1 должность государственной службы понятие классификация. Государственная гражданская служба понятие и классификация должностей государственной гражданской службы. Реестры должностей гражданской службы

Должности в организациях устанавливаются работодателем самостоятельно с учетом его особенностей и специфики деятельности. Различного рода классификаторы и справочники в этом случае выступают, как правило, лишь ориентиром. Но существуют определенные должности, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами или конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Речь идет о государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ (далее - государственные должности). Подробнее об этих должностях расскажем в нашей консультации.

Госслужба и государственная гражданская служба

Госслужба в РФ включает в себя (ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ):

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

Таким образом, государственная гражданская служба (далее - гражданская служба) - один из видов госслужбы, который регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную гражданскую службу;
  • гражданскую службу субъектов РФ.

Классификация должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

При этом не все категории должностей подразделяются на указанные группы. К примеру, категория «руководитель» не может относиться к старшей или младшей группе, а обеспечивающие специалисты не входят в высшую группу должностей. Подробнее информацию о соответствии категорий и групп должностей гражданской службы представим в виде таблицы:

Кроме того, гражданским служащим по результатам квалификационного экзамена могут присваиваться классные чины (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Реестры должностей гражданской службы

Должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, в виде реестра утверждены Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 .

Реестры должностей гражданской службы субъектов РФ утверждаются соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Так, к примеру, Реестр должностей государственной гражданской службы г. Москвы был утвержден

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Должности государственной службы: понятие

Любую организационную структуру невозможно представить без людей и должностей. Возникновение должностей обусловлено историческими качественными изменениями в процессе постепенного профессионального и квалификационного разделения и кооперации труда, в том числе управленческого.

В профессионально-квалификационной сфере управленческого труда на уровне государства и общества отражаются, с одной стороны, степень сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области, с другой - специфика управленческого труда по уровням в управленческой иерархии. В этом первооснова происхождения такого социального явления, как должность.

Происхождение термина «должность» связано с понятием категории «долг». В ходе исторического развития долг из нравственной категории превратился в правовую и социальную. Долг рождает состояние долженствования субъекта, т.е. необходимости, нужности его существования и обязательности действий в целях нормального развития общества и государства.

Научное понятие должности разнопланово и вариативно. Данной проблемой занимаются многие ученые, главным образом юристы и социологи 1 Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. Литвинов И.П., Литвинов И.И., Меньчуков А.В. Стиль исполнения управленческой должности. М., 2003. . Поэтому определение должности можно встретить в юридической и социологической литературе. Юристы, как правило, раскрывают содержание должности через совокупность обязанностей, полномочий, ответственности . Должность ими рассматривается исключительно как организационно-правовая категория.

Соглашаясь с данным подходом, следует вместе с тем сказать, что в данном случае фиксируется лишь статусный характер должности, но теряется ее социальная сущность, которая выражается через ее ролевое определение. При таком подходе должность следует определить как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в государственных и негосударственных органах, организациях, учреждениях, предприятиях в целях реализации определенных профессиональных функций. Именно так рассматривают содержание должности многие социологи.

Наряду со сказанным существуют и другие, менее обоснованные определения должности:

  • учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица;
  • оформленный результат осознания социальной роли личности в конкретной организационной структуре гражданского общества или государства;
  • основной, первичный элемент организации общественной, производственной или управленческой деятельности, основанный на разделении и последующей кооперации труда личностей, реализующих определенные социальные роли;
  • основной и неделимый компонент системы деятельности, определяющий объем, содержание и функцию этого компонента в деятельности системы;
  • объективированная форма труда с заданным функционалом - функционалом должности;
  • место в иерархически структурированной социальной системе.

Система должностей формирует строго ранжированные, статические отношения в организации. Люди, занимая должности, придают организационной структуре динамический характер, превращая ее в живой социальный организм.

Должность определяет цели и задачи, объем и структуру функций работников при замещении той или иной должности. При этом должность является независимой от человека, ее замещающего. Лицо, прекращающее исполнять функции и компетенцию должности, перестает быть должностным лицом. Но он не теряет при этом своей специальности и квалификации. В этом состоит различие между должностью, специальностью и квалификацией.

