимать,

Что знанья - это свет

И вам хотим мы пожелать

Учиться много лет.

5-й чтец:

Мы тоже девять лет пройдем,

Освоим свой урок.

На смену вам мы все придем,

Услышим свой звонок.

6-й чтец:

Желаем вам найти свой путь,

Успехов, вам, друзья!

А здесь всегда теперь вас ждут

Любимые учителя.

Первоклассники уходят. Выпускники вручают им небольшие сувениры

(13 шт)

1-й ведущий:

У каждого в жизни единственный раз

Бывает свой первый, свой памятный класс.

И первый наставник - ваш первый учитель,

Кто дверь вам открыл на дорогу открытий.

2-й ведущий : Мы предоставляем слово учителю, который девять лет назад привел наших выпускников в класс, научил читать и писать, решать простые задачи. Слово первой учительнице! Дорогая наша Людмила Анатольевна Курамшина, мы хотим услышать ваш ласковый голос!

(Звучит выступление первого учителя)

1-й ведущий : Лучше, чем классный руководитель, своих ребят не знает никто, и поэтому следующее слово мы предоставляем классному(ым) руководителю(ям). Именно они привели вас к этому замечательному празднику, именно с ними вы, уважаемые выпускники, съели не один пуд знаний, веселья, человеческого участия и заботы.

Кашульской Валентине Николаевне

(Ведущие предоставляют слово классным руководителям)

Песня «Спасибо учитель» (общая)

2-й ведущий:

Ты окончил школу, парень, -

Ни убавить, ни прибавить.

Остается лишь поздравить -

Отучился как-никак

Без особого упрека

До последнего урока,

До последнего звонка.

1-й ведущий:

На балу прощальном в зале

Разукрасят всем на зависть

Тебя девушки слезами

И помадою губной.

Не печалься, что не дали

Золотой тебе медали:

Сдашь экзамен - ты герой.

2-й ведущий:

Даже вдалеке от дома

Следуют закону Ома.

Но совсем другим законам

Станет жизнь тебя учить.

И еще неоднократно

Будут слезы и помада,

Но таков удел мужчин.

1-й ведущий: Дорогие выпускники! Пришло время и вам доказать, что вы не зря проучились девять лет в нашей замечательной школе и готовы ответьте на несколько вопросов:

1. Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

2. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш)

3. Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка)

4. По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук! (Счеты)

5. В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? ... (Мел)

6. Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель)

7. По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница. (Школьная доска)

8. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс. (Парта)

Именно эта парта и ваш сосед по ней запомнятся вам на долгие годы.

1-й ведущий: Молодцы, ребята! Теперь мы верим, что наши выпускники самые умные, самые дружные, самые веселые. Предоставляем им слово.

Выходит группа выпускников

1-й выпускник: Дорогие родители, любимые наши учителя, уважаемые гости!

Девять лет в родимой школе…

Мы вздохнули по неволе.

Эта школьная страна

Всё нам выдала с полна:

Педагогов злых и добрых,

И уроков столько долгих.

Первых жизненных успехов,

Поле радости и смеха.

2-й выпускник:

Ожиданье грозной двойки,

Вслед за ней – головомойки.

Над задачами страданий,

Бесполезных ожиданий.

С педагогом пререканий,

И с уроков убегании.

Всё мы помним, всё мы помним,

Наше прошлое запомним.

3-й выпускник :

На уроках - детский лепет,

Первых чувств любовных трепет.

Дискотек и блеск, и грохот,

Дым внезапной сигареты –

Это первый плод запретный.

4-й выпускник :

Вспомним, как бывало, в школе

Лёд зимою мы кололи.

Как мы лихо брали старты,

Как играли тайно в карты,

Как шалили на переменах,

Как писали мы на стенах.

Нас ведь Вы за всё простите?

Нас ведь Вы не зря растите!

5-й выпускник :

Педагоги, наши мамы!

Вот стоим мы перед вами.

Ваше мы – произведенье

В нашем школьном заведенье.

