Жалованная грамота дворянству и городам александр 1. Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства от Екатерины II Великой

Издала сразу две Жалованные грамоты, которые имели огромное значение для развития всей дальнейшей истории России.

Жалованная грамота дворянству

Первая Грамота касалась дворянства. В ней были четко расписаны все права, которыми наделялась данная категория населения. В частности, отныне дворянам становилась доступной промышленная и торговая деятельность, что существенно расширяло перспективы развития сословия.
Жалованная грамота представляла собой вводный манифест и 92 статьи, разделенные на четыре раздела. В них разъяснялись все принципы, по которым должно было быть организовано дворянское самоуправление, составлены родословные дворянские книги, указывались личные и имущественные права дворян.
В частности, за дворянами закреплялись следующие личные права:
1. На телесную неприкосновенность. К дворянам не могли применяться пытки или же телесные наказания.
2. На геральдику. Каждый дворянский род мог и должен был иметь свой герб.
3. Государственная служба признавалась необязательной.
4. Все то, что ранее служило наградой за государственную службу, теперь переходило в разряд дворянских привилегий.
Имущественные права:
1. Владеть населенными имениями могли только дворяне.
2. Все, что находилось на помещичьей земле, переходило в собственность землевладельца, в том числе и недра, которые ранее принадлежали государству.
3. Дворянство освобождалось от всех повинностей и податей.
4. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением розничной торговли.
5. Дворянство получило монополию на винокурение.
На уровне уездов и губерний дворяне получили право создавать дворянские собрания, которые должны были выбирать своих предводителей. Кроме того, они же назначали сословных судей и некоторое количество чиновников.
О Жалованной грамоте 1785 года можно сказать, что она стала своеобразным итогом, законодательно закрепившим сложившиеся на тот момент преимущества дворянства. Некоторые из них появились недавно и проистекали из освобождения дворян от обязательной службы. Другие же существовали издавна, однако теперь они становились привилегиями класса.

Жалованная грамота городам 1785 года

Жалованная грамота городам закрепила статусы городского населения. Она представляла собой манифест и 16 разделов (всего 178 статей).
Согласно Грамоте, население городов делилось на 6 категорий. Купеческое сословие делилось на гильдии, в основе разделения лежал лишь размер состояния. Капиталисты, банкиры и интеллигенция были объединены в категорию почетных граждан, при этом они имели практически все права дворян. Мещане делились на торговцев и ремесленников.
Также был определен орган управления городом – Дума, и его глава – городничий, или городской голова.
Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года стали частью

В 1785 г. Екатериной Второй были изданы две жалованные грамоты, одна из которых была посвящена дворянству, а другая-городам. Жалованная грамота дворянству содержала вводный манифест и четыре раздела, которые состояли из 92 статей В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

По Жалованной грамоте дворянству 1785 г. закреплялись:

    личные права:

а) право на дворянское достоинство.

б) право на защиту чести, личности и жизни.

в) телесная неприкосновенность, т.е. дворяне не могли подвергаться телесным наказаниям и пыткам.

г) право на геральдику (герб)

д) освобождение от обязательной государственной службы, которое впервые было утверждено Петром Третьим в Манифесте о вольности дворянству 1762 г. По Манифесту 1762 г. все полученное дворянами как вознаграждение за службу становилось их привилегиями.

2) Имущественные права : полное и неограниченное право собственности, право на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, в т.ч. обладание недрами на помещичьей земле; освобождение от податей и повинностей; право на занятие промышленной и торговой деятельностью.

3) Судебные права:

а) ограничение и ликвидация личных и имущественных прав только по решению суда.

б) осуществление осуждения только равным дворянину сословным судом.

Согласно Жалованной грамоте 1785 г. дворяне имели право на сословное самоуправление. Они были вправе на уездном и губернском уровнях создавать дворянские собрания, которые наделялись определенными политическими правами. Дворяне выбирали своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была опубликована и Жалованная грамота городам , которая предоставляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.

По Жалованной грамоте городам 1785 г . выделялось шесть категорий городского населения:

    «настоящие городские обыватели», которые имели в городе какую-либо недвижимость.

    записанные в гильдии городские купцы, которым предоставлялись дополнительные личные права; освобождение от телесных наказаний, права на владения крупными промышленными и торговыми предприятиями.

    состоявшие в цехах ремесленники, права и обязанности которых определялись во внутрицеховых правилах и «Уставе о цехах»

    иногородние и иностранные купцы.

    именитые граждане города, которые освобождались от телесных наказаний.

    прочее посадское население.

В городах создавались городские думы, в которые входили избранные городской голова и гласные.

В Жалованную грамоту городам 1785 года вошел также специальный Ремесленный Устав;

В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы (городничие).

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Служители цервки находились, как и дворяне, в привилегированном правовом положении (они, в частности, освобождались от телесных наказаний и поземельного сбора)

В среде крестьянства наиболее тяжелым оставалось положение самой многочисленной категории- помещичьих крестьян. С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Сохранялись такие категории крестьянства, как посессионные крестьяне (с 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать их от крепостной зависимости, что значительно увеличивало производительность их труда) и удельные (дворцовые) крестьяне.

Не выслужили в войсках 12 лет. Уволенным предоставлялось право беспрепятственно отъезжать в другие европейские государства и вступать там на службу при условии возвращения в Россию по первому требованию.

Жалованная грамота дворянству

О несовершеннолетних дворянских детях манифест постановил, что по достижении ими 12 лет о них должны были лишь представляться сведения, чему и где они будут обучаться: внутри России или в Европе либо же дома. Последнее было разрешено лишь наиболее состоятельным фамилиями, владеющим имениями свыше 1000 крепостных ; менее богатые должны были обучать своих детей в шляхетском кадетском корпусе , «где они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, с наиприлежнейшим рачением обучаемы будут».

Предоставив такие льготы, Пётр III выразил уверенность, что дворяне и впредь будут вступать в службу с не меньшим усердием и воспитывать своих детей «с прилежностью и рачением»; если же кто-либо из дворян будет поступать иначе, то таковых, «яко суще нерадивых о добре общем», повелевалось «презирать и уничтожать всем верноподданным и истинным сынам отечества»; им запрещался приезд ко двору и доступ в публичные собрания.

Дворянство приняло манифест с радостью - Сумароков произнес от лица дворянства благодарственную речь. Но манифестом осталась недовольна Екатерина II . В начале она назначила комиссию для пересмотра этого закона, так как он «в некоторых пунктах ещё более стесняет ту свободу, нежели общая отечества польза и государственная служба теперь требовать могут, при переменившемся государственном положении и воспитании благородного юношества».

В переработанном виде этот акт появился более чем через 20 лет - в году как «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Грамота начинается длинным вступлением о величии России , заслугах дворянства и милости к нему монархов, и затем переходит к изложению прав и преимуществ дворянских.

