Банкротство ТСЖ или кто отвечает за их долги? Причины и стадии банкротства ТСЖ: что делать дальше, если контора имеет долги? Кто отвечает за долги тсж

Здравствуйте, друзья. Тема ЖКХ остается одной из главных для жителей многоквартирных домов. Качество предоставляемых услуг и их стоимость – это животрепещущие вопросы, волнующие каждого. При этом выбор жителями формы управлением дома вносит нюансы этот процесс.

Думаем, не лишним будет напомнить, что действующий Жилищный кодекс разрешает три формы управления: это создание товарищества собственников жилья (ТСЖ), непосредственное управление (для домов, количество квартир в которых не превышает 30) и договор с управляющей компанией.

Сбой в оплате – повод разобраться

Собственники жилых помещений обязаны оплачивать потребленные ими услуги. Поставляют эти услуги ресурсоснабжающие предприятия. Посредником служат ТСЖ либо управляющая компания. Если в одном из звеньев происходит сбой, это повод для разбирательств. Сегодня мы рассмотрим сбой в одном из узких звеньев, а именно как быть если существуют долги ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями.

К сожалению, судебная практика показывает, что такие ситуации нередки: по тем или иным причинам товарищество не расплачивается с поставщиками тепла, света, воды, газа за эти услуги. Это приводит к радикальным действиям со стороны поставщиков: они обращаются с исками в суд либо ограничивают ресурсы. При этом зачастую страдают и законопослушные граждане, вовремя проводящие оплату услуг ЖКХ.

Причины неплатежей

Давайте для начала рассмотрим, что же это за причины, по которым у ТСЖ образуются долги. По-большому счету их две: в доме могут быть так называемые неплательщики, то есть люди, которые услуги получают, но платить за них не хотят или не могут.

Вторая причина – некомпетентная либо явно незаконная деятельность самого ТСЖ, которое деньги от жильцов получает, но тратит их нецелевым образом, а иногда просто ворует.

Если долги у собственника

Неоплата коммунальных услуг отдельными собственниками от ответственности ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями не избавляет. Последнюю вовсе не интересуют внутренние дела товарищества. Все взаимоотношения регулируются между ТСЖ и компанией, предоставляющей услуги, по договору. В нем отражается предмет договора, права и обязанности каждой из заключивших его сторон.

ТСЖ обязано оплатить услуги полностью. Что делать с неплательщиками, решает ТСЖ. Для многих товариществ взыскание неполученных платежей настоящая головная боль, им приходится вести настоящую борьбу с несознательными гражданами, вплоть до судебных разбирательств, а также ограничения в предоставлении услуг, если существуют технические условия для этого.

Как показывает судебная практика, при разбирательствах в суде неплатежи жителей не являются уважительной причиной для уменьшения платежей ресурсоснабжающим организациям. От них суды не освобождают, единственное, что иногда удается отстоять, это возможность не платить начисленные пени. Есть прецеденты, когда суды разрешали это, если ТЖ доказывало отсутствие своей вины за платежи не в полном объеме.

Нецелевое расходование средств

Другой вопрос, когда долги ТСЖ образуются по вине председателя и правления. Собственники квартир исправно перечисляют плату за коммунальные услуги, поставщики без перебоя оказывают их, а ТСЖ тратит деньги на непонятные цели, не соблюдая договорные обязательства.

Каждый член ТСЖ должен знать, что при накоплении долга более 100 тысяч рублей и непогашении хотя бы части его в течение 3 месяцев может повлечь за собой процедуру банкротства или ликвидации ТСЖ. Чем это грозит законопослушным жителям? Ничем хорошим. Дело в том, что заплатить долги ТСЖ все равно обязано. И довольно часто для их погашения жителям приходится проводить повторную оплату.

На чьей стороне суд

Такие случаи действительно нередки в судебной практике. Современное законодательство, к сожалению, не может защитить в этом случае тех, кто платит исправно. Потом уже собственники тоже могут обращаться в суд с иском на родное ТСЖ, если, конечно, не прошла процедура его ликвидации.

Во время банкротства может быть введено внешнее управление. Тогда все вопросы по многоквартирному дому переходят к внешнему управляющему. В его обязанности будет входить и борьба с неплательщиками, и направление определенных средств в счет погашения долга. Это могут быть деньги от реализации офисного оборудования, мебели, членские взносы, предусмотренными, к примеру, на другие цели, и др.

Общее собрание – надежный контролер


Товарищество собственников жилья – это прогрессивная форма управления домом. Она имеет много преимуществ по сравнению с такой, к примеру, формой управления, как управляющая компания. Она дает возможность уменьшить платежи за услуги ЖКХ, улучшить качество этих услуг.

А главное – она дает возможность жителям самим решать все вопросы, связанные с жизнедеятельностью дома. Но при этом нужно действительно быть активным и неравнодушным членом ТСЖ, а не сторонним наблюдателем.

В этом случае, ни председатель, ни правление ТСЖ не будет иметь возможность тратить деньги нецелевым образом. Работу руководства ТСЖ надо проверять, причем пристрастно.

В случае малейших подозрений, можно инициировать созыв общего собрания, на котором получить необходимую информацию, а в случае необходимости – принять экстренные решения. Вплоть до смены председателя и избрания нового состава правления. Это один из верных путей, чтобы ТСЖ работало в интересах жителей. Тогда и долгов перед ресурсоснабжающими организациями не будет.

Надеемся, тех, кто уже состоит в ТСЖ или только собирается выбрать подобную форму управления, заинтересует наша статья. У вас есть интересная информация либо опыт действий в такой ситуации, какую мы описали выше? Тогда ждем ваших комментариев и дополнений и на нашем сайте и в социальных сетях. Будем рады продолжить обмен мнениями.

Каждый председатель и бухгалтер ТСЖ, а также любой управляющей организации не понаслышке знают о проблеме неплатежей. Собственники помещений задолжают товариществу, а оно в дальнейшем не может полностью рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями. Как решить эту проблему?

