Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики

ФЗ №172 был принят для урегулирования процесса осуществления анти коррупционной проверки документов и планов правового типа. Закон состоит из 5 статей. Главным проверяющим органом является Прокуратура РФ.

Под таким же номером заявлен 172 ФЗ о стратегическом планировании. Узнать больше о нем можно

Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» был издан Госдумой РФ 3 июля 2009 года. Одобрен законодательный проект был спустя 4 дня. Вступил в силу ФЗ-172 17 июля того же года. Последние изменения в ФЗ-172 вносились 1 ноября 2013 г.

ФЗ-172 устанавливает основы законного и организационного типа для анти коррупционной экспертизы для того, чтобы выявить коррупционные способы и предложить методы их устранения.

В ФЗ-172 обозначены принципы, при которых проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов:

  • проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • Проведение оценки взаимосвязей между нормативно-правовым документом с другими;
  • Сотрудничество государственных органов, федеральных органов и иных организаций с учреждениями, которые занимаются анти коррупционными проблемами;
  • Компетентность сотрудников, которые проверяют работу в различных государственных структурах;
  • Проверка антикоррупционной экспертизы на предмет объективности и обоснованности.

В 3 статье ФЗ-172 прописаны органы , которые проводят проверку:

  • должностные лица гос органов и организаций;
  • Прокуратура РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти в области юстиции.

Так же в 3 статье обозначены вопросы по которым уполномоченные органы проводят антикоррупционную экспертизу. Поставленные вопросы касаются :

  • социальных гарантий, которые предоставляются лицам, замещающим должности государственного и муниципального типа;
  • обязанностей гражданина;
  • свобод и прав человека;
  • собственности, которая находится во власти государственных или муниципальных органов.

В пункте 3 статьи 3 перечислены виды проектов в отношении которых Федеральный орган исполнительной власти осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы:

  • Федеральных законов;
  • указов Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты;
  • поправки Правительства РФ к проектам Федеральных законов;
  • постановлений Правительства;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ.

ФЗ-172 регламентирует обязательность отражения выявленных коррупционных факторов в следующем:

  • в заявлении прокурора изменить документ правового регулирования или в ходатайстве прокурора в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;
  • в заключении тип которого предусмотрен в пунктах 2 и 3 Настоящего Федерального закона.

В требованиях прокурора должны быть обозначены выявленные несоответствия и методы их устранения. Требования, обозначенные прокурором должны быть рассмотрены в обязательном порядке государственными органами власти. Согласно ФЗ-172 требования прокурора могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Настоящий Федеральным законом.

Скачать закон об антикоррупционной экспертизе

ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит 5 статей. Каждая из них регулирует порядок действий при проведении антикоррупционной экспертизы государственных актов.

Если хотите подробнее изучить положения ФЗ-172, скачайте его по .

Изменения в ФЗ

В ходе последних изменений из 3 статьи 3 пункта была убрана фраза, суть которой заключалась в том, что технические задания и концепции должны быть приняты при разработке новых проектов федеральных законов.

Ниже будет рассмотрена 5 статья, которая не была отредактирована в ходе последних изменений ФЗ-172.

Статья 5

В ст 5 указан порядок проведения независимой экспертизы, который предусматривается настоящим Федеральным законом. Заказать подобную экспертизу могут юридические и физические лица за счет собственных денежных средств. Дополнительно в этой статье предусмотрены условия и порядок проведения аккредитации специалистов по независимой антикоррупционной экспертизе. При проверке эксперт получит специальный документ, в котором будут обозначены все нарушения, способы и срок их устранения.

Чтобы подробнее изучить ФЗ-172, скачайте его по .

Право, является важнейшим элементом в существовании любого современного общества и государства, оно регулирует общественные отношения, сохраняет порядок внутри страны и за ее пределами, способствует развитию не только прогрессивных тенденций, но и позволяет использовать свой потенциал против негативных социальных явлений, к числу которых относится коррупция. Алешкова Н.П. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики. М.: Административное и муниципальное право, 2012. - 21-22 с.

