Аналитика аналитические обзоры. Приоритет российских товаров: что обязательно исправить в вашей документации о закупках Преференции по 223 фз в году

16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление). Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Сфера применения приоритета

Постановлением предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ:

    товарам российского происхождения;

    работам, выполняемым российскими лицами;

    услугам, оказываемым российскими лицами, -

перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами. Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ .

Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:

    в соответствии критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименной в приложении к Постановлению № 719;

    в соответствии с Соглашением СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке .

Пункт 5 Постановления устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте . Буквальное толкование данного пункта предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения. В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).

В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:

    при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный "шаг": если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;

    при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.

Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.

Сопоставление с механизмами, действующими в рамках Закона № 44-ФЗ

Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), подобные преференции предоставляются с 2009 года. В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона
№ 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий:

Критерий

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Круг товаров, к которым применяются преференции

Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155

Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами

Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС

Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС

Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено

Обязательность предоставления преференции

Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией

Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления

Соотношение с международными договорами, заключенными РФ

Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).

ГАТТ (ВТО). В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок. Исключением в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ. Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ .

ЕАЭС. Пунктом 30 раздела XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет. Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.

В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении 2 месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС не выполнит его, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.

Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12 апреля 2016 года № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.

Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование пункта 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран. Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.

Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС. Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.

Подпункт "е" пункта 5 Постановления.

Подпункт "б" пункта 5 Постановления.

Среди указанных сведений: (i) требование о декларировании участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара; (ii) положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара; (iii) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров при исполнении договора, кроме случая, когда вместо иностранных товаров поставляются российские товары, соответствующие характеристикам, указанным в договоре, и др.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 года № Д28н-1347, Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 года № Д28и-569.

Особенности составления документации о закупке

Реализация приоритета в закупках

Реализация приоритета при проведении конкурса

Реализация приоритета при проведении аукциона

Случаи, в которых приоритет не предоставляется

Внимание!
27.07.2019 г. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 , которые касаются порядка предоставления приоритета российским товарам при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции.
Справочный материал актуализирован.

Установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Право Правительства РФ устанавливать подобный приоритет закреплено в п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Для заказчиков установление приоритета влечёт существенное изменение процедур закупки с 01.01.2017 г., которые необходимо отразить в Положении о закупке.

В справочном материале рассмотрены вопросы составления документации с учётом новых правил, а также порядок реализации приоритета при проведении закупок.

Справочная информация поможет заказчику безошибочно сформировать закупочную документацию с учётом приоритета, избежав административных штрафов до 10 тыс. рублей, и корректно применить правила , не вызвав нареканий со стороны участников закупки и контролирующих органов.

Особенности составления документации о закупке

В целях предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам предписывает заказчикам включать в документацию о закупке следующие сведения:

1) требование об указании (декларировании) в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемых товаров;

2) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;

Внимание!
Подпункты "а" и "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 прямо устанавливают порядок определения страны происхождения товаров. Таким образом, заказчик не вправе требовать предоставления каких-либо иных документов кроме декларации.

Штраф!
Нарушение требований к содержанию документации о закупке влечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. ;
- на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях , далее - КоАП РФ).
Требование о предоставлении иных документов, подтверждающих страну происхождения товара, кроме декларации может быть квалифицировано как административное правонарушение по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ и повлечь наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от 2 тыс. до 3 тыс. руб. ;
- на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб .

3) о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы или услуги;

4) условие о том, что отсутствие указания (декларирования) страны происхождения товара не является основанием отклонения заявки, которая будет рассматриваться как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

Информация-разъяснение
Например, если участник закупки предлагает к поставке российский товар, но не декларирует страну его происхождения, такому участнику не будет предоставлен приоритет, при этом иные поставщики российских товаров, которые продекларировали страну происхождения, будут иметь приоритет по отношению к такому участнику.

