3 кл чтобы путь был счастливым. Чтобы путь был счастливым (3 класс). Место, отведённое для ходьбы пешеходов, называется…

Когда близкий человек планирует куда-то пойти или поехать, ему все желают: «Счастливой дороги!». Но, чтобы путь был счастливым, нужно быть очень внимательным на дороге и соблюдать все правила безопасного поведения. Любая дорога, даже привычный путь от дома до школы, может нести в себе большую опасность.

Почему дорога может быть опасной

Когда-то давно люди жили в лесах, они занимались скотоводством, собирали лесной мед и ягоды. Однако пробираться через густые леса было совсем непросто, и тогда люди стали прорубать в них проходы - так называемые путины. Они соединяли между собой поселения, и существенно облегчали передвижение.

Вскоре на месте путин появились полноценные дороги, а вместе с ними и транспорт. И если поначалу автомобиль был большой диковинкой, то с каждым годом в городах и селах становилось все больше машин и автобусов.

Однако все транспортные средства несли большую угрозу здоровью и жизни человека. Чтобы движение было безопасным, потребовалось выработать строгие правила, как для водителей, так и для пешеходов. Помимо правил, были придуманы особые указатели - дорожные знаки, помогающие ориентироваться в пути.

На заре транспортной индустрии в разных странах по-разному обеспечивали безопасность. Так, в Англии перед автомобилем должен был бежать человек и предупреждать окружающих о возможной опасности, в Италии проезд транспорта после 9 часов вечера находился под запретом, а в Германии водители при встрече с лошадью должны были не только останавливаться, но и выключать двигатель, чтобы не пугать животное.

Рис. 1. Первый автомобиль.

Правила поведения пешехода

Перед тем, как получить водительские права, автомобилисты изучают правила дорожного движения и поведения на дороге. Пешеходы, в свою очередь, также должны придерживаться специальных правил, чтобы не создавать опасные ситуации на дороге.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Итак, самые важные правила для каждого пешехода:

  • Ходить только по тротуару, и никогда не передвигаться по проезжей части.
  • Переходить дорогу только в специально отведенных местах. Даже если кажется, что на проезжей части нет машин, строго запрещается переходить ее в неположенном месте.
  • При наличии светофора переходить дорогу нужно только на зеленый свет, и никогда не переходить и уже тем более не перебегать на красный.

Рис. 2. Светофор.

Помимо основных правил безопасности, пешеход должен придерживаться и других рекомендаций. К примеру, не стоит ходить по обочине тротуара или ждать зеленый сигнал светофора, стоя на самом краю остановки.

Правила поведения велосипедиста

Даже если трудно представить свою жизнь без любимого велосипеда, нужно запомнить, что детям младше 14 лет строго запрещено ездить на нем по проезжей части. Спокойно можно кататься в парке, по тротуарной дорожке, на стадионе, во дворах.

Рис. 3. Безопасная езда на велосипеде.

Если нужно пересечь дорогу, то нужно слезть с велосипеда, взять его за руль и, как и все пешеходы, перейти дорогу в положенном месте.

Ни в коем случае нельзя кататься на велосипеде следующим образом:

  • не держаться руками за руль;
  • катать кого-то на раме;
  • везти тяжелую поклажу на багажнике.

Только при соблюдении всех правил безопасности можно избежать несчастных случаев на дороге. Взаимное уважение водителя и пешехода способно снизить риск дорожно-транспортных происшествий.

Урока окружающего мира. 3 класс.

Тема: Чтобы путь был счастливым

Цели урока: Научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить

Работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их,

Задавать вопросы товарищам.

Развить мышление, речь, кругозор, память.

Учить быть внимательными, аккуратными, доброжелательными.

Оборудование: плакат с темой раздела, урока, девиз урока, дорожные знаки, рабочие тетради, тетрадь

«Проверим себя», карточки с заданиями, светофор, жетончики(для оценки), веера чисел.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Дети: - Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос по изученному материалу :

Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? («Наша безопасность»)

О чём мы говорили на первом уроке? (об огне, о воде и газе)

Проверим, как вы усвоили урок. Задайте вопросы товарищам по изученному.

Проверка ответа: светофором.

(- Как нужно действовать, если возник пожар?

Как нужно действовать, если произошла авария водопровода?

Назовите номер телефона газовой службы.

