Анализ рассказа «Бирюк» Тургенева. Образ и характеристика бирюка главного героя рассказа бирюк тургенева сочинение

Один из типов «хорошего» мужика выведен в рассказе «Бирюк». Он живет в бедной избе с двумя детьми — жена его убежала с каким то мещанином. Он служит лесником и про него рассказывают, что он «вязанки дров не даст утащить … и ничем его нельзя взять: ни вином, ни деньгами — ни на какую приманку не идет». Он угрюм и молчалив; на расспросы автора он сурово отвечает: «должность свою справляю — даром господский хлеб есть не приходится». Несмотря на эту внешнюю суровость, он в душе очень сострадательный и добрый человек. Обыкновенно, поймав в лесу мужика, только пристращает его, а затем, сжалившись, отпускает с миром. Автор рассказа становится свидетелем такой сцены: Бирюк отпускает пойманного им в лесу мужика, поняв, что только крайняя нужда заставила этого бедняка решиться на воровство. При этом он нисколько не рисуется своими благородными поступками — ему скорее даже неловко, что посторонний человек стал свидетелем этой сцены. Он один из тех людей, которые на первый взгляд не выделяются, но способны вдруг совершить что-нибудь из ряда вон выходящее, после чего они снова становятся теми же обыкновенными людьми.

Величавая его осанка — высокий рост, могучие плечи, суровое и мужественное лицо, широкие брови и смело глядевшие небольшие карие глаза — все в нем обличало необыкновенного человека. Свою обязанность лесника Бирюк отправлял настолько добросовестно, что все про него говорили: «вязанку хворосту не даст утащить … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку нейдет». Суровый с виду, Бирюк имел нежное, доброе сердце. Поймает в лесу мужика, срубившего дерево, так пристращает, что и лошадь пригрозит не отдать, а дело обыкновенно кончится тем, что сжалится над воришкой и отпустит его. Бирюк любит сделать доброе дело, любит и обязанности свои исполнять добросовестно, но не будет кричать об этом на всех перекрестках, и не будет рисоваться этим.

Суровая честность не проистекает у Бирюка ни из каких умозрительных принципов: он простой мужик. Но глубоко прямая натура его дала ему понять, как следует исполнять взятую на себя обязанность. «Должность свою справляю, говорит он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится … ». Бирюк хороший человек, хоть и грубый с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женой, сбежавшей с прохожим мещанином; должно быть, семейное горе и сделало его угрюмым. Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить … и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет». Автору довелось быть свидетелем, как этот неподкупно-честный человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, — отпустил потому, что почувствовал своим честным и великодушным сердцем безысходное горе бедняка, решившегося, с отчаяния, на опасное дело. Автор прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин.

Характеристика героя

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.

Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Рассказ «Бирюк» И. С. Тургенева был написан в 1847 году и вошел в цикл произведений писателя о жизни, традициях и быте русского народа «Записки охотника». Рассказ относится к литературному направлению реализм. В «Бирюке» автор описал свои воспоминания о жизни крестьян в Орловской губернии.

Главные герои

Бирюк (Фома Кузьмич) – лесник, суровый внешне мужчина.

Рассказчик – барин, от его лица ведется повествование в рассказе.

Другие персонажи

Мужик – бедняк, который рубил деревья в лесу и был пойман Бирюком.

Улита – двенадцатилетняя дочь Бирюка.

Рассказчик вечером ехал один с охоты, на беговых дорожках. До его дома оставалось верст восемь, но в лесу его неожиданно застает сильная гроза. Рассказчик решает переждать непогоду под широким кустом, и вскоре при блеске молнии видит высокую фигуру – как оказалось, это был здешний лесник. Он отвел рассказчика в свой дом – «небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем» . Двери им открыла «девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой» – дочь лесника Улита.

Изба лесника «состояла из одной комнаты» , на стене висел изорванный тулуп, на столе горела лучина, а «на самой середине» дома висела люлька.

Сам лесник был «был высокого роста, плечист и сложен на славу» , с черной курчавой бородой, широкими сросшимися бровями и карими глазами. Его звали Фома по прозвищу Бирюк. Рассказчик был удивлен знакомству с лесником, так как слышал от знакомых, что его «все окрестные мужики боялись как огня» . Он исправно охранял лесное добро, не давая вынести из лесу даже вязанки хвороста. Подкупить же Бирюка было невозможно.

Фома рассказал, что его жена сбежала с прохожим мещанином, оставив лесника одного с двумя детьми. Угостить Бирюку гостя было нечем – в доме был только хлеб.

