Законодательство в сфере земельных отношений. Принципы земельных правоотношений

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 2 ЗК РФ

Статья 2 ЗК РФ. Земельное законодательство (действующая редакция)

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 2 ЗК РФ

1. Земельное законодательство как самостоятельная отрасль российского законодательства имеет определенную систему. Основой ее является Конституция Российской Федерации, которая в ст. 72 установила совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ в области регулирования земельных отношений. Таким образом, земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения земельными и другими природными ресурсами, как предусмотрено ст. 72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Поэтому субъекты РФ часто, восполняя пробелы федерального законодательства, действуют в порядке так называемого опережающего правотворчества, т.е. принимают законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам, по которым федеральный закон еще не разработан или находится в стадии разработки.

Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом. Иными словами, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции).

К вопросам, решаемым при совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, ст. 72 Конституции РФ относит: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе на природные ресурсы.

Решение других вопросов в области рационального использования и охраны природных ресурсов Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации. Поэтому в ст. 73 Конституции записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Следующим важным актом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования земельных отношений, отношений природопользования и охраны окружающей среды являются указы Президента Российской Федерации. Особенность их обусловлена высоким положением Президента как главы государства, что провозглашено в ст. 80 Конституции РФ. На основании Конституции Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с высоким статусом в государственном устройстве страны Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по важнейшим вопросам политики, экономики и экологического и продовольственного благополучия населения страны.

Президент РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Нормативные правовые акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (т.е. они являются подзаконными актами).

По конкретным, текущим и перспективным проблемам земельного и экологического права Президентом были приняты Указы: от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"; от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и др.

Президент издал также ряд указов, имеющих важное значение для успешного проведения земельной реформы. В их числе можно выделить Указы от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю"; от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и др.

Выполнив свою организующую роль в деле проведения в стране земельной реформы, они утратили силу в соответствии с Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ издает акты, имеющие нормативный характер, - в форме постановлений; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления, в отличие от распоряжений, носят общий характер, являясь нормативными актами. Распоряжения обычно принимаются по частным, конкретным вопросам и потому являются правовыми актами индивидуального значения, т.е. не имеющими нормативного характера.

Правительство решает практически все те вопросы, которые необходимы для успешного исполнения федеральных законов и указов Президента РФ об организации рационального использования и охраны земель и других природных ресурсов, осуществлении мер по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы.

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения . Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута - лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений - корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан-ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ-ствии с нормами права. В настоящее время с введени-ем института частной собственности на землю и платного землеполь-зования земельные отношения приобрели новое содержа-ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

- по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

- охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

- по степени определенности сторон правоотношения : абсолютные и относительные.

- абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

- относительные правоотношения - правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

- по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

- материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

- процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

- по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

- Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

- Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности . Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае - земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

Санкционирующий - не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

Делегирующий - дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Развитие земельного законодательства субъектов РФ, осуществлялось параллельно с формированием федерального земельного законодательства.

На первом этапе земельной реформы (февраль 1990 - декабрь 1993 г.) собственное регулирование земельных отношений осуществлялось только в республиках в составе РСФСР, причем принимаемые ими норматив­но-правовые акты во многом дублировали по содержанию законы СССР и РСФСР.

Например, в этот период принимаются законы республики Дагестан «О земельной реформе», «О земле» от 16 мая 1991 г., Закон республики Татарстан «О земельной реформе», Законы Калмыцкой республики «О земле» от 20 февраля 1990 г. и ряд других. В краях, областях и иных субъектах РСФСР в это время правовое регулирование земельных отношений не проводилось.

Конституция РФ разграничила круг вопросов, отнесенных к исключительному ведению РФ (ст. 71), совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72) и исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73). По предметам совместного ведения, согласно п.2 ст. 76 Конституции РФ, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятым по предметам совместного ведения, действует федеральный закон.

