Закупка лицензионного программного обеспечения по 44 фз. Все, что нужно знать об импортозамещении по. Исключения в лимитировании ПО

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Да, сервер относится к компьютерной технике. Закупку сервера с предустановленным программным обеспечением, в плане графике отразите одной строкой. Для формирования идентификационного кода закупки заказчик может использовать ОКПД 2 основного объекта закупки, т.е. в данном случае самого компьютера (26.20).

Закон 44-ФЗ не устанавливает ограничений на объединение в один лот нескольких услуг. Но в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки не должен включать, в том числе требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Кроме того ограничения вытекают из ч. 3 ст. 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Из Закона № 44-ФЗ в сфере закупок следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.

Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).

В качестве подтверждения того, что указанное объединение не повлекло сокращение количества участников, заказчик может ссылаться на то, что в ходе осуществления закупки заявки на участие подали несколько участников (т.е. фактически сокращение количества участников не имело места).

Как сформировать лот

Компьютеры и программы

ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.

Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).*

Правомерно ли осуществить закупку, объединив в один лот услуги по инженерно-техническому обслуживанию здания и уборке здания для обеспечения деятельности судей путем проведения закрытого аукциона?

Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки не должен включать, в том числе требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.*

Также ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" № 135-ФЗ (далее - Закон № 135-ФЗ) устанавливает запрет при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.*

Обращаем внимание, что аналогичную норму содержит ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которая предусматривает административную ответственность (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.) за включение в описание объекта закупки, в том числе требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Поэтому, при описании объекта закупки заказчик должен учитывать требования и запреты, приведенные в указанных нормах Закона о контрактной системе, Закона № 135-ФЗ и КоАП РФ.*

Таким образом, в случае включения в один лот услуг по инженерно-техническом обслуживанию здания и уборке помещений, указанных в вопросе, Вам необходимо подготовить позицию технологической и функциональной связанности таких услуг для ее защиты в контрольном органе в сфере закупок.*

Дополнительно сообщаем, что "услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений" (код ОКПД 70.32.13) и услуги по уборке помещений (коды ОКПД 74.70.13 "услуги по чистке и уборке общего назначения", 74.70.14 "услуги специализированные по чистке и уборке") относятся к различным кодам ОКПД, поэтому, по нашему мнению, лучше закупать указанные услуги различными лотами.

Вместе с тем, напоминаем, что Постановлением Президиума ВАС РФ от 29 января 2013 г. № 11604/12 принятом по Закону № 94-ФЗ сделаны некоторые выводы, а именно:

"Обоснование судами отсутствия технологической и функциональной взаимосвязи включенных в один лот работ и услуг их неодноименностью, неоднородностью и невзаимозаменяемостью со ссылками на номенклатуру, ОКВЭД и Гражданский кодекс Российской Федерации является неверным, поскольку в ст. 17 Закона № 135-ФЗ отсутствуют ссылки на указанные нормативно-правовые акты, и эти акты имеют иные цели правового регулирования, отличные от определенных упомянутым законом.

Как следует из Закона № 94-ФЗ, номенклатура позволяет определить одноименность товаров (работ, услуг) в целях возможности проведения совместных торгов.

Частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены отдельные виды договоров, регулируемые соответствующими главами ГК РФ.

Отсутствие признаков аналогичности, одноименности и взаимозаменяемости не может подтверждать отсутствие технической и функциональной связанности, приведенной в ст. 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку свидетельствует лишь о неоднородности работ".

Кроме того, напоминаем, что согласно ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

  1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  2. закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  3. заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
  4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Таким образом, в случае осуществления закупок на услуги по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, по нашему мнению, Вам необходимо проводить закрытые способы определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в частности закрытый аукцион.

При этом осуществление закупки на "услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений" (код ОКПД 70.32.13) не предусматривает проведения закрытых способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Учитывая изложенное, в случае осуществления закупки услуг по инженерно-техническом обслуживанию здания и уборке помещений для обеспечения деятельности судей в одном лоте путем проведения закрытого аукциона, контрольный орган в сфере закупок может не согласовать проведение такой закупки на основании ч. 3 ст. 84 Закона о контрактной системе и "Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537, поэтому не советуем включать такие услуги в один лот.*

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

Вправе ли заказчик объединить в одном лоте различные расходные материалы, например нити хирургические и зонды

Да, если товары функционально связаны.

