Жертвам сталинских репрессий продолжают выплачивать компенсации. Куда обращаться? Правовое возвращение на родину: крымским татарам стало проще получить гражданство РФ Какие выплаты положены крымским татарам за репрессию

Воссоединение Крыма с Российской Федерацией привело к значительным изменениям на полуострове. Часть их касается организации социальной защиты отдельных категорий граждан. Так, Президент РФ в апреле 2014 года подписал Указ , в котором содержалось поручение региональным властям организовать соцобеспечение лиц, подвергшихся репрессиям. Таковых выселяли с территории полуострова по национальному признаку. Указ Президента РФ направлен на восстановление исторической справедливости по отношению к людям, потерявшим на некоторое время Родину в результате политических решений властей.

Разберем, на что могут рассчитывать представители перечисленных народов в Крыму в 2019 году. Как и кому присваивается статус репрессированного. Какими документами нормируются преференции.

Законодательство

Репрессиям в советском Крыму подверглись лица нескольких национальностей. Так, в Указе приведен следующий перечень:

  • болгары;
  • греки;
  • итальянцы;
  • крымские татары;
  • немцы;
  • армяне.

Забота о населении на подведомственной территории относится к полномочиям местных и федеральных властей. В вопросе соцзащиты репрессированных распределение обязанностей происходит в рамках закона от 18.10.1991. В 16 статье указанного акта содержится норма о возложении обязанностей по соцподдержке репрессированных и реабилитированных лиц на региональные власти.

На основании указанного федерального акта и Указа Президента РФ Госсовет Крыма принял закон от 18.02.16. В таковом перечислены привилегии, на которые могут претендовать репрессированные граждане, в том числе крымско-татарской национальности.

Важно: в крымском законе есть норма о том, что льготник может претендовать на тождественные соцгарантии только по одному основанию. К примеру, если инвалид получит удостоверение репрессированного, то схожие привилегии ему полагаются или как человеку со слабым здоровьем, или как пострадавшему от политических репрессий. Скачать для просмотра и печати:

Меры поддержки для депортированных в Крыму


В крымском законе приведен исчерпывающий список льгот депортированным. Таковые финансируются из местного бюджета. А полагаются они лицам, которые в законном порядке признаны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Льготникам из числа депортированных, в том числе крымских татар, полагаются такие материальные преференции:

  • ежемесячная выплата в размере 500,0 руб.;
  • снижение начислений на услуги в пределах норм потребления (в том числе на членов семейства):
    • за жилье;
    • за горячее и холодное водоснабжение;
    • за водоотведение;
    • за газ;
    • за электричество;
    • за отопление;
    • за вывоз мусора;
  • снижение вполовину начислений за услуги по подключению:
    • к электросетям;
    • к газоснабжению;
    • к канализации;
  • снижение платы за билеты в таких видах транспорта:
    • городских на территории Республики за исключением такси;
    • междугородних, в том числе троллейбусах, автобусах и электричках.
Для сведения: льготники получили право на бесплатное обеспечение стационарной телефонной линией.

Алгоритм оформления соцгарантий в Крыму

Порядок работы госорганов по обеспечению социальной поддержки депортированных граждан детально описан в Постановлении местного Правительства от 23.12.14 с изменениями и дополнениями. Для получения привилегий претендент обязан выполнить такие мероприятия:

  1. Собрать документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории.
  2. Инициативно обратиться в органы соцзащиты по месту проживания с заявлением.
  3. Передать на проверку пакет документов.
Внимание: основным документом, подтверждающим льготную категорию, является справка о реабилитации. Скачать для просмотра и печати:

Где выдают справку о депортации


Работа с бывшими жертвами политических решений возложена на Министерство внутренних дел РФ. Заявителю необходимо обратиться в местное управление с заявлением. К нему прилагается копия паспорта пострадавшего гражданина. Работа проводится в такие сроки:

  1. Три рабочих дня отводится на регистрацию заявки.
  2. Три месяца отводится сотрудникам МВД для изучения архивных документов и принятия соответствующего решения.
Внимание: подать заявление можно через интернет на официальном портале Госуслуги .