Должность требует для своего замещения необходимой специальности и специализации работника, опыта работы. Суть должностных отношений, таким образом, состоит в единстве и соответствии функций и компетенции должности, с одной стороны, и профессиональной специализации и компетентности должностного лица - с другой. Все должности являются служением или работой кому-то или в чью-то пользу.

Классификация должностей. В зависимости от характера служения должности делятся на государственные, производственные и общественные. По виду деятельности (функционально) они могут быть управленческие и неуправленческие (хозяйственные, социально-обеспечивающие и др.).

Управленческая должность - это основной, первичный элемент структуры органа управления, предназначенного для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности. Полномочия, объем и содержание управленческой должности определяют ее функции, закрепленные нормативно и связанные с распоряжением, организацией, координацией и контролем деятельности лиц, занимающих производственные, социально-обеспечивающие, хозяйственные и иные должности. Управленческие должности характерны для государственной службы, прежде всего гражданской, хотя и ни одна негосударственная организация или фирма не обходятся без своих управленческих структур, включающих в себя управленческие должности.

Государственная должность - это юридически установленный, организационно оформленный и профессионально обоснованный первичный структурный элемент системы государственной власти. В отличие от должности вообще эта должность имеет свою точную принадлежность - органы государственной власти и управления.

Государственные должности образуют систему формальных связей и отношений в государстве. Они являются системообразующим элементом любого органа государственной власти и предназначены для обеспечения согласованной и скоординированной деятельности политиков и государственных чиновников, распределения и упорядочения их деятельности по полномочиям, содержанию, уровню ответственности. Государственная должность является одной из важнейших форм специализации в области государственно-властных и государственно-служебных отношений.

Типология государственных должностей формирует единую должностную структуру государственной власти и государственной службы любого государства. Должностная структура представляет собой установленное формальное отношение между функциями и задачами персонала для организации согласованных действий.

В законодательстве Российской Федерации понятие «государственная должность» определяется следующим образом: «государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации» 2 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 1. .

Законодатель в данном случае раскрывает не сущность государственной должности, а ее предназначение и то, каким нормативно-правовым актом (какого уровня) она учреждается.

Должности гражданской службы РФ. Статья 8 Федерального закона № 79-ФЗ гласит: должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Обратим внимание на целевое предназначение должности гражданской службы. Цель двойная: профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственного органа и полномочий политического должностного лица. Это совпадает с целями и самой государственной гражданской службы. Должность гражданской службы определяет границы деятельности гражданского служащего - круг его обязанностей, права и ответственность.

Должности федеральной гражданской службы учреждаются в аппаратах федеральных органов государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами - в Администрации Президента РФ. Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ. Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ, в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах), в том числе в территориальных органах.

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются в аппаратах законодательного собрания субъекта Федерации, аппарате губернатора (главы администрации) субъекта Федерации, аппарате исполнительного органа (правительства) государственной власти субъекта Федерации, аппарате избирательной комиссии и уставного суда субъекта РФ.

Правовой статус должности гражданской службы РФ. Основным элементом правового статуса должности гражданской службы является порядок ее учреждения. В правовой статус входит функциональное предназначение должности. Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и место в системе государственного органа (например, советник, помощник, консультант, специалист и т.д.).

Правовой статус гражданской должности содержит перечень установленных обязанностей и прав служащего по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, закрепленных в должностном регламенте.

Элементами правового статуса должности гражданской службы являются также ответственность за исполнение должностных обязанностей, денежное содержание по должности и классному чину, порядок и условия замещения должности.

Прежде чем говорить о классификации должностей государственной гражданской службы, необходимо отметить характерные существенные особенности самого понятия «должность государственной гражданской службы», поскольку в различных источниках оно часто отождествляется с понятием «государственная должность».

Под государственной должностью Российской Федерации (субъекта РФ) понимается должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами (конституциями, уставами, законами субъекта РФ) для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственных органов субъекта РФ). Такие должности не входят в состав государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими.

Должность федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта РФ) - это должность, учреждаемая федеральным законом или указом Президента РФ (законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ) в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ).

Таким образом, главной целью учреждения должностей гражданской службы становится практическое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти, решения их задач на основе принципов и положений, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъекта РФ.