Особое место среди противодействия данному явлению занимает антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза - это правовая проверка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта Центр стратегических разработок, 2016.

Ее необходимость состоит в возможности выявления коррупциогенных факторов в нормативных документах, формирование позитивных требований к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих их необходимое качество, а также направленность на превенцию коррупционных практик. Антикоррупционная экспертиза играет двоякую роль. Во-первых, она является способом выявления коррупциогенных норм. Во-вторых, антикоррупционная экспертиза предназначена играть превентивную роль в отношении коррупционных проявлений.

Этот механизм имеет свою правовую основу и реализуется на международном, федеральном и региональном уровнях. Уваров А.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как профилактическая мера борьбы с коррупцией // Сетевой журнал «Научная сеть Современное право». 2015. с. 6

Международный уровень - это, прежде всего, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Данная Конвенция выражает собой стремление государств, подписавших её, оценивать соответствующие нормативные правовые документы, а также принимаемые административные меры с точки зрения их адекватности при предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Подобный уровень борьбы активно развивается, все большее количество стран, рассматривающих борьбу с коррупцией как общегосударственный приоритет, подключаются к диалогу и поддерживают Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. - М.: Юринфор, 2000. - 3 с.

Федеральный уровень нормативной правовой базы антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации - это, прежде всего, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данный закон закрепляет антикоррупционную экспертизу в качестве профилактической меры по противодействию коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // ГАРАНТ. 2008. 30 дек.

С учётом возможности коррупционных проявлений в законодательстве, был разработан и принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Указанный Федеральный закон конкретизировал цели, задачи и порядок проведения данного вида экспертизы, существенно расшил объектную сторону её деятельности. Важным дополнением является тот факт, что наряду с проектами нормативных правовых актов экспертизе должны подвергаться также и действующие нормативные правовые акты. Кроме того, расширен перечень субъектов антикоррупционной экспертизы. Включен новый субъект -- прокуратура Российской Федерации. Уваров А.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как профилактическая мера борьбы с коррупцией // Сетевой журнал «Научная сеть Современное право». 2015. с. 10

На основе анализа норм Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ №172) можно разделить антикоррупционную экспертизу на несколько видов:

  • 1) по объекту экспертизы: экспертиза проектов нормативных правовых актов (проводится до подписания нормативного правового акта) и экспертиза действующих нормативных правовых актов (проводится после вступления правового акта в силу) - ч.1 ст.1 ФЗ №172;
  • 2) по субъекту экспертизы: внутренняя (осуществляется структурами органа, занимающегося правотворчеством) и внешняя (осуществляется сторонними уполномоченными на то организациями, например прокуратурой или Министерством юстиции, независимыми экспертами) - ст.3, ст.5 ФЗ №172;
  • 3) по участию институтов гражданского общества: официальная (проводится органами и должностными лицами согласно возложенными на них законом обязанностей) и независимая (проводится за счет собственных средств частных организаций, прошедших в установленном порядке аккредитацию в Минюсте РФ как независимые эксперты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) - ст.3, 5 ФЗ №172;
  • 4) по уровню правотворческого органа: экспертиза правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образований- ст.3 ФЗ №172. Дьяконова О.Г. Правовая или антикоррупционная экспертиза? / Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов (сост. Е.Р. Россинская) / Сборник научных статей подготовлен на основании материалов круглого стола «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов», проходившего 15 января в МГЮА им. О.Е. Кутафина // М.: «Проспект», 2010, правовая система «Гарант»

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» являются:

  • 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
  • 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
  • 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Обоснованность результатов антикорупционной экспертизы - это мотивированность выводов, содержащихся в экспертном заключении. Алешкова Н.П. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: актуальные проблемы и возможные решения // Муниципальное право. 2013. № 2. С 31

Объективность результатов антикоррупционной экспертизы - это минимизация влияния субъективных факторов на выводы эксперта. Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта: Центр стратегических разработок, 2016.

Проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы - это возможность проведения сравнительного анализа выводов, содержащихся в экспертном заключении, с некими стандартами ее проведения. Уваров А.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как профилактическая мера борьбы с коррупцией // Сетевой журнал «Научная сеть Современное право». 2015. с. 4

  • 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
  • 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Дьяконова О.Г. Правовая или антикоррупционная экспертиза? / Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов (сост. Е.Р. Россинская) / Сборник научных статей подготовлен на основании материалов круглого стола «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов», проходившего 15 января в МГЮА им. О.Е. Кутафина // М.: «Проспект», 2010, правовая система «Гарант».
  • Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции.

Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведения получили свое регулирование в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее Постановление Правительства РФ, которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

В частности, в качестве принципов можно отметить:

  • обязательность проведения экспертизы;
  • проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
  • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
  • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
  • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.

2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

5. Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

  • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
  • проведение оценки принятия подобного проекта;
  • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие «методика» включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д.

Согласно действующему законодательству антикоррупционная экспертиза проводится:

  • как государственными;
  • так и независимыми экспертами.

Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

  • государственная;
  • независимая.

Экспертиза может проводиться:

  • прокуратурой;
  • министерством юстиций;
  • другими органами и их служащими;
  • независимыми экспертами.

В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

Например, Минобрнауки РФ и БГТУ им. В.Г. Шухова проводят экспертизу тех правовых актов, которые были ими приняты.

Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.

Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.

Правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в нашей стране были заложены на состоявшемся 15 ноября 2003 года в г. Санкт-Петербурге 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), когда был принят Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике».

В статье 2 Модельного закона было сформулировано определение антикоррупционной экспертизы: «Антикоррупционная экспертиза правовых актов – деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Коррупциогенный фактор – явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению».

Незадолго до этого Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Генеральной ассамблеей 31 октября 2003 года, государству-участнику было предписано стремиться периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней. Однако такую «оценку» нельзя считать синонимом термина «антикоррупционная экспертиза», поскольку может подразумевать под собой и то, что в действующем российском законодательстве называется «оценка регулирующего воздействия», и проверку соотношения бюджетных расходов полученному результату. Понятие «правовые документы» также не конкретизировано, оно включает в себя не только нормативные акты, но и акты индивидуального применения, носящие ненормативный характер (письма, инструкции и т.п.), которые лишь в нормативных актах отдельных субъектов Российской Федерации, например в постановлении Губернатора Московской области от 14 августа 2013 года № 193-ПГ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, и их проектов», признаются объектами антикоррупционной экспертизы.

31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции (№ Пр-1568). Согласно Национальному плану в его первоначальной редакции одной из мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции является, в частности, совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации. Данная мера определена как направленная на профилактику коррупции, то есть способствующая ликвидации причин ее возникновения.

Антикоррупционная экспертиза, как особое направление деятельности, также была упомянута в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годы. Позднее идея проведения антикоррупционной экспертизы получила развитие в федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который установил, что проведение обязательной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов относится к мерам по предупреждению (профилактике) коррупции.

Первыми документами, описывающими процедуру проведения антикоррупционной экспертизы, в нашей стране стали утвержденные 5 марта 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 195 Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196.

Позже, Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее по тексту – Закон об антикоррупционной экспертизе) были установлены принципы, правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Однако, в нем так и не было дано определение понятия «антикоррупционная экспертиза».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» были утверждены новые Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Несмотря на наличие такой законодательной базы в области противодействия коррупции, в общем, и в сфере антикоррупционной экспертизы, в частности, в законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует нормативное определение понятия «антикоррупционная экспертиза». Различные ученые и раньше и сейчас дают ей свои определения этому термину.

Так, К. И. Головщинский под антикоррупционной экспертизой законодательства понимает комплекс мероприятий по выявлению норм права, способных устанавливать такие рамки взаимоотношений между агентами, которые повышают вероятность их вступления в коррупционные взаимодействия.

