Антитеррористический пакет Яровой принят. Пакет Яровой, что это? Текст. Хранение с отсрочкой: как операторы начали выполнять «закон Яровой Проект закона яровой

Закон Яровой (также пакет Яровой или пакет Яровой-Озерова). Что это такое, говоря простыми словами? Давайте разберёмся, что нас ждёт...

Закон Яровой – это два федеральных закона, которые привносят правки в ФЗ «О противодействии терроризму», некоторые отдельные законы в части установления дополнительных мер против терроризма, а также в Уголовный кодекс в части установление мер против терроризма.

Ссылки на эти федеральные законы (№374-ФЗ и №375-ФЗ) находятся в конце данной статьи. Но давайте попробуем разобраться в том, что означают все эти правки для рядовых граждан. Условно изменения можно разделить на 4 части:

  • Расширение полномочий правоохранительных органов.
  • Новые требования к мобильным операторам и интернет-проектам.
  • Новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи.
  • Усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

Обязательно разберём основные пункты, которые затрагивают тематику «техника и технологии», но для начала – немного истории.

Ирина Яровая, Алексей Пушков, Надежда Герасимова и Виктор Озеров внесли в апреле 2016 года на рассмотрение в Госдуму законопроекты, которые направлены на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Эти законопроекты быстро прошли три чтения в Государственной думе, Совет Федерации, и уже 7 июля 2018 года были подписаны президентом РФ. Большая часть поправок вступила в силу 20 июля 2016 года, но это не касается тех, которые вызвали наибольший резонанс – хранение телефонных разговоров, смс, аудио-, видео- и текстовых сообщений в мессенджерах и иного интернет-трафика.

Уголовный кодекс и права следователей.

Права следователей расширены – теперь им дозволено получать информацию из электронной переписки. Ранее это также было возможно, но только по решению суда.

В ряде уголовных статей повышены сроки за преступления, связанные с терроризмом и экстремизмом, а также добавлены причины для запрета на выезд из страны и въезд в неё.

Появились три новых состава преступления – «совершение акта международного терроризма», «содействие экстремистской деятельности», «несообщение о преступлении террористического характера».

Хранение звонков, смс, интернет-трафика

А вот, пожалуй, и пункт, который вызвал наибольшее негодование среди граждан. Операторы связи должны хранить все звонки абонентов, а также их сообщения за период, который определяется правительством (на текущий момент – 6 месяцев). Также операторы должны хранить всю информацию о фактах приёма, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков за последние три года.

Все интернет-компании и интернет-сервисы (Одноклассники, ВКонтакте и т.п.) должны хранить следующую информацию: псевдоним (логин), дата рождения, адрес, ФИО, паспортные данные, языки, на которых общается пользователь, список его родственников, все аудио- и текстовые сообщения, видеозаписи, адрес электронной почты, дату и время входа и выхода из информационного сервиса, полное название программы-клиента, которой пользовался абонент. Всю эту информацию интернет-компании и сервисы должны предоставлять спецслужбам.

Но это ещё не всё. Операторы связи, оказывающие телематические услуги (то есть услуги через интернет, например, электронная почта, мессенджеры и т.п.) обязаны хранить все переданные через них сообщения и файлы. Срок хранения сообщений и файлов – 30 суток. Каждый год в течение 5 лет этот срок должен увеличиваться на 15%.

Средства шифрования

Отныне все средства шифрования должны быть сертифицированы. Использование других средств кодирования информации запрещено. За нарушение – штраф от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией средств шифрования. Однако всё это касается сведений, составляющих государственную тайну. Информация, передаваемая, например, в мессенджерах, таковой не является, поэтому и сертификация там не требуется.

Однако «закон Яровой» требует от организаторов распространения информации в интернете возможность декодирования информации. То есть, всё те же мессенджеры должны иметь ключи шифрования, которые по запросу ФСБ должны им передаваться. С такой проблемой не так давно столкнулся Telegram.

