Анализ «Стихотворений в прозе» Тургенева. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты

Шмаленая Александра

Творческая работа ученицы 10 кл. МОУ СОШ № 3 г. Лыткарино Шмаленой Александры заняла на городском конкурсе сочинений "Россия-Беларусь:историческая духовная общность" 2 место. Тема сочинения - высказывание писателя И.С. Тургенева о русском языке. В дальнейшем творческая работа была отправлена на областной этап конкурса и была опубликована в сборнике "Русское речевое общение" 2009 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 10 «А» класса Шмаленой А.

(2 место в городском конкурсе сочинений

«Россия и Беларусь: историческая духовная общность»)

2008 г.

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины-

ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу.» (И.С.Тургенев)

Идут века за веками. Земля меняет свой наряд: то покрываясь снегом, то резными листьями, то молодой зеленью, просыпаясь от долгого сна. Жизнь изменчива и прекрасна. Неизменным остается одно - любовь! Любовь к своей Родине, к своему народу, к своему языку. Долгие годы именно русский язык объединял народы, населяющие нашу страну. Для украинцев, белорусов, казахов он был языком межнационального общения.

Я русская! Я горжусь принадлежностью к своему народу, потому что есть чем гордиться! Велик ли русский народ? Безусловно. На всех этапах своего развития Россия доказала, что на ее земле, где бьют чистые прозрачные родники, где растут могучие кедры и нежные легкокрылые березки, мог появиться великий, открытый, сердечный народ, который говорит на самом красивом языке. Что может быть ближе и дороже, чем родной язык? Какое волшебное слово - родной! Оно согревает своим теплом все то, к чему прикасается в качестве эпитета: родная мать, родной дом, родная страна. родной язык.

« Мой язык горами ворочает»,- гласит старинная русская пословица. Именно в языке отражаются все этапы истории народа, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое народа – залог богатого и мощного развития самого языка данного народа. Богатство, выразительность, неисчерпаемые внутренние силы, красота

«великого и могучего, правдивого и свободного русского языка» всегда восхищали поэтов, ученых, философов. М.В.Ломоносов писал: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ее могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому государству не уступает».

Каких только талантов не родила русская земля! Это и художники, композиторы, полководцы и многие другие, но с особым почтением я отношусь к поэтам и прозаикам. Ведь из всех искусств самым распространенным, ходким материалом пользуется поэзия. Музыканту нужны инструменты, живопись немыслима без холста и красок, а поэзия имеет дело со словом – с тем обыкновенным словом, которое служит нам в повседневной речи. Но самое привычное, изо дня в день произносимое слово как будто перерождается, вступая в строй поэтической речи. Как часто мы слышим «грусть», «грустно». А как оживает, становится значительным и величавым это «грустно» в драгоценных строчках Пушкина:

«На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко…»

Значение слова «грустно», почти неразличимое в нашей обыденной разговорной речи, становится здесь особенно ощутимым и внятным.

В.Г. Белинский справедливо отмечал: «Из русского языка Пушкин сделал чудо». Вслушайтесь в эти поэтические строки, и вы почувствуете звучность и красоту языка, и ваша душа наполнится пониманием чувств поэта и благодарностью за эти его строки:

«… Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчества сливалось

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой».

(А. С. Пушкин «Царское село»)

Пушкин - это целое явление в русской литературе. В его стихах русский язык зазвучал, заиграл красками; поэтические сравнения поэта так хороши, необычны, музыкальны. С чего начинается познание языка маленького ребенка? Со сказок Пушкина. Они так увлекательны и красивы, что дети готовы их слушать бесконечно. С кем мы идем по жизни, познавая красоту русского языка? С Пушкиным, поэтом и прозаиком. Для читающей России А.С.Пушкин своими солнечными стихами «утеплил» ее климат. У веселого пушкинского очага мы согреваемся и сегодня, в двадцать первом веке, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» пушкинская бодрость, пушкинская мудрость вооружают нас мужеством и дают надежду, что в многовековую трагическую историю русского народа когда-нибудь войдет гармония.