Все экзамены сдадим,

Честь и славу Вам воздадим.

Выпускной идет наш вечер,

Мы тогда продолжим встречу…

6-й выпускник : И сегодня нам предоставляется последняя возможность высказать все слова благодарности, признательности, любви, уважения вам, наши дорогие учителя.

Итак, позвольте церемонию признания в любви считать открытой!

7-й выпускник : Церемония со словами любви будет проводиться по следующим номинациям:

«За доброту и любовь»;

«За обаяние и красоту»;

«За оптимизм и жизнелюбие»;

«За принципиальность и требовательность»;

«За честь и достоинство»;

«За преданность своему делу»;

Для объявления победителя в этих номинациях и посвящения им самых добрых слов предоставляется право Кистойчеву Максиму и Христорадову Дмитрию.

«За обаяние и красоту»

Уважаемые : Востродымова Наталья Анатольевна

Герасимова Ольга Александровна

Лебедева Светлана Алексеевна

Григорьева Елена Юрьевна

Твои глаза.

Я в них смотрю, как в чистые озера,

Где крохотные камешки на дне,

Где водорослей тонкие узоры,

Где сам я отражаюсь в глубине.

Они играют бликами живыми,

Мне радость и уверенность даря,

И, отступая, меркнут перед ними

Все в мире океаны и моря.

«За доброту и любовь»

Уважаемые : Нефёдова Галина Ивановна

Жильцова Валентина Михайловна

Гончарова Надежда Евгеньевна

Гришина Любовь Викторовна

Все начинается с любви...

Твердят: «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

Мечта и страх,

Вино и порох,

Трагедия, тоска и подвиг -

Все начинается с любви!

«За оптимизм и жизнелюбие»

Уважаемые: Манякина Светлана Николаевна

Алембикова Мария Васильевна

Любавина Нина Ивановна

Машкова Людмила Павловна

О нет, мне жизнь не надоела,

Я жить люблю, я жить хочу,

Душа не вовсе охладела,

Утратя молодость свою.

Еще хранятся наслажденья

Для любопытства моего,

Для милых снов воображенья,

Для чувств... всего.

«За честь и достоинство»

Уважаемые : Лёзина Мария Петровна

Гринь Марина Анатольевна

Жданова Алла Михайловна

Миненко Антонина Васильевна

Он не чувствует, не видит

Ни насмешек, ни презренья;

Кроткий лик его так светел,

Очи - полны вдохновенья.

Грустен он, но сколько детской

Доброты в улыбке нежной

И в лице, простом и бледном,

Сколько веры безмятежной!

И любовь и вера святы,

Этой верою согреты

Все великие безумцы,

Все пророки, все поэты!

«За принципиальность и требовательность»

Уважаемые: Малюхина Галина Викторовна

Воронина Людмила Алексеевна

Вырыпаева Людмила Валентиновна

Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

Учил трудиться, не жалея сил.

Учитель наш, земной поклон тебе

За все, чему нас научил.

За честный труд, что подвигу сродни,

За жизнь твою, которой чужд покой,

За ученичества счастливейшие дни,

Учитель наш, прими поклон земной.

«За преданность своему делу»

Уважаемые: Павлюкова Любовь Петровна

Кривошеев Александр Николаевич

Нестерова Марина Ивановна

Максимчук Виктор Яковлевич

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль ждем - но в сердце тишина;

Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно.

Однообразием сильна

Проходит жизнь... и в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,

Лишь в постоянном - глубина.

И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

И верная душа - верна,

И любим мы одной любовью.

Любовь одна...

Реп «Спасибо вам учителя!»

1-й выпускник:

Профессии есть разные, для школы очень важные,

И все они оставили неизгладимый след.

Спасибо Вам надежные, спасибо Вам отважные,

Без Вас бы нам не выдержать все эти девять лет.

Когда болит животик ваш, бегите сразу к доктору .

А если вы картавите, поможет - логопед .

Душа болит к психологу , а есть хотите - к повару .

Соцпедагог родителям толковый даст совет.

