Аудит организации-банкрота. Специфика проведения аудита в организациях, приближающихся к банкротству Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Введение

Признаки

Стадии процедур

Цель аудита

Этапы аудита

Заключение

Практическое задание


Введение


Любая организация проходит несколько стадий жизненного цикла: возникновение, становление, подъем, спад. И на каждой стадии возможны кризисные ситуации. При установлении характера кризисной ситуации наиболее обоснованной является омплексная ее оценка на основе совокупности абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тенденции их изменения в изучаемом периоде. Определение жизнеспособности организации, выявление резервов лучшего использования его финансовых ресурсов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения организации - основная цель проведения аудиторских проверок организации.

Обязательное проведение аудита законодательством не предусмотрено, аудиторские стандарты не выделяют процедуры аудита, выполняемые на этапах банкротства организации.

Целью проведения аудита организации - банкрота является определение соответствия законодательству совершаемых операций в ходе проведения процедур банкротства, выявление причин и факторов экономической нестабильности, а также разработка программы стабилизации финансового положения предприятия.

Аудиторская проверка может быть проведена на стадиях проведения процедур банкротства. Исходя из специфики проведения процедур банкротства существует ряд мероприятий, которые ставят цель проведения аудиторской проверки.

В процессе проведения аудита процедур банкротства аудитор должен выразить мнение о достоверности предоставляемой информации соответствующей отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соответствии ведения процедур банкротства Закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

В соответствии с пунктом 6 стандарта № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» (постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405) возможно проведение аудиторской проверки на стадиях процедур банкротства с целью получения доказательств о непрерывности деятельности.

аудит кризисный банкротство


Признаки


Признаками сомнения выполнения данного допущения являются:

* финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продлении срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществления других важных инвестиций; значительные убытки от основной деятельности; трудности с соблюдением условий договора о займе;

* производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

* прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица.

Особенность проведения аудита в данном случае заключается в анализе уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. При планировании аудита обращается внимание на признаки наличия условий или событий, вызывающих сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно. Последствия выявленных условий и событий учитываются при проведении оценки риска, следовательно, и при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.


Стадии процедур


На каждой стадии процедуры банкротства устанавливаются свои цели и задачи проведения аудита.

Так, на стадии процедуры наблюдения аудитор проверяет достоверность признаков банкротства, на основании которых предприятие признается банкротом. Основанием служат данные, характеризующие финансовое положение организации.

На стадии процедуры финансового оздоровления аудитор должен определить рациональность и оптимальность мероприятий, включенных в план финансового оздоровления, а также подтвердить соответствие совершаемых операций по выводу организации из кризисной ситуации.

На стадии процедуры внешнего управления аудитором должна быть подтверждена обоснованность, рациональность, оптимальность и соответствие законодательству РФ плана мероприятий внешнего управления. В план внешнего управления включены мероприятия восстановления платежеспособности: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника.

На стадии конкурсного производства аудитором подтверждается достоверность данных ликвидационного баланса и соответствие порядка оформления и отражения совершаемых операций, связанных с его формированием, законодательству РФ.

Но в системе антикризисного управления ряд процедур определяют как функции аудита кризисного предприятия.

Дано определение аудита кризисного предприятия: это системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения.


Цель аудита


К функциям аудита кризисного состояния относят: диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятий из кризиса, контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Целью аудита кризисного предприятия является оказание содействия администрации по выходу предприятия из кризиса.

Выделены следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:

* анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности организации;

* формирование мнения о степени развития кризисной ситуации на организации на момент завершения диагностики и на перспективу;

* обоснование антикризисной стратегии управления организации;

* разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу организации из кризиса;

* организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

* оценка эффективности выполнения антикризисной программы.

Также были выделены основные этапы проведения аудита кризисного организации:

) подготовка к проведению аудита;

) планирование аудита;

) диагностика состояния объекта исследования;

) разработка антикризисной программы;

) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).


Этапы аудита


На первом этапе проводится сбор необходимой информации, для того чтобы иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности ведения бизнеса на отраслевом и региональном уровне, характере и суммах обязательств.

При планировании аудита рассчитывают уровень существенности и аудиторский риск.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное отклонение фактических показателей финансового состояния организации от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисной организации означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода организации из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты.

На этапе диагностики кризисной ситуации путем реализации комплекса исследовательских процедур определяется реальное состояние организации, выявляются причины и факторы кризиса.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисной организации включает следующие этапы:

* подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

* выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании организации;

* выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта;

* обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта;

* количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев);

* документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных).

Информация для диагностики должна быть полностью сопоставима по годам изучаемого периода и реальна с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих в организации.

Для проведения диагностики кризисного состояния организации аудитором может быть составлен классификатор симптомов, причин, факторов кризисных явлений. Такой классификатор поможет аудитору установить наиболее вероятные факторы и причины ухудшения экономической ситуации в организации, по тем симптомам, которые будут обнаружены в процессе проведения диагностики и при подготовке антикризисных мероприятий.