5) порядок определения цены единицы каждого товара, работы или услуги (произведение начальной цены единицы товара, работы или услуги на коэффициент её изменения, определяемый как результат деления цены договора на его начальную (максимальную) цену);

Информация-разъяснение
Подпунктом "д" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 для определения соотношения российских и иностранных товаров, работ, услуг в заявке установлен порядок расчёта цены единицы товара, работы, услуги. Для удобства переведём его в формулу:
Цед. = НМЦед. х К
где:



К = ЦД / НМЦД
где:

Пример (расчёт)
Заказчик проводит закупку письменных столов в количестве 20 штук:
- начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) = 200 000 рублей;
- начальная (максимальная) цена единицы товара = 10 000 рублей.
Участником закупки предложена цена договора 175 000 рублей.
Шаг 1: определим коэффициент изменения НМЦД:
175 000 / 200 000 = 0,875
Шаг 2: рассчитаем цену единицы товара:
10 000 х 0,875 = 8 750

6) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или удостоверяющих личность (для физических лиц);

7) указание в договоре страны происхождения товара на основании сведений из заявки участника закупки;

8) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же условия исполнения договора, как и победитель или следующие после них, в случае уклонения победителя от заключения договора;

9) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров в ходе исполнения договора, за исключением случаев, когда вместо иностранных поставляются российские товары, качества и потребительские свойства которых соответствуют договору.

Внимание!
В закупочную документацию заказчик включает сведения определённые Положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ). Кроме того, п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 прямо установлено, что названные сведения должны быть определены Положением о закупке заказчика.
Таким образом, в целях реализации положений Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 заказчикам необходимо внести изменения в Положение о закупке, определив в нём соответствующий порядок проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договора, а также иные положения.

Таким образом, документация о закупке должна содержать ряд обязательных сведений, которые заказчик обязан предварительно предусмотреть в Положении о закупке.

Реализация приоритета в закупках

Пунктами 2 -4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 установлен различный порядок предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам в зависимости от вида закупочной процедуры:

1) конкурс или иной способ, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, или победителем в котором признаётся лицо, предложившее наиболее низкую цену договора;

2) аукцион или иной способ, при котором определение победителя проводится путём снижения НМЦД.

Часть 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает виды конкурентных закупок:

- (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Вместе с тем заказчик вправе устанавливать иные способы закупок в Положении о закупке, которые будут соответствовать требованиям ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ .

Следовательно, при установлении порядка предоставления приоритета заказчику нужно учитывать вид проводимого способа закупки.

Рассмотрим реализацию приоритета на примере конкурса и аукциона.

Информация-разъяснение
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 приоритет устанавливается с учётом Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г .
На этом основании можно предположить, что приоритет предоставляется и товарам, работам, услугам, происходящим из стран ЕАЭС.
Данное мнение подтверждается:
- Письмом Минэкономразвития России от 21.10.2016 г. N Д28и-2839 ;
- Письмом Минэкономразвития России от 21.10.2016 г. N Д28и-2858 .

Реализация приоритета при проведении конкурса

Оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения российских товаров, работ, услуг, по стоимостным критериям оценок производятся по предложенной в них цене, сниженной на 15% (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925). То есть заказчик обязан:
- снизить на 15% цену заявки, если в ней предложены товары, работы, услуги российского происхождения;
- с 27.07.2019 г. снизить на 30% цену заявки, если в ней предложены товары радиоэлектронной продукции из реестра российской радиоэлектронной продукции (п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925);

Осуществить оценку и сопоставление заявок с учётом новых сниженных цен.

При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки в заявке.

Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении конкурса на примере.

Пример (расчёт)
Заказчик осуществляет закупку письменных столов путём проведения конкурса, НМЦД составляет 1 млн. рублей. На участие в закупке поданы заявки с предложениями поставки столов на следующих условиях (страна происхождения/цена договора):
Россия - 950 000 рублей;
Швеция - 850 000 рублей;

Заявка с предложением поставки письменных столов российского происхождения содержит наиболее высокую цену договора, соответственно, при обычных условиях по стоимостным критериям ей должно быть присвоено меньшее количество баллов.
Однако с учётом приоритета, заказчик при оценке такой заявки обязан принять в расчёт цену заявки, уменьшенную на 15%.

950 000 - (950 000 х 0,15) = 807 500 рублей
Таким образом, оценка российской заявки по стоимостным критериям должна осуществляться исходя из цены договора 807 500 рублей, благодаря чему такая заявка по стоимостным критериям получит максимальное количество баллов.
При этом если победителем конкурса станет поставщик российских столов, заказчик обязан заключить с ним договор по цене 950 000 рублей.

