Зил шнекороторный. Шнекоход – Шнеко-роторный вездеход. Что такое шнекоротор и когда он появился

Замок Валансе запоминается посетителям своими садами и необычными формами башен, но кроме того история его связана с одной очень колоритной исторической личностью…

Речь идёт об одном из самых хитрых и безпринцыпных политиков в истории Франции - Шарле Талейране, о котором даже Наполеон когда-то сказал: "Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом"


Но Талейран даже ещё не родился, когда был заложен первый камень в фундамент будущего замка Валансе. Произошло это на рубеже X-XI столетий, хотя по сути тогда это был ещё не замок, а простая оборонительная башня


Первый же настоящий замок появился лишь в XIII веке, благодаря местному феодалу Готье де Валансе. От первого расширения до нас сохранился Гвардейский зал со сводчатым потолком, попасть в который можно по подземному коридору


Тот Валансе, который мы видим сегодня, появился в 1540 году, благодаря Жаку д"Эстампу, удачно женившемуся на дочери богатого финансиста и решившего построить для своей семьи подобающее окрепшему финансовому положению жилище. В результате старое здание было почти полностью снесено, а на его месте построен новый замок


В 1803 году замок Валансе покупает тогда ещё министр иностранных дел при Наполеоне Шарль Талейран. Просто Наполеону потребовалось место, где он мог бы принимать важных гостей и он подрядил Талейрана найти ему такое место. Талейран же настолько умело планировал свою карьеру, что не отходил от дел вплоть до 1834 года


Кованая изгородь входа с оранжереей и служебными постройками восстанавливалась дважды - в 1785 и 1805 годах


В одной из отремонтированных служебных построек в 1810 году был открыт изящный театр в имперском стиле, доживший до нас благодаря реставрации 1989 года


Посетителей замка встречают красивые французские сады с фонтанами


Если не заходить сразу в замок, а пройтись вдоль южного крыла - можно увидеть удивительные круглые мансардные окна, прозванные за свою форму "Глазом Быка"


По двойной лестнице, разработанной в 1882-1883 годах архитектором Анри Доверном, можно попасть во внутренний двор замка, а именно - в небольшой Сад Герцогини. Отсюда открывается прекрасный вид на Гарсенлендский лес и небольшой охотничий домикпостроенный в 1810 году Чарльзом Боннардом и до сих пор считающийся одним из очень редких примеров итальянской архитектуры, всё ещё существующей во Франции


Под крылом XVIII столетия находится кухня и винный погреб


Размеры их просто огромны, что наглядно показывает, насколько Талейран заботился о еде, чей обеденный стол был известен во всей Европе


Стоит отметить, что большей частью известность к нему пришла благодаря талантливому повару Антонину Карему, которого Талейран нашёл и сразу же нанял в 1804 году


Входной павильон - огромное здание, спроектированное как сторожевая башня, но исполняющее больше показательную функцию, нежели защитную, о чём говорит множество окон, безопасных башенок и причудливых машикулей


Герб семейства Талейран-Перигор над аркой входа


О XVI столетии нам напоминает примыкающая к сторожевой башне наружная галерея с квадратными колоннами, интересными арками, скамейками, вазами и статуями



Статуя Париса, которую приписывают руке Пьетро Франкавилле, возможно прибыла сюда из далёкой флорентийской ратуши - Палаццо Веккьо


В центральной комнате сторожевой башни, в дополнение к потолку в французском стиле, выжили две фрески XVII столетия: натюрморт, изображающий корзину цветов и живописный пейзаж с рыбаком на переднем плане

В Большой Гостиной выставлена замечательная коллекция Имперских стульев, обитых материей с гобеленами. Если история не врёт, то сделано это было руками женщин Испанского суда во время их изгнания в замок Валенсе


За двумя колоннами в гостиной стоит стол Империи, который, возможно, прибыл сюда из пражского дворца Кауниц, где Талейран остался во время Венского конгресса. На стене висит портрет Талейрана в полный рост и портрет его матери. Южная башня замка была построена в 1770 году и поэтому упоминается как новая башня