Однако правомерность принятия субъектом РФ закона, регулирующего земельные отношения в случае отсутствия федерального закона, долгое время не была четко определена.

По этому вопросу в научной литературе в результате анализа положений ст. 76 Конституции РФ было высказано мнение, что “субъекты Федерации вправе не урегулированные вопросы урегулировать самостоятельно”. Если будет принят федеральный закон, который регулирует эти вопросы по иному, субъекты РФ обязаны привести свои законы в соответствие с федеральным законом.

Аналогичная правовая позиция была сформулирована в решениях Конституционного Суда РФ. Как отмечалось в научной литературе, “правовые позиции Конституционного Суда РФ представляют собой его отношение к определенным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда, образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства”.

Как отмечает В.А. Сивицкий, значение правовой позиции Конституционного Суда РФ в том, что акт, противоречащий правовой позиции Конституционного Суда РФ может быть признан неконституционным, «поэтому субъект правотворчества должен внимательно знакомиться с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, не принимать нормативных актов, им противоречащим».

По данному вопросу правовая позиция была сформулирована, например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г., в котором было указано, что отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует представительному органу власти субъекта РФ принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции РФ и вытекает из природы совместной компетенции. Однако принятие такого акта не должно противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Наконец, окончательно этот вопрос был разрешен в п.2 ст. 12 закона РФ от 24 июня 1999 г. “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которому до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование.

На содержание земельно-правовых актов субъектов РФ оказывали влияние несколько тенденций. Среди них следует выделить неполноту, противоречивость, нестабильность законодательства, регулирующего земельные отношения, заимствование положений земельного законодательства Российской Федерации, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Например, Положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства РФ 10 декабря 1993 г. было через две недели отменено Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. “О приведении земельного законодательства Российской Федерации с соответствие с Конституцией Российской Федерации”.

Кроме того, содержание земельно-правовых актов субъектов РФ напрямую зависит от толкования положений п.3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которому “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона”. Однако в судебной практике и федеральном законодательстве такие дефиниции отсутствуют.

Как отмечалось в научной литературе, термин «пользование» может иметь три значения: а) осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией земли как природного ресурса; б) правомочие собственника; в) вещное право на землю – бессрочное (постоянное) пользование.

К термину «пользование» в первом, наиболее широком значении могут применяться такие понятия, как «условия пользования» и «порядок пользования». В этом случае под «условиями пользования» можно понимать права на землю – собственность, аренда, пользование, а также способы получения земельных участков на указанных титулах. Под «порядком пользования» в научной литературе понимается совокупность прав и обязанностей по эксплуатации земли как природного ресурса всеми субъектами, независимо от видов прав на земельные участки.

Под правом «пользования» как правомочием собственника следует понимать право на хозяйственную эксплуатацию земель, которое в земельном законодательстве охватывается системой конкретных действий (поведения) по отношению к земельному участку, включая обязанности собственника земельного участка.

Однако, на наш взгляд, главной причиной увеличения количества региональных законов, регулирующих земельные отношения, являлась утрата юридической силы почти половины статей ЗК РСФСР 1991 г. и отсутствие нового Земельного кодекса РФ.

Существующие пробелы в земельном законодательстве субъекты РФ были вынуждены восполнять посредством принятия региональных законов.

Большинство законов субъектов РФ в области земельных отношений направлены на установление порядка использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в то время как правовому режиму, например, земель поселений не уделяется должного внимания.

В течении второго периода земельной реформы общая тенденция развития регионального законодательства состояла в том, что его удельный вес неуклонно повышался при уменьшении количества федеральных нормативно-правовых актов, доля которых составляла в конце 1999 г. не более 10 % от общего количества действующих в России нормативно-правовых актов.