По какому телефону можно вызвать пожарных? и др)

(Детям за ответы выдаются жетончики, по которым в конце урока будет ставиться оценка)

2.Проверяется задание № 4 в рабочей тетради (с. 4).

Назовите самые важные телефонные номера на случай опасности.

3. Самостоятельная работа в тетради «Проверим себя» (с 4 «Огонь, вода и газ»)

Работу проверит учитель.

III. Проблемная ситуация. Определение темы урока.

Как вы считаете, всё мы теперь знаем по теме «Наша безопасность»?

Чем вы предлагаете заняться на этом уроке? (расширить наши знания по теме)

Мы говорили о безопасности, которую надо соблюдать дома. Но очень часто мы покидаем дом.

Что же говорят вам родители, когда вы собираетесь куда-то идти или ехать?

Да, они вам говорят «Счастливого пути!».

Какая будет тема нашего урока? («Чтобы путь был счастливым»)

Но для того, чтобы пожелание сбылось, надо всем постараться. Почему? (дорога таит опасности)

Если вы идете в школу, то кем вы становитесь в пути? (пешеходом)

Если вы куда-то едете на каком-то транспорте , то кем вы становитесь? (пассажиром, велосипедистом)

Опасностей в дороге много. Вы становитесь пешеходами, пассажирами или велосипедистами.

Так о чем ещё сегодня надо говорить на уроке ?(о правилах пешехода, пассажира, велосипедиста)

IV. Актуализация знаний. Открытие нового.

Введение в тему. Работа в паре по карточкам .

А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения?

На листиках записаны утверждения по изучаемой теме, среди которых есть как верные,

Так и неверные. Найдите ошибки, исправьте карандашом.

_______________________________________________________________________________________

« Найди ошибки в правилах дорожного движения, исправь» :

Ходить разрешается по проезжей части.

Переходить улицу только там, где положено.

Переходить только на желтый сигнал светофора.

Можно кататься там, где ездят автомобили.

Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.

______________________________________________________________________________________

Дети выбирают верные утверждения (работа ведется в парах), ищут ошибки.

- Фронтальная проверка работы. Светофор .

Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до

Нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик»:

Говорит беспечный Петя: Каждый, кто машиной правит

Мне опасность не грозит. Скажет вам наверняка,

Как шофер меня заметит - Что, конечно, не задавит

В тот же миг и тормозит. Ученик грузовика.

Что же может тут случиться? Но, добавим мы серьезно,

Ведь на улице пока Что растяпа-ученик

Грузовик меня боится. Может рано или поздно

А не я - грузовика! Сам попасть под грузовик.

Он смеется: Вот поэтому, всегда,

Не пойму. Чтобы не стряслась беда,

Отчего и почему Должен путь ученик

Должен путь ученик Уступать грузовику,

Уступать грузовику. На дороге каждый миг

Если может грузовик Должен быть он начеку!

Уступить ученику?

Какой совет дадим Пете?

V. Физкультминутка.

VI. Работа по теме .

Работа по учебнику .

1)-Проверим, правильно ли мы с вами сделали выводы..

2) - Читаем текст в учебнике «Если ты пешеход» (с. 8-9).

3)- Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным).

4)-Дома составьте торжественное обещание пешехода, которое вы дадите своим родным

(учебник, с. 13, задание 1).

(Например: «Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено и никогда не перебегать в неположенном месте. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный».)

5) - Выполним задание раздела «Подумай»: продолжите историю про Асю и Нину (с. 12).

6)- Что значит быть собранным? (Уверенность в себе, способность за секунды найти

Верное решение).

7)- Выполним задание 1 (с. 12, раздел «Подумай»).

8)- Что значит: быть в пути собранным, внимательным, осторожным?

9) - Самостоятельно прочитайте текст «Если ты велосипедист» с.10.

10)- Проверим какие знания вы приобрели. Задайте товарищам вопросы по прочитанному.

(- С какого возраста можно ездить на велосипеде?

Как нужно переходить дорогу с велосипедом.

Где можно кататься на велосипеде?

Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?

Почему нельзя никого катать на раме велосипеда или багажнике?)

11) - Вы - пассажиры. Ответьте на вопросы:

Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?

Почему нельзя высовывать в окно руку и голову?

Почему нельзя брать вещи, оставленные без присмотра?