Реализация приоритета при проведении аукциона

Если заявка победителя содержит предложения иностранных товаров, работ или услуг, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем закупки (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении аукциона на примере.

Пример (расчёт)
Заказчик осуществляет закупку письменных столов путём проведения аукциона, НМЦД составляет 1 млн. рублей. Участниками аукциона поданы следующие предложения (страна происхождения/цена договора):
Россия - 950 000 рублей;
Швеция - 850 000 рублей;
Великобритания - 900 000 рублей.
Поставщик шведской мебели предложил наиболее низкую цену договора, что позволяет ему стать победителем закупки. Однако с учётом приоритета российских товаров цена договора должна быть снижена на 15%.

850 000 - (850 000 х 0,15) = 722 500 рублей
Таким образом, договор с победителем будет заключен по цене 722 500 тыс. рублей. При этом если победителем закупки предложены российские товары, работы или услуги, снижение цены не происходит.

С 27.07.2019 г. в случае если заявка победителя содержит предложения о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 30% от предложенной победителем закупки (п. 3.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Если в ходе аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. То есть участники предлагают цену, которую готовы заплатить за заключение договора.

В таком случае цена заключения договора увеличивается на 15%, если победителем предложены иностранные товары, работы или услуги (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

С 27.07.2019 г. в случае если победителем предложена к поставке радиоэлектронная продукция, не включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, цена заключения договора увеличивается на 30% (п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Рассмотрим порядок реализации приоритета при аукционе "на повышение" на аналогичном примере с закупкой письменных столов.

Пример (расчёт)
Участниками аукциона цена договора снижена до нуля и предложены следующие цены за право заключить договор (страна происхождения/цена):
Россия - 100 000 рублей;
Швеция - 150 000 рублей;
Великобритания - 120 000 рублей.
Поставщиком письменных столов из Швеции предложена наиболее высокая цена за право заключить договор, что делает его победителем закупки. Однако с учётом приоритета российских товаров эта цена должна быть увеличена на 15%.

150 000 + (150 000 х 0,15) = 172 500 рублей
Таким образом, победитель должен будет заплатить за заключение договора 172 500 рублей. При этом если победителем предложены российские товары, работы или услуги, увеличение цены не происходит.

Случаи, в которых приоритет не предоставляется

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 определены случаи, в которых приоритет не предоставляется:

1) закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с единственным участником закупки;

Внимание!
Также приоритет не предоставляется, если закупка изначально проводится у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

2) в заявке не содержится предложения российских товаров, работ или услуг;

3) в заявке не содержится предложения иностранных товаров, работ, услуг;

Информация-разъяснение
Под случаями, предусмотренными подп. "б" и "в" п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 , следует понимать случаи, когда во всех поданных на участие в закупке заявках содержатся предложения либо только российских товаров, работ, услуг, либо только иностранных.

4) в заявке на участие в конкурсе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет менее 50%;

5) в заявке на участие в аукционе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет более 50%.

Например, заказчик осуществляет закупку мебели со следующими условиями:

Товарная позиция

Количество (шт.)

Цена единицы (руб.)

Цена позиции (руб.)

Стол письменный

НМЦД (руб.)

Вариант 1.


Товарная позиция

Страна происхождения

Количество (шт.)

Цена единицы (руб.)

Цена позиции (руб.)

Стол письменный

Цена заявки (руб.)

Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой указана цена единицы каждого товара и, следовательно, известна стоимость каждой товарной позиции.

Пример (расчёт)
Предложенная в заявке цена составляет 360 000 рублей. При этом общая стоимость товаров российского происхождения составляет 240 000 рублей, а иностранных - 120 000 рублей.
1) 240 000 / 360 000 х 100% = 66,6%
2) 120 000 / 360 000 х 100% = 33,3%
Таким образом, доля иностранных товаров в заявке составляет только 33,3%, а российских - 66,6%. Следовательно, при проведении конкурса такая заявка будет оцениваться с учётом снижения цены на 15%, а при проведении аукциона договор по такой заявке будет заключаться без снижения цены.

Вариант 2.

Участником закупки предложена поставка мебели на следующих условиях:

Товарная позиция

Страна происхождения

Количество (шт.)

