Землеустройство. виды землеустройства. Виды землеустройства

Землеустройство - это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство - это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые . К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная . Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство - это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства - это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство - весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры - далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Заключение

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство - это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.

Среди богатств, которыми владеет и распоряжается человек, ключевую роль играет земля. От того, насколько люди бережно к ней относятся, рационально ее используют, обеспечивают ее защиту, во многом зависит благосостояние населения.

Земельные ресурсы и землеустройство

Важнейшее значение в решении вопросов, касающихся рационального использования природных ресурсов, принадлежит законодательству. В различных нормативных актах используется понятие землеустройства. Оно предполагает мероприятия по исследованию состояния природных богатств, планированию их рационального использования и охраны. Землеустройство - это последовательность конкретных взаимосвязанных инженерно-технических, картографических, инвентаризационных работ. Она направлена на упорядочение существующих и формирование новых участков, установлению их границ. Цель землеустройства заключается в обеспечении рационального использования территории гражданами и юрлицами. В рамках комплекса мероприятий осуществляется также планирование местности, на которой проживают малочисленные коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Специфика

Порядок землеустройства предусматривается в ЗК, градостроительном и лесном законодательствах, а также отраслевом ФЗ. Данная сфера регулируется и рядом правительственных постановлений, региональными и ведомственными нормативными актами. Землеустройство - это проведение топографо-геодезических, аэросъемочных, почвенных, геоботанических и прочих измерений и исследований. В него входит межевание территории, разработка предложений, направленных на обеспечение рационального использования территории. Мероприятия позволяют собирать сведения о качественных и количественных характеристиках местности. Для обеспечения достоверности и надежности данных предусмотрены правила сертификации измерительно-технического оборудования, которое применяется при обследованиях.

Планы

В соответствии с результатами проведенных обследований осуществляется разработка документации. В нее входят схемы, планы, картографические и прочие материалы. На все объекты землеустройства заводится дело. В планы включается информация об участках. В частности, указывается их площадь, расположение сооружений и прочих объектов, инженерных коммуникаций, памятников природы. В плане присутствуют также сведения об обременениях и ограничениях, установленных для конкретных территорий, в том числе, указания на те части, для которых введено право сервитута. Документация (земельное дело) обязательно при продаже или покупке участка, прочих сделок.

Социальные условия

Система землеустройства функционирует по определенным принципам. При проведении тех или иных мероприятий, в частности, учитываются социальные условия. К ним относят:

  1. Структуру и плотность населения.
  2. Уровень благоустройства, количество, размещение, размеры, назначение населенных пунктов.

Организация землеустройства в селах и деревнях имеет ряд особенностей. При проведении их обследования учитывается развитие инфраструктуры, наличие производственных центров (ферм и прочих предприятий хозяйственного назначения), уровень механизации и так далее. В ходе мероприятий принимается во внимание состояние транспортных путей и развязок, присутствие водных ресурсов, уровень электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, телефонизация и пр.

Задачи

Ключевые направления землеустройства были установлены 30 января 1991 г. Однако, как показал опыт проведения мероприятий, поставленные задачи не в полной мере соответствуют требованиям современности. В настоящее время разработаны новые направления работы. К ним относят:


Функции

Землеустройство - это основной государственный механизм управления природопользованием. На федеральном уровне оно обеспечивает реализацию реформ, определяет перспективы работы на территориях, перераспределения участков по субъектам права и формам собственности. Ведомственные функции землеустройства зависят от специфики отрасли, особенностей производства. На этом уровне мероприятия направлены на изыскание территорий для несельскохозяйственной деятельности, изъятие ценных участков. Межхозяйственное землеустройство - это создание условий для работы предприятий всех отраслей. На территориальном уровне формируется структура устойчивого пользования различными участками на местности. При этом устанавливаются правила для эксплуатации земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного значения.

Принципы

Выделяют следующие основы землеустройства:


Классификация

Существуют следующие виды землеустройства:

  1. Внутрихозяйственное.
  2. Территориальное.

Последнее направлено на исследование состояния территорий, планирование их рациональной эксплуатации. В рамках мероприятий определяются административно-территориальные границы и пределы участков. При их изменении, а также в случае выявления нарушенных территорий, консервации и рекультивации, выделении долей, изъятии или предоставлении земель для осуществления сельскохозяйственной деятельности проводится межевание. К территориальным мероприятиям также относят перенос или установление границ сельских и городских поселений, зонирование, создание парков и прочих особо охраняемых участков, зон с особыми условиями пользования, размещение учреждений и предприятий.