Законодательство субъектов РФ по вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов в общем объеме законодательства субъектов РФ занимало на данном этапе, по мнению некоторых исследователей, 6 место (из 10 возможных), уступая по объему законодательству по вопросам хозяйственной деятельности, конституционному, финансовому и иному законодательству, но доминируя над социально-культурным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Динамика развития регионального законодательства о природных ресурсах также характеризуется стабильным приростом с 47 законов в 1991 г. до 948 в 1998 г. В составе законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды одно из главных мест принадлежит земельному законодательству.

В ходе регулирования земельных отношений субъектами РФ определились несколько концептуальных подходов к проведению земельной реформы:

1. Активное проведение земельной реформы, стимулирование оборота земельных участков (особенно в населенных пунктах), приватизации земельных участков и т.д. (Законы “О земле” Саратовской, Самарской, Калининградской областей и др.);

2. Нейтральная позиция по вопросу проведения земельной реформы. В таких регионах принимается незначительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, поэтому названные отношения регулируются преимущественно федеральными правовыми актами. Так, в Волгоградской области на момент написания данной работы (сентябрь 2001 г.) действует два областных закона, регулирующих земельные отношения. Во-первых, к ним относится закон Волгоградской области “Об аренде земельных участков на территории Волгоградской области” от 28 сентября 1998 г., и, во-вторых, Закон “Об использовании невостребованных земельных долей на территории Волгоградской области” от 29 сентября 1999 г. Действие третьего закона – “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области” от 15 февраля 1997 г. на сегодняшний день приостановлено Законом Волгоградской области от 9 апреля 1997 г. “О приостановлении действия закона Волгоградской области “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области”).

Ситуация, когда субъекты РФ не принимают собственных законов по вопросам использования и охраны природных ресурсов, по мнению некоторых авторов является наиболее предпочтительной. Однако в условиях пробельности правового регулирования земельных отношений и отсутствия нового Земельного кодекса, с такой позицией, на наш взгляд, было бы трудно согласиться.

3. Отрицание (или ограничение) частной собственности на землю и (или) оборота земельных участков вопреки ст. 9 и 36 Конституции, закрепляю­щих это право. Такая тенденция в развитии земельного законодательства в течении ряда лет прослеживалась в законодательстве города Москва, республик Коми, Кабардино-Балкарии, Дагестан, Тыва, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарского края, Новосибирской области и ряда других.

Так, распоряжением вице-мэра города Москвы от 2 марта 1992 г. “Об аренде земли как основной формы земельно-правовых отношений в г. Москве” установлено, что с 1 января 1992 г. в городе Москве пользование землей на условиях аренды является основной формой земельных отношений (п.1), а, следовательно, в частную собственность земельные участки не предоставляются вопреки положениям ст. 36 Конституции РФ.

Одной из особенностей землепользования на территории города Новосибирска является предоставление земельных участков только на условиях аренды под гаражное строительство, строительство овощехранилищ, предпринимательскую деятельность.

Земельным кодексом Республики Коми установлено, что земля в пределах границ республики является собственностью Республики Коми.

Купля, продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков запрещается. Совершение таких сделок между землевладельцами и землепользователями влечет их недействительность.

В таких субъектах РФ предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам возможно на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) и срочного пользования и/или аренды.

В отдельных субъектах РФ, наряду с признанием частной собственности на землю, происходило отрицание федеральной собственности на землю (Республика Башкортостан и другие). Более того, под указанное неконституционное положение предпринимались попытки подвести научную основу. Так, Янбухтин Н.Б. полагает, что «положения ст. 76 Конституции Российской Федерации допускает при определенных случаях верховенство законов субъекта Российской Федерации, что в полной мере может отнесено к области регулирования и земельных отношений».

Другие представители Республик в составе России, полагают необходимым «в целях обеспечения законности в проведении земельной реформы в Республике Татарстан и в целях защиты прав и свобод граждан Республики Татарстан приостановить введение в действие норм ЗК Республики Татарстан о частной собственности на землю и нормы о государственной регистрации первичного рынка земельных участков». Этот запрет должен действовать до завершения землеустроительных работ и некоторых иных мероприятий. Однако с подобными предложениями принципиально нельзя согласиться ввиду грубого нарушения конституционных норм.