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кто может претендовать на льготы


К числу репрессированных по политическим мотивам российское законодательство относит таких граждан:

  • которые из-за политических взглядов были подвергнуты:
    • депортации;
    • ссылке;
    • принудительному труду;
    • ограничению прав и свобод;
  • несовершеннолетних:
    • высланных вместе с родителями;
    • оставшихся сиротами из-за неправомерных решений властей.
Внимание: за человека, не способного самостоятельно обратиться в госучреждения, заявление может подать родственник. При себе необходимо иметь паспорт и доверенность.

Какие документы потребуются


Для назначения соцподдержки нужно предоставить в органы соцзащиты следующие бумаги:

  • копию паспорта;
  • справку:
    • о причислении к реабилитированным;
    • о составе семейства;
    • о месте проживания;
  • контракт с фирмой на подключение дома к:
    • канализации;
    • электросетям;
    • газу;
  • иные (по ситуации).

В Крыму принят региональный закон "О мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий". Он предусматривает существенные льготы и выплаты для людей, подтвердивших соответствующий статус. Справки о реабилитации получили только 8 из 51 тысячи крымчан. Многие подавшие заявления ожидают решения этого вопроса от полугода до полутора лет. Корреспондент "РГ" выяснила, что дает статус и почему его так сложно получить.

Отсроченные льготы

Раньше эта справка нужна была для получения льгот, закрепленных в республиканском законе "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории РК". Ее необходимо получить репатриантам из числа высланных с полуострова крымских татар, немцев, армян, болгар и греков.

79-летняя Радифе Меджитова была депортирована из Крыма вместе с родителями шестилетним ребенком в мае 1944 года. Прошла все тяготы жизни в ссылке и вернулась из Узбекистана в 1988 году. На родине пришлось все начинать с нуля.

Подала документы полгода назад, - говорит она. - Результата нет до сих пор. А это лишает дополнительных выплат и льгот. Когда дело сдвинется с мертвой точки, никто сказать не может. При этом у меня на руках есть справка о депортации, которая могла бы быть подтверждением.

И таких крымчан около 43 тысяч. Пожилые люди иногда не доживают до окончания бюрократического процесса. Начальник по вопросам культуры и межнациональных отношений Красноперекопского района Маргарита Ткачук отмечает, что местные жители волнуются, и чиновникам приходится их успокаивать.

В нашем регионе проживают более 5900 крымских татар, с июня 2014 года по январь 2016-го заявления в МВД подали 612 человек, - сообщила Ткачук. - Справку получили только 33. Это связано с тем, что документы из Узбекистана идут очень долго.

На что претендуем

В соответствии с законом о мерах соцподдержки отдельных категорий граждан люди получали ежемесячную денежную выплату - 500 рублей и 50-процентную скидку на оплату общей площади жилья (в коммунальных квартирах жилой площади). Также реабилитированные перечисляли лишь половину суммы за водоотведение, водо- и газоснабжение, вывоз мусора, электроэнергию и отопление. Проживающие в домах без центрального отопления имели аналогичную скидку на топливо. Они обладали преимущественным правом на вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы. Им был положен льготный проезд в городах и пригороде в общественном транспорте, а также первоочередная установка стационарного телефона.

Сейчас для реабилитированных в Крыму появился отдельный закон. В нем ко всему вышеперечисленному добавляются и другие льготы. Граждане могут оплачивать только 50 процентов суммы за подключение к водоотведению, газо- и электроснабжению. Имеют право на льготный проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в пределах республики. Лекарства, приобретаемых по рецептам врачей в госаптеках, будут стоить для этих льготников полцены. Изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгметаллов, металлокерамики, других дорогостоящих материалов и искусственных имплантатов) в госклиниках будет вообще бесплатным. Кроме того, реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатную юридическую помощь.

Документом, подтверждающим статус, является удостоверение, выданное исполнительным органом государственной власти в сфере межнациональных отношений и депортированных граждан. Порядок предоставления помощи устанавливается Советом министров РК в течение месяца после опубликования документа.

Крымчане ожидают, что перечень льгот в регионе будет еще шире. Ведь в федеральном законодательстве такая возможность предусмотрена.

Я оформляла документы с июля 2014 года по март 2015-го, - рассказывает высланная из Крыма в июне 1944 года гречанка Галина Темурчева. - Получаю чуть меньше 600 рублей ежемесячно и имею льготы на оплату коммунальных услуг. Но, например, помощи на строительство жилья или компенсации за утраченное имущество пока нет.