Человек живет и воспитывается в сложившейся веками культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и историю своего народа. Как это ответственно: жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, впитывать впечатления, которые получили отражение в знаменитых произведениях, говорить и размышлять на языке Гоголя, Тургенева, Некрасова, Толстого! И разве может современное поколение «впадать в отчаяние», когда все творчество величайших русских поэтов и писателей проникнуто великой надеждой за русского человека, верой в духовную мощь русского характера?

Н.А. Некрасов всегда надеялся, что гордый духом русский народ сумеет скинуть тяжкое бремя рабства:

«В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать

Но ты не погибнешь, я знаю…

Сбирается с силами русский народ

И учиться быть гражданином…»

Образы, созданные Некрасовым, и все человеческие проблемы, изображенные им, современны и по сей день, потому что Некрасов – это сама Россия, где все большое: горе и счастье, память и предвидение, прошлое и будущее.

Как много дает нашей душе прекрасный русский язык, если пером по бумаге пишет гениальнейший, талантливейший человек – Л.Н.Толстой, который показал, что человек несет ответственность за все свои поступки и располагает правом выбора своего пути. Роман «Война и мир» пронизан тонкой мудростью, а описание Бородинского сражения – это высоконравственный подвиг русской армии. Это светлый и торжественный день в жизни русского народа, и описан он таким пронизывающим душу языком, что невольно понимаешь, что идеалы мира и добра украшают жизнь. Это было и всегда будет истиной для каждого русского человека, так как он

«…Готов помочь одной душе, А то и целому народу!» (С.Смирнов «Советский солдат»).

О величии, мужестве, бесстрашии русского народа написано много произведений о войне. В повести Василя Быкова «Дожить до рассвета» видно настоящее торжество русского духа и характера: «И пусть Ивановский почти умирал, он чувствовал: что-то в нем еще оставалось - если не сила, как, может, решимость».

Самоотверженность, решимость на войне – ярко характеризуют и показывают величие русского народа. Я уверена, что, идя в рукопашный бой или просто в атаку, русские кричали более хлесткие словца, чем те, которые мы можем прочитать в книгах. Но эти моменты можно оправдать: русские любят подстегивать себя хлестким словом. Но я не хочу слушать эти слова от своих сверстников, которые ничего трудного в жизни не видели, тем более что подобная брань не только корежит наш русский язык, но и оскверняет человеческую душу. Нам нельзя забывать слова И.С. Тургенева о значении и величии русского языка: «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии творить чудеса! Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык, Поверьте господа, народ, у которого такой язык, - народ великий».

Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта история живет. Живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык:

О небо! О вечность!

О трудные годы…

Народ – зодчий речи.

Речь – зодчий народа.

(А.Вознесенский)

Пусть не оставит Бог Россию и поможет ей быть великой многие лета.

Как отпал я от младенческого питания, то сразу я подсел на Ивана Сергеевича Тургенева, который "Муму" и Полина Виардо... Ещё у Ивана Сергеевича борода была такая европейская-европейская... И эта борода была прикреплена к голове, к редкостного ума голове. Ведь именно Иван Сергеевич сказал такие слова:"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Когда мне из телевизора теледикторша сообщает пафосным голосом,что в нашей стране соорудили с помощью прокатного стана отечественный "айфон", то у меня в голове начинают звучать слова частушки "мой милёнок от тоски сломал ***м три доски. Крепнет, крепнет год от года мощь российского народа"... Или вот такое сразу вспоминается:"Идёт санкционированное собрание из проплаченных бюджетников, и оратор говорит:"Надо честно признаться, что положение у нас в стране очень-очень ***вое... Кризис и всё такое, санкции-антисанкции"...И тут голос из толпы:"Господин оратор! А вы не приукрашиваете?"