Эта часть Грамоты делится на четыре части:

  • А. О личных преимуществах дворян;
  • Б. О собрании дворян, о реформе дворянского общества в регионах;
  • В. Указания о составлении и продолжении родословных книг в новых условиях;
  • Г. О доказательствах благородного происхождения.

Екатерина Великая

История принятия

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии . Управлял дворянским самоуправлением губернский предводитель дворянства . Кандидатура последнего утверждалась губернатором . Собрание избирало также заседателей в сословные суды и полицейских должностных лиц.

Составление дворянских родословных книг

Уездные предводители осуществляли составление родословных книг. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода.

Значение Грамоты

Жалованная грамота дворянству завершила правовую консолидацию этого сословия, начатую Петром I (Указ о единонаследии).

Грамота, вслед за Манифестом Петра III, предоставила дворянам возможности развития их творческих и управленческих способностей, позволила ощутить себя реальной движущей силой общества.

Борьба с дворянскими привилегиями при Павле I

Павел I с самого начала своего правления уничтожал или подвергал значительному изменению всё, созданное Екатериной Великой. Борясь с «дворянской вольницей», Павел отменил ряд положений Грамоты. Так, были ликвидированы губернские дворянские собрания. В году Павел запретил дворянам лично обращаться с просьбами к императору. В том же году были восстановлены телесные наказания для лиц благородного происхождения.

Литература

  • Исаев И.А.
  • Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. - М.: 2006.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жалованная грамота дворянству 1785" в других словарях:

    ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ 1785 г. - в 1785 г. Екатериной II была опубликована «Жалованная грамота на право вольности и преимущества благородному нам вернолюбезному подданному Российскому дворянству». Ж.г.д. предоставила дворянству личные привилегии: свободу от уплаты личных податей …

    - «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21 апреля. Дворянство резко отделялось от др. сословий, подтверждалась свобода …

    - (Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства) законодат. акт Екатерины II от 21 апр. Была сводом дворянских привилегий. Состояла из введения, 4 глав и 92 статей. Дворянство резко отделялось от др. сословий,… …

    Жалованная грамота дворянству, 1785 г., - систематический свод сословных дворянских привилегий. Принят в период правления Екатерины II . Подтвердил все ранее присвоенные дворянству льготы: исключительное право на владение землей и крепостными, освобождение от обязательной службы,… … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Грамота на права и выгоды городам Российской империи, известная также под названием Жалованная грамота городам 1785 г., законодательный акт, изданный Екатериной II 21 апреля 1785 г. и регламентирующий правовой статус «городских обывателей».… … Википедия

    ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ГОРОДАМ 1785 г - «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», законодательный акт императрицы Екатерины II. Издана одновременно с Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Ж.г.г. регулировала положение отдельных категорий городского населения и работу… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    - (Грамота на права и выгоды городам Российской империи) законодат. акт Екатерины II, изд. 21 апр. одновременно с Жалованной грамотой дворянству 1785. Учреждала новые выборные гор. учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане… … Советская историческая энциклопедия

    Законодательный акт Екатерины II, изданный 21 апреля. Ж. г. г. учреждала новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие… … Большая советская энциклопедия

    1785 года («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») грамота Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы. Этот новый принцип был впервые провозглашен манифестом Петра III в 1762 «О даровании… … Википедия


ВВЕДЕНИЕ. 3

1.МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ… 4

2 ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ… 7

2.2 Жалованная грамота городам 1785 г. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 20


ЕКАТЕРИНА II Великая (1729-96), российская императрица (с 1762). Немецкая принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. С 1744 - в России. С 1745 жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола (1762), опираясь на гвардию (Г.Г. и А.Г. Орловых и др.). Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-69. При ней произошла Крестьянская война 1773-75. Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-74, 1787-91 Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок».


Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако «всевластие закона» на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца «императорским советом». После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.

Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.

Отношение с церковью. В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т.е. осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.

Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.

Уложенная комиссия. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма, как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.

Екатерина II подготовила " Наказ " Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по смягчению крепостного строя. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.

Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с «состоянием умов» в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией. Комитеты же Комиссии продолжили свою работу по взаимному согласованию множества законов, часто противоречивших друг другу.

Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - «пугачевщины». Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.

В 1775 г. Екатерина издала " Учреждение для управления губерний ". Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10 - 15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.

В уезде главным органом управления был " низший земский суд " во главе с капитан-исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.


В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. «Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией - попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.

Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). «Сельское положение» было вполне законченным проектом. Он не противоречил «Наказу». Однако этот проект не был воплощен в жизнь.

Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

А. О личных преимуществах дворян

1-е. Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2-е. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне, да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно:

3-е. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей.

4-е. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно.

5-е. Да не лишится дворянин, или дворянка дворянского достоинства, буде сами себя не лишили оного преступлением, основаниям дворянского достоинства противным.

6-е. Преступления, основания дворянского достоинства разрушающие и противные, суть следующие: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякого рода. 5. Лживые поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал, или научал подобные преступления учинить.

7-е. Но понеже дворянское достоинство не отъемлется, окромя преступления; брак же есть честен и законом божиим установлен, и для того благородная дворянка, вышедши замуж за недворянина, да не лишится своего состояния; но мужу и детям не сообщает она дворянства.

8-е. Без суда да не лишится благородный дворянскаго достоинства.

9-е. Без суда да не лишится благородный чести.

10-е. Без суда да не лишится благородный жизни.

11-е. Без суда да не лишится благородный имения.

12-е. Да не судится благородный, окроме своими равными.

13-е. Дело благородного, впадшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества.

14-е. Всякого рода преступления (благородного), коим десять лет прошло, и чрез таковое время они не сделались гласны, и по оным производства не было: все таковые дела повелеваем отныне предать, если где об них взыскатели, истцы, или доносители явятся, вечному забвению.

15-е. Телесное наказание да не коснется до благородного.

16-е. С дворянами, служащими в нижних чинах наших войск, поступать во всех штрафах так, как по нашим военным правилам поступается с обер-офицерскими чинами.

17-е. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

18-е. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам.

19-е. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав, и выезжать в чужие краи.

20-е. Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российского дворянства независимо есть от безопасности Отечества и престола; и для того во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной.

21-е. Благородный имеет право по призвании своем писаться, как помещиком его поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин.

22-е. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать, или в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагоразсудит. Наследственным же имением да не распоряжает инако, как законами предписано.

23-е. Благородного наследственное имение, в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да не отдасться законному его наследнику, или наследникам.

24-е. Понеже желание и хотение наше было, есть и впредь с помощию божиею непременно будет, чтоб империя Всероссийская управляема была издаваемыми от самодержавия нашей власти узаконениями и постановлениями, для утверждения правосудия, правды и безопасности имения и имущества каждого, находим справедливо снова запретить и строго подтвердить древние о том запрещения: да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благороднаго именно, или оное разорять.