Почему нельзя прислоняться к двери во время движения?

12) – Проверим, правильно вы ответили. Читаем текст «Если ты пассажир» с.11

VI. Закрепление.

1) Работа в рабочей тетради .

1) С.5 №1.

Прочитайте. Вспомните три главных правила пешехода и заполните пропуски. Используйте слова

Для справок.

Взаимопроверка.

Прочитайте правила, которые у вас получились. (Ходить только по тротуару и никогда не ходит

По проезжей части. Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (и не

Перебегать!) в неположенном месте. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и

Никогда не переходить на красный.)

2) С.6 № 2.

Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Все ли ребята на рисунках поступают правильно. Объясните.

Найдите рисунки, на которых ребята поступают правильно. Раскрасьте кружок зеленым

Карандашом.

Взаимопроверка.

3) С.6-7 № 3.

Прочитайте первое высказывание. Оно верное? (Нет)

Обведите ответ НЕТ в кружок.

Прочитайте второе высказывание. А это высказывание верное? (Да)

Обведите ответ ДА в кружок.

Выполните задание самостоятельно.

Проверка, чтение по цепочке, светофорами.

4) С.7 № 4.

Прочитайте.

Рассмотрите рисунки. Кто из мальчиков поступает правильно? Докажите.

Какое правило нарушает мальчик на первом рисунке?

Почему нельзя пересекать дорогу на велосипеде?

Раскрасьте кружок зеленым карандашом.

5) С.8 № 5.

Прочитайте.

Найдите правильные ответы. Поставьте знак «+»

Проверка.

Прочитайте правильные ответы.

2. Проверка знаний .(обвести на листиках буквы )

Если ученик правильно ответит на все вопросы, он отгадает слово и будет знатоком правил

Дорожного движения, его путь будет счастливым!

________________________________________________________________________________________

Проверка знаний «Чтобы путь был счастливым»

1) Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

С) левой;

з) правой .

2) Если человек находится внутри транспорта, путешествует

н) пассажир;

М) водитель.

3) Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...

а) тротуар ;

О) шоссе.

4) Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека ;

Д) красный треугольник с изображением человека.

5) Переходя улицу, надо сначала посмотреть...

А) направо;

о) налево.

6) С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

Г) с 10 лет;

к) с 14 лет .

_________________________________________________________________________________

Если все ответы верные, должно получиться слово ЗНАТОК.

VII. Итог урока. Выставление оценок за урок.

Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасности?

Кто сколько набрал жетончиков? Подведем итог. (выставляются оценки)

VIiI. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 12).

Приложение к уроку

Ходить надо уметь

(отрывок из книги В. Стрелкова «Это должен знать каждый»)

Да, надо уметь правильно ходить. Пешеходами считаются и те, кто передвигается в инвалидной коляске без двигателя, ведет по дороге руками велосипед, везет санки, тележку или детскую коляску.

Если человек находится внутри транспорта, то он может быть водителем, кондуктором,

Пассажиром.

Тротуар и пешеходная дорожка - это специально отведенные пути для ходьбы. Они отделены от проезжей части для того, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. Тротуар возвышается над проезжей частью и имеет твердое покрытие. Пешеходная дорожка может быть очень узкой, обозначается она знаком: в середине синего круга изображен белый силуэт шагающего человека и называется знак «Пешеходная дорожка».

Но вот потребовалось перейти на другую сторону улицы, а для этого надо пересечь проезжую часть. Это можно делать только в строго определенных местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, где разметкой типа «зебра» обозначен пешеходный переход или где находится знак «Пешеходный переход» - синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением черного силуэта человека, идущего по «зебре». Если же нет ни переходов, ни мостиков, ни обозначенных дня перехода мест, тогда улицу надо переходить на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Если это загородная дорога, то пересекать проезжую часть можно только под прямым углом и в таких местах , где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Не забудь перед тем, как начнешь переходить улицу, посмотреть налево , а дойдя до середины проезжей части, - посмотреть направо. Эта мера безопасности связана с правосторонним движением: вн а чале убеждаешься в том, что безопасна ближайшая к тебе, правая сторона дороги, затем - противоположная, левая.

На улицах с односторонним движением транспорт едет только в одном направлении. Вот почему и смотреть приходится только в одну сторону во время перехода улицы: направо или налево.

