Аннулирование водительских прав. Право не «права»: недействительность водительского удостоверения В каких случаях водительское удостоверение недействительно

Часто слышал в повседневном обиходе как водительское удостоверение называют «правами». Ну, называют и называют. Однако такое понимание, как оказалось - это не только обиход рядовых водителей, что влечет, как минимум, одну проблему, с которой столкнулись мои знакомые.

Однажды некие парень и девушка решили вступить в узы брака; брак, собственно, заключили и в качестве общей фамилии была выбрана фамилия мужа (ст. 28 Федерального закона 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Но с получением нового водительского удостоверения супруга не поспешила (сильно винить ее за это, я думаю, не имеет смысла). Таким образом, у нее на руках имелось водительское удостоверение, содержащее порок - персональные данные владельца удостоверения изменены.

Бдительный инспектор ДПС не заставил себя долго ждать, и в скором времени данный порок был выявлен. Кроме того, выявлен он был при таком обстоятельстве, что жена управляла транспортным средством мужа - следовательно, речь также идет о передаче управления транспортным средством лицу с порочным удостоверением.

Позиция инспектора

Относительно жены: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством » (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Относительно мужа: «Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права » (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).

Правовая аргументация: «Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца » (пп. б п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»).

Вынесены соответствующие постановления о назначении административного наказания (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Что говорит закон

Закон же, на самом деле, никоим образом не синонимизирует право на управление транспортным средством и водительское удостоверение (те самые «правá»).

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», далее - Закон о безопасности дорожного движения).

А водительское удостоверение - лишь подтверждает право на управление транспортным средством (п. 6 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения). Недействительность водительского удостоверения не влечет утрату права на управление транспортным средством; хотя, вероятно, управление транспортным средством с аннулированным водительским удостоверением - это диспозиция ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (но все-таки не ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Основания же прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами установлены ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, и представляют собой закрытый перечень (например, лишение права на управление транспортными средствами, если водитель практиковал вождение в состоянии опьянения и «допрактиковался»). Такого основания, как изменение персональных данных, в перечне нет.

Толкование Верховного Суда РФ

ВС РФ подтверждает, что право и «правá» - не одно и то же.

Решение ВС РФ от 13 февраля 2015 г. N АКПИ14-1449: «подпункт "б" пункта 35 Правил предписывает, какие действия должны совершить сотрудники подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений, с бланком ранее выданного удостоверения при его замене в связи с изменением персональных данных владельца. Признание недействительным бланка водительского удостоверения вследствие изменения персональных данных не влечет прекращения прав лица на управление транспортным средством, а лишь является административной процедурой ».

Кульминация

Собственно, постановления по делу об административном правонарушении были изменены (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ): деяния переквалифицированы с ч.ч. 1, 3 ст. 12.7 КоАП РФ на ч.ч. 2, 3 ст. 12.3 КоАП РФ.

Относительно «12.3» тоже можно подискутировать, но: I) это уже предмет иной дискуссии; II) есть здравый смысл в том, что недействительное удостоверение - это отсутствие документа на право управления транспортным средством.

Главное: право не «права», право не отсутствует и государство в лице его органов/должностных лиц это все-таки признало.

Хочу лишь еще отметить, что случаи такие неединичны, однако позиция в итоге одна.

Решение Пермского краевого суда от 23 марта 2015 г. по делу N 7-357-2015;21-201-2015: «право на управление транспортными средствами и водительское удостоверение, подтверждающее наличие у гражданина такого права, не являются тождественными понятиями ».

Решение ВС Республики Карелия от 6 июля 2015 г. по делу N 21-226/2015: «изменение персональных данных владельца водительского удостоверения, являясь основанием для его замены, прекращение прав лица на управление транспортными средствами не влечет ».