На втором этаже находится Музыкальная комната, в которой стоит старинная арфа и прекрасное, обшитое деревянными панелями, форпепьяно времён Людовика XVI, сделанное Себастьеном Ераром в 1808 году


Королевская спальня на первом этаже, который был занят испанским монархом Фердинандом VII в течение шести лет, украшена ценными монотонными обоями, произведенными на фабрике Дюфо в 1816 году


На обоях изображена история Купидона и Психеи


Также на первом этаже находится большой вестибюль Людовика XVI и галерея, посвященная семье Талейрана с портретами его предков, нарисованными Жозэ Шабором в 1817 году. Имперские стулья и превосходная коллекция неоклассических скульптур XIX столетия завершают художественное оформление


Спальня Талейрана на первом этаже меблирована также в стиле Империи, причём некоторые образцы мебели прибыли сюда из его Парижского особняка, где министр умер в 1838 году


На столе в центре комнаты стоит бюст Талейрана, а рядом развешана одежда, церемониальные костюмы и декорации, напоминающие о его долгой дипломатической карьере


Также на первом этаже находится спальня герцогини Дороти фон Байрон, жены Талейрана. Интерьер спальни уставлен богатым набором мебели, включая кровать из кубинского красного дерева, украшенную четырьмя колоннами. На стене висит портрет герцогини во весь рост в церемониальном платье, также нарисованный в 1820 году Жозе Шабором


Следующей идёт спальня мадам де Сталь, находящаяся на первом этаже новой башни и получившая своё название благодаря находящейся здесь и принадлежавшей ей аккуратной кровати в Имперском стиле


Журнальный столик с египетскими мотивами раньше находился в одном из причудливых и ныне потерянных зданий дворцового сада - Египетском храме


В Комнате Перигоров также выставлена коллекция мебели, принадлежавшая Талейрану. Поговаривают, что он получил её в начале XIX столетия в подарок от принца Мурата. Как и в любой другой трансформируемой мебели, здесь также есть несколько секретных ящиков и тайников. Принц использовал этот рабочий стол, когда находился в Лондоне в качестве посла. Не знаю, кому принадлежит левый бюст, но справа определённо стоит бюст Вольтера


В Синей комнате стоит пара больших ваз китайского стиля, которые были модными в XIX столетии, радом с которыми находится бюро Булье, инкрустированное латунью и панцирем черепахи. Висящий на стене над ним портрет Фредерика-Августа I Саксонского во весь рост, который взошёл на престол в 1806 году, был подарен Талейрану лично королём

Роскошный лакированный письменный стол с бронзовой накладкой и аккуратными ящиками, расположенными ярусами друг над другом, был свидетелем подписания Соглашения Валенсе, которое состоялось 10 декабря 1813 года, спустя полчаса после полуночи. Часы в комнате, остановленные именно в эту минуту, как бы подчёркивают сей исторический момент


Длинная галерея на втором этаже ведёт к верхним апартаментам, также заполненным всевозможными предметами старины


В противоположном конце галереи находится небольшая комната, некогда служившая часовней. Сегодня в ней хранится динамичная бронзовая фигурка нагой Дианы на охоте, созданная в 1777 году выдающимся французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном

Спустившись по Лестнице Чести, мы попадаем в столовую


За большим столом из красного дерева может уместиться до 36 гостей сразу


Висящий на стене портрет Луи-Филиппа был королевским подарком Талейрану в честь его возвращения из Лондона

Вообще замок Валансе находится немного поодаль долины Луары, в регионе Берри, но он не мог не быть включённым в список избранных замков Луары из-за эпохи, в которую он был построен, и своих значительных размеров, сравнимых, разве что, с размерами замка Шамбор


Замок Валансе во Франции

Долина реки Луары - одно из знаменитых мест . «Долина королей», так ее прозвали многочисленные путешественники. В XV-XVII веке местная французская знать застраивала эти места роскошными дворцами, большинство из них великолепно сохранились до наших дней. Среди них замок Валенсе, знаменитое оборонительное сооружение тех лет.

Является шедевром эпохи Возрождения, одна из первых построек в стране, возведенная в стиле классицизма.