В тех местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора или регулировщика. Но главное - надо всегда быть предельно бдительным, осторожным при переходе улицы, даже если дан разрешающий для пешехода сигнал.

Следует помогать перейти улицу маленьким детям, инвалидам, пожилым людям, которым затруднительно ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Необходимо быть не только внимательными, но и предупредительными.


Методическая разработка урока.

Тема: "Чтобы путь был счастливым".

Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.

Тип урока: обобщающий.

Продолжительность урока: 45 минут.

Задачи урока:

образовательная:

Обеспечить усвоение и закрепление норм безопасеого поведения на дорогах;

воспитательная:

Воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность;

развивающая:

Способствовать формированию безопасного поведения на улицах и дорогах;

Обоудование: А. Плешаков "Окружающий мир" учебник 2 часть для 3 класса, М. Просвещение 2008г., рабочая тетрадь "Окружающий мир" 2 часть, 3 класс, М. Просвещение 2008г. Мультимедмийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа№1»

Урок окружающего мира

в 3 «В» классе

Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Подготовила: Жменя Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Возраст детей: 9

П.Волоконовка

2012 г

Пояснительная записка.

Урок окружающего мира по теме «Чтобы путь был счастливым» по программе «Школа России» входит в раздел «Наша безопасность». Актуальность изучения правил безопасного поведения связана с увеличением автомобильного транспорта, отсутствием в нашей местности пешеходных переходов, тротуаров. Изучение правил безопасного поведения проходит как на классных часах, так и на уроках окружающего мира. Сохранить жизнь и здоровье детей – значит, сохранить будущее.

С каждым годом растет число транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают травмы дети. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий. Ребенок, придя в школу,уже имеет определенный опыт по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Он обладает навыками поведения не только правильного, но и неправильного поведения. Это и перебегание через дорогу, вместо того, чтобы переходить спокойно, наблюдая, за движением слева и справа. Это постоянный переход улицы по самому короткому пути - наискосок, выбегание из- за стоящих машин, из- за углов домов, других помех, которые закрывают обзор. Учить детей безопасному поведению нужно как можно раньше. Проводить данную работу необходимо в сотрудничестве семьи и школы.

Изучение школьниками правил дорожного движения имеет своей целью сформировать у них следующие навыки безопасного поведения на дороге

Умение выбрать наиболее безопасный маршрут движения,

Умение контролировать свое поведение на дороге,

Умение предвидеть скрытую опасность,

Умение переключать внимание при выходе в опасную зону (на проезжую часть),

Умение наблюдать ситуацию,возникающую на проезжей части.

С этой целью проводятся уроки по правилам безопасного поведения в рамках уроков «Окружающего мира», ОБЖ, на классных часах.

Предполагаемые результаты:

Снижение детского дорожно-транспортного травматизма,

Повышение правовой культуры участников дорожного движения

Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Цель: - формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи урока:

Образовательная : - обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах.

Развивающая : - способствовать формированию безопасного поведения на улицах и дорогах;

Формировать представление о типичных ошибках в поведении на дороге;

Формировать умение принимать решение в различных ситуациях и делать выводы;

Воспитательная : - формировать культуру поведения на дороге;

Воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность.

Оборудование: - А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник для 3 класса,2 часть, - М.Просвещение 2008г.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс,2 часть.- М.Просвещение 2008

Карточки с заданиями, цветные кружки для рефлексии (красный, желтый, зеленый)

ПК, Мультимедийная презентация, модель светофора.

Ход урока:

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз

Он каждому дает приказ.

(Стихотворение читают подготовленные дети)

Какое правило нарушил мальчик Петя?

Какие правила должны соблюдать пешеходы?

(Дети высказывают свои предположения)

А теперь прочитайте правила. (слайд3-4)

Правила пешехода:

1.Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.

2.Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.

3.Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.

Знакомые и простые правила! Но как часто дети нарушают их.

Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным)

Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты куда-нибудь уходишь из дома. Поэтому пусть эти три главных правила пешехода станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным. (Это обещание вы попробуете составить дома)

. 3).Работа с учебником Но есть еще и другие правила, которые нужно соблюдать. (с.9.Прочитайте правила.)

Что вы для себя усвоили? (Ответы учащихся)

4).Закрепление. Самостоятельная работа в тетради с.6.№2

Рассмотрите рисунки. Все ли ребята поступают правильно? Объясните. Закрасьте кружки под правильными поступками детей зеленым цветом.

