Адвокатский запрос изменения в закон. Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса. Пример адвокатского запроса о получении сведений из Пенсионного фонда

Обновления от 17.05.2017 г., от 12.07.2017 г., 30.07.2017 г.

Тема «адвокатского запроса» является предметом дискуссий и предложений в адвокатском сообществе и в последнее время получила развитие в законопроектной деятельности и судебной практике.
В этой статье постараюсь изложить свой взгляд на следующие вопросы, которые заинтересуют как адвокатов, так и руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, в которые направляются адвокатские запросы:
— правомерность требований о предоставлении информации в запросе;
— срок ответа на запрос адвоката;
— ответственность за непредоставление запрашиваемых сведений;
— содержание, образец формы адвокатского запроса;
— приложения к адвокатскому запросу: ордер, доверенность;
— основания для отказа в предоставлении запрашиваемых адвокатом сведений;

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 160-ФЗ, вступившим в силу 13 июня 2016 г., введена в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статья 6.1 «Адвокатский запрос», где дается ему следующее определение: «официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи».
Основная цель адвокатского запроса – это сбор доказательств для оказания квалифицированной юридической помощи лицу, чьи интересы адвокат представляет.

Что может запрашивать адвокат?

Адвокатский запрос может быть направлен в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
Адвокату могут быть предоставлены следующие сведения: справки, характеристики, предметы, документы, фотоматериалы, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.

Срок ответа на адвокатский запрос .

В первоначальном проекте изменений в федеральный закон от 2014 года предполагалось, что срок ответа на запрос адвоката будет установлен в 15 суток с возможностью продления на такое же количество дней. Однако замминистра юстиции Михаил Гальперин в ходе пленарного заседания 22 марта 2016 г. в Госдуме объяснил, что «…мы с вами должны быть реалистами…». А сегодняшние реалии таковы.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, в порядке предусмотренном статьей 6.1 Федерального закона. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Для сравнения рассмотрим, какие сроки предусматриваются для ответа на запросы органов государственной власти:
— из следственного комитета – незамедлительно или в указанный срок (п.2 ст.7 Закона «О следственном комитете»)
— от других следователей – срок законом не установлен (на практике следователи иногда сами назначают срок)
— из прокуратуры – в установленный срок (п.2 ст.10 закона «О прокуратуре»)
— из полиции – в срок, указанный в запросе, но не дольше месяца со дня вручения (п.4 ст.13 закона «О полиции»).

Какая ответственность предусмотрена за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату?
Обновление от 12.07.2017 г.
За неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб (Федеральный закон №146-ФЗ от 01.07.2017 г., вступило в силу с 12.07.2017 г.). Законом №160-ФЗ от 02..06.2016 г. дополнен абзац первый статьи 5.39 КоАП.
Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 № 146-ФЗ)

Справка . 22.08.2016 г. мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г.Самары впервые был привлечен к административной ответственности директор компании ООО «АВТ Моторс», который в срок не предоставил информацию по адвокатскому запросу.

Какие требования предъявляются к содержанию, форме адвокатского запроса?

2 сентября 2016 г. Минюст представил проект приказа «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса» .
Общественное обсуждение проводилось по 16 сентября 2016 г. По результатам рассмотрения представленных предложений текст проекта приказа был доработан. С доработанным проектом приказа можно ознакомиться по этой ссылке .
С 7 по 13 октября 2016 г. пройдет независимая антикоррупционная экспертиза.
Обновлено:
23 декабря 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Минюста России №288 от 14.12.2016 г. «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса». Приказ в формате word можно скачать по ссылке .

Обновлено: 30.07.2017 г.
С учетом решения Верховного Суда РФ АКПИ17-103 от 24.05.2017 г.
5. адвокатский запрос должен содержать :
(С момента вступления решения в законную силу недействующими признаются положения подп. 11 п. 5 Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных. Также признаны недействующими положения подп. 12 п. 5 Требований и приложение № 1 к Требованиям в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.)
1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;
4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;
5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);
6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;
7) почтовый адрес; при наличии — электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;
8) наименование документа (адвокатский запрос);
9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);
11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние — при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);
12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости — обоснование получения запрашиваемых сведений;
13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);
14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
15) дату регистрации адвокатского запроса;
16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

Какие документы должны прилагаться к адвокатскому запросу?

В соответствии с доработанным проектом и утвержденным приказом Минюста адвокат вправе, при необходимости, приложить к адвокатскому запросу любые документы и их копии. Требование о приложении копии ордера (доверенности) и удостоверения адвоката исключили.

Порядок направления адвокатского запроса .

Особенностью является то, что адвокатский запрос стало возможным направить как на бумажном носителе, так и (или) в электронном виде.
Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через курьера (посыльного).
Адвокатский запрос в форме электронного документа может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в общественные объединения и иные организации – при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

В каких случаях адвокату может быть отказано в предоставлении сведений?

В п.4 статьи 6.1 Федерального закона приводится исчерпывающий перечень оснований, по которым адвокату может быть отказано в получении запрошенных сведений если:
1) субъект, получивший запрос, не обладает нужной адвокату информацией;
2) запрашиваемые сведения отнесены к информации с ограниченным доступом;
3) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления запроса*
*За систематические несоблюдение установленных законодательством требований к адвокатскому запросу статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты, в которой он состоит (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 17 ФЗ №63).
Таким образом, адвокату не могут быть предоставлены сведения, которые отнесены законом к государственной тайне, информации с ограниченным доступом: врачебная, банковская, коммерческая, налоговая тайны, тайна связи, сведения о совершенных нотариальных действиях. По конфиденциальным сведениям, сведениям относящимся к персональным данным имеется позиция ФПА РФ. Об этом далее.

Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом .

В ФПА РФ обратился директор ООО «Регтайм» Сергей Шариков с просьбой разъяснить, может ли регистратор доменных имен предоставлять персональные данные по мотивированному адвокатскому запросу, не опасаясь при этом административной ответственности. Ведь даже если адвокат берет на себя обязательства использовать полученную информацию исключительно с целью использования ее в качестве доказательства в суде, регистратор может быть обвинен в нарушении запрета на передачу персональных данных, предположил директор компании.
Сергей Шариков указал на противоречие отдельных норм законодательства.
Нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяют регистратору доменных имен предоставлять персональные данные «для целей судебной защиты», а законодательством, регулирующим оборот персональных данных, установлен запрет на передачу таких сведений.
В то же время Правилами регистрации доменных имен в доменах.RU и.РФ от 5 октября 2011 г. предусмотрено, что персональные данные администратора предоставляются лишь при условии, что в запросе третьих лиц содержится обязательство «использовать полученную информацию исключительно для целей предъявления судебного иска».
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, отвечая на запрос компании «Регтайм», высказал свою позицию, что предоставление конфиденциальной информации в ответ на адвокатский запрос правомерно. Он напомнил, что каждое лицо, подавая заявку на регистрацию доменного имени, соглашается на применение правового режима. Адвокат, запрашивая информацию в порядке осуществления своей профессиональной деятельности, действует в интересах защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которая реализуется в досудебных или судебных процедурах.

С ответом в адрес ООО Регтайм можно ознакомиться по этой ссылке .

Отказывая в ответе на адвокатский запрос, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, зачастую опасаются привлечения к ответственности за разглашение информации в соответствии со статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но административная ответственность установлена и для самих адвокатов. За разглашение информации с ограниченным доступом, которая оказалась в их распоряжении в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, им грозит штраф от 4000 до 5000 рублей. (Примечание к статье 13.14 КоАП).

Выводы.

Напомню, что целью проекта федерального закона являлось устранение правовых коллизий и пробелов в законодательстве Российской Федерации в области адвокатского запроса, а также соблюдение конституционного принципа состязательности и равноправия сторон на любой стадии уголовного, гражданского, административного, арбитражного судопроизводства.
К сожалению, уже во втором чтении все положительные поправки, в части сокращения срока рассмотрения адвокатского запроса, были отклонены. Также, на заседании Совета Федерации 25.05.2016 г. сенатор А.В.Беляков обратил внимание присутствовавшего на обсуждении статс-секретаря – заместителя Министра юстиции Любимова Ю.С. на то, что данный закон не обеспечивает полного равенства сторон в судебном процессе .

Из стенограммы 394 заседания Совета Федерации:
А.В. Беляков : «…Мы все время говорим о состязательности сторон, в том числе и в уголовном процессе. Состязательность сторон должна предполагать равные права стороны обвинения и стороны защиты. Сторона обвинения – прокуратура – делает запрос, или Следственный комитет, при этом есть ответственность вплоть до уголовной за непредоставление информации, за предоставление не в срок, за предоставление недостоверной информации по запросу обвинения. Сейчас мы, казалось бы, двигаемся вперед, и совершенно справедливо докладчик озвучил некоторые вещи. Но (вот что за половинчатость, я не понимаю?) закон, который мы с вами сейчас рассматриваем, устанавливает среди оснований для отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу (цитата): «если запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом». То есть если обвинение запрашивает, любую информацию надо дать, а если адвокатура запрашивает, соответственно, если информация ограниченного доступа, можно не отвечать.
Что такое информация ограниченного доступа? Это банки и банковская деятельность, коммерческая тайна, охрана здоровья граждан может быть с ограниченным доступом, персональные данные, нотариат, налоговые, таможенные вещи и так далее. Все, что касается этих правовых сфер, фактически, исходя из того текста, за который мы сейчас голосуем, опять адвокатам становится недоступно. Вот вам, собственно говоря, коллеги, и состязательность сторон. Я попросил бы уважаемого представителя Министерства юстиции все таки обратить внимание на это.
И напомню вам, что в подавляющем большинстве стран есть просто суд. Суд, обвинение, адвокатура – это некое единое целое. Ввести в заблуждение адвоката – это все равно что ввести в заблуждение суд, и это чревато ответственностью вплоть до уголовной. У нас суд – это одно, обвинение – это другое, и там все хорошо и с ответственностью, и с обязательностью предоставления информации, а адвокат – это некое ущербное существо, которое мешает принять быстрее решение и быстрее освободиться, быстрее осудить.
К сожалению, казалось бы, правильный закон, но опять он даже не половинчатый, а на одну четверть нас сдвигает вперед вместо того, чтобы решить проблему радикально.»

Ю.С.Любимов . «Спасибо большое за этот комментарий. Наше министерство всегда занимало наиболее проадвокатскую позицию, просто этот закон, как и любой другой, наверное, компромиссный. Поэтому мы посчитали, что просто… Я с Вами согласен, что это, наверное, четверть того решения, которое бы мы хотели, но мы посчитали, что четверть – это лучше, чем ничего, поэтому воспринимаем это как первый шаг на пути к уже полноценному адвокатскому запросу.»
Далее Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был поставлен на голосование.
Результаты голосования:
За 148 чел. 87,1%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 148 чел.
Не голосовало 22 чел.
Решение: принято.