Гаишники собираются инкриминировать ослушавшимся людям статью 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...», по которой предусмотрено наказание от 500 рублей штрафа до 15 суток административного ареста. Другими словами, власть дает понять, что в борьбе с «серыми» автошколами пойдет до конца, и в этой войне крайними останутся не только автокурсы, но и воспользовавшиеся их услугами граждане. Напомним, что скандал с массовым лишением столичных водителей «прав» , в которой журналисты рассказали о том, как в самом центре Первопрестольной несколько лет функционировала автошкола, не имеющая лицензии на обучение кандидатов в водители на категорию «В». Итогом расследования стало аннулирование более 100 водительских удостоверений. Кстати сказать, но к нашему предупреждению, увы, никто не прислушался. Однако говорить о том, что справедливость восторжествовала еще очень рано.

Хотя бы потому, что, во-первых, не наказаны ответственные сотрудники столичной ГАИ, по халатности или корысти ради допустившие к экзаменам граждан, не прошедших обучение в установленном законе порядке и, более того, разместившие на ведомственном сайте информацию (сейчас она уже удалена с ресурса), что АНО ЦПТО входит в число лицензированных школ. Во-вторых, толком не понесло никакой ответственности (если не считать наложенных судом штрафов на общую сумму в 210 000 рублей) руководство , хотя ряд экспертов сходится на том, что его действия вполне попадают под действие ст. 159 УК «Мошенничество» (до 10 лет лишения свободы) или, как минимум, ст. 165 УК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (до 5 лет тюрьмы). И, наконец, главное - что в этой ситуации делать пострадавшим гражданам?

Увы, им придется заново и проходить , и сдавать экзамены. Ведь ни на какие уступки власти явно не пойдут, поскольку выдача «прав» на неких «льготных» условиях станет сигналом для всех нелицензированных автошкол о том, что при благоприятных условиях их выпускники (причем чем их будет больше - тем лучше) по-любому получат заветные «корочки». Однако на новое обучение нужны немалые деньги, а где их взять? Правильно - получить у проштрафившегося АНО ЦПТО. Которое, впрочем, отдавать их не спешит и вместо этого делает своим бывшим курсантам новые сомнительные предложения.

Как рассказали порталу «АвтоВзгляд» некоторые из них, им предложили быстренько и за небольшую плату получить свидетельство об окончании от другого юрлица. Что значит «быстренько»? Скорее всего, без прохождения соответствующего профессионального обучения. как того требует ФЗ «О безопасности». То есть граждане, согласившиеся на предлагаемую «серую» схему автоматически становятся уже не пострадавшими, а соучастниками мошеннических действий в получении водительских удостоверений. Так как заведомо знают, что не будут полноценно обучаться, а выдаваемое свидетельство - пусть и на основе действующей лицензии - все- равно липовое. В любом случае, приняв такое предложение они вновь рискуют попасть на повторное аннулирование прав. На что (или на кого) надеется директор ЮАШ (материнская компания АНО ЦПТО) г-жа Никонова, которая и подписывала договора от имени ЦПТО с гражданами, у которых теперь аннулируют водительские удостоверения? И как все это возможно, ведь насколько нам известно, Ольга Александровна не только директор упомянутых учебных заведений, но и член координационного совета при Президенте РФ по программе действий в интересах детей, и член общественного совета Минтранса, и эксперт и других не менее солидных организаций.

В связи с чем очень рекомендуем пострадавшим не поддаваться на предлагаемую провокацию, потому что ничем хорошим это не закончится. А найти для обучения легитимную, добросовестную автошколу.
Не подписывать с ЦПТО никаких бумаг об отсутствии претензий а наоборот -
незамедлительно потребовать (в письменном виде) возврата потраченных на обучение денег в полном объеме, поскольку это самое обучение проводить автошкола права не имела.
Одновременно с этим подать 3 заявления - в

Возможность аннулирования водительского удостоверения четко отражено Правилами. Ранее подобное решение выносилось лишь по постановлению суда. Сегодня же положение немного изменилось.

Какова же разница между аннулированием и лишением?

Хотя оба понятия и схожи, но смысл их совершенно различный. Прав водителя могут лишить на конкретное время, не более чем на три года. Что же касается аннулирования, то оно предполагает несколько более широкое определение. У автомобилиста водительское удостоверение могут аннулировать по причине его несоответствия требуемым медицинским показателям, по которым он очень опасен как для себя так, так и для других участников ДД. Восстановление их в этом случае возможно лишь тогда, когда он пройдет медицинскую комиссия, и ему будет выдана справка о пригодности к управлению автомобилем. Так что, срок в данном случае не конкретизирован.