При разработке антикризисной программы аудиторы выполняют обоснование антикризисной стратегии управления, подготовку инвестиционных проектов, формулирование рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия, внедрению системы бюджетирования и др.

На следующем этапе осуществляются аудиторские процедуры по контролю выполнения администрацией и сотрудниками организации антикризисных мероприятий и оценке эффективности реализации антикризисной программы.

Все этапы проведения аудита кризисного предприятия документируются. Это необходимо для качества и контроля проведения аудита, отражения полноты информации о проделанной работе, недопущения пропусков данных.

При проведении аудита составляется промежуточная информация для руководителей организации, разрабатывается антикризисная программа по выходу предприятия из кризисной ситуации.

На заключительном этапе аудита кризисной организации производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения (отчета). В аудиторском заключении отражаются следующие сведения: кому адресовано заключение; цели аудита; краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту; описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономических проектов; оценка эффективности реализации антикризисной программы; прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.


Аудит финансового положения предприятия


Для того чтобы выявить глубину и причины несостоятельности предприятия-банкротов, необходимо проанализировать финансовое положение предприятия. Следовательно, одной из целей аудиторской проверки является аудит финансового состояния.

Аудит финансового состояния предприятия предполагает комплексную оценку его деятельности на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретной организации показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ их динамики, изучение влияния каждого из них на величину комплексного показателя.

Аудит финансового состояния начинают с предварительной оценки достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, рекомендуются следующие аудиторские процедуры:

* ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

* провести анализ учетной политики экономического субъекта;

* ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

* убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

* провести анализ системы внутреннего контроля;

* оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;

* провести необходимые аналитические процедуры;

* направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

* организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

* ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

* в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

* рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.


Заключение


Аудит организации-банкрота имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур банкротства, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).

Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.


Практическое задание. Вариант №1


Задание 1. Изучите текст лекций, а также нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации хозяйственных обществ, и постройте прогнозные балансы первого, второго и третьего годов реализации инвестиционного проекта по предлагаемой форме (табл. 1, 2, 3);

Задание 2. Посчитайте основные финансовые показатели, отражающие уровень финансового менеджмента в ДЗАО «Энергетик» и АО «Энергия» (табл.4);

Задание 3. Сделайте вывод:

а) об эффективности планируемого внутрикорпоративного перераспределения доходов для наращивания балансовой и рыночной стоимостей собственного капитала, для улучшения финансового состояния и инвестиционной привлекательности компаний;

б) об уровне финансового менеджмента на предприятии.

Условие задачи:

Материнская компания АО «Энергия», испытывающая финансовые затруднения, организовала новый бизнес в выделенном дочернем закрытом акционерном обществе (ДЗАО) «Энергетик». Активы и пассивы ДЗАО на начало первого года деятельности (и реализации проекта) характеризуются следующими величинами (данные по трем вариантам): внеоборотные активы (ВА) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), оборотные активы (ОА) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант), капитал и резервы (СК) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), краткосрочные пассивы (КП) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант). Для реализации в ДЗАО выбран инвестиционный проект, связанный с расширением производственной сферы деятельности. Первоначальные единовременные инвестиционные затраты (капитальные вложения) на приобретение необходимого оборудования равны 4 млн. руб. (для всех вариантов). Их финансирование осуществляется за счет чистой прибыли (ЧП) материнской компании. Приобретенное оборудование устанавливается в течение месяца. После установки оборудования, ДЗАО ежегодно начинает получать чистую прибыль в размере 12 млн. руб. (для всех вариантов). За первый год ДЗАО получит 6 млн. руб. (для всех вариантов). Ее использование во втором году следующее: 50% (для всех вариантов) предполагается рефинансировать в новый инвестиционный проект, отдача от которого будет получена позднее, оставшиеся 50% (для всех вариантов) будут использованы для прироста запасов сырья и материалов. Получение дивидендов акционерами пока не предусматривается. В 3-м году реализации проекта чистая прибыль предыдущего года распределится поровну (для всех вариантов) - на рефинансирование инвестиционных проектов, на прирост запасов и на дивиденды.


Таблица 1

Баланс первого года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)100104Капитал и резервы (СК)100110в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала04 - нераспределенная прибыль06Оборотные активы (ОА)7076Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов00 - прирост денежных средств06 Валюта баланса (ВБ)170180Валюта баланса (ВБ)170180

Таблица 2

Баланс второго года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)104107Капитал и резервы (СК)110128в том числе: в том числе: прирост основных средств43- прирост добавочного капитала06 - нераспределенная прибыль012Оборотные активы (ОА)7691Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов03 - прирост денежных средств612 Валюта баланса (ВБ)180198Валюта баланса (ВБ)180198

Таблица 3

Баланс третьего года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)107111Капитал и резервы (СК)128144в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала68нераспределенная прибыль12(12-4)=8Оборотные активы (ОА)91103Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов34 - прирост денежных средств12(12-4)=8 Валюта баланса (ВБ)198214Валюта баланса (ВБ)198214

Рентабельность собственного капитала - ROE, %

Чистая прибыль/СК

(СК оценивается по среднегод-вым значениям)