А если хочешь лекций ты, концертов, представления,

Иди к организатору веселья и утех.

О птичках позаботится, закон природы чтить,

Всему эколог школы сумела научить.

Завхоз все ремонтирует, с ней все функционирует,

Техперсонал без устали наводит чистоту.

Библиотекарь книгу даст, а я её прочту.

Все: Спасибо Вам.

1-й ведущий:

Может строгие или властные,

Говорим мы это напрасно мы,

Они умные заместители,

Знают дети их и родители.

Дорогих и уважаемых наших завучей: Ольгу Алексеевну и Наталью Анатольевну.

3-й выпускник:

Завучи в нашей школе есть,

Всех достоинств нам их не счесть,

От души благодарим,

Пожелать мы Вам хотим:

Чтоб тяжелая работа

Вам была всегда в охоту.

Дети чтоб не доставали,

Родители не обижали,

А коллеги – уважали!

2-й ведущий: А теперь наши выпускники благодарят самого главного человека в нашей школе, директора – Попову Елену Валентиновну.

4-й выпускник:

Директор школы! Женщина и мать!

И в школьной и в семейной ипостаси.

Слова достойные нам трудно отыскать,

Что могут Женщину – директора украсить.

Прораб и сторож, и администратор,

Она – учитель, менеджер, завхоз!

Советчица – судья, а не диктатор.

Поклажи школьной тащит она воз.

В начале мая школа так красива

И утром солнцем залит каждый класс,

На женщинах таких, как Вы и держится Россия,

И школа наша держится на Вас!

5-й выпускник:

Мы в этот час сказать еще должны

О тех, кто подарил нам жизнь,

О самых близких в мире людях,

О тех, кто помогал расти,

И помогать еще во многом будет.

Незримо, следуют родители за нами

И в радости и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите - милые, родные,

У нас ведь, кроме вас, дороже нет людей.

Как говорится, дети – радость в жизни,

А вы нас…опора в ней!

1-й ведущий: Слово предоставляется родительнице 9 «Б» класса: _________________________________________________________________

2-й ведущий: Слово предоставляется родительнице 9 «А» класса:

_________________________________________________________________

1-й ведущий:

Сегодня в этом праздничном зале

Какие только слова не звучали:

Мы благодарили и поздравляли,

Смеялись, пели и вспоминали.

2-й ведущий:

Все сегодня взволнованы очень.

Так бывает в минуты разлук.

Не печальтесь, сейчас вас поздравит

Наш директор, учитель и друг.

Позвольте ответное слово предоставить директору – Поповой Елене Валентиновне!

(Выступление директора, грамоты и благодарственные письма родителям и т.д.)

1-й ведущий:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1-й выпускник:

Спасибо, что вы нас любили,

Хотя и строги были к нам подчас.

За то, что вы нас мыслить научили,

За все, за все, что сделали для нас.

2-й выпускник:

Мы смотрим тревожным и радостным взглядом

В предчувствии новых путей и дорог.

Сейчас он раздастся по всем коридорам,

Веселый и грустный последний звонок.

3-й выпускник:

От этих минут никуда нам не деться,

И каждый из нас с этим чувством знаком.

И, значит, не только лишь школьное детство

Уходит от нас вместе с этим звонком.

4-й выпускник:

Как елочный праздник, кончаются сказки,

Как лента в кино, обрываются сны,

Увы, не надеясь на чьи-то подсказки,

Мы сами решать все задачи должны.

5-й выпускник:

Не каждая тропка окажется гладкой,

Не все испытания будут легки,

И жизнь перед нами лежит, как тетрадка,

В которой пока еще нет ни строки.

Прощальная песня «Выпускника» с запуском шариков (глеевые 8 шт)

Вместе:

Звени же над прошлым и настоящим,

Над всем, что берег я и что не берег.

Звени же над детством моим уходящим

Веселый и грустный последний звонок!

1-й ведущий : Право дать последний звонок для наших выпускников предоставляется будущему выпускнику, а ныне ученику 8 «А» класса ____________________________________________

После звонка ведущие приглашают всех в столовую.


