Авторский контроль в строительстве по 44 фз

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами.

В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Согласно статье 1294 Гражданского кодекса Российской Федерации автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

При этом согласно пункту 3.1 свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 10 июня 1999 г. N 44, авторский надзор — один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта.

В связи с изложенным, по мнению Департамента, заказчик не имеет права заключить контракт с ООО на основании пункта 19 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О заключении контракта на оказание услуг авторского надзора (контроля) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с данным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкур с, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок , запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Так, согласно п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов.

В свою очередь, исходя из ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а также в п. 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 этого же закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

Таким образом, если сведения о закупке не составляют государственную тайну и если она будет осуществлена на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, тогда следует разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта.

Также отмечаем, что краткий анализ Закона № 44-ФЗ показал, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предполагает разработку и размещение в единой информационной системе документацию о закупке.

Обращаем внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Таким образом, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, должна быть определена и обоснована заказчиком посредством применения метода или нескольких методов, указанных в ч. 1, 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Отмечаем, что согласно ч. 20 ст. 22 Закона № 44-ФЗ и в силу п. 2.2.8 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, в целях осуществления закупки рекомендуется сформировать обоснование НМЦК в соответствии с п. 2.1 данных методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к этим методическим рекомендациям.

В силу п. 1.4 вышеуказанных методических рекомендаций определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах.

Также, в соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ информацию в Казначейство России. В случае, если в соответствии с данным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в Казначейство России информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, направляется заказчиками в Казначейство России в течение 3 рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Отмечаем, что согласно ч. 7 ст. 103 Закона № 44-ФЗ сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов, порядок ведения которого устанавливается Правительством РФ. Указанные сведения не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 9, 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4, 5, 23 или 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе. К этому отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Отмечаем, что в силу п. 11 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" отчеты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются в единой системе.

Учитывая изложенное, для осуществления закупки на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, сведения о которой не составляют государственную тайну, необходимы следующие документы:

  1. Обоснование НМЦК;
  2. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  3. Контракт;
  4. Отчет, предусмотренный ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ;
  5. Заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
  6. Документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Вместе с тем, если закупка будет осуществлена на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и сведения о ней не составляют государственную тайну, тогда разместить в единой информационной системе необходимо все вышеперечисленные документы, за исключением Обоснования НМЦК. Также необходимо направить в Казначейство России сведения, указанные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов.

Т.е., в случае оказания услуг по проведению авторского надзора соответствующими авторами за капитальным ремонтом объекта капитального строительства Заказчик может заключить контракт по п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ (статья 2 Закона N 44-ФЗ).

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона и статьей 95 Закона.

Статьей 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных положениями указанной статьи Закона N 44-ФЗ. В данной норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.

Учитывая изложенное, в случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией.

Проектно-сметная документация позволяет определить объем и технологию работ, являющихся предметом размещаемого заказа, в том числе требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.

В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ к объектам авторских прав относятся произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

Кроме того, статьей 1294 ГК РФ установлено, что автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства (далее - автор) имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 ГК РФ, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта (далее - проект).

Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства с автором проекта как с единственным исполнителем, т.е. предоставить право автора на участие в реализации проекта.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политики от 10 июня 1999 г. N 44 (далее - Постановление) установлен порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора.

В соответствии с пунктом 6.2.3 Постановления к основным обязанностям авторского надзора относится в том числе своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101, и контроль исполнения.

По мнению Департамента, в случае, если контрактом предусмотрена возможность внесения автором проекта изменения в проектно-сметную документацию в процессе реализации проекта, тогда автор может производить корректировку проекта в процессе строительства в рамках заключенного контракта. В случае если корректировка проекта требует новых финансовых затрат, то на корректировку проекта должна быть проведена закупка в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, т.к. закупка услуг по авторскому контролю у единственного исполнителя (автора) установлена только на разработку проектной документации. Таким образом, при исполнении государственного контракта внесение изменений в контракт в части изменения вида работ будет являться нарушением Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке, и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключать контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при наличии доведенных им как получателям бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик вправе осуществить закупку услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капстроительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капремонтом объектов капстроительства с автором проекта как с единственным исполнителем, т. е. предоставить право автора на участие в реализации проекта.

Если контрактом предусмотрена возможность внесения автором проекта изменения в проектно-сметную документацию в процессе реализации проекта, тогда автор может производить корректировку проекта в процессе строительства в рамках заключенного контракта.

Если корректировка проекта требует новых финансовых затрат, то должна быть проведена закупка в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, т. к. закупка услуг по авторскому контролю у единственного исполнителя (автора) установлена только на разработку проектной документации. Таким образом, при исполнении госконтракта внесение изменений в контракт в части изменения вида работ будет являться нарушением Закона о контрактной системе.

Также разъяснено, что заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключать контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при наличии доведенных им как получателям бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств.



Просмотров