Участник закупки вправе пожаловаться в ФАС России и заявить, что заказчик, который объединяет в один лот различные расходные материалы, ограничивает конкуренцию. Однако жалобу признают необоснованной, если заказчик докажет, что закупает товары, которые функционально связаны.

Пример - решение Курганского УФАС России от 19 февраля 2014 г. № 05-02/23-14. Заказчик закупал расходные материалы и медизделия для стационара: шприцы, дезинфицирующие и перевязочные средства, стерилизационные товары, продукцию для рентгенкабинетов. Участник посчитал, что это разноименные группы товаров, и пожаловался в УФАС России. Антимонопольная служба признала жалобу необоснованной.*

Приказ, ОК Росстандарта от 31.01.2014 №№ 14-ст, 034-2014

ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2). Разделы C (класс 16) - C (класс 26) (часть 2)

Компьютеры и периферийное оборудование*

Компьютеры, их части и принадлежности

26.20.11

Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника

26.20.11.110

Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата

Может ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение приобрести программное обеспечение (приобретение модуля сбора 70данных для специального раздела сайта ОУ, тип лицензии- неисключительный) по ФЗ №44-ФЗ на условиях аванса (30% и 70%)? Распространяются ли условия авансирования для федеральных бюджетных заказчиков на договора, заключаемые по ФЗ №223-ФЗ?

Ответ

1.Нет, не может. Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году приведен в справочнике 1.

2. Ограничения по объему авансовых платежей в рамках Закона 223-ФЗ установлены теми же нормами, что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Обоснование
Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году

Авансовые платежи по контрактам для федеральных ПБС, бюджетных и автономных учреждений ограничены. Смотрите в таблице, в каких размерах учреждение вправе установить аванс и когда можно оплатить 100 процентов.

В контрактах, по которым предусмотрено поэтапное исполнение, не предусматривайте выплату аванса на последнем этапе. Исключение - контракты, размер аванса по которым - 100 процентов , а также если контракт подлежит казначейскому сопровождению . Об этом - в пункте 19

Размер авансовых платежей *

Предмет и условия контракта

Основание

Запрет на авансирование (нельзя прописывать аванс в контракте)

1. Поставка товаров или оказание услуг из перечня. Это продукция массового потребления: белье постельное и столовое, ноутбуки и планшеты, автомобили легковые, средства автотранспортные грузовые, ручки и карандаши. А также услуги: по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, ремонту мебели и т. д.

Запрет действует на весь контракт даже в том случае, если, кроме товаров и услуг из перечня, в него включили другие товары (услуги)

2. В контракте прописали условия о:

Казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы контракта;
- казначейском сопровождении расчетов по контракту в размере не менее суммы такого обеспечения

П. 20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 6 постановления Правительства от 30.12.2017 № 1705, письмо Федерального казначейства от 11.01.2018 № 07-04-05/05-160

Перечень утвержден распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21-р

В размере не больше 30 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России.

Подп. «а», «б» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Если стоимость контракта на строительство, реконструкцию, капремонт госсобственности России больше 600 млн руб., заказчик вправе включить в контракт условие о повторной предоплате, если подрядчик выполнит работы в объеме уже выплаченного аванса. Общая сумма авансирования не должна превышать 70 процентов суммы контракта

В размере свыше 30 и до 80 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

НИОКР, которые направлены на импортозамещение технологической продукции.

Соблюдайте два требования:
- от Минпромторга получите подтверждение, что контракт соответствует целям импортозамещения;
- в контракт включите условие о казначейском сопровождении аванса. Не включайте это условие, если контракт подлежит банковскому сопровождению

В размере свыше 30 процентов суммы контракта, но не более 90 процентов суммы договора

Подп. «а» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

До 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств**

Услуги связи

Подписка на печатные издания, их приобретение***

Обучение на курсах повышения квалификации и прохождение профессиональной переподготовки

Участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях

Госэкспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проверка достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

Приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов на городской и пригородный транспорт

Грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом

Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение

Проведение мероприятий по тушению пожаров

Аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки)

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Контракты Минздрава с иностранными организациями на проведение лечения граждан РФ за пределами территории России (в соответствии с постановлением Правительства от 15.02.2008 № 72)

Подп. «в» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

* Внимание: после 1 декабря 2018 года нельзя заключать контракты, по которым предусмотрена выплата в 2018 году аванса или оплата работ (услуг), со сроком исполнения свыше одного месяца. Исключение - контракты, которые заключают по решению Правительства и для гособоронзаказа. Об этом сказано в пункте 14 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496.