Эта часть уже вступила в силу в 2016 году

Явные минусы «Закона Яровой»

Борьба с терроризмом – это, безусловно, хорошо. Но у «Закона Яровой» есть много существенных минусов:

  • Стоимость исполнения . Средства хранения информации (накопители), система и т.п. обойдутся в несколько триллионов рублей + ещё обслуживание. Можно было бы пожалеть операторов связи и интернет-компании, но вряд ли они сами будут платить за «Закон Яровой», скорее – их абоненты, то есть граждане РФ. Ухудшение и подорожание тарифов уже началось.
  • Тайна переписки . По конституции она вроде бы есть… лишь по решению суда она может быть нарушена. Но вот появляется «Закон Яровой»… и всё. Никакой тайны переписки больше нет.
  • Борьба с экстремизмом . Под многие пункты «Закона Яровой» попадает не только терроризм, но и экстремизм. А экстремизм – это приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Так что рекомендуется крайне аккуратно выражаться всё в тех же социальных сетях… особенно учитывая последние новости о повышении пенсионного возраста, тарифов ЖКХ, НДС и т.п. Я думаю, Вы могли заметить, что в последнее время было рассмотрено не мало дел об экстремизме, в которых фигурировали посты и репосты Вконтакте. И тут я говорю не о том, что борьба с экстремизмом - это плохо, а о том, что не так уж сложно сделать дело «экстремистским».

Официальные документы

«Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ» - читать полную версию закона .

«Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ» - читать полную версию закона .

Опрос

Участвуйте в опросе. Если он Вам понравился - сделайте репост опроса на свою страницу в ВК.

Видео про Закон Яровой. Что это такое, что нас ждёт в 2018 году

Весь контент - из данной публикации. Если Вы прочитали статью, то видео можете не смотреть.

С 1 июля в России формально вступила в силу часть норм так называемого "закона Яровой", согласно которым операторы должны хранить переписку и разговоры абонентов. Но выполнить эти требования легально сегодня невозможно: на рынке еще нет сертифицированного оборудования. Неграмотная подготовка к реализации закона поставила операторов в неудобное положение: купить сертифицированное оборудование нельзя, а получить штраф за его отсутствие можно.

Чтобы приступить к выполнению "закона Яровой", сотовые операторы должны были установить дополнительное оборудование к уже имеющимся СОРМ (системам оперативно-розыскных мероприятий). СОРМ была создана еще в конце 80-х годов, и с тех пор появилось несколько вариаций этой системы: СОРМ-1 позволяет прослушивать телефонные разговоры, СОРМ-2 создана для мониторинга интернет-активности пользователей, СОРМ-3 фиксирует действия абонента и хранит эту информацию до трех лет. Для доступа к данным абонентов спецслужбам необходимо решение суда, после чего они официально могут прослушивать разговоры и читать переписку человека, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Однако уже в 2005 году правительство приняло постановление, согласно которому операторы обязаны предоставить спецслужбам дистанционный доступ к мониторингу абонентов. То есть сотрудники спецслужб перестали приходить и предъявлять операторам решение суда, прежде чем начать мониторинг. Теперь же, согласно закону из "пакета Яровой", разговоры и переписку любого абонента можно будет прослушать и прочесть не только в режиме реального времени. До 1 июля операторам нужно было установить дополнительное оборудование для хранения телефонных переговоров и сообщений в течение полугода, а до 1 октября провайдеры должны установить оборудование для хранения интернет-трафика абонентов.

Протест против "законов Яровой"

Те же компании, которые обеспечивают операторов оборудованием СОРМ, готовы предоставить дополнительное оборудование для хранения данных. В систему хранения входит ряд устройств: устройство для съема информации о местоположении абонентов, выделения несостоявшихся вызовов из сигнального трафика; хранилище статистической информации и текстовых сообщений пользователей; хранилище содержимого соединений, то есть изображений, звуков, видео и так далее; база информации об абонентах и подключенных услугах и другие устройства.

