18 статьи 34 закона 44 фз. Обязательное условие - положение об оплате обязательств

В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Возможно ли изменение условий договора путем составления протокола разногласий в случае заключения прямого договора до 100 тыс. руб. (п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и несогласия с типовым договором, выставленным исполнителем, или при заключении это не допускается и протокол разногласий будет нарушением ст. 34 Закона N 44-ФЗ? Есть ли судебная практика или ответы пользователей по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае составление протокола разногласий к проекту договора закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Действительно, как указано в Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ. Закона N 44-ФЗ допускает единственный случай, когда условия контракта могут быть изменены при его заключении (ч. 18 этой статьи). Закона N 44-ФЗ установлена возможность в определенных случаях изменять существенные условия контракта при его исполнении.
Исходя из этого любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных N 44-ФЗ (смотрите также Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). При этом положений, допускающих или запрещающих возможность оформления протокола разногласий к проекту контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент), N 44-ФЗ не содержит.
Следует отметить, что в силу Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В связи с этим мы полагаем, что по смыслу ч. и Закона N 44-ФЗ при заключении контракта не могут быть изменены те положения, которые определены в качестве условий контракта в соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, приглашением принять участие в закрытых способах определения контрагента ( Закона N 44-ФЗ), заявками участников конкурса, аукциона, запроса котировок, окончательными предложениями участников запроса предложений, признанных победителями определения контрагента. При заключении договора с единственным контрагентом подготовка и размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашения принять участие в определении контрагента, направление участником закупки заявок и окончательных предложений законом не предусмотрены.
Процедуру заключения договора (контракта) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) N 44-ФЗ не регулирует. Поскольку отношения сторон по контракту являются гражданско-правовыми ( ГК РФ, Закона N 44-ФЗ), в части, не урегулированной N 44-ФЗ, при заключении контракта необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ, разумеется, с учетом требований N 44-ФЗ к содержанию контракта (ч. 2 ст. 34 этого Закона). В частности, сторона, получившая оферту (предложение заключить договор), вправе дать ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, то есть направить со своей стороны новую оферту ( , ГК РФ). Акцепт оферты на иных условиях (новая оферта) может быть направлен в том числе в виде протокола разногласий к проекту договора ( ГК РФ).
Отметим также, что в случае, если для стороны, направившей проект договора, заключение такого договора является обязательным, закон прямо предусматривает возможность составления протокола разногласий к проекту договора. В этом случае неурегулированные разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда ( ГК РФ). Составление протокола разногласий предусмотрено законом и при заключении государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд ( ГК РФ).
Возможность урегулирования разногласий при заключении контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд с единственным контрагентом путем составления заказчиком протокола разногласий к проекту контракта, предложенному таким контрагентом, подтверждает и судебная практика (смотрите, например, АС Дальневосточного округа от 30.05.2016 N Ф03-2069/16, АС Северо-Кавказского округа от 28.12.2015 N , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 13АП-18465/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 N 14АП-8275/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 08АП-7141/14).
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае при несогласии с условиями типового договора заказчик не лишен возможности направить своему контрагенту протокол разногласий к проекту договора. Урегулирование разногласий по поводу проекта договора, предложенного единственным исполнителем, не нарушает требование N 44-ФЗ о недопустимости изменения условий контракта при его заключении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как правильно соблюсти все формальности при заключении контракта с увеличением цены в соответствии с ч.18 ст. 34 44-ФЗ по итогам ЭА? Согласование данных условий происходит посредствам протокола разногласий? Какие должны быть у Заказчика законные основания для увеличения количества поставляемых ТРУ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Исходя из ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может увеличить только количество поставляемого ТОВАРА.

Изменение количества товара при заключении контракта является возможным только в рамках проведения конкурса или аукциона.

Увеличивать количество (и, соответственно, цену) товара при заключении контракта можно если:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  • закупается один конкретный товар;
  • возможность изменения количества товара была предусмотрена конкурсной документацией или документацией об аукционе;
  • поставщик согласен увеличить количество товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК (ценой лота);
  • цена единицы товара не будет превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

То есть если поделить цену контракта на количество товара по всем позициям (разноименного товара), то получится, что у всех позиций товара одна цена. В то время как на самом деле у одного товара цена может быть выше, а у другого - ниже цены, полученной при таком делении.

Порядок определения цены единицы товара при увеличении количества поставляемого товара не предусматривает увеличение количества товара по отдельным позициям (разноименного товара, т. е. товаров с разными наименованиями) в случае закупки товара с разными ценами и разного количества по перечням, и, соответственно, законодатель предоставил право увеличивать количество товара только при целевой закупке конкретного товара.

Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 3 февраля 2015 г. № Д28и-246.