У аннулирования могут существовать некоторые временные ограничения, но оно может быть и пожизненным. Но даже в подобной ситуации, автомобилист имеет шанс получить права, если медкомиссии в его отношении примет соответствующее решение.

Аннулирование международных прав и внутреннего удостоверения

Новые правила отражают конкретные ситуации, при которых права будут аннулированы. Национальные ВП будет являться недействительными в том случае если:

Они просрочены;

Пришли в негодность;

Признаны поддельными;

Утеряны;

Заменены на новые;

По причине каких-либо медицинских противопоказаний.

Важно знать, что если у автомобилиста аннулируется внутреннее удостоверение, то автоматически и международные становятся недействительными. Если, предположим, национальным правам необходима замена, то и международные надо будет поменять, и совсем не важно, в каком они состоянии.


Норма для профессионалов

Наемный водитель, прежде чем приступить к работе должен обязательно пройти медосмотр. Затем же он будет обязан медосвидетельствование проходить единожды в два года.

Кроме этого, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками обязаны перед каждой поездкой проходить через медика. Если же водитель занимается транспортировкой опасного груза, то медосвидетельствование он должен проходить и после возвращения из рейса. Данный порядок необязателен для автомобилистов работающих в специальных службах, ибо из-за специфичности их работы там невозможно перед каждым выездом проходить медосмотр.

Особые отметки

Если водитель носит очки, то ездить на автомобиля он должен в них. Если он этого не будет соблюдать, то его ВУ может быть признано недействительным. Самого же автомобилиста ждет штраф, который может достичь и 15000.

Нелицензированные автошколы

Возможность восстановления аннулированного удостоверения водителя зависит и от способа их получения. Несколько лет назад у водителей-новичков появился риск аннулирования прав, так как они обучались в нелицензированных школах. Хотя в отношении некоторых автошкол и были возбуждены уголовные дела, однако с ними «за компанию» пострадали и ни в чем невиновные автолюбители.

После проведения всестороннего расследования выяснилось, что практически каждая из автошкол работала по мошенническим схемам. Они снимали помещения, технику и другое для показа ГИБДД. Но впоследствии арендные договора разрывались, а сама их рабочая схема оставалась прежней. К работе привлекались «черные» инструкторы, а использовались старые автомобили.

В подобных случаях, невзирая на аннулирование прав, автомобилист не лишается права управлять автотранспортом. Но для осуществления своего права водителю придется вновь пойти учиться в лицензированную автошколу, и опять сдать экзамен.

Случаи коррупции

Аналогичная участь ждет автолюбителей если выяснится, что экзамены они сдали с нарушениями. Случалось и такое, что органами раскрывались схемы, при которых сотрудники полиции брали взятки за успешную сдачу экзамена. В таком случае неприятностей не избежать не только инспекторам ДПС, но и самим водителям.

Период действия прав истек

Что же делать автомобилисту, если его права аннулированы по причине прошествия их срока действия. Здесь все будет зависеть от времени выявления данного факта. Если, предположим, водитель продолжительное время не ездит на машине, то ему не обязательно делать новые права. Ему надо только прийти в ГИБДД и заменить удостоверение. Однако совсем иное дело, если он будет остановлен на дороге. В этом случае его просроченное удостоверение будет приравнено к нарушению, то есть, их как бы у него нет. Его машину за это поставят на штраф стоянку, а самого оштрафуют.

Заключение

Так что, аннулирование ВУ чревато разными последствиями. Какой-то случай вынудит заново поступить на учебу в лицензированную автошколе и сдавать экзамены законно. Другой же - пройти медкомиссию. А третий, самый простой, прийти в ГИБДД и получить новые права.

О том, могут ли аннулировать водительские права, четко определено Правилами. Раньше такое решение принималось только по решению суда. Но сегодня положения несколько изменились.