Когда дождь прекратился, Бирюк сказал, что проводит рассказчика. Выйдя из дома, Фома услышал отдаленный стук топора. Лесник опасался, что упустит вора, поэтому рассказчик согласился пройтись до места, где рубили лес, хотя ничего и не слышал. В конце пути Бирюк попросил подождать, а сам пошел дальше. Сквозь шум ветра рассказчик услышал крик Фомы и звуки борьбы. Повествователь бросился туда и увидел у поваленного дерева Бирюка, который кушаком связывал мужика.

Рассказчик попросил отпустить вора, пообещав заплатить за дерево, но Бирюк, ничего не ответив, повел мужика в свою избу. Снова начался дождь, и им пришлось пересидеть непогоду. Рассказчик решил «во что бы то ни стало освободить бедняка» – при свете фонаря он мог разглядеть «его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены» .

Мужик начал просить Бирюка освободить его. Лесник угрюмо возразил, что в их слободе все «вор на воре» и, не обращая внимания на жалобные просьбы вора, приказал сидеть тому смирно. Неожиданно мужик выпрямился, покраснел и начал бранить Фому, называя его «азиатом, кровопийцей, зверем, душегубом» . Бирюк схватил мужика за плечо. Рассказчик уже хотел защитить бедняка, но Фома, к его изумлению, «одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон» , закричав тому в след, чтобы убирался к черту.

Рассказчик понимает, что Бирюк на самом деле «славный малый» . Через полчаса они распрощались на опушке леса.

Заключение

В рассказе «Бирюк» Тургенев изобразил неоднозначного персонажа – лесника Фому Кузьмича, личность которого полностью раскрывается только к концу произведения. Именно с этим героем связан основной конфликт рассказа – конфликт между общественным долгом и человечностью, который происходит внутри самого Бирюка. Несмотря на внешнюю суровость и принципиальность Фомы Кузьмича, который пристально бережет доверенный ему лес, в душе он является добрым, сочувствующим человеком – «славным малым».

Краткий пересказ «Бирюка» будет полезен для ознакомления с сюжетом рассказа, для лучшего понимания произведения советуем прочесть его полностью.

Тест по рассказу

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2516.

Рассказ «Бирюк», анализ которого мы проведем, начинается с описания грозы, которая застала охотника вечером в лесу. Уточняющие место и время действия детали создают тревожную атмосферу. Пока она только едва ощущается. Но мрачные краски («лиловая туча», «серые облака») и начавшееся в природе движение («гроза надвигалась», «деревья забушевали», «капли...застучали», «сверкнула молния») усиливают её.

Человек появляется «при блеске молнии». Его «фигура словно выросла из земли». И это не просто расхожее выражение - оно говорит о слитности данного человека с природой.

С появлением человека тревога не уходит. Более того, она ещё и подпитывается, но уже не природой, а самим человеком. Мы воспринимаем людей, события и природу глазами охотника-рассказчика, то есть отстраненно.

Образ Бирюка в рассказе

Охотник из произведения «Бирюк» Тургенева увидел и самого лесника, и его дом. Это «небольшая избушка», в которой «тускло светил огонёк». В «закоптелой» избе не было ни одного светлого пятна - «изорваный тулуп», «груда тряпок» и лучина, не способная рассеять мрак. Кажется, что здесь остались только следы прошлой жизни, а сама она куда-то ушла. Даже присутствие детей это ощущение не снимает.

Появление в избе хозяина на какое-то время просветляет атмосферу. Рассказчик увидел человека «высокого роста», у которого «могучие мышцы», «мужественное лицо», «смело глядели небольшие карие глаза». Вполне узнаваемый образ. Откуда он? В рассказе «Бирюк» Тургенева есть подсказка: «Редко мне случалось видеть такого молодца». «Молодец» — это былинно-сказочный богатырь. Но тогда почему же он здесь, в этой убогой избе с несчастными детьми? Явное несоответствие между внешним обликом героя и образом его жизни. Оно вызвало у рассказчика не только удивление, но и интерес: «Я... спросил его имя».

Сведения о леснике мы узнаём постепенно. Сначала о нем говорят люди. Об их мнении известно от самого лесника: «Меня зовут Фомой... а по прозвищу Бирюк». Рассказчик тоже кое-что слышал о Бирюке от людей. Его «боялись как огня», считали неподкупным и уже не один раз «сжить со свету собирались».

Справедлива ли эта характеристика Бирюка? Рассказчику предстоит проверить ее. И что же? Из скупого разговора он понял, что видит человека правильного, честно исполняющего свой долг. «Должность свою справляю», — говорит о себе Бирюк. А еще он одинок — жена «сбежала с прохожим мещанином», оставив на него детей. В характеристике героя его одинокость — очень существенный компонент. Одинокий — значит, лишённый поддержки родных и близких людей и, скорее всего, несчастный человек. Обычная история, но не совсем обычен сам Бирюк, что вскоре и подтвердится.

Бирюк и мужик

Поздно вечером в лесу объявился вор. Прямая обязанность лесника поймать его, что он и делает.

Мужик мокрый, «в лохмотьях», у него «испитое, морщинистое лицо... беспокойные глаза». Его портрет прямая - противоположность портрету Бирюка. Лесник вызывает восхищение, им хочется любоваться, а мужик - только жалость.

В образах Бирюка и мужика столкнулись не только физические сила и немощь, но и две противоположные жизненные позиции. Бирюк «исполняет долг», чтит закон, а мужик, воруя, закон нарушает. И это не всё — он ещё и оправдывает свои действия — «с голодухи», «разорены», «дети...» У него виноваты и приказчик, и Бирюк, который «зверь», «кровопийца». Только сам он ни в чём не виноват. А то, что пьёт, так — «не на твои ли деньги, душегубец...»

Положение Бирюка не лучше: он «тоже человек подневольный» у него тоже дети, а из еды «окромя хлеба...» ничего нет, даже чая он не пьёт, но и не ворует.

Итак, конфликт раскрыл внутреннюю сущность двух мужиков. Будучи социально равными, они в нравственном отношении абсолютные антиподы. Следовательно, не стоит и рассчитывать на объективность той оценки, что получил Бирюк от односельчан вора.

Развязывается ситуация неожиданно — Бирюк, вопреки собственным убеждениям и профессиональному долгу, отпускает вора, ещё раз подтверждая неоднозначность своей личности. Но исчерпан ли конфликт его решением отпустить вора? Конечно, нет. Этот мужик не единственный, кто нарушает закон. «Знаю я вас... вор на воре», — говорит Бирюк. Поэтому и его столкновения с ними неизбежны: «До тебя, погоди, доберёмся», — грозит вор.

Ненастье человеческих отношений

Весь рассказ идёт на фоне дождя. С него он начинается — даже с грозы, и им заканчивается. «Дождика-то вам, не переждать...», - говорит Бирюк охотнику и провожает в дорогу.

Дождь то усиливающийся, то затихающий, создает в рассказе настроение какой-то неизъяснимой печали, которая пронизывает всю историю Бирюка. Но слова «дождь», «гроза» употребляются в рассказе не только в буквальном, но ещё и в символическом смысле. Непрерывный дождь - это ненастье в людских отношениях. Из них надолго, если не навсегда, ушло солнце.

Рассказ называется по прозвищу главного героя. Оно точно указывает на его характер и место среди людей. Но оказывается, что места-то у Бирюка и нет. Он везде один. «Свои» мужики называют его «зверем» и обещают расправиться. У барина он «подневольный». Одиночество Бирюка подчёркивается деталями: его изба одна среди леса, да и в избе он один (без жены) с детьми. Драма Бирюка в том, что, будучи сильным и красивым, мужественным и честным, будучи правильным, он должен был бы жить хорошо, как того заслуживает, а он живёт плохо. И никакого просвета в его жизни не предвидится.

Основные особенности рассказа «Бирюк» :

  • жанр — рассказ;
  • повествование от лица рассказчика;
  • главный герой: крепостной лесник;
  • сюжет: один эпизод из жизни героя;
  • образ природы;
  • отражение жизни русского подневольного человека.

​ ​

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Принято считать, что время его создания приблизительное - 1848-50-е годы, так как работу над рассказами писатель начал в 1840-х, а издал полный сборник в 1852 году.

Сборник объединен присутствием одного «закадрового» главного героя-рассказчика. Это некто Петр Петрович, дворянин, который в одних рассказах является немым свидетелем событий, в других - полноценным участником. «Бирюк» относится к числу тех рассказов, где события происходят вокруг Петра Петровича и с его участием.

Анализ рассказа

Сюжет, композиция

В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской жизни, поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира.

