Знай и соблюдай российские законы. Классный час на тему "мы и закон". Конституция – Основной Закон государства

КТД на тему: «Я знаю и соблюдаю законы».

Цели:

1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Выяснить значение понятий “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей.

3 . Повышать социально-правовую компетентность учащихся.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Оборудование:

1. Плакат: “Календарь правовых дат”

2. Эпиграфы к занятию:

    “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

    “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

    “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).

3. Мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия:

Одна из обязанностей гражданина России - знать и соблюдать законы. При этом знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить). На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая, что вы являетесь учащимися школы, мы ознакомим с правами ребенка и, самое главное, с его обязанностями.

В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть:

Отечество, верность, братство.

А ещё есть 6 совесть и честь…

Ах, если бы все понимали, что это не просто слова.

Каких бы мы бед избежали, и это не просто слова!

Не только слова!

Мы ответим на 6 наивных вопросов, которые стали самыми актуальными с момента принятия закона:

    Почему принят этот закон?

    Правда ли, что он принят только у нас в стране?

    Не нарушает ли закон права человека?

    Что будет если нарушить закон?

    Чем занять свободное внеучебное время?

    Есть ли уже результаты действия закона?

Стих читает ученик.

В Астраханском нашем крае,

Появляется закон, никому он не знаком.

Защищает жизнь он нашу, делаете он краше,

Чтоб здоровье укрепил, безнадзорным не ходил.

Ночью дома ты сиди, анти действий не веди!

Табаку объявлен бой. Беспризорники домой!

Изучили мы Закон. И теперь знаком нам он.

Его не будем нарушать, статьи все будем соблюдать!

Во многих странах мира действуют законы, достаточно жестко определяющие ответственность родителей за детей и общественность осознаёт особую значимость соблюдения этих законов. Так как речь идёт о её подрастающем поколении.

В нашей стране многие регионы стремятся перенять положительный опыт семейной политики.

Воспитывать себя способен лишь тот, в ком жива главная нравственная категория – совесть.

Стих читает ученик.

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Ответим на вопрос « Не нарушает ли Закон права человека?»

Нет, конечно, не нарушает. Закон разработан на прочном нормативно-правовом фундаменте: Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе РФ. Статья 38 содержит очень важные пункты:

№ 1 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

№2 Забота о детях, их воспитание равное право и обязанности родителей.

Юристы проработали соответствие всех вводимых понятий. Например6 несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет, безнадзорный несовершеннолетний – контроль за поведение которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей. Наш Закон в полной мере обеспечивает и защищает прав ребёнка!

Ученик читает стихотворение

Закон один, для всех он равен:

Для молодёжи, для подростков, для детей.

Чтоб никакой беды не приключилось с нами,

выучить необходимо несколько статей.

Детям целый день одним

Без присмотра нельзя находиться;

Тем, кто старше, надо им домой

В назначенное время возвратиться.

Давайте, же, родители и дети,

Не будем игнорировать закон,

Ведь друг за друга мы в ответе

И наша жизнь поставлена на кон!

« Молодежь России – это сила!»

И закон мы будем соблюдать,

Чтоб на свете жить счастливо

И всех проблем чтоб непременно избежать!

Ведущий

    Без сопровождения взрослых дети не должны находиться в общественных местах

До 7 лет-круглосуточно;

С 7 до 14 лет – с 21 часа

С 14 до 18 лет с 22 часов.

Ответственность за это несут родители.

    Детям и несовершеннолетним продавать алкогольную продукцию – нельзя;

Пиво, табак – нельзя.

Ответственность за это несут продавцы.

    Детям до 16 лет запрещено находиться в игорных заведениях.

Ответим на следующий вопрос:

Что будет, если нарушишь закон?

Нарушившие закон будут доставлены в орган внутренних дел, где будут содержаться до 3 часов. Сотрудники выясняют условия жизни и выявляет обстоятельства совершения правонарушения.

Родителей ждёт наказание в виде штрафа или серьёзное предупреждение.