Проверка работы.

Игра на внимание. «Да, нет»

Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)

Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да)

Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

5).Работа с учебником - А сейчас послушайте рассказ про двух подружек и подумайте, что бы могло произойти дальше и сделайте выводы (Текст читает хорошо читающий ученик.)

(Слайд 5 -8)

6) У каждого из вас есть схема маршрута «Безопасный путь от дома до школы». - Кто из вас четко следует по составленному маршруту? Сейчас мы разделимся на группы (по месту жительства) и расскажем, как идем до школы по данному маршруту.- Какие опасности подстерегают вас на вашем пути?

(Слайд 9-14) Схемы безопасного маршрута.

(Рассказы детей об опасностях на их пути 2-3 человека)

К сожалению, наши дороги (во многих местах) не имеют тротуаров. Дорога, которой пользуются пешеходы, является одновременно и проезжей частью для транспортных средств. Поэтому надо тщательно пронаблюдать, где транспортные средства появляются часто, где они пересекают ваш путь, и все это отметить на схеме.

По дороге в школу и обратно вы можете встретиться с приятелями, знакомыми, соседями и родителями. Чаще такие встречи происходят вблизи школы или дома. Они отвлекают ваше внимание, а это уже опасно. Поэтому ближайшие к школе и дому переходы надо тоже отметить.

(Слайд 15) Правила. (На слайде правила кратко записаны)

1. Никогда не зовите никого через дорогу: ни родных, ни знакомых, ни друзей. Это не только неприлично, но может быть и опасно, т.к. побуждает пересечь дорогу, позабыв про правила движения.

2.Не стесняйтесь об этом сказать своим товарищам, и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.

3.На схеме нужно также отметить участки с ограниченным обзором, где дорогу загораживают заборы, сооружения, постройки, зеленые насаждения.

4.Никогда не переходите проезжую часть между припаркованными автомобилями, в каком бы месте они не стояли.

5.Запомните: схема безопасного маршрута не составляется раз и навсегда. Во - первых, как только вы заметили, что на вашем пути произошли какие-либо изменения (поставили забор, вырыли яму…) сразу отметьте это на своем пути.

Во – вторых, даже, если все по-прежнему, следует не реже 2-3 раз в месяц сверять схему с дорогой в школу.

Это не только освежит в вашей памяти опасное место, но и поможет избежать вам скрытой опасности, о которой вы не подозреваете. Что, если однажды там, где всегда спокойно, вдруг выскочит машина. Сумеете ли вы вовремя правильно отреагировать? Дело в том, что постоянно спокойная дорожная обстановка вызывает привыкание, притупляет бдительность. Это опасно тем, что неожиданное изменение ситуации может вызвать растерянность, скованность, притупить реакцию.

4.Физкультминутка « Светофор». Я показываю сигналы светофора. Если красный – стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте.

5.Самостоятельная работа по изучению темы в группах.

1 гр. Если ты велосипедист (Слайд 16-17).Самостоятельное чтение текста с.10

С какого возраста можно ездить на велосипеде? - Где можно кататься на велосипеде?

2 гр. Если ты пассажир. (Слайд18)Самостоятельное чтение текста с.11.(2 группа)

Какие правила необходимо соблюдать, когда являетесь пассажирами?

6. Памятка (Слайд 19)

7.Прверка знаний по теме. Приложение 3 Презентация «Знайте правила движения»

8.Итог . - Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог. - Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасного поведения на улице и проезжей части дороги?

9.Д/з - Составить обещание по правилам безопасного поведения и оформить на отдельном листе.

10.-Выступление учащихся по теме «Мой безопасный путь». А сейчас послушайте стихотворение в исполнении учеников. (Прилагается)

Рассказ учеников 3 класса «Мой безопасный путь»

(Подготовили дети и родители. Читают 2 ученика) Приложение 4

10.Рефлексия . - Тот, кто считает, что во время урока хорошо изучил правила безопасного поведения на улицах и дорогах, прикрепите зеленый кружок. Тот, кто считает, что не очень – желтый. А тот, кто совсем не изучил - красный.

Спасибо за работу.

Литература: - Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников. Москва «Третий Рим» 2006г.

Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: «Счастливого пути!» Но чтобы это пожелание сбылось, надо быть очень внимательным. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности. Подумайте, какие это опасности. Изучите правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Результаты работы представьте классу.

Если ты пешеход

Соблюдай три главных правила пешехода:

  1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
  2. Переходить улицу только там, где это разрешается, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.
  3. Переходить улицу только на зелёный свет светофора и никогда не переходить на красный.

Казалось бы, какие простые правила! Но как часто дети (да и взрослые!) нарушают их. И в результате - несчастные случаи.

Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты уходишь из дома. Поэтому пусть три главных правила пешехода станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным.

Но для полной безопасности на улице нужно соблюдать ещё несколько правил.

  1. Всегда старайся держаться подальше от проезжей части. Ведь какая-нибудь машина может случайно заехать на тротуар.
    • не ходи по самому краю тротуара;
    • не стой на краю тротуара, когда ждёшь зелёный сигнал светофора;
    • не стой на краю остановки, когда ждёшь автобус или троллейбус.
  2. Когда загорится зелёный свет, не спеши переходить улицу. Ведь какой-нибудь автомобиль может не успеть затормозить. Поэтому подожди, убедись, что все машины и мотоциклы остановились, а потом спокойно иди.
  3. Старайся переходить улицу в группе людей. Идти вместе гораздо безопаснее.

Если ты велосипедист

Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где движутся автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах. А если нужно пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.

По тротуарам разрешается ездить только совсем маленьким детям на детских велосипедах.

Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде, не держась за руль. Это должны твёрдо запомнить все ребята, особенно те, кто любит похвастаться перед друзьями своим умением кататься без рук.

И ещё: не катай никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения. Ты можешь не справиться с управлением, и всё закончится синяками и шишками.

Если ты пассажир

Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара и только после того, как автомобиль полностью остановится. Запрещается отвлекать водителя во время движения.

Не высовывайся в окно. Это очень опасно!

Если едешь в общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Они открываются и закрываются автоматически. Держись за поручень, чтобы не упасть, если водитель резко затормозит.

Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю. Там может оказаться взрывное устройство, подложенное террористами.

Обсудим


Проверь себя

  1. Назови три главных правила пешехода.
  2. Какие ещё правила безопасности должен соблюдать пешеход?
  3. Какие правила безопасности ты должен соблюдать, если катаешься на велосипеде?
  4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при езде на личном и общественном транспорте?

Задания для домашней работы

  1. Составь текст торжественного обещания пешехода, которое ты дашь своим родителям. Запиши его в рабочую тетрадь.
  2. Обдумайте с друзьями правила, о которых шла речь на уроке. Какие из них вы и раньше знали и всегда выполняли? Какие знали, но не выполняли или часто нарушали? Какие стали для вас новыми?

На следующем уроке

Узнаем, какие бывают дорожные знаки. Научимся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям.

Вспомни, какие дорожные знаки тебе уже известны. По пути в школу обрати внимание на дорожные знаки. Постарайся их запомнить.

Урок

Тема : Чтобы путь был счастливым.

Класс: 3

Время: 45 мин.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: работа в творческих группах.

Цели:

    Образовательные: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать в группах, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

    Развивающие: развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, развивать умение следовать заданному алгоритму действий, развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.

    Воспитательные:
    воспитание аккуратности, прилежания, любознательности, воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, конверты с заданиями, диск с записью песни.

Структура урока

    Организация детей на занятие.

Здравствуйте, садитесь.

    Сообщение темы и цели урока

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в кино. Кто из вас любит ходить в кинотеатр? А с кем вы ходите? А кто из вас уже самостоятельно, без родителей ходил в кино? Какие же знания нам пригодятся для того, чтоб наш путь был счастливым? Каким образом мы с вами можем добраться до кинотеатра? Сейчас мы с вами разделимся на группы, каждая группа будет добираться до кинотеатра особым способом. А вот каким вы узнаете, отгадав загадки.

Тот, кто дружит с светофором,

Ходит через пешеходный переход.

Тот хороший ..(Пешеход)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро.)

Руль держи, крути педали и езжай в любые дали (Велосипед)

Весь день домой и на работу

Возить людей его забота (Автобус)

Садясь в него мы едим все

На нашу дачу по шоссе (Автомобиль)

Кто так сильно тарахтит и быстрее ветра мчит?