Т. О. Кошаева, отождествляет антикоррупционную экспертизу с анализом нормативных правовых актов и понимает под ней выявление в нормативных правовых актах и их проектах правовых предпосылок коррупции, т.е. правовых норм, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении этих актов.

Согласно определению, данному П. А. Кабановым, антикоррупционная экспертиза – это «деятельность компетентных и уполномоченных на то соответствующими органами физических и юридических лиц (экспертов и экспертных учреждений), состоящая из проведения исследования нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов, иных правовых документов в целях выявления в них коррупциогенных факторов, а также дача ими заключения или иного документа по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний, умений и навыков в области правового регулирования противодействия коррупции и практики реализации антикоррупционного законодательства и подзаконных антикоррупционных нормативных правовых актов».

Формулируя собственное мнение, касающееся определения антикоррупционной экспертизы, мы исходим из того, что она должна носить комплексный характер и включать в себя элементы юридической, социально-экономической, финансовой, экологической, криминологической экспертизы и иных видов экспертиз.

Действующее законодательство не предусматривает такого понятия, как «комплексная антикоррупционная экспертиза». Но во многих случаях возникает необходимость провести исследование, основанное на специальных знаниях. Причем для разрешения вопросов экспертизы необходимо применить целый ряд частнонаучных методов, юристы без специальной подготовки не могут владеть этими методами в полном объеме.

Компетентность эксперта не должна сводиться к юридической профессии. Объем нормативных правовых актов очень велик. Процесс обсуждения и принятия нормативных правовых актов представляет собой коллективную деятельность, в течение которой вносятся многочисленные поправки и изменения. Соответственно, круг лиц, причастных к их созданию и заинтересованных в их качестве, тоже весьма значителен. Конечно, субъекты, проводящие антикоррупционную экспертизу, могут привлекать специалистов, которые по результатам готовят предложения, данные предложения могут быть включены в итоговое заключение. Но для повышения эффективности считаем, что в отдельных случаях, указанных в законе антикоррупционная экспертиза должна носить комплексный характер.

В настоящее время уже не разрабатываются нормативные правовые акты, в которых используются только юридические термины и понятия. Технический прогресс последних десятилетий, компьютеризация общества, приток инвестиций в страну, множество государственных и социальных программ разной направленности создали необходимость привлечения специалистов в данных областях при разработке нормативных правовых актов. Невозможно выявить все коррупционные риски, анализируя, например, закон о бюджете или о защите компьютерной информации только с точки зрения соблюдения юридико-технических правил, не обращаясь к данным иных наук. При анализе подобных нормативных правовых актов или их проектов необходимы не только юридические знания. Полагаем, что в проведении антикоррупционной экспертизы хотя бы социально значимых законопроектов должны принимать участие специалист по законодательной технике и специалист в предметной области.

Справедливости ради, надо сказать, что и до появления института антикоррупционной экспертизы специалисты привлекались к разработке текстов нормативных правовых актов, которые содержат большое количество технических, экономических и тому подобных терминов, но на этом их участие заканчивалось.

Одной их задач антикоррупционной экспертизы является прогнозирование возможных рисков, связанных с применением законов в будущем. Привлекая специалистов для проведения антикоррупционной экспертизы, органы государственной власти снизят вероятность использования недобросовестными чиновниками нормативного правового акта в своих интересах. Полагаем, что к проведению антикоррупционной экспертизы целесообразно активно привлекать специалистов по экономике, социологии, управлению, информатике, экологии, психологии и т.д. Такие специалисты помогут, по нашему мнению, устранять «лазейки» в законе еще на стадии его разработки. Результат работы специалистов должен обобщаться на этапе комплексного рассмотрения всех выявленных коррупциогенных факторов в виде соответствующего заключения.

Таким образом, по нашему мнению, антикоррупционная экспертиза – это совместная деятельность законодательно определенных субъектов по законодательной технике и привлекаемых специалистов в предметной области по комплексной правовой проверке нормативных правовых актов или их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и подготовки обоснованных рекомендаций по их устранению путем извлечения или преодоления.



Просмотров