Аннулирование или лишение: в чем разница?

В эти два понятия заложен схожий, но различный смысл. ВУ лишают на определенный промежуток времени, не более трех лет. Аннулирование же включает в себя намного более общее определение. К примеру, удостоверение могут аннулировать из-за несоответствия водителя необходимым медицинским показателям. Тогда он представляет опасность не только для себя самого, но и для окружающих. Восстановление в данном случае возможно только тогда, когда будет пройдена медкомиссия, и выдадут справку о пригодности к вождению. Таким образом, конкретного срока здесь не предусматривается.

Но аннулирование также может и иметь определенные временные рамки, а также быть пожизненным. Однако даже в такой ситуации, автолюбитель вправе получить ВУ, если медкомиссия вынесет соответствующее решение, а также будет сдан теоретическая и практическая части экзамена в ГИБДД.

Аннулирование внутреннего и международного удостоверения

В новых Правилах содержится конкретный перечень ситуаций, когда водительское удостоверение будет аннулировано. Так, национальный документ будет считаться недействительными, если:

  • срок действия истек;
  • по разным причинам пришел в негодность;
  • произошла выдача по документам, признанными поддельными или выданные с нарушением закона;
  • утрачен;
  • получены новые права;
  • появились медицинские противопоказания.

При этом, если у водителя аннулируют внутренние права, то и международные также прекращают свое действие. Так, например, если национальное удостоверение сильно износилось и требуется его замена, то документ международного формата тоже нужно поменять, даже тогда, когда он находится в идеальном состоянии.

Правила для профессионалов

Водитель по найму, перед выходом на работу проходит предварительное медосвидетельствование. А затем он обязан проходить медицинскую комиссию один раз в два года.


Помимо этого, тем из них, кто перевозит пассажиров и груз, обязательно нужно проходить медосмотр каждый раз перед рейсом. При перевозке опасного груза медосвидетельствование проходят и после каждого рейса. Такой порядок является необязательным лишь в тех случаях, когда водители работают в экстренных службах. Тогда перед выездом просто невозможно проводить медицинский осмотр.

Если же в процессе одного из осмотров выяснится, что имеется заболевание, при котором нельзя садиться за руль, его отправляют на обследование, а затем на лечение. В течение всего этого периода, он не вправе садиться за руль. А если диагноз подтверждается, его удостоверение подлежит аннулированию. В настоящее время ведется работа над тем, чтобы утвердить список заболеваний, являющихся основанием для аннулирования прав.

Особые отметки

В национальных и международных ВУ имеется графа с названием «Особые отметки». Так, например, если человек носит очки, то он должен и за рулем также быть в них. Не соблюдение этого либо другого имеющейся в данной графе записи, может привести к тому, что права признают недействительными. Водителя же ждет штраф, размер которого, в ряде случаев достигает 15 тысяч рублей.

Нелицензированные школы

Способ, как восстановить аннулированные права, зависит от основания их получения. Пару лет назад у начинающих водителей возник риск аннулирования удостоверения в том случае, если они прошли обучение в нелицензированных автошколах. В отношении многих подобных учебных заведений тогда были заведены уголовные дела. Но вместе с ними пострадали и невиновные водители.

После того, как была проведена масштабная проверка, выяснилось, что многие из них действовали по мошенническим схемам. Так, заключались договоры на аренду помещений, площадок, техники и прочего для того, чтобы показать ГИБДД при проверке, что все соответствует установленным нормам. Но затем соглашения расторгались, и схема функционирования продолжала быть прежней. Работали те же наемные инструкторы, и использовались старые машины. Продолжали работать в старом режиме, они подвергали своих учеников риску из-за того, что их права станут недействительными.

В таких случаях, несмотря на аннулирование документа, водитель не лишается права вождения автотранспортным средством. Однако для реализации своего права ему придется вновь пройти обучение в автошколе, которая имеет лицензию, и снова сдать экзамен. Странным здесь является то, что экзамен был пройден в ГИБДД. По идее, Инспекция не должна была даже допустить к нему тех учеников, которые прошли обучение в автошколе без лицензии. Однако, допуск состоялся. И даже если водитель сдал экзамены на отлично, ему надо проходить обучение заново. В ГИБДД объясняют это тем, что там не обязаны проверять наличие лицензий.

