Аудио молитва живым в помощь. Православная молитва живые помощи

Я давно собираю и записываю истории, связанные с 90-м псалмом - знаменитой молитвой «Живый в помощи Вышняго…» У этой молитвы, написанной израильским царем Давидом (XI-X в. до Р.Х.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы, какая-то особенная судьба именно в России. Многие из этих историй связаны с Великой Отечественной войной.

«Осенью 1941-го мне было 7 лет, моей сестре Сонечке - 5. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 1942-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа, Глушков Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама, Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи и перебралась к нам в Москву от голода конца 1930-х из Брянской области.

Воспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война, почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода и то, как осенью 1941-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев - мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные. Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: “Гудериан подошел к Туле; Гудериан подползает к Москве…” У меня, ребенка, это слово - “Гудериан” - почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей - аспидом, василиском, я видела таких в книжке.

Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: “Господи, пришел конец света!” Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: “Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет”. Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия.

Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом “Живый в помощи Вышняго…” Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, а вот молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили.

За капустными листьями мы ездили почти всю осень. Однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро “Сокол”, прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь - как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала. У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы - я, Сонечка и бабушка - молились. “На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия” . А бабушка с утра была настолько просветленной, радостной… Я еще раз видела ее такой - когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны.

Она нам сказала, что в тот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90-й псалом помогал мне еще не раз. Бабушка скончалась во сне в 1956-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор.

Наталья Андреевна Глушкова ».

«В ряды Красной армии меня призвали в декабре 1941-го. Когда уходил на фронт, мама дала мне листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго” и велела зашить ее в гимнастерку. Знаю, что у многих солдат эта молитва была зашита. У кого в гимнастерку, у кого в подкладку шинели. Ее еще в народе называли “Живые помощи” или даже “Живые помочи”, иногда “Помощи солдата”. Знали, что она творит чудеса, - обычно матери давали листок с молитвой, написанной от руки.

Меня, я так считаю, она спасла не раз. Однажды подвозил снаряды на лошадях, и началась бомбежка. Решил укрыться вместе с лошадьми - под навесом около дома было свободное место, но один из офицеров, стоявших там, начал на меня кричать: “Куда ты со снарядами! Назад, назад поворачивай!” И только я отъехал назад, на голое, неприкрытое место, как в дом прямым попаданием упал снаряд. Никого в живых не осталось…

До 1944-го молитва всегда была со мной, а потом потерялась. Нас повели в баню, и от вшей всю одежду собрали в бак для кипячения. Я молитву успел отпороть, но когда мы парились, началась атака, и листок я потерял. Но молитва эта, я считаю, у меня уже была в сердце. Когда в 1944-м ранило, пока был в сознании - молился. Врач мне потом сказал, что я в рубашке родился. “Не приидет к тебе зло, и рана не преближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих”. Закончил войну в Германии, на Эльбе. Прошел через Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге, был ранен, но домой к маме вернулся живым да еще и с боевыми наградами - разве не чудо?

Петр Егорович Завьялов ».

«Я родился 4 февраля 1942 года, в Москве. Моя мама, Анастасия Ивановна, умерла, когда мне не было и года; у нее был порок сердца, ей было 22. Папу забрали на фронт в августе 1941-го, погиб он в 1944-м, и воспитывал меня мой дедушка, Павел Степанович, и его сестра - я ее называл тетей Раей.

От мамы у меня остались только две вещи. Фотография, где они с отцом - как раз в день знакомства: молодые, веселые, влюбленные. Это был апрель 1941 года. И еще листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго”. Бумага, на которой маминой рукой была написана молитва, очень необычная - тонкая, но прочная, я такой больше не встречал. Похожа на бумагу, на которой печатают деньги, но лучше. Откуда ее взяла мама? Загадка…

Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек, пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять. Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые - и гранаты держали, и патроны. У меня, например, целый арсенал был - это считалось шиком; один пацан со двора так и погиб. Случались серьезные драки - с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Многих ребят, в сущности неплохих, затянуло воровство. И хотя рос я без родителей, но даже институт закончил. Молитва меня хранила. “Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится” .

Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся - выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне - ничего.

Раньше я не задумывался, но сейчас, с возрастом, когда у самого и дети, и пять внуков, ночами часто думаю о маме. Думаю о том, что она чувствовала тогда, осенью и зимой в первый год войны, в Москве, что думала, когда я родился. Получается, она дала мне жизнь ценою своей жизни.

Леонид Петрович Мозганов ».

Войны только начинают люди, заканчивает их Сам Бог. Без учета этого даже самая подробная летопись Великой Отечественной войны будет неполной. К сожалению, тема духовного, молитвенного подвига нашего народа в годы войны - тема малоизученная. И мы просим Вас, дорогие читатели, присылать нам свои свидетельства помощи Божией во время Великой Отечественной войны. Давайте писать эту летопись вместе.

Живый в помощи Вышняго

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не преближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби; изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

МОЛИТВА ЖИВЫЕ ПОМОЩИ

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речёт Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящий, от сряща и беса полуденнаго. Падёт от страны Твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очйма твойма смотриши, и воздаяние грешников узрищи. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовёт ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Одесную - справа.
Аспид - ядовитая змея
Василиск - большая ядовитая змея

Эта молитва написана израильским царем Давидом (XI-Xв. до н. э.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы.

Этот псалом считается особенно действенным в избавлении от влияния злых сил и последствий проявления их влияния в окружающем нас мире, от бед и напастей. Существует обычай носить в кармане на груди текст этого псалма или на поясе - специальный поясок с таким же текстом (небольшие иконы-складни и пояски с текстом псалма 90 продаются в храмах).
Читается во время бедствия и при нападении врагов.

Молитва облегчает протекание некоторых болезней.

В американском кардиологическом стационаре в исследовании, целью которого было узнать, эффективна ли молитва, всего участвовало 990 человек. Молитвы возносились добровольцами из местного прихода, которые просто получали записки с именами больных и молились за их скорейшее выздоровление без осложнений.

В данном исследовании был исключен чисто психологический аспект воздействия молитвы, когда человек знает, что кто-то за него молится. Считается, что это может придавать ему новые силы. Больной, за которого произносились молитвы, о молитвах ничего не знал.

Оценка результатов, проведенная по стандартной для кардиологических пациентов методике, показала, что пациенты, за которых молились в среднем поправлялись успешнее, чем остальные. У 500 из тех, за которых молились, частота осложнений за время пребывания в кардиологическом стационаре в среднем снизилась на 11 процентов.

При изучении эффекта молитвы на больных с лейкозом и больных страдающих от депрессии не было замечено благоприятного эффекта. В то же время, подобное исследование больных СПИДом показало заметный благоприятный эффект молитвы. Команда исследователей не смогла найти никакого рационального объяснения произошедшему.

А есть еще заговор. называется он "Живые помощи", он древний. языческий. Он так был распространён что его знал и стар и млад.
Но так как многие заговоры языческие христианами переделывались. в молитвы, то у христиан он тоже есть. В правослвии он известен как псалом 90. и называется "Живые в помощи"

ДРЕВНИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ ЗАГОВОР ЖИВЫЕ ПОМОЩИ:

Я (имя рек) живущая (живущий) на сей земле, под сводом небесным, под красным солнцем, Вящей Матери, в её чертогах, к её благости припадаю. Помощи твоей живой вопрошаю.
Да избавь меня Матушка: от боли и хвори, от сети ловца, от клика зовца, от хитреца, от 12 лихоманок, от волних - щекотих, от язвы и мора поветрянного, от наветов вражьих, от плена чародейского и колдовства, от волшбы чужой и завести людской, от всякого зла.
Двумя крыльями ты обнимаешь землю, своим голосом ты наполняешь небо.
Крылами своими защити меня и сродственников моих и под крылами твоими найду я щит и опору, падут возле ног моих тысячи слов заговоренные на дела чёрные, ножи острые и мечи булатные, стрелы калёные – летящие днём или ночью, язвы ходящей во мраке, заразы опустошающей на утреней или вечерней заре,. Да не приблизятся ко мне, да не коснуться они ни дела, ни тела, ни души моей. Посмотрю в глаза Великой Матери и увижу отражение звёзд и возмездие ворогом моим и моей семье.