Цена заявки (руб.)

Стол письменный

Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой не указана цена единицы каждого товара.

Пример (расчёт)
В данном случае заказчику необходимо определить цену единицы товара и рассчитать стоимость российских и иностранных товаров в заявке.
Для этого рассчитаем цену единицы товара по формуле, согласно подп. "д" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 и умножим на количество товаров по каждой позиции:
Шаг 1: определим коэффициент изменения НМЦД:
К = ЦД / НМЦД
где:
ЦД - цена договора, предложенная участником;
НМЦД - начальная (максимальная) цена договора.
К = 360 000 / 450 000 = 0,8
Шаг 2: определим цену единицы товара и умножим на количество товаров по каждой позиции:
Цед. = НМЦед. х К
где:
Цед. - цена единицы товара, работы, услуги;
НМЦед. - начальная (максимальная) цена единицы товара, работы, услуги;
К - коэффициент изменения НМЦД.
1) 10 000 х 0,8 х 20 = 160 000 (стоимость письменных столов в заявке);
2) 5 000 х 0,8 х 20 = 80 000 (стоимость стульев в заявке);
3) 15 000 х 0,8 х 10 = 120 000 (стоимость шкафов в заявке).
Таким образом, общая стоимость российских товаров в заявке составляет 160 000 рублей, а иностранных - 200 000 рублей.
Шаг 3: теперь уже известным способом определим долю российских и иностранных товаров в заявке:
1) 160 000 / 360 000 х 100% = 44,4%
2) 200 000 / 360 000 х 100% = 55,5%
Таким образом, доля российских товаров в заявке составляет только 44,4%, а иностранных - 55,5%. Следовательно, при проведении конкурса такая заявка будет оцениваться в общем порядке (без снижения цены на 15%), а при проведении аукциона договор по такой заявке будет заключаться по цене, сниженной на 15%.

В заключение отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 предусмотрены различные способы предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам, которые зависят от вида закупочной процедуры. Таким образом, заказчикам необходимо для каждой из них в положении о закупке предусмотреть соответствующий порядок предоставления приоритета.
[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если в контрактной системе ограничения для иностранных поставщиков работают уже давно, то в сфере действия Закона № 223-ФЗ какие бы то ни было ограничения со ссылкой на место регистрации поставщика и место происхождения товара до конца 2016 года считаются необоснованным ограничением конкуренции. Но уже с 1 января 2017 года предоставление преференций становятся обязанностью госкомпании.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» долгое время оставался в стороне от импортозамещения, хотя право Правительства РФ установить приоритет российской продукции для таких закупок было изначально предусмотрено в ч. 8 ст. 3 этого Закона. На тот же механизм поддержки российских производителей в закупках госкомпаний ссылается и ст. 18 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Однако лишь 16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925).

Это постановление вступает в силу с 1 января 2017 года и распространяется на все конкурентные закупки всех субъектов Закона № 223-ФЗ - в отличие от аналогичных актов контрактной системы, Постановление №925 не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры: проще говоря, никому из иностранцев не запрещено участвовать в закупке, но победит в ней при прочих равных российский производитель.

На российском происхождении товаров, работ и услуг стоит сделать акцент: в отличие от той же контрактной системы, Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются.

При выработке механизмов преференций поддержка отечественных производителей была ограничена 15-процентной ценовой преференцией. Разумеется, для крупной закупки и 15% - сумма немаленькая, но это всё же куда лучше, чем ограничение конкуренции и полным запретом на приём заявок с предложением о поставках иностранной продукции. Просто иностранец для победы должен быть готов существенно уступить в цене.

Так, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, победитель определяется в общем порядке как участник, предложивший наименьшую цену договора. Вот только если этим победителем оказался иностранец, то согласно ч. 3 Постановления № 925 договор с ним заключается по цене, сниженной на 15%. например, если после объявления аукциона участники в итоге «сбили» до 1 000 000 руб, то победитель-иностранец получит по договору всего 850 000 руб. Если же в ходе аукциона цена была опущена до нуля и участники стали торговаться на повышение за право заплатить заказчику за возможность поставлять ему же товар, то победитель-иностранце должен будет уже доплатить 15% к предложенной им цене.