Случаи коррупции

Та же участь постигает водителей и тогда, когда выяснится, что экзамены были сданы с нарушениями. Были случаи, когда прокуратура раскрывала коррупционные схемы, при которых гаишники брали взятки за положительное решение на экзамене. Тогда неприятности ждут не только инспекторов ГИБДД, но и водителей, у которых могут аннулировать удостоверения.


Срок действия истек

О том, что делать, если водительские права аннулированы на том основании, что период, на который они выдавались, истек, зависит от того, когда выявлен этот факт. Если водитель не садился за руль, то он не обязан делать новое удостоверение. Тогда, ему нужно лишь обратиться в отделение ГИБДД и поменять удостоверение. Но совсем другое дело, его остановит инспектор на дороге. Тогда езда с просроченными правами приравнивается к правонарушению, как если бы он ездил без них. За это придется заплатить штраф, а машину увезут на штраф стоянку.

Заключение

Таким образом, аннулирование водительских прав приводит к разным правовым последствиям. В одних случаях, придется заново учиться в лицензированной школе и сдавать экзамены в ГИБДД. В других, нужно пройти медицинскую комиссию. В третьих, достаточно посетить отделение ГИБДД, чтобы получить новое удостоверение.

В планах ГИБДД на ближайшее будущее стоит одна очень непопулярная мера. Возможно, что Госавтоинспекция будет аннулировать , обучавшихся в «серых» автошколах.

О возможных проблемах, которые ждут выпускников «серых» автошкол рассказал Общественной палате России старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Александр Лыткин.

Для начала уточним, что такое «серая» автошкола. Как видно из названия термина это полулегальная организация, у которой нет необходимых документов для обучения кандидатов в водители. Соответственно права, которые получат выпускники такой автошколы будут признаны недействительными и аннулированы. Такой вывод сделал Лыткин по отношению к тем водителям, которым не повезло пройти обучение в подобном заведении.

Смотрите также: Новые программы подготовки водителей одобрены, практически окончательно

Одним из критериев причисления к полулегальным «серым» автошколам стало отсутствие согласования с Госавтоинспекцией учебных программ и материально-учебной базы.

В рамках крупномасштабной реформы образования обучающихся в автошколах и вступления строгих требований к последним, важным критерием для допуска автомобильной школы к дальнейшей работе является заключение ГИБДД после проведения проверки.

В итоге по данным на 12 декабря этого года из 11.5 существующих школ на проведение проверки согласились 5.100 учебных заведений и всего 1.8 тыс. автошкол прошли проверку и могут продолжить обучение будущих водителей в рамках закона. Львиная доля, почти 10 тыс. автошкол на дальнейшую деятельность права не имеют.

Изменение правил обучения и сдачи экзаменов на права

Но таких школ, не прошедших или отказавшихся от проведения проверок подобные «мелочи», не волнуют, они продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять учеников на сдачу экзаменов в ГИБДД.

Власти понимают, что такое массовое нарушение автошколами носит повсеместный характер, но пресечь деятельность лже-автошкол оперативно не в состоянии, на выяснения того что те или иные юрлица вели незаконную деятельность уйдет много времени, и за этот период «серые» автошколы успеют выпустить сотни тысяч новых водителей, которые к сожалению, автоматически попадут под аннулирование ВУ. Как сказал Александр Лыткин, «Мы просто обязаны будем это сделать.»

Стоимость обучения в автошколах

Тем не менее ГИБДД совместно с Минобрнауки прилагает все усилия для того чтобы проблема прекратила свой рост. Госавтоинспекция призвала Минобрнауки оперативное закрывать незаконно работающие автошколы.

Основанием столь жестких мер, уточняют в Госавтоинспекции, является нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Пункт 35, водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного порядка.

Решение об аннулировании ВУ принимается в судебном порядке.



Просмотров