Перьями своими осени меня, дай напиться из твоей чаши жизни, и оружием моим станет истина твоя и твоя любовь и забота Вящая Мать о мне (имя рек), моего рода и всех детях твоих.
Голосом своим очисти думу и душу мою, развей кручину и тоску в сердце моём. Освети светом своим.
Прикоснись к моему челу своими устами, взгляни в душу мою своими очами, проведи над телом моим своими перстами.
Ибо заповедовала мать охранять своих детей на всех путях их!
И понесёшь меня на крыльях ветра восточного, да не споткнусь о злобное слово ногою, о завистливое сердце душою, на змея и корону наступать буду, попирать буду гордость и злобу людскую, и От тебя Велика Мать получу защиту и всепрощение, и любовь твою.
Ибо заповедовала Мать охранять своих детей во всех путях их!
Я (имя рек) живущая (живущий) в доме Матери моей, под её щитом, с её мечом, под её благостью,
Кто по мне и роду моему слово волшебитное, худое скажет - тот сам под сие слово ляжет, Кто по мне и роду моему колдовское, худое сотворит – тому худо вернётся, от своего зла не увернётся.
Ибо заповедовала мать охранять своих детей на всех путях их.
Дух твой Великая Мать прибудет со мной и моими детьми (родом моим), дай мне и роду моему (детям моим и моей семье) счастье познать твою любовь и защиту. Яви помощь твою, Великая мать.

Он идёт почти перед всеми Ладящими - лечащими обрядами. это как бы христианский - Отче наш. Отче наш перед всеми другими молитвами читают. так и Живые помощи перед любым исцелением произносят. Можно и на себя читать, а можно и над любым человеком читать.
Только слова переставить придётся. Я (имя рек) живущая (живущий) на сей земле, под сводом небесным, под красным солнцем, Вящей Матери, в её чертогах, к её благости припадаю. Помощи твоей живой вопрошаю. - это будет без изменения а дальше -
Заместо - Да избавь меня, будете говорить, Да избавит она тебя (имя рек). ну и так далее.
заговор читали, смотря на икону Богородица Нерушимая стена.

Псалом 90 - Живый в помощи Вышняго

Материал с сайта https://сайт/

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Оружием обыдет тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши, и воз-даяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и ва-силиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Псалом 90 (Живый в помощи Вышнего) - Видео

Видео: Псалом 90

Псалом 90: Живый в помощи Вышнего

Пожалуйста, если Вы копируете ролик к себе в блог и т.п..html Таким образом Вы помогаете моему проекту, который я веду на свои средства, а ролик делал сам.

90 Псалом

Из книги протоиерея Валентина Бирюкова (Псалом 90):

В 1977 году в Самарканде я стал свидетелем еще одного случая удивительного исцеления после молитв.

Привела как-то ко мне мать двух дочерей, одна из них страдала припадками.

Батюшка, быть может, вы знаете, как вылечить Олю? Совсем замучили ее припадки - по два раза в день бьют.
- Дочка крещеная? - спрашиваю.
- А как же - крещеная...
- Ну а крест она носит?
Замялась мама:
- Батюшка... Как вам сказать... Да только две недели, как надели на нее крестик.

Покачал я головой: что за христианин без креста? Все равно что воин без оружия. Беззащитный совсем. Стал беседовать с ними. Посоветовал исповедоваться и причаститься, каждый день по 40 раз читать 90-й псалом - «Живый в помощи Вышняго».