Жанрово произведение стоит на границе рассказа и очерка (название «записки» подчеркивает очерковость произведения). Сюжет - очередной эпизод из жизни Петра Петровича. События, описанные в «Бирюке», изложены Петром Петровичем в форме монолога. Заядлый охотник, он однажды заблудился в лесу, в вечерних сумерках попал в ливень. Встретившийся ему лесник, фигура, известная в деревне своей угрюмостью и нелюдимостью, приглашает Петра Петровича домой, переждать непогоду. Дождь утих, и лесник услышал в тишине стук топора - кто-то воровал охраняемый им лес. Петр Петрович захотел сходить с лесником «на задержание», посмотреть, как он работает. Вдвоем они поймали «вора», оказавшегося нищим мужичонкой, растрепанным, в лохмотьях. Видно было, что мужик стал воровать лес не от хорошей жизни, и рассказчик стал просить Бирюка отпустить вора. Долго Петру Петровичу пришлось уговаривать принципиального лесника, встревая в потасовку между Бирюком и задержанным. Неожиданно лесник отпустил пойманного, сжалившись над ним.

Герои и проблематика рассказа

Главный герой произведения - Бирюк, крепостной лесник, рьяно и принципиально охраняющий барский лес. Его зовут Фома Кузьмич, но люди в селе относятся к нему враждебно, за суровый нелюдимый характер наделяют прозвищем.

Характер лесника неслучайно рисуется со слов свидетеля-дворянина - Петр Петрович все-таки лучше понимает Бирюка, чем жители деревни, для него его характер вполне объясним и понятен. Понятно и то, почему деревенские неприязненно относятся к Бирюку, и то, почему в этой вражде никто не виноват. Лесник безжалостно отлавливает «воров», утверждая, что в деревне «вор на воре», а они всё лезут в лес от безысходности, от невероятной бедности. Жители деревни всё приписывают Бирюку какую-то мнимую «власть» и грозят её отнять, совершенно забывая, что он всего лишь честный исполнитель работы, и «даром не ест барский хлеб».

Сам Бирюк так же нищ, как отлавливаемые им крестьяне - жилище его убого и уныло, наполнено запустением и беспорядком. Вместо постели - куча тряпок, тусклый свет лучины, отсутствие еды, кроме хлеба. Хозяйки нет - она убежала с заезжим мещанином, бросив мужа и двоих детей (один из них совсем малыш и, по-видимому, болен - он дышит в своей люльке «шумно и скоро», ухаживает за грудным ребенком девочка лет 12).

Сам Бирюк - настоящий русский богатырь, с могучей мускулатурой и шапкой темных кудрей. Человек он правильный, принципиальный, честный и одинокий - это многократно подчеркивается его прозвищем. Одинокость по жизни, одинокость в своих убеждениях, одинокость по долгу службы и вынужденность жить в лесу, одинокость среди людей - Бирюк вызывает сочувствие и уважение.

Пойманный вор мужик вызывает исключительно жалость, ведь в противовес Бирюку он - мелкий, жалкий, оправдывающий своё воровство голодом, потребностью кормить большую семью. В своей бедности мужи готов обвинить любого - от барина до того же Бирюка. Лесника в порыве злой искренности называет душегубом, кровопийцей и зверем, бросается на него.

Казалось бы, два социально равных человека - оба бедны, оба крепостные, оба с обязанностями семьянина - кормить детей, но мужик идет на воровство, а лесник - нет, а потому в характеристику, данную односельчанами леснику, можно не верить. «Зверем», «душегубом», «кровопийцей» его может назвать только тот, кому он не дал украсть.

В заглавии рассказа стоит прозвище главного героя, которое указывает вовсе не на характер лесника, а на те обстоятельства, в которых он живет беспросветно; на его место, которое ему определили люди. Крепостные не живут богато, а честные крепостные в услужении у барина еще и вынужденно одиноки, так как не поняты своими же собратьями.

Бирюк отпускает мужика из сострадания - чувство взяло верх над разумом и принципами. Петр Петрович предлагает возместить стоимость поваленного мужиком дерева, так как лесники, не уследившие за воровством, должны были из своего кармана оплачивать урон. Несмотря на грозящий ему штраф, Бирюк совершает человеческий поступок и видно, что чувствует облегчение.

«Бирюк», как и остальные рассказы в «Записках охотника» - это собрание образов крестьян, каждый из которых славен какой-либо стороной своего характера, своими поступками или талантами. Ужасающее бедственное положение этих талантливых и сильных людей, не дающее им раскрыться, заботиться хотя бы о чем-нибудь, кроме поиска пропитания и толкающее на преступления - это главная проблематика рассказа, озвученная автором.



Просмотров