Строительство замка Валенсе началось в 1540 году на месте снесенной крепости Средневековья и затянулось вплоть до середины XVIII века. Над замком-долгостроем работали разные архитекторы, но несмотря на это, его общая архитектурная композиция и сочетание стилей выглядит гармонично.

За этот период замок сменил массу владельцев, прежде чем шато стал главной усадьбой аристократического рода Талейранов. Все наследники и потомки старались сохранить в замке изначальную обстановку, внутреннее убранство внешнюю отделку здания. Разбили вокруг него регулярный парк в английском стиле.

Замок Валенсе стал национальным героем после того, как его владельцы в годы Второй Мировой войны укрывали в его стенах (в частности, Венера Милосская и Ника Самофраийская пережидали войну здесь).

В середине XX века для привлечения туристов на его землях создан музей старинных авто, а по парку гуляли ламы и павлины.

Особенности

Замок Валенсе привлекает внешне и внутренне. Приехав сюда, не торопитесь заходить внутрь, обязательно прогуляйтесь по красивейшему саду с лабиринтом. Вам откроется живописный вид на Гарсенлендский лес.

Заходя внутрь, обязательно посетите большую гостиную, спальные апартаменты, вестибюль, винный погреб. Здесь вы увидите неоклассические скульптуры, окна. Украшенные цветными витражами, шелковыми обоями, китайские вазы.

Адрес: Château de Valençay
2 Rue de Blois, 36600 Valençay
02 54 00 10 66
Сайт: www.chateau-valencay.fr

Фотографии













На Земле осталось еще много укромных уголков, куда не проник человек на машине. Там вязнут в болоте самые крутые колесные вездеходы, а танки садятся «на брюхо». Но есть такой транспорт, который может пробраться где угодно. О самых известных шнекоходах и как их применяли в СССР – далее в обзоре.

1. Шнекоход Якоба Мората


Машину, позже названную шнекоходом, первым запатентовал американский швейцарец Якоб Морат в 1868 году. Она двигалась с помощью движителя, представляющего собой винт, и использовалась для сельскохозяйственных работ. Ее винты, называемые шнеками, имели острые кромки, которые разрезали корни прямо под землей. Машина Мората так и осталась на бумаге, но за ней последовали новые конструкции. Так, в России в 1900 году патент на «шнековые сани» выдали изобретателю Ф. Дергинту. В ближайшие годы шнекоходы собирались единичными экземплярами.

2. Fordson «Snow Devil»


В 1920-е годы в Америке начался выпуск первой серийной модели шнекоходов. Машина, прозванная «Снежный дьявол», представляет собой трактор Fordson, у которого вместо колес установлены винты-шнеки. Трактор, оборудованный новым движителем, легко ездит по снегу, грязи, болоту. Он может тянуть до тонны груза со скоростью 20 км/ч.

Как и все шнекоходы, Fordson Snow Devil имеет ряд недостатков. Во-первых, машина практически бессильна на твердом покрытии типа асфальта. А при движении по земле вращающийся винт соскребает верхний слой почвы.

3. Schraubenantrieb Schneemaschine


В годы Второй мировой войны военные многих стран обратили внимание на уникальную проходимость шнекоходов. Немецкий офицер Йоханнес Редел (Johannes Raedel) прославился и даже попал в газеты, когда из обычного трактора сделал вездеход оригинальной конструкции. Ветеран боев на Восточном фронте, Редел решил создать машину, которая могла справится с трудными условиями российской зимы. В начале 1944 года он успешно испытал Schraubenantrieb Schneemaschine («винтовой снегомобиль») в горах Тироля, но к тому времени в Германии уже было не до проектов такого рода.

4. DAF Amphirol




В 1960-е годы голландец Джозеф Жан де Баккер (Joseph Jean de Bakker) разработал и построил свой шнекоход. Машина приводилась от двух двигателей DAF по 750 куб. сантиметров каждый, соединенных с винтами через клиноременной вариатор. В 1966 году шнекоход DAF Amfirol продемонстрировал максимальную скорость 35 км/ч, а еще мог плавать. В наши дни модернизированный вариант машины выпускает фирма VISона. Изделие предназначается для создания искусственных котлованов и водоемов.