(6/((100+110)/2))*100%=

71%(12/((110+128)/2))*100%=

08%(12/((128+144)/2))*100%=


Доля СК в структуре инвестировано-го капитала, %СК/ВБ (по среднегодовым значениям)(((100+110)/2)/


((170+180)/2))*100%=

%(((110+128)/2)/

((180+198)/2))*100%=

%(((128+144)/2)/

((198+214)/2))*100%=



Анализируя прогнозный баланс можно оценить рассматриваемый инвестиционный проект, как выгодный, поскольку ДЗАО «Энергетик» получает ежегодную прибыль, достаточную для того, чтобы:

Вернуть первоначальные вложения, осуществленные материнской компанией АО «Энергия»;

Поддерживать текущую деятельность предприятия (производить закупку товарно-материальных ценностей);

Финансировать инвестиционный проект уже за счет собственных средств.

Об эффективности рассматриваемого проекта свидетельствует также динамика финансовых показателей (табл. 4):

Растет коэффициент текущей ликвидности (1-й год - 1,04; 2-й год - 1,19; 3-й год - 1,44), что свидетельствует о росте платежеспособности предприятия;

Наблюдается относительный рост собственного капитала (в частности, в суммарной его величине), что свидетельствует, о повышении финансовой независимости предприятия;

рост рентабельности собственного капитала (ROE) указывает на то, что каждая единица собственного капитала начинает приносить больше чистой прибыли предприятию;

Растет доля собственного капитала в структуре инвестированного капитала (1-й год - 60%; 2-й год - 63%; 3-й год - 66%).


Окончательный вывод


В целом, реализация рассматриваемого проекта позволит данному предприятию улучшить свое финансовое состояние, а также свою инвестиционную привлекательность для других предприятий (потенциальных инвесторов).


Список использованных источников


1.Федеральный закон от 7 августа 2001г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 3 ноября 2006г.), ст. 9.

.Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007г.)

.Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"

.Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.)

.Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 19 декабря 2006г. N07-05-06/302)

.Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

.Аудит, В.И. Подольский [и др.] М. Издательский центр «Академия», 2006г.

.Андреев В.К. «Правовое регулирование аудита в России»-М.:Инф-ра-М, 2006г.

.Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во "Дело и Сервис", 2007г.

.Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита». - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005г.

.Данилевский Ю.А., Аудит: учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г.

.Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организации / Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. - М.: «Финансы и статистика» 2006г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Привлечение аудиторов к проведению проверок в организациях, приближающихся к банкротству, либо находящихся в одной из процедур банкротства, является весьма распространенным в аудиторской практике. Работа аудитора в такой ситуации имеет значительные особенности, обусловленные правовым статусом юридического лица и его кризисным финансовым состоянием. Во многих случаях можно столкнуться с мошенничествами и злоупотреблениями со стороны менеджмента предприятия.

На первый взгляд, оплата услуг аудиторов лишь дополнительная нагрузка на предприятие, испытывающее финансовые трудности, кредиторы которого уже понесли значительный ущерб в связи с задержкой выплат по долгам. Банкрот, у которого отсутствуют денежные средства, может располагать значительными неденежными активами, проверка законности дви-

Та б л и ца 4.1.4

Концепция аудита при ликвидации организации-банкрота

в конкурсном производстве

Компоненты

концепции

Предпосылки развития аудита при банкротстве

Превышение управленческих возможностей арбитражного управляющего над его материальной ответственностью; легкий доступ в профессию лиц, не обладающих необходимым уровнем знаний и опыта; конфликт интересов должника и кредиторов; переход к саморегулированию рынка услуг арбитражных управляющих; загруженность арбитражных судов, ввиду которой затруднительна детальная и своевременная проверка ими отчетов арбитражных управляющих.

Исходные противоречия

Гонка кредиторов и беспорядочная распродажа имущества должника, долговая паника кредиторов, этический риск, совместные действия кредиторов.

Особенности

Инициатива проверки исходит, как правило, от кредиторов, а не менеджмента или собственников.

Необходимо согласие арбитражного управляющего, как исполнительного органа обанкротившейся организации, чтобы обеспечить доступ к документации и материальным ценностям для сбора аудиторских доказательств. Ограничения по осуществлению сделок руководством и взаимный контроль арбитражного управляющего и собрания кредиторов.

Возможна оплата услуг аудиторов кредиторами должника ввиду кризисного финансового положения организации, вплоть до полного отсутствия денежных средств в ее распоряжении.

Разделение полномочий между руководством экономического субъекта, назначенным собственником, и арбитражным управляющим, назначенным арбитражным судом, в зависимости от проходящей процедуры банкротства.

Цель аудита

Сбор фактов и выражение мнения о достоверности отчетной информации, формируемой арбитражным управляющим, и о соответствии порядка ведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, законодательству Российской Федерации.

Основные задачи аудита

Выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; проверка экономической целесообразности сделок по отчуждению имущества и уступке дебиторской задолженности и их соответствия законодательству; подготовка рекомендаций в отношении правовых способов возврата активов по подозрительным сделкам; анализ формирования кредиторской задолженности, законности заключенных договоров, цен приобретаемых ресурсов и выбора поставщиков; проверка достоверности информации, представленной в отчетах арбитражного управляющего.