Нет, нет и нет!.. Телевизор нельзя выключать, он правильно всё ****ит. В качестве примера. Приходит в роддом отец забирать ребёнка с женой. Врач ему говорит:"Вы знаете, папаша, у вашего ребёнка небольшая травма. У него не закрывается один глаз. Но этот дефект легко исправить. Для этого только нужно взять маленький кусочек кожицы с его пиписьки и пересадить на веко. Но отец категорически отказывается:"Я не хочу, чтобы у моего сына был ***вый взгляд на жизнь". И это правильно, категорически нельзя выключать телевизор... Если его выключишь, то у населения сразу же появится ***вый взгляд на жизнь.

Раз вспомнилось население, то для информации:число бедных за прошлый год увеличилось на 300 тысяч человек... И тут же великий и могучий русский язык подсказывает:"Хозяйство вести, это не мудями ОМОНа трясти!".. Но не всё так мрачно, ведь кашу маслом не испортишь, ***м бабу не убьёшь; суходрочкой,уж поверьте, лишь духовность поднимёшь!

Что-то Португалия вспомнилась, которую хотели догнать, а потом лихо перегнать... И анекдот такой вспомнился. Купил муж лотерейные билеты. Жена спрашивает:"Билеты проверил?" Муж:"Проверил". Жена:"Ну и как, выиграл что-нибудь. Муж:"***!" Жена:"Смотри, деньгами не бери!"

Вот поэтому, пока живут носители русского языка, великого и могучего, то в голове сидит такой диалог:
- Что такое ***ня?
- Представьте себе:Ницца, море, пальмы, женщины... Вот всё остальное - это и есть ***ня...

Так вот, русский язык - это Ницца! А жизнь носителей этого языка - это всё остальное... Ну хоть так, поэтому спасибо тебе, Иван Сергеевич Тургенев, как- то легче сосуществовать с этой жизнью,- надоумил, дорогой, и поддержал...

Рецензии

День добрый, Василий.
Приятно познакомится с таким ценителем Великого и Могучего русского языка!
Повеселили. Спасибо.
Здоровья и чистого неба над нами.
Галина. Жму зелёную!

Галина, правильно подметили, я очень большой ценитель великого и могучего!Ещё бы знатоком стать, тогда было бы,вообще, зашибись! Спасибо за внимание к моей скромной персоне!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Не знаю более проникновенного, как это, последнее,- к себе, потомкам,
Вселенной- стихоТворениe.
Умиротворяющее, как молитва, стихотворение лучше
всяких кашпировских успакаивает душевные бури, примиряет мечущуюся душу с неизбежным и самим-собой- не мистикой рая, а жизнеутверждающим восприятием Природы, обращением к старому дубу, пережившим ни одно поколение, и чтобы сама смерть явилась сном, с тем же восприрятием прекрасного окружения вечности.

М.Ю. Лермонтов, 1841

"Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел".

А это- из интернета:
просьба ученика(очевидно по домашнему заданию)

Помогите написать анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу"
Алмат Спашев Ученик (217), Вопрос на голоcовании 4 года назад
1Дата написания
2История создания
3Жанр стихотворения
4Тема стихотворения
5Идеи
6Эмоциональная окраска
7Основные образы стихотворения
8Изобразительные средства (самая большаю часть)
9 СТихотворный размер
10Рифма
11Место произведения в творчестве автора
12Личное отношение (Почему именно этот стих)

И приведенный лучший ответ:

Liudmila Sharukhia Высший разум (166150) 4 года назад

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу… »
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
«Выхожу один я на дорогу…» , принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова» . Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь» , и «сиянье голубое» , и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя» . Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всеведенья, ни от ответственности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.
В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? » Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет богу») . Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» .
Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каждый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тропинками, над озером, словно вечный сторож печальных

– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего,что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

29. Используя различные вербальные и невербальные средства общения, продемонстрируйте умение говорить на языке аудитории:

1) постарайтесь убедить своих ровесников посмотреть новый остросюжетный фильм;

2) произнесите агитационную речь в пользу одного из предполагаемых кандидатов на должность мэра города перед своими сокурсниками;

3) проведите агитационную беседу на ту же тему, представив, что перед вами аудитория, состоящая из пенсионеров.

30. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
1. Вступление. Задачи: – Пробудить интерес к теме предстоящего разговора. – Установить контакт с аудиторией. – Подготовить слушателей к восприятию выступления. – Обосновать постановку вопроса. Основное условие – максимальная лаконичность. 2. Главная часть. Задачи: – Последовательно разъяснить выдвинутые положения. – Доказать их правильность. – Подвести слушателей к необходимым выводам. 3. Заключение. Задачи: – Суммировать сказанное. – Повысить интерес к предмету речи. – Подчеркнуть значение сказанного. – Поставить задачи. – Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи). – Обращение; – изложение цели выступления, обзор главных разделов темы; – прием сопереживания; – изложение парадоксальной ситуации; – апелляция к интересам аудитории; – прием соучастия; – апелляция к событиям; – апелляция к географическим или погодным условиям; – апелляция к речи предыдущего оратора; – апелляция к авторитетам или известным источникам; – апелляция к личности оратора; – юмористическое замечание; – вопросы к аудитории.

31. Даны афоризмы. Произнесите речь по поводу одного из них: либо подтверждение, либо опровержение утверждаемой в нем мысли. Опишите ситуацию, в которой вы могли бы выступить с такой речью. Охарактеризуйте подробно аудиторию и укажите задачу речи. Проиллюстрируйте свой тезис: а) примером из жизни; б) ссылкой на авторитет; в) образным аргументом.

1. Кто сеет ветер, пожнет бурю (Библ.).

2. Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко).

3. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

4. Достойный человек – не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

5. Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд).

6. Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Эйнштейн).

7. Общаясь, люди создают друг друга (Д.С. Лихачев).

8. В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф. Бэкон).

9. Искусство слова состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать всем (М.М. Пришвин).

10. Жена Цезаря должна быть выше подозрений (Юлий Цезарь).

32. Рассмотрите предлагаемые ситуации. Как вы думаете, какому из ораторов в каждом случае удастся достичь поставленной цели, а какому нет? Почему?

1. Продуктовая машина, подъезжая к магазину, регулярно задевает за деревья, растущие в палисаднике, и ломает их. Жители дома недовольны этим и намерены побеседовать с водителем машины.

А. Ах ты, бессовестный, как тебе не стыдно! Мы сажаем, растим, ухаживаем, а тебе трудно дерево объехать! Вам бы, шоферюгам, все только крушить и ломать, а сами сделать вы ничего не можете! Если еще раз замечу, что ты дерево ломаешь, твоему начальству буду жаловаться!

Б. Эх, парень, смотрю я на тебя и думаю: машину ты водишь отлично, это с первого взгляда видно. А ветки деревьев почему-то задеваешь каждый раз. Да я тебя не виню: смотри, как низко ветки висят, тут и не захочешь, а заденешь. А объезжать будешь, еще с дороги улетишь. Но ведь ты же машину всю этими ветками поцарапал! Так вот глянет на тебя другой человек и подумает: «Какой водитель неопытный, машина вся поцарапанная у него. Чайник, а не водитель!». Может, тебе лучше к магазину с другой стороны подъезжать? Там деревья над дорогой не свисают. И сам машину побережешь, и я тебе спасибо скажу: деревья ломать не будешь. А что колдобина там имеется, так я скажу ребятишкам, сегодня же закопают.

2. Мальчишки регулярно разжигают костры в парке. Поскольку кругом много сухих листьев, костры часто приводят к пожарам, и уничтожается много кустов и деревьев.