Генеральный директор компании-производителя СОРМ "Норси-Транс" Сергей Овчинников рассказал Радио Свобода, что оборудование уже готово, и на данный момент идет подготовительный этап: сбор данных, переговоры с операторами.

– Мы уже отрабатывает коммерческие предложения, – говорит Овчинников. – А государственные органы, которые занимаются сертификацией, все сделают. У них время есть. Вы не думайте, что в государственной структуре дураки работают: там нормальные технически образованные люди. Не будут никого ничего лишать, не будет никакой погони за ведьмами. Все будет спокойно.

Несмотря на то что оборудование для хранения данных уже есть, использовать его пока нельзя: это может повлечь административную ответственность, сказано в письме от Минкомсвязи, которое получила Ассоциация операторов сотовой связи.

Установка нового оборудования не меняет правила доступа спецслужб к данным абонентов – для этого им по-прежнему понадобится решение суда.

Погорячились с датой

Эксперты считают, что подготовиться к выполнению закона в срок и сертифицировать оборудование не получилось из-за непродуманности технической стороны вопроса и непонимания авторами закона, как эта система работает. Как писали "Ведомости", в начале 2017 года, через полгода после принятия закона, по-прежнему не было технического задания на создание системы хранения данных.

Директор по стратегическим проектам Института исследования Интернета Ирина Левова рассказала Радио Свобода, что первое время после принятия закона никто не понимал, что именно нужно реализовывать. Поэтому на создание и сертификацию оборудования потребовалось больше времени, чем предполагали назначенные сроки.

Нельзя принимать законы без понимания, как это технически будет работать

– Нельзя, конечно, принимать законы без понимания, как это технически будет работать, и каким образом это будет реализовано на подзаконном уровне, – говорит Левова. – Первое, что нужно делать, когда разрабатывается какой-то проект, – это системно подойти к нему, подготовить концепцию реализации. И только потом писать нормативно-правовые документы. Здесь мы видим обратную ситуацию: сначала написали закон, а потом начали думать, как его реализовать. Логично, что при таком подходе все столкнулись с трудностями. Оборудование еще не сертифицировано, но при этом операторы во взаимодействии с органами тестируют систему.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов считает, что с датой запуска закона явно погорячились. По его мнению, прежде чем устанавливать сроки, стоило пригласить операторов для обсуждения технической стороны вопроса.

IT-специалист Леонид Волков предполагает, что хранение голосового трафика станет реальным приблизительно через год, так как проблема только в сертификации оборудования. Однако полное выполнение закона, то есть хранение интернет-трафика, по мнению Волкова, в принципе невозможно.

– Это нерешаемая задача. Для выполнения закона в чистом виде, то есть для хранения всего трафика в течение полугода, нет нужных хранилищ, нет такой технической возможности. Пока речь идет только о хранении голосового трафика, и это более-менее реально. Но опасаться того, что они начнут хранить весь трафик, как предписывает закон, я бы не стал, потому что здесь проблема уже не в отсутствии сертифицированного оборудования, а в отсутствии реальной технической возможности. Этот закон принят для того, чтобы устроить большой передел рынка. Он невыполним. И за невыполнение невыполнимого закона будут штрафовать маленьких провайдеров. Потом под угрозой закрытия и огромных штрафов придет какой-нибудь "Ростелеком" и отберет у них бизнес.

Трудно быть оператором

По словам Сергея Ефимова, операторы пока не вполне понимают, как реализовывать положения закона. Например, если 20 миллионов человек смотрят трансляцию футбольного матча, нужно ли записывать каждый просмотр или просто достаточно ссылки на запись?

– Все эти вопросы остались пока "за кадром", – говорит Ефимов. – Но, не решив эти организационно-юридические вопросы, решать технические просто рано. Понятно, что такие сложные и дорогостоящие мероприятия необходимы для решения вопросов безопасности государства, они важны и на международном уровне, но нельзя же доводить такие задачи до профанации. К сожалению, я пока не вижу понимания в этом вопросе.