25-е. Правосудие и возмездие за преступление вверены в каждом наместничестве единственно судебным на то установленным местам; они выслушивают жалобы истца и оправдания ответчика и чинят решения по законам, которым всяк, какого бы рода и поколения ни был, повиноватися обязан: и для того, буде благородный имеет законное требование, или кто на благородного, то оное разобрать надлежит в установленных и на то власть имеющих судебных местах предписанным порядком; ибо несправедливо и с общим порядком несходственно бы было, когда бы всяк в собственном своем деле вздумал сделаться судьею.

26-е. Благородным подтверждается право покупать деревни.

27-е. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится.

28-е. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.

29-е. Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмонки, согласно с государственными узаконениями, с ведома генерал-губернаторов и губернских правлений, и с наблюдением, чтоб сроки ярмо-нок в местечках их соображены были со сроками в других окрестных местах.

30-е. Благородным подтверждается право иметь, или строить, или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие.

31-е. Буде кто благородный желает пользоваться городовым правом, да повинуется оному.

32-е. Благородным дозволяется оптом продавать, или из указных гаваней за моря отпускать товар, какой у кого родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь, или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы.

33-е. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28-го июня 1782 года, не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы в полной силе и разуме, как в том указе изъяснено.

34-е. Подтверждается благородным право собственности в лесах, растущих в их дачах, и свободного их употребления в полной силе и разуме, как в милостивом указе 22 сентября 1782 года изображено.

35-е. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

36-е. Благородный самолично изъемлется от личных податей.

Б. О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества

37-е. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве, и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами.

38-е. Дворянство собирается в губернии по позыву и дозволению генерал-губернатора, или губернатора, как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора, или губернатора, всякие три года в зимнее время.

39-е. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии; и для того собранию дворянства всякие три года представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем той губернии.

40-е. По силе 62-й и 211-й статей Учреждений, уездный предводитель дворянства выбирается дворянством того же уезда чрез всякие три года по балам. <...>

47-е. Собранию дворянства дозволяется представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах.

48-е. Подтверждается собранию дворянства дозволение делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений. <...>

64-е. В собрании дворянства быть может дворянин, который вовсе не служил, или, быв на службе, до обер-офицерского чина не дошел (хотя бы обер-офицерский чин ему при отставке и был дан), но с заслуженными сидеть не должен, ни голоса в собрании дворянства иметь не может, ни выбрав быть способен для тех должностей, кои наполняются выбором собрания дворянства.

65-е. Собранию дворянства дозволяется изключать из собрания дворянства дворянина, который опорочен судом, или которого явный и бесчестный порок всем известен, хотя бы и судим еще не был, пока оправдается. <...>

68-е. В дворянскую родословную книгу в наместничестве внести имя и прозвание всякого дворянина, в той губернии имением недвижимым владеющего, и дворянство свое доказательствами утвердить могущего. <...>

2.2 Жалованная грамота городам 1785 г

Подготовка «Жалованной грамоты городам» (полное название «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») началась в 1780 г. При ее подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, шведский Цеховой устав и положение о маклере, прусский Ремесленный устав, законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.

Грамота закрепляла единый сословный статус населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией (с особой системой административного управления и видами занятий населения).

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывалось на трудолюбии и добронравии, являлось наследственной и связана с пользой приносимой мещанством отечеству. Принадлежность к мещанскому сословию не было естественным явлением, как например дворянство. Лишение мещанских прав и привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянства, в жалованной грамоте приводился полный список подобных деяний (например, за совершение некоторых уголовно наказуемых деяний).

Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на 6 категорий:

- «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость:

Записанные в гильдии купцы (1 гильдия – с капиталом от 50 тыс. руб.; 2 гильдия – от 5 до 10 тыс. руб.; 3 гильдия – от 1 до 5 тыс. руб.);

Состоящие в цехах ремесленники;

Иностранные и иногородние купцы;

Иногородние и иностранные купцы;

Именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 тыс. руб., оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

Прочее посадское население.

Купцы 1 и 2 гильдии пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями.

От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

За городскими жителями, как и за дворянами, признавалось право корпоративной организации. Граждане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось:

имущественным цензом – уплата годового налога не менее 50 рублей;

возрастным цензом – не моложе 25 лет.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали по одному представителю от каждой категории. Представительствовал городской голова.

В компетенцию городской думы входило:

Обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния;

Разрешение внутрисословных споров;

Наблюдение за городским строительством.

Судебные дела не входили в ведение городской думы, их решали судебные органы.


а) судебная реформа 1775 года

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей)

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). 6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством.

б) жалованная грамота дворянству

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») 1785г.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Дворяне создавали общество или Собрание, наделенное правами юридического лица, из числа уездных предводителей дворянства. Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Существовало около 20 правовых оснований для причисления к дворянству. «Жалованная грамота» сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода.


1. Арсланов Рафаэль Амирович, Мосейкина Марина Николаевна. Лекции по истории отечества. – О.:, 2008

2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. – М.:, 2006

3. Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая», - М.: «Панорама», 1999

4. Брикнер А. «История Екатерины Второй», - М.: «Современник», 1991

5. Павленко Н. И. «Екатерина Великая», – М.: «Молодая гвардия», 1999

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский государственный университет

Курсовая работа

Жалованная грамота дворянству

студента Ершова А.С.

Научный руководитель:

Гаряева Т.В.


Введение

1.1 История создания

1.2 Идеология Грамоты

1.3 Язык документа

2.1 Структура

Заключение

Список литературы


Введение

В силу широкой информативности и большой познавательной ценности история закона способствует формированию в общественном сознании правовой культуры. Гражданин в процессе ознакомления с истоками законодательства понимает, и как следствие, начинает уважать правовые нормы. Кроме того, будущему юристу, необходимы те поисковые, аналитические знания, умения и навыки, которые вырабатываются при работе с источниками права.

В период «Дворцовых переворотов» одним из основных направлений реформ было сословное законодательства, особенно в отношении дворянства, которое добилось от абсолютной монархии объединения всех достижений в одном документе.

Поэтому, для работы выбрана тема «Жалованная грамота дворянству». В настоящее время имеется большое количество литературы о процессе развития прав дворян, но в ней названный документ рассматривается только как результат борьбы. В настоящей работе будет проанализирован законодательный материал самой Грамоты в связи с историей государства.

Для исследования ставились следующие задачи:

Изучить литературу по данному вопросу;

Дать общую характеристику документа;

Рассмотреть нормативную часть документа по существу.

Работа состоит из двух глав. В первой главе определены история создания, идеология и язык Грамоты, а во второй – структура документа, личные и корпоративные права дворян.

В заключении сделан вывод о том, что естественным следствием благородства должно было быть снятие с дворянства всего того, что равняло его с другими сословиями. Екатерина II поняла это и потому развила в Грамоте целую систему норм о личных и корпоративных правах и привилегиях, ликвидировав при этом «пробелы в юридической технике» по практической реализации жалованных прав, чем обеспечила существование документа до 1917г.

