Значение слова способности. Что такое способности? Структура способностей
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся. Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одаренность (см.Одаренные дети). Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества. В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одаренности некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая. - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.) См. также Одаренные дети
Отличное определение
Неполное определение ↓
«Какой способный ученик!» - удивлялись учителя в школе. «У вас определенно есть способности к изучению иностранных языков» - убеждали вас на курсах английского языка.
В данной статье мы расскажем, что такое способности и от чего зависят способности человека, а также расскажем, можно ли в себе развить эти качества.
Определение
В широком смысле способности - это индивидуально-психологические особенности индивидуума, которые помогают ему справляться с определенным видом деятельности быстрее и качественнее, чем большинство других людей.
Виды
В зависимости от того, в какой сфере человеческой деятельности наиболее ярко проявляются сильные стороны личности, различают следующие типы способностей:
- Общие умственные способности - определенный склад ума, при котором индивид способен оперативно справляться с большинством возникающих перед ним вопросов и проблем.
- Музыкальные. Проявлением данного типа способностей является наличие хорошего музыкального слуха, умение запоминать ритм и лад услышанной мелодии и в точности его воспроизводить, наличие хороших вокальных данных, быстрая обучаемость игре на музыкальных инструментах и т.д.
- Литературные - проявляются в умении человека излагать свои мысли на бумаге логично и складно. У людей, имеющих литературные способности, хорошо развита наблюдательность, воображение и выразительность языка.
- Конструктивно-технические - развитое пространственное и комбинаторное мышление, умение понимать механизмы работы различных технических устройств, предсказывать их поведение в различных ситуациях и пути дальнейшего развития.
- Физические или спортивные способности проявляются у людей с хорошо развитым телосложением. Составляющими хороших физических способностей являются не только хорошо развитые мышцы, но и такие параметры, как выносливость, скорость, гибкость и т.д.
- Учебные - умение быстро воспринимать и анализировать большую часть полученной информации и применять ее в дальнейшем на практике.
- Художественно-изобразительные. Что такое творческие способности? Это наличие творческого мышления или, другими словами, умение правильно сочетать пропорции, цвета и фактуры предметов, замечать интересные детали в окружающим пространстве, самовыражаться посредством творчества и т.д.
- Математические - наличие хорошо развитой математической памяти, умение излагать мысли ясно и просто, производить в уме сложные математические и экономические расчеты и т.д.
Существует множество других специальных способностей, но на них мы останавливаться не будем.
Теперь, когда мы точно представляем себе, что такое способности человека, становится совершенно ясно, что развить в себе способности невозможно. Они формируются у вас с рождения под влиянием генетики и внешних обстоятельств. Тех детей, у кого способности проявляются особенно ярко еще в детском возрасте, называют одаренными детьми. Если вы никогда не проявляли особого интереса и экстраординарных умений в каком-либо вопросе, вы можете попробовать развить в себе навык какого-либо дела, но не способность.
Способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые необходимы для успешного выполнения разных видов деятельности. В психологии традиционно выделяют общие способности и специальные способности .
Общие способности
Под общими способностями понимают интеллектуальные способности человека. Интеллект – это такие способности, которые отвечают за успех человека в умственной деятельности. От общего уровня интеллекта зависят следующие когнитивные способности:
- память,
- внимание,
- способность к мышлению (умение сравнивать, анализировать, отличать главное от второстепенного),
- воображение,
- представление (например, способность представить объемную фигуру по нарисованной плоской схеме),
- владение речью.
Интеллектуальными способностями обладают все люди, но степень их развитости различается от низкого уровня до высокого. У большинства людей ярче выражены одни интеллектуальные способности (например, некоторые люди умеют хорошо изъясняться, у них хорошая память), у других – другие (например, абстрактно-логическое мышление, благодаря которому человек быстро и правильно решает математические задачи).
Специальные способности
Если интеллектуальные способности отвечают за успешность человека в целом по жизни и, особенно, в сфере умственного труда, то специальные способности отвечают за успех человека в специфических видах деятельности.