Б. Привет, ребята! Хорошо проводите время? Что готовите на ужин? Я в детстве тоже любил костры разводить – и до сих пор люблю. Но, знаете, ведь в парке это опасно. Знаю, что вы не причините вреда, но другие ребята не так осторожны. Они придут сюда, увидят, что вы костры разводите, разведут сами и не погасят перед уходом. Огонь распространится по сухим листьям и сожжет деревья. Если не соблюдать осторожность, все деревья погибнут, и вас могут посадить в тюрьму за разведение костров. Я не хочу вас поучать и командовать, но пожалуйста, отгребите прямо сейчас листья от костра засыпьте их землей, а перед уходом насыпьте в костер побольше земли. Сделаете так? А в следующий раз, когда захотите поиграть, может быть, лучше разведете костер на песке за холмом? Там это совсем безопасно. Спасибо, ребята. Желаю хорошо провести время.

(По Д. Карнеги)

33. Определите, какие непозволительные приемы применяют против собеседников ораторы в следующих примерах. Проанализируйте приемы, с помощью которых собеседникам удается нейтрализовать действие этих софизмов.

– Верите ли вы в Бога?

– Признаюсь, верю и вовсе не каюсь в такой невежественной слабости, – последовал мой ответ.

– И в душу человека? – спросил он со сдержанной усмешкой.

– Да, и в душу, и, как это ни удивительно, даже в бессмертный дух.

– Стало быть, по-вашему, Гексли – шарлатан и глупец?

– Это почему же? – осведомилась я у пенсне.

– Гексли, - сказала я, - как натуралиста, физиолога и ученого не только признаю, но и преклоняюсь перед его знаниями, уважая в нем один из величайших авторитетов нашего времени, во всем, касающемся чисто физических наук, но как о философе имею о нем весьма невысокое мнение.

(Е.П. Блаватская).

II. – Образованность, говорите вы! – подхватил Пигасов. – Вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность!

– Образованность я защищать не стану, - продолжал Рудин, - она не нуждается в моей защите. Вы ее не любите… у всякого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте вам только напомнить старинную поговорку: «Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват». Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и т.д. потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

– Это все слова! – пробормотал Пигасов.

– Может быть. Но позвольте вам заметить, что говоря: «Это все слова!» - мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов.

– Чего-с? – спросил Пигасов и прищурил глаза.

– Вы поняли, что я хотел сказать вам, - возразил Рудин. – Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?

(И.С. Тургенев. «Рудин»)

Тема-восхваление (гимн) русского языка
.Основная мысль (идея) -р.яз - спасение для отчаявшегося человека и народ,его носитель - велик.
Авторская позиция выражена очень чётко и недвусмысленно.Язык для него спасение и Тургенев верит,"Что такой язык дан великому народу"
У Тургенева есть целый цикл Стихотворений в прозе.Они читаются легко и напевно.В них есть определённая рифмическая организация.Если стихотворение записать построчно,то в каждой строке будет 8 или 9 (попеременно) ударных слогов.Это и создаёт эффект речетатива (мелодичного проговаривания)Кроме того,в произведении есть стилистические фигуры и художественные средства
Свободный язык - это язык без оков и запретов,в котором на все явления и понятия имеются слова,и даже не одно слово.Это отличная метафора.
Эпитеты:тягостных (раздумий) -Мы знаем,что Тургенев писал стихотворения в прозе,находясь во Франции в семье П.Виардо (как он сам сказал "греясь на краешке чужого гнезда") .Писал незадолго до смерти.Конечно,вспоминал родину.ушедших друзей.И думы его были ТЯГОСТНЫМИ.
ВЕЛИКИЙ.МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ русский язык -эпитеты говорят сами за себя.Это слова,ставшие крылатыми.Это гимн родному языку..
ВЕЛИКОМУ - народу - Тургенев верил в великое предназначение русского народа.
Думаю.что это ГИМН.Молитва предполагает некое уничижение.Здесь я его не вижу Напротив,есть бравурные ноты (великий,верить,великий,могучий,правдивый и свободный!) Есть восклицания.оптимистическая вера..Подумай сама.Ошибки не будет Надо просто обосновать другую точку зрения.



Просмотров