В последние годы происходит постепенное искоренение негативных тенденций по запрету гражданам и юридическим лицам приобретать земельные участки в частную собственность в субъектах РФ. Так, согласно п.1 ст. 4 Закона города Москва от 29 сентября 1999 г. № 36 “Об эксперименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде” земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, свободные от прав третьих лиц, могут быть проданы путем проведения публичных торгов в форме аукциона, порядок организации и проведения которого устанавливается Московской городской администрацией в соответствии с законодательством. Такой эксперимент должен продолжаться не более одного года, а по его итогам Московская городская администрация вносит в Московскую городскую Думу предложение о целесообразности широкомасштабной передачи земельных участков в частную собственность как одного из факторов развития города Москвы. И действительно, на первом аукционе, прошедшем в Москве в начале октября 2000 г., земельный участок площадью 7300 кв. м. в микрорайоне Крюково (далеко не центр Москвы) был продан в собственность за 310 709 долларов США. Отмечаются положительные изменения и в других субъектах РФ.

В тоже время продолжает сохраняться другая неконституционная тенденция развития законодательства субъектов РФ, связанная с отнесением субъектами РФ земельного законодательства к исключительному ведению соответствующих субъектов РФ, а не к совместному ведениию РФ и субъекта РФ, как это предусмотрено Конституцией РФ.

Согласно п.2 ст. 10 Конституции Республики Северная Осетия – Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.), земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, коллективной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия – Алания; в соответствии со ст. 36 Конституции Республики Северная Осетия - Алания, граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, ее недрами и другими природными ресурсами в соответствии с законом Республики Северная Осетия - Алания.

Перечень подобных нарушений Конституции РФ и федерального законодательства можно продолжить, однако и в данной сфере происходит постепенное преодоление неконституционных тенденций.

Так, согласно ст. 2 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» от 8 августа 1995 г., «нормативные правовые акты Российской Федерации по регулированию земельных отношений применяются на территории Краснодарского края с учетом настоящего закона». Таким образом, устанавливался приоритет регионального закона над федеральным. На эту особенность данного закона неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, в связи с чем, очевидно, в редакции закона 1999 г. данная норма сформулирована следующим образом: «Настоящий Закон является основой для других законов и правовых актов Краснодарского края, регулирующих земельные отношения. В случаях противоречия нормативных и распорядительных актов Краснодарского края настоящему Закону действуют положения (нормы) настоящего Закона».

Однако и после внесения изменений в данный закон, отдельные его положения продолжают противоречить Конституции РФ и федеральным законам, на что обращалось внимание Конституционного Суда РФ.

В случае, когда органы государственной власти субъекта РФ активно проводят земельную реформу, в развитии земельного законодательства субъектов РФ можно выделить следующие направления:

Во-первых, законы субъекта РФ дублируют федеральные нормативно-правовые акты или проекты федеральных законов. Например, Закон “О земле” Саратовской области практически дословно совпадает с текстом первого проекта ЗК РФ (например, в ст. 7-49; 60-98). В случае, если ЗК РФ был бы принят в первой редакции, закон Саратовской области “О земле” перестал бы нести какую-либо смысловую нагрузку. Законы других субъектов РФ заимствуют значительное количество правового материала из последующих версий проекта ЗК РФ. В законах отдельных субъектов РФ происходит дублирование содержания статей ЗК РСФСР.

Во-вторых, субъекты РФ издают законы и подзаконные акты, регламентирующие организационно-практическую сторону исполнения федерального закона. Напри­мер, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 декабря 1998 г. № 388 «Об утверждении методики расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах в Республике Адыгея» устанавливает организационно-технический порядок исполнения положений ст. 11 федерального закона «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.