Подростковый возраст называют "трудным возрастом", "возрастом конфликтов", он действительно сложен и для воспитателей и для самих ребят. Эта сложность обусловлена значительными изменениями в физиологии и психике ребенка, в условиях и характере деятельности, соответственно, изменяются содержание, организация и методы воспитательной работы с учащимися.

Все эти существенные изменения, с одной стороны, облегчают воспитание культуры поведения, с другой - создают трудности, которых не испытывал учитель начальных классов. Мы остановимся только на тех возрастных особенностях, которые важны при воспитании культуры поведения.

Для подростков характерны повышенная возбудимость, быстрая утомляемость (они возникают в результате быстрого общего развития организма; созревания желез внутренней секреции; значительного увеличения объема сердца, что создает усиленную циркуляцию крови в организме). При неблагоприятных условиях все это приводит к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Подростки эмоциональны, самолюбивы и обидчивы. Сила воли развита у них недостаточно, именно поэтому они не всегда умеют сдерживаться. Малейшая несправедливость к ним может вызвать сильный протест в форме грубости, резкости, дерзости. Все это требует от учителя большого педагогического такта, умения организовать воспитание косвенным путем.

Часто не признавая необходимости соблюдения правил культурного поведения, подростки проявляют интерес к этим правилам, так как они помогают определить форму своих отношений с другими: с незнакомыми людьми, со взрослыми, мальчиками и девочками, старшими и младшими, в различных ситуациях (дома, в гостях, в походах, в общественных местах и транспорте).

Уже у младших подростков возникает представление о себе, как о "взрослых". Чувство взрослости влияет на воспитание культурных навыков и привычек. Подростки прежде всего начинают подражать внешней стороне поведения взрослых. Они повторяют форму их общения между собой, характер и тон разговора, манеры, стараются походить на взрослых в одежде, прическах, в походке, жестах. Подростки ищут самоутверждения, но формы для этого выбирают разные. Одна из них - утверждение себя через неправильно понятую самостоятельность и смелость. Подростки часто ведут себя некультурно, развязно, грубо, иногда даже вызывающе, потому что считают, что таким образом они могут проявить свою независимость, прямоту, принципиальность, смелость.

Значительно меньше внимания подростки обращают на такие качества, как чуткость, отзывчивость, вежливость, на соблюдение приличий. Они нередко видят во внимательности, особенно по отношению к взрослым, старшим и руководителям, подлизывание, подхалимство, угодничество.

Со школьниками необходимо проводить систематическую работу по формированию нравственных представлений и понятий о гуманности, доброжелательности, скромности, справедливости. Осознание подростками нравственных норм облегчает работу над конкретными правилами культурного поведения, многие из которых строятся на основе этих норм.

Подгайная Татьяна
Конспект занятия по формированию навыков культуры общения у детей и подростков с ОВЗ «Мы живём среди людей»

Тема : «Мы живём среди людей »

Должность : социальный педагог

Цель. Формирование знаний , умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях, развитие навыков межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Задачи :

1. Формировать умение определять роль взрослых по отношению к подрастающему поколению .

2. Учить соблюдать этические нормы поведения по отношению к взрослым.

3. Воспитывать умение не вмешиваться в разговор взрослых, формировать навык построения разговора.

Оборудование : макет «Волшебного дерева» , жёлтые, зелёные и красные «яблоки» , листы бумаги, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, пластилин, ножницы, клей.

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Приветствие. Упражнение «Барометр настроения» .

Детям предлагается назвать своё имя и показать настроение (как барометр показывает погоду) только руками : плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Основная часть.

2. Беседа «Эти непонятные взрослые» .

Культурного и порядочного человека довольно быстро можно отличить по манерам поведения и общения , особенно если эти проявления вежливости касаются уважительного отношения к людям старшего поколения.

В современном этикете существует большое количество правил, которые касаются уважительного отношения к людям старшего поколения. Давайте познакомимся с некоторыми из них :

Учитывайте настроение и занятость взрослых .