Цена контракта составляет 1 млн руб. В ходе проведения электронного аукциона цена была снижена на 20 процентов - до 800 000 руб. Заказчик планирует увеличить объем поставляемого товара на 20 процентов.

В данном случае заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, не превышающую 200 000 руб. (1 000 000 руб. - 800 000 руб. = 200 000 руб.).

Если предположить, что количество товара - 1000 шт., то цена единицы товара будет равна 800 руб. за 1 единицу товара (800 000 руб.: 1000 шт.).

Так как в рассматриваемом случае заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, не превышающую 200 000 руб., то максимальное количество товара, на которое заказчик вправе его увеличить, будет равняться 250 шт. (200 000 руб.: 800 руб.).

Следовательно, при заключении контракта заказчику необходимо указать в проекте контракта в информации о количестве товара - 1250 шт. (1000 шт. + 250 шт.), в свою очередь цена контракта - 1 млн. руб.

Вправе ли заказчик заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на 10 %, если контракт заключен по результатам проведения запроса котировок?

В данном случае заказчик не вправе заключать дополнительное соглашение об увеличении цены контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 %. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 % цены контракта.

Следует отметить, что пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускает возможность изменения условий контракта только в части увеличения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ). В свою очередь, увеличение цены контракта может производиться лишь вследствие увеличения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ).

Кроме того, пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускает возможность изменения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ) только в том случае, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ установлено, что под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок.

Обращаем внимание, что процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок не предполагает формирования документации о закупке.

Таким образом, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, то заказчик не вправе заключать дополнительное соглашение к контракту, изменяющее количество поставляемого товара, объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также цену контракта на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Данный вывод подтверждается позицией Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 23 ноября 2015 г. № Д28и-3411, от 2 октября 2015 г. № ОГ-Д28-12811.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй и статьёй 95

Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учётом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

В контракт включаются обязательные условия:

  • 1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключён в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключённого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе определить:

  • 1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
  • 2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.


1. Контракт заключается на условиях, предусмотренныхизвещением об осуществлении закупки или приглашением принятьучастие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя),документацией о закупке, заявкой, окончательным предложениемучастника закупки, с которым заключается контракт, за исключениемслучаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным закономизвещение об осуществлении закупки или приглашение принять участиев определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация озакупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контрактаявляется твердой и определяется на весь срок исполнения контракта,а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации,указываются ориентировочное значение цены контракта либо формулацены и максимальное значение цены контракта, установленныезаказчиком в документации о закупке. При заключении и исполненииконтракта изменение его условий не допускается, за исключениемслучаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящегоФедерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта напоставку товара, выполнение работы, оказание услуги погосударственному оборонному заказу с учетом требований,предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливатьсяФедеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ"О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие обответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) занеисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств,предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств,предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащегоисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом,поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплатынеустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый деньпросрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом,начиная со дня, следующего после дня истечения установленногоконтрактом срока исполнения обязательства. Такая пеняустанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей надату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банкаРоссийской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафыначисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств,предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполненияобязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафаустанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определеннойв порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,исполнителем) обязательств (в том числе гарантийногообязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаяхненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляетпоставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек(штрафов, пеней).

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполненияпоставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства,предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дняистечения установленного контрактом срока исполнения обязательства,и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чемодна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации от ценыконтракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объемуобязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненныхпоставщиком (подрядчиком, исполнителем).

8. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение поставщиком(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренныхконтрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком(подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийногообязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафаустанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определеннойв порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени),если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнениеобязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствиенепреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки техническихсредств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведенийлитературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работлибо оказание услуг в сфере образования или услуг посанаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организацииотдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлениюпутевок, с несколькими участниками закупки. При этом правозаключения контракта с несколькими участниками закупкиустанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органыисполнительной власти, Государственная корпорация по атомнойэнергии "Росатом", осуществляющие нормативно-правовое регулированиев соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждаюттиповые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаютсяв единой информационной системе и составляют библиотеку типовыхконтрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовыхконтрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия ихприменения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года ицена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контрактдолжен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включается обязательное условие о порядке исроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и срокахосуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненнойработы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствияих количества, комплектности, объема требованиям, установленнымконтрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такойприемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, заисключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегосячастной практикой лица, в контракт включается обязательное условиеоб уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размерналоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

14. В контракт может быть включено условие о возможностиодностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии сположениями частей 8-26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

15. В случаях, предусмотренных пунктами 4, 15 и 28 части 1статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик вправе заключитьдоговор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме впорядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексомРоссийской Федерации. Требования, предусмотренные частями 4-9,11-13 настоящей статьи, могут не применяться к указанному договору.