Если же рассматривать существенное содержание должности гражданской службы, то она представляет собой штатную единицу, предусмотренную в структуре аппарата государственного органа для обеспечения выполнения задач и функций государственного органа или обеспечения его аппарата, либо деятельности лица, замещающего соответствующую государственную должность, включенную в реестр должностей федеральной государственной службы и реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета.

Представленное определение должности не содержится в нормативных актах, регулирующих государственную службу. Оно разрабатывается различными правоведами на основании принципов и норм федеральных законов № 58-ФЗ и № 79-ФЗ. Однако, вопрос о классификации должностей законодателем проработан весьма тщательно, что позволяет перейти к его изучению.

Классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным структурам в зависимости от служебной роли в государственном управлении. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года должности гражданской службы делятся по трем основаниям на категории, группы и классные чины.

Правда, помимо указанной классификации можно представить и другие, основанные на самом явлении государственного управления:

  • 1) По уровням государственного управления должности гражданской службы делятся на должности федеральной государственной гражданской службы - эти должности отражаются в реестре должностей федеральной государственной службы, и должности государственной гражданской службы субъекта РФ - эти должности отражаются в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.
  • 2) По ветвям власти, осуществляемой государственным органом, в котором учреждена данная должность, она может присутствовать в органах законодательной, исполнительной или судебной власти.

Данные критерии отражают внешний атрибут должностей - их местонахождение в системе государственной гражданской службы. Если же говорить о внутренней классификации, то она предполагает их распределение по различным параметрам в зависимости от служебных ролей в государственном управлении. И здесь мы обращаемся к федеральному законодательству и приводим два основания, отмеченные в статье 8.4. Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и в статье 9.1. Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»: должности подразделяются на категории и группы.

Разделение должностей по категориям и группам возможно за счет наделения их различными объемами полномочий и обязанностей, что позволяет выстраивать управленческую вертикаль, где показателем относительной важности должности является классный чин гражданской службы. Такая система отражает карьерный тип организации службы, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере государственной службы. На его карьере построена организация, которая делится на строгие иерархические категории и в рамках этой организации по определенным правилам происходит постепенный служебный рост чиновника. Карьерная система предполагает категорирование служащих.

Для определения существенных признаков категории или группы должностей (помимо полномочий) используется понятие квалификационных требований к кандидату, претендующему на ту или иную должность, причем, естественно, что для более высокой должности характерно наличие и более высоких требований.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

  • 1) к уровню профессионального образования;
  • 2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ - законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. государственный должность федеральный закон

Другие требования к должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также нормативными актами государственных органов - в отношении гражданских служащих этих государственных органов.

Классификация должностей государственной гражданской службы находит свое отражение в указанных выше реестрах должностей РФ или субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной гражданской службы включает должности федеральной гражданской службы, классифицированные но государственным органам, категориям, группам и иным признакам, который утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Закона о государственной гражданской службе РФ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей федеральной гражданской службы.

По закону № 79-ФЗ должен быть составлен Сводный реестр должностей гражданской службы РФ, образующийся из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов РФ, но работа над ним еще ведется.

В отличие от норм закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 года, где государственные должности подразделялись на три категории «А», «Б», и «В», во второй главе Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • 1. Руководители.
  • 2. Помощники (советники).
  • 3. Специалисты.
  • 4. Обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы всех категорий имеют много общих признаков: это первичные, низовые, неделимые, структурные единицы управления для обеспечения и исполнения полномочий государственных органов, которые включаются в государственный штат.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Исходя из многообразия и специфики деятельности, государственная служба разделяется на три вида: военную, выполняющую функцию по обеспечению обороны и безопасности государства; правоохранительную, осуществляющую функцию по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина; гражданскую, обеспечивающую исполнение полномочий государственных органов. Особое место в системе государственной службы занимает государственная гражданская служба.

В структуре государственной гражданской службы различаются чётко две стороны, две группы отношений:

во-первых, организация государственной службы – подбор и расстановка специалистов необходимой квалификации;

во-вторых, служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов:

· установление перечня должностей и определение полномочий по каждой должности,

· процесс конкурсного поступления на государственную службу,

· подготовка кадров и повышение их квалификации,

· правила продвижения по службе,

· применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности,

· правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторые другие правила.

Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в экономической, социальной и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Прохождение государственной гражданской службы представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, прохождение государственной гражданской службы объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.


Одним из ключевых институтов гражданской службы, определенных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является институт должности гражданской службы.

Статья 5 Федерального закона закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» раскрывает содержание государственной гражданской службы, как вида особой профессиональной служебной деятельности граждан на должностях государственной гражданской службы, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. Соответственно должности государственной гражданской службы предназначены для замещения государственными служащими. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений ФЗ .

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

Совокупность должностей государственной гражданской службы представлена категориями и группами [ст.9, 3]. Должности гражданской службы подразделяются на четыре категории - руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, при этом в каждой категории выделяется несколько групп должностей.

По данным аналитиков , учреждение четырех категорий должностей позволяет более детально вырабатывать требования к ним, уточнять должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии. Данная классификация должностей позволяет также установить в структуре государственного органа управленческую иерархию и одновременно распределить функционал, т.е. сформировать в конкретном государственном органе наиболее оптимальную должностную структуру, позволяющую не только эффективно осуществлять установленные функции государственного органа, но и обеспечить должностной рост гражданских служащих.

Соответственно, классификация должностей позволяет установить также различные квалификационные требования, полномочия и ответственность, особенности в прохождении гражданской службы, различия в предоставляемых основных и дополнительных государственных гарантиях.

Многие эксперты сходятся во мнении, что функционирующая система должностей способствует профессионализации и повышению уровня компетентности его служащих. Она нацеливает служащих на приобретение определенных знаний, навыков, выполнение конкретной работы, замещение определенного служебного места в структуре государственного органа, приобретение служебных и личных прав.

Исходя из поставленных задач работы представим более подробно характеристику должностей, относящихся к категории «Руководитель». К должностям категории «руководители» законом отнесены должности руководителей и заместителей руководителей:

Государственных органов и их структурных подразделений;

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

Представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Руководители наделяются широкими административно-распорядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия; издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять служащих (выполнять полномочия представителя нанимателя), применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия. Лица, замещающие должности категории «руководители», - должностные лица.

3. Муниципальная служба и муниципальная кадровая политика:

Должность – часть организационной структуры государственного органа, комплекс обязанностей и прав, закреплённый нормативно-правовыми актами.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждён Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574.

Каждая должность имеет своё название и целевое назначение , а также порядок учреждения , преобразования и ликвидации .

Должность – это место в служебной иерархии, для каждой из них установлен свой порядок замещения и освобождения.

Каждая должность включена в штатное расписание органа – перечень структурных подразделений и должностей в них.

Виды должностей в государственных органах:

- Государственные должности (политико-судебные). Учреждаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и законами субъектов РФ. Сводный перечень их закреплён в Указ Президента РФ от 11.01.1995 «О государственных должностях РФ». К лицам, их занимающим, как правило, квалификационные требования не применяются (за исключением судей). Лица, замещающие государственные должности госслужащими не являются, как правило замещение происходит на определённый срок, основной способ замещения государственных должностей – избрание .

К ним относятся:

Президент РФ;

Председатели Государственной Думы и Совета Федерации;

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации;

Председатель и члены Правительства РФ;

- Должности государственной службы:

Должности гражданской государственной службы;

Военные должности;

Должности иных видов государственной службы.

- Трудовые должности. Лица, их замещающие, не являются госслужащими, их правовое положение регулируется трудовым правом .

Категории (виды) должностей гражданской государственной службы (п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

1. Руководители – замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочийдолжности руководителей и их заместителей:

Государственных органов и их структурных подразделений;

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

Руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия в реализации полномочий:

Лиц, замещающим государственные должности;

Руководителей государственных органов;

Руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Руководителей представительств государственных органов.

Замещаются на срок, ограниченной сроком полномочий своих руководителей.

3. Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

4. Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группыдолжностей гражданской государственной службы (п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- высшие;

- главные;

- ведущие;

- старшие;

Классные чины государственной гражданской службы (ст. 11 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- Секретарь государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности младшей группы.

- Референт государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности старшей группы.

- Советник государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности ведущей группы.



Просмотров