Право собственности предполагает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, и в то же время возлагает на собственника бремя его содержания. Так, главная обязанность собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме , закрепленная ст. 153 ЖК РФ, - внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность платить за жилое помещение и коммунальные услуги возникает также:

В соответствии со ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг, а также предоставлять собственникам услуги. Предоставление коммунальных услуг гражданам регулируется Правилами N 307 *(1). Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ (п. 4 Правил N 307).

Минрегион в Письме от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 обращает внимание на то, что договоры оказания коммунальных услуг заключаются ТСЖ со всеми собственниками , как являющимися, так и не являющимися членами товарищества. Хотя отсутствие указанных договоров и не освобождает собственников от обязанности вносить плату за предоставляемые им коммунальные услуги, однако снимает с них некую моральную ответственность. В то же время наличие договоров является своеобразной гарантией исполнения обязательств гражданами.

Не придавая решающего значения наличию либо отсутствию договоров оказания услуг между ТСЖ и собственниками , приходится констатировать: наиболее надежным способом защиты интересов ТСЖ является обращение в суд с исками о взыскании задолженности с жителей-должников. Судебная практика свидетельствует, что подобные иски товариществ подлежат удовлетворению *(2) (см., например, постановления ФАС СЗО от 09.11.2007 N А56-40895/2006, от 14.09.2007 N А56-47255/2006). При этом ТСЖ вправе взыскать с собственника не только сумму задолженности, но и пени. Так, в Постановлении от 29.05.2007 N Ф04-3181/2007(34456-А75-11) арбитры ФАС ЗСО при удовлетворении требования ТСЖ о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и неустойки сослались на п. 14 ст. 155 ЖК РФ *(3). В соответствии с данной нормой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 действующей на момент оплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение данного размера пеней не допускается.

Однако и при вынесении судом решения об удовлетворении требований ТСЖ товарищество может столкнуться с проблемой исполнения судебного акта в том случае, если должник не имеет источника дохода и не обладает имуществом, которое может быть реализовано. Необходимо учитывать, что на само жилое помещение не может быть обращено взыскание. Таким образом, в случае отсутствия у должника средств на оплату задолженности ТСЖ даже при наличии положительного решения суда остается ни с чем.

Отношения ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями

ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг

В соответствии с действующим законодательством ТСЖ не просто посредник между собственниками и ресурсоснабжающими организация ми, роль которого заключается в сборе с граждан денежных средств на оплату коммунальных услуг и дальнейшем перечислении указанных средств на счет ресурсоснабжающей организации. Согласно Правилам N 307 ТСЖ обладает принципиально новым (по сравнению с ранее действующим законодательством) статусом, а именно статусом исполнителя коммунальных услуг. Исполнителем может быть также управляющая организация, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Статус исполнителя возлагает на ТСЖ две обязанности:

Предоставление коммунальных услуг (производимых или приобретаемых);

Обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Вторая обязанность вытекает из следующего. Одной из целей создания ТСЖ, как и любой другой организации, управляющей домом , является надлежащее содержание общего имущества в таком доме . Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внутридомовые инженерные системы входят в состав общего имущества многоквартирного дома . Как следует из Письма Минрегиона РФ от 03.05.2007 N 8326-РМ/07, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ (ЖСК) именно товарищества (кооперативы) должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома . К коммунальным ресурсам относятся холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг (п. 3 Правил N 307).

Заключение собственником помещений в многоквартирном доме договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) напрямую с ресурсоснабжающей организацией возможно только в случае выбора собственниками непосредственного способа управления домом (п. 8 ст. 155, п. 2 ст. 164 ЖК РФ).

Из изложенного следует, что при наличии в доме ТСЖ или иной управляющей организации они автоматически становятся исполнителями коммунальных услуг, то есть обязанными заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих). Кроме того, как указывает ФАС ЗСО в Постановлении от 21.06.2007 N Ф04-3898/2007(35362-А46-10), п. 6 ст. 155 ЖК РФ не предусматривает право населения напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных услуг, в связи с чем оплату за потребленную тепловую энергию должно производить ТСЖ. Для ресурсоснабжающих организаций это очень удобно: контрагент по договору - одно юридическое лицо, а не множество собственников -граждан.

От редакции. Товарищество собственников жилья в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выступает от имени собственников только жилых помещений . Гражданско-правовые отношения собственников нежилых помещений , которым не гарантируются права жильцов, возникают непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Такие выводы сделал ФАС ЗСО в Постановлении от 19.02.2008 N Ф04-834/2008(376-А27-21). Поэтому ресурсоснабжающая организация не вправе взыскивать с ТСЖ стоимость коммунальных услуг, потребленных в нежилых помещениях (см. также Постановление ФАС СЗО от 12.05.2008 N А56-15888/2005). Естественно, данные правила действуют по умолчанию, если иное не предусмотрено сторонами в договоре либо если собственник нежилого помещения вступил в ТСЖ и договоры ресурсоснабжения заключены ТСЖ и от его имени.

Как же быть товариществу в случае неисполнения собственниками обязанности по оплате услуг? Не будет преувеличением сказать, что это самый насущный вопрос для ТСЖ. Растет задолженность граждан перед товариществом, следовательно, растет задолженность ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями. Не нужно говорить, что у ТСЖ нет лишних денег на оплату долгов собственников . Товарищество является некоммерческой организацией (ст. 135 ЖК РФ), что препятствует ему в осуществлении деятельности, направленной на извлечение прибыли. Кроме того, представляется несправедливым, если ТСЖ несет расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых недобросовестным жильцам. Точно так же неправомерно возлагать на добросовестных собственников обязанность погашать долги соседей.