16. В случаях, предусмотренных Правительством РоссийскойФедерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товараили работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срокаслужбы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного врезультате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

17. В случае, если Правительством Российской Федерации всоответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона вотношении конкретной закупки принято решение о необходимостивключения в контракт дополнительных условий его исполнения, в томчисле не связанных с предметом контракта, в документации о закупкедолжна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию сучастником закупки, с которым в соответствии с настоящимФедеральным законом заключается контракт, вправе увеличитьколичество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницымежду ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной(максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это правозаказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией обаукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать ценуединицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта,указанной в заявке на участие в конкурсе или предложеннойучастником аукциона, с которым заключается контракт, на количествотовара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

19. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта приосуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер,установленный Правительством Российской Федерации, в контрактедолжна быть указана обязанность участника закупки, с которымзаключается контракт, предоставить заказчику информацию о своихвыгодоприобретателях, единоличном исполнительном органехозяйственного общества (директоре, генеральном директоре,управляющем, президенте и других), членах коллегиальногоисполнительного органа хозяйственного общества, руководителе(директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарногопредприятия либо об иных органах управления юридических лицучастников закупки путем указания фамилий, имен, отчеств (приналичии) таких лиц с учетом положений Федерального закона от27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Подвыгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаютсяфизические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическоелицо или через несколько юридических лиц) более чем десятьюпроцентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей,превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственногообщества.

20. Указанная в части 19 настоящей статьи информацияпредоставляется заказчику участником закупки, с которым заключаетсяконтракт, не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта.При этом заказчик обязан обеспечить конфиденциальность указаннойинформации и ее предоставление по запросам органов контроля,указанных в части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, иправоохранительных органов. В контракте должна предусматриватьсяответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) занепредоставление такой информации в форме взыскания пени в размереодной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации от ценыконтракта. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочкиисполнения такого обязательства до предоставления поставщиком(подрядчиком, исполнителем) указанной информации заказчику. Вслучае выявления обстоятельств, указанных в части 22 настоящейстатьи, соответствующая информация направляется заказчиком вфедеральный орган исполнительной власти, уполномоченный наосуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сферегосударственного оборонного заказа.

21. В случае непредоставления заказчику указанной в части 19настоящей статьи информации участником закупки, с которымзаключается контракт, информация об этом размещается в единойинформационной системе в течение пяти дней с даты истечения срока,в течение которого такая информация должна быть предоставленазаказчику. Непредоставление такой информации поставщиком(подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительностьзаключенного контракта по данному основанию, за исключением случая,предусмотренного частью 22 настоящей статьи.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в томчисле по требованию контрольного органа в сфере закупок, еслируководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок,руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющийсостоят с указанными в части 19 настоящей статьи лицами, а также сфизическим лицом, в том числе зарегистрированным в качествеиндивидуального предпринимателя, с которым заключен контракт, вбраке либо являются близкими родственниками (родственниками попрямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми,дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными(имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителямиили усыновленными и при этом будет установлена личнаязаинтересованность указанных должностных лиц заказчика в заключениии в исполнении такого контракта. Данная заинтересованностьзаключается в возможности получения указанными должностными лицамизаказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в томчисле имущественных прав, или услуг имущественного характера, атакже иной выгоды для себя или для третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта приосуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер,установленный Правительством Российской Федерации, в контрактедолжна быть указана обязанность поставщика (подрядчика,исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях,субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком(подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которыхсоставляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информацияпредоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) втечение десяти дней с момента заключения им договора ссоисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна бытьпредусмотрена ответственность за непредоставление указаннойинформации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя)пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пениставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации отцены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем)с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью.Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такогообязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем)информация об этом размещается в единой информационной системе.Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком,исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенногоконтракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровожденииконтракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о срокахвозврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежныхсредств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта(если такая форма обеспечения исполнения контракта применяетсяпоставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Закупки товаров, услуг и работ на государственном и муниципальном уровне осуществляются только по правилам Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В статьях настоящего закона содержится вся необходимая информация для осуществления подобной торговли.

Статья 34 настоящего Федерального Закона предусматривает положения, касающиеся заключения контракта по государственным закупкам. Основные положения данной статьи гласят:

  • подобный вид договора заключается при условиях, указанных в извещении, по которому осуществляется закупка, документация о закупке и так далее;
  • при подписании договора указывается цена. По закону, цена должна быть твердой и определяться на период исполнения условий контракта;
  • ценовая политика при государственных закупках может определяться согласно положениям Федерального Закона №275 «О государственном оборонном заказе»;
  • в заключаемом контракте указывается ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • если один из участников сделки не выполняет своих обязательств, то вторая сторона вправе требовать возмещения ущерба в виде штрафов, пени или неустоек;
  • пеня рассчитывается при возникновении просрочки выплат или за просрочку предоставления товара (работ, услуг), начисляется за каждый день несоблюдения обязательств;
  • штраф возлагается на нарушителя за несоблюдение правил исполнения условий контракта;
  • нарушитель условий договора вправе не платить пени и штрафы, если докажет, что возникшие обстоятельства, помешавшие выполнить условия контракта, это следствие непреодолимой силы или по вине второго участника сделки;
  • заказчик вправе заключать контракты с несколькими участниками, но об этом обязательно следует указать в заказе;
  • в контракте необходимо указать график исполнения договора, при условии, что заказ оформлен более чем на 3 года и цена составляет больше 100 млн. руб.;
  • по желанию сторон в договоре можно описать пункт об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, при этом необходимо ссылать на положения ст 95.

Условий для исполнения контракта множество, все они описаны в 34 статье настоящего закона №44. В связи с изменением экономической ситуации в стране, статьи данного закона были изменены. Она претерпела внесение нескольких дополнений и поправок с 2012 года по 2017. В 2017 году, статья 34 дважды претерпела внесение изменений — в январе и в мае.

В январе депутаты Государственной Думы внесли изменения в 34 статью настоящего закона, признав пункт 6.1 утратившим силу. Решение было принято в соответствии с ФЗ №390. В мае 2017 было принято решение о внесении дополнения в настоящую статью в виде пункта 13.1. Положения настоящего пункта гласят о том, что заказчик обязан оплатить поставленный товар (работу, услугу) в течении 30 дней с момента его приемки. Последняя редакция законодательного акта приходится на 7 июня 2017 года. В ней претерпели изменения статьи 93 и 94.

Заключение контракта

Заключение контракта осуществляется после проведения торгов. Согласно Федеральному Закону №44, торги по госзакупкам проводятся путем:

Заключение контракта с одним участником сделки осуществляется на основании статьи 93 настоящего закона. Заключается контракт с одним поставщиком, подрядчиком или исполнителем в следующих ситуациях:

  • когда закупка относится к области деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным Законом №147;
  • когда существует соответствующий приказ Президента России;
  • когда сумма контракта менее 100 000 руб., при условии, что годовой объем госзакупок не составит больше 2 млн. руб.;
  • когда госзакупки проводятся с целью сохранения объектов культурного наследия;
  • при возникновении иных ситуаций, описанных в настоящей статье.

Ознакомьтесь Закон о расторжении брака в РФ

Иногда, наряду с госзаказами у единственных поставщиков, есть потребность в заключении сделки с несколькими участниками. Согласно статье 34, заключение контракта с несколькими участниками по 44 ФЗ допускается в случаях:

  • поставки технических средств реабилитации инвалидов;
  • создания произведений литературы (искусства);
  • осуществление научно-исследовательских работ;
  • предоставления услуг в области образования;
  • предоставление услуг по лечению и оздоровлению в санаториях;
  • предоставление услуг по оздоровлению детей.

При вышеуказанных ситуациях, заказчик обязан указывать в документации о госзакупке право на заключение сделки с несколькими участниками.

Признание контракта недействительным

По 44 закону России, для признания контракта по государственным закупкам недействительным необходимы основания. В качестве оснований могут быть:

  • сделка признана мнимой;
  • сделка признана притворной;
  • один из участников сделки был отстранен от торгов без веских причин;
  • при проведении торгов безосновательно не была принята наиболее выгодная цена;
  • продажа осуществилась ранее указанного срока в извещении;
  • были допущены нарушения правил при проведении торгов;
  • контракт заключен под влиянием угрозы;
  • заключение контракта проводилось при влиянии обмана;
  • участник контракта был введен в заблуждение.

Согласно положениям 34 статьи Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», недействительность сделки может быть признана только в судебном порядке. По закону, обратиться с подобной просьбой в суд, вправе лица:

  • участники торгов (заказчик или исполнитель);
  • контрольный орган в области госзакупок.

По закону, обращение в судебную инстанцию с исковым заявлением возможно в течении года со дня проведения торгов. На основании всех принятых доказательств, суд выносит решение о признании сделки недействительной или наоборот.

Скачать текст статьи 34 ФЗ 44

Согласно закону, для заключения контракта по государственным и муниципальным закупкам, необходимо правильно оформить документацию об электронном аукционе. По закону, обязательным критерием является указание требований к содержанию и составу заявки на участие в торгах. Важно соблюдать сроки подачи заявок:

  • срок начала подачи документации;
  • срок окончания подачи заявок;
  • период рассмотрения.

Чтобы принять участие в аукционе по государственным и муниципальным заказам, нужно знать положения Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который содержит все условия, касающиеся процедуры госзакупок. Скачать последнюю редакцию настоящего закона можно по ссылке.



Просмотров