Представьте себе, что ваши родители пришли домой с работы уставшие и взволнованные. Им в первую очередь необходимо отдохнуть и успокоиться. Вы не должны их тревожить своими проблемами, хотя бы некоторое время. Поставьте себя на их место, и вам сразу станет все ясно и понятно.

Чаще говорите вежливые слова.

Вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Слова «спасибо» , «простите» , «пожалуйста» абсолютно необходимы. Кроме этого, необходимо помнить : в общении большую роль играет интонация и тон голоса.

Терпеливо выслушивайте замечания взрослых.

Взрослый человек мудрее и умнее вас, так как у него большой жизненный опыт. Он лучше вас разбирается в сложных жизненных ситуациях. Поэтому вам следует прислушиваться к замечаниям и советам взрослых.

Взрослый человек делает вам замечание из добрых побуждений.

Говорите всегда правду.

Ложь не красит человека. Во-первых, лгать невыгодно. Очень велика вероятность того, что ложь будет раскрыта. Но тогда взрослые будут сердиться на тебя не только за сам поступок, но и за что ты им солгал!

Не перебивайте старшего.

Молодому человеку не позволительно не только перебивать старшего, но и самому начинать и заканчивать разговор с людьми преклонных лет.

Мы живем в социуме, то есть в обществе и не можем обойтись без общения , благодаря которому люди обмениваются информацией , жизненным опытом и переживаниями. Без диалога, дискуссии, беседы невозможно представить человеческого существования. Для удобства общения человеком были созданы правила, среди которых есть такие , которые касаются взаимоотношений между людьми разного возраста. Давайте с некоторыми из них познакомимся :

1. Кому из взрослых можно говорить «ты» ?

2. Почему на ваш взгляд не спорят со старшими, даже если он не прав?

3. Почему нельзя показывать раздражения и своего плохого настроения взрослому, с которым общается?

3. Упражнение «Быть взрослым – значит»

На мольберте записана фраза "Быть взрослым - значит. " Поочередно дети записывают самые главные, на их взгляд, качества взрослого человека.

4. Подвижная игра «Пожалуйста»

В игре используется волшебное слово «пожалуйста» . Детям предлагается выполнить определенные команды. Они выполняют их только тогда, когда произносится слово «пожалуйста» .

Поднимите руки вверх, пожалуйста.

Попрыгайте на одной ножке.

Поздоровайтесь с соседом, пожалуйста.

Похлопайте в ладоши.

Подергайте себя за ухо, пожалуйста.

5. Творческое задание «Пожелание самому дорогому для меня человеку»

Детям предлагается изготовить открытку с пожеланием для самого значимого для них человека (мамы, папы, дедушки, тети, учителя) .

Заключительная часть.

6. Рефлексия «Волшебное дерево»

Дети называют, что понравилось больше всего, говорят о своем настроении после проведённого занятия . Им предлагаются «яблоки» для «Волшебного дерева» , которые они должны выбрать для оценки занятия .

Не понравилось - зеленое,

Не очень понравилось - желтое,

Понравилось - красное.

7. Ритуал прощания. Упражнение «Доброе пожелание» .

Все дети садятся в круг. Первый участник встает, подходит к другому, прощается с ним, и говорит ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.

Публикации по теме:

Конспект занятия Весна пришла 1. Игра: «Солнце, Дождь, Ветер». Психолог детям: на три разных сигнала (показ картинок: ветра, тучи, солнце).

Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя.

Конспект занятия «Бабочки-красавицы» для детей и подростков с ОВЗ Цель: - закрепить умение детей и подростков с ОВЗ работать в нетрадиционной технике «монотипия»; - воспитывать любовь к природе и бережное.

Конспект занятия по познавательному развитию и социализации «Человек среди людей. Дружба» для старшей группы Конспект занятия по познавательному развитию социализация Старшая группа Тема: Человек среди людей. Дружба Лексическая тема: «овощи» Автор:.



Просмотров