** Контракты свыше 100 млн руб., по которым предусмотрено авансирование, должны проходить с казначейским сопровождением . Исключение: контракты, которые сопровождает банк . Об этом сказано в подпункте 4 пункта 2 статьи 5 Закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ.

*** Для санкционирования оплаты подписки на периодические печатные и электронные издания в орган Федерального казначейства достаточно представить счет или счет-фактуру (письмо Минфина от 20.01.2016 № 02-01-11/1758 ).

Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ7

Авансовые платежи

Ограничения по объему авансовых платежей установлены теми же нормами , что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ .*

Из справочника

Условия контракта по Закону № 44-ФЗ

Авансовые платежи

Размеры авансов по контрактам у федеральных, региональных и местных заказчиков разные. Их устанавливают органы власти своими нормативно-правовыми актами.

Федеральные учреждения

На федеральном уровне Правительство ограничило объем авансовых платежей для ПБС.
Для федеральных бюджетных и автономных учреждений аналогичные лимиты по авансам действуют с 27 ноября 2017 года. До этой даты ограничений, кроме контрактов за счет субсидий, не было.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, пунктах 18-20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письмах Минэкономразвития от 20.09.2016 № Д28и-2454, Казначейства от 16.06.2016 № 05-03-13/5.*

Совет: в заявке на кассовый расход правильно заполните поле «Признак авансового платежа» в графе 4 раздела 1 «Реквизиты документа» или графе 5 аналогичного раздела в сокращенной заявке. Когда перечисляете аванс, заполните форму так:

· в поле «Признак авансового платежа» укажите «Да» (п. 9.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства от 10.10.2008 № 8н);

· в графе «Назначении платежа» напишите, что перечисляете аванс.

Казначейство России сверит эти сведения и пропустит платеж. Обнаружит ошибку - вернет заявку без исполнения.

Такие разъяснения дают специалисты Казначейства в письме от 30.10.2015 № 05-03-15/103.

Региональные и муниципальные учреждения

Размер авансов на региональном и местном уровне определяют соответствующие органы власти. Как правило, установленные лимиты распространялись только на ПБС. Но с 27 ноября 2017 года их также должны соблюдать бюджетные и автономные учреждения.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.*

Оплата за этапы работ

Не включайте в контракт условие об авансе на последнем этапе его исполнения. Исключение - контракты, авансовый платеж по которым 100 процентов, а также те, по которым предусмотрено казначейское сопровождение. Если подрядчик выполняет работы, услуги по контракту поэтапно, а заказчик полностью оплачивает каждый этап - это не аванс. Заказчик оплачивает работы, услуги, которые подрядчик уже выполнил. Об этом - в пункте 19 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письме Минфина от 23.09.2011 № 02-03-10/4282.