Через три дня пришла эта женщина с двумя дочками - Олей и Галей. Исповедовались они, причастились и начали читать ежедневно по 40 раз 90-й псалом, как я им и советовал (этому молитвенному правилу научили меня родители). И - чудо - только два дня почитали всей семьей 90-й псалом, как Олю перестали мучить припадки. Избавились от тяжкого недуга без всяких больниц. Потрясенная, мать пришла ко мне и спрашивает, сколько денег нужно «за работу».

Что вы, мамочка, - говорю, - это не я сделал, это Господь. Вы сами видите: то, чего не смогли врачи, совершил Бог, как только вы обратились к нему с верой и покаянием.

С 90-м псалмом связан еще один случай исцеления - от глухоты.

Пришел в наш Вознесенский храм в Новосибирске один пожилой человек по имени Николай. Стал жаловаться на скорби:
- Батюшка, я плохо слышу, давно уже, с 4-го класса школы. А сейчас совсем невмоготу стало. К тому же и печень, и желудок болят.
- А ты посты соблюдаешь? - спрашиваю его.
- Да нет, какие там посты! На работе чем накормят - то и ем.

А шла пятая неделя Великого поста.

Николай, - говорю ему, - до Пасхи только постную пищу вкушай и читай ежедневно по 40 раз «Живый в помощи Вышняго».

После Пасхи Николай приходит со слезами, и брата Владимира с собой ведет.
- Батюшка, спаси тебя Господь!.. На Пасху запели «Христос воскресе» - а я не слышу. Ну, думаю, батюшка говорил - постись, Бог поможет, а я как был глухой, так глухим и остался! Только подумал так - тут же у меня будто пробки из ушей выскочили. Сразу, в один миг, нормально слышать стал.

Вот что значит - пост, вот что значит - молитва. Вот что значит - читать «Живый в помощи Вышняго», без всяких сомнений. Очень нужна нам чистая, покаянная молитва - больше пищи и воды. Будет водичка в стакане мутная - мы ее пить не станем. Так и Господь хочет, чтоб мы не мутную, а чистую молитву изливали из своей души, ждет от нас чистого покаяния... А для этого нам сейчас дается и время, и свобода. Было бы усердие.

В храм очень много болящих приходит. Всем совет даю - исповедоваться в грехах, причаститься и по 40 раз каждый день читать 90-й псалом («Живый в помощи Вышняго»). Эта молитва очень сильная. Меня дед и отец с матерью так учили молиться. Мы на фронте эту молитву читали - и такие чудеса с Божией помощи были! Болящим я советую читать эту молитву на память. Эта молитва имеет особую силу защищать нас.

Мой дедушка Роман Васильевич любил молиться. Много молитв знал наизусть. Нередко читал он молитвы над бесноватыми: 90-й псалом, «Царю Небесный» и другие. Верил, что святые молитвы любому, даже самому болящему человеку помочь могут. Наверное, по его детски чистой вере и дал ему Господь такой дар, что заранее знал, когда привезут к нему бесноватого. Приведут в избу связанного по рукам и ногам, а дед молитвы прочтет, святой водой покропит - и человек, который только что кричал и бесновался, становился спокойным, часа по 2 тут же спал после дедушкиных молитв.

Именно дедушка Роман Васильевич научил меня, как лучше читать 90-й псалом - «Живый в помощи Вышняго». По 40 раз ежедневно, а людям больным, особенно бесноватым, лучше читать этот псалом наизусть. Я много раз убеждался в великой силе этой молитвы, если молиться с верой и сокрушением.

Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Оружием обыдет тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Мой ролик Псалом 90 на Youtube.

Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма - Хвалебная песнь Давида . Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность - диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.

- Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».

- Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).

В стихах 3 - 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:

- Яко Той избавит тя от сети ловчи … В еврейском тесте: от сети птицелова . Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).

- … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы.

- Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися …(4). Плещма - значит плечами. В еврейском тесте ebrah - крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

- оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием - значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.