Инициативный Крым

Реабилитации подлежат не только высланные в связи с политическими репрессиями с территории Крыма граждане, но и их дети, находившиеся вместе с родителями в местах ссылки. Для подтверждения статуса и те и другие должны подать заявления в органы внутренних дел. После этого МВД обязано установить факт ссылки, высылки или направления на спецпоселение, составить заключение и выдать справку о реабилитации. Услуга предоставляется бесплатно. На все про все отводится 90 дней с даты регистрации заявления. Те, у кого есть возможность и желание, вправе лично обратиться в региональные подразделения МВД Республики Узбекистан и других стран. Для сокращения сроков оформления документа заявитель может предоставить архивные справки, выписки, копии, подтверждающие факт репрессии, полученные в иных органах исполнительной власти в РФ.

Я лично звонил в Ташкент, чтобы узнать, почему затягивается процесс, - говорит председатель комитета Государственного совета РК по межнациональным отношениям Эдип Гафаров. - Там утверждают, что в МВД не поступают наши запросы.

Проблемы возникают в связи с тем, что документы отправляются именно из Крыма, предположил Гафаров. Однако в республиканском управлении МВД заверили, что запросы сначала поступают в Москву, а уже оттуда в Узбекистан, Казахстан и Таджикистан.

Какова бы ни была причина, результат неудовлетворителен. И власти республики считают необходимым упростить процедуру подтверждения репрессий. Крымчане намерены выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство.

В рамках комиссии при президенте по восстановлению прав реабилитированных уже одобрено решение о том, что необходимо внести поправки в закон о реабилитации жертв политических репрессий, - говорит заместитель председателя Совета министров РК Руслан Бальбек. - Они позволят МВД не запрашивать лишний раз в Узбекистане подтверждение факта ссылки либо высылки. Тогда люди не будут месяцами и даже годами ждать получения справки о реабилитации.

(Письмо в редакцию)

В редакцию газеты Avdet часто поступают письма, в которых крымские татары жалуются на невыполнение президентского указа о реабилитации. Вот одно из них.

Какой статус дал крымским татарам Указ Президента РФ о реабилитации?

Крымские татары начали массово сдавать документы на получение справок о реабилитации, стояли каждую пятницу в очередях в надежде на, что после получения документа им, тем, кого насильственно выселили из Крыма 18 мая 1944 года, вернут в материальном соотношении то, что они, их родители тогда оставили в Крыму.

Моей матери, Асие Садыковне Герус (Абдулкадыровой), органы МВД отказали в выдаче справки о реабилитации. Причиной этому стали некоторые неточности в предоставляемой архивной справке.
Во время депортации мать 5-летней Асие скончалась. Позже, в 1946 году, умер и вернувшийся с фронта отец. Чтобы девочка не оказалась в детдоме, близкие родственники записали ее на свою фамилию. Из-за этого теперь в документах разночтения.

«При изучении материалов заявления установлено, что в свидетельстве о рождении Ваш отец значится как Садык Абдулкадыр, а в архивной справке МВД Узбекистана от 20.12.2004 № 7/4-А-12907 как Меджитов Исмаил. Также имеются и разночтения в написании фамилий и имен других родителей», – сказано в выданном МВД России по Республике Крым ответе.
Матери порекомендовали для установления факта родственных отношений обратиться в суд.

Вернувшись из Узбекистана на Родину в 2011 году, Асие Герус получила паспорт в течение месяца, имея статус депортированной. Но вот для получения статуса реабилитированной ей придется доказывать свое право на это в суде. А пока она не может пользоваться льготами как реабилитированная крымская татарка. Ей не положены также 500 рублей, которые должны выплачиваться, согласно закону о реабилитированных гражданах. Льготами по коммунальным услугам, которые составляют 50 %, она тоже не может пользоваться, так как живет в съемной квартире, на оплату которой уходит вся ее пенсия, вплоть до того, что не остается денег на лекарства.

Так какой же статус имеет крымская татарка, которой отказано в получении справки о реабилитации, которая не имеет жилья, полуслепая? Мои письма Президенту РФ возвращались на рассмотрение в Совет министров Крыма, в Госкомнац, МВД, но никому наши старики и их проблемы не нужны. Если в год будут сдавать по 500 квартир для реабилитированных по Крыму, наши старики еще 10 лет не получат жилье.