Предмет аудита

Независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности должника и действий арбитражного управляющего, а также бухгалтерской и иной отчетности, с целью выражения мнения о степени их соответствия установленным критериям, результатом которой является предоставление заинтересованным лицам объективной информации, касающейся прохождения процедур банкротства.

Этапы аудита

  • 1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в период, предшествовавший банкротству.
  • 2. Проверка проведения реабилитационных процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление).
  • 3. Проверка проведения конкурсного производства и достоверности информации, предоставляемой конкурсным управляющим.

Объекты аудита

Юридические лица, муниципалитеты, физические лица, суверенные государства

Окончание табл. 4.1.4

Методы аудита

Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, моделирование, эксперимент)

Собственные методы аудита (методические приемы документального и фактического контроля)

Методы организации проверки (сплошная / выборочная, документальная / фактическая)

Аудиторские процедуры (инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры)

Источники аудиторских доказательств

Промежуточный ликвидационный баланс, реестр требований кредиторов, отчет конкурсного управляющего, отчет оценщика, ликвидационный баланс, объявление о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, протоколы собраний кредиторов, документы, подтверждающие полномочия участников собраний, договоры, первичные и иные бухгалтерские документы, материалы судебных дел, данные инвентаризации, техническая документация.

Пользователи результатов аудита

Собрание (комитет) кредиторов, саморегулируемая организация арбитражных управляющих, арбитражный суд, органы прокуратуры, собственники (акционеры, участники)

Принятие решения по результатам контроля

Обжалование действий арбитражного управляющего (п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 60 Закона о банкротстве)

Отстранение арбитражного управляющего (п. 1 ст. 22 Закона о банкротстве) Взыскание убытков с арбитражного управляющего (п. 4 ст. 24 Закона о банкротстве)

Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ)

жения которых необходима во избежание еще больших потерь для кредиторов. Привлечение аудиторов для проверки отчета арбитражного управляющего и оценки законности его действий при формировании конкурсной массы является целесообразным. Величина средств, которые поступят в конкурсную массу для выплат кредиторам благодаря профессиональной и высококвалифицированной работе аудиторов может быть значительно больше, чем расходы, связанные с оплатой их услуг. При этом следует подчеркнуть, что аудиторское задание в конкурсном производстве не носит характер полноценного аудита бухгалтерской отчетности, а представляет собой совокупность согласованных с заказчиком специальных процедур, направленных на решение задач, поставленных в техническом задании.

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 Закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих обязанностей на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. Привлечение аудиторов к проведению финансового анализа и экспертизе сделок должника с имуществом, совершенных в период, предшествующий банкротству, способствует пополнению конкурсной массы и повышению эффективности арбитражного управления. В этой связи все большее распространение получают аудиторские услуги в процедурах банкротства. Они формируют новое направление в современном практическом аудите.

Согласно Закону от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, предусмотренной Законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Собственно аудит занимает лишь малую долю в общем объеме работ, к проведению которых аудиторы привлекаются в обанкротившихся организациях. Многие из задач, которые ставятся перед аудиторами, свидетельствуют о том, что оказываемые услуги должны быть отнесены к сопутствующим аудиту услугам или к прочим услугам, связанным с аудиторской деятельностью (рис. 4.2.1).

Рис. 4.2.1.

Проведение аудиторской проверки при банкротстве хозяйствующего субъекта во многих случаях носит характер согласованных процедур, то есть проверки, о проведении которой договорились аудитор, экономический субъект и, возможно, любая третья сторона, и которые регламентируются правилом (стандартом) № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации». В зависимости от процедуры банкротства от имени хозяйствующего субъекта выступает руководитель, назначенный собственником, или арбитражный управляющий. В качестве третьей стороны, участвующей в формулировании аудиторского задания, выступают кредиторы, собственники или арбитражный управляющий.

Согласно Правилу (стандарту) № 30 согласованные процедуры могут выполняться не только в отношении финансовой, но и нефинансовой информации при условии, что аудитор обладает адекватными знаниями по конкретному предмету и существует определенный критерий достижения результатов. Подготавливаемый в результате отчет предоставляется сторонам, которые выразили согласие на проведение согласованных процедур.

В конкурсном производстве согласно ст.126 Закона о банкротстве сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. К числу таких сведений, по нашему мнению, следует отнести и отчет аудиторов о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур. В таком случае круг пользователей информации, представленной в отчете аудитора, может быть определен более широко и включать конкурсных кредиторов; уполномоченные органы, представляющие интересы бюджета в части задолженности по обязательным платежам; арбитражный суд; прокурора; органы внутренних дел (подразделения по экономическим преступлениям и преступлениям против собственности); работников должника; государственные и муниципальные органы власти; саморегулируемые организации арбитражных управляющих; органы по контролю и надзору в сфере банкротств (Министерство юстиции РФ).

Цель и задачи аудита при применении процедур банкротства в отношении аудируемого лица могут определяться заказчиком (инициатором) проверки. Это могут быть три группы лиц: руководство должника, арбитражный управляющий, комитет кредиторов.