Например, к специальным способностям относятся:
- спортивные способности,
- музыкальные (чувство ритма, абсолютный слух),
- художественные (способность к визуализации и выражению образов в искусстве),
- математические,
- технические
- и другие.
У каждого человека есть способности к нескольким видам деятельности. Но наиболее ярко выражены, как правило, способности в одной-двух сферах.
Природа способностей
Способности основаны на задатках . Задатки – это врожденные особенности нервной системы человека, его тела, благодаря которым он лучше обучается в определенных сферах деятельности.
Например, задатком для хорошей памяти будет эффективная передача нервных импульсов между нервными клетками в зонах мозга, отвечающих за память. Задаток для спортивных способностей – это особенности конституции, телосложения человека, скорость передачи нервного импульса от мозга к мышцам (чем она выше, тем ярче выражены спортивные способности).
Способности человека не сводятся к знаниям, умениям и навыкам . Способности первичны по отношению к ЗУНам: если у человека есть математические способности, то он быстрее и лучше других будет усваивать математические знания, вырабатывать математические умения и навыки. И наоборот, не обладая соответствующими способностями, трудно добиться выдающихся успехов в деятельности.
Необходимо по жизни выбирать такую сферу для саморазвития, к которой у вас есть задатки и способности . В этом случае вы с большей вероятностью добьетесь внушительных успехов и зарекомендуете себя как профессионала в своей сфере деятельности.
Человеку от рождения дается некий потенциал, набор качеств, развивая которые можно добиться успеха и самореализации – так можно ответить на вопрос: что такое способности. Иногда людям сложно понять к чему у них склонности, в чем они могли бы преуспеть, тогда поиски себя затягиваются на годы.
Способности человека
Задатки и способности являются психологическими свойствами личности, без которых человек не сможет осуществлять успешную деятельность и реализовать себя. Способности – это не только знания и навыки, но и те психические процессы, проявляющиеся в глубине, прочности овладения знаниями и умении пользоваться ими. Условиями развития способностей являются природные задатки личности.
Какие бывают способности?
Существует несколько классификаций способностей по их развитию, специализации, направленности. В целом, виды способностей человека можно разделить на 2 группы:
- Естественные – биологически обусловлены, развиваются из определенных природных задатков и склонностей (творческие, музыкальные).
- Специфические – формируются через взаимодействие с социумом (учебные, коммуникативные, интеллектуальные).
Творческие способности
Творчество – неотъемлемая часть жизни человека, без которой интеллектуальное и духовное развитие не развернулись в полной мере. Развитие творческих способностей важно начинать с самого раннего возраста. Дж. Гилфорд – американский психолог провел несколько исследований, в ходе которых выявилось, что личности с высоким творческим потенциалом обладают дивергентным мышлением, проявляют себя следующим образом:
- при возникновении проблем не фиксируются на каком-то одном решении или выходе, а в уме возникает «веер» вариантов;
- способны к комбинированию уже известных элементов, предметов и использованию их в необычном образе, качестве и действие, тогда как остальные люди используют предметы традиционным способом;
- проводят параллели и видят связи между разными дисциплинами;
- новые знания умеют встраивать в имеющийся опыт;
- свободно генерируют идеи.
Коммуникативные способности
Классификация способностей, необходимых к развитию как важных и первостепенных включает в себя коммуникативные способности – навыки и умения эффективного взаимодействия между людьми с помощью слов, мимики, жестов. Без навыков коммуникации сложно добиться успеха во многих профессиях. Коммуникативные способности подразделяются на несколько видов:
- Аффективно-коммуникативные – к ним относиться способность к эмпатии, чувствование эмоционального состояния других людей и правильное реагирование. Проявление уважения.
- Регуляционно-коммуникативные – стремление и способность к избеганию конфликтных ситуаций, а при возникновении их умение «разрулить». Этот вид способностей отвечает за адекватное оценивание ситуации и умение просить помощь и самому помогать людям, оказавшимся в сложных ситуациях.
- Информационно-коммуникативные – навыки поддержания беседы, привлечения внимания собеседника, умение доносить информацию до других используя вербальные и невербальные средства общения.