В процессе исследования применялся конкретно-исторический подход, с помощью которого рассматривались базовые государственно-правовые явления, в части сословного законодательства. Сравнительный метод и системный анализ применялись при выявлении общих закономерностей и совпадающих признаков в состоянии объекта.

В работе использовались исследования А.Б. Каменского, который в монографии «От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа» дает сравнительную характеристику Жалованных грамот дворянству и городам. В работе «История русского права» А.Н. Филиппов подробно анализирует законодательный материал документа. При изучении отдельных статей использовались труды М.Ф. Владимирского-Буданова, С.В. Юшкого, О.И. Чистякова, а также Полное собрание законов Российской Империи с 1649г и Законодательство периода расцвета абсолютизма.


Глава I. Общая характеристика Грамоты

1.1 История создания

Екатерина II получила в наследство от своего поверженного супруга не только весьма нестабильное положение на престоле, но и документ, который требовал большой политической осмотрительности. С одной стороны, сохранялась давно назревшая потребность нового позитивного оформления отношений власти и дворянства. Документ, подписанный Петром Ш, содержал совершенно определенную терминологию, и поэтому господствующий класс справедливо ожидал конфирмации не новых прав и привилегий, а именно «свободы». С другой стороны, Екатерина как правитель талантливый и дальновидный интуитивно чувствовала, что необходимо, мягко обойдя понятие «вольность», выстроить новые отношения с политической элитой дворянства, не охлаждая, а, напротив, усиливая ее рвение к «служению монарху и Отечеству». Кроме того, с точки зрения конкретного законодательного обеспечения реализации дарованной дворянству привилегии это был скорее предварительный проект, чем продуманный документ, на основании которого можно было изменить порядок государственной службы целого сословия .

Манифест от 28 июля 1762 г. «О вступлении на престол императрицы Екатерины II» содержал типовую форму «клятвенного обещания», в соответствии с которым все подданные торжественно присягали «верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться», «поступать», как положено «доброму и верному Ее Императорского Величества рабу» . О дарованной дворянству свободе в законодательстве первых месяцев нового правления вообще не упоминалось.

Пауза с подтверждением Манифеста о вольности дворянства явно затягивалась. Осенью 1762 г. Екатерина писала Н.И. Панину: «Я запамятовала давеча Вам сказать, что не много роптания меж дворянства о неконфирмации их вольности и надлежит о том не позабыть приступ сделать» . Наконец, в феврале 1763 г. вышел именной указ «О рассмотрении акта, которым Император Петр III дал вольность благородному российскому дворянству, и о приведении его содержания в лучшее совершенство». С этой целью была создана Комиссия, деятельность которой регламентировалась не четкими указаниями императрицы, а общими приоритетами новой власти. В указе речь шла не о «вольности», а о «залоге монаршего благоволения», что, по всей видимости, рассматривалось престолом как ценность более высокая, чем свобода от службы. Содержание Манифеста следовало «привести в лучшее совершенство» «на основе разумной политики». Иначе говоря. Комиссия должна была не столько разрабатывать «права свободы дворянской», сколько усилить статьи, «которые бы наивящше поощряли честолгсн. бие к пользе и службе нашей и нашего любезного Отечества» .

При работе Комиссии вопрос о привилегиях дворянства поднимался на 14 заседаниях и получил свое концептуальное оформление в проектах канцлера М.И. Воронцова и руководителя Комиссии А.П. Бестужева-Рюмина, комментариях Н.И. Панина и других придворных, а также в окончательном докладе, представленном императрице в апреле 1763 г. как проект «Права дворянского» . Проведя сравнительный анализ двух проектов, замечаний Панина и текста «Права дворянского» Каменский пришел к выводу, что в докладе «заметно стремление создать две самостоятельные социальные иерархии, отделить социальный статус от чина в системе государственной службы». В то же время автор отмечает неготовность Комиссии «решать фундаментальную проблему природы дворянства и его обществе, в то время как права дворянства в плоскости его отношений с государством интересовали придворных меньше .

Протоколы заседаний Комиссии, которая работала на протяжении двух месяцев, а также подготовленный для представления императрице «Доклад о проекте Права дворянского» свидетельствуют о высокой степени зависимости сознания политической элиты от официальной идеологии. Подискутировав о привилегиях родовой и титулованной знати, о соотношении чинов и статуса высшего сословия, придворные пришли к выводу, что достоинство дворянства определяется исключительно его заслугами перед престолом. Авторы проекта воспроизвели основные идеи Манифеста о вольности, касающиеся прежде всего условий ее ограничения: «закон, по которому каждый дворянин служит и не служит не беспредельно, но должен будет знать время и обстоятельства, в которых он может сим пожалованным правом пользоваться». Участники Комиссии абсолютно верно уловили основной пафос Манифеста, стимулирующий в сознании дворянина «побуждение к службе Е.И.В., основанное на прямом честолюбии». Главные усилия придворных законодателей были направлены на правильное понимание ожиданий и предпочтений императрицы. В конечном итоге они пришли к выводу, что любой представитель благородного сословия обязан «делать пользу государю и Отечеству» либо в качестве чиновника и офицера, либо «земледелием и экономиею своею» . «По таковым резонам собрание рассуждает, - говорилось в проекте, - что всемилостивейше подтвержденная свобода служить и не служить дворянину будет полезна Е.И.В., Отечеству и самим дворянам. Но дабы служба Е.И.В. не I ослабела, то статья вторая и третья... будут побуждающие к службе». Завершив работу над проектом, Комиссия ждала конкретных инструкций Екатерины, поскольку «законы следствием должны быть тех прав, которыми Е.В. угодно будет пожаловать российское дворянство; не знаючи же точно самых прав, ничего за подлинно не могут принять и за основание к сочинению законов» .

Проект «Права дворянского» Екатерина собственноручно скопировала, сделала замечания на полях и вернула его составителям через полгода. Однако высочайшие указания показались членам Комиссии слишком общими, и они так и не приступили к написанию окончательного текста. Комиссия прекратила свою работу, а императрице пришлось самой приступить к законодательному оформлению сословного статуса дворянства и политики абсолютизма в отношении господствующего класса.

Манифест о вольности не был ни отменен, ни конфирмован, хотя некоторые его положения реализовались в практике Сената и делопроизводстве Герольдмейстерской конторы. «Вопрос о привилегиях дворянства (их расширении и окончательном законодательном оформлении),оставался открытым: Его обсуждение было продолжено сначала в созданной в декабре 1763 г. Комиссии о коммерции, затем в Уложенной комиссии и, наконец, спустя двадцать три года, в 1785 г. завершилось изданием Жалованной грамоты дворянству.

1.2 Идеология Грамоты

Дарованная дворянству свобода от обязательного характера государственной службы, провозглашенная в Манифесте и подтвержденная в Жалованной грамоте, на деле не приветствовалась властью, что проявлялось и в целенаправленном ограничении возможностей получить отставку, и в явном идеологическом порицании отстранения от дел, которое «не приносит ни частной, ни общественной пользы, но только умножает число праздношатающихся тунеядцев» . Наиболее приемлемым аргументом ухода со службы официально признавалась временная отставка «для обучения наукам» или по причине тяжелой болезни . Однако отстранение дворянина от дел под предлогом недугов вызывало все большее недоверие, поскольку среди вышедших в отставку могли оказаться и ловкие карьеристы, стремящиеся, «не служа, чины получать».