5. ЗиЛ-4904


В 1972 году в Советском Союзе был построен самый большой (на то момент) шнекоход в мире. Длина ЗиЛ-4904 (ПЭУ-3) 8,5 метров, ширина и высота более 3 метров, а клиренс – более 1 метра. Масса машины – 7 тонн, несмотря на применение легких сплавов для шнеков и стеклопластиковой кабины.


Шнекоход грузоподъемностью 2,5 тонны оснащалась двумя V-образными 8-цилиндровыми двигателями ЗиЛ-375 по 180 л.с. каждый.

ЗиЛ-4904 продемонстрировал потрясающую проходимость, но небольшую скорость: на болоте – до 7,3 км/ч, а на воде и снегу – до 10 км/ч.

Конструкторы ЗиЛ-4904 считали, что машина будет полезной для геологов, нефтяников, спасателям. Но применение столь специфическая техника так и не нашла. Несколько построенных экземпляров остались никому не нужны. Единственный уцелевший экземпляр можно увидеть в Государственном Военно-техническом музее в Черноголовке (Подмосковье).

6. ЗиЛ-2906


Благодаря большим неисследованным пространствам СССР отечественные инженеры считали перспективным создание шнекоходов. Машины такого класса легко преодолевают снег и болота. А использование пустотелых винтов-шнеков позволяет сделать из транспорта амфибию.


Исходя из таких предпосылок, был разработан ЗиЛ-2906. Машина стала частью комплекса «Синяя птица», в задачу которого входит поиск и эвакуация приземлившихся космонавтов. Заказчики из КБ Королева планировали, чтобы к месту приземления космического аппарата подъезжал колесный вездеход. Если падение произошло в недоступном для него месте, лишь тогда спускали шнекоход, который преодолевал любую трясину.

На ЗиЛ-4906 стоит два двигателя ВАЗ-2103, каждый из которых приводит в действие свой шнек. Для достижения минимального веса корпус и винты сделаны из алюминиевого сплава, а кабина – из стеклопластика.

Максимальная скорость на воде и по болоту – до 12 км/ч, на снегу – до 25 км/ч.


Для управление машиной достаточно экипажа из двух человек.

С 1979 по 1991 годы выпустили серию из 20 поисково-спасательных комплексов «Синяя птица», которые до сих пор стоят на «космическом дежурстве» по эвакуации приземлившихся космонавтов.

7. Residue Solutions MudMaster


Из-за специфики применения шнекоходов, в наши дни лишь одно предприятие продолжает их серийный выпуск. Австралийская фирма Residue Solutions с 2002 года продает несколько десятков машин ежегодно. Это профессиональная техника, используемая для ирригации, в сельском хозяйстве, для работ на мангровых болотах и в прибрежной зоне. Специфику работы хорошо отражает название машины MudMaster («Специалист по грязи»).

8-метроваяустановка весит 18,5 тонн и приводится 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins. По заказу на нее устанавливают разное оборудование по мелиорации, краны и т.п. Индивидуальная сборка каждой машины занимает до 4,5 месяцев.

Все рассмотренные шнекоходы продемонстрировали высочайшую проходимость, но малую скорость. Поэтому для дальних путешествий по снегу больше подходят другие машины, такие как .

Что может быть лучше, чем колесо, гусеница и воздушная подушка, вместе взятые? Только шнековый вездеход , или архимедов винт. Особенно актуально это будет для большинства районов России восточнее Урала – здесь и зима от 6 месяцев в году, и условия для жизни самые суровые.

Шнековый вездеход

Итак, что же такое шнекоход? Это машина, к которой вместо колёс два довольно больших шнека, или архимедовых винта. Принцип создания такого привода не нов, его использовала ещё Архимед в своей машине для подъёма воды. Суть сводится к тому, что машина не опирается на гусеницу или колесо, а как бы проталкивает вдоль своей оси то, что оказывается под шнеками.