Умственные способности
Умственные или интеллектуальные способности тесно связаны с интеллектом человека и относятся к когнитивных процессам, характеризуются стремлением человека к познанию, гибкой адаптации в неожиданно возникших ситуациях, умению решать жизненные задачи различной сложности, ставить цели и достигать их. К умственным способностям относятся:
- мышление;
- воображение;
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Для измерения интеллектуальных способностей существует много тестов, выявления IQ, отражающие скорость и некоторые параметры мышления, но в целом ни один тест не может полностью измерить весь потенциал умственных способностей, потому как все индивидуально: у кого-то способность быстро решать математические задачи, у другого литературный талант или иностранные языки даются очень легко. Развитие интеллектуальных способностей помогает человеку долго оставаться деятельным и продуктивным, отодвигая старость. Занятия, помогающие развивать ум:
- любой вид рукоделия;
- наличие хобби;
- изучение иностранных языков;
- решение задач на логику;
- анализ и критика поступающей информации;
- умеренная физическая нагрузка, которая приносит удовольствие;
- чтение познавательной литературы.
Музыкальные способности
Что такое музыкальные способности, даются ли они от рождения и если нет, можно ли их развивать? Людей обладающих от рождения способностями к музыке называют музыкально-одаренными, или с талантом музыканта, они обладают задатками: особенности в строении гортани, кистей рук, чувствительность слухового анализатора, эмоциональная реактивность, также есть те, кто обладают музыкальностью и таких людей больше. Музыкальность можно развивать.
Виды способностей в психологии, относящиеся к музыкальным по классификации В. Остроменского можно разделить на:
- эмоционально-познавательные (ладовое чувство – любовь и интерес к музыке, способность выразить себя через музыку с помощью движения, пения или сочинения;
- рационально-познавательные (основы построения музыки, волевые качества, владение исполнительными средствами);
- специальные (способности к какому-либо виду инструмента, жанру, исполнению или сочинению музыки).
Ораторские способности
Психологическое понятие о способностях к ораторскому мастерству заключается в наличии природных или естественных задатках к красноречию – эмоциональному и чувственному выражению через слова. Ораторские способности доведенные до мастерства, оказывают очень сильное влияние на людей. Успешный оратор – это лидер, сильная, харизматичная личность, которая с помощью слова может вести за собой массы. Потребность в развитии ораторских способностей возникает у людей имеющих что сказать и испытывающих сильное желание выразить это людям, быть услышанным.
Развитие ораторских способностей – это многогранный процесс, включающий в себя
- развитие харизмы;
- определенных психологических качеств (успешность, вера в себя, высокая самооценка, психическая устойчивость);
- работа с речью (упражнения для голосовых связок, дикции);
- дыхательные техники.
Организаторские способности
В современном мире люди с высокой самоорганизацией и умением руководить очень ценны – управленческий процесс это сложный механизм, необходимый для успешности организации. Организационные способности проявляются в детстве, когда ребенок стремиться к самостоятельности, проявляет себя как лидер, в школе такие дети не боятся брать на себя ответственность, участвуют в различных социальных мероприятиях, становятся старостами. Что такое способности к организации в действии:
- грамотное планирование собственной деятельности;
- умение правильно ставить цели и задачи для себя и сотрудников;
- делегирование полномочий;
- быстрое ориентирование в сложных ситуациях и принятие решения;
- создание согласованного структурированного процесса из хаоса (координационные способности)
Как развиваются способности человека?
Разные виды способностей человека надо развивать с детства. Ребенок приходит с определенного рода задатками и главная цель родителей увидеть к чему склонен их малыш и помочь развить его потенциал. В дальнейшем, образовательная среда тоже способствует раскрытию одаренности, талантов ребенка – это напрямую зависит от умения преподавателя раскрыть свой предмет для учеников и увидеть среди них имеющих задатки к этому предмету, затем обсудить это с родителями.
