Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Понятие и структура административно правового отношения

Уникальность административно-правовых отношений заключается в том, что с одной стороны является элементом механизма административно-правового регулирования, а с другой стороны – целью функционирования данного механизма. Предназначение механизма административно-правового регулирования состоит в переводе управленческих отношений в административно-правовые. Административно-правовые отношения – это управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Административно-правовым отношениям присущи следующие особенности:

– являются властеотношениями, т. е. обусловлены неравенством участников;

– выступают результатом реализации административно-правовых норм;

– для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного полномочиями государственно-властного характера;

– возникают в связи с практической деятельностью органов государственного управления;

– могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны не является обязательным;

– споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;

– при нарушении требований административно-правовой нормы стороны несут юридическую ответственность перед государством с учетом тяжести наступивших последствий;

– по своей сути являются организационными, т. е. направлены на организацию совместной деятельности субъектов государственного управления.

Важное значение при характеристике административно-правовых отношений имеют их предпосылки, которые предваряют их возникновение. К числу предпосылок административно-правовых отношений относятся: наличие административно-правовой нормы, правосубъектность участников общественного отношения, юридический факт.

Административно-правовые отношения относятся к сложным юридическим явлениям, которым присуща определенная структура. К числу структурных элементов административно-правового отношения относятся: субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения.

Субъект административно-правовых отношений – это участник административно-правовых отношений (физическое или юридическое лицо), обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Административная правосубъектность представляет собой единство двух элементов – административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правосубъектность физических лиц и организаций имеет существенные различия. Правосубъектность физических лиц, в отличие от юридических лиц, включает такие элементы, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.



Административная правоспособность – это способность физического лица, в силу норм административного права, быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Она не может передаваться, быть объектом купли-продажи или отторгаться каким бы то ни было способом.

Административная дееспособность физического лица – способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность предопределяется рядом факторов, к числу которых относятся: возраст, состояние здоровья, уровень профессионального образования, квалификация, семейное положение и др. Различают полную, частичную и ограниченную административную дееспособность. Полная дееспособность наступает с момента достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. Частичная дееспособность подразделяется на дееспособность малолетних, лиц в возрасте от шести до четырнадцати лет и несовершеннолетних – от четырнадцати до восемнадцати лет. Малолетние и несовершеннолетние вправе совершать действия, определенные в п. 2 ст. 29 ГК РФ.

Дееспособность может быть ограничена полностью или частично. Правом ограничения дееспособности обладает исключительно суд. Ограничение дееспособности лишает физическое лицо права быть полноценным участником управленческих отношений. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Объекты административно-правовых отношений – это то, на что направлено воздействие субъектов отношений. К ним относятся самые разнообразные блага и явления, на которые распространяются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. К их числу относятся следующие: предметы материального мира (земля, вода, недра, здания, сооружения, деньги и др.);

– личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.); продукты духовного творчества (произведения литературы, живописи, кино и др.); поведение участников правоотношений, т. е. взаимодействие физических лиц и их коллективов с окружающей действительностью, которое может осуществляться в активной форме (действие) или пассивной (бездействие); результаты поведения участников правовых отношений, т. е. итоги действия или бездействия, которые могут быть как правомерными, так и противоправными.

Объектами административных правовых отношений являются все качественные разновидности объектов, которые перечислены выше.

Содержание административно-правовых отношений образуют субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право – это мера возможного поведения участника административно-правовых отношений, принадлежащая управомоченному лицу. Это потенциально возможное поведение, реализация которого определена административно-правовой нормой. В этой связи при характеристике субъективного права используется слово «мера», что понимается как количественно-качественная характеристика определенного варианта поведения участника управленческого отношения. Управомоченный субъект может отказаться от реализации субъективного права без опасения за наступление негативных правовых последствий. Реализация субъективного права предполагает активность, инициативу управомоченного лица.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта в интересах управомоченного лица. Носитель юридических обязанностей не вправе отказаться от возложенной на него юридической обязанности. Отказ от необходимого поведения или неполная реализация обязанности влечет наступление негативных юридических последствий для их носителя. Юридическая обязанность имеет определенные рамки, которые ограничены административно-правовой нормой. Требование исполнения юридической обязанности сверх меры – это нарушение законности.

Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей административно-правового отношения всегда конкретна. Например, государственные гражданские служащие наделены общими правами и обязанностями, закрепленные в статьях 14, 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица в сфере государственного управления образует его административно-правовой статус, который содержит закрепление юридического положения лица в сфере публичного администрирования.

Обязательными условиями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, его предпосылками является наличие административно-правовой нормы, правосубъектности его участников, юридического факта.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма административного права связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Посредством юридического факта запускается в действие административно-правовые отношения. Он выполняет роль своеобразного катализатора, благодаря которому происходит правовая «реакция» под названием «административно-правовое отношение».

Учитывая разнообразие административно-правовых отношений, целесообразно рассмотреть проблемы классификации юридических фактов. В ее основу могут быть положены следующие признаки: порождаемые последствия, связь с волей участников, форма проявления.

В зависимости от порождаемых последствий различают правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Правообразующие юридические факты влекут за собой возникновение административно-правовых отношений (например, поступление на государственную службу). Правоизменяющие – преобразуют (изменяют) реально существующие отношения (например, назначение на вышестоящую государственную должность). Правопрекращающие юридические факты влекут за собой прекращение существующих административно-правовых отношений (увольнение государственного служащего).

По отношению к воле людей юридические факты подразделяются на действия и события. Действиями признаются такие юридические факты, которые связаны с волей их участников. В зависимости от их соотношения с правовыми нормами различают правомерные и противоправные действия. Правомерные действия также могут быть классифицированы с учетом направленности воли субъектов права. Действия, которые совершены с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами (постановление по делу об административном правонарушении, приказ о назначении на должность государственного служащего и т.п.). Событиями признаются такие юридические факты, которые влекут наступление юридических последствий независимо от воли субъектов. К числу событий относятся стихийные бедствия, рождение, смерть человека, достижение им определенного возраста. Они имеют юридическое значение, так как оказывают влияние на управленческие отношения.

По форме проявления различают положительные и отрицательные юридические факты. Положительными юридическими фактами являются такие факты, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Отрицательные юридические факты связывают возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений с отсутствием определенного действия или события.

Административно-правовые отношения отличаются многообразием, поэтому для уяснения их сущности важным является видовая классификация. В зависимости от направленности различают внешневластные и внутриорганизационные административно-правовые отношения. Внешневластные отношения направлены на реализацию тех задач, для разрешения которых создан субъект государственного управления, т. е. связаны с реализацией внешневластных полномочий органов исполнительной власти. Например, отношения по поводу привлечения к административной ответственности, которые возникают между органами внутренних дел и лицом, совершившим административное правонарушение.

С учетом функций административно-правовых норм различают регулятивные и охранительные административно-правовые отношения. Регулятивные административно-правовые отношения представляют собой результат воздействия норм административного права на позитивные управленческие отношения. Охранительные административно-правовые отношения возникают в силу возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство административных отношений – это регулятивные отношения. Только в тех случаях, когда положительным управленческим отношениям причиняется вред, в действие вступают охранительные нормы административного права, что предопределяется необходимостью защиты позитивных управленческих отношений.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения , различают административно-правовые отношения, порождаемые правомерными и неправомерными действиями, событиями. В подавляющем случае административно-правовые отношения являются результатом действия правомерных фактов, которые предусматриваются нормами административного права и выступают итогом реализации регулятивной функции административного права. Вместе с тем имеют место и нарушения правовых предписаний, изложенных в административно-правовых нормах. Тогда в основе возникновения административно-правовых отношений выступают неправомерные (противоправные) факты.

Административно-правовые отношения – урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в сфере государственного управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

В качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

Одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;

Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Структура административно-правовых отношений:

Субъекты (участники);

Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

Юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Субъекты административно-правовых отношений:

Государственные органы и их структурные подразделения;

Предприятия, учреждения, организации;

Общественные (негосударственные) объединения;

Служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;

Представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;

Граждане Российской Федерации;

Иностранные граждане и лица без гражданства.

Общий объект регулирования административно-правовых норм - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, непосредственный объект – воля, сознание, поведение (действия) субъектов.

Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия - результат активного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События - явления, независимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т.п.).

В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

Между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между ними и подведомственными им предприятиями и учреждениями и т.п.).

Формула «власть-подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений;

Между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, правительства двух краев, областей). Формула «стороны фактически и юридически равноправны»;

Между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

Между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

Между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

Между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

Между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:

Между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и правительствами республик);

Между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительством Хабаровского края и правительством Красноярского края).

В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют:

Внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;

Внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:

Порожденные правомерными действиями;

Порожденные неправомерными действиями.

Материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;

Процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

10. Понятие и виды административно-правовых актов государственного управления.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Признаки (особенностями) административных правоотношений :

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений :

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;



– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений :

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

Субъекты АП: понятие, виды, общая характеристика.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права :

1) индивидуальные:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

В зависимости от особенностей организационно-правового положения в административных правоотношениях можно выделить два вида субъектов таких правоотношений:

  1. индивидуальные субъекты, т.е. физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством;
  2. организации, т.е. субъекты, состоящие из одного или нескольких (многих) индивидуальных субъектов и имеющие определенную организационно-штатную структуру, например административные органы, государственные и муниципальные унитарные предприятия , государственные учреждения, хозяйственные общества , политические партии и т.п.

В зависимости от места и роли субъектов в конкретных административных правоотношениях условно можно выделить два вида субъектов:

  1. властвующие субъекты - они осуществляют административно-публичную деятельность в отношении иных субъектов конкретного административного правоотношения и наделены в отношении их властно-публичными полномочиями, т.е. административные органы (например, федеральные министерства, органы внутренних дел, налоговые органы и т.п.);
  2. невластвующие субъекты - они не осуществляют административно-публичную деятельность в отношении иных субъектов конкретного административного правоотношения и не наделены в отношении них властно-публичными полномочиями, т.е. обычные физические липа, предприятия, общественные объединения , иные организации, в том числе административные органы, вступающие в отношения с другими административными органами, которым они не подчинены организационно или функционально.

Субъектом административного правоотношения может являться только тот индивидуальный субъект или та организапия, которые обладают административной правосубъектностью , т.е. способностью быть участником данного правоотношения. Административная правосубъектность включает в себя три элемента:

  • административную правоспособность - способность субъекта иметь права и нести обязанности в административно-публичной сфере;
  • административную дееспособность - способность субъекта самостоятельно, посредством своих собственных действий осуществлять права и исполнять обязанности в административно-публичной сфере;
  • административную деликтоспособность - способность субъекта нести предусмотренную нормами административного права дисциплинарную, административную и иную публично-правовую ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения .

Особенности административной правосубъектности отдельных видов субъектов административных правоотношений будут рассмотрены в последующих главах учебника.

Например, содержание административного правоотношения, возникшего по поводу привлечения физического или юридического лица к административной ответственности, образуют субъективные административные права и обязанности административного органа, привлекающего к административной ответственности, и соответствующие права и обязанности лица, привлекаемого к этой ответственности.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений, как и любых других правоотношений, являются юридические факты . Как известно, в общей теории права по волевому признаку выделяют два вида юридических фактов: юридические действия и юридические события.

1. Юридические действия - это такие акты волевого поведения государственных органов и должностных лиц , органов и должностных лиц местного самоуправления, индивидуальных субъектов и организаций, которые направлены на возникновение, изменение или прекращение соответствующих административных правоотношений. Говоря о юридических действиях как об основаниях возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, мы понимаем под ними любые внешние формы проявления активности субъекта, влекущей названные юридические последствия. При этом указанные юридические действия могут быть как правомерными, т.е. совершаемыми в соответствии с пред-писаниями норм права , так и противоправными, т.е. совершаемыми в нарушение таких предписаний.

Правомерные юридические действия, являющиеся основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, могут выражаться, в частности, в таких формах, как подача гражданином или юридическим лицом заявления (ходатайства, жалобы) в административный орган, выдача административным органом заявителю соответствующего правоустанавливающего документа (справки, свидетельства, паспорта, лицензии и т.п.), государственная регистрация права или какого-либо объекта, издание индивидуального административно-правового акта (приказа, распоряжения, постановления и т.п.), заключение служебного контракта о прохождении государственной службы , в том числе военной и правоохранительной. Например, подача гражданином в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявления о государственной регистрации его права собственности на объект недвижимости влечет возникновение соответствующего административного правоотношения по государственной регистрации этого права.