Внутрихозяйственное землеустройство и кадастры обеспечивают планирование рациональной эксплуатации уже выделенных участков для осуществления сельскохозяйственных работ, а также территорий, населенных общинами малочисленных коренных народов Дальнего Востока, Севера и Сибири. На практике мероприятия состоят в разработке, рассмотрении или утверждении проектов по размещению угодий, жилых и производственных сооружений, пастбищ, инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные виды землеустройства различаются по обязательности проведения мероприятий. Так, внутрихозяйственные работы осуществляются по желанию субъектов, за которыми закреплены участки.

Землеустройство и кадастры

Подготовка разной проектной документации предусматривается при регулировании использования территорий в городах и иных населенных пунктах. Содержание землеустроительных работ составляет разработка генпланов и проектов застройки, комплексных территориальных схем планирования развития местности, зонирования защиты участков от влияния техногенных и природных факторов, формирования охранных зон, планов отдельных наделов, проектов межевания и пр. Мероприятия проводятся в соответствии с решениями органов госвласти, местного самоуправления, судебными постановлениями. В качестве основания для проведения землеустройства с целью планирования рационального использования участков для сельскохозяйственного производства, а также предоставленных юрлицам и гражданам, выступают договора. В соответствии с соглашениями или решениями выполняются необходимые исследования и изыскания, картографические и геодезические работы. При необходимости проводится межевание.

Субъекты, чьи прав и интересы затрагиваются при землеустройстве извещаются о предполагаемых мероприятиях не позже семи дней до начала их проведения. Уведомления направляются в письменном виде. Землеустроительная документация требуется при выделении территорий для коллективного садоводства, дачного хозяйства, огородничества. По результатам проведенного зонирования местности составляется схема.

В нее включаются сведения о целевом назначении, площадях, расположении участков, виде разрешенного их использования. В схеме указываются данные об обременении и ограничениях, сервитутах, правах, на которых могут предоставляться конкретные участки. Такие документы используются при определении объемов строительства автомобильных подъездных путей, объектов связи и энергоснабжения для развития сети общественного транспорта, медицинского и бытового обслуживания, медицины. Разработка проектов, касающихся планирования участков, их улучшения и охраны от вредных воздействий, выполняемая по инициативе владельцев/собственников, арендаторов/пользователей, осуществляется за их счет.

Типы документов

Землеустроительная документация может быть представлена:

  1. Генеральной схемой территории РФ, субъекта, МО.
  2. Картой (планом) объекта.
  3. Проектом внутрихозяйственного зонирования.
  4. Планом улучшения с/х угодий, освоения новой территории, рекультивации, защиты от селей, эрозий, подтопления, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения производственными отходами, химическими и радиоактивными соединениями, заражения и прочих негативных воздействий.
  5. Материалами геоботанических, почвенных, иных исследований и изысканий, инвентаризации или оценки качества.
  6. Тематическими картами и атласами использования и состояния территорий.

В ФЗ, иных нормативных актах могут предусматриваться другие типы землеустроительной документации. Подготовленные и утвержденные бумаги впоследствии используются при регистрации прав на участок с получением соответствующего свидетельства. При эксплуатации территорий с нарушениями землеустроительной документации к виновным субъектам могут применяться меры юридической ответственности. Не допускается предоставление участков с несоблюдением требований законодательства.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (ст. 1 Закона о землеустройстве). Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Законом о землеустройстве, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 2 Закона о землеустройстве). Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

Изменения границ объектов землеустройства;

Предоставления и изъятия земельных участков;

Определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

Перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

Выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

Проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (ст. 3 Закона о землеустройстве). Основаниями проведения землеустройства являются:

1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

2) договоры о проведении землеустройства;

3) судебные решения (ст. 4 Закона о землеустройстве). Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

а) геодезические и картографические работы;

б) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

г) (ст. 9 Закона о землеустройстве).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО" в других словарях:

    землеустройство - землеустройство … Орфографический словарь-справочник

    Землеустройство - система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства. В результате землеустройства создаются предпосылки для внедрения научно обоснованных систем ведения хозяйства. См.… … Финансовый словарь

    Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального… … Википедия

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий, включающая учет и оценку земель, их распределение между землепользователями, планирование землепользования составление внутрихозяйственных территориальных планов и др. Землеустройство направлено на рациональное использование… … Экологический словарь

    Землеустройство - См. Землепользование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий по урегулированию землепользования, включает проектно изыскательные, съемочные и обследовательные работы. Осуществляется государственными землеустроительными органами, которые оформляют также документы на право пользования… … Большой Энциклопедический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - законы, правила, нормы использования, применения земельных угодий, а также их купли, продажи, наследования. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, землеустройства, мн. нет, ср. (офиц., экон.). Система мероприятий, регулирующих эксплоатацию земли. «Основной задачей советского землеустройства является… создание крупных коллективных объединений» Малая Советская Энциклопедия.… … Толковый словарь Ушакова

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, а, ср. Совокупность мероприятий, упорядочивающих землепользование. | прил. землеустроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    землеустройство - Система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства … Словарь по географии

    Землеустройство - (англ. land use measures) в РФ система мероприятий, направленных на реализацию норм земельного законодательства РФ, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и… … Энциклопедия права

Книги

  • Землеустройство в области войска Донского , . Землеустройство в области войска Донского. Донская областная землеустроительная комиссия 1913 года. Состоящая под высочайшим покровительством его императорского высочества наследника…

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном законе «О землеустройстве» записано, что землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

То есть существует два вида землеустройства:

  • 1) внутрихозяйственное землеустройство;
  • 2) межхозяйственное (территориальное) землеустройство.