Я же могу получить гражданство РФ, лишь пройдя длительную процедуру: разрешение на временное проживание, вид на жительство и только после пяти лет проживания в Крыму я могу стать гражданкой России. Получается, что крымские татары возвращаются на Родину не как народ, подвергшийся насильственному выселению, а как иностранные граждане. Вернувшись на Родину, сталкиваешься с бюрократией, пренебрежительным отношением со стороны работников паспортных столов.

Есть случаи, когда крымских татар депортировали из Крыма, так как у них закончился срок регистрации вида на жительство, или они «застревали» между двумя границами, не имея возможности ни вернуться в Украину, ни заехать в Крым.

К примеру, семье Аметовых, которая вернулась на Родину из г.Бекабада, в ФМС заявили, что отцу и трем детям продлят пребывание в Крыму, а от матери потребовали выехать с территории полуострова. Между тем семья продала дом в Узбекистане, чтобы вернуться на Родину, но оказалась здесь в таком положении. Те деньги, которые были выручены за дом, они истратят, пока получат все надлежащие документы, а потом им придется скитаться с детьми по квартирам. Сколько еще страдать крымским татарам, вернувшимся на Родину? Сколько еще будут депортировать крымских татар? Кто будет решать вопросы крымских татар, кто будет отстаивать их интересы? Почему крымские татары, вернувшись на Родину из мест депортации, должны покупать патент, чтобы работать? Раз уж Президент РФ издал Указ о реабилитации, то документ должен вступить в полную силу, чтобы реабилитированным было возвращено все, что было отнято в 1944 году. В законопроекте Э. Гафарова предусмотрены все льготы для реабилитированных лиц вплоть до выплаты материальной помощи за съем жилья, обеспечения жильем, компенсации…Но на мои письма из Госкомнаца пришел ответ только по нескольким пунктам, в принципе это те пункты, которыми в настоящее время будут пользоваться реабилитированные лица. Когда же вступит в силу тот законопроект, который вернет реабилитированным все, что было у них отнято?

Как известно, 21 арпеля 2014 года Президент РФ Владимир Путин издал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В документе, в частности, говорится о принятии комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам.

В сентябре по крымскому сообществу пошла молва о том, что крымчане, получившие наконец справки о реабилитации, могут подавать заявления на компенсацию вреда, причиненного в связи с политическими репрессиями. Вмиг, словно по татаро-армяно-греко-болгарской почте, слух разнесся по стольному граду Симферополю. Передавая весть из уст в уста, и из рук в руки копии образцов заявлений, законопослушные граждане понесли свои документы в городскую администрацию, где заявления у них приняли и обещали в течение месяца прислать письменный ответ. При этом обратившиеся в редакцию люди жаловались, что конкретной информации об этой возможности, необходимых документах, сроках их подачи и механизме выплаты компенсаций нигде не удалось получить. Неосведомленность граждан также проявилась после появления 15 сентября сообщения «Крыминформа» о том, что Госкомитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Крыма не получал в этом году заявок на компенсацию льгот реабилитированным гражданам в муниципальных бюджетах. «По состоянию на 1 сентября заявок не поступало на возмещение средств, - отметил первый замглавы Госкомнаца Надир Номанов. – За муниципалитеты заявки я составлять не могу». Он подчеркнул, что комитет отвечает за 50-процентное возмещение затрат на подключение домов реабилитированных граждан к сетям газо-, водо-, электроснабжения. Но из 1 миллиона рублей на эти цели в этом году не потрачено ни копейки.

А между тем в городах и весях полуострова основная масса реабилитированных и ведать не ведает, и знать не знает, куда идти со своими справками, где брать образцы заявлений и, вообще, на какие льготы и компенсации им рассчитывать.

Пойди туда, не знаю куда

Принеси то, не знаю что…

В октябре сдавшим свои заявления и копии документов на возмещение ущерба в городскую администрацию крымской столицы начали поступать официальные ответы, в которых поясняется:

«Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в Комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке – для супруга, о рождении – для детей и родителей)».

Здесь получивший такое письмо вправе задаться вполне резонными вопросами:

Какой он должен предоставить материал, подтверждающий факт конфискации имущества? Разве детям, женщинам и старикам в 1944-м, поднятым с постелей и вышвырнутым из своих домов, выдавался документ с печатью и описью изъятого имущества? Какая инстанция и на каких основаниях вправе сегодня предоставлять такие документы? Куда идти 70-90-летним старикам собирать этот требуемый материал?

