Защита населения от цунами обж. Урок «Защита населения от цунами. Причины возникновения цунами

На основании всех описаний цунами можно сделать следующее заключение. При цунами перед приходом главной волны наблюдается сильный отлив или берега затопляются меньшей волной. Не ранее чем через 20 минут, либо с еще большим интервалом на побережье обрушивается главная волна, которая надвигается, словно водяная стена. Там, где она входит в заливы ее высота еще более возрастает. Такая волна может быть единственной или за ней приходят следующие волны. Такая волна забрасывает на значительные расстояния от берега самые тяжелые предметы, разрушает скалы, сносит жилища, а иногда и бетонные основания маяков. К этому добавляется воздействие воздушной волны – сжатого воздуха, который водная масса забивает в полости и трещины.

Предотвратить цунами не представляется возможным. Только постоянный и качественный мониторинг природных явлений, являющихся источниками цунами, сможет обеспечить прогноз и предупреждение и осуществить защиту населения и территорий от поражающего воздействия цунами. Основным методом предсказания цунами является сейсмический, основанный на существовании разницы между скоростью распространения сейсмических волн в земной коре и скоростью распространения в океане волн цунами

По многочисленным наблюдениям в 95% случаев цунами возникают вследствие сильных подводных землетрясений. Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несет информацию о возможности цунами. Более детальная обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты его эпицентра и магнитуду, а также возможность цунами с опасной высотой волны.

Скорости распространения сейсмических волн в твердом теле Земли и цунами на акватории океана отличаются на несколько порядков. Сейсмические волны достигают побережья в 50-80 раз быстрее, чем волны цунами. Поэтому между началом регистрации землетрясения береговой сейсмической станцией и приходом к берегу всегда есть пауза, длительность которой зависит от расстояния между эпицентром землетрясения и конкретным участком побережья. Для российского побережья Тихого океана эта пауза лежит в пределах от нескольких минут до суток. Ее наличие позволяет службе оповещения заблаговременно передать предупреждение в населенные пункты о надвигающейся опасности и осуществить мероприятия по предотвращению возможного ущерба от цунами на берегу и в море.

Для прогнозирования землетрясений в России создана сеть специальных систем сейсмического наблюдения, в том числе единая система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (ЕССНПЗ), мобильных средств наблюдения в районе ожидаемых землетрясений, космическая наблюдательная система за состоянием ионосферы и деформациями земной поверхности. В настоящее время не существует достаточно надежны методов предсказания землетрясений, поэтому предсказание сводится к расчету времени добегания волны цунами до различных пунктов побережья Приморского края.

Предварительной оценкой цунамигенности (возможности вызова цунами) землетрясения определяет Гидрометслужбы России – Центр цунами г. Южно-Сахалинска. Сейсмическая служба регистрирует землетрясение, определяет его параметры, цунамигенность и передает эту информацию оперативной службе Центра морской гидрометеорологии Приморского УГМС. Специалисты этой службы оповещают населения, организации и объекты, находящиеся в цунамиопасной зоне, и сообщают возможное время добегания волны до пунктов побережья Приморья.

Под руководством США для защиты от цунами была создана Международная Служба предупреждения с центром в Гонолулу на Гавайских островах, при участии многих государств, в том числе и России. Там обрабатываются записи 31 сейсмической станции и данные 50 мареографических постов. Интервал времени от момента регистрации землетрясения до прихода волн к берегам Японии, Курил или Чили может быть коротким (15-20 мин.), поэтому предупреждение должно быть передано незамедлительно, а действия по защите начаты моментально. Ситуация облегчается, когда речь идет об удаленных эпицентрах и цунами, которые обегают океан. В этом случае на предупреждение и эвакуацию остается несколько часов (на противоположной стороне Тихого океана до 20 часов).

Одной из причин тяжелых последствий цунами в Юго-Восточной Азии в конце 2004 года является то, что страны этого региона не принимают участия в работе Международной Службы предупреждения от цунами и не смогли обеспечить своевременное оповещение населения о надвигающейся катастрофе.

Стало известно, что землетрясение у Западной Суматры было зафиксировано учеными за час до того, как первая волна обрушилась на побережье. Однако страны региона Юго-Восточной Азии не сочли нужным тратиться на систему оповещения. Дело в том, что для стран этого региона – внушительная статья дохода. Правительства предупреждали сейсмологов, чтобы те поменьше озвучивали сообщений о возможных стихийных бедствиях, чтобы не отпугивать туристов.

Природная катастрофа в Азии – не самая крупная в истории по масштабу. Но ее стоимость может побить все рекорды. Это мнение руководства ООН. Ян Эгеланд, заместитель генерального секретаря ООН: «В пострадавшем регионе живет больше людей, когда бы то ни было. На восстановление уйдут миллиарды долларов. Ущерб, который понесли и без того нуждающиеся общины, и вовсе неизмерим».

Основные меры по защите населения от цунами изложены в Памятке для населения, разработанной территориальным Главным управлением МЧС России по Приморскому краю.

«Для населения цунамиопасных районов первым признаком, указывающим на приближение цунами, является землетрясение. Перед приходом волны цунами можно увидеть целый ряд необычных признаков: быстрый дрейф льда, внезапное потрескивание припая, дрожание моря, помутнение воды в штилевую погоду, выбросы воды у кромок льда и рифов при штилевой погоде, образование толчеи, заметное понижение уровня воды в колодцах или их пересыхание. Нередко при приближении первой волны происходит осушка берега – быстрый и сильный отлив, при котором обнажается морское дно на десятки метров. Смолкает шум прибоя, наступает необычная тишина. Чем дальше отступает вода от берега, тем большей силы цунами следует ожидать.

При получении сигнала тревоги цунами следует помнить, что центр гидрометеорологического мониторинга Приморского УГМС не дает ложных тревог. Если на том участке побережья, где Вы живете, цунами не наблюдалось, это не значит, что оно не проявлялось в других пунктах побережья.

Никогда не следует выходить на пологий морской берег, чтобы полюбоваться на приближающуюся волну, иначе этот выход может стать последним в Вашей жизни.

Помните, что цунами – это не одна волна, а серия волн. Если после предупреждения о цунами Вы были эвакуированы в безопасный район, оставайтесь там до тех пор, пока не пройдет вся серия волн и Вы не получите информацию об отмене тревоги цунами. Раньше или позже цунами может проявиться в любом пункте Приморского побережья, поэтому любое предупреждение о цунами относится и к Вам.

Во время чрезвычайного положения, вызванного цунами, местные штабы цунами, отряды борьбы со стихийными бедствиями приложат все силы, чтобы спасти Вашу жизнь. Оказывайте им всяческое содействие».

Своевременное обучение всех групп населения действиям в условиях проявления цунами, прогнозирование и оповещение населения о возможном цунами, значительно сократит количество пострадавших и материальный ущерб при возникновении цунами.

Четыре года назад опустошительное цунами, вызванное Великим Восточно-Японским землетрясением, обрушилось на большую часть северо-восточного побережья Страны восходящего солнца. Власти в попытках защитить прибрежные районы от подобных стихийных бедствий сосредоточились на строительстве 400-километровой цепи волнорезов.

Стоимость проекта составляет около 820 миллиардов иен ($6,8 миллиарда). Скептики утверждают, что массивные бетонные барьеры нанесут вред морской экологии, уничтожат виды и помешают рыболовному промыслу, которым занимаются многие жители региона. Однако сторонники проекта считают, что строительство такого рода защиты необходимо: по крайней мере, на некоторое время, пока жителей региона не удастся полностью переселить в более высоко расположенные районы. При этом строительство цепи волнорезов будет обеспечивать новые рабочие места.

"Вид огромного 12,5-метрового волнореза портит пейзаж, ведь он похож на огромную тюремную стену", – жалуется Кадзутоси Мусаси (Kazutoshi Musashi), 46-летний житель северного портового и рыболовного города Осабе.

Однако парадокс таких проектов, по мнению экспертов, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Он заключается в том, что волнорезы могут уменьшить некоторые повреждения (но не исключить их полностью). При этом население будет ошибочно чувствовать себя защищённым. Так, многие из 18500 людей, погибших или пропавших без вести во время бедствия 2011 года, попросту не прислушались к предупреждениям.

Цунэаки Игути (Tsuneaki Iguchi) был мэром города Иванума, расположенного к югу от Сендая, когда цунами, вызванное 9-балльным землетрясением, затопило половину его площади. Уже тогда вдоль берега Иванумы стояли 7,2-метровые волнорезы, построенные, чтобы предотвратить эрозию берегов. Да, поток воды был замедлен, но волна всё равно накрыла 5 прибрежных километров и разнесла большинство домов в густонаселённых районах возле пляжа. Городские власти отремонтировали сломанные дамбы, но не планируют делать их выше. Взамен этого вдоль берегов жители города высаживают смешанные леса на высоких насыпях грунта и щебня, формируя "зелёную стену".

"Мы не нуждаемся в высоких бетонных сооружениях, – подчёркивает Игути. – То, что мы действительно должны сделать,– это разработать действенную и оперативную систему эвакуации, а также перенести большую часть домов и офисных зданий на возвышенности".

В городе Камаиси более тысячи человек погибли во время цунами, но многие школьники смогли укрыться в безопасных зонах, так как были обучены профессором гражданского строительства Тоситакой Катадой (Toshitaka Katada).

"Технологии могут помочь при стихийных бедствиях, – комментирует Маргарета Вальстром (Margareta Wahlstrom), руководитель управления ООН по уменьшению рисков во время стихийных бедствий. – Однако по опыту мы увидели, что технологии могут сделать людей более уязвимыми, потому что они перестают полагаться на свои инстинкты".

"Япония не является единственной страной риска, – добавляет Маартен ван Аалст (Maarten van Aalst), директор климатического центра Красного Креста и Красного Полумесяца, чья родная страна Голландия на протяжении всей своей истории борется с морской стихией. – Однако если люди будут обманчиво считать себя в безопасности, они попросту не будут знать, как вести себя в случае катастрофы".

Большинство экспертов полагают, что гораздо более полезным проектом является "Великая Лесная стена" (Great Forest Wall). Деревья, высаженные в прибрежных районах, не гарантируют полного предотвращения затопления. Однако они могут замедлить и ослабить волну цунами, а когда вода начнёт отступать, не дадут зданиям и другому мусору уйти в отрытое море. Такие проекты также позволят дождевой воде стекать обратно в море, что важно для морской экологии.

Тема урока: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЦУНАМИ

Цель: содействие в формировании у учащихся основных знаний о цунами и защите населения

Задачи:

    Обучающие – узнать понятие цунами, основную характеристику причины появления

    Развивающие – развивать умения ребят выделять главное в тексте, делать выводы, уметь сравнивать, совершенствовать умения работы с ПК

    Воспитывающие - воспитывать ответственность у ребят за свою жизнь и здоровье окружающих;

Оборудование:

    карточки с текстами и заданиями (для индивидуальной работы);

    карта успеха;

    видеоролик для урока «Цунами»

    Учебная электронная презентация

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

- Рефлексия. Для того чтобы начать работу с заданиями я вам предлагаю поставить в тетради такую оценку, которую вы хотели бы заработать сегодня на уроке.

    Актуализация знаний.

1. Что такое цунами, и какие природные явления вызывают цунами?

2.Какие последствия цунами создают опасность для жизнедеятельности человека?

2.Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

3.Целеполагание

Просмотр видеороликов.

Какие последствия цунами наблюдали?

(- затопление местности, разрушение зданий, гибель людей)

Как вы думаете, о чем стоит нам сегодня поговорить?

4.Постановка целей и задач урока

5.Работа над новым материалом. (Презентация)

Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

    прогноз цунами;

    строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений.

Отметим, что прогноз цунами осуществляется Международной службой предупреждения о цунами с центром в городе Гонолулу (Гавайские острова, США) и национальными службами стран, имеющих цунамиопасные побережья. В нашей стране такая служба была создана в 1958 г.

Для принятия заблаговременных мер по защите населения от цунами, кроме официального прогноза цунами, широко используются основные признаки (предвестники) приближения цунами. Предупреждением о возможности возникновения цунами может служить сильное землетрясение, случившееся в океане. Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод моря от берега. Этот «отлив», когда обнажается дно, может длиться от 5 до 35 мин, а затем быстро накатывается разрушительная волна.

Об угрозе цунами может свидетельствовать поведение животных. Из опыта установлено, что кошки, собаки и другие находящиеся на свободе животные торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населённые пункты.

Для защиты от цунами немаловажное значение имеет подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, при цунами и после цунами.

С этой целью специалистами в области безопасности, и в первую очередь специалистами МЧС России, разработаны общие рекомендации по правилам поведения при цунами. Приведём некоторые из них.

5.Проблема!!! Как вы думаете зависит ли наша жизнь от нас самих? Каким образом? Как вы думаете, зачем нам нужно знать правила поведения? Я желаю Вам никогда не попадать в чрезвычайную ситуацию, но знать и уметь как себя вести мы обязаны. Сейчас попробуем сохранить себе жизнь на бумаге.

6.Самостоятельная работа

У меня три варианта заданий. Попробуем с ними справиться.

Задание на «3» найти в учебнике ответы на вопросы и прочитать их.

Задание на «4» в конверте три группы мероприятий, необходимо их разложить по порядку.

Задание на «5» мероприятия разделить на 3 группы, назвать эти группы.

Как подготовиться к цунами

Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона.

Помните!

Наиболее опасные места во время цунами – это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно заранее уложить в чемодан или рюкзак.

Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы громоздкими вещами, шкафами, велосипедами, колясками. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

Что делать во время цунами

При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путём перебраться на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надёжное здание.

Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

Что делать после цунами

Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 ч после прохода первой волны.

Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

7.Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

    Назовите наиболее безопасные места во время цунами и обоснуйте свой ответ.

    В дневник безопасности запишите определение цунами, его основные характеристики и возможные последствия для населения, проживающего в цунамиопасных районах.

9.Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся: Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

    прогноз цунами;

    непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;

    оповещение населения об угрозе цунами;

    организацию эвакуации населения;

    планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;

    защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и неподдающихся переносу строений и других объектов;

    заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;

    строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений;

    обучение населения мерам по подготовке к цунами, мерам безопасного поведения во время и после цунами.

10. Мотивация

- Достигли ли вы цели урока. Какие задачи выполнили? Какие надо решить? Что для этого надо сделать?

11.Окончание урока.

    Домашнее задание. Ситуационная задача. Составьте план личной безопасности при угрозе и во время цунами с учётом характеристик этого явления.

    Выставление и комментирование оценок.

Приложение 1(Дополнительный материал)

Самая большая волна за последние 80 лет

Цунами, обрушившееся на Японию 11 марта, является самым мощным с 1933 года, рассказали в американском Центре исследования цунами. Учёные отмечают, что 10-метровая волна, накрывшая северо-восточное побережье Японии, представляет большую опасность для жизни, чем вызвавшее её землетрясение. Цунамисты и сейсмологи прогнозируют новые толчки, как у берегов Японии, так и на Дальнем Востоке России.

«Уже через 20 минут после первых толчков мы получили данные с наших глубоководных датчиков и смогли скорректировать магнитуду с 7,9 до 8,8 и 8,9, а также направили во все региональные центры изучения цунами данные о том, как пойдёт волна», - рассказал директор Центра исследования цунами Василий Титов.

По его данным, тревога объявлена по большей части Тихоокеанского побережья, например на Западном побережье США, в Калифорнии. На Гавайях уже объявлена эвакуация, под угрозой такие государства, как Самоа и Французская Полинезия.

«Последствия цунами коснутся несколько десятков стран, даже Южную Америку. Дальневосточное побережье России не пострадает. Глубоководный датчик, установленный у берегов Южных Курил сразу показал, что сильных разрушений не будет. Тем более, как правило, волна накатывает на слабозаселённые районы», - рассказал цунамист.

По данным американского Центра исследования цунами, Японию накрыла волна, какой не было с 1933 года. «Это самая большая волна, которая накрывала Японию за последние 80 лет», - отметил учёный.

«Причина мощнейшего землетрясения и возникшего в результате толчков цунами - очевидна. Произошёл сдвиг тектонических плит в сейсмоактивной зоне. Это классика. Толчки могут продолжаться. Хотя именно большое цунами представляют наиболее губительную силу, как в случае с землетрясением 11 марта», - отметил Василий Титов.

Не иначе как чудом называют историю воссоединения 15-летней жительницы Индонезии по имени Вати со своей семьей. Семь лет назад, во время разрушительного цунами в Юго-Восточной Азии, ее смыло волной. Родственники все эти годы были уверены, что она погибла, передает индонезийское информационное агентство Antara News.

Девушка объявилась в городе Меулабо индонезийской провинции Ачех. Она молча сидела за столиком в одном из местных кафе, пока на нее не обратили внимание. Вати рассказала, что ищет своих родных, но помнила только имя своего деда - мелкого религиозного лидера по имени Ибрагим.

Увидев внучку, тот немедленно связался с ее родителями, те в свою очередь опознали в девушке свою дочь по характерной родинке и шрамам на локте, которые Вати получила в детстве.

По словам матери девочки, во время природной стихии она пыталась спастись со своими детьми, но Вати смыло волной. Сама девушка утверждает, что ее приютила женщина, но за крышу над головой и еду ей приходилось попрошайничать на улице. В конце концов женщина отпустила пленницу, а сердобольный таксист отвез ее в родные края.

Еще одним счастливчиком можно назвать земляка Вати. Житель провинции Ачех по имени Захрул Фауди умудрился выжить как во время цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 году, так и во время того же природного бедствия в Японии в 2011 году

Тема: « Защита населения от цунами».

Разработала

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «Гимназия № 24»

Медведева И.В.

Цели:

- актуализировать знания о цунами

- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами

- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.

Задачи:

- научить действиям при угрозе и во время цунами

- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.

- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели

Тип урока : интегрированный, обобщение и систематизация знаний.

Технологии : развивающего обучения, информационные.

Оборудование : учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация « Power point », «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приёмы обучения : проблемные, объяснительно-иллюстрационные.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока.

I . Организация начала занятия.

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть - тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача : установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

III. Подготовка к основному этапу занятий.

Дидактическая задача : обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.

Учитель ОБЖ : Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.

Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».

Цель урока:

Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.

План урока:

1.Как подготовиться к цунами

2.Правила поведения во время цунами

3.Правила поведения после цунами

4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.

Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).

2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).

3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).

4. Длина волны - ? (150-300 км).

5. Скорость распространения - ? (от 50 до 100 км/ч)

6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).

7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).

8. Классификация цунами по интенсивности? (очень слабые - I балл, слабые - II балла, средние - III балла, сильные - IV балла, очень сильные - V баллов, катастрофические - VI баллов).

9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).

10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)

Учитель ОБЖ:

Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.

Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.

Идёт она издалека,

Вздымаясь кверху и бушуя.

Что принесёт эта волна,

Когда придёт на берега?

Удар, и крики,

И мольба -

Постой! Куда несёшься?

И кто послал тебя такой -

Неукротимой и жестокой.

Едва ушла -

И вновь вернулась,

И разрушения опять,

И долго будут потом люди

Всё восстанавливать опять.

В тебе есть сила,

Мощь, спонтанность…

И что здесь делать?

А ответ простой -

Ты предскажи её пораньше,

Спасёшь ты снова род людской.

А если вдруг волна внезапна,

То уберечься можно в ней - Ты соблюдай всё то, что надо -

Спасёшься сам, спасёшь друзей.

Учитель ОБЖ:

Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства - и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением - цунами.

1 V . Основной этап.

Дидактическая задача : формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально - проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.

Учитель ОБЖ :

Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.

I группа:

Правила: «Как подготовиться к цунами?»

1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)

2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.

3. Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.

5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

II группа:

Правила: «Как же вести себя во время цунами?

1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.

3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

III группа:

Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?

1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.

2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.

IV группа:

Правила: «Что нужно делать после цунами?»

1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.

2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

Учитель ОБЖ:

Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.

Заблаговременные меры по защите от цунами:

1. Создание системы наблюдения и прогнозирования

2. Запрещение нового строительства в опасных районах

3. Перенос объектов экономики в безопасные места

4. Строительство волнорезов и дамб

5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации

6. Подготовка населения к действиям

7. Посадка деревьев.

Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).

Учитель ОБЖ:

Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:

1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)

2. Аляска (1957, 1958, 1964)

4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)

5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна - Сомали 26.12.2004)

6. Соломоновы острова - 02.04.2007

Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.

Проведение физкультминутки.

Учитель химии:

Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.

Ученик 1:

Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок - резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.

Ученик 2: (опыт)

Налить в стакан воду и оставить на несколько часов - не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии :

Как можно обезвредить в домашних условиях воду?

Ученик 3: (опыт)

Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.

Ученик 4:

Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.

Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.

Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой - яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.

Ученик 5:

Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.

Ученик 6: (опыт)

Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить - это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).

Учитель химии:

Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.

Учитель ОБЖ:

Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте - мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда - это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.

Ученик 7:

Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.

Ученик 8: (опыт)

Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.

Ученик 9:

Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.

Ученик 10: (опыт)

Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль - одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.

Учитель химии:

Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.

Ученик 11:

Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.

IV . Закрепление знаний.

Учитель ОБЖ:

А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.

Вопросы для само- и взаимоконтроля:

Часть А : вопросы содержат один вариант ответа

1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:

А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров

Б) места, удаленные от берега на 2-3 км

В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров

Г) углы, образованные капитальными стенами

2. Чего нельзя делать при угрозе цунами

А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров

Б) удаляться от берега на 2-3 км

В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен

Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно

Часть Б : расположить варианты ответов в порядке Ваших действий

3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:

А) сбросьте одежду и обувь

Б) наберите в грудь как можно больше воздуха

В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место

Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками

Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами

4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:

А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт

Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак

Г) отключите воду, газ, электричество

Учитель ОБЖ:

Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.

Правильные ответы:

1. в (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, а, д, в (2 балла)

4. г, в, б, а (2 балла)

Критерии оценивания:

5-6 баллов - «5»

4 балла - «4»

3 балла - «3»

Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».

V . Домашнее задание

В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений

1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)

2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».

VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.

Учитель ОБЖ:

Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий (проводим смену групп и меняем задание).

Вывод:

Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»

И помните:

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература.

1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель - АСТ, 2003

2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 350 с.

3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. - 248 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

Защита от цунами

Очевидно, что не существует надежного метода полной защиты от разрушений, которые приносит цунами. В некоторой степени от разрушительных волн могут защитить волноломы. Существует богатая литература, посвященная различным видам волноломов для защиты от короткопериодных волн.

Нередко производственные нужды требуют строительства портовых сооружений в таких местах, где воздействие цунами не исключено. А причалы и вовсе располагаются на урезе воды. Цунамирайонирование побережий и работа службы предупреждения способствуют снижению ущерба и оперативному принятию мер по спасению жизни людей на таких объектах. Тем не менее, большое значение приобретают дополнительные инженерные мероприятия. К ним относится строительство волнозащитных гидротехнических сооружений и применение цунамистойких конструкций. Не менее важны мероприятия такие, как: лесопосадки, противопожарные меры, обеспечение безопасности судов и т. д..

Согласно схем цунамирайонирования для строительства портов, более предпочтительны широкие, защищенные от океана бухты с узкими входами, и теневые, не обращенные к цунамигенной зоне стороны островов, полуостровов и мысов. Неприемлемы для этих целей клинообразные бухты, устья рек, суживающиеся от океана проливы.

При полном или частичном отсутствии природных защитных факторов строят разнообразные волнозащитные сооружения: стены, дамбы, молы и волноломы. Они гасят энергию волн и защищают от них акваторию и береговую территорию.

Молы и волноломы должны быть, как правило, выше, чем запроектированные для зашиты от ветровых волн. Специалисты считают, что строительство таких сооружений, рассчитанных для гашения цунами с высотой более 12-15 м, не экономично. Здесь они должны применяться в комплексе с береговыми стенами и дамбами, которые выполняют роль окончательного гасителя волн.

Причальные сооружения по характеру взаимодействия с волнами бывают сквозного типа и в виде набережных стенок. Рекомендации по обеспечению их цунамистойкости следующие. Сооружения сквозного типа в большинстве случаев бывают свайными, на колоннах или на опорах других конструкций. При их строительстве без учета воздействия цунами срывается верхний настил с повреждением головок сваи или колонн. Здесь необходимо головы свай объединять рамным каркасом, по которому устраивать легкий настил. При проектировании причалов типа набережных стенок необходимо учитывать увеличение бокового давления засыпки, насыщенной водой. Возможно удваивание обычного расчетного давления во время осушки дна акватории.

Береговые здания и сооружения различного назначения при прохождении цунами подвергаются большим разрушениям. Построенные по всем правилам сейсмостойкости, они переносят землетрясение, но не выдерживают воздействия цунами, если оно не учтено.

Разрушающая способность водного потока на берегу огромна, как при движении в сторону суши, так и при скатывании обратно в океан. Водяной вал оказывает на здания горизонтальное гидродинамическое и гидростатическое давление. Сочетание статического (архимедового) взвешивания с гидродинамическим воздействием приводит к значительным разрушениям. Здания железобетонные и со стальным каркасом переносят воздействие цунами лучше, чем здания других конструкций. Для повышения устойчивости здания его необходимо возводить на высоких сваях. Тогда водный поток полностью или частично проходит под зданием, не создавая значительного напора на него. Деревянные здания, вследствие избыточной плавучести дерева, наименее стойки к цунами. Деревянные одноэтажные дома при глубине затопления 1.3 м всплывают, а при глубине 1.5-2.0 м - разрушаются. Для усиления цунамистойкости необходимо сруб деревянного здания прочно скреплять с фундаментом. Последний желательно делать высоким, до уровня предполагаемого затопления.

Считается, что совместное применение, там где это можно, лесопосадок и гидротехнических сооружений является эффективным мероприятием для защиты от цунами. Лесопосадки желательно применять при небольших высотах волн и малых скоростях водного потока на берегу, так как при катастрофическом цунами они сами подвержены разрушению. Практикуют лесные, кустарниковые посадки, а также посевы трав. Эти мероприятия имеют следующие назначения: уменьшение разрушающего действия цунами и ширины полосы затопления; задержку бревен, малых судов, обломков сооружений, которые таранящим ударом усиливают разрушения; защиту деятельного грунта от размывов; снижение солевого загрязнения полей.

При сильных землетрясениях и цунами часто возникают пожары в результате замыкания в электрических сетях и устройствах, повреждения систем отопления, нарушения работы двигателей и т. д. Если на территории порта находятся склады жидкого топлива, то пожары могут приобрести продолжительный характер и трагические последствия. Так, 12 июля 1993 г. в результате землетрясения и цунами в Японии на острове Окусири возникли пожары. Огонь вспыхнул от столкновения судов, смытых цунами. Небольшой городок Аонае почти полностью был уничтожен цунами и пожарами. Заметно ухудшается экологическая обстановка в районе трагедии в результате сгорания большого количества нефтепродуктов и их стекания в море.

В сейсмических и цунамиопасных районах можно отметить следующие противопожарные и экологические мероприятия:

1. Размещение складов жидкого, газообразного и твердого топлива, нефтеперерабатывающих предприятий вне грузовых районов портов и городской застройки.

2. Строительство отдельных топливных гаваней, выдача жидкого топлива судам на рейде с помощью подводных трубопроводов к рейдовым причалам или раздаточным колонкам.

3. Неплотная застройка площади зданиями. Использование промежутков между ними для размещения парковых зон, бульваров, дорог и т. д.

4. Устройство пожарных систем водоснабжения, специальных бассейнов для воды и т. д.

5. Устройство по периметру цистерн защитных барьеров для предотвращения стекания нефтепродуктов из поврежденных емкостей на сушу и в море.

При угрозе цунами часто страдают суда. Те, которые оказались в прибрежной зоне, портах, бухтах, могут получить повреждения в результате удара о дно и рифы. Суда у причалов, в результате обрыва швартовых, столкновения между собой и с причалами, разрушаются. Иногда суда выбрасывает на берег.

На судах, с получением предупреждения о цунами, должна объявляться судовая тревога и выполняться следующие мероприятия:

1. Суда, стоящие у причалов бухт с узким входом и большой акваторией, как, например, в Авачинской бухте на Камчатке, выводятся на рейд, располагаясь носом по направлению на вход в бухту. На тех, которые не могут отойти или быть отведены от причалов, швартовые ослабевают с учетом возможного максимального изменения уровня моря для данного района, усиливаются наблюдения за швартовыми концами. Принимаются меры предосторожности против посадки судов на стенку и сталкивания судов между собой.

2. Суда, находящиеся в прибрежной зоне, стоящие на открытом рейде или в бухтах с широким входом, а тем более у причалов, немедленно уходят в открытое море за 50-метровую изобату перпендикулярно линии уреза воды или фронтам волн, если они появились.

Действия населения в период угрозы цунами

Служба цунами должна предупредить население о грозящей опасности, но иногда время добегания волн настолько мало, что с получением сигнала остается совсем мало времени для принятия решения. А некоторые населенные пункты не имеют постоянной оперативной связи со службой предупреждения. Поэтому в числе всех мероприятий по защите от цунами большое значение имеет подготовка населения к действию по тревоге цунами. Для этой цели должны проводиться учебные тревоги с отработкой мероприятий по эвакуации в безопасные районы. Население также должно знать природу цунами, характер воздействия волн на берег, естественные признаки цунами и свои действия при угрозе волн.

Первым сигналом возможного цунами является сильное землетрясение 6 баллов и более и следующие за ним необычные колебания уровня моря.

Считается, что между характером прихода первой волны и направлением смешения дна существует связь. Если дно опускается, то проявление волны у берега начинается с отлива, а если дно смешается вверх, то первой распространяется приливная волна.

В некоторых случаях приход первой волны с прилива остается незамеченным и обычно наблюдается уже отход воды от берега. При этом стихает шум прибоя, дно обнажается на десятки и сотни метров. Чем дальше отходит вода от берега, тем большей силы следует ожидать цунами.

На тихоокеанском побережье России подъем воды при прохождении цунами может достигать 30-40 м над уровнем моря. На берегу замкнутой бухты эта высота составляет 5 м.

Необходимо отметить, что, как правило, первая волна не бывает высокой. Следующие за ней вторая и третья волны достигают наибольшей силы. Эта закономерность несколько увеличивает резерв времени, необходимый для эвакуации людей из опасных зон на побережье. Но для этого необходима хорошая организация наблюдений за состоянием уровня моря при получении от службы предупреждения о цунами сигнала тревоги или при ощущении сильного землетрясения. Также следует помнить, что приход первой волны возможен через 15-20 мин. после землетрясения, а промежуток времени между моментами прихода волн может колебаться от 5 до 60 мин.

Как было сказано выше, цунами представляет серию волн. Поэтому не следует возвращаться на берег после прихода первой волны ранее, чем через 3 часа.

Неосторожный выход в зону отлива для сбора рыбы или спасения имущества может иметь трагические последствия, так как цунами накатывается на берег внезапно и с большой скоростью.

Для жителей прибрежных районов Приморья первым признаком возможного подхода цунами является землетрясение силой 2-3 балла. На берегу существует реальная угроза для людей, находящихся на высоте ниже 5-10м над уровнем моря или ниже 2 м над уровнем моря на берегу замкнутой бухты. Первую волну следует ожидать в интервале времени 0.5-2.5 ч. после землетрясения.

Для жителей Сахалина первым признаком возможного подхода ощутимого цунами может служить землетрясения силой 6 баллов и более. На берегу угроза цунами существует для людей, находящихся на высоте 5 м над уровнем моря. На побережье замкнутой бухты эта оценка составляет около 1 м. Минимальное время пробега цунами после возникновения землетрясения равно 20-30 мин.

Памятка для жителей тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов.

Жителям тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов, чаше и сильнее всего подвергающимся воздействию цунами, необходимо знать:

    Если вы живете, работаете или временно находитесь на побережье ниже 30-40 м над уровнем моря или на берегу замкнутой бухты ниже 5 м над уровнем моря, то для вашей жизни существует опасность.

    Сигнал тревоги для вашего места жительства, работы (радиотрансляция, уличная звукофикация, сирена и др.).

    Признаки угрозы цунами:

    сильное землетрясение силой 6 баллов и более;

    внезапный быстрый отход воды от берега на значительное расстояние и осушка дна, при этом смолкает шум прибоя. Чем дальше отступает море, тем выше могут быть волны;

    быстрое понижение уровня моря в прилив или повышение в отлив;

    необычный дрейф льда и других плавающих предметов, образование трещин в припае, появление мертвой рыбы;

    громадные взбросы у кромок неподвижного льда и рифов образование толчеи, течений, свечение моря.

4. План действий вашей семьи.

5. На случай эвакуации надо держать наготове фонарик, спички, немного еды и запасную одежду вместе с документами, уложенные в рюкзак.

6. Как добраться до ближайшей безопасной местности.

7. В населенных пунктах силы гражданской обороны и другие спасательные формирования будут стараться спасти вашу жизнь. Содействуйте им во всем.

При непосредственной угрозе цунами необходимо помнить:

1. В населенных пунктах, при получении от службы предупреждения сигнала тревоги, необходимо покинуть жилые и служебные помещения. Соблюдая порядок, уйти из опасной зоны согласно плану эвакуации.

2. Если вы находитесь вне зоны слышимости предупреждения или в труднодоступных районах побережья, то при обнаружении признаков угрозы цунами следует помнить, что волны могут достичь берега через 15-20 мин после начала землетрясения. За это время надо незамедлительно принять меры зашиты:

- необходимо уйти от побережья в глубину суши на возвышенность, где высота над уровнем моря составляет 30-40 м.

если вы находитесь на берегу замкнутой бухты, то эта высота должна быть не менее 5 м,

- уходить от берега необходимо вверх по склонам, а не по долинам рек, так как наиболее в глубь суши цунами проникает именно по рекам,

- при отсутствии поблизости возвышенности надо уйти от берега не менее чем на 2-3 км.

3. Если в течение 1-2 ч после сильного землетрясения волна не обрушилась на берег, то цунами, как правило, уже не угрожает.

4. Не следует возвращаться на берег после первой волны ранее, чем через 3 ч, так как за первой волной обычно следуют другие, причем вторая и третья волны достигают наибольшей силы.

Если в районе имеется система оповещения, ждите сигнала отбоя тревоги.

3.4.2 Наводнения

Наводнение представляет наиболее известное человеку по опыту стихийное бедствие, значительно более распространенное и вызывающее наибольшее число жертв по сравнению с другими экстремальными событиями.

Половодьем называют ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительно длительное увеличение водоносности рек, сопровождающееся повышением уровня. Паводок - сравнительно кратковременное и непереодическое поднятие уровня воды. Следующие один за одним паводки могут образовать половодье, а последнее - наводнение. Значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вызываемое различными причинами, называется наводнением. Наводнение - наиболее распространенная природная опасность. Наводнение на реке происходит от резкого возрастания количества воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в ее бассейне, а также в результате выпадения обильных осадков. Наводнения нередко вызываются загромождением русла льдом при ледоходе (затор) или закупориванием русла внутренним льдом под неподвижным ледяным покровом и образованием ледяной пробки (зажор). Наводнения нередко возникают под действием ветров, нагоняющих воду с моря и вызывающих повышение уровня за счет задержки в устье приносимой рекой воды. Эти наводнения называются нагонными. Наводнения такого типа наблюдались в дельте Невы (1824, 1924 гг.), в Голландии, в Англии, в Гамбурге и других регионах земного шара. На морских побережьях и островах наводнения могут возникнуть в результате затопления волной, образующейся при землетрясениях, извержениях вулканов и т.д.

Наводнения могут происходить как на постоянных, так и временных водотоках, а также в районах, где вообще нет определенных русел, например в засушливом районе с ливневым типом осадков. Проблема приспособления человека к наводнениям приобретает особенно сложный характер, потому что лишь немногие бедствия могут нести добро и зло одновременно. Людей привлекают на поселение в опасных в отношении наводнений районах сами особенности этого явления: наличие воды и пойменные земли, в связи с чем возрастает возможность ущерба.

Поэтому не удивительно, что попытки разрешить конфликт между необходимостью освоения прибрежных земель и неизбежными убытками предпринимались на протяжении всей истории человечества. Даже в условиях более примитивно организованных доиндустриальных обществ прибегали к экологическим приспособлениям к наводнениям. В числе известных приспособлений крестьянских общин к периодическим наводнениям - традиционные формы земледелия в низовьях Нила, ныне изменившиеся в связи с сооружением высотной Асуанской плотины, и хуторская система рисоводства в низовьях Меконга, которая в результате существования мероприятий по борьбе с наводнениями в бассейне Меконга со временем изменится. Другой подобный пример - население равнины Баротсе на северо-западе Замбии. Его организованная реакция на ежегодные сезонные затопления прибрежных территорий в верховьях р. Замбези - срединной области, в которой проживают баротсе, - состоит в миграции населения на возвышенные участки. Социально-экономические изменения в таких обществах при их индустриализации, несомненно, приведут к увеличению ущерба от наводнений. Такое привычное приспособление, как миграция, выпадет из числа доступных альтернатив. Реализации других возможных приспособлений может воспрепятствовать отсутствие знаний, технических и (или) материальных средств.

В индустриальных обществах XX столетия широко укоренилась концепция многоцелевого использования речных бассейнов (United Nations, 1969), согласно которой уменьшение ущерба от наводнений должно сочетаться с планированием рационального водопользования.

Наводнения угрожают почти 3/4 земной суши. По данным ЮНЕСКО, от речных наводнений за 20 лет погибло около 200 000 чел. Считается, что опасным уже является слой воды до 1 м, со скоростью потока более 1 м/с. Подъем воды на 3 метра приводит к разрушению домов. Наводнения приносят большой материальный ущерб. Сильнейшее наводнение произошло примерно 5600 лет назад в долине Тигра и Евфрата в Месопотамии, что нашло отражение в Библии как “Всемирный потоп”. В 1953 г. произошло сильное наводнение в Голландии - уровень воды достиг 4.6 м. Защитные сооружения не выдержали. Погибло более 18000 чел. Катастрофические подъемы воды в Темзе происходили многократно за время существования Лондона и сопровождались человеческими жертвами. Острова дельты Невы, на которых был основан Санкт-Петербург, с 1703 г. более 260 раз заливались водой. Сильное наводнение случилось 7 ноября 1824 г. Вода поднялась на 4.21 м. выше уровня Балтийского моря. Было разрушено более 3 тыс. домов и строений, погибло около 600 человек. Наводнение возникает из-за того, что Нева не может пробиться к морю и течет вспять.

Короче говоря, опасность наводнений носит глобальный характер и при соответствующем сочетании факторов наблюдается всегда в период выпадения осадков. При этом характер выпадения осадков может быть различным: от равномерного и повсеместного до спорадического и весьма локализованного. Приспособления к этому стихийному бедствию должны зависеть как от пространственных его особенностей, так и случайного во времени характера. К тому же должны учитываться интересы рационального использования пойменных земель и русел рек.

Таблица 1

Крупнейшие наводнения на Земном шаре (по 1972 г.).

Число жертв

Материальный ущерб

Июнь 1972 г.

Восток США

2 млрд. долл.

Июнь 1972 г.

Рапид-Сити, Южная Дакота

100 млн. долл.

Орадя, Румыния

Пострадало 225 населенных пунктов

Юг Калифорнии

Юг Мичигана и север Огайо

Виржиния

Север Нью-Джерси

140 млн. долл.

Гуджарат, Индия

Январь-март 1967 г.

Штаты Рио-де-Жанейро и Сан- Паулу

Лиссабон

Рио-де-Жанейро

Долина реки Арно, Италия

Уничтожены сокровища искусств во Флоренции и других местах

Юго-запад США

Север Монтаны

Декабрь 1964 г.

Запад США

Беллу но, Италия

Перелив воды через дамбу Вайонт

Барселона

80 млн. долл.

Север Европы

Центральные районы запада США

Фрежюс, Франция

Разрушена плотина Мальпассет

Пакистан и Индия

Убытки в 63 млн. долл. от затопления 5,6 млн. акров посевных земель

Область Казвин, Иран

Северная Европа

Опустошены прибрежные районы

Канзас и Миссури

200 тыс. жителей лишились крова, 1 млрд. долл.

Манчжурия

Провинция Аньхой, КНР

Лишились крова 10 млн. человек; 5 млн. акров затоплено

Тяньцзинь, Китай

Миллионы людей лишились крова

Санта-Паула, Калифорния

Разрушена плотина в Сент-Франсис

Огайо и Индиана

Р. Янцзы, Китай

Хепнер, Орегон

Город разрушен

Джонстаун, Пенсильвания

Хэнань, Китай

Свыше 900000

Разлилась Желтая река; уничтожены многочисленные населенные пункты

... 2001 года в ДВГУ планируется приступить к разработке и внедрению согласованных учебных ... нормальную жизнедеятельность человека... В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ ЛИЦЕЯ ДАЛЬРЫБВТУЗА Т. А. Ткаченко, ... с учебным пособием предполагает... безопасную деятельность...
  • Пленарное заседание ix международной очно - заочной научно-практической конференции студентов аспирантов и молодых исследователей «интеллектуальный потенциал вузов – на развитие дальневосточного региона россии и стран атр»

    Заседание

    Управления мультимедийного учебного пособия по английскому... магистрант кафедры «Безопасность жизнедеятельности» . Научный руководитель... Экономика и управление», Дальрыбвтуз , г. Владивосток 30. ... Ильченко О.Ю., ДВГУ , г. Владивосток... 22.01.2001 Подписано в...

  • X международной очно - заочной научно-практической конференции студентов аспирантов и молодых исследователей «интеллектуальный потенциал вузов – на развитие дальневосточного региона россии и стран атр» 24 апреля 2008 г 11 00 час ауд 1457

    Заседание

    ИСКТ 7.Информационная безопасность компании – ... управления электронным учебным пособием по английскому... Бодюль В.С., Дальрыбвтуз , г. Владивосток... как основа жизнедеятельности человека. Матухно... Карпачев М.В., ДВГУ , г. Владивосток... 22.01.2001 Подписано в...

  • I археология (монографии сборники брошюры)

    Библиографический указатель

    И аспирантов ДВГУ . 2001 . – ... конф. – Владивосток: Дальрыбвтуз , 2002. – Т. 1. ... Учебные и справочные издания 610. Березницкий С.В. Этнология: учеб. пособие ... формирование, расселение, жизнедеятельность (материалы и... национальной безопасности Российской...



  • Просмотров