Результаты компиляции финансовой и нефинансовой информации, выполненной аудитором, могут использоваться арбитражным управляющим при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должника, ликвидационных балансов и отчета арбитражного управляющего.

Обзорная проверка может быть востребована для проверки надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности в реабилитационных процедурах банкротства, прежде чем использовать данную отчетность в качестве источника информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности должника.

Аудиторская проверка при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в отношении экономического субъекта, прежде всего, направлена на сбор фактов и подтверждение достоверности информации, содержащейся в отчетах арбитражного управляющего посредством получения и оценки объективных данных о прохождении процедур банкротства, действиях участвующих лиц (арбитражного управляющего, кредиторов, руководства) и их соответствии законодательным и нормативно-правовым актам Российской Федерации.

Целью аудиторской проверки в процедурах банкротства является сбор фактов и выражение мнения о достоверности отчетной информации, формируемой арбитражным управляющим, и о соответствии порядка ведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, законодательству Российской Федерации. В рамках аудиторской проверки можно выделить три этапа, для каждого из которых сформулированы конкретные задачи, стоящие перед аудитором (табл. 4.2.1).

Проблемой привлечения аудиторов к работе является то, что в соответствии с Законом о банкротстве арбитражный управляющий должен лично решать некоторые указанные выше задачи проверки. По этой причине законодательство выдвигает достаточно высокие профессиональные требования к управляющим, что должно обеспечить качество такого исследования и защитить интересы должника и кредиторов. Очевидно, что на практике один специалист не может обладать совокупностью требуемых знаний и навыков. Привлечение аудиторов в этой ситуации повышает качество ар-

Задачи аудиторской проверки на различных этапах банкротства

Таблица 4.2.1

Задачи аудиторской проверки

Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности организации в период, предшествовавший банкротству

  • выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
  • проверка экономической целесообразности сделок по отчуждению имущества и уступке дебиторской задолженности и их соответствия Закону о банкротстве;
  • выявление возможных путей вывода активов из-под контроля организации, анализ использованных схем;
  • подготовка рекомендаций в отношении правовых способов возврата активов по подозрительным сделкам.

Аудиторская проверка проведения реабилитационных процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление)

  • проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (до проведения арбитражным управляющим анализа финансового состояния должника следует убедиться в достоверности исходных данных);
  • анализ состава и оценка стоимости имущества организации;
  • рассмотрение заключенных договоров и их экономической целесообразности;
  • изучение ценовой политики в отношении продаваемых товаров (работ, услуг) и прочего имущества;
  • анализ формирования кредиторской задолженности, законности заключенных договоров, цен приобретаемых ресурсов и выбора поставщиков;
  • проверка целесообразности расходов по проведению процедуры банкротства;
  • проверка достоверности информации, представленной в отчетах арбитражного управляющего.

Аудиторская проверка проведения конкурсного производства и достоверности информации, предоставляемой конкурсным управляющим

  • проверка достоверности финансовой и нефинансовой информации, представленной в отчете конкурсного управляющего;
  • оценка действий конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы;
  • проверка полноты и соблюдения очередности расчетов с кредиторами;
  • проверка обоснованности и целесообразности текущих расходов по ведению конкурсного производства;
  • проверка достоверности промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов.

битражного управления. Отметим арбитражную практику по этому вопросу. В Постановлении ФАС Московского округа от 04.05.2006 г. по делу № КГ-А41/3445-06 признано правомерным привлечение аудиторской фирмы для проведения финансового анализа должника в конкурсном производстве, поскольку согласно абз. 6 п. 3 ст. 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.05.2005 г. по делу № Ф03-А04/05-2/1086 судом так же сделан вывод об обоснованном привлечении внешним управляющим для проведения финансового анализа состояния должника аудиторов. С другой стороны, возникает проблема оплаты названных услуг. Для предприятия, находящегося в кризисной финансовой ситуации, выплата и вознаграждения арбитражному управляющему и оплата услуг аудиторской фирмы может быть непосильным бременем.

Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает целесообразность использования в деятельности аудиторских организаций принципа специализации. Отраслевые особенности хозяйственной деятельности влияют на выбор способа защиты имущественных интересов собственников, определяют правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), выполнения смет расходов и т.д. На практике имеет место специализация аудиторских фирм, среди которых есть и компании, для которых оказание услуг при арбитражном управлении - важное направление деятельности. Для таких аудиторских организаций актуальной проблемой является разработка специальных внутрифирменных стандартов, посвященных методике планирования и проведения проверки в случае прохождения клиентом одной из процедур банкротства. При этом аудиторским организациям рекомендуется применять федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем, для несостоятельных экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на организацию оказания аудиторских услуг таким субъектам. К ним можно отнести следующее:

  • разделение полномочий между руководством экономического субъекта, назначенным собственником (акционерами, участниками) и арбитражным управляющим, назначенным арбитражным судом, в зависимости от проходящей процедуры банкротства;
  • введение моратория на удовлетворение требований кредиторов;
  • установление очередности погашения требований кредиторов;
  • использование единственного расчетного счета для осуществления безналичных расчетов;
  • ограничения по осуществлению сделок руководством и взаимный контроль арбитражного управляющего и собрания кредиторов;
  • применение альтернативных методов оценки имущества.