- Не убоишися от страха нощнаго …(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.

-… от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».

- Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры -тысяча и 10 тысяч (тьма ) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.

- обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».

- Яко Ты, Господи, упование мое (9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:

- Вышняго положил еси прибежище твое (9).

Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:

- Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).

- На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» - грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).

В последних стихах (14 - 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы - Сам Бог произносит обетования:

- Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).

- Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это - сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».

Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.

Такой молитвой является псалом 90. В прежние времена каждый русский человек знал наизусть этот псалом и читал его при возникновении любой опасности и угрозы. И сегодня многие знают наизусть эту охранительную молитву, а еще больше носят ее текст при себе - в кармане или сумочке и при необходимости читают или имеют освященный пояс со словами псалма и т.д. Очень многих она спасла и спасает сегодня. Иначе не была бы она так почитаема в народе. В настоящее время, когда жизнь человека становится все более трудной и опасной, молитва «Живый в помощи» еще более нам нужна. К сожалению, некоторые знают и имеют псалом в переводе с церковнославянского на современный русский язык. Существуют разные переводы, значительно искажающие и обедняющие смысл текста. Приведем здесь текст молитвы на церковнославянском языке, на котором рекомендуется ее читать.

Псалом 90

1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна.
4. Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни.
6. От вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
7. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится.
8. Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9. Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое.
10. Не приидет к тебе зло. И рана не приблизится телеси твоему.
11. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.
13. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
14. Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его.
16. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Эта молитва в большей или меньшей мере помогает людям, что зависит от духовно-нравственного состояния человека, призывающего Бога для защиты и спасения, от характера опасности, понимания и восприятия смысла молитвы. Текст молитвы указывает на эти условия, но они не всем поняты без толкования. Для более глубокого и широкого понимания смысла псалма 90 приведем его толкование по книгам Евфимия Зигабена «Толковая Псалтырь» и А. Лопухина «Толковая Библия».

Главная идея и суть псалма 90: надежда на Бога имеет непреодолимую силу. Св. Феодорит говорит: сей псалом учит, что сила упования на Бога есть необорима; ибо блаженный Давид написал сей псалом в наставлении людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в нем защитника, спасающего от всех несчастий и зол жизни. Этот псалом пророчески указывает на пришествие Христа, Который является самым близким человеку защитником. Поясним каждый стих псалма.

1. Кто имеет подаваемую Богом помощь, тот будет сохранен под покровом Божиим. Под помощью же Божиею надобно разуметь, по словам св. Афанасия. закон божественных заповедей, данный Господом людям в помощь против демонов и других несчастий.

2. Имея большую твердую веру, человек говорит Господу: «прибежище мое и защита моя; Бог мой, только на Тебя я уповаю и надеюсь».

3. Бог избавит «от сети повчи» - внезапного физического нападения на тело или демонического нападения в виде неожиданного появления похоти либо другой греховной страсти. Избавит также «от словесе мятежна» - клеветы, производящей мятеж в душе оклеветанного.

4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. То есть Господь защитит тебя с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детей, где они чувствуют себя в полной безопасности. Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для тебя. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен.

5, 6. Ты, человек живущий в помощи Бога, не убоишься страха, случающегося ночью от демонов, или от людей (воров, разбойников, поджигателей домов); не убоишься стрел и выстрелов, поражающих тело; не убоишься умственных стрел, которыми поражают демоны и страсти. «Вещи, во тьме преходящие», - блуд, прелюбодейство, демон страсти и тому подобное; а «бес полуденный» - демон лености и беспечности, разлагающий людей в полуденном отдыхе соблазнами гнусных и плотских помыслов.

7. Падут слева от тебя тысячи стрел и десять тысяч стрел справа от тебя, но тебе не повредят. Тысяча слева - это прямое соблазнение ко грехам; десять тысяч справа - это нападение демонов с целью противодействия нашим праведным богоугодным делам. Данный стих имеет многочисленные подтверждения в библейской истории (яркий пример - победа царя Изекии в войне с напавшими ассириянами, имевшими намного превосходящие силы), а также в настоящее время.