Такой механизм призван сковать конкурентную активность иностранных производителей, которые должны будут при расчёте ставки закладывать ещё 15%. И лишь если цены российских производителей заведомо завышены, то иностранный поставщик может победить.

Если сопоставление заявок проходит только по цене - например, в классическом запросе котировок, - то при оценке заявки российского производителя принимается во внимание «вымышленная» цена, сниженная на 15% по сравнению с реальной. При этом договор с российским победителем заключается по реальной предложенной им цене. Например, в рамках запроса котировок российский производитель предложил цену в миллион - в этом случае в итоговом протоколе будет фигурировать цена 850 тысяч, а договор по итогам закупки всё равно будет заключен на миллион.

Схожий механизм предусмотрен и для многокритериального сопоставления заявок - например, в рамках конкурса или запроса предложений. В этом случае область предоставления преференций тоже ограничивается ценой, и «сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке на участие в закупке». Проще говоря, при подсчёте баллов российский производитель получает по критерию «цена» такую оценку, как если был он снизил свою цену дополнительно на 15% - при этом договор с ним заключается без реального снижения цены. Очевидно, что именно на конкурсе иностранцу легче всего соревноваться с российским производителем, особенно если удельный вес критерия «цена» невелик.

Несложно заметить, что описанные выше преференции представляют собой упрощённый вариант преференций участникам государственных и муниципальных закупок, установленных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Близко нормам приказа Минэкономразвития и указание на то что, условием предоставления преференций является включение в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование о декларировании участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров и условие о том, что отсутствие в заявке указания страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки (такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров);
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
  • формулу установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения (согласно подп. «д» п. 5 Постановления № 925);
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации;
  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлена преференция, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

При этом в отличие от контрактной системы, установление этих сведений должно быть предусмотрено ещё и положением о закупках заказчика - это означает, что всем субъектам Закона № 223-ФЗ нужно будет внести соответствующие изменения в свои положения о закупках к 1 января 2017 года.

Логично, что преференции предоставляются лишь в случае конкуренции российских и иностранных поставщиков. Если в закупке участвуют только российские производители либо только иностранные производители, а тем более если конкуренции нет вовсе, то согласно п.6 Постановления № 925 преференции не предоставляются.

Постановление № 925 также не применяется в следующих случаях:

  1. В заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
  2. в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

П равительство ввело для заказчиков по Закону № 223-ФЗ ограничения на закупку импортных товаров (Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925). Впервые правила корпоративных закупок оказались жестче, чем для закупок по контрактной системе. Если в 44-ФЗ запреты на импорт точечные, то корпоративные заказчики на конкурентных процедурах должны дать приоритет отечественным производителям по всем товарным группам.

Разберем, что такое приоритет отечественных товаров, когда можно его не применять и какие шесть обязательных условий к поставщикам должны появиться к 2017 году в документации и положении о закупках. А в таблице на покажем, какие части документации и положения нужно поправить.

Что вписать в документацию Раздел документации Где указано в законе
Страна происхождения товара Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Требования к описанию участниками поставляемого товара, являющегося предметом закупки Пункт 2 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Пункт 3 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Начальная (максимальная) цена единицы товара Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Принадлежность участника к российским или иностранным лицам Требования к участникам Пункт 9 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Договор со вторым участником Последствия признания процедуры несостоявшейся
Место и дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов
Пункт 11 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Соотнесение цен российского и иностранного товара Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Замена страны происхождения товара Особенности исполнения договора Постановление № 925

Как применять приоритет отечественного

Приоритет отечественного не означает, что импорт закупать нельзя. Это значит, что оценивать поставщиков нужно по специальному алгоритму, который ввело правительство. После оценки заявок нужно скорректировать цены в зависимости от страны происхождения товара.

Правительство разделило конкурентные закупки на два типа и прописало, как действовать при каждом варианте.

Первый тип: оценочный. В таких процедурах победителя определяют по предложениям участников. При конкурсе и запросах предложений участников оценивают по цене и качеству товара. В запросах котировок учитывают только цену. В оценочных процедурах применяйте к заявкам с российскими товарами цену, сниженную на 15% от той, что предложил участник. И если участник с российскими товарами выиграет, заключайте договор с ним по предложенной цене, а не по сниженной.