Ответственность ТСЖ по договору

На сегодняшний день ситуация складывается не в пользу товариществ. На законодательном уровне нет четкого ответа на вопрос, несет ли ТСЖ ответственность перед ресурсоснабжающими организациями в случае неоплаты собственниками услуг. ТСЖ оказывается в этой ситуации слабой, менее защищенной стороной. По договору купли-продажи ресурсоснабжающая организация обязана предоставить коммунальный ресурс и имеет право на получение за него денег, а ТСЖ имеет право на получение ресурса и обязано оплатить его. За неисполнение обязанностей по договору стороны несут предусмотренную законодательством ответственность. В последнее время некоторые товарищества пытаются переложить ее на , указывая в договоре, что они действуют от имени и за счет собственников . Однако такой способ избавиться от ответственности перед ресурсоснабжающими организациями за неоплату услуг собственниками неэффективен.

Как уже было отмечено, именно у ТСЖ, а не у собственников , автоматически возникает обязанность заключить договор ресурсоснабжения, если в доме избран такой способ управления, как ТСЖ. По данному договору контрагентом ресурсоснабжающей организации является именно ТСЖ, а не собственники . Логично предположить, что именно ТСЖ несет в полном объеме ответственность по указанному договору и даже при отсутствии такового. Об этом свидетельствует и судебная практика. Так, например, Арбитражный суд Республики Карелия в Решении от 28.03.2007 N А26-5196/2006-19 указал, что задолженность за отпущенную тепловую энергию подлежит взысканию с ТСЖ, хотя оно не заключало договор с энергоснабжающей организации.

Еще одной "хитростью" может быть условие договора о том, что обязанности по оплате ресурсов возлагаются непосредственно на собственников помещений в доме , а не на ТСЖ. Но оно также не является стопроцентной гарантией снятия ответственности с ТСЖ. Вряд ли какая-либо ресурсоснабжающая организация согласится при наличии в доме ТСЖ включить подобное условие в договор. Да и в самом законодательстве есть основания для невключения такого условия. Действительно, обязанность по оплате коммунальных услуг прямо возложена законом на собственников (ст. 153 ЖК РФ). Однако ТСЖ создается в том числе с целью предоставления гражданам коммунальных услуг. Для достижения названной цели ТСЖ должно самостоятельно выстраивать отношения с собственниками и самостоятельно решать проблемы, связанные с неоплатой услуг. К сожалению, действующее законодательство позволяет ресурсоснабжающим организациям сделать именно такой вывод. До внесения в нормативную базу изменений, учитывающих посредническую роль ТСЖ между ресурсоснабжающими организациями и гражданами, товарищество остается в более уязвимом положении.

Особенности взыскания задолженности с ТСЖ

Для защиты своих интересов ресурсоснабжающая организация вынуждена, как и ТСЖ, обращаться с исками в суд о взыскании задолженности. Судебная практика по данным спорам многочисленна и однообразна - требования ресурсоснабжающих организаций к ТСЖ удовлетворяются (см., например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 N 17АП-7252/2007-ГК, ФАС ЗСО от 21.06.2007 N Ф04-3898/2007(35362-А46-10)).

Плюс в том, что данные иски удовлетворяются частично. С ТСЖ не взыскиваются проценты за пользование чужими денежными средствами и иные штрафные санкции при условии, что задолженность возникла ввиду неоплаты услуг жильцами. Показательно Постановление ФАС СКО от 27.06.2007 N Ф08-3183/2007, в котором обращается внимание на следующее. Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Делая вывод об отсутствии вины ответчика в ненадлежащем исполнении договорного обязательства, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ является некоммерческой организацией (статья 135 ЖК РФ), и правомерно сослался на отсутствие его вины, поскольку неоплата товариществом спорной задолженности вызвана неполучением ответчиком платежей с жильцов дома за поставляемую истцом теплоэнергию. Из материалов дела видно, что жильцы дома производили оплату несвоевременно, обязанность по оплате потребленной теплоэнергии муниципальными квартирами лежит на их собственнике , который также несвоевременно погашал долги. На этом основании суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины ответчика в несвоевременной оплате и отсутствии факта пользования им чужими денежными средствами *(4).

От редакции. Одного факта наличия задолженности собственников помещений , отраженного в учете ТСЖ, будет недостаточно. Так, например, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 N А29-8715/2007, которым с ТСЖ был взыскан и долг, и проценты за пользование чужими денежными средствами, указано: доводы о просрочке оплаты в связи с непоступлением денежных средств от нанимателей, отклоняются судом как необоснованные, не подтвержденные соответствующими доказательствами и не исключающие вину ответчика в ненадлежащем исполнении доказательств по договору.

Аналогичным образом в споре, рассмотренном ФАС ЗСО в Постановлении от 07.08.2007 N Ф04-5067/2007(36666-А27-30), ТСЖ не удалось доказать отсутствие своей вины в неисполнении обязательства по договору ресурсоснабжения. Претензий к членам ТСЖ о погашении долга не являются достаточными доказательствами.

Итак, уповая на освобождение хотя бы от уплаты законной неустойки, ТСЖ должно хорошо подготовиться в судебному разбирательству, собрав доказательства того, что оно предприняло все зависящие от него действия для погашения долга по договору с ресурсоснабжающей организацией.

Однако указанный положительный момент не освобождает ТСЖ от необходимости оплатить фактически потребленные собственниками коммунальные ресурсы. При невыполнении этой обязанности добровольно средства с ТСЖ взыскиваются принудительно в порядке исполнительного производства. Товарищество в данном случае не застраховано от обращения взыскания на все его средства, к которым согласно ст. 151 ЖК РФ относятся:

Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества;

Доходы от хозяйственной деятельности товарищества;

Субсидии на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме , проведение текущего и капитального ремонта , предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;

Прочие поступления.

Единственный выход для ТСЖ - взыскивать уплаченные им в ходе исполнительного производства средства с собственников в порядке регресса путем предъявления исков в суд. Таким образом, мы опять возвращаемся к принудительному взысканию денежных средств с собственников , которое может не дать результата (если у жильца нет имущества, на которое может быть обращено взыскание). К сожалению, в настоящее время в части взыскания задолженности иных механизмов, кроме судебной защиты, законодательством не предусмотрено. Однако у ТСЖ в арсенале борьбы с должниками есть и другие меры, которые могут стать весьма действенными.