А также отобрание его у родителей и лишение родительских прав.

Помещение ребёнка в детскую трудовую колонию.

Чем же занять свободное время?

Дети должны заботиться о своём здоровье и для этого построены спортивные площадки.

Ученик: Основной документ, по которому живет каждый гражданин нашего государства – это Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – это основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Ученик: Действующая Конституция принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Ученик: Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность гражданину действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. (Конституция РФ)

Ученик: Школа – социальный институт, где ты не только получаешь знания, но и приобретаешь опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо ты знаешь свои права и обязанности, настолько успешным станут твои школьные годы и в последующем весь твой жизненный опыт. Если ты будешь добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать и уважать твои права.

Ученик: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. Если вы имеете права, то значит, вы имеете обязанности.

Ученик: Вы должны знать, что каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

Ученик: Защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях.
1. Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы.

2. Вовремя приходить на занятия.

3. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

4. Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы.

5. Бережно относиться к школьному имуществу.

    Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин

    Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав

    По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все парламентом зовут

    Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель

    Я – гражданин России!
    Не правда ль, звучит красиво?
    Смело, достойно, гордо!
    Сказано как-то твердо!
    Я – гражданин России!
    И если б меня спросили,
    Чем же я так горжусь?
    Я бы ответил просто:
    Не надо пустых вопросов!
    Ведь моя родина – Русь!

1) Домашнее задание

Представление команд

(Название команды и представление командира команды).

2.Сказочный вопрос

Капитаны команд выбирают по 1 карточки, правильный ответ приносит в копилку своей команды от 1 до 5 баллов.

Задача 1

Мультфильм «Гуси-Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?

(Похищение ребенка, нарушение его прав: на жизнь, на свободу, возможность воспитываться в семье).

Задача 2

Сказка В.Гаршина «Лягушка - путешественница».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

(Право на свободу передвижения).

Задача 3

А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

(Право на труд).

Задача 4

Мультфильм «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?

(Право на владение личным имуществом).

Задача 5

Сказка Ш. Перро «Золушка».

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

(Право на отдых).

Задача 6

Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

(ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.)

    Конкурс «Перевертыши»

Участники получают листы с перевертышами названий сказок. Необходимо разгадать название сказки и назвать права, которые нарушают герои этого литературного произведения.

1.Петух одноцветный (Курочка Ряба)

2.Желтая шляпка (Красная шапочка)

3.Замарашка и семь великанов (Белоснежка и семь гномов)

4.Пес без ботинок (Кот в сапогах)

5.Утки-селезни (Гуси-лебеди)

6.Серебряный замок (Золотой ключик)

4. Задание «Определи вид преступления»

Задание озвучивается по очереди каждой команде.

Задание 1

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (кража)

Задание 2

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (грабеж).

Задание 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство ст. 159).

Задание 4

Пропали личные вещи из гардероба

Задание 5

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.

(Ложный донос, Бандитизм уголовного кодекса).

Задание 6

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (адм. Правонарушение. Анти общественное действие. Хулиганство).

    Конкурс «Обязанности»

    Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

    Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

    Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

    Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

    Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..

    Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

    Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

    Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

    Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны; (Культурное)

    Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

    С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

    Где предъявляют паспорт

6)«Задачкино»

I . Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?

Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения. (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

7) «Занимательная»

Ответить на вопросы:

1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воров­стве ювелирных изделий. (Сорока.)

4. Его приговорили утопить в загородном пруду как бес­призорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

5. В финале этого фильма один из героев публично про­возгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

6. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

8) Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Конкурс "Правовой статус ребёнка"

Командам поочередно будут предлагаться вопросы. Необходимо ответить с какого возраста ребенок приобретает называемые права и обязанности, несет ответственность за свои поступки.

    Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.

    Имеет право на жизнь /с рождения/.

    Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.

    Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

    Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

    Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступлении (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

    Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.

    Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.

    Вправе посещать школу /с 6 лет/.

    Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.

    Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.

    Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни . Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

“Может знает лес” (право на жизнь.)

“ На крутом бережку” (право на отдых).