10 тысяч рублей за отнятое имущество

«Стоимость конфискованного имущества определяется комиссией на основании полученных материалов и документов. При этом размер возмещения реабилитированным лицам стоимости конфискованного имущества не должен превышать 4 000 рублей за имущество, исключая жилые дома, или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В этих же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества и выплачиваются денежные компенсации в случаях, когда факт конфискации установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества».

Вот и призадумались наши старики: нотариально заверь каждый документ, отыщи материалы, устанавливающие факт конфискации имущества, снеси их обратно в специальную комиссию, которая определит сумму компенсации, и жди, бог даст, получишь 4 или 10 тысяч рублей, если доживешь, конечно. Ну а если нет, то Закон на этот случай предусматривает: «В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди».

Целесообразность нотариального заверения Справки о реабилитации, Свидетельств о смерти, браке и рождении при имеющейся электронной базе данных вызывает у многих справедливое возмущение. Вполне достаточно, считают они, сверять их копии с оригиналом при приеме документов.

Сумма морального вреда не входит ни в какие понятия

Завершается письмо из администрации Симферополя казенной фразой, болью отозвавшейся в сердцах обратившихся в редакцию стариков. Они едва сдерживали навернувшиеся слезы, дрожащей рукой ведя по последним строчкам, поскольку ком в горле мешал им прочесть их вслух:

«На основании изложенного, с учетом того, что сумма возможного морального вреда входит в понятие компенсаций и мер социальной поддержки, возмещение морального вреда не представляется возможным».

По какому такому моральному праву чудом выжившие дети, сегодняшние больные, через 70 лет реабилитированные, старики, должны вновь искать, доказывать и оплачивать новые справки и бумажки?! Они, утратившие родных и близких, жизни и здоровье которых не компенсируешь никакими материальными ценностями, заслуживают человеческого внимания и достойной старости на своей земле. Два года депортированным обещали упростить процедуру получения справок, планировали поездку в Узбекистан для скорейшего разрешения проблемы, но по сей день основная масса ждет подтверждений… Согласно Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», на который ссылаются симферопольские власти, проживавшим в России реабилитированным еще в 1990-е годы были выплачены компенсации. А теперь остается его применить с учетом местной специфики и 25-летнего срока давности к реабилитированным крымским татарам, армянам, болгарам и грекам. С этой инициативой выступил Совет старейшин Алушты, обратившись с соответствующим письмом к президенту В.Путину. Об этом «ГК» писала в №42 от 21 октября 2016 года. Члены совета старейшин призывают внести изменения в законодательство, предусматривающие справедливую, реальную и достойную денежную выплату», которая «возместит реальный материальный вред, нанесенный незаконными репрессиями».

В России принят закон № 77-ФЗ, который упрощает получение вида на жительство для крымских репатриантов. До этого у лиц, вернувшихся в Крым из мест депортации, не было никаких привилегий при оформлении российских документов, позволяющих находиться на территории полуострова. Согласно принятым нововведениям, жертвы сталинской депортации и их потомки получают ВНЖ автоматически. Но лидеры крымских татар утверждают, что в реальности все не так радужно, и, несмотря на принятый закон, тысячи их соотечественников все равно будут находиться на своей родине нелегально.

Президент России Владимир Путин подписал закон № 77-ФЗ 17 апреля. В Госдуму России он был внесен еще в конце 2015 года. За его принятие российские депутаты проголосовали 5 апреля. Официальное название закона: «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». В российских медиа этот документ упоминался как «закон о льготах для депортированных из Крымской АССР».

Краткое содержание закона

В принятом законе сказано, что для получения вида на жительства репатриантам необходимо предоставить справку о реабилитации, выданную МВД или прокуратурой

​В России для получения вида на жительство иностранным гражданам необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, оформить разрешение на временное проживание. Во-вторых, прожить на территории государства не менее года. Суть закона № 77-ФЗ состоит в том, что крымским репатриантам, не имеющим российского гражданства, для получения ВНЖ не нужно выполнять эти условия. Он могут оформить вид на жительство сразу, обратившись в отделение миграционной службы. Эти исключения распространяются на лиц, которые подверглись депортации из Крымской АССР, а также их родственников по прямой линии. В принятом законе сказано, что для получения вида на жительство репатриантам необходимо предоставить справку о реабилитации, выданную МВД или прокуратурой.