Высокая проходимость

Шнек находится в мясорубке, и от вездеходного отличается только размерами. Идею внедрили ещё в 1926 году на фирме Fordson. В СССР разработкой и производством шнековых вездеходов занимались на ЗИЛе в СКБ Грачёва. Было разработано несколько моделей, от небольших, как на главном фото, до самого большого в мире – ЗИЛ-4904.

Шнековый ЗИЛ

Самый большой шнековый вездеход в мире обладает выдающимися для этого класса характеристиками: длина шнеков - 6 метров, полезная нагрузка 2, 5 т, полный вес – 7 тонн. Разработка была завершена к 1972 году. Машина предназначалась для тех, кто не видит асфальта: геологи, разведчики, нефтяники, спасатели и так далее.

В большинстве случаев шнеки пустые внутри, поэтому шнекоходы – почти все амфибии. Сами шнеки создаются из алюминиевого сплава. У этой модели было два мотора ЗИЛ-375, бензиновые, мощностью по 180 сил. Даже в те времена на двигатели устанавливали предпусковые обогреватели.

Управление похоже на то, как пришлось бы управлять танком – система рычагов и никакого руля. Привод на шнеки осуществлялся с помощью специального редуктора, который распределял крутящий момент по осям. Но у шнека было преимущество: он мог вращаться на месте, двигаться по дуге и даже ехать боком!

На удивление кабина сделана из стеклопластика, а двигатель и некоторые узлы спрятаны в водонепроницаемый корпус, оснащённый системой откачки воды. Скорость передвижения у такого вездехода низкая – в районе 16 км/ч, и это по снегу. Зато ему не страшны ни пески, ни снега, ни болота. Шнекоход обладает лучшей проходимостью среди наземной техники.

Для шнека чем хуже поверхность, тем лучше у него зацепляемость. Песок, ледяные торосы, грязь – это родная стихия для него. Но вот по самой ровной поверхности - асфальту или бетону - он не сможет ехать, потому что цепляться не за что. Да и вред, который наносит шнекодход природе, огромен – он разрыхляет поверхность, в том числе корни деревьев. А совсем небольшие деревца и вовсе ломает, не замечая. Можно сделать шнеки их сверхпрочных сплавов стали. Но тогда уже будет разрушаться любое твёрдое покрытие.

Максимальная скорость самого быстрого шнекохода составляет всего 30 км/ч, что не очень-то и много для спасателей или пожарных. К тому же нужно вспомнить его неспособность передвигаться по твёрдому покрытию. Сегмент их использования крайне узок, поэтому сейчас делают проще – привозят в кузове шнекоход, и спускают сразу в грязь.

Шнекоход зимой

Но ЗИЛ-4904 не был просто бесполезно произведённой единицей – он дал начало разработкам компактных шнекоходов. Была даже модификация с двумя вазовскими моторами. Инженеры ЗИЛа увлеклись это идеей и создали комплекс по розыску космонавтов, в который включили сам шнек, 2 вездехода, и небольшая команда экипажа.

ЗИЛ-2906, производная машина от ЗИЛ-4904, была меньше в размерах, имела два ВАЗовских двигателя, создавалась из углепластика и алюминия. Отчасти благодаря этому он и смог разогнаться до 65 км/ч.

На сегодня шнекоходы практически не используются, зато жители разных стран собирают модели от небольших настольных до мини-тракторов, с настоящими ДВС. Вряд ли когда-нибудь шнекоходы вернуться в строй – слишком медленно, и слишком плохо для природы.

Шнековый вездеход во всей красе

(ЗВМ) из Нижнего Новгорода возобновил, казалось бы потерянные с распадом СССР, наработки связанные с вездеходами с роторно-винтовым движетелем или как их еще называют шнекоходы . Первой ласточкой стал шнекоход ЗВМ-2901.

Шнек (от нем. Schnecke, буквально - улитка) - стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси.

Шнекороторный вездеход, шнекоход - вездеход, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя. Конструкция движителя представляет собой два винта Архимеда из особо прочного материала. Вездеход обладает уникальной проходимостью в условиях грязи, снега и льда, хорошо показывает себя в качестве водоходного движителя (на амфибийных машинах), однако обычно непригоден для езды по асфальту или бетону.