“Наташка-первоклашка” (право на образование).

“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет.)

Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

    Порвал учебник одноклассника (Г)

    Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

    Избил одноклассника (У)

    Совершил кражу мобильного телефона (У)

    Совершил прогул в школе (Д)

    Переходил дорогу в неположенном месте (А)

    Разбил окно (Г)

    Нецензурно выражался в школе (А)

Молодцы, с этим заданием вы справились. У вас на столе лежат примеры из жизни.

1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

(С 16 лет. Административная. Предупреждение, исправительные работы.)

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

(Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.)

3 Подросток Коля,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

(Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей)

(ненадлежащее воспитание ребёнка)

4 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

(Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа.)

5. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили.

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.)

6 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.

(С 14 лет. Порча имущества штраф.)

Ответы на вопросы.

Чем вы увлекаетесь?

Посещаете ли вы кружки?

Чем занимаетесь в свободное время?

Какие кружки работают в нашей школе?

Какие из них вы посещаете?

Куда и когда вы с родителями ходили в последний раз?

Как родители принимают участие вместе с вами в ваших классных мероприятиях?

Жителям России, детям и подросткам

Чтобы в этой жизни процветать,

Нужно быть послушным и неравнодушным

И законы края соблюдать.

Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

Спасибо за внимание.

Классный час

Тема: «Мы и закон»

    Цель : формирование правовой грамотности учащихся, положительного отношения к законам государства, к законам нашего образовательного учреждения; формирование интереса к дальнейшему изучению законов.

Задачи :

    Познакомить детей с их основными законами нашего государства; познакомить с законами нашего образовательного учреждения;

    Формирование положительного отношения к законам государства, к законам нашего образовательного учреждения; формирование интереса к дальнейшему изучению законов.

    Развитие уважения к своим правам и обязанностям, к нормам поведения в обществе, к соблюдению законов.

    Воспитание толерантности.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    1. Приветствие.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» кивком!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

    2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Проблемная ситуация и сообщение темы урока

Дорогие ребята, все мы являемся гражданами Республики Казахстан, это значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции Республики Казахстан.
Дети, вы, наверное, часто слышите от взрослых, что они говорят вам: «Ты должен!» Должен готовить уроки, должен помогать маме, вставать рано и.т.д. И ты им часто отвечаешь «Я тоже человек! Я имею право отдохнуть» Таким образом, вы отстаиваете свои права. Но какие права? Знаешь ли ты свои настоящие законные права? Обо всём этом мы узнаем и поговорим сегодня. Запомни: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно ещё их соблюдать. Только, если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.
III Что такое закон? 1-й ученик.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2-й ученик. Человеку много нужно,Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.

" Давным –давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности? (Жители стали жить по законам.)

– Ребята, как вы ребята понимаете слово «закон»?

– Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения , воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

Итак, Закон – это некое правило, общая и обязательная к исполнению норма поведения, адресованная всем без исключения. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и что нельзя?

Что они обязаны и что не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

1.Был принят в ноябре Всемирный документ.

Мы этот день, как праздник будем отмечать.

Ведь в действие вступил На сотни тысяч лет

Закон, что жизнь детей рожден защищать.

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

    Право на жизнь

    Право на имя при рождении

    Право на медицинскую помощь

    Право на образование

    Право на отдых и досуг

    Право иметь имущество

    Право свободно выражать свои взгляды

    Право на свободное перемещение

    Право на заботу и воспитание родителями

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Посмотрите сценки. Как бы вы разрешили ситуации представленные в них?

Сценка 1. Мама: Сколько раз тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы! Сын: Но мама! Ты же все равно не спишь (В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка).

Сценка 2. Мама: Сынок, я ухожу. Приберись, помой посуду, сходи в магазин.Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Самообслуживание не может быть препятствием в самоо б разовании.)

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

1)Есть обязанности и права,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для людей и для страны.

2) Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.

Учитель:

1. А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.

Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка»)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения «Буратино». Карабас-Барабас).

4. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Следующая игра, ребята, называется «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» / выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

Право на жизнь

А) Золушка

Б) Колобок

В) Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

А) Сестрица Алёнушка

Б) Три поросёнка

В) Колобок

Право на свободный труд

А) Золушка

Б) Красная Шапочка

В) Балда

Право на свободу вступления в брак

А) Золушка

Б) Дюймовочка

В) Алёнушка

Право на владение личным имуществом

А) Красная Шапочка

Б) Буратино

В) Баба Яга

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Устав школы» , в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

4. Обязанности ребёнка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

Какая самая главная обязанность у вас в семье?

А у вашего папы?

У кого больше всего обязанностей?

А какие обязанности существуют у учеников?

V. Законы школы

– Мы с вами каждый день приходим в школу. И Давайте представим, что наша школа – это тоже маленькое государство. Соответственно у нас тоже должен быть основной закон.

– как вы думаете – что это за закон, как он называется? (Устав)

Устав - это свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения (слайд 16)

– В нем записаны права и обязанности всех работников школы, а так же учащихся. Я предлагаю вам рассмотреть все ваши права и обязанности, предусмотренные нашим уставом.

А теперь небольшой вопросник. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы.

    Закон – это…

    Основной и самый главный закон государства.

    Какие бывают законы?

    Свод правил, регулирующий порядок и поведение в образовательном учреждении.

    Права учащихся

    Что нельзя делать на уроке?

    Как должен выглядеть ученик?

    Как должна выглядеть ученица?

Итак, молодцы. Справились с заданием. Надеюсь, вы много нового сегодня усвоили.

И закончить наш урок я хотела бы такими словами:

Если ты соблюдаешь законы – твоя жизнь развивается в правильном направлении, то есть вперед и вверх.

Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание.

лассный час

«Знай и соблюдай закон»

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Знай и соблюдай закон»

Группа 11-1

16.02.2015

Классный час

«Знай и соблюдай закон»

Цели:

Познакомить учащихся с понятием –закон, правонарушение, безнадзорность.

Познакомить учащихся с мерами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей.

Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитывать уважительное отношение к закону.

Участники: 11-1 группа

Ход мероприятия.

Вступление:

Всем известно, что человек живёт в обществе. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек рождается и умирает в окружении людей. Каждому человеку свойственно стремление к общению и каждый член общества - единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия.

Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.

Чем опасны и вредны для общества нарушения законов?

Почему необходимо соблюдать законы?

Может ли существовать государство без законов?

Самым большим правонарушением является преступление. Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую - то особую норму, принятую в обществе. Но эта норма, в отличие от моральных норм, существует не вообще. Она должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.

Итак, ребята, сформулируйте ответ на вопрос «Что такое закон?»

Ответы подростков.

Кл. руководитель.

Закон - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Конституция - как бы текст общественного договора, заключаемого между гражданами и государством. Принимается при согласии большинства населения. Она фиксирует тот минимум согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны.

Кто такой несовершеннолетний? (несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет)

Кто такой безнадзорный? (безнадзорный несовершеннолетний - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц)

Что такое правонарушение? Право - это возможность что-то делать по закону, под защитой государства. Нарушение прав – есть нарушение закона.

Мастер п/о

1 этап.

Выставляются карточки:

До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

С какого возраста н/л можно устроиться на работу? (14)

До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

С какого возраста разрешена продажа крепкой алкогольной продукции? (18)

2 этап.

Выставляются карточки:

А – Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

У – Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Д – Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Г – Гражданско-правовая ответственность - регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение.

- Порвал учебник одноклассника (Г)

- Появился на улице в нетрезвом виде (А)

- Избил одноклассника (У)

- Совершил кражу мобильного телефона.(У)

- Совершил прогул в школе (Д)

- Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

- Разбил мячом окно. (Г)

- Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

3 этап.

Выставляются карточки:

Осв

О – обстоятельства ОТЯГЧАЮЩИЕ ответственность за содеянное.

С – обстоятельства СМЯГЧАЮЩИЕ ответственность за проступок.

Н – обстоятельства, которые НИКАК НЕ ВЛИЯЮТ на степень меры наказания.

Осв. – обстоятельства, которые могут ОСВОБОЖДИТЬ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Совершение преступления в группе друзей (О)

Явка с повинной (С)

Несовершеннолетие виновного, достигшего возраста привлечения к ответственности за данный проступок (Н)

Необходимая оборона (Осв)

Совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения (О)

Наличие определённого заболевания у обвиняемого (С)


Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. В настоящее время для современного общества характерно увеличение количества преступлений, общественно опасных деяний и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними подростками и молодыми людьми в возрасте до 21 года. Состояние безнадзорности детей, социальная неустроенность, неблагополучие в семьях приводят к большому количеству преступлений и правонарушений.

На мероприятие будут приглашены глава администрации сельского поселения, депутат местного поселения и молодежь села. Ведущая будет рассказывать о правах и законах, а также о действиях со стороны молодежи, выходящих за рамки закона. В беседе примут участие приглашенные гости, а также привлекут к беседе присутствующую молодежь. Будет идти разговор о наиболее распространенных преступлениях среди подростков, видах наказаний, применяемых к несовершеннолетним, отягчающих и смягчающих обстоятельствах, о законах и иных законодательных актах, существующих на сегодняшний день.

В Сургутском районе активно ведётся работа по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2009 № 109-оз «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в которой задействованы все органы и учреждения системы профилактики.

Систематически проводятся силами сотрудников ОМВД России по Сургутскому району с привлечением специалистов системы профилактики рейдовые мероприятия по выявлению нарушений данного закона.

К работе по реализации всех мероприятий по недопущению нахождения детей в ночное время без сопровождения родителей или их законных представителей активно привлекаются родительские патрули и добровольные народные дружины.

Всего за 1-е полугодие 2014 года сотрудниками ОМВД России по Сургутскому району составлено 37 протоколов об административных правонарушениях по ст. 18 Закона ХМАО - Югры № 102-оз «Об административных правонарушениях». За 1-е полугодие 2013 года было составлено 46 протоколов об административных правонарушениях по ст. 18 Закона ХМАО - Югры № 102-оз. Снизилось количество нарушений данного закона.

Комплексно реализуются мероприятия, направленные на пресечение правонарушений, связанных с несоблюдением требований по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и причинением им вреда.

Приняты постановления глав поселений Сургутского района «Об определении мест на территориях поселений, нахождение детей в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей в возрасте до 16 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

В образовательных учреждениях района проводится разъяснительная работа с родителями и обучающимися по вопросам соблюдения требований законодательства об ограничении нахождения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах, а также в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Проводится разъяснительная работа с администрациями баров, кафе, ресторанов (вручаются тексты закона, информационные листы, памятки и т.д.) о недопустимости пребывания несовершеннолетних в данных заведениях. Во всех образовательных учреждениях Сургутского района проходят классные часы, родительские собрания по вопросу «Об административной ответственности по ст. 18 Закона ХМАО - Югры «Об административных правонарушениях». Организуются рейды, в ходе которых распространяются памятки родителям и детям «Законы знай и соблюдай!» и др. Информационные листы об административной ответственности за нарушения, связанные с нахождением несовершеннолетних в общественных местах без контроля со стороны законных представителей, размещены на информационных стендах всех образовательных учреждений района.

На детских площадках Сургутского района размещены сменные стенды с информацией:«В ХМАО - Югре закон такой: в 22.00 - детям домой!» (в период с 1 октября по 31 марта) или «В ХМАО - Югре закон такой: в 23.00 - детям домой!» (в период с 1 апреля по 30 сентября).

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ДЕТИ! ПОМНИТЕ:

Многие несчастные случаи можно предотвратить, если соблюдать элементарные правила безопасности!

Детям до 16 лет нельзя находиться в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей.

Под ночным временем понимается:

С 23.00 до 6.00 местного времени.

Ирина Винникова, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Сургутского района в сельском поселении Солнечный.



Просмотров