8. При Божией помощи будешь видеть своими очами возмездие нечестивым, кто враждует против тебя.

9. Потому будет такая сильная защита от Бога, что ты всем сердцем и разумением положился на Бога и избрал Его прибежищем своим.

10. Поскольку ты сделал Бога прибежищем своим, то «не приидет к тебе зло», т. е. никакое искушение (беда) тебя не поразит. «И рана не приблизится телеси твоему» - все телесное будет защищено и дом твой от пожара и грабежа, и тело от болезни.

11. Ибо Ангелам Своим заповедает Господь о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. Бог через Ангелов охраняет уповающих на Него.

12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. Руки Ангелов - суть охраняющей силы - будут поддерживать во время искушений и трудных обстоятельств, чтоб и нога твоя не споткнулась о камень. Под камнем разумеют всякий грех и всякое препятствие добродетели.

13. Аспид и василиск - роды ядовитых змей (василиск - очковая змея). Человеку, имеющему во всем путеводителя Бога, не страшны ядовитые змеи и крупные хищные звери, они не приносят ему вреда, что подтверждают многочисленные жития святых. В этом стихе под змеями и зверями святые отцы подразумевают также победу вообще над злом. Под аспидом можно разуметь клевету; василиск есть зависть как со стороны кого-то, так и своя личная зависть к кому-то; лев есть жестокость и бесчеловечие. Таковые страсти побеждает праведник и нисколько не получает от них вреда.

14. Поскольку человек уповает на Бога, то посему Он избавляет его от всякой опасности. Познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, проявляя это достоинство в усердном исполнении заповедей и воли Божией.

15. Уповающий на Бога воззовет к нему в опасности, и Он услышит, и придет на помощь, и освободит, как помогал многим мучечикам в страданиях. И не только осво6одит, но и прославит в земной и вечной жизни. Конечно, уповающий на Бога не будет просить чего-либо недостойного, противного Божией истине.

16. В этом стихе имеется ввиду, что уповающего на Бога и стремящегося жить по Его воле Господь награждает вечной жизнью, а также может продлить и земную жизнь за естественные сроки кончины, чему тоже много свидетельств.

Таким образом, при чтении молитвы «Живый в помощи» Бог слышит каждого и откликается как любящий отец, чтобы помочь своему сыну или дочери. Помощь и защита Господа - это награда, которая обычно тем больше, чем более человек ее заслужил пред Ним. Но Бог не действует строго по принципу: «сколько ты Мне, столько Я тебе». Поэтому Господь нередко помогает и многогрешному человеку, имеющему в момент обращения только большую веру и упование на помощь Божию. Помогает в надежде на укрепление веры и любви в последующем.

Но и люди, старающиеся жить по Божиим заповедям, тоже не имеют гарантии в Божией защите при обращениях в опасности. Господь для вразумления может попустить темным силам нападение на них за грехи, которые они вполне могли бы избежать. Такое вразумление человеку становится понятным, и он выпрямляет свой кривой путь. А также попустить нападение на тех праведных, кому беды и скорби являются испытаниями для укрепления и возрастания духа. Эти испытания даются по силам человека и ему во благо. В каждом конкретном случае Божий промысел заранее неизвестен, и его не дано знать людям. Пути Господни поистине неисповедимы, но человеколюбивы.

А. ОВЧИННИКОВ
«Православное слово»
Волгоград

Проповедь

Что такое Православие? Если говорить просто, то Православие - это истинное христианство, не искаженное человеческими домыслами и страстями. Но прежде чем обратиться непосредственно к Православию, посмотрим, перед чем стоит каждый мыслящий и ищущий человек.

Святыня

Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/ 15 марта 1917 г. в день отречения царя-мученика Николая Александровича от престола.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475



Просмотров