Ограничение и прекращение подачи коммунальных ресурсов

Возможность ограничения или прекращения подачи ресурсов недобросовестным собственникам во многом может стать решением рассматриваемой проблемы: ресурс не поставляется - задолженности не возникает. Рассмотрим подробнее этот вариант.

Согласно п. 80 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты им коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, которые определены исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Порядок приостановления или ограничения предусмотрен п. 81 Правил N 307:

1) исполнитель направляет потребителю письменное уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено;

2) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

3) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Выводы напрашиваются сами собой. Во-первых, с момента первой неоплаты коммунальных услуг до приостановления предоставления коммунальных услуг пройдет как минимум 8 месяцев. Во-вторых, в отношении услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению подобные санкции просто неприменимы.

Кроме того, ТСЖ необходимо в договоре урегулировать вопрос о приостановлении подачи ресурсов неплательщикам с ресурсоснабжающей организацией: у товарищества могут возникнуть дополнительные обязательства в связи с введением ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг. Так, например, введение ограничения режима потребления электроэнергии является платным. Это следует из абз. 6 п. 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Названная норма гласит: инициатор введения ограничения вправе потребовать компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления. Таким образом, ТСЖ и ресурсоснабжающая организация должны урегулировать вопрос о том, кто будет возмещать затраты - потребитель-гражданин или ТСЖ. По понятным причинам ресурсоснабжающая организация не может быть уверена в возможности недобросовестного потребителя коммунальных услуг возместить возникшие расходы, поэтому обязанность, скорее всего, будет возложена на товарищество. Это не лишает ТСЖ права в регрессном порядке взыскивать расходы с

Вопрос:

Количество сотрудников управляющей компании и ежемесячный фонд заработной платы превышают сумму которая собирается с населения по статье управления МКД. Управляющая компания выплачивая зарплату сотрудникам, впадает в долги перед ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающая организация подает в суд на УК. В этом случае, когда управляющая компания тратит деньги на зарплату при этом не доплачивает ресурсникам, кто выиграет в суде?

Ответ:

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

ст. 155, "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) {КонсультантПлюс}

Пункт 6.2 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что УК, получая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Во исполнение указанной нормы утверждены Требования N 253, где в п. 6 указано, что по общему правилу платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

В случае неправомерного удержания денег расчетным центром у "ресурсника" есть несколько вариантов действий:

Вариант 1. Расчетный центр может стать соответчиком при первоначальном взыскании задолженности с УК (ТСЖ). Их привлечение основывается на письмах от УК, где указывается, что все денежные средства аккумулированы в расчетном центре и не перечисляются на счет "ресурсника" по вине расчетного центра (нужно попросить их написать такие письма, если их нет в каждом конкретном случае). "Ресурсник" заявляет требования к расчетному центру на основании неправомерного удержания денег (имущества) (ст. 301 ГК РФ).

В пункте 32 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (далее - Постановление N 10/22) указано, что, применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. А на основании п. 33 в целях обеспечения нахождения имущества во владении ответчика в период судебного спора о праве на это имущество суд по ходатайству истца может принять обеспечительные меры (в данном случае - арестовать счета расчетного центра).

При данном варианте защиты прав "ресурсник" должен доказать свое право собственности на денежные средства, что в распоряжение расчетных центров они не поступают, что последние лишь проводят технические и финансовые операции. Ниже приводится мотивировка наличия права на деньги (вариант N 4).

Вариант 2. На основании ст. 301 ГК РФ следует предъявить самостоятельный иск к расчетному центру после получения решения о взыскании денег с УК (ТСЖ). Соответственно, после предъявления к взысканию исполнительного листа должна быть реакция (письма) от УК (ТСЖ), что все деньги остаются в расчетном центре.

Вариант 3. На основании ст. 1102 ГК РФ возможно взыскание неосновательно сбереженных денежных средств: истец - "ресурсник", ответчик - расчетный центр (доказательственная база: договор ресурсоснабжения с УК (ТСЖ), агентский договор УК (ТСЖ) с расчетным центром, выписки со счетов УК (ТСЖ) о том, что деньги не поступали, расчет "ресурсника" об общем объеме поступивших денег от населения по спорному периоду, если есть - решение суда о взыскании денег с УК (ТСЖ) в пользу "ресурсника", претензии в адрес расчетного центра).

Два основных аспекта доказывания (исходя из арбитражной практики по ст. 1102 ГК РФ): 1) ответчик сберег деньги за счет истца (потребление коммунального ресурса не является безвозмездным, население платило за коммунальные услуги); 2) отсутствуют правовые основания, предусмотренные законом или договором (по агентскому договору, а также в силу Требования N 253 - обязанность перечислять деньги).

Вариант 4. Данный способ не требует отдельного обращения в суд: взыскание осуществляется в стадии исполнительного производства. Такой вариант часто оспаривается заинтересованными лицами с помощью подачи заявлений о признании незаконными действий приставов-исполнителей. Однако даже в ходе исполнительного производства возможно обращение в суд (процессуальное заявление самой службы приставов).

Формулировка постановления в рамках исполнительного производства судебных приставов-исполнителей должна выглядеть так:

"1. Обратить взыскание на денежные средства должника УК (ТСЖ), получаемые им согласно агентскому договору от физических лиц, до погашения суммы долга в размере XX руб.

2. Обязать расчетный центр перечислять денежные средства, принадлежащие должнику УК (ТСЖ), полученные (принятые) согласно агентскому договору от физических лиц за оказываемые коммунальные услуги, на расчетный счет отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов до погашения суммы долга в размере XX руб.".

Основания для предъявления отдельного иска для обращения взыскания на денежные средства по указанным нормам, находящиеся у расчетных центров, отсутствуют (Постановление ФАС ВВО от 17.12.2010 по делу N А43-8022/2008, в котором указано: "Действующим законодательством не предусмотрен такой способ судебной защиты, как наложение ареста на денежные средства должника, находящиеся на счете третьего лица").