При принятии решения о согласии на проведение аудиторской проверки в организации, проходящей процедуру банкротства, аудиторской фирме следует учесть особенности и риски, возникающие в связи с кризисным финансовым состоянием хозяйствующего субъекта, такие как:

  • низкая платежеспособность клиента и повышенный риск неоплаты оказанных услуг;
  • частичное или полное приостановление хозяйственной деятельности предприятия;
  • более высокая вероятность наличия хищений, злоупотреблений, фальсификации данных бухгалтерского учета и отчетности;
  • необходимость привлечения экспертов в части вопросов оценки имущества и проверки обоснованности цен сделок;
  • высокая вероятность привлечения аудиторов для прояснения финансовых вопросов в судебных делах с участием хозяйствующего субъекта;
  • влияние сотрудничества с организацией-банкротом на деловую репутацию и имидж аудиторской фирмы.

Наличие столь существенных особенностей в условиях проведения проверки ставит перед аудиторами задачу разработки специальной методики аудита при применении процедур банкротства в отношении аудируемого лица. Это является особенно актуальным и практически значимым в настоящее время в связи с наработанной практикой банкротств и необходимостью дальнейшего совершенствования этих процессов в учетном и аудиторском направлениях.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА АУДИТА

Курсовая работа

по дисциплине: «Аудит»

Тема: «Аудит предприятий-банкротов»

Выполнила:

студентка V курса

специальности «БУА и А»

Личное дело № *******

Проверила:

Лубнина В.П.

Киров

2007

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ 5

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России более 1/3 всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, оказалась в тяжелом экономическом положении. Проблема неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, – одна из наиболее актуальных проблем рыночной экономики.

Банкротство предприятий является следствием неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, но массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия.

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: спад производства, резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, гиперинфляция, политическая нестабильность, разбалансированность финансового рынка.

Рано или поздно, по вине плохой конъюнктуры рынка или кризиса ресурсов, неэффективного управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства. Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переход финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.

Основной целью данной курсовой работы является анализ процедур банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :

      Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;

      Сделать обзор российского законодательства о банкротстве;

      Описать особенности проведения процедур банкротства.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретико-методологических и организационно-методических вопросов, связанных с организацией аудиторской проверки на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.

В качестве объекта курсовой работы выступают несостоятельные коммерческие организации, в отношении которых применялись различные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством РФ.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) – один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые «правила игры» и для промышленных гигантов, и для мелких магазинов.

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Правовое регулирование функционирования несостоятельных организаций предопределяет значительные отличия в построении бухгалтерского учета, формировании отчетности и проведению аудиторской проверки на предприятии-банкроте от его ведения на действующих хозяйственных субъектах.

При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов.

Результатом банкротства предприятия может стать, как внешнее управление, направленное на восстановление платежеспособности предприятия-банкрота, так и принудительное прекращение хозяйственной деятельности неплатежеспособной организации по решению арбитражного суда с открытием конкурсного производства, по завершении которого, юридическое лицо как субъект права ликвидируется. При этом на каждой стадии банкротства предприятия назначается арбитражный управляющий, основной целью работы которого является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника на основе сохранности оставшегося имущества, либо последующего справедливого распределения этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями действующего законодательства.

Контроль со стороны государства за деятельностью такого специфичного сектора экономики, где сталкиваются имущественные интересы широкого круга лиц, претерпел в последнее время значительные изменения, связанные с ликвидацией главного контролирующего органа – Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, и передачей всех полномочий Федеральной налоговой службе РФ.

Таким образом, совокупность экономических и правовых особенностей функционирования предприятий, признанных арбитражным судом несостоятельными, влияет на эффективность организации учетно-контрольной работы, повышение которой может быть обеспечено за счет использования услуг индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В условиях функционирования экономики в конкурентной среде, повышение эффективности применяемых методических подходов к проведению аудита несостоятельных организаций и оказанию сопутствующих аудиту услуг становится для таких субъектов экономики необходимым условием выживания и развития.

Признаки банкротства

Банкротство – хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне – посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности – в результате антикризисного управления.

Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен­ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По на­правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея­тельности все факторы делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы :

экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;

социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро­вень культуры предпринимателей и потребителей их про­дукции, организация досуга населения, нравственные при­тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

правовые: наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен­ная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогово­го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино­странного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза­тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не­доброкачественной продукции.

природно-климатические и экологические: наличие матери­альных ресурсов, климатические условия, состояние окру­жающей среды и т.п.

Внутренние факторы :

материально-технические – факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре­конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех­нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре­сурсов, повышение качества; углубление специализации ма­шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна­тивных источников энергии и т.п.

организационные - факторы, обусловленные совершенст­вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы.

социально-экономические - факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п.