Скорость – просто чудеса!

А всего два колеса? (Мотоцикл).

Молодцы, умеете отгадывать загадки. Хорошо, вот мы и отправимся с вами в путешествие. Мы разделились на 5 групп. 1-я группа пойдет в кино пешком, 2-я поедет на метро, 3-я на велосипеде, 4-я на автобусе, 5 на автомобиле или мотоцикле.

Но мы с вами не попадем ни в какое кино ни пешком, ни в метро, ни на автобусе и автомобиле, если не будем знать правила поведения на дороге или при поездке на транспорте.

3. Актуализация опорных знаний.

Вот сейчас я раздам каждой группе конверт с заданием. Ваша задача через 7 минут попробовать сформулировать, какие правила вы должны соблюдать, добираясь до кинотеатра предложенным вам способом. В подсказку вам даются наводящие вопросы и слайды на интерактивной доске.

А) Работа в творческих группах: «Мозговой штурм»

Конверт для группы «Пешеход»

    По какой части дороги будем двигаться.

    Где переходим улицу, какой знак показывает на место, где переходим дорогу.

    Сигналы светофора.

Дополнительные вопросы:

Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным). Слайды №1-3

Конверт для группы «Велосипедист»

    Где можно кататься на велосипеде?

    Как узнать, что данное место предназначено для езды на велосипеде? Какой знак указывает на это?

    Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде.

    Как защитить себя от травм? Слайды № 4-5

Дополнительные вопросы:

Скажите, а с какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги? (с 14 лет). Как можно ездить по отношению к движущемуся транспорту (на встречу или по ходу движения?)

Конверт для группы «Пассажир автобуса»

    Правила посадки в автобус

    Нужно ли платить за проезд?

    Как вести себя в автобусе?

    Если видишь подозрительный предмет, правила поведения. Слайды № 6-7

Конверт для группы «Пассажир мотоцикла и автомобиля»

    Где может сидеть ребенок в мотоцикле с коляской? Может ли он сидеть за водителем? Почему?

    Где пассажир может осуществлять посадку или высадку в автомобиль? (со стороны дороги или тротуара). Почему?

    Какие правила перевозки детей в автомобиле? Слайды № 8-10

Конверт для группы «Пассажир метро»

    Как определить, где нам спуститься в метро?

    Правила спуска на эскалаторе.

    Правила ожидания электропоезда

    Правила поведения при посадке и высадки из электропоезда.

Слайды № 11-14

Б) Обобщение знаний

После ответов каждой группы учитель обобщает ответы учеников.

(слайды № 1-14)

    Физкультминутка

А теперь немного отдохнем. Вы все любите кроссворды. Я приготовила вам не простой кроссворд, а живой. Как? Сейчас узнаете.

1. Человек, идущий пешком

2. Вид транспорта

3. Двухколесный транспорт

4. Вид транспорта на колесах.

5. Место, где пассажиры делают посадку и высадку из маршрутного транспорта.

6. Место для движения пешеходов.

7. Устройство, регулирующее движение.

Слайд №15

    Проверка знаний

Ну а теперь я хочу проверить на сколько вы внимательно слушали друг друга.

Слайд №16 Правильно ли поступает пешеход переходя дорогу по заданной траектории?

Слайд № 17 Скажите, кто здесь нарушитель, почему?

Слайд № 18 Правильно ли ведет себя пассажир в автобусе? Что нельзя делать?

Слайд № 19 Как вы думаете, полиция остановит данное транспортное средство? Почему?

Слайд №20 Выберите нужный шлем.

Слайд №21. Правильно ли едет велосипедист?

    Итог урока

Ну вот наше путешествие подходит к концу. Мы с вами добрались целы и невредимы до кинотеатра и смотрим мультфильм.

    Рефлексия

Понравилось наше путешествие? Как считаете, вы хорошо усвоили правила пешехода и пассажира. Нарисуйте лестницу. Кто считает, что усвоил отлично- нарисуйте человечка на верхней ступени, кто хорошо – на 3, кто не усвоил на самой нижней ступени.

    Домашнее задание

МБОУ- СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С. Тургенева г. Орла

Конспект открытого урока

Окружающего мира

на тему:

«Чтобы путь был счастливым»

3 класс

Учитель начальных классов

Мальцева Ю.А.

2016 уч. год



Просмотров