В качестве положительного примера приводим Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 по делу N А18-188/2012 (пристав сам обратился в суд с требованием обратить взыскание), в котором отмечено: "суд исходил из того, что указанные денежные средства являются собственностью должника, поскольку из агентских правоотношений между должником (принципалом) и агентом не возникает право собственности последнего". Заявление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся у третьих лиц, суд удовлетворил. Он обратил взыскание по сводному исполнительному производству на денежные средства должника, находящиеся на расчетном счете третьего лица - агента, открытом в банке в пределах суммы задолженности.

Вместе с тем необходимо учитывать и отрицательную практику: такие постановления приставов и судебные акты нередко оспариваются.

Частым основанием отрицательных решений выступало следующее заключение: удовлетворение данного заявления может привести к существенному нарушению интересов добросовестных плательщиков, а также других энергоснабжающих компаний (Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А62-153/2013, ФАС ПО от 06.05.2011 по делу N А72-17936/2009, ФАС ВСО от 16.07.2012 по делу N А58-1152/2007).

Важно отметить, что прежде чем осуществлять любые действия в адрес расчетных центров, необходимо доказать отсутствие возможности погасить долг по исполнительному листу за счет самих УК (ТСЖ) (Определение ВАС РФ от 17.10.2012 N ВАС-13466/12 по делу N А58-1152/07).

Вариант 5. Все вышеотмеченное не исключает возможности предъявления заявлений в арбитражный суд о признании должников банкротами (если УК реально действующая, управляет жилым фондом, то будет пытаться как можно быстрее избавиться от "банкротного" дела путем погашения долга, поскольку это будет в ее интересах) и обращения "ресурсника" в правоохранительные органы: органы внутренних дел, Следственный комитет РФ, прокуратуру в целях проверки действий руководителей на предмет наличия признаков составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 177, 195, 196, 315 УК РФ.

Таким образом, для получения денежных средств необходим комплексный подход.

Скорее всего, применение указанных вариантов в совокупности быстрее приведет хотя бы к частичному погашению дебиторской задолженности по решениям судов.

Самый эффективный способ - погашение долга при помощи исполнительных действий приставов (как путем принятия самостоятельных постановлений об обращении взыскания на счет расчетных центров, так и путем их обращения в суд).

Одновременно с этим можно подавать иски на расчетные центры по указанным основаниям (а в случае поступления денег через счета приставов "ресурсник" откажется от исков).

Также вместе с указанными действиями следует предъявлять заявления о признании должников банкротами и обращаться в правоохранительные органы.

Статья: Получить деньги с расчетного центра (Канцер Ю.) ("ЭЖ-Юрист", 2013, N 40) {КонсультантПлюс}

Подборка судебной практики (см. приложение к ответу):

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 N Ф10-1160/2015 по делу N А36-6127/2013 {КонсультантПлюс}

Требование: О взыскании задолженности по договору энергоснабжения.

Обстоятельства: Истец ссылается на наличие у ответчика задолженности по оплате поставленной электроэнергии.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт потребления электроэнергии установлен, доказательств оплаты ответчиком не представлено.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А74-7687/2014 {КонсультантПлюс}

По делу о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 N 08АП-1403/2014 по делу N А75-8776/2013 {КонсультантПлюс}

Требование: О взыскании задолженности по договору на холодное водоснабжение и водоотведение, неустойки.

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, июнь 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.сайт).

Традиционно в статьях, адресованных коммерческим организациям, на тему безнадежных и сомнительных долгов основное внимание уделяется налоговому учету. Известно, что НК РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы такой дебиторской задолженности, вопрос лишь в деталях (какие именно долги признаются сомнительными и безнадежными, в каком порядке они включаются в состав расходов). Для ТСЖ эта проблема неактуальна, поскольку в большинстве случаев платежи собственников помещений не относятся к доходам, соответственно, расходы (в частности, в виде безнадежных долгов и резерва по сомнительным долгам) не формируются. Однако долги, которые невозможно взыскать, - это реалии практики любого ТСЖ. Каковы требования бухгалтерского законодательства, предъявляемые к организациям, имеющим задолженность, нереальную к взысканию, а также сомнительную задолженность? Как они должны исполняться товариществами?

Требования бухгалтерского законодательства

Нереальные для взыскания долги

Обязанность организации (подчеркнем: любой организации, а не только коммерческой) списывать дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания, установлена п. 77 . Основания для списания - данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование, приказ (распоряжение) руководителя организации. Суммы долгов относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. Далее в приведенной норме сказано: списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника .

Как видим, некоммерческой организации, в том числе ТСЖ, не удастся избежать списания долгов, нереальных для взыскания (хотя бы потому, что в п. 77 указанного документа некоммерческие организации прямо упомянуты). Дебиторская задолженность в сумме обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, а также платы за содержание и ремонт общего имущества и платы за коммунальные услуги, вносимой собственниками помещений, не вступившими в ТСЖ, формируется ежемесячно в бухгалтерском учете товарищества проводкой Дебет 76 Кредит 86 . Отражение именно задолженности по целевому финансированию (в противовес учету целевого финансирования кассовым методом) обусловлено правовым статусом ТСЖ:

  • в случае неисполнения собственниками помещений в МКД своих обязанностей по участию в осуществлении общих расходов ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов (п. 3 ст. 137 ЖК РФ );
  • товарищество может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в МКД обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (п. 4 ст. 137 ЖК РФ );
  • ТСЖ обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в МКД обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (п. 5 ст. 138 ЖК РФ ).
В пункте 77 Положения речь идет о любой дебиторской задолженности, а не только о задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, работ, услуг. Следовательно, задолженность жильцов может рассматриваться как нереальная к взысканию и подлежит списанию и в той ситуации, когда ТСЖ не расценивает свою уставную деятельность как реализацию работ, услуг.