Уровни развития способностей
Психологи выделяют следующие уровни развития способностей человека:
- Начальный (первичный) – с рождения до 6 лет. Развитие органических структур мозга, отвечающих за конкретные способности. Получение информации из внешнего мира способствует подготовке «почвы» или формированию «зон способностей» в мозге.
- Вторичный – начинается со школьного возраста. Развиваются специальные способности, связанные с предметной школьной деятельностью. Творчество – одно из самых важных пусковых механизмов для развития способностей. Развитие идет от малого, затем постепенно задачи усложняются. Если перед ребенком сразу начинать ставить сложные задачи, даже в той деятельности, где его способности развиваются, может привести к остановке развития из-за страха ошибки, провала.
Необычные способности человека
Люди с необычными способностями существовали всегда и в древние века могли отправиться на костер святой инквизиции, как ведьмы и колдуны. Природа любит разнообразие, поэтому наделяет каждого человека чем-то особенным, часто, когда ребенок рождается слепым или глухонемым, отнимая одно, природа дает другой дар, например – эхолокацию, которая присуща в основном животным, и помогает ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать и «видеть» звуки. Другие необычные способности человека:
- савантизм – «островок гениальности», часто у людей аутистов представлен в виде феноменальной памяти;
- гипертимезия – человек помнит все, что он увидел, услышал до мельчайших подробностей;
- магниторецепция – люди с природным GPS-навигатором, ориентируются в магнитном поле Земли, происходит это благодаря наличию в организме особого белка криптохрома;
- экстрасенсорные – не поддающиеся объяснению наукой, способности относящиеся к эзотерике.
Структура способностей - это набор характеристик, которые определяют склонность человека к выполнению того или иного вида деятельности.
Что такое способности
Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.
Стоит отметить, что структура способностей не может быть приравнена к человеческим умениям, навыкам, а также набору знаний. Здесь речь идет о внутренних психологических процессах, которые обусловливают скорость и устойчивость приобретения тех или иных характеристик.
Многие психологи считают, что способности можно ассоциировать с чертами характера, от которых они получили свое развитие. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.
Характеристики способностей
Для успешного выполнения той или иной должны быть присущи разного рода способности. Структура их определяется разного рода факторами, среди которых врожденные задатки, профессиональная сфера, образование и прочие. Специалисты выделяют следующие характеристики, которыми описываются способности:
- это индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;
- степень развития способностей определяет успешность в той или иной сфере;
- не идентичны знаниям и навыкам, а лишь определяют их качество и легкость приобретения;
- способности не имеют наследственного характера;
- не возникают самостоятельно, если личность не занята определенным видом деятельности;
- при отсутствии развития способности постепенно исчезают.
Какие бывают способности
Структура способностей во многом определяется тем, в какой именно сфере деятельности наиболее ярко проявляются В связи с этим выделяют следующую типологию:
- умственный - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
- музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
- литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
- технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
- физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
- учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
- художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.
Стоит отметить, что это далеко не полный перечень способностей, которыми может обладать человек.
Классификация способностей
Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:
- В соответствии с происхождением:
- природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
- социальные способности - те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
- В соответствии с направлением:
- общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
- специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
- В соответствии с условиями развития:
- потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
- актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
- В соответствии с уровнем развития:
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
Основные признаки способностей
Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:
- индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
- наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив - отсутствие, некоторых характеристик);
- это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.
Структура, уровни способностей
В психологии выделяют два основных :
- репродуктивный (состоит в том, насколько человек воспринимает поступающую информацию, а также характеризует объемы, которые могут быть воспроизведены);
- творческий (подразумевает возможность создания новых, оригинальных образов).
Степени развития способностей
Структура развития способностей состоит из следующих основных степеней:
- задатки - это врожденные особенности человека, которые определяют его склонность к тому или иному виду деятельности;
- одаренность - это высший уровень развития задатков, который определяет чувство легкости в выполнении тех или иных задач;
- талант - это индивидуальная которая выражается в склонности к созданию чего-то нового, оригинального;
- гениальность - это наивысшая степень развития предыдущих категорий, которая определяет легкость в выполнении заданий любого рода;
- мудрость - это способность, которая позволяет трезво осмысливать события, происходящие вокруг, а также делать соответствующие выводы.