Однако в рассматриваемом документе речь шла не только о правах и вольностях дворян, но и об их главной привилегии - ревностно служить императору и Отечеству. Иначе говоря, служащий дворянин находился под особым покровительством власти. Помещик, домогающийся отставки, чиновник или военный, посмевший неоднократно воспользоваться вольностью дворянства, недоросль, вообще не собирающийся служить, не могли рассчитывать на благосклонность престола. Не случайно, сведения, подтверждающие дворянство, должны были включать «родословие, в котором по крайней мере фамилия была доведена до деда, с прописанием службы каждого предка... имел ли кто какие жалованные грамоты от государей, с которых и копии с засвидетельствованием прилагать» .

Таким образом, дворянское достоинство напрямую связывалось с чинами и царской милостью. Власть стремилась всячески усиливать и поддерживать сословный гонор, основанный на привилегии «знатной службы». Ведущим критерием внутрисословной дифференциации дворянства была позиция, занимаемая группой в системе власти абсолютной монархии. Политический вес того или иного слоя в среде господствующего класса зависел от степени причастности к императорскому окружению. Не сложная система иерархической зависимости, а государево расположение объединяло прямых подданных императора. Отсутствие сложной иерархической структуры российского господствующего класса и усиливающийся авторитет власти порождали в сознании каждого дворянина ощущение личной зависимости от монарха. Корпоративная гордость благородного сословия состояла в близости к трону и приобщении к верховной власти через государственную службу.

Высокий социальный престиж государственной службы поддерживался через доминирующую ценность статуса и должности в сознании дворянства. Дарованный императорской властью чин, потеснив родовое достоинство, выступал главным показателем сословной иерархии, задавал основные критерии отношения к человеку в обществе и оказывал определяющее влияние на систему самооценки личности. От положения на чиновной лестнице зависел весь образ жизни дворянина и его семьи. Количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место во время службы в церкви - все определялось бюрократическим статусом и милостью императрицы.

Целенаправленные исследования собственно нормативной части грамоты и практики службы высшего сословия после опубликования документа привели многих специалистов к неожиданному, на первый взгляд, выводу о готовности дворянства в большинстве своем оставаться на службе как после Манифеста Петра III, так и после опубликования грамоты 1785г. Более того, признавая отсутствие стремительного роста числа отставок после издания названных документов, специалисты отмечают при этом одобрительную и порой восторженную реакцию дворянства на пожалованные вольности. Многие представители дворянства праздновали обнародование грамоты, хотя не имели намерений использовать все права, дарованные им.

Императрица понимала, что преимущества уже «прочно вошели в практику дворянской службы и стал неотъемлемой частью сословной психологии дворянства». Еще после февраля 1762 г. дворяне аргументировали свои прошения об отставках не столько такими обстоятельствами, как старость или болезнь, сколько своим законным правом покинуть службу. Этот факт, однако, не свидетельствует о том, что государственная служба утратила привлекательность в глазах высшего сословия. Собственно и материал, приведенный в исследованиях Филиппова, подтверждает готовность дворянства по тем или иным причинам продолжать борьбу за чины, установленные подтвержденным в 1785 г Табелем о рангах, несмотря на открывшуюся возможность стать свободным помещиком .

Самодержавие всячески поддерживало стремление дворянина «придать большую знать своей карьере» и поощряло «честолюбие к пользе службы и прибытка империи Ее Императорского Величества» . Приверженность дворянства «богоугодному и достопохвальному» делу государственной службы стимулировалась и реальными материальными благами. Однако ценность наград измерялась не столько их номинальной стоимостью, сколько степенью престижности. Своеручно врученная табакерка с портретом императрицы могла для сановника значить больше, чем пожалование деревни.

Власть умело сочетала все перечисленные рычаги воздействия на сознание подданного - за «ревностным исполнением долга» следовало повышение в чине, ранг подкреплялся щедрым пожалованием, а высочайшее расположение материализовывалось в деревнях, должностях и лентах. Механизм подобной социальной регуляции призван был функционировать безотказно, поскольку он не только апеллировал к стремлению обладать престижной мерой богатства, но и порождал у дворянина высокую самооценку, горделивое чувство причастности к власти, господствующему классу, сильному государству.

Терминологические сопоставления документов дворянского законодательства обнаруживают поразительную стабильность идеологической составляющей политики власти в отношении господствующего класса. Спустя более 20 лет после отмены обязательного характера службы и более 60 лет после провозглашения Табели о рангах основные положения этого знаменитого Петровского документа продолжали оставаться главным принципом структурирования высшего сословия. В «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г. также был сформулирован приоритет последовательного прохождения всех рангов на основе личной выслуги: «Российское дворянство, входя в службу военную или гражданскую, проходит все степени чиноначалия и от юности своей в нижних узнает основание службы» . Как и во времена правления Петра I, единственным показателем знатности в Жалованной грамоте признавалась служба государю: «Достигаютже до вышних степеней те российского дворянства знаменитые особы, кои отличаются... службою» . И точно так же монаршая милость оставалась главным источником родового достоинства: «Обыкла Россия исстари видеть службы, верность, усердие... Сему свидетельства подлинные находятся в древнейших поколениях родов нашего подданного российского дворянства» . В Жалованной грамоте подтверждались привилегии, дарованные Манифестом о вольности 1762 г., однако при более внимательном прочтении обнаруживалось, что по-прежнему главной привилегией дворянства оставалась привилегия служить государю. Возможность отставки не исключалась, но оговаривалась целым ря-дом условий и, в конечном итоге, ставилась в прямую зависимость от воли императора: «Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службу продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам... Но как благородное дворянское название и достоинство... приобретается службою... для того во всякое российскому самодержавию нужное время... всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной» .

Таким образом, сущность «Грамоты на права, вольности и привилегии дворянству» заключается в призванным не столько провозгласить новые и подтвердить старые привилегии высшего сословия, сколько усилить воздействие на мотивацию его представителей в нужном для абсолютизма направлении. Все перечисленные инструкции должны были в конечном итоге повысить престиж образования, усилить авторитет чинов и обострить конкурентную борьбу за них в среде дворянства.

Вцелом по своему пафосу Грамота выдержана в стилистике идеологии абсолютистского государства, продолжающего видеть в господствующем классе не только привилегированное, но и «служилое» сословие. При этом главная идея документа, согласно которой все благородные российские дворяне «на вечные времена» преимуществами пользоваться будут, еще более усложняла смысл государственной службы, которая и ранее трактовалась одновременно и как почетное право, и как неукоснительная обязанность.