В-третьих, субъекты РФ принимают законы, регулирующие земельные отношения до принятия соответствующих федеральных законов (и в первую очередь Земельного кодекса). Например, Закон Саратовской области “О прекращении прав на землю на территории Саратовской области” от 5 июня 1997 г. принят в связи с необходимостью урегулировать основания и порядок прекращения прав на земельные участки на территории области.

В-четвертых, федеральными законами предусмотрено установление региональным законодательством отдельных особенностей земельных отношений в регионах.

Так, согласно п.5 ст. 30 закона РФ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объеди­нениях граждан”, при разделе садовые, огородные или дач­ные земельные участки не могут быть меньше минимального размера зе­мельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъек­тов РФ. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г., предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства – органами местного самоуправления.

Поэтому в законах субъектов РФ и актах органов исполнительной власти субъектов РФ данные особенности отражены в зависимости от специфических особенностей землепользования республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Так, в Волгоградской области названные предельные размеры установлены Постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 1994 г. (с дополнениями от 16 мая 1994 г.) “О дополнительных мерах по осу­ществлению земельной реформы в области”. В других субъектах РФ названные размеры установлены законами субъектов РФ.

Таким образом, отсутствие необходимых федеральных законов, регулирующих земельные отношения, привело к росту активности субъектов РФ в регулировании земельных отношений. Этот процесс идет в субъектах РФ по-разному, причем связано это не столько со специфическими особеннос­тями определенного региона, сколько с политической ориентацией, опытом и квалификацией авторов законопроектов. В некоторых субъектах РФ достигнуты серьезные успехи в регулировании земельных отношений: решены вопросы разграничения собственности на землю между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями; четко урегулирован порядок приватизации земельных участков, порядок проведения торгов (аукционов и конкурсов) по предоставлению земель под застройку на территории поселений, основания и порядок установления сервитутов и т.д.

В то же время нельзя не отметить, что объем субъективных прав граждан на землю даже в соседних регионах может сильно различаться, что противоречит Конституции РФ.

Как уже отмечалось, второй этап земельной реформы заканчивается вступлением в силу нового Земельного кодекса РФ. С этого момента объективно произойдут ряд изменений в динамике развития регионального земельного законодательства:

1. Земельное законодательство ряда субъектов РФ в той или иной мере вступит в противоречие с ЗК РФ. Представительные органы власти субъектов РФ будут вынуждены привести свои законы в соответствие с ЗК РФ, при условии, что федеральная власть получит возможность реально воздействовать на нормотворчество региональных политических лидеров (точнее на его конституционность). В этом случае с момента принятия нового ЗК РФ земельное законодательство субъектов РФ потеряет свое прежнее значение и своеобразие и будет играть вспомогательную роль в дальнейшем регулировании земельных отношений.

2. Будут отменены ряд Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам.

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Комментарий к Ст. 2 ЗК РФ

Земельное законодательство в абз. 1 комментируемой статьи рассматривается как законодательство в узком смысле, т.е. совокупность законодательных актов, регулирующих земельные отношения. Однако само понятие «законодательство» в науке и правоприменении употребляется и в широком смысле: как совокупность всех нормативных правовых актов (как законов, так и подзаконных актов) — и в дальнейшем тексте комментируемой статьи 2 ЗК РФ именно с этой точки зрения названы указы Президента РФ и акты Правительства РФ, которые регулируют земельные отношения.

При этом в статье указана четкая иерархия актов земельного законодательства, «во главе» которых находится ЗК, а ему должны соответствовать другие федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ.

Земельное законодательство также можно рассматривать как федеральное земельное законодательство и земельное законодательство субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В ряде случаев ЗК прямо устанавливает, что данный вопрос, касающийся земельных отношений, регулируется исключительно на федеральном уровне: например, в соответствии со устанавливается ЗК и федеральными законами; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В то же время целый ряд вопросов отнесен ЗК к числу регулируемых законодательством субъектов РФ: это, например, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (ст. 33), утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон, за исключением пригородных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 86).