Должно ли акционерное общество, находящееся в стадии банкротства (решение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства должно быть принято арбитражным судом 15.06.2017), составлять годовую бухгалтерскую отчетность и промежуточную бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах)? Подлежит ли акционерное общество, находящееся в стадии банкротства, обязательному аудиту?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Введение в отношении акционерного общества процедуры конкурсного производства не освобождает его от составления годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, а также от проведения обязательного аудита.

Обоснование позиции:
1. Под конкурсным производством понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов ( Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - о банкротстве). В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов ( , Закона о банкротстве).
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено N 402-ФЗ ( Закона N 402-ФЗ). Закона N 402-ФЗ установлен перечень хозяйствующих субъектов, которые вправе не вести бухгалтерский учет.
Из Закона N 402-ФЗ следует, что для целей бухгалтерского учета под отчетной датой следует понимать дату, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Этой датой является последний календарный день отчетного периода. В свою очередь, отчетным периодом является период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность ( Закона N 402-ФЗ). Так, отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Для промежуточной бухгалтерской отчетности отчетным периодом является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ч. , Закона N 402-ФЗ). Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления. Действующие подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, предусматривают составление организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц и квартал нарастающим итогом, если иное не установлено законодательством РФ (п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н), п. 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (утверждено Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н)). При этом бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации ( Закона N 402-ФЗ).
В законодательстве отсутствуют положения, которые бы освобождали от ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления в установленные сроки бухгалтерской отчетности лиц, в отношении которых введена процедура конкурсного производства. На это обстоятельство указывают и суды, отмечая также, что надлежащая организация ведения бухгалтерского учета также способствует достижению целей конкурсного производства и является одним из условий надлежащего и эффективного исполнения обязанностей конкурсного управляющего по выявлению имущества должника и задолженности третьих лиц перед должником, необоснованных требований кредиторов (смотрите, например, : Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 N 19АП-4530/15, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2016 N по делу N А32-4686/2011, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 N 19АП-6282/12, оставленное без изменения Арбитражного суда Центрального округа от 04.05.2017 N Ф10-2138/13 по делу N А48-702/2009, Арбитражного суда Центрального округа от 05.09.2014 N по делу N А08-7851/2011 и от 26.06.2014 N Ф10-2933/12 по делу N А08-6745/2011). Таким образом, введение в отношении акционерного общества процедуры конкурсного производства не освобождает его от составления как промежуточной бухгалтерской отчетности, так и годовой бухгалтерской отчетности.
2. Согласно Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, подлежит обязательному аудиту (смотрите также ГК РФ, Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). При этом в законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие от проведения обязательного аудита акционерные общества, в отношении которых введена процедура конкурсного производства. Поэтому такие общества, как мы полагаем, обязаны соблюдать вышеуказанное требование Закона об аудиторской деятельности. В целом это подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2016 N Ф10-2754/14 по делу N А35-1514/2011, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 N , Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2015 N Ф06-20244/13 по делу N А65-4126/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 N 13АП-4411/17, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 N 11АП-11633/15, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 N 15АП-1025/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Существует множество понятий финансового анализа. Самое обобщенное из них: финансовый анализ - это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений.

Как предсказать банкротство предприятия?

Для прогнозирования банкротства предприятия следует провести финансовый анализ организации. Еще до банкротства предприятие может проявлять признаки банкротства. Все признаки банкротства можно разделить на 2 большие группы, рассказала Виктория Проскурина - член некоммерческого партнерства СРО «Экспертный совет», исполнительный директор финансово-аналитического бюро «Рост» г. Челябинск.

К первой группе признаков банкротства относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем. На них собственнику или руководителю предприятия необходимо обратить пристальное внимание и принять срочные меры. Собственник или руководитель может не знать, как избавиться от признаков несостоятельности предприятия первой группы. В этом случае самое разумное - привлечь специалистов для финансового анализа, аудиторов или арбитражных управляющих. Во вторую группу признаков банкротства предприятия входят показатели, неблагоприятное значения которых не означают, что финансовое состояние предприятия критическое. Однако эти признаки несостоятельности также требуют принятия соответствующих мер, так как сигнализируют о возможном резком ухудшении финансового состояния предприятия в будущем.

Вероятность банкротства в недалеком будущем

Возможность резкого ухудшения финансового состояния в будущем при отсутствии соответствующих мер

Повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

Наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

Низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;

Увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

Дефицит собственного оборотного капитала;

Систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

Наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

Использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

Неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

Падение рыночной стоимости акций предприятия;

Снижение производственного потенциала.

Чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

Потеря ключевых контрагентов;

Недооценка обновления техники и технологии;

Потеря опытных сотрудников аппарата управления;

Вынужденные простои, неритмичная работа;

Неэффективные долгосрочные соглашения;

Недостаточность капитальных вложений и т.д.

Как правило, собственник предприятия, определив негативную сторону функционирования своего предприятия, стремится разными путями улучшить ситуацию. Однако порой ему это не удается, возникает процедура банкротства.