Критерии для признания задолженности нереальной для взыскания не установлены (за исключением истечения срока исковой давности). Они должны содержаться в письменном обосновании, которое необходимо для списания задолженности .

Что касается применения срока исковой давности, он составляет три года и отсчитывается с момента, когда право ТСЖ было нарушено должником, то есть когда должник не внес платеж в срок (п. 2 ст. 200 ГК РФ ), а именно (в общем случае согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ ) с 10 го числа месяца, следующего за расчетным. Срок исковой давности применяется судом по заявлению стороны в споре. Если же должник не заявит о его истечении, спор будет рассмотрен по существу (п. 2 ст. 199 ГК РФ ). Иначе говоря, подать иск в суд о взыскании долга с жильца можно в любом случае. Следует учитывать, что срок исковой давности может прерываться, в частности, предъявлением иска и совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва срок начинает течь заново (ст. 203 ГК РФ ). К действиям, свидетельствующим о признании долга, с учетом разъяснений, представленных в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 , могут относиться просьба жильца о рассрочке или отсрочке платежа, заключение соглашения о рассрочке или отсрочке, частичная уплата долга. Между тем нужно понимать, что платежи собственников помещений имеют периодический (ежемесячный) характер и действия, свидетельствующие о признании долга, в отношении определенных платежей не являются основанием для перерыва срока исковой давности по другим платежам.

Итак, бухгалтерское законодательство обязывает ТСЖ контролировать дебиторскую задолженность как минимум с точки зрения течения срока исковой давности, а также списывать долг, когда такой срок истек. В связи с этим, полагаем, ТСЖ вправе считать долгами, нереальными для взыскания, лишь те, по которым истек срок исковой давности (а иные долги, которые коммерческая организация обычно списывает, не считать таковыми ). На практике встречаются ситуации, когда товарищества списывают подобные долги лишь после того, как суд применит срок исковой давности по заявлению должника (в этих ТСЖ налажена работа по взысканию долгов, в том числе в судебном порядке).

Резервы сомнительных долгов

Обязательность создания резервов сомнительных долгов для всех организаций установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , а также следует из ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н ). Так, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. В свою очередь, сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Для целей применения ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения (которым, в частности, является величина резерва по сомнительным долгам) признается корректировка стоимости актива (дебиторской задолженности), которая обусловлена появлением новой информации, производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 , 3 ПБУ 21/2008 ). В бухгалтерской отчетности резерв сомнительных долгов отдельно не показывается, а уменьшает величину «дебиторки» в активе баланса (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» ). Как видим, вопрос о признании задолженности сомнительной и определении суммы резерва решается в каждой ситуации отдельно, четких критериев бухгалтерские стандарты не устанавливают.

Цель создания резерва сомнительных долгов (кстати, он создается по каждому долгу в величине, зависящей от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично) - показать в отчетности достоверную информацию о дебиторской задолженности. Впрочем, списание нереальных для взыскания долгов преследует ту же цель. Поэтому в п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ сказано, что такие долги списываются в состав расходов, только если их суммы в предыдущем отчетном году не были зарезервированы.

У ТСЖ могут возникнуть сомнения, а действительно ли задолженность собственников помещений является сомнительной и подлежит резервированию. Буквальное прочтение п. 70 и 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ вообще может натолкнуть на мысль о создании некоммерческой организацией резерва только по долгам, возникшим в связи с хозяйственной деятельностью. Так, суммы созданных резервов (как и не использованные на конец года резервы) предписано относить на финансовые результаты деятельности организации, кроме того, задолженность признается сомнительной, если нарушен срок, установленныйдоговором (между ТСЖ и его членами договор не заключается, по крайней мере в части содержания и ремонта общего имущества), а в п. 77 фраза построена так, что можно сделать вывод: долги могут быть отнесены за счет резерва только у коммерческой организации. Тем не менее эти сомнения необоснованны. Во-первых, из актуальной редакции п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , сформированной Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н , исключено упоминание о том, что сомнительные долги возникают только в связи с расчетами за продукцию, товары, работы и услуги, значит, и в связи с получением целевых средств могут возникать сомнительные долги (естественно, если целевое финансирование не учитывается кассовым методом). Во-вторых, в ПБУ 21/2008 отсутствует упоминание о том, что данный стандарт распространяется лишь на коммерческие организации либо на некоммерческие организации, но только в части фактов, относящихся к предпринимательской деятельности (такая оговорка, кстати, есть во многих ПБУ). В-третьих, в силу п. 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в состав доходов или расходов организации (а эта формулировка уже не исключает ее применения некоммерческими организациями).

Поэтому ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, обязано создавать резерв сомнительных долгов. На это указывает и Минфин в Информации об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011) . При этом стратегическим вопросом является определение критериев сомнительности задолженности. Его следует проработать заранее и включить выбранные критерии в учетную политику для целей бухгалтерского учета. Формально, раз вероятность погашения просроченного долга оценивается индивидуально, ничто не мешает ТСЖ оценивать ее как высокую (особенно в случае добросовестного подхода членов правления к стимулированию платежной дисциплины) и, как следствие, не иметь в учете такого показателя, как резерв сомнительных долгов.

Особенности финансирования расходов ТСЖ

Как известно, необходимые расходы на установленные законом и уставом ТСЖ цели формируют расходную часть сметы. На ее основе определяется доходная часть, которая служит базой для расчета размера платежей и взносов каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество (см. пп. 2 , 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ ). Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда ТСЖ не имеет доходов от хозяйственной деятельности. На размер бюджетных субсидий в качестве одного из источников доходов по смете товарищество фактически не может влиять. Единственный вид поступлений, определение величины которого подконтрольно органам управления ТСЖ, а именно общему собранию его членов (пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ ), - платежи собственников помещений.

Смета доходов и расходов предусматривает соответствие поступлений и платежей ТСЖ. Понятно, что составить на год вперед смету, расходная часть которой будет в точности исполнена, практически невозможно, так как отклонения в виде экономии или перерасхода по тем или иным статьям неизбежны. Совершенно нормальная практика - создание фонда непредвиденных расходов и установление порядка его расходования .