Неправомерные юридические действия, являющиеся основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, могут выражаться в таких формах, как совершение административного правонарушения, совершение дисциплинарного проступка, совершение иного публичного правонарушения, в частности неисполнение должником в исполнительном производстве возложенных на него обязанностей, требований судебного пристава-исполнителя. Например, совершение гражданином административного правонарушения влечет возникновение правоотношения по поводу привлечения его соответствующим административным органом к административной ответственности.

2. Юридические события - это такие фактические обстоятельства, которые наступают независимо от воли субъектов административных правоотношений и непосредственно либо через систему обусловленных ими юридических действий влекут возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

К числу таких юридических событий следует отнести стихийные бедствия, пожары, техногенные катастрофы и аварии, смерть (гибель) людей, фактическое истечение предусмотренного нормами административного права срока , с которым связывается наступление определенных последствий. Например, возникновение пожара, техногенной катастрофы является основанием для совершения компетентными административными органами определенных действий, направленных на установление и расследование причин и обстоятельств указанных событий, устранение их последствий и предотвращение в будущем, истечение установленного законом срока давности привлечения лица к административной ответственности, влечет прекращение соответствующего правоотношения, возникшего по поводу привлечения данного лица к административной ответственности.

1. Внешние границы осуществления административно-публичной деятельности, в пределах которых возникают административные правоотношения . В зависимости от этого можно выделить:

  • внутриорганизационные административные правоотношения , возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри отдельно взятых государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, управленческие отношения, возникающие внутри Правительства РФ, федерального министерства, суда, администрации района и т.п.);
  • внутрисистемные административные правоотношения , возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри системы государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений (например, управленческие отношения, возникающие в системе органов и учреждений внутренних дел, юстиции, налоговых органов и т.п.);
  • надведомственные (внешневластные) административные правоотношения , возникающие в процессе осуществления административными органами по вопросам своей компетенции внешней административно-публичной деятельности, направленной в отношении не подчиненных этим органам иных административных органов, физических лиц и организаций (например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, совершившим административное правонарушение, между налоговым органом и проверяемым им юридическим лицом, между федеральным антимонопольным органом и органом местного самоуправления и т.п.).

2. Характер организационно-правовой связи между участниками . По этому критерию выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения , в которых один субъект организационно или функционально подчинен другому субъекту, что имеет место между вышестоящими и нижестоящими административными органами, между их структурными подразделениями, между этими органами и подчиненными им учреждениями; в то же время «вертикальными» являются и отношения, возникающие между властвующими субъектами - административными органами, с одной стороны, и гражданами, организациями - с другой, основанные на функциональном подчинении последних первым, например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и предприятием и т.п.;
  • горизонтальные административные правоотношения , складывающиеся между несоподчиненными субъектами, один из которых организационно не подчинен другому; их участники равноправны, т.е. между ними существует организационно-правовая связь, основанная на координации совместных действий в административно-публичной сфере (примерами являются отношения между федеральными министерствами по поводу издания совместных нормативных правовых актов, между различными контрольно-надзорными органами по поводу проведения совместных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, между участниками дорожного движения по поводу обеспечения безопасности этого движения и т.п.).

3. Целевое назначение . По данному критерию выделяют:

  • административные правоотношения в связи с решением положительных задач в административно-публичной сфере - административно-регулятивные правоотношения, например, отношения, возникающие при предоставлении физическим лицам и организациям субъективных административных прав, при исполнении ими возложенных на них субъективных административных обязанностей;
  • административные правоотношения в связи с решением задач обеспечения безопасности и правопорядка , охраны и защиты прав физических лиц и организаций в административно-публичной сфере - административно-охранительные правоотношения, например, отношения, возникающие в процессе осуществления административного контроля (надзора), привлечения правонарушителей к административной ответственности и т.п.


Просмотров