В документе, подписанном Путиным, также оговорен ряд случаев, при которых лица, вернувшиеся из мест депортации, не имеют права получить ВНЖ. Согласно закону, документ не будет выдаваться, если репатрианты нарушили «экстремистское» законодательство. А именно, если гражданин выступает за «насильственное изменение конституционного строя» России, создает «угрозу национальной безопасности» либо финансирует или планирует «террористические и экстремистские акты».

Согласно закону, документ не будет выдаваться, если репатрианты нарушили «экстремистское» законодательство России

​Кроме того, в принятом законе отдельно прописано, что репатрианты не смогут получить ВНЖ, если на протяжении последних пяти лет они подвергались административному выдворению за пределы России. Также на ВНЖ не смогут претендовать лица, которые подделали свои документы, были осуждены за совершение тяжкого преступления или неоднократно привлекались к административной ответственности.

Репатрианты не получат вид на жительство также в том случае, если они заключили фиктивный брак либо являются наркозависимыми.

Подводные камни «упрощения»

Крымскотатарские политики, которые работают в структурах российской власти, встретили новость о принятии закона № 77-ФЗ с восторгом. Глава подконтрольного Кремлю крымского Госкомитета по делам национальностей Заур Смирнов назвал этот документ «историческим». А депутат Госдумы сказал , что это «подарок Владимира Путина каждой крымскотатарской семье».

Более сдержанную оценку принятию закона дали крымскотатарские политические деятели, которые оппозиционно настроены по отношению к нынешней российской власти. Один из лидеров крымских татар заявил, что попытки упросить миграционное законодательство – это важный шаг. Но, по его словам, сами по себе принятые поправки не обеспечат его соотечественникам права беспрепятственно находиться на территории Крыма.

Пользование этой льготой требует получения справки о реабилитации. Получение этой справки – крайне непростое действие

​«Российский законодатель предлагает упрощенное получение даже не гражданства, а всего лишь вида на жительство. Это наиболее упрощенный статус, который позволяет проживать на той или иной территории. При этом пользование этой льготой требует получения справки о реабилитации. Мы за последние два года точно смогли убедиться в том, что получение этой справки – крайне непростое действие», – сказал Нариман Джелял.

Справки о реабилитации жертв политических репрессий российского образца выдаются в Крыму с лета 2014 года. Их обладатели могут претендовать на ежемесячное пособие, субсидию на коммунальные платежи и другие льготы. За прошедшие годы заявление на получение справки подали десятки тысяч крымских татар, но документ не смогла получить и половина заявителей. Так, по данным «Российской газеты», в МВД России за 2015 год за справкой обратились 34 тысячи человек, а выдано было всего 7429 документов. 291 человеку и вовсе отказали.

Тысячи крымчан под угрозой выдворения

Крымские власти, подконтрольные России, признают, что с выдачей справки о реабилитации на полуострове есть системные проблемы. Они объясняют это тем, что по федеральному закону «О реабилитации жертв политических репрессий» факт депортации обратившегося лица должны подтвердить власти стран, в которые он депортировался. Но Узбекистан и другие государства, на территорию которых депортировали народы Крыма, игнорируют запросы МВД России на эту тему. Причем нередко это происходит по той причине, что эти страны не признают Крым территорией России и легитимность фактических властей полуострова.

В результате некоторые крымские татары и крымчане других национальностей годами ждут справку о реабилитации. В конце прошлого года депутат подал в Госдуму законопроект о внесении изменений в порядок получения данной справки. Он предлагает, чтобы органы российской власти самостоятельно выдавали эти документы – без переписки с другими государствами. Будет ли этот законопроект принят и вообще рассмотрен – пока непонятно.

А поскольку большая часть репатриантов не может получить справку о реабилитации, то, соответственно, желающим сложно будет получить и вид на жительство.

«Воспользоваться этой упрощенной системой им навряд ли удастся. Одно дело люди, которые только будут возвращаться в Крым, они в местах депортации могут в соответствующих органах получить какие-то документы, что они находились там на спецпоселении, например, в Узбекистане или Казахстане. Другое дело, что у нас тысячи людей, которые в Крыму находятся без статуса, фактически скрываются от миграционной службы. И как им действовать, данные изменения в законодательстве не объясняют», – сказал в комментарии для Крым.Реалии крымскотатарский политик Нариман Джелял.

По его словам, несмотря на принятые льготы, российские миграционные органы могут в любой момент выдворить тысячи крымских татар за пределы их родины, на которую они вернулись.



Просмотров