Пример

На конкурс подали 3 заявки с отечественными химреактивами и 1 заявку с импортными. Все по цене 100 руб. При оценке заявок исходите из того, что российские заявки поданы как бы по цене 85 руб. (с учетом преимущества 15%). Оцените заявки по конкурсным критериям, выявите победителя, но заключите с ним договор не по 85 руб., а по 100 руб.

Второй тип: аукционный. Это торг в реальном времени, где участники снижают цену на шаг в аукционе. Если победит участник с импортными товарами, заключайте с ним договор, снизив итоговую цену на 15%.

Пример

На аукцион поступила 1 заявка на поставку отечественных шин и 2 заявки на поставку импортных. Все участники предлагают цену по 1000 руб. за штуку. На процедуре победил участник с импортными шинами, который снизил цену до 800 руб. Заключите с ним договор по цене 800 руб. - 15% = 680 руб.

Когда можно не применять преференции

Не применять преференции вы можете, если допустили к процедуре лишь одну заявку и ваша конкурентная закупка не состоялась. В таком случае вы заключаете договор с единственным участником.

Преференции можно не давать, если все участники предложили российские товары, а иностранные не предложил никто. Или наоборот - все участники пришли с импортом, и никого нет с отечественным.

Не будет работать приоритет при конкурсах, где участник предложил смешанные товары, российские и иностранные и стоимость импортных - более 50% от цены всех товаров. Или если смешанные товары предложили на аукционе, где цена отечественных - более 50% общей стоимости.

Во всех остальных случаях вы обязаны в документации и положении указать приоритет отечественного. Если этого не сделать, контролеры могут наложить штраф 3 тыс. руб. на должностное лицо или 10 тыс. руб. - на юридическое по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП.

Намерены вы покупать импортное или нет, - внесите 6 правок по преференциям в положение о закупках и документацию. И применяйте ограничения на импорт при любых конкурентных процедурах.

Следите за изменениями

До сентября 2016 года никаких документов по преференциям отечественным товарам по Закону № 223-ФЗ не существовало. Случалось, что контрольный орган расценивал преимущества для товаров российского происхождения как ограничение конкуренции. Например, в решении ФАС № 223ФЗ-253/16 от 09.06.2016 .

1. Страна происхождения товара

В положении о закупке внесите требование, что участник декларирует в заявке наименование страны происхождения товара. Сделайте это в той части заявки, где участник делает предложение о поставке товара. Указать страну происхождения товара обязаны не только участники закупки, но и победитель.

Объедините в документации требования к участникам и к победителю. Ведь участник, с которым вы заключите договор, уже и так представил наименование страны происхождения товара в декларации на этапе подачи заявки.

Напишите, что если участник не укажет страну происхождения товара, вы не будете отклонять его заявку, а будете считать, что он предложил импортные товары.

Постановление № 925 не предусматривает штрафов для участников за недостоверные сведения о стране происхождения товара. Поэтому пропишите ответственность участников в документации. Например, что за ложные данные участник утратит право на преференции.

2. Договор со вторым участником

Внесите условие, что если победитель уклонился от заключения договора, вы будете заключать договор со вторым участником. Речь идет о случаях, когда второй участник предлагает такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора. Укажите ссылку на протокол, например: «заказчик заключает договор с участником, заявка которого по результатам закупки получила второй порядковый номер согласно протоколу № (рассмотрения/оценки и сопоставления/проведения аукциона/подведения итогов)».

Если редакция вашего положения говорит о праве, а не об обязанности заключить договор со вторым участником, исправьте документ. Правительство считает, что формулировка о втором участнике обязывает этого участника заключить договор. А отказ дает вам право признать его уклонившимся от заключения договора и внести в реестр недобросовестных поставщиков.

3. Начальная цена единицы продукции

Укажите в документации начальную (максимальную) цену единицы каждого товара. Обосновать цену каждого товара нужно в закупках любых объемов, независимо от числа позиций в спецификации.

4. Принадлежность участника к российским или иностранным лицам

Пропишите в положении, что определять принадлежность участника к российским или иностранным лицам будете по ЕГРЮЛ или по копии паспорта, если участник - физическое лицо.

Если закупаете не товары, а работы, обратите внимание, что при закупке товаров заказчик оценивает только страну происхождения товара, а не принадлежность участника. Поэтому включите в документацию слова: «предоставление преимуществ по Постановлению № 925 зависит не от места регистрации участника, а от наименования страны происхождения товаров, указать которое обязывает раздел __ документации».

5. Замена страны происхождения товаров

Внесите условие, что участник, которому вы предоставили приоритет, не имеет право заменить страну происхождения товаров. Исключение: замена иностранных товаров на отечественные при условии, что по качеству российские товары не хуже.

Пропишите в документации условия замены отдельно для конкурсов и аукционов. Для оценочных процедур (конкурс, запрос цен, запрос предложений) укажите, что «замена страны происхождения товаров с российских на иностранные не допускается при исполнении договора с участником, которому представлен приоритет, если он предложил российские и иностранные товары».

Также оговорите замену импорта на российские товары. Например, что замена «допускается при условии, что качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) российских товаров в качестве заменяющих не уступают характеристикам, указанным в договоре».

Для аукционов укажите, что если участнику с российскими и иностранными товарами дали приоритет по российским, то замена иностранных на российские допустима. А наоборот - нет.

6. Соотнесение цен

Укажите в документации формулу, как будете проводить соотнесение цены предложенных товаров российского и иностранного происхождения. То же самое сделайте с ценой на работы.

Механизм соотнесения цен может давать сбои. Результаты расчета по методике Постановления № 925 будут отличаться от простого арифметического расчета, если вы заранее определили в ТЗ количество российских и иностранных товаров.

C 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №925 от 16 сентября 2016 года "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

Таким образом, с начала 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, принимающие участие в закупках по 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам при рассмотрении конкурскных заявок предоставляется приоритет в размере 15% от цены договора.

КАК РАБОТАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений (т.е. победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора), и есть заявки с указанием страны происхождения РФ и иностранное государство, то оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится по следующему правилу:

цена заявки РФ = предложение - 15%.

Если победилем становится участник из РФ, то договор заключается по предложенной в заявке цене, т.е. без «-15%».

Если проводится аукцион (т.е. определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора на шаг, установленный в документации о закупке) и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и иностранное государство, то в случае победы иностранного товара / услуги, сумма договора определяется следующим образом:

сумма договора поставки иностранного товара / услуги = предложение - 15%.


ПРИМЕР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА

Заявка 1 предлагает поставку товаров российского производства на сумму 1 100 рублей.

Заявка 2 предлагает поставку товаров иностранного производства на сумму 1 000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчиком торгов заявке 1 дается приоритет и цена российского товара за вычетом 15% считается равной 935 рублям. Заявка 1 становится победителем. При этом договор с победителем заключается по цене, указанной в заявке, т.е. 1 100 рублей за единицу товара.

В итоге заказчик вынужден приобрести товар на 100 рублей дороже по причине того, что он является российским. Такая вынужденная поддержка российского производителя не всегда находит одобрение у заказчиков по 223-ФЗ, которые часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.


УСЛОВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Условием предоставления приоритета является включение заказчиком в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование об указании участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
  • заявка на участие в закупке, в которой отсуствует указание страны происхождения поставляемого товара, рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • для целей установления соотношения цены товаров / услуг российского и иностранного происхождения в смешанных заявках (содержащих российские и иностранные товары), цена единицы каждого товара / услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы (НМЦЕ) товара / услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора

    НМЦЕ товара смешанной заявки = НМЦЕ товара * [Сумма договора по результатам закупки / начальную (максимальную) сумму договора]

  • участник закупки относится к российским или иностранным лицам на основании документов участника, содержащих информацию о месте его регистрации (для юр. лиц и ИП), на основании документов, удостоверяющих личность (для физ. лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым заключается договор;
  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же или лучшие условия после условий победителя закупки, который уклонился от заключения договора;
  • при исполнении договора участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда вместо иностранных поставляются российские товары, при этом их качество, технические и функциональные характеристики не должны уступать характеристикам товаров, указанных в договоре.

ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКИМ ТОВАРАМ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В СЛУЧАЯХ, ЕСЛИ:

  • закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
  • при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
  • при проведении аукциона в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.


Просмотров