Они отличаются друг от друга целями, характером, содержанием, методикой, но выполняют единый общий комплекс задач - организацию использования и охрану земли.

Более подробно об этих видах землеустройства будет рассказано далее.

МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Отграничение земель по формам собственности, по категориям земель, образование и изменение землевладений и землепользовании, их размещение на территории, распределение и перераспределение земель внутри отраслей и между отдельными землевладениями и землепользователями осуществляются посредством межхозяйственного землеустройства (МХЗ).Оно включает землеустроительные действия по использованию и охране земель на территории нескольких пространственно взаимосвязанных предприятий, организаций, учреждений и граждан не только АПК, но и всех отраслей народного хозяйства, а также размежеванию земель по формам собственности. В результате МХЗ изменяются форма собственности, порядок, условия, права и обязанности землевладельцев и землепользователей в отношении тех или иных земельных участков. В этой связи понятие межхозяйственного землеустройства можно сформулировать следующим образом:

Межхозяйственное землеустройство - это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по распределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при помощи юридических и технических действий.

Задачами межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях народного хозяйства, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования.
  • 2. Создание территориальных условий для организации производства.
  • 3. Разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки, предоставленные в собственность, владение, пользование, аренду.
  • 1. Отграничение или размежевание земель по формам собственности.
  • 2. Распределение и перераспределение земель по категориям земель отраслей народного хозяйства.
  • 3. Образование и изменение землевладений, землепользовании с/х предприятий, организаций, учреждений и граждан.
  • 4. Устранение недостатков землевладений и землепользовании.
  • 5. Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и использования.
  • 6. Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских администраций и других муниципальных образований.
  • 7. Выявление и освоение новых земель.
  • 8. Установление черты городов и других населенных пунктов.
  • 9. Предоставление земельных участков для строительства крупных предприятий, водохранилищ, линейных сооружений.

Разновидности, факторы и принципы МХЗ

Разновидностями межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Размежевание земель по формам собственности.
  • 2. Организация и изменение землепользовании с/х предприятий.
  • 3. Организация и изменение землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

В основу разделения положены отличия в формах земельной собственности и в целевом назначении основных категорий земель земельного фонда, а также в характере использования земли в сельском и других отраслях народного хозяйства.

Всякое изменение, которое необходимо внести в размер собственности, в то или иное землевладение и землепользование, должно быть всесторонне обосновано, т. е. необходимость проведения межхозяйственного землеустройства вызывается определенными причинами (факторами).

Факторами для проведения работ по разграничению (размежеванию) земель по формам собственности являются:

  • 1. Введение в России государственной и частной форм земельной собственности.
  • 2. Отнесение земельных участков к различным формам собственности.
  • 3. Потребность установления их границ на местности.

В сельском хозяйстве факторами межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Наличие недостатков или неудобств в размещении землевладений и землепользовании и расположении их границ.
  • 2. Несоответствие размеров хозяйства размерам производства.
  • 3. Изменение специализации и концентрации с/х производства.
  • 4. Расширение площадей интенсивных угодий.
  • 5. Необходимость организации крестьянского или фермерского хозяйства.
  • 6. Развитие межхозяйственной кооперации и социального развития села.
  • 7. Охрана земли и других природных ресурсов.
  • 8. Потребность выделения земель для животноводства, садоводства и огородничества.

Главный фактор межхозяйственного землеустройства во всех отраслях несельскохозяйственного назначения - необходимость организации предприятия, проложения различных линейных коммуникаций, для деятельности которых требуется земля.

Основными принципами межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Точное соблюдение земельного законодательства, укрепление устойчивости землевладений и землепользовании и определенности их границ.
  • 2. Обеспечение рационального и эффективного использования земель и приоритета в сельском хозяйстве.
  • 3. Создание условий для успешного выполнения всеми землепользователями и собственниками задач повышения эффективности производства и уровня социального развития.
  • 4. Создание условий для последующей правильной организации территории сельскохозяйственных предприятий и планировки территорий несельскохозяйственных объектов.
  • 5. Обеспечение охраны земель и других природных ресурсов.

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.



Просмотров