1.3 Язык документа

Исследователи отмечают, что для законодательной терминологии XVIII века не характерно название документов «грамотами». И не случайно в историографической традиции она стала «жалованной грамотой», т.к. речь шла именно о пожаловании высочайшей властью прав и выгод, которые были не естественным имманентным свойством, а именно жаловались сословию волею Екатерины II. В самом источнике данная особенность проявлялась в следующих словах: «…по благорассуждению и изволению нашему императорскому повелеваем, объявляем, постановляем и утверждаем в память родов для пользы российского дворянства службы нашей и Империи следующие статьи на вечные времена и непоколебимо» .

Екатерина II хорошо изучила русскую историю и косвенно, через семантику слов, указала на вассально-сюзеренные отношения между престолом и сословием дворян. И не случайно, по мнению Каменского, обычная формула «Ее Императорское Величество» была в тексте грамоты заменена формулой на просто «Императорское Величество» . Чистяков отмечает, что грамота, как источник права- это законы, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия, чем она отличалась от манифеста, в котором тоже был законом, но объявлял в особо важных случаях волю императора в форме обращения к отдельным группам населения .

Исследователи данного вопроса указывают на стабильность юридического языка Екатерины II, при этом она первая начала использовать в своих работах понятие «собственность». Например в ст.33 Грамоты читаем: «…подтверждается благородным право собственности…» . До нее терминология законов не отличалась определенностью и устойчивостью, что являлось следствием эпохи реформ, когда в законодательной практике однородные по содержанию и форме нормативные акты «являлись под разными наименованиями», и наоборот-похожие по содержанию, назывались одинаково.

В целом, анализ терминологии и политической символики документа указывает на ее преемственность от предыдущего сословного законодательства, начиная с обращением к дворянству как «благородному» и заканчивая цитированием указов.


Глава II. Юридическая характеристика Грамоты

2.1 Структура

Жалованная грамота начинается с вводной преамбулы, в которой в стилистике идеологии абсолютистского государства после перечисления всех подвигов дворянства заключается: «…достойно находим простерти наше попечение к нашему вернолюбезному подданному российскому дворянству, имея в памяти вышесказанные заслуги, ревность, усердие и непоколебимую верность…следующие статьи…» .

Глава «Б» -«О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества» (ст.37-71) – утверждала создание дворянских обществ, регламентировала создание и деятельность их выборных органов и другие корпоративные преимущества, которые мы рассмотрим в п.2.3.

Глава «В» - «Наставление для сочинения и продолжения дворянской родословной книги в наместничестве»(ст. 72-90) – подробно разъясняла порядок составления дворянских списков в губерниях, ведение и состав родословных книг.

В главе «Г» - «Доказательства благородства »(ст.91-92) – перечислялись «допустимые» доказательства дворянского происхождения. Последние две главы мы рассмотрим в рамках п.2.3.

Кроме названного, в Грамоте содержится ряд законодательных актов о дворянстве принятых до 1785г. Так, в рассматриваемом документе цитируются Именной указ от 16 января 1721г.(ст.78), Табель о рангах (ст.79 и др.),а в статье 92 полностью – Указ Федора Алексеевича об отмене местничества от 1682г .

Структура статей усложнена наличием толкований, разъяснений, примечаний и постановлений. Исследователи объясняют это стремлением законодателя избежать ошибок Манифеста Петра III, в котором отсутствовала необходимое конкретное юридическое обеспечение возможности реализации дарованных прав .

2.2 О личных преимуществах дворян

Естественным следствием благородства должно быть снятие с дворянства всего того, что равняло его с другими. Екатерина II поняла это и потому развила в Грамоте (гл. «А») целую систему норм о личных правах и привилегиях.

В статье 1 заслуги предков перед государством в древности рассматриваются в качестве важнейшего критерия принадлежности к дворянству: «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное».

В статьях со 2 - 5 речь идет о потомственных дворянах. Личное дворянство вообще не упоминается: «…благородное дворянское достоинство не отъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам…». Дворянин сообщает дворянское достоинство жене и детям. Кроме того, «Да не лишится дворянин или дворянка дворянскаго достоинства, буде сами себя не лишили онаго преступлением, основаниям дворянского достоинства противным».

В статье 6 приводится недостаточно четкий и крайне приблизительный перечень преступлений, который открывал возможность для различных толкований при применении закона. Особенно неопределенными были такие деяния, как воровство всякого рода, лживые поступки.

В статье 7 подчеркивается неравноправие женщины и мужчины. Дворянка лишена права сообщать дворянство не только мужу, но и детям.

Чем больше привилегий получали дворяне, тем более развивался у них взгляд на себя как на сословие благородное, которое не должно приравниваться к другим, тяглым сословиям . Стремясь обеспечить защиту своего дворянского достоинства и чести, дворяне усилили борьбу за свои личные права и свободы.

Особенно сильно было недовольство дворян тем, что их могли подвергать позорящим наказаниям и пыткам . При Петре I установилось правило, согласно которому шельмование и публичное на площади наказание дворянина влекло за собой лишение его всех титулов и рангов. Если дворянин был обнажен публично и подвергнут телесному наказанию или если его подвергли пытке, имея на это достаточные основания, то он уже не мог оставаться дворянином. Однако тогда не было установлено, что дворянин подлежал лишению прав состояния только по суду . В Жалованной грамоте впервые учитываются все требования дворян и четко формулируется в статьях 8 - 11, что без суда «да не лишится» благородной дворянскаго достоинства, чести, жизни и имения.

Статья 12 закрепляет столь важное для дворян право быть судимыми только себе равными. В дореволюционной литературе отмечается, что суд равных для дворян существовал только на бумаге. Никаких изменений в судоустройстве не последовало. Что же касается уездного суда и верхнего земского суда, то они и раньше состояли из выборных дворян. В вышестоящих судах (судебных палатах) заседали назначаемые коронные чиновники, т. е. те же дворяне, только не обязательно «свои», выборные от той местности, где проживал подсудимый-дворянин.

Важная привилегия дворян в отношении правосудия закрепляется в статье 13. Для феодального суда не существовало равенства всех перед законом, дворян судили в особом порядке . Приговор суда по делу любого дворянина обязательно подлежал рассмотрению в Сенате, причем приговор обвинительный вступал в законную силу только после его утверждения императрицей, которая могла освободить дворянина от наказания независимо от тяжести совершенного им преступления. В Грамоте читаем: «Дело благороднаго, впадшаго в уголовное преступление и по законам достойнаго лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества».

В статье 14 впервые вводится институт давности. Подобная норма общей части уголовного права устанавливалась только для дворян (как своеобразная привилегия). На другие сословия она не распространялась. Характерно, что срок давности не увязывается с тяжестью совершенных деяний - он одинаков как для малозначительных, так и для тягчайших преступлений.