Законодательство в сфере финансового анализа при банкротстве

Процедура банкротства имеет четкий алгоритм действий согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несколько статей данного закона конкретно регламентируют именно процедуру финансового анализа при банкротстве. В законе указано:

  • когда проводится финансовый анализ при банкротстве;
  • кем он проводится;
  • на основании какой документации он проводится;
  • какие выводы по финансовому анализу при банкротстве должны быть представлены.

В делах о банкротстве предприятий используются нормативные документы, регулирующие принципы и условия проведения финансового анализа арбитражными управляющими и осуществление их функциональных полномочий:

  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

В соответствии с постановлением №367, финансовый анализ проводится на основании бухгалтерской отчетности организации. Поэтому все показатели деятельности организации делятся на 4 группы.

1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

2. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника:

  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
  • степень платежеспособности по текущим обязательствам.

3. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника:

  • коэффициент автономии (финансовой независимости);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);
  • доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
  • показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

4. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника

  • рентабельность активов;
  • норма чистой прибыли.

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника формируют основную группу коэффициентов финансового состояния в рассчитываемом процессе анализа.

Данные коэффициенты целесообразно анализировать в поквартальной динамике, не менее чем за 2 года. Полученные результаты дают более четкую картину для понимания того, что происходило с предприятием в последнее время. Согласно подпункту 6 Постановления №367 для анализа финансового состояния должника рекомендуется определить причины утраты платежеспособности компании и сделать выводы о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности предприятия.

Для расчета данных показателей можно применить Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе от 12.08.1994 №31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

Показатели платежеспособности имеют огромное значение для организации, но необходимо учитывать, что их применение для отдельного расчета, не беря во внимание другие коэффициенты, показатели, невозможно. Все должно быть в совокупности.

«Очень важно вовремя сказать собственнику и руководителю предприятия о том, какие имеются проблемы. Возможно, это позволит избежать процедуры банкротства», - заключила Виктория Проскурина.

Аудит при банкротстве предприятия

В основном аудиторов привлекают на добанкротной стадии, когда идут суды между кредиторами, рассказала Зайцева Елена Олеговна - член центрального совета некоммерческого партнерства "Российская Коллегия Аудиторов», председатель Совета Уральского территориального округа, директор компании «ПРЕМЬЕР-АУДИТ».

По ее мнению, стоимость услуг аудиторских фирм полностью окупаются эффектом, который может получить конкурсный управляющий. Основная цель аудита предприятия в рамках процедуры банкротства - увеличить конкурсную массу. Для этого аудиторы проводят экспертизу сделок с последующим возвратом активов, выявляют признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, проводят экспертизу формирования кредиторской задолженности в предбанкротный период.

«За 18 лет аудиторской деятельности в моей практике не было ни одного случая, чтобы аудиторами не были выявлены факты преднамеренного банкротства» , - поделилась опытом Елена Зайцева.

Практически всегда обнаруживается вывод активов, мнимые сделки, поэтому в целях увеличения конкурсной массы рекомендуется использовать аудитора. Многие помнят резонансное дело Уралсевергаза. Создавались управляющие компании, которым отгружалась электроэнергия и тепло. Эти фирмы были созданы путем вывода денежных средств, все долги оставались у Уралсевергаза. Действительно, такое бывает нередко. При проведении экспертизы организаций, которые задолжали крупные суммы денег, может оказаться, что фирмы создавались не для оказания услуг населению, а для вывода активов.

Может ли аудитор проводить финансовый анализ предприятия?

В статье 70 закона о банкротстве отмечено, что если организация подлежит обязательному аудиту, то необходимо привлечение аудиторов для подтверждения отчетности, которая будет служить и конкурсным управляющим в том числе. Раньше аудиторов часто привлекали для проведения финансового анализа. В Федеральном законе об аудиторской деятельности, который вступил в силу в 2015 г., есть перечень аудиторских услуг, которые имеет право осуществлять аудиторская организация. Проводить финансовый анализ аудиторские фирмы не имеют права. Но и до выхода закона об аудиторской деятельности было много постановлений в разных регионах РФ, указывающих, что аудиторская фирма может привлекаться арбитражным управляющим для финансового анализа, но подписывать финансовый анализ должен только арбитражный управляющий. Хотя есть решения арбитражных судов, что возможно участие аудитора в финансовом анализе, причем его может подписывать и аудиторская фирма, и конкурсный управляющий. Но внесение поправок в закон об аудиторской деятельности четко говорит, что с 2015 года аудиторские фирмы не имеют права проводить классический финансовый анализ при банкротстве.

Могут ли заставить директора вернуть деньги по неэффективным сделкам?

Многие слышали, что компания «Балтийский берег» подала иск о взыскании 613 млн. рублей убытков с бывшего руководителя, Сергея Лебединского, за то, что ряд сделок привел к банкротству компании. Указанные сделки осуществлялись сотрудниками бухгалтерии без участия руководства (этот факт доказан судом). Однако истец считает, что Лебединский С.В. должен понести ответственность, так как «не проявил необходимой степени осмотрительности». Конечно, сам по себе случай абсурден, но могут ли заставить директора вернуть деньги, если он лично принимал решение о заключении экономически нецелесообразных сделок?



Просмотров