Ключевой вывод:

Создание фонда непредвиденных расходов согласно финансовому плану ТСЖ и создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете - абсолютно разные вещи. Принятие общим собранием членов ТСЖ решения о создании фонда означает, что собственники помещений будут вносить в составе соответствующей платы определенную сумму денежных средств для финансирования конкретных видов расходов. Это значит, что источник их финансирования уже определен и сформирован. Например, за счет средств специального фонда можно списать безнадежные долги, если, конечно, в положении о фонде предусмотрен подобный вид расходования. В свою очередь, создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не зависит от волеизъявления членов ТСЖ и готовности собственников помещений покрыть за свой счет «плохие» долги соседей. Резерв создается в силу закона, даже если собственники отказываются его финансировать.

Тем не менее нередко в хозяйственной жизни ТСЖ возникают чрезвычайные расходы, не предусмотренные сметой и не включенные в возможные направления трат за счет такого фонда. Будем исходить из того, что непредвиденные расходы не зависят от воли товарищества (например, санкции государственных органов, выплаты по решениям суда и пр.). Вполне справедливо, что подобные вынужденные расходы, понесенные в рамках уставной деятельности, должны быть покрыты за счет платежей собственников помещений (или членов ТСЖ). Если же общее собрание членов ТСЖ (а именно за ним остается последнее слово) не санкционирует увеличение взносов на покрытие непредвиденных расходов, нужно понимать, что это прямой путь к банкротству. Дело в том, что рассматриваемые платежи будут произведены независимо от воли членов ТСЖ (как правило, не уплаченные добровольно суммы списываются со счета товарищества в принудительном порядке), в итоге не будет погашена задолженность перед контрагентами ТСЖ, которая предусмотрена сметой. Накопление долгов свыше определенной суммы является одним из оснований для инициации процедуры банкротства .

Вернемся к «плохим» долгам жильцов. Отсутствие запланированных поступлений по смете означает, что ТСЖ не сможет расплатиться по своим обязательствам, что также влечет риск банкротства. Одновременно отражение в балансе товарищества «дебиторки», которая является нереальной для взыскания, искажает информацию для пользователей бухгалтерской отчетности и нарушает требования бухгалтерского законодательства. Списать с баланса нереальные для взыскания долги ТСЖ обязано в силу закона, поэтому необходимо определить источник финансирования таких расходов.

_____________________________

Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
См. статьи Н. Н. Шишкоедовой «Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ: а есть ли реализация?» (№ 10, 2011), «Учет платы, полученной от собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ» (№ 11, 2011).
Причиной признания долга собственника помещения нереальным для взыскания может стать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возврате исполнительного документа ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Так, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания не запрещает впоследствии вновь предъявить исполнительный лист к исполнению, что указывает на теоретическую возможность взыскания спорной задолженности.
Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
Подробнее об этом документе читайте на стр. ХХ.
О том, что фонд непредвиденных расходов может быть использован не на любые нужды, не предусмотренные сметой, а лишь на те, которые установлены специальным положением о таком фонде, было рассказано в статье Г. Ю. Шариковой «Резервный фонд ТСЖ» (№ 4, 2010).
См. статью М. А. Чистяковой «Банкротство ТСЖ» (№ 9, 2008)

Изготовить нужный документ у специалиста стоит больших вложений. Причина - это имеет иногда решающее значение. Фактически заявление это отражение личности заявителя. Начальник невольно начинает иметь мнение о заявителе, что написал свои причины, читая заявление и его смысл. Это является архи ответственнымв ситуациях, если ответ формируется от интеллектуального осознания.

Стоит отметить, что ОАО «Борский водоканал» в связи со случившимся, было оштрафовано Нижегородское УФАС России на 959 321 руб., после решения суда, штраф остался без изменения.

Наложенный Нижегородским УФАС России штраф на ОАО «Борский водоканал» на днях Арбитражным судом Нижегородской области был признан законным.

Напомним, что ОАО «Борский водоканал» ограничил подачу холодной воды ввиду имеющейся у ТСЖ № 1 «Звезда» большой задолженности перед ресурсоснабжающей организацией. Такие действия привели к прекращению подачи воды жителям многоквартирных домов, которые расположены в поселке Железнодорожный Борского района Нижегородской области, что является серьезным нарушением действующего законодательства. Согласно правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, применения режима ограничения и прекращения подачи холодной воды гражданам в связи с задолженностью перед ресурсоснабжающей организацией, запрещается.

Стоит отметить, что ОАО «Борский водоканал» в связи со случившимся, было оштрафовано Нижегородское УФАС России на 959 321 руб. после решения суда, штраф остался без изменения.

Почему за долги ТСЖ платят жильцы дома

Казалось бы, если ТСЖ не оплатило те или иные задолженности по оказанным жильцам дома услугам, то именно ТСЖ должно нести обязанности по данному неисполнению обязательств. Однако не всегда возможно возложить обязанности по оплате полученных эксплуатационных услуг, оплаченным ТСЖ, на данное ТСЖ, и если это сделать невозможно в силу фактических или юридических обстоятельств, бремя расходов по оплате предоставленных услуг дополнительно ляжет на «плечи» самих собственников дома. О том, почему так происходит рассказывает адвокат Олег Сухов, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра ».

Предположим, что ТСЖ признано недействительным. или обанкротилось, или просто перестало существовать по любым объективным причинам, или у ТСЖ банально нет полученных от жильцов денежных средств. В данном случае, обязательства по погашению имеющихся или возникающих долгов в отношении к организациям переходят на собственников дома, а не на поставщиков услуг.