Установка необходимого оборудования по-прежнему остается очень затратным делом для сотовых операторов, поэтому Ефимов считает, что государство должно было выделить определенную сумму из федерального бюджета на исполнение закона хотя бы в виде кредитных ресурсов. Повышение тарифов, по его мнению, не сможет кардинально изменить ситуацию, так как собрать необходимую сумму быстро не получится.

По словам Ефимова, непродуманность "закона Яровой" несет сотовым операторам серьезную опасность – обвинение в утечке информации. Операторам необходимо обеспечить хранение информации таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ. Для этого все правила должны быть прописаны в законе: кто имеет доступ, какими документами это регулируется. В ином случае операторы связи находятся в опасности: их всегда можно обвинить утечке данных. Это может стать инструментом давления на игроков рынка.

Формально операторов уже можно проверять на наличие оборудования для хранения информации.

Уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов

– Принятие скоропалительных, непродуманных и необкатанных нормативных актов при выстроенной судебной машине – это очень опасное мероприятие, – говорит Ефимов. – Так по этим нормам уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов – что обидно, "по закону". Оператор не виноват, но его сделали автоматически виновным. Судебная система построена так, что она в основном доверяет государственным чиновникам. Формально к оператору могут прийти и сказать, что у него не стоит сертифицированное оборудование. То, что этого оборудования ни у кого нет, судью вряд ли будет волновать – формально закон нарушен. Но получается, что сам закон неразумен, потому что неразумны требования.

Радио Свобода не удалось получить оперативный комментарий Роскомнадзора по поводу того, когда ведомство начнет проверять операторов.

1 июля в России вступил в действие так называемый «закон Яровой». Согласно этому закону, все провайдеры должны хранить на своих серверах переписку и звонки пользователей в течение полугода. Такие меры обосновывают борьбой с терроризмом. Абоненты называют это началом тотальной слежки и ищут пути обхода, однако операторы говорят, что пока и у них самих нет возможности выполнять требования закона.

«Пакет Яровой» стал одним из самых громких и обсуждаемых законопроектов в России за последние три года. Ещё в 2016 году, когда документ был подписан президентом, пользователи соцсетей опасались, что теперь за любое неверное слово в переписке или разговоре по телефону .

Не меньше возмущались и мобильные операторы. На исполнение закона им нужна гигантская сумма. Позднее выяснилось, что покрыть затраты . Тогда же, в 2016 году, провайдеры предупреждали, что из-за «пакета Яровой» тарифы . 1 июля 2018 года закон вступил в силу.

Что должны делать провайдеры по «закону Яровой»

Согласно закону, с 1 июля 2018 года мобильные операторы и провайдеры должны начать хранить переписку, звонки и вообще весь пересылаемый абонентами контент в течение полугода, а с 1 октября - и интернет-трафик пользователей. За пять дней до вступления закона в силу в правительстве , что такая же обязанность ложится и на онлайн-сервисы (например, почту и мессенджеры). Пересылаемый контент операторы обязаны передавать по запросу в правоохранительные органы.

Как рассказывал «Ведомостям» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян, требование закона потребует огромных затрат даже от крупнейших российских интернет-сервисов, не говоря про мелкие проекты. Это же говорил и директор «Вымпелкома» Василь Лацанич.

Все большие операторы смогут найти средства и так или иначе выполнить требования закона в разумные сроки, хотя это будет болезненно для бюджетов и акционеров. Но у меня большие сомнения, что это смогут сделать маленькие, особенно операторы фиксированной связи. Их в стране сотни. Большая часть их трафика приходится на торренты, видео, и это всё хранить, обрабатывать, давать доступ - эта задача и технически, и экономически для них нерешаемая.

Провайдеры и производители специализированного оборудование ранее предупреждали, что не смогут в срок подготовиться к реализации закона.

Почему операторы пока не могут выполнять «закон Яровой»

3 июля в «Россвязи» подтвердили «Коммерсанту» , что операторы и провайдеры в настоящий момент не имеют возможности законно хранить пользовательский контент. Для этого просто нет сертифицированного оборудования.