Жалованная грамота, освободив дворян от телесных наказаний, впервые в российском законодательстве установила важнейшую их привилегию. В статье 15 речь идет не только о назначении наказания за совершенные преступления, но также о применении мер телесного воздействия за проступки (особенно широко они применялись в отношении военнослужащих). Кроме того, дворяне освобождались от применения к ним пытки. При Елизавете Петровне и до нее дворян пытали, как правило, тайно. При Екатерине II пытка в отношении дворян сохранялась по политическим преступлениям .

По смыслу статьи, суд не мог применить телесное наказание к дворянину, совершившему преступление . Однако если за совершенное деяние дворянин лишался дворянского звания, то суд не был связан выбором меры наказания. Эту привилегию отменил Павел I, предписав применять к дворянам телесные наказания.

Статья 16 предусматривает освобождение от телесных наказаний дворян, служащих нижними чинами в армии. К ним этот вид наказаний применялся очень часто, в то время как офицерский состав подобному наказанию не подлежал.

Как уже отмечалось, официальное подтверждение основных положений Манифеста 18 февраля 1762 г. последовало только 21 апреля 1785 г. В статье 17 провозглашается, что вольность и свобода дворянства подтверждаются на вечные времена. Вряд ли сама Екатерина II верила в это, но она любила демагогию и высокопарные декларации. Павел I, соразмеряя законодательство с жизнью, фактически отменил некоторые свободы и вольности дворянства, ограничил их свободу в отношении военной службы . Соответствующие положения Жалованной грамоты не соблюдались.

В статье 18 предусматривается право дворянина продолжать службу либо просить отставку. Не вполне ясно, мог ли дворянин, получивший это звание от своих предков, вообще не начинать службу . Из смысла статьи следует, что дворянство не освобождалось от обязанности начинать государственную службу. Однако независимо от выслуженного срока дворянин мог прекратить ее, попросив отставку.

Статья 19 подтверждает старинное право феодалов служить любому сюзерену.

Из смысла статьи статьи 20 вытекает, что дворяне должны нести государственную службу до момента отставки. Требование не щадить сил и жизни по призыву самодержавия предусматривало использование на военной и другой государственной службе тех дворян, которые могли принести пользу своими знаниями и опытом, а не тех, которые вообще никогда и нигде не служили. Специально подчеркивается, что дворянские звания всегда приобретались добросовестной службой.

В статьях 21-23 речь идет о праве дворян распоряжаться своими имениями и порядке их наследования. Этим правом дворяне пользовались давно, грамота лишь подтверждает его.

Смысл статьи 24, имеющей в значительной степени демагогический характер, не совсем ясен. Не понятно, от чьих конкретно посягательств предусматривается защита дворянских имений: «да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благороднаго имение или оное разорять». Главная опасность для дворянских имений всегда исходила от монархов, которые изымали их в пользу государства за плохое несение военной и другой государственной службы, а также за различные злоупотребления по службе . Особенно часто применял подобные меры Петр I. Статью можно понять таким образом, что впредь самодержавная власть не будет отнимать имения у дворян, если о том не последует решение суда. Однако абсолютных монархов не могли связывать требования законов. Следовательно, содержавшиеся в статье правовые нормы не имели практического значения.

Статья 25 провозглашает буржуазный принцип, согласно которому только суд может совершенное деяние признать преступлением. Однако этот принцип действовал только в отношении дворян.

В статьях 26-32 впервые помещикам-дворянам предоставляются широкие возможности по приобретению определенного имущества, участию в некоторых видах производства, а также в торговле. Грамота закрепляет то, что давно уже сложилось фактически. Дворяне-помещики имели свои мануфактуры, фабрики и заводы в сельской местности, где выпускалась определенная продукция, которую необходимо было реализовывать на рынках. Дворянские имения все более втягивались в товарно-денежные отношения.

Екатерина II считала занятие торговлей недопустимым и бесславным делом, не совместимым с достоинством благородного дворянина. Раньше, когда дворяне-помещики были заняты службой, подобное занятие и звание дворянина действительно взаимоисключались. Все более активно участвуя в хозяйственной деятельности, дворяне неизбежно вовлекались в товарно-денежные отношения, и самодержавие было вынуждено предоставить им определенные права, связанные с этой хозяйственной деятельностью.

Петр I ограничил право помещиков-дворян на недра в их имениях. С ведома Берг-коллегии производить разработку полезных ископаемых могли и другие лица. Фактически недра земли помещичьей оказались под контролем государства. Екатерина II в отменила эти ограничения в манифесте от 28 июня 1782 г., указав, что право собственности распространяется на все произведения земли как на поверхности, так и в ее недрах. Каждый собственник мог добывать в своих землях металлы и минералы и обрабатывать их. Жалованная грамота закрепляет это право дворян в ст. 33.

Также Петр I ввел существенные ограничения прав владельцев на леса, растущие на их землях, разрешив для государственных нужд рубить во всех лесах всякое дерево, не платя за то ничего владельцу леса. Некоторые леса и породы деревьев объявлялись заповедными. Только для нужд государства могли использоваться определенные породы деревьев . Екатерина II указом от 22 сентября 1782 г. отменила прежние ограничения, предписав предоставить в полную собственность владельцев имений все леса, растущие в дачах помещиков, хотя бы они были до сего времени объявлены заповедными. Жалованная грамота подтверждает это право в ст. 34.

Статьи 35-36 закрепляют освобождение дворян от податей и повинностей, связанных с военными и другими постоями в жилых домах. Этими привилегиями дворяне фактически пользовались и ранее, но в грамоте они были более конкретно сформулированы: «по деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя» и «благородный самолично изъемлется от личных податей».

В итоге, если вольность и свобода по Манифесту 1762 г. Понимались как право не служить, то по Жалованной грамоте 1785г., она выражалась в общей привилегированности, слагавшейся в сословную изъятость дворянства от действия общих законов, в том числе и уголовных.

2.3 Корпоративные права дворян

Естественно, что только с освобождением дворян от обязательной службы вопрос о его местном самоуправлении мог быть поставлен и разрешен законодательством. Этим и занялась Императрица Екатерина Великая в главах «Б», «В» и «Г».

В статьях 37-56 предоставляются большие права дворянским собраниям и одновременно на местных должностных лиц (губернаторов, генерал-губернаторов, государевых наместников) возлагается тщательный контроль за их деятельностью.

Екатерина II, опираясь на лично преданных ей наместников из числа высших сановников, проводила в жизнь идею децентрализации государственного управления. Павел I стремился к централизации управления - он упразднил институт наместников и предпринимал меры по ограничению прав местных дворянских корпораций, предоставленных им грамотой. В документе читаем: «Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами» . Дворянство собирается в губернии по «позыву и дозволению» генерала-губернатора или губернатора как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора или губернатора, каждые три года в зимнее время.

Собранию дворянства в наместничестве дозволялось избрать губернского предводителя и для этого «…всякие три года представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и, которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем дворянства той губернии».

Уездный предводитель дворянства выбирался дворянством того уезда чрез каждые три года по балам.