В связи с тем, что при принятии услуг отопления, энергоснабжения, иное, жильцы дома установили факт возникновения договорных отношений с указанными организациями, у жильцов дома возникает обязанность по оплате указанных услуг именно поставщикам данных услуг, даже если указанная оплата не осуществлялась самим ТСЖ, который получил указанную оплату от собственников дома, и денежные средства шли на иные цели в иные организации по иным услугам (пункт 17 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

Не имеет значение сам факт, заключало ТСЖ договоры с тепло- и энергоснабжающими организациями или нет, если денежные средства в данные организации не были перечислены, а жильцы потребляли указанные услуги, то тем самым предполагается, что договор с жильцами дома на потребляемые услуги заключен в силу закона со всеми вытекающими обязанностями по его оплате. Переданные ТСЖ от собственников дома денежные средства на указанные услуги в связи с перечислением их иным организациям по иным услугам и в связи с признанием ТСЖ недействительным. прекратившим свое существование, или при отсутствии у ТСЖ денежных средств, в соответствии со ст. 312 ГК РФ, приводит к возникновению обязанностей жильцов дома оплачивать указанные услуги поставляющим компаниям напрямую, если указанные компании или иные лица в интересах таких компаний, предъявят требования об оплате.

При указанных обстоятельствах возникает вопрос, а не являются ли собственники дома, которые оплатили ТСЖ потребляемые услуги, и не по вине которых оплата не дошла от ТСЖ к поставщику услуг — добросовестными плательщиками? Ответ в данном случае, к сожалению, однозначный и не в пользу собственников дома. Оплата эксплуатационных услуг ТСЖ, это аккумулирование средств для дальнейшей передачи данных денежных потоков обслуживающим компаниям. Не поступление денежных средств на расчетные счета последних, является основанием для взыскания стоимости оказанных услуг непосредственно с потребителей таких услуг, т.е. с жильцов дома.

Вопросы о ТСЖ

Почему за долги ТСЖ обязаны платить жильцы дома?

Если ТСЖ не оплатило те или иные задолженности по оказанным жильцам дома услугам, то именно ТСЖ должно нести обязанности по данному неисполнению обязательств.

Однако не всегда возможно возложить обязанности по оплате полученных эксплуатационных услуг, оплаченным ТСЖ, на данное ТСЖ, и если это сделать невозможно в силу фактических или юридических обстоятельств, бремя расходов по оплате предоставленных услуг дополнительно ляжет на плечи собственников дома.

Кто несет материальную ответственность?

Предположим, что ТСЖ признано недействительным, или обанкротилось, или просто перестало существовать по любым объективным причинам, или у ТСЖ банально нет полученных от жильцов денежных средств. В данном случае, обязательства по погашению имеющихся или возникающих долгов в отношении к организациям переходят на собственников дома, а не на поставщиков услуг.

При указанных обстоятельствах возникает вопрос, если собственники дома оплачивали услуги непосредственно ТСЖ, что и положено в силу действующего законодательства, а оплаченные денежные средства были потрачены на иные цели или не были потрачены, однако их перевод по целевому назначению невозможен, кто должен нести дополнительную материальную ответственность? Опять же собственники дома, т.к. согласно статье 312 ГК РФ должник, т.е. лицо, потребляющее те или иные эксплуатационные услуги (собственник квартиры в многоквартирном доме), должно, при исполнении обязательства по перераспределению денежных средств от потребителя к поставщику через ТСЖ, потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им лицом, т.е. поставщиком таких услуг - Энергосеть, Теплосеть, Водоканал, иные, и несет риск последствий непредъявления такого требования.

Почему так происходит?

В связи с тем, что при принятии услуг отопления, энергоснабжения, иное, жильцы дома установили факт возникновения договорных отношений с указанными организациями (Энергосеть, Теплосеть и т. д.), у жильцов дома возникает обязанность по оплате указанных услуг именно поставщикам данных услуг, даже если указанная оплата не осуществлялась самим ТСЖ, который получил указанную оплату от собственников дома, и денежные средства шли на иные цели в иные организации по иным услугам (пункт 17 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004).

В данном случае, не имеет значения сам факт, заключало ТСЖ договоры с тепло- и энергоснабжающими организациями или нет, если денежные средства в данные организации не были перечислены, а жильцы потребляли указанные услуги, то тем самым предполагается, что договор с жильцами дома на потребляемые услуги заключен в силу закона со всеми вытекающими обязанностями по его оплате. Переданные ТСЖ от собственников дома денежные средства на указанные услуги в связи с перечислением их иным организациям по иным услугам и в связи с признанием ТСЖ недействительным, прекратившим свое существование, или при отсутствии у ТСЖ денежных средств, в соответствии со ст. 312 ГК РФ, приводит к возникновению обязанностей жильцов дома оплачивать указанные услуги поставляющим компаниям напрямую, если указанные компании или иные лица в интересах таких компаний, предъявят требования об оплате.

Жильцы, оплатившие денежные средства ТСЖ за данные услуги, могут истребовать их у тех лиц, которым денежные средства были направлены ТСЖ, как неосновательно оплаченные, т.е. неосновательное обогащение.

Закон четко определяет - собственник жилья всегда крайний

При указанных обстоятельствах возникает вопрос, а не являются ли собственники дома, которые оплатили ТСЖ потребляемые услуги, и не по вине которых оплата не дошла от ТСЖ к поставщику услуг - добросовестными плательщиками? Ответ в данном случае, к сожалению, однозначный и не в пользу собственников дома. Оплата эксплуатационных услуг ТСЖ, это аккумулирование средств для дальнейшей передачи данных денежных потоков обслуживающим компаниям. Не поступление денежных средств на расчетные счета последних, является основанием для взыскания стоимости оказанных услуг непосредственно с потребителей таких услуг, т.е. с жильцов дома.

Закон четко определяет, что в соответствии со статьями 15 и 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 05.05.1997 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»).

Таким образом, если собственники дома оплатили потребляемые услуги ТСЖ, которое в свою очередь не передало полученные денежные средства поставщику данных услуг, указанные собственники напрямую несут обязанность по повторной оплате данных услуг непосредственно поставщику услуг, если последний заявит такие требования, как возникшие у него убытки.

Следующие статьи:

  • За езду в нетрезвом виде лишать специального права будут надолго


Просмотров