На текущий момент в системе сертификации в области связи отсутствуют сертификаты соответствия на технические средства накопления голосовой информации для оперативно-разыскных мероприятий.

При этом в Минкомсвязи ранее предупреждали операторов, что за использование несертифицированного оборудования их ждёт административная ответственность. Хотя 15 июня 2018 года глава министерства Константин Носков говорил, что «компании, подпадающие под «закон Яровой», уже активно выполняют требования».

Представители мобильных операторов также подтвердили, что в данный момент у них нет сертифицированного оборудования. Дело в том, что проводить аккредитацию оборудования в России имеет право только одна организация, но при этом она не имеет права выдавать сертификаты. Выдавать их планируют несколько организаций, но будут готовы к этому во втором-третьем квартале 2018 года, пояснили в испытательном центре сертификации и метрологии Центрального научно-исследовательского института связи.

Операторы не будут хранить данные на несертифицированном оборудовании, если они в трезвом уме и твёрдой памяти. Оборудование стоит денег. Если купить несертифицированное, оно может не соответствовать требованиям, - рассказал представитель оператора «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ).

В 2018 году из-за новых законов, касающихся интернета, а также блокировки сайтов и мессенджеров, пользователям пришлось невольно повышать интернет-грамотность и учиться использовать средства обхода. При этом 27 июня президент подписал закон о штрафах для владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров. Штрафы предусмотрены немалые, но вот обычным людям за использование прокси и VPN .

После того как российским абонентам срочно потребовались сервисы для обхода блокировок, создавать их начали все неравнодушные, в том числе владельцы Telegram-каналов, а PornHub даже .

Скандальные антитеррористические законопроекты Ирины Яровой приняты парламентом и подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 6 июля, вопреки надеждам правозащитников и операторов связи на президентское вето. Надежды на вето вообще было мало, потому что с 2013 года Президент РФ не пользовался этим правом. Закон мог бы остановить Совет Федерации, который крайне редко, но всё же пользуется своим правом вето. Но и этого не произошло. Законы вступят в силу 20 июля 2016 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позже.

Законы были приняты в короткие сроки: за три месяца они прошли и Государственную Думу, и Совет Федерации, и Президента РФ.

Мы уже проводили , поэтому сейчас есть смысл остановиться на тех изменениях, которые были внесены в первоначальный текст проектов.

Федеральный закон от 06.07.2016 №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» состоит из 19 статей, первоначальный проект был дополнен девятью статьями.

В первоначальной редакции законопроекта №1039149–6 содержалась норма, согласно которой в целях обеспечения координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по профилактике терроризма по решению Президента РФ могут формироваться органы из представителей этих органов. Эти органы могут принимать решения по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Решения оформляются актами указанных органов и являются обязательными. В итоговом варианте норма дополнена полномочием субъектов РФ установить административную ответственность за неисполнение этих решений, в случае если она не предусмотрена федеральным законом.

Статьи 2-4 были включены в текст законопроекта его авторами в процессе работы над ним, они посвящены полномочиям спецслужб. ФСБ и СВР наделяются правом получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей информационные системы и базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним.

В Федеральном законе «О ФСБ» исключается второе предложение из нормы следующего содержания: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Предполагается, что ответственность (гражданско-правовую) за причиненный законными действиями военнослужащих ФСБ несет сама ФСБ, однако исключение второго предложения из приведенной нормы вносит некоторую неопределенность в вопрос о том, будет ли ФСБ возмещать вред. При этом в Законе остаются общие положения о том, что государственные органы, организации и граждане вправе требовать от органов ФСБ возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей.

Изменения в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вносят получение компьютерной информации в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Мероприятия, связанные со снятием компьютерной информации, проводятся при участии ФСБ и органов внутренних дел только по судебному решению.

В закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» внесены изменения в части исключения выдачи обыкновенной гуманитарной визы лицам, осуществляющим профессиональную религиозную деятельность, в том числе миссионерскую. Первоначальное предложение о запрете на выезд из России в случае наличия у гражданина предостережения о недопустимости нарушения закона было исключено. Резонансная неконституционная статья 5 законопроекта, предполагавшая лишение гражданства РФ за совершение преступлений террористической направленности, также была исключена из закона по инициативе самих авторов законопроекта.

Возникает вопрос: когда законодатели Яровая и Озеров писали закон, они не знали, что другим законом запрещено лишать человека российского гражданства? А если знали, то зачем включили такое одиозное положение в проект? Как вариант - чтобы отвлечь внимание от других вопросов.

Уточнены некоторые положения закона «Об оружии»: конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия, а при производстве таких изделий и определенных видов оружия запрещается использовать основные части не только боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, но и снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного (статья 6).

Большие изменения вносятся в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: в него вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава. Данной главы не было в первоначальной редакции законопроекта.

Миссионерская деятельность - это деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, сети «Интернет» либо другими законными способами. Миссионерской деятельностью не может заниматься представительство иностранной религиозной организации. Однако российские религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.

Закон запрещает осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе, которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо законом «О противодействии терроризму». Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности и другие деструктивные цели.

За нарушение правил осуществления миссионерской деятельности предусмотрена административная ответственность.

Статья 9 Федерального закона №374-ФЗ с изменениями в закон «О почтовой связи» также появилась в процессе работы над законопроектом. Закон дополняется обязанностью операторов почтовой связи принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях запрещенных предметов и веществ. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение. По существу, закон зафиксировал то, что уже применяется на практике службой почтовой безопасности.

Самый большой резонанс вызвали изменения в закон «О связи». В итоговом документе число поправок увеличилось. Помимо резонансных поправок в закон вошла новая обязанность операторов связи прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Это означает, что могут перестать работать все «левые» сим-карты, выданные без указания паспортных данных в договоре, а также все сим-карты, использующиеся не тем лицом, на которое оформлен договор. За несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов вводится административная ответственность. Также в законе появилась обязанность операторов связи выдавать информацию о пользователях и оказанных им услугах связи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В законе осталась норма о том, что операторы связи обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет. Однако следует предположить, что «информация о фактах» - это, по сути, так называемые логи, а не сама информация. В отношении самой информации - текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей услугами связи - установлен срок хранения до шести месяцев. Важно, что порядок, сроки и объем хранения указанной в информации устанавливаются Правительством РФ. То есть до того как Правительство РФ установит этот порядок норма фактически не будет действовать. Для данной нормы предусмотрена отсрочка вступления в силу на два года: она начнет действовать с 1 июля 2018 года.

Аналогичные правила хранения информации с аналогичными оговорками вводятся в отношении организаторов распространения информации в сети «Интернет». Кроме того, провайдеры обязаны при использовании в электронных сообщениях пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых электронных сообщений. Как эта обязанность будет реализовываться на практике, пока не очень понятно.

Изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусмотренные статьей 6 законопроекта, оказались в статье 12 принятого Закона. Замечания Правового управления Госдумы и несоответствие данных норм предмету закона не стали препятствием для их сохранения в тексте. Кроме того, редакция была дополнена нормой о том, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. За нарушение этой обязанности предусмотрена административная ответственность, формулировка уточнена в соответствии с замечаниями Правового управления Госдумы.

Федеральный закон от 06.07.2016 №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» также увеличил количество статей вдвое по сравнению с проектом - с двух до четырех статей. Однако изменений по сравнению с проектом не так много.

По статье 205.6 Уголовного кодекса РФ «Несообщение о преступлении» учтены замечания Правового управления Думы: максимальное наказание уменьшено с трех лет лишения свободы до одного года.

В статье 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» санкции выросли по сравнению с тем, что было в проекте. В проекте закона предлагалось повысить на 2–3 года нижние пределы сроков лишения свободы, а в итоге на пять лет выросли и высшие пределы.

В статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», статье 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» предлагаемые безальтернативные санкции в виде лишения свободы с учетом замечаний юристов заменили на альтернативные - с наказаниями в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы.

Статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности» не вошла в итоговый закон.

Изменилась редакция изменений, которые вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В целом, закон, вносящий изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, практически не изменился по сравнению с первоначально внесенным проектом.

ВЫВОДЫ

1. «Антитеррористический пакет» Яровой был существенно доработан с учетом поправок, однако это привело к ужесточению закона. Из самых громких положений законопроекта в закон не вошло только лишение гражданства, ограничение на выезд и статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности». Все остальные положения сохранились. Например, статья 205.6 «Несообщение о преступлении» будет действовать с 20 июля 2016 года.

2. Закон был дополнен новыми нормами, в частности, изменениями в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в который вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава.

3. Закон дополнился полномочиями органов, осуществляющих ОРД, и органов безопасности получать удаленный доступ к любым информационным системам и базам данных, а также, по решению суда, компьютерную информацию (электронные сообщения частных лиц). Надо полагать, что у спецслужб и так есть доступ к информационным системам и компьютерной информации.

4. Шум вокруг законов Яровой стал сводиться к переживаниям операторов связи и интернет-провайдеров о повышении их расходов в связи с необходимостью соблюдения закона и шутками пользователей в интернете на тему «большой брат следит за тобой». Однако по поводу «слежки» нельзя утверждать, что со вступлением в силу закона что-то должно кардинально измениться в сторону тотального нарушения тайны сообщений. Также нет смысла возмущаться ужесточением ответственности за терроризм. Странно, что в Интернете не поднялся такой же шум, например, по поводу уголовной ответственности за недоносительство.

5. Акцентирование внимания общественности на заведомо одиозных и непроходных положениях законопроектов приводит к тому, что действительно важные, значимые нормы и законопроекты, которые могут привести к нарушению прав рядовых граждан (не террористов), остаются в тени.

Госдума в пятницу, 24 июня, приняла во втором и третьем чтении антитеррористический пакет законов, внесенный председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Об этом сообщает .

Поправки предлагается внести в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК), а также в 10 отдельных законов. Ими вводится пожизненное заключение за международный терроризм, уголовная ответственность за терроризм с 14 лет, а также обязательство операторов связи, мессенджеров и соцсетей хранить всю информацию о содержании разговоров и переписки пользователей.

Поправками вводится новый состав преступления - международный террористический акт. Международным предлагается признать теракт, произошедший за пределами России и подвергший опасности жизнь и здоровье граждан страны. За него предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет либо в виде пожизненного заключения.

В законопроектах также предлагается снизить возрастной порог уголовной ответственности для террористических преступлений до 14 лет.

В УК появляется новая статья - несообщение о готовящемся теракте, угоне самолета и некоторых других преступлениях. За это будет предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты осужденного за период до 6 месяцев, либо принудительные работы до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок. При этом не подлежит уголовной ответственности несообщение о подготовке или совершении преступления супругом или близким родственником.

Публичные призывы к терроризму в интернете, а также его публичное оправдание предлагается наказывать штрафом от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или лишением свободы от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 5 лет.

За склонение и вербовку к организации массовых беспорядков вводится наказание в виде штрафа от 300 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от 2 до 4 лет либо без такового или в виде принудительных работ на срок от 2 до 5 лет либо лишения свободы от 5 до 10 лет.

Парламентарии также обязали операторов связи хранить на территории России в течение 3 лет информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео, а также содержание разговоров и переписки - до 6 месяцев.

Также операторы связи обязуются предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и об оказанных им услугах связи и другие данные.

Мессенджеры и социальные сети должны будут хранить данные о фактах передачи сообщений 1 год, а содержание переписки - до полугода. Они будут обязаны при использовании дополнительного кодирования сообщений представлять в ФСБ ключи для их декодирования. За отказ граждане будут штрафоваться на сумму от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, должностные лица - от 30 до 50 тысяч рублей, юрлица - от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.



Просмотров