Транспортно технологическая платформа с роторно-винтовым движетелем (ТП с РВД) ЗВМ-2901 предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства, оснащенного различным технологическим оборудованием (экскаватор, манипулятор, грунтовый насос и т.п.) для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и др. работ.

В базовой комплектации ТП оснащена 2-х местной кабиной, подогревателем двигателя, валом отбора мощности (100% от мощности ДВС) для привода технологического оборудования, водооткачивающим насосом.

Технические характеристики
Обозначение базовой модели ЗВМ-2901
Двигатель модель ЯМЗ - 5344 ММЗ Д245.7
тип дизельный
max мощность, кВт (л.с.) 99.2 (134,9) 87,5 (119)
max момент, Нм 421 420
Количество мест в кабине, включая водителя 2-12
Масса перевозимого груза, оборудования, кг 1500
Максимально-допустимая полная масса, кг 5500
Габариты, мм
Длина / ширина / высота по багажнику, мм 5500 / 2800 / 2500
Колея, мм 1800
Диаметр ротора, мм 800
Высота гребня, мм 100
База, мм 3775
Дорожный просвет, мм 250
Максимальная скорость движения, км/ч
по льду 25
на плаву 10

Сейчас (2017год) шнекоходы "ЗВМ" изготавливаются "штучно", под каждого конкретного заказчика. В основном подобные машины стабильно востребованы для таких специфических работ, как мелиорация почвы, обслуживание очистных сооружений. Пригодятся вездеходы и для работы в Арктике.

У шнекоходов уже есть довольно долгая история. Появление этих движетелей относят к 1804 году, когда Дж. Стивенс построил пароход со шнеками и испытал его на реке около Нью-Йорка.

Первым кто запатентовал шнекоход - был американский швейцарец Якоб Морат в 1868 году. Его машина двигалась с помощью движителя, представляющего собой винт, и использовалась для сельскохозяйственных работ. Винты, называемые шнеками, имели острые кромки, которые разрезали корни прямо под землей.

В 1900 году русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком.

В 1907 лет американские изобретатели Джеймс и Айра Пиви запатентовали и собрали первые два трактора-шнекохода, один с бензиновым, другой с паровым двигателем.

В 1920 году американская компания Armstead создала два интересных образца шнекохода, один на основе трактора Fordson, другой на основе автомобиля Chevrolet.

В советские годы журнал Моделист-Конструктор часто освещал эту тематитку.

Один из самых больших шнекоходов создали на ЗИЛе это ЗИЛ-4904 , грузоподъемностью 2,5 т.
Кабина ЗИЛ-4904 изготовлена из стеклопластика, а водонепроницаемый корпус, в который упрятаны агрегаты, стальной, с аварийной системой откачки воды.

Первым и последним серийным советским шнекоходом стал ЗИЛ-2096 , входящий в состав поисково-спасательного комплекса "Синяя птица", предназначенного для спасения космонавтов.
Всего в 1980-91 годах было собрано до 20 таких машин

Сейчас в мире почти никто не производит шнекоходы серийно. Быть может только австралийская Residue Solutions делает MudMaster («Специалист по грязи») мелкими партиями.
Восьмиметровый MudMaster весит 18,5 т и приводится в движение шестицилиндровым дизелем Cummins. Собирается каждый экземпляр шнекохода по заказу; процесс сборки занимает 18 недель.

У шнекоходов есть один существенный недостаток - их практически невозможно использовать на твердом грунте.
Побороть этот "недуг" предлагает наш изобретатель Алексей Бурдин, он разработчик трансформируемых шнеков.

В конструкции Бурдина между лопастями архимедова винта на ротор натянута длинная червеобразная камера. Когда вездеход находится в режиме шнека, она сдута. Когда же в нее поступает воздух (или вода), камера заполняет собой межлопастное пространство и превращает шнеки в обычные колеса. Изобретатель построил и действующий образец вездехода с1,5-киловаттными электроприводами на передний и задний шнеки.

В статье использованы материалы: Журнала



Просмотров