Однако большинство вопросов, регулируемых земельным законодательством, решается как федеральным, так и региональным законодательством, и в ЗК чаще всего содержатся соответствующие отсылки, такие как в п. 2 ст. 28: «Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Нельзя не отметить, что соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ по отраслям, являющимся сферой их совместного ведения, представляет собой непростой вопрос с точки зрения и теории, и практики законотворчества.
———————————
См. об этом, например: Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2003.

Субъекты РФ в области регулирования земельных отношений довольно часто, восполняя пробелы федерального законодательства, действуют в порядке так называемого опережающего правотворчества, т.е. принимают законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам, по которым федеральный закон еще не разработан или находится в стадии разработки, согласования, принятия. Так, в настоящее время в четырех субъектах РФ приняты законы, регулирующие порядок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (соответствующий федеральный закон разработан, но пока не принят).

Что касается указов Президента РФ, то именно этот вид нормативных правовых актов наиболее активно использовался в законодательстве 1990-х годов — практически вся аграрная и земельная реформы регулировались именно указами Президента РФ. Достаточно назвать сыгравшие знаменательную роль в развитии земельного законодательства постперестроечного периода Указы Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», от 14 февраля 1996 г. N 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др. Все они утратили силу в соответствии с Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации» , который на сегодняшний день является фактически единственным из действующих указов Президента РФ в области земельных отношений.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 851.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.) «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23) Правительство РФ издает акты, имеющие нормативный характер, — в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — в форме распоряжений Правительства РФ.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680; N 10. Ст. 1147.

Постановлениями Правительства РФ в настоящее время урегулирована значительная часть земельных отношений. Можно назвать, например, Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» , от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли» , от 2 декабря 2000 г. N 918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра» (в ред. от 27 мая 2006 г.) , от 30 июня 2006 г. N 404 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1539.

СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4899; 2006. N 23. Ст. 2512.

СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074.

В некоторых статьях ЗК так же, как и в статьях федеральных законов, содержатся непосредственные указания на то, что тот или иной вопрос регулируется Правительством РФ: например, согласно в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830.

В комментируемой статье 2 Земельного кодекса РФ не упомянуты ведомственные нормативные акты. Между тем приказы, инструкции, правила и другие подзаконные нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти в пределах их компетенции, также могут содержать нормы, регулирующие земельные отношения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 12 мая 2008 г.) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Среди федеральных органов исполнительной власти функциями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности обладают федеральные министерства. Федеральные агентства и федеральные службы не вправе осуществлять такое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ). В пределах своей компетенции они издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности данной федеральной службы или данного федерального агентства.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; 2004. N 21. Ст. 2023; 2005. N 47. Ст. 4880; N 52 (ч. 3). Ст. 5690; 2007. N 8. Ст. 978.

Среди принятых за последнее время наиболее значимых ведомственных нормативных правовых актов в сфере земельных отношений можно назвать Приказ Минэкономразвития России от 4 июля 2005 г. N 145 «Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения», письмо Роснедвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля», Приказ Минрегиона России от 11 августа 2006 г. N 93 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка» , Приказ Росрегистрации от 29 августа 2006 г. N 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» .
———————————
БНА. 2006. N 47.

БНА. 2006. N 36.

3. В субъектах РФ подзаконные нормативные акты принимаются, так же как и на федеральном уровне, органами исполнительной власти субъектов (например, правительствами), как правило, в виде постановлений.