Типология людей, в зависимости от способностей
Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного типа.
Если говорить о первом, то его представители очень остро реагируют на происходящее вокруг, что сопровождается всплеском эмоций и впечатлений. Это нередко приводит к созданию чего-то нового. Что же касается мыслительного типа, то такие люди более практичны и менее подвержены внешним влияниям. Они логически выстраивают свои рассуждения, а также склонны к построению четких логических цепочек.
Стоит отметить, что принадлежность к художественному типу вовсе не означает, что у человека, определенно, есть Структура способностей позволяет ему приобрести те или иные навыки, а также с легкостью выполнять подобную работу. Кроме того, люди художественного типа вовсе не испытывают недостатка в мыслительных ресурсах, но они не являются доминирующими.
Деление личностей на художественный и мыслительный типы обусловлено тем, что у разных людей более развитыми являются разные полушария. Так, если преобладает левое, то человек думает символически, а если правое - образно.
Основные положения теории способностей
Современная психологическая наука выделяет несколько положений, на которых основывается теория способностей:
- Только относительно к определенному роду деятельности могут существовать способности. Структура, развитие способностей могут быть выявлены и изучены только применительно к конкретной сфере, а не в общем.
- Способности считаются динамическим понятием. Они могут развиваться в процессе непрерывного или регулярного выполнения какой-либо деятельности, а также могут угасать, в том случае, если закончилась активная стадия.
- Структура способностей человека во многом зависит от возрастного или жизненного периода, в котором он находится. Так, в определенное время могут сложиться благоприятные условия для достижения максимальных результатов. После этого способности могут постепенно исчезнуть.
- Психологи до сих пор не могут дать четкого определения различий между способностями и одаренностью. Если же говорить в общих чертах, то первое понятие имеет отношение к конкретному виду деятельности. что касается одаренности, то она может быть как специфической, так и общей.
- Набора определенных характеристик требует любая деятельность. Структура способностей обеспечивает успешность ее выполнения.
Соотношение способностей и потребностей
Психологи утверждают, что между потребностями и способностями возникают отношения ограничения и компенсации. В связи с этим можно выделить следующие основные положения:
- одновременная избыточность способностей и потребностей ограничивает возможности деятельности;
- если способности или потребности в недостатке, то они могут компенсировать друг друга;
- если способностей недостаточно, то актуальными со временем становятся иные потребности;
- избыточность потребностей требует приобретения новых способностей.
Выводы
Способности представляют собой специфические свойства человека, которые определяют его склонность к выполнению того или иного вида деятельности. Они не являются врожденными. К этой категории относятся задатки, наличие которых значительно облегчает процесс развития способностей. Также данное понятие нельзя путать с одаренностью или талантом.
Психологи выделяют несколько особенностей, которыми характеризуется структура способностей личности. Они отличают людей друг от друга, а также определяют достижение ими успеха в той или иной сфере деятельности. Ошибочно считать, что способности имеют наследственный характер, это можно сказать лишь о задатках. Кроме того, они не могут возникнуть самостоятельно, если человек не занят деятельностью определенного рода. Если же отсутствует развитие, то способности постепенно ослабевают и исчезают (но это не значит, что они не могут быть восстановлены).
В зависимости от сферы деятельности, способности бывают нескольких видов. так, умственные позволяют быстро реагировать на изменения ситуации, принимая осмысленные и рациональные решения. Если говорить о музыкальных способностях, то это наличие слуха и голоса, восприятие темпо-ритма, а также легкое овладение игрой на музыкальных инструментах. Литературные проявляются в умении красиво оформлять свои мысли, а технические - в понимании функциональных особенностей тех или иных механизмов. Говоря о физических способностях, стоит отметить выносливость, а также развитую мускулатуру. Учебные дают возможность воспринимать и воспроизводить большие объемы информации, а художественные - передавать цвета и пропорции. Это основной, но далеко не полный перечень способностей человека.