Подводя итог вышеизложенному приходится констатировать, что у стороны обвинения, по прежнему, остается больше прав на доступ сведениям. Изменения в закон — лишь очередная декларация (но не реализация) существования принципа состязательности сторон.

Обновление от 17.05.2017 г.
17 мая 2017 г. в Госдуму внесен законопроект № 177929-7 «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в соответствии с которыми предлагается сократить срок предоставления ответа на адвокатский запрос с 30 до 15 дней.

Необходимость сокращения сроков ответа на адвокатский запрос обусловлена тем, что в настоящее время принцип равноправия сторон при сборе доказательств нарушается. Так, для сотрудников СК РФ, прокуратуры, полиции, парламентариев, даже для журналистов законодательством установлены сокращенные сроки для ответов на их запросы и обращения.

Обновление от 12.07.2017 г.
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.07.2017 № 146-ФЗ , которым внесены изменения в ст. 5.39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении информации». Они направлены на усиление административной ответственности должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату, или организации информации, предоставление которой предусмотрено законодательством.
Интересно отметить, что проект подписанного закона был внесен на рассмотрение депутатов еще в сентябре 2014 г., но после его принятия в первом чтении в феврале 2015 г. работа по нему не велась вплоть до июня текущего года.

По материалам:
http://pravo.ru/review/view/129441/
http://www.samproc.ru/news/113/14890/
https://regulation.gov.ru/projects#npa=53328
http://fparf.ru/news/all_news/news/24331/
http://www.council.gov.ru/activity/meetings/68070/transcript/
Вестник ФПА РФ №3 2016 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации): (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102; 2003, № 44, ст. 4262; 2004, № 35, ст. 3607, № 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, № 31, ст. 4011, № 50, ст. 6233; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, № 29, ст. 4291, № 48, ст. 6727; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, № 23, ст. 3284) и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4108; 2005, № 44, ст. 4535, № 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284, № 19, ст. 2070, № 23, ст. 2452; № 38, ст. 3975, № 39, ст. 4039; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10 (ч. 2), ст. 909, № 29 (ч. 1), ст. 3473, № 43, ст. 4921; 2010, № 4, ст. 368, № 19: ст. 2300; 2011, № 21, ст. 2927, ст. 2930, № 29, ст. 4420; 2012, № 8, ст. 990, № 18: ст. 2166, № 22, ст. 2759, № 38, ст. 5070, № 47, ст. 6459, № 53 (ч. 2), ст. 7866: 2013, № 26, ст. 3314, № 49 (ч. 7), ст. 6396, № 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, № 26 (ч. 2), ст. 3515, № 50, ст. 7054; 2015, № 14, ст. 2108, № 19, ст. 2806, № 37, ст. 5130; 2016; № 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, № 19, ст. 2672), приказываю:

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

6. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

III. Порядок направления адвокатского запроса

7. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через представителя.

8. Адвокатский запрос в электронной форме может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации - при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

9. Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. Рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов содержится в к Требованиям.

Приложение № 1
к к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

(полное или сокращенное (при

наличии) наименование органа

местного самоуправления,

адвокатский запрос)

______________________________________

(почтовый адрес органа

государственной власти, органа

местного самоуправления,

общественного объединения или иной

организации, куда направляется

адвокатский запрос)

от адвоката _________________________,

(фамилия, имя, отчество

(при наличии)

имеющего регистрационный N __________,

соглашение либо ордер, либо

доверенность ________________________,

(номер, дата)

осуществляющего деятельность в _______

______________________________________

(полное или сокращенное (при

наличии) наименование адвокатского

образования)

______________________________________

(почтовый; электронный адрес номер

телефона/факса (при наличии)

АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС № _______________________

(регистрационный номер)

2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской

Федерации" в целях оказания квалифицированной юридической помощи ________

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное

наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат;

процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат,

номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном,

гражданском, арбитражном, уголовном или административном

судопроизводстве, а также по делу об административном

правонарушении)

прошу предоставить ______________________________________________________

(запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся

в справках, характеристиках и иных документах;

при необходимости - обоснование

получения запрашиваемых сведений)

Сведения прошу передать ___________________________________________.

(указать способ передачи: почтовым

отправлением, факсимильной связью,

на электронный адрес, выдать на руки)

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе

адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или)

организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными

законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо

недостоверной информации влекут ответственность, установленную

законодательством Российской Федерации .

Приложение (при наличии):

Дата регистрации адвокатского запроса ____________ (___________________)

(подпись (фамилия, инициалы)

адвоката)

_____________________________

правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,

№ 1 (ч. 1), ст. 1; 2010, № 23, ст. 2790; 2016, № 23, ст. 3284).

Приложение № 2
к к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

Журнал
регистрации адвокатских запросов

Обзор документа

В июне 2016 г. в Закон об адвокатской деятельности были внесены изменения. В частности, появилась статья, посвященная направлению адвокатского запроса.

Минюст России определил требования к форме, порядку составления и направления такого документа.

Адвокатский запрос формируется в бумажном и (или) в электронном виде. Прилагается рекомендуемый образец запроса.

Приводится перечень указываемых сведений. Так, запрос должен содержать реквизиты ордера, доверенности либо соглашения об оказании юридической помощи (номер, дата выдачи ордера/доверенности, дата заключения соглашения); указание на запрашиваемые сведения, при необходимости - обоснование получения таких сведений.

Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

При оформлении запроса в электронном виде он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

Документ может быть направлен в органы госвласти, местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в их компетенцию вопросам.

Запрос регистрируется в соответствующем журнале, который ведется адвокатским образованием. Приведен рекомендуемый образец такого журнала.

Сбор и получение информации адвокатам необходимо для оказания квалифицированной юридической помощи, которая должна быть качественной и своевременной. А одним из действенных способов сбора доказательств является адвокатский запрос. Одной из проблем, связанных с получением необходимой информации, является правильное оформление адвокатского запроса. Неправильно оформленный адвокатский запрос не только лишает возможности получить запрашиваемые сведения, но и бросает тень на адвокатское сообщество.

С 2017 г. начали действовать требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса , утвержденные приказом Минюста России от 14.12.2016 г. № 288.

И пусть не все положения приказа выглядят безупречно, однако трудно отрицать очевидное - он призван облегчить получение необходимых сведений для адвокатов. Хочу обратить внимание на основные его положения.

1. Что должно быть в запросе

Минюст предложил форма адвокатского запроса, которая носит рекомендательный характер. Адвокатский запрос должен содержать следующие сведения:

полное или сокращенное наименование адреса и почтовый адрес того, кому направляется адвокатский запрос;

сведения об адвокате: ФИО, его регистрационный номер в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, реквизиты соглашения либо ордера, либо доверенности, наименование адвокатского образования;

  • почтовый, электронный адрес, номер телефона/факса при наличии);
  • наименование документа - адвокатский запрос и его регистрационный номер;
  • указание лица (физического или юридического), его процессуальное положение, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (при его наличии);
  • просьба о предоставлении запрашиваемых сведений (в т.ч. справки, характеристики и иные документы;
  • обоснование получения запрашиваемых сведений;
  • указание способа передачи запрашиваемых сведений: почтовым отправлением, факсимильной связью, электронной почтой, выдать на руки);
  • перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
  • указание на установленную законодательством ответственность за неправомерный отказ в предоставлении запрашиваемой информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);
  • дата регистрации адвокатского запроса;
  • ФИО адвоката и его подпись.

2. Печатный и ручной текст

Адвокатский запрос нужно выполнить машинописным способом и распечатан. Однако закон не запрещает написать запрос от руки.

3. Электронная форма

Адвокатский запрос можно направить в электронном виде. Но для этого его нужно подписать квалифицированной электронной подписью.

4. Регистрация запроса

Адвокату нужно позаботиться о том, чтобы его запрос был зарегистрирован в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. В приказе Минюста содержится рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов.

5. Приложения к запросу

К адвокатскому запросу не нужно прикладывать ни ордер, ни копию доверенности. Достаточно указать лишь номер, дату выдачи ордера, либо доверенности, либо дату заключения соглашения.

Заметим, что первоначально в проекте приказа Минюста РФ адвокат был обязан прикладывать к запросу копию ордера (доверенности) и удостоверения адвоката (п. 5). Однако полномочия адвоката подтверждаются ордером или доверенностью, а не их копиями. Поэтому без приложения оригинала ордера к адвокатскому запросу получить запрашиваемые сведения всегда было сложно.

Что касается предложения о приложении копии удостоверения - то оно противоречило ч. 1, 2 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Кроме того, к электронному документу копии ордера (доверенности) и удостоверения адвоката не приложишь, что исключало возможность реализации этого права в электронном виде. Однако учитывая пожелания адвокатского сообщества этот пункт был исключен и не содержится в итоговой редакции приказа Минюста.

6. Срок ответа на адвокатский запрос

Федеральный закон от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ установил административную ответственность за отказ в предоставлении информации по адвокатскому запросу ст. 5.39 КоАП РФ.

Однако, вместо сокращения срока предоставления ответов, законодатель установил 30-дней для ответа на адвокатский запрос, который может быть продлен еще на месяц, итого до 60-ти дней. К сожалению, инициативу адвокатского сообщества сократить этот неоправданный срок власти не поддержали.

Правильно оформленный адвокатский запрос - действенный инструмент в руках адвоката. Он подкреплен ответственностью за его невыполнение. Чем активнее адвокаты станут применять этот инструмент на практике, тем быстрее адресаты запросов будут относиться к нему, как серьезному документу.



юрист

Руководителю любого государственного или муниципального учреждения или организации хотя бы изредка приходится сталкиваться с тем, что принято называть адвокатскими запросами. Адвокаты, представляя интересы своих доверителей, запрашивают разнообразную информацию: о судимостях, фактах привлечения граждан к административной ответственности, о праве собственности на автотранспортные средства, об учете в наркологических, венерологических и психоневрологических диспансерах, о фактах обращения за медицинской помощью и т. п.

При этом энергия профессионального правозащитника и ссылка на положения Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон №63-ФЗ) наряду с отсутствием опыта работы с этой категорией представителей юридического труда часто дезориентируют руководителей организаций, у которых указанная и иная информация запрашивается. Действительно, руководителю государственного учреждения довольно трудно принять решение о том, нужно ли давать адвокату ответ. И, что намного важнее - можно ли такой ответ давать.

С одной стороны, в соответствии с рядом законов отказ в предоставлении информации грозит наказанием. Так, например, ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) грозит штрафом за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за несвоевременное пре доставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. Поэтому если адвокату будет необоснованно отказано в предоставлении информации или его запрос будет проигнорирован, руководитель организации рискует быть подвергнутым административному наказанию по ст. 5.39 КоАП РФ.

С другой стороны, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 13.11 КоАП РФ.

Но это еще не все. Спектр составов административных правонарушений в этой сфере довольно широк. Это и ст. 13.14 КоАП РФ, карающая за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 указанного кодекса, и еще несколько узкоспециальных составов, на которых мы отдельно останавливаться не будем.

Как же действовать руководителю, в подразделение которого поступил адвокатский запрос, чтобы соблюсти закон? В этом мы разберемся на страницах предлагаемой статьи.

Во-первых, нельзя искать простой выход. Рассматриваемая ситуация не относится к разряду таких, в которых для подстраховки можно действовать по единому, наиболее безопасному шаблону. В частности, нельзя отказывать подряд всем адвокатам (и прочим гражданам), так как в том случае, если отказ будет необоснованным, возникает угроза наказания по ст. 5.39 КоАП РФ. Нельзя и отвечать на все запросы без разбора - ведь в случае предоставления излишнего объема информации грозит наказание уже по ст. 13.14 КоАП РФ.

Поэтому каждый запрос должен быть проанализирован на соответствие действующему законодательству.

Алгоритм действий по проверке адвокатского запроса включает:

  1. проверку полномочий адвоката;
  2. проверку права адвоката на доступ к информации.

По первому пункту проблема состоит в том, что адвокаты часто, обращаясь в административные органы, ссылаются на ст. 6 Закона № 63-ФЗ и прилагают к своим запросам ордер. Нередко лицо, к которому поступил такой запрос, проверяет полномочия адвоката на основании этого ордера. Это неправильно. Необходимо запомнить правило:

Юридическая аргументация здесь такая. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В настоящее время случаи, в которых адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, предусмотрены следующими федеральными законами:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях, ч. 3 ст. 25.5 которого гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. При этом необходимо принимать во внимание ч. 2 той же статьи, в которой идет речь о том, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Следовательно, ордер представляется адвокатом только тогда, когда он вступает в производство по делу об административном правонарушении;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 4 ст. 49 которого адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Гражданским процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 5 ст. 53 которого право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Статья 31.2 этого закона называется «Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», а абз. 3 ч. 1 этой статьи гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно ч. 1 ст. 18 этого закона подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому в качестве защитника к участию в производстве (в военных судах) по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 28.1);
  • эта же норма дублируется в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

Приведенный список исчерпывающий. Это значит, что никаких других федеральных законов, допускающих (и предписывающих) удостоверение полномочий адвоката посредством предъявления ордера, не имеется.

Из приведенного перечня видно, что все действия адвоката, для которых требуется (и допускается) оформление ордера, исчерпываются судебным процессом и посещением следственного изолятора.

Следовательно, согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ при обращении во все другие органы и организации полномочия адвоката должны быть подтверждены доверенностью.

Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность, оформленная от имени гражданина, должна быть нотариально удостоверена.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединения, учреждения или заведения;
  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Если все же найдется (или будет издан после выхода в свет настоящей статьи) федеральный закон, позволяющий адвокату обращаться в органы определенного вида с запросами на основании ордера, следует проверить, оформлен ли такой ордер в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. Форма ордера утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.08.2002 № 217. Согласно этому приказу ордер должен содержать следующие реквизиты:

  • реквизиты соглашения, на основании которого выписан ордер (номер, дата);
  • фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего ордер;
  • номер ордера;
  • дату выдачи ордера;
  • полное наименование и адрес адвокатского образования, руководитель которого подписал ордер;
  • место, где предстоит исполнить поручение;
  • фамилию и инициалы доверителя.

Лицом, уполномоченным на подписание ордера, является только руководитель адвокатского образования. Такими руководителями являются:

  • председатели президиумов, председатели коллегий адвокатов;
  • управляющие партнеры адвокатских бюро;
  • руководители юридических бюро;
  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет (в этом случае адвокат подписывает ордер, выданный себе же. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, не вправе подписать ордер, выданный другому адвокату).

Другие лица из числа руководителей адвокатских структур не вправе подписывать ордера. В частности, этого права лишены:

  • заместители руководителей адвокатских образований, тем более секретари этих образований;
  • президенты адвокатских палат субъектов федерации;
  • президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Здесь необходимо обратить внимание еще на один момент. Адвокат только тогда действует в этом статусе, когда он представляет интересы иного лица. Если лицо, наделенное статусом адвоката, действует в своем интересе, то его действия являются частными, а не адвокатскими.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Если в рамках интересующего адвоката дела он не оказывает какому-либо физическому либо юридическому лицу, которые могли бы являться по отношению к нему доверителями, квалифицированную юридическую помощь, а действует исключительно в своем интересе, то при таких обстоятельствах деятельность по защите своих собственных интересов не может быть признана адвокатской деятельностью в смысле ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ.

Следовательно, права и полномочия, предоставляемые адвокатам Законом № 63-ФЗ, применительно к рассматриваемой ситуации на адвоката, действующего в своем интересе, не распространяются.

Вторая часть алгоритма предполагает проверку того, может ли быть предоставлена адвокату (полномочия которого проверены) запрошенная информация.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

  1. нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Приведенная статья федерального закона довольно обширна, но для упрощения восприятия ее содержание можно подать кратко:

Это означает, что, если лицо запрашивает у организации любые сведения, касающиеся самой организации, включая организационную структуру, должностные инструкции работников, регламенты работы, отчеты об основной и дополнительных видах деятельности, вполне можно принять решение о направлении лицу такой информации в случае, если она не имеет грифа секретности или ограниченного доступа. При этом гриф секретности или ограниченного доступа может применяться к информации только в соответствии с прямыми предписаниями нормативных правовых актов.

При этом следует учитывать, что представляется такая информация только в обезличенном виде. Это означает, что она не может содержать персональных данных сотрудников учреждения. Поэтому не могут быть представлены в ответ на адвокатский запрос такие документы, как:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность и перемещении по службе сотрудника, иные кадровые приказы;
  • правоприменительные акты, иные носители информации, содержащие персональные данные третьих лиц.

Также следует помнить, что понятие коммерческой тайны применимо только к коммерческим юридическим лицам. Основным признаком коммерческого юридического лица является извлечение прибыли в качестве основной цели его деятельности. Поэтому руководитель любого государственного или муниципального органа не может отказать в выдаче информации со ссылкой на коммерческую тайну.

Какую информацию не следует выдавать? Выдавать действующим законодательством запрещено (кроме информации, отнесенной к государственной или служебной тайне законом) персональные данные граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, составляет персональные данные.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

  1. в случае обезличивания персональных данных;
  2. в отношении общедоступных персональных данных.

Если запрашиваемая адвокатом информация (персональные данные) не относится к числу общедоступных в смысле ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», то такой адвокатский запрос выходит за пределы правовых предписаний, содержащихся в чч. 1 и 2 ст. 7 указанного закона, по причине чего не может быть удовлетворен.

Вышеизложенные правила об ограничении доступа к персональным данным применяются только в том случае, если адвокат, действуя в интересах одного лица, запрашивает информацию о другом лице. Тогда следует отказать в ответе на запрос.

Если же адвокат, действуя в интересах доверителя, подтвердивший свои полномочия доверенностью, оформленной и заверенной в установленном законом порядке, запрашивает информацию, касающуюся личности своего доверителя, то он имеет на это полномочия, и на адвокатский запрос должен быть дан положительный ответ.

И последнее: при рассмотрении адвокатского запроса следует соблюдать установленный для этого месячный срок (п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). В этот срок нужно дать адвокату либо положительный, либо отрицательный ответ об интересующей его информации. При этом не следует направлять ответ по почте, так как статус адвоката подтверждается удостоверением адвоката. Поэтому в адрес адвоката следует направить уведомление о том, где и в какое время он может получить ответ на свой запрос, а ответ выдать ему на руки после предъявления адвокатом удостоверения, выданного управлением юстиции субъекта Российской Федерации.

В приложении к статье приводится образец письма с различными мотивировками отказа в удовлетворении адвокатского запроса.

Также по этой теме.


Согласно ст. 6, п.3 Закона "Об адвокатуре", юрист имеет право запрашивать информацию, необходимую ему для оказания помощи клиенту. Это может быть справка, характеристика и прочая документация. Адвокатский запрос на предоставление информации может быть отправлен в органы госвласти и территориального самоуправления, различные общественные организации и объединения.

Правовая основа

Ст. 48 Конституции устанавливает общий порядок, определяющий, каким должен быть адвокатский запрос и его исполнение. В указанном выше ФЗ предписано, что право юриста на осуществление определенных действий с целью оказания квалифицированной помощи возникает при наличии соответствующего соглашения. В качестве нормативной основы, позволяющей отправлять адвокатский запрос, может выступать также особое поручение. Оно может быть предусмотрено в решении суда, постановлении органа предварительного расследования, дознания и прочих уполномоченных подразделений. По такого рода поручениям может осуществляться адвокатский запрос в ГИБДД (образец документа будет представлен далее).

Из закона следует, что упомянутое действие считается легитимным только в случае юридического обоснования права на оказание помощи. Именно это наделяет адвоката полномочиями на истребование необходимой для него информации. Это, в свою очередь, порождает ответную обязанность органов власти и прочих организаций и учреждений (в том числе коммерческих, которые оказывают населению платные услуги) передавать юристу сведения на безвозмездной основе. При этом непосредственно сам адвокатский запрос должен содержать ссылку на соответствующее назначение, поручение либо соглашение. Однако в законодательстве установлено, что никто не имеет права требовать от юриста или его представителя непосредственного предъявления документации, выступающей в качестве обоснования действий.

Сопутствующие документы: ордер

Полномочия, которыми наделяется адвокат, согласно ст. 6, ч. 2 соответствующего ФЗ, должны быть оформлены соответствующими бумагами. Это требование реализуется ордером (в предусмотренных законом случаях) или доверенностью (в прочих ситуациях). В нормативных актах не прописана необходимость предъявлять указанные документы. В связи с этим прилагать их при реализации полномочия необязательно.

Исключением является адвокатский запрос по уголовному делу. Это обусловлено положениями ст. 49 УК. В соответствии с ними, юрист допускается к участию в таком процессе только на основании ордера. Это требование в подобных случаях является обязательным. Таким образом, ордер необходим для вступления адвоката в процесс в качестве защитника, причем на любой его стадии, в т.ч. на этапе исполнения приговора. Также данная бумага необходима, если оформление доверенности не представляется возможным. Например, в случае назначения юриста представителем ответчика, в соответствии с порядком, прописанным в ст. 50 ГК, и прочих ситуациях, определенных законом.

Доверенность

Она оформляется, если гражданин желает, чтобы юрист отстаивал его интересы. В данном случае законом не предусмотрено нотариальное заверение доверенности. В связи с этим, документ может составляться в обычной письменной форме. Доверенность может содержать указание на существование между клиентом и адвокатом соглашения. Эти сведения заверяются подписью и печатью руководителя юридического образования. В ряде случаев адвокатский запрос (в ЗАГС, поликлинику и другие учреждения) предполагает получение личных данных клиента (если это не запрещается законом). Документ в таких ситуациях должен содержать согласие доверителя на это.

Форма адвокатского запроса

Для данного документа, как и для многих других, предусмотрены определенные требования по заполнению. Рассмотрим, как должен выглядеть адвокатский запрос. Образец документа позволяет соблюсти нормативные предписания. Вне зависимости от того, в какое учреждение отправляется бумага, в ней должны присутствовать все элементы, предусмотренные законом. Первое, что должен содержать адвокатский запрос (образец, представленный в конце статьи, иллюстрирует это) - это данные о юристе. В частности, должны быть указаны его Ф.И.О., сведения о том, что он является сотрудником (членом) соответствующей организации (ассоциации).

В документе в обязательном порядке должен присутствовать номер юриста в реестре, ссылки на наличие соглашения с клиентом и необходимость получения определенной информации (цель, с которой составляется адвокатский запрос). Образец в больницу или иное учреждение, располагающее сведениями о клиенте, предполагает также наличие указания доверителя на их передачу юристу. Как правило, если бумага содержит такую информацию, сложностей в получении требуемых данных не возникает.

Законодательная база

Право юриста на сбор информации, касающейся третьих лиц, регламентировано положениями ст. 48 Конституции. Они обеспечивают граждан возможностью получать квалифицированную помощь адвоката. Также отраслевыми процессуальными законами предусматривается право юриста собирать доказательства по производству. Однако при этом в ст. 23 Конституции содержатся положения, гарантирующие сохранение семейной и личной тайны, неприкосновенности частной жизни человека.

Ст. 24 Основного Закона запрещает сбор персональных данных без согласия людей. Это же положение содержится в ст. 8 Конвенции о защите свободы и права человека. Согласно ст. 55, ч. 3 Конституции, могут быть установлены определенные ограничения для гражданина. В частности, ФЗ гласит, что свободы и права могут ограничиваться в той мере, которая необходима для обеспечения защиты нравственности, основ конституционного режима, здоровья, интересов и возможностей иных лиц, безопасности государства и обороны страны.

Виды сведений

ФЗ № 27 от 26 июля 2006 года классифицирует информацию в соответствии с категорией доступа к ней. Так, выделяют:

  • Общедоступные сведения. К ним относятся общеизвестные данные и прочая информация, не имеющая ограничений по доступу.
  • Частные данные. К этой категории относят информацию, доступ к которой ограничивается федеральными нормативными актами для обеспечения защиты государства, здоровья, нравственности, интересов и прав лиц и прочего.

Вместе с тем закон выделяет и такие категории сведений, которые могут составлять тайну (коммерческую, служебную и так далее). Нормативными актами устанавливается требование соблюдения конфиденциальности и порядок привлечения к ответственности в случае обнародования таких данных.

Персональная информация

В ФЗ № 152 от 27 июля 2006 года приведен неполный список личных сведений о гражданине, подлежащих защите. Согласно ст. 3, п. 1, к персональным данным следует отнести любую информацию, которая относится к определяемому на ее основании либо определенному в соответствии с ней физическому лицу. Сюда входят его фамилия, имя и отчество, дата рождения (число, месяц и год), имущественное, социальное и семейное положение, адрес, доходы, профессия, образование и прочее.

Ограничение в отношении подобной информации вытекает также из некоторых других федеральных законов. Они, в частности, устанавливают требование по сохранению коммерческой, государственной, банковской, врачебной тайны и так далее. Соответствующими отраслевыми нормативными актами предусматривается возможность рассекречивания данных. Однако для этого необходим запрос следственного органа или суда. При обращении защитника такие сведения не передаются. Так, адвокатский запрос в налоговую службу может быть не удовлетворен, если содержит просьбу о разглашении доходов либо финансового состояния гражданина.

Случай из практики

Для наглядности приведем такой пример. В Конституционный суд обратился адвокат с жалобой. В ее содержании гражданин, осуществлявший на тот момент защиту доверителя в рамках уголовного производства, указал на отказ таможенных органов передать ему затребованную информацию. Неисполнение адвокатского запроса было обосновано ст. 10 ТК и частью 3 ФЗ "О коммерческой тайне". Защитник обратился в таможенный орган за получением сведений, касающихся партии телефонов, которые, как он предполагал, были ввезены потерпевшим на территорию страны. Основанием отказа удовлетворить адвокатский запрос явилось то, что защитник не входит в круг лиц, которые по закону имеют право доступа к такого рода сведениям.

В своей жалобе адвокат обращался к суду с просьбой признать ст. 10 ТК, на которую ссылались таможенные органы, противоречащей положениям ст. 45, 37 и 123 (ч. 3) Конституции. Связывал он это с тем, что предписания, наряду со ст. 6 (ч. 3) и ст. 3 и 5 ФЗ, регламентирующего порядок сохранения коммерческой тайны, препятствуют сбору юристом необходимых доказательств в пользу его клиента. Кроме того, все эти положения нарушают его конституционное право свободно распоряжаться своими трудовыми способностями, равно как и принцип равноправия и состязательности сторон в ходе производства по делу.

Конституционный Суд, отказывая вышеупомянутому гражданину в удовлетворении жалобы, пояснил, что законодатель не включает адвокатов в список лиц, чьи запросы по передаче сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть удовлетворены. Ст. 10 ТК, как разъяснил Суд, находясь во взаимосвязи с соответствующим ФЗ о сохранении коммерческой тайны, устанавливает особый правовой режим, касающийся доступа к таким сведениям и исключающий их получение третьими лицами. При этом предусмотренный порядок не дает каких-либо оснований сделать вывод о том, что были нарушены гарантируемые Конституцией права заявителя. Это объясняется тем, что предписания не запрещают участниками уголовного производства реализовывать свои права на защиту всеми способами, разрешенными законодательством, в том числе составлением ходатайств об истребовании необходимых сведений органами предварительного расследования, дознания или судом.

Из приведенного примера следует, что юрист может получать только ту информацию, которая не представляет собой вышеупомянутые защищённые данные (доступ к которым ограничен федеральными законами), т.е. личную, семейную, врачебную, банковскую, коммерческую, государственную тайну и т. д. А значит, вопросов такого характера не должен содержать адвокатский запрос. Образец в больницу, таким образом, предусматривает необходимость указания только тех сведений, доступ к которым разрешен третьим лицам, даже несмотря на наличие согласия клиента на обнародование данных, составляющих врачебную тайну.

Важные моменты

В Конституции предусмотрено право каждого человека свободно передавать, получать, искать, распространять и производить информацию любыми законными способами. В ст. 24 Основного Закона установлена обязанность органов госвласти и территориального самоуправления, должностных лиц обеспечивать граждан возможностью знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают их интересы и права, если прочее не предписано нормами.

Ввиду прямого действия приведенного положения, любые персональные данные, кроме тех, которые содержат коммерческую, семейную и прочую тайну, конфиденциальных сведений о профессиональной, предпринимательской, служебной, изобретательской деятельности, должны быть доступны для людей, конечно, при условии, что законодательно не предусмотрен особый правовой статус этой информации. Эта обязанность исходит и из предписаний ст. 48 Основного Закона и ряда отраслевых нормативных актов, регламентирующих деятельность юристов-защитников на территории РФ. Таким образом, адвокатский запрос на раскрытие тех или иных сведений может быть удовлетворен при условии, что обнародование данных не нарушает конституционные права и интересы лиц, которые ими располагают. Исключение составляют случаи, когда необходимость в подобных мерах продиктована особыми обстоятельствами. Однако и в этом случае сведения раскрываются только тем лицам, которые входят в перечень уполномоченных законом.

Необходимые реквизиты

В соответствии со ст. 14, ч. 3 ФЗ о персональных сведениях, доступ к собственной личной информации производится по запросу непосредственно субъекта либо его законного представителя. В качестве последнего может выступать юрист-защитник. Форма адвокатского запроса в этом случае должна содержать фамилию, имя и отчество заявителя, серию и номер документа, который удостоверяет личность, наименование выдавшего его органа, дату выдачи, подпись. Проводя анализ перечисленных выше законодательных актов, можно сделать вывод о том, что в ходе сбора конфиденциальных сведений защитником в отношении его клиента, органы госвласти, территориального самоуправления и прочие уполномоченные подразделения обязуются передать требуемую информацию только в том случае, если данная инициатива исходит от самого доверителя, а документ включает в себя все упомянутые реквизиты.

Пример адвокатского запроса

Адвокат юридического образования___________ в г.___________, имеющий регистрационный № _____ в реестре _________________ , удостоверение № ______________, _________________________(Ф.И.О.), находящийся по адресу _____________________________________, для оказания юридической помощи гражданину___________________________(Ф.И.О.), в том числе для осуществления консультирования по вопросам подготовки искового требования (возражения) в соответствии с ч. 2, ст. 24 Конституции, п. 3, ст. 6 ФЗ "Об адвокатуре в РФ", прошу предоставить следующие сведения:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Приложение: копия ордера (доверенности)

Дата:_________________. Подпись__________________

Наличие соглашения об оказании квалифицированной помощи подтверждаю

Руководитель образования:_____________________ (ФИО) М. П.

В заключение

Рано или поздно каждому практикующему адвокату придется решать проблему получения требуемой информации, без наличия которой невозможно представлять интересы доверителя должным образом. Следует более четко определить права юриста. В частности, защитник может:

  • Вести сбор сведений, которые могут выступать в качестве доказательства в уголовных, хозяйственных, гражданских, административных судопроизводствах по факту тех или иных нарушений.
  • Запрашивать и получать оригиналы и копии документов от учреждений, организаций, предприятий, а также от граждан – при их согласии.
  • Знакомиться непосредственно на месте с необходимыми материалами, кроме тех, которые составляют тайну, охраняемую законом.
  • Получать в письменном виде заключения экспертов по вопросам, которые требуют особенных знаний, вести опрос граждан.

Как правило, обращения юристов не связаны с раскрытием секретных данных, в связи с этим сложностей при удовлетворении просьбы возникать не должно. Однако часто руководители предприятий уклоняются от передачи нужных сведений защитнику. В качестве обоснования может выступать, например, недостаточная техническая оснащенность. В ответе на адвокатский запрос начальство, в свою очередь, часто предлагает юристу самому посетить предприятие и найти нужную информацию. Эти и иные обстоятельства зачастую весьма усложняют деятельность.
Следует также сказать, что законом не установлен срок ответа на адвокатский запрос. В связи с этим юристам приходится указывать его самостоятельно. В запросе необходимо максимально четко и ясно изложить свою просьбу. Наличие копии доверенности либо ордера считается обязательным условием в практике. Приложение копий упомянутых документов имеет особенное значение при запросе адвокатом сведений персонального характера. Вместе с этим, юрист должен строго соблюдать букву закона, не превышать своих полномочий. Адвокат вправе оспорить действия или бездействия организации, к которой он обращается в случаях, предусмотренных законодательством. Порядок обжалования установлен соответствующими положениями ФЗ и прочих отраслевых актов. В любом случае при осуществлении своей деятельности защитник не должен ущемлять или ограничивать интересы и права других лиц.



Просмотров