Следует обратить внимание на то, что и в ЗК, и в других федеральных законах при отсылках к законодательству субъектов РФ в одних случаях указывается, что данный вопрос регулируется законами субъектов РФ, в других — просто что вопрос регулируется субъектами РФ. Например, в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» споры о местоположении земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектами РФ. Субъектам РФ в данном случае предоставлено самим решать, каким органом и каким нормативным актом будет регулироваться данный вопрос. И они подходят к этому решению по-разному. Так, Законом Краснодарского края от 25 октября 2005 г. N 935-КЗ были внесены изменения и дополнения в Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» , которыми в новую редакцию ст. 28 этого Закона включены нормы об урегулировании споров о местоположении выделяемого в счет доли земельного участка. А в Чувашской Республике и в Республике Хакасия по данному вопросу приняты нормативные акты органами исполнительной власти: это Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2006 г. N 146 «О порядке проведения согласительных процедур для разрешения споров, возникающих при определении местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики» и Постановление Правительства Республики Хакасия от 25 апреля 2006 г. N 117 «О создании согласительной комиссии по определению местоположения выделяемых участниками долевой собственности земельных участков в Республике Хакасия».
———————————
Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. 2002. N 40 (1).

4. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений установлены .

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по земельным вопросам, решение которых находится в сфере их полномочий, а также по земельным вопросам, непосредственно отнесенным федеральным законодательством к сфере регулирования органов местного самоуправления. Например, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (), установление порядка ведения и др. Такие акты принимаются органами местного самоуправления, как правило, в форме решений и постановлений: например, решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18 августа 2006 г. N 13/10 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском районе», Постановление главы Подольского муниципального района Московской области от 2 августа 2006 г. N 1564 «Об установлении процедуры оформления и предоставления земельных участков на территории Подольского муниципального района», решение Совета депутатов городского округа Юбилейный Московской области от 19 июля 2006 г. N 313 «О Положении «Порядок изъятия для муниципальных нужд земельных участков в границах городского округа Юбилейный Московской области», решение Совета депутатов городского округа Жуковский Московской области от 1 июня 2006 г. N 26/СД «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Жуковского Московской области».

Земельное законодательство – это самостоятельная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

В юридической науке выделяют следующие задачи земельного законодательства:

  1. утверждение положений о роли государства в регулировании земельных отношений;
  2. отражение многообразия интересов, направленных на одни и те же участки и территории, обеспечение баланса этих интересов;
  3. учет региональных аспектов регулирования земельных отношений на всей территории России.

Замечание 1

Разработка и принятие специальных земельно-правовых норм опираются как на принципы земельного законодательства, так и на общие институты базовых отраслей законодательства: конституционного, гражданского, уголовного и административного.

Структура земельного законодательства России

В структуру действующего в нашей стране земельного законодательства входят:

  1. Конституция РФ;
  2. Земельный кодекс РФ;
  3. федеральные законы;
  4. указы Президента России;
  5. постановления Правительства России;
  6. нормативные акты субъектов Федерации;
  7. акты органов муниципальной власти.

Кроме того, сделки с земельными участками, как с объектами недвижимого имущества, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ. В основе земельно-правового регулирования находятся конституционные нормы. Они определяют общий подход к земле как к природному ресурсу и объекту недвижимости, а также достоянию народов, проживающих на территории России. Кроме того, в Конституции РФ закреплено положение о равенстве всех форм собственности на землю: государственной, муниципальной и частной.

Системообразующее значение для земельного законодательства имеет Земельный кодекс РФ. Он не только содержит ряд основных специальных норм о земле, изложенных в определенной последовательности, но и служит звеном, обеспечивающим связь и взаимодействие нормативных актов иных отраслей законодательства, касающихся регулирования земельных отношений. Прежде всего, это Гражданский, Уголовный, Лесной и Водный кодексы, федеральный закон «О недрах», иные нормативные правовые акты.

Другая не менее существенная функция, которую выполняет Земельный кодекс РФ, заключается в том, что данный документ закрепляет связанные между собой нормы, образующие конкретные правовые средства воздействия на определенные земельные отношения.

Федеральные и региональные законы, нормативные акты органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют положения Земельного кодекса РФ. Они принимаются в развитие земельного законодательства и регулируют оборот различных категорий земель.

Рисунок 1. Законодательство в сфере земельных отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Роль законодательства в регулировании земельных отношений

Современное земельное законодательство формