Атмосферный воздух как объект использования и охраны. Атмосферный воздух. Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха

Введение

Экологическое состояние планеты стало глобальной проблемой мирового масштаба в XXI веке, которую пытаются решить ученые многих стран мира. Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Охрана атмосферного воздуха - это важнейшая задача оздоровления окружающей среды. Загрязнение атмосферы - одно из основных отрицательных последствий индустриализации современного мира.

Проблема загрязнения атмосферы волнует всё человечество. Наиболее острой она оказалась в промышленно развитых странах. Ущерб здоровью людей от загрязнения атмосферного воздуха не меньший, чем от выброса сточных, промышленных и бытовых отходов в водоёмы.

Запасы кислорода на Земле практически безграничны. Атмосферный воздух относится к категории неисчерпаемых ресурсов, но хозяйственная деятельность человека влияет на атмосферу и изменяет состав воздуха.

Эти изменения нередко принимают настолько значительный и устойчивый характер, что приходится предпринимать меры для его охраны.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

атмосферный воздух правовая охрана

В данной работе я рассмотрю основные вопросы охраны атмосферного воздуха в аспекте экологического права.

Атмосферный воздух как объект правовой охраны

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. атмосферный воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира. Особенно страдают люди от загрязнения воздуха различными токсичными веществами и от шумовых воздействий. Загрязненный воздух отрицательно влияет на капитальные сооружения, конструкции и металлоизделия, приводит к снижению качества продукции, вредно воздействует на погоду и климат. Между тем загрязнение воздушной среды в нашей стране различными газообразными и пылеобразными веществами достигло угрожающих, крайне опасных размеров. Происходит также уменьшение удельного веса кислорода в воздухе вследствие его бесконтрольного сжигания, что чревато серьезными последствиями.

В связи с этим охрана атмосферного воздуха - одна из актуальных задач современности, решение которой не терпит отлагательства. Речь идет об охране природной среды от отрицательных последствий производственной, бытовой, военной, космической, научной и иной деятельности людей. Это может быть осуществлено правовыми, экономическим, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими средствами. Наибольшую роль в этом играет правовая охрана атмосферного воздуха, выражающаяся, во-первых, в установлении государством и его специально уполномоченными органами строго обязательных для всех физических и юридических лиц норм и правил, т.е., принятие и издание соответствующих нормативных актов различной юридической силы, направленных на охрану атмосферного воздуха; во-вторых, в осуществлении постоянного активного государственного контроля (надзора) за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическим лицами, независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности, этих норм и правил; в-третьих, в применении компетентными государственными органами соответствующих санкций как к физическим, так и к юридическим лицам, не соблюдающим экологические нормы и правила, т.е. нарушающим законодательство об охране атмосферного воздуха.

Целесообразно говорить не только об охране, но и одновременно об использовании атмосферного воздуха. Поэтому атмосферный воздух признается природным ресурсом (используемая в экономическом аспекте часть природного объекта). Для подтверждения данного вывода можно привести ряд положений, а, исходя из анализа экологического законодательства, выделить четыре основных вида пользования атмосферным воздухом. Во-первых, право пользования атмосферным воздухом для производственных нужд. Он является ценнейшим экономическим природным ресурсом, элементы которого используются для производства продукции в разных сферах хозяйственной деятельности (химической и металлургической промышленности, машиностроении, энергетике и др.). Во-вторых, право пользования атмосферным воздухом как объективно необходимым компонентом в системе обеспечения жизнедеятельности человека и других организмов. К примеру, использование атмосферного воздуха в целях создания благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности человека. Право пользования гражданами атмосферным воздухом относится к жизнеобеспечивающим правам, при этом его качество должно соответствовать закрепленным в законодательстве экологическим стандартам и нормативам. Данное право человека является естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым и нерушимым независимо от того, закреплено оно в законе или нет. При нарушении этого права оно подлежит защите в установленном порядке. В-третьих, атмосферный воздух используется как природный резервуар для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий. Вместе с тем, естественно, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются своеобразным его. Сбалансированное осуществление этого вида природопользования обеспечивается многочисленными требованиями, закрепленными в Законе. Однако на современном этапе общественного развития практика не выдвигает перед правом в качестве самостоятельной задачи регулирование отношений относительно использования атмосферного воздуха. Но общественные отношения, которые при этом возникают, носят подчиненный характер: они регулируются лишь в той мере, в которой это необходимо для достижения целей охраны атмосферного воздуха. Выброс - поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ или смеси таких веществ, где последнее (загрязняющее вещество) представляет собой вещество химического или биологического происхождения, которое присутствует или поступает в атмосферный воздух и может прямо или косвенно оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека и состояние окружающей природной среды. При использовании атмосферного воздуха для выбросов загрязняющих веществ необходимо придерживаться определенных экологических, правовых и организационных требований, которые устанавливаются компетентными государственными органами. В-четвертых, право на искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях. Следует учитывать, что любая хозяйственная деятельность либо эксплуатационный аспект использования атмосферного воздуха должны быть ориентированы на обеспечение экологический безопасности.

Исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод, что атмосферный воздух, как природный ресурс, используется в следующих формах: как природный резервуар для выбросов загрязняющих веществ; как сырье в процессе выделения и присвоения ресурсов (компонентов) атмосферного воздуха; как пространственно-территориальный базис (пространственной среды, например, для воздушного транспорта); в процессе общего природопользования, как природное условие для жизнеобеспечения. Самостоятельной формой использования атмосферного воздуха можно считать осуществление деятельности, связанной с искусственным изменением природной среды (влияние на погоду, климат) и др.

Следует различать использование атмосферного воздуха и право пользования им. Первое понятие относится к эколого-экономическому явлению, а второе следует рассматривать как юридическую категорию. Оба эти понятия упоминаются в экологическом законодательстве. В большинстве законов о природных ресурсах нет четкого определения соотношения использования соответствующего правового ресурса и его правовой формы.

Принадлежность атмосферного воздуха также осуществляется в двух правовых формах: на праве собственности и праве использования, с учетом его особенностей.

атмосферный воздух

(от греч. atmos пар и spharia воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). "Основными газами а.в. являются: азот 78,09%, кислород 20,95%, аргон 0,93%, углекислый газ 0,3%. Содержание остальных газов неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км" (см.: Габитов Р.X. Правовая охрана атмосферы: учеб. пособие. Уфа, 1996. С. 10-11).

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство" . Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

Атмосферный воздух играет огромную роль в жизни общества. Трудно переоценить его экологическое и экономическое значение как природного ресурса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, как сказано в пре­амбуле к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха».

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной сре­ды. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 40 до 505% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с из­менением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружа­ющей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмос­ферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космиче­ское пространство.

Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружа­ющей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производствен­ных и иных помещений.

Озоновый слой - это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от ради­ационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулирова­нию и охране подлежат производство и применение озоноразрушаю­щих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п.

Важное значение имеет озоновый слой для поддержания темпера­турного баланса на Земле, сочетая в себе парниковые и антипарнико- вые свойства. Он же - активный участник формирования погоды - служит, по мнению специалистов, аккумулятором и преобразователем энергии, вносимой в атмосферу волновым излучением Солнца.

В середине XX века стало понятным надвигающееся разрушение озонового слоя как одно из проявлений антропогенной деформации окружающей среды, ведущей к нарушению функционирования эко­логических систем и биосферы Земли. Озон, находящийся на высоте около 30 км от земной поверхности, представляет собой тончайший слой толщиной около 3 мм и является одним из обязательных условий сохранения жизни на нашей планете, так как защищает ее от ультра­фиолетового излучения на биомассу планктона - главного произво­дителя кислорода, на все живое, произрастающее и двигающееся на Земле.

В соответствие с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» регулируются общественные от­ношения в области охраны атмосферного воздуха, предусматриваю­щие улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные последствия для населе­ния, растительною и животного мира. Охрана атмосферного воздуха осуществляется посредством:



Нормирования качества атмосферного воздуха и вредных физи­ческих воздействий на атмосферный воздух (существуют гигиениче­ские и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

Государственной регистрации вредных (затрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

Установлением требования о том, что производство и исполь­зование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационар­ные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

Кроме того, Закон запрещает:

Выбросы в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и инои де­ятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Производство и эксплуатацию транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в вы­бросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 14. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление лимитов на вы­бросы, сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установле­ние платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.



В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе следующие нормативы допустимого воздействия на окружаю­щую среду:

Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ и микроорганизмов;

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Для оценки состоянии атмосферною воздуха законодательством

РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических осо­бенностей и повышенной социальной ценности отдельных террито­рий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных или иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных ве­ществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного райо­на не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Устанавливаются также и нормативы предельно допустимых кон­центраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воз­действий, и ряд других.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющими государственное управление в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) вешеств в атмос­ферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допуска­ются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмо­тренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации

Порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Административным регла­ментом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выда­че разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружа­ющую среду, утвержденный приказом Министерства природных ре­сурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288.

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

Условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физиче­ские воздействия на него;

Стандартов, нормативов, правил и иных требовании охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

Режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стаци­онарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Выполнения федеральных целевых программ охраны атмосфер­ного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

Иных требований юконодательства Российской Федерации в области охраны ашисферного воздуха.

Государственный надзор ta охраной атмосферного воздуха осу­ществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосфер­ный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных хими­ческих, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертифи­кация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств, и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требова­ниям охраны атмосферного воздуха.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вы­звано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здо­ровью человека, принимаются экстренные меры по защите населе­ния в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха 1 . В частности, запрещается -

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудова­ния и других технических средств, если они не отвечают установлен­ным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяй­ственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фон­да растений и генетического фонда животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

  • 5.Общая характеристика права собственности на природные объекты (ресурсы): понятие, формы, субъекты, объекты, содержание.
  • 6.Право общего природопользования.
  • 7. Право специального природопользования.
  • 8.Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, функции, методы, формы.
  • 9.Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 10.Экологическое нормирование (стандартизация). Виды экологических нормативов.
  • 11.Экологическая экспертиза: понятие, принципы, виды, объекты и порядок проведения.
  • 12.Экономический механизм охраны окружающей природной среды: понятие, структура и элементы.
  • 13.Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции и виды.
  • 14.Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.
  • 15.Недра как объект использования и охраны. Право пользования недрами: понятие, виды и условия.
  • 16.Правовая охрана недр. Ответственность за нарушения законодательства о недрах.
  • 17.Воды как объект использования и охраны. Право собственности на водные объекты.
  • 18.Право водопользования: понятие, виды, условия.
  • 19.Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
  • 20.Правовая охрана вод. Ответственность за нарушение водного законодательства.
  • 21.Леса как объект использования и охраны. Право собственности на леса.
  • 22.Условия и порядок предоставления права лесопользования юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям).
  • 23. Условия и порядок предоставления права лесопользования физическим лицам.
  • 24.Правовая охрана и защита лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
  • 25.Животный мир как объект использования и охраны. Право пользования животным миром: понятие, виды, условия.
  • 26.Понятие и правовые основы охоты. Виды охоты. Документы, удостоверяющие право граждан на охоту.
  • 27.Ответственность за нарушение правил охоты (незаконную охоту).
  • 28.Понятие и правовые основы рыболовства. Виды рыболовства. Ограничения рыболовства.
  • 29.Ответственность за нарушение правил рыболовства (незаконную добычу водных биологических ресурсов).
  • 30.Правовые меры охраны животного мира.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.
  • 32.Нормирование качества атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
  • 33.Понятие и особенности правовой охраны природно-заповедного фонда.
  • 34.Правовой режим государственных природных заповедников.
  • 35.Правовой режим национальных и природных парков.
  • 36.Правовой режим государственных природных заказников и памятников природы.
  • 37.Правовой режим природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  • 38.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • 40.Субъекты международного экологического права. Международная эколого-правовая ответственность.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.

    Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

    Охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата – одно важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, региональном и национальных масштабах.

    Законодательная база в данной области основывается на Конституции РФ, в нее входят многочисленные международно-правовые, региональные, национальные и локальные акты. Это Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», акты федерального уровня (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах и т. п.), уровня субъектов РФ, подзаконные акты – постановления Правительства РФ, санитарно-гигиенические нормативы Минздравсоцразвития РФ. Российское законодательство об охране атмосферного воздуха базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.

    Правовыми инструментами для реализации указанных принципов являются:

    – установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;

    – государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ;

    – получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;

    – государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воздействий и их источников.

    Объекты правового регулирования Атмосферный воздух – естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых производственных и иных помещений.

    Воздух в жилых, производственных, общественных помещениях, в установках, компрессорах, баллонах и др., т. е. изъятый из окружающей среды или отделенный от нее, является объектом гражданского, трудового и иного законодательства.

    Климат представляет собой многолетний режим погоды данной местности, определенный географической широтой, высотой над уровнем моря, удаленностью местности от океана, рельефом суши, антропогенным воздействием и иными факторами. Правовому регулированию подлежат система и средства наблюдения за состоянием и изменения климата, меры по стабилизации концентраций парниковых газов, воздействие на погоду и климат и иные вопросы.

    Озоновый слой является частью атмосферного воздуха, расположенной на высоте от 20 до 50 км, предохраняющей живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п. также подлежат правовому регулированию и охране.

    Загрязнение атмосферного воздуха, происходящие и прогнозируемые изменения климата, трансграничные переносы вредных веществ, большие расстояния и иные негативные явления и процессы требуют принятия неотложных организационных и правовых мер.

    Согласно ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, который является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды.

    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей следующее:

    – обеспечить выполнение уполномоченными органами мероприятий по охране атмосферного воздуха;

    – соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу;

    – соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

    – соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    – выполнение федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов РФ и выполнение мероприятий по его охране;

    – обеспечить выполнение иных правил, установленных законодательством РФ, ее субъектами в данной области.

    Выделяют три вида экологического контроля:

    – информационный – как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и пресекательных действий;

    – предупредительный – проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства;

    – карательный – выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

    Государственный контроль осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

    Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и общественный контроль за охраной окружающего воздуха.

    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и назначающие лиц, ответственных за проведение производственного контроля, и (или) организуют экологические службы.

    Общественный контроль осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.

    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

    "


    Просмотров