В Верхний земский суд было необходимо выбрать десять заседателей и двух заседателей совестного суда дворянством тех уездов, «кои составляют подсудное ведомство того верхнего земского суда чрез всякие три года и представляются от онаго правителю или губернатору, когда генерала-губернатора на месте нет; и буде за ними нет явнаго порока, то государев наместник или в небытность его правитель наместничества подтверждает дворянской выбор».

Десять заседателей (верхнего земского суда и заседатели совестного суда, уездного суда и нижнего земского суда) выбираются чрез каждые три года дворянством тех уездов, «кои составляют подсудное ведомство…» того суда, из дворян на месте живущих, или на тех, кои в дворянском списке той губернии написаны.

Уездный или окружной судья и земский исправник или капитан выбираются дворянством через три года и представляются от него правителю; «… и буде за ними нет явного порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор». Заседатели уездного суда и дворянские заседатели нижнего земского суда выбираются дворянством через три года и представляются правителю; «…и буде за ними нет явнаго порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор».

Собранию дворянства дозволялось представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах, делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений.

Собранию дворянства в каждом наместничестве разрешалось в губернском городе иметь дом для собраний а также свои архив, печать, казну, собственного секретаря и стряпчего.

Провозглашалось: «Да не взыщется на дворянстве вообще личное преступление дворянина».

В Статье 57 содержится важная гарантия, которую не могли иметь собрания других сословий: «Собрание дворянства ни в каком случае не подлежит страже». В конце XVIII в. самодержавие доверяло дворянству, считая его своей прочной опорой .

В статьях 58-61 устанавливается порядок рассмотрения в верхних земских судах апелляций на уездные суды, дворянские опеки, нижние земские суды. Предусматривается порядок организации и деятельности опек для дворянских вдов и малолетних. В формировании этих учреждений также принимали участие дворянские собрания.

Статьи 62-64 содержат явное ограничение прав малоимущего дворянства, а также дворян, которые никогда не служили либо служба которых не была достаточно успешной: «Собранию дворянства запрещается избирать для тех должностей, кои по силе учреждений выбором наполняются, дворянина, которого доход с деревень ниже ста рублей составляет, и которой моложе двадцати пяти лет» который сам не владеет деревней (ему разрешалось присутствовать, но голоса не давали).

Из статьи 65 не совсем ясно, необходимо ли для исключения из дворянского собрания привлечение дворянина к суду. Возможно, что достаточно дурной славы среди соседей.

Статьи 66-71 регламентируют порядок составления дворянских родословных книг. Законодатель связывает с этим приобретение дворянских привилегий.

В статьях 72-92 подробно регламентируется порядок оформления дворянских родословных книг на местах. Для включения в эти книги, записи в которых являлись юридическим основанием признания действительности дворянского звания, требовались доказательства - примерный перечень их приводится в соответствующих статьях. В ст. 92 цитируется предшествующее законодательство о служилых людях, в частности Указ об отмене местничества 1682 года.

Таким образом, можно заключить, что в Грамоте(гл. «Б») дворянство каждой губернии окончательно признано юридическим лицом – «местным обществом»(ст.37). В качестве такового оно формирует органы управления, создает «складочный» капитал, имеет свою печать, представительство в суде и другие необходимые права. Более того, оно является «закрытым» в отношении членства в нем, так в главах «В» и «Г» законодателем установлены жесткие ограничения на вступление в корпорацию благородных.


Заключение

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства сводил в стройную систему все привилегии дворянства, данные ему до того времени и закреплявшие его господствующее положение в политике и хозяйстве.

В соответствии с ней дворянству предоставлялись особые существенные льготы в сравнении с другими сословиями - свобода от обязательной службы, уплаты податей, право на владение крепостными крестьянами и земельными недрами в пределах своих владений. Дворяне могли организовывать мануфактуры, заниматься промышленным производством и торговлей, освобождались от постоя войск.

Впервые предоставлялось право организации дворянских собраний в наместничествах, губерниях и уездах. Главным смыслом их деятельности было закрепление и отстаивание дворянских привилегий на местном уровне, решение возникающих споров и т. п. Выборность в состав руководящих структур дворянских собраний была ограничена для избираемых возрастом (не младше 25 лет) и состоянием (доход с деревень не мог быть ниже 100 руб.).


Список литературы

1. Белявский М.Т. Дворянская империя XVIII в. Основные законодательные акты. Сборник документов. М.,1960.

2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.1995.

3. Исаев М.А. История государства и права России. М.,1999.

4. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в./Под ред. Академика Б.А. Рыбакова.М.,1983.

5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа. М., 2001.

6. Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762 – 1855гг.СПб.1906.

7. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.

8.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Минск,2006.

9.Носов Б.В. О праве распоряжения феодальной земельной собственностью в XVIII в. М.1983.

10. Полное собрание законов Российской Империи с 1649г: в 45т.,//Отпечатано в Типографии II Отделения Собственного Его Величества Канцелярии, СПб.,1830.

11. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от нач. XVIII в до отмены крепостного права.СПб.,1879.

12. Российское законодательство X-XXвв.: Текст и комментарии, в 9т./ Под общей ред. О.И. Чистякова. Т.V: Законодательство периода расцвета абсолютизма./ Отв. ред. Е.И. Индова. М., 1987.

13. Сергеевич В.А. Лекции, исследования по истории русского права. М.,1883.

14. Стешко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. в 2 т:Т.I.М.2003.

15. Троицкий С.М. Россия в XVIII в.М.,2002.

16. Филиппов А.Н. История русского права. Конспект лекций для слушателей автора: в IIч., ЧI.,выпуск I. Типография Общества распространения полезных книг.,М.,1905.

17. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права: в IIч., ЧI., издание 5., печатано в типографии К. Маттисена.,Юрьев,1914.

18. Хавский П.В. Собрание законодательства о российских дворянах или Жалованная грамота благородному дворянству со включением законов предшествующих и последующих с 1762 по 1823. СПб.,1996.

19. Чистяков О.И. Отечественное законодательство XI-XXвв.:II ч.,ЧI.,М.1983.

20. Чистяков О.И., Мартысевич И.Д. История государства и права СССР. Ч.I.,М.,1985.

21. Черепнин Л.В. Основные этапы развития феодализма в России.М.,1998.

22. Энциклопедия по Отечественной истории России с древнейших времен до 1917. Т II. М.,1996.

ПСЗ,Т XVI,№17073. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.1995.С.557.

Романович-Славатинский А. Дворянство в России от нач. XVIII в до отмены крепостного права.СПб.,1879.С.213.

Троицкий С.М. Россия в XVIII в.М.,2002.С.145.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Минск,2006.С.269-270.

Носов Б.В. О праве распоряжения феодальной земельной собственностью в XVIII в. М.1983. С.41.

Хавский П.В. Собрание законодательства о российских дворянах или Жалованная грамота благородному дворянству со включением законов предшествующих и последующих с 1762 по 1823. СПб.,1996.С.132.

Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762 – 1855гг.СПб.1906.С.86.



Просмотров