Может ли заказчик по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) купить программное обеспечение, произведенное в Российской Федерации, но не включенное в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ПП 1236 от 16.11.2015)? Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ купить иностранное программное обеспечение в составе оборудования или компьютера? Нужно ли готовить обоснование закупки иностранного программного обеспечения, если оно предустановлено на оборудование или компьютер производителем?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закупка оборудования с предустановленным программным обеспечением, происходящим из иностранных государств, возможна только в случае обоснованной невозможности соблюдения запрета на допуск такого программного обеспечения.
На закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр российских программ, указанный запрет не распространяется, однако такую позицию с высокой вероятностью придется отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), упомянутым Вами Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения (далее - ПО), происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1236).
Согласно Постановления N 1236 указанный запрет распространяется на допуск ПО для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительные права на такое ПО и права использования такого программного обеспечения. Исключений для случаев приобретения заказчиком компьютерного оборудования с предустановленным ПО не установлено, соответственно, запрет, установленный данным постановлением, распространяется и на такие закупки.
Сказанное подтверждает многочисленная правоприменительная практика (смотрите, например, ФАС от 24.10.2016 N К-1725/16, решение УФАС по Астраханской области от 02.06.2017 N 173-РЗ-04-17, решение УФАС по Кемеровской области от 18.05.2017 N 284/З-2017, постановление УФАС по Челябинской области от 13.04.2017 N 7.30-4.2/69-2017, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 20.12.2016 N 08/3205-16), а также судебная практика (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 07.07.2017 N 11АП-7913/17).
Постановления N 1236 установлены исключения, дающие право не соблюдать запрет на допуск иностранного ПО:
- в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Невозможность соблюдения установленного N 1236 запрета по указанным выше причинам должна быть обоснована. Порядок подготовки указанного обоснования утвержден п. 1 Постановления N 1236.
Под "реестром" в приведенных выше нормах очевидным образом понимается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), Правила формирования и ведения которого утверждены тем же п. 1 Постановления N 1236.
Соответственно, если на оборудование или компьютер предустановлено иностранное ПО и в Реестре российских программ отсутствуют аналоги, либо российский аналог по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО, заказчик должен обосновать невозможность соблюдения запрета, установленного Постановлением N 1236.
В настоящее время в ряде случаев, ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), согласно которой программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в Реестр, признаются происходящими из Российской Федерации, контролирующие органы приравнивают ПО, произведенное в России, сведения о котором отсутствуют в Реестре российских программ, к происходящему из иностранных государств (смотрите, например, решение УФАС по Хабаровскому краю от 27.10.2016 N 477, решение УФАС по Сахалинской области от 19.06.2017 N 171/17, решение УФАС по Ярославской области от 27.04.2017 N 05-02/129Ж-17).
Однако, на наш взгляд, данная позиция не бесспорна.
Прежде всего Постановления N 1236 установлен запрет на допуск именно ПО, происходящего из иностранных государств, а не того ПО, "сведения о котором отсутствуют в реестре". При этом ни в законе, ни в N 1236 нет указания, что ПО, сведения о котором отсутствуют в реестре, "в целях осуществления закупок считается происходящим из иностранных государств" либо "не может считаться российским".
Более того, согласно Закона N 149-ФЗ Реестр создается в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки, но не в целях ограничения использования российского ПО, сведения о котором не внесены в Реестр. Включение в реестр осуществляется в силу п. 9 вышеуказанных Правил формирования и ведения Реестра по заявлению правообладателя. Обязанности включения ПО в Реестр (подачи соответствующего заявления) ни одной нормой не установлено. Отсюда можно сделать вывод, что для целей оказания государственной поддержки, в том числе предоставления преференций при закупке для государственных или муниципальных нужд, ПО, сведения о котором внесены в Реестр, однозначно должно считаться российским - именно для этого он и создан. Но обратного, - что ПО, сведения о котором не внесены в реестр, не должно считаться российским, - из приведенных выше норм не следует.
Иными словами, само по себе отсутствие в Реестре сведений о ПО может иметь для правообладателя следующие негативные последствия в области закупок для государственных или муниципальных нужд:
а) при принятии и обосновании заказчиком решения о возможности закупки иностранного ПО даже сам факт существования российского ПО, не внесенного в реестр, а тем более - его характеристики, не принимаются во внимание;
б) отнесение ПО к российскому не может быть проверено по содержанию Реестра.
Однако и в этом случае правообладатель российского ПО может участвовать в закупке, просто ему не будут предоставлены преференции в виде отстранения участников закупки, предлагающих ПО, происходящее из иностранных государств, и он должен будет конкурировать с такими участниками на равных.
Полагаем достаточно странным такой вывод, что правообладатель такого российского ПО, которое может конкурировать на равных с происходящими из иностранных государств, должен быть лишен возможности конкурировать с участниками другого отечественного ПО, внесенного в Реестр.
Соответственно, по нашему мнению, правообладатель ПО в принципе может участвовать в закупке, доступ к которой для иностранного ПО запрещен, представив иные, помимо включения сведений о ПО в Реестр, доказательства, что это ПО является российским. Например, в качестве доказательства могут рассматриваться документы, предоставление которых необходимо для включения в реестр, подтверждающие принадлежность исключительного права резидентам РФ и (или) контролируемых ими лицами, использование иностранных составляющих ПО не более 30% от стоимости ПО, включаемого в реестр, и т.п. ( Закона N 149-ФЗ).
Равным образом, на наш взгляд, обосновывать закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр, заказчик не обязан.
Тем не менее, должны заметить, что с учетом практики применения органами ФАС России и в отсутствие официальных разъяснений самого этого ведомства, равно как и судебной практики, скорее всего, указанную позицию придется отстаивать в суде.
Напомним, что в случае приобретения компьютера (иного оборудования) с предустановленным программным обеспечением заказчиком также должны соблюдаться требования Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Сделайте пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» плана-графика закупок.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято , которым установлен на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два . И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС . К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года.

Который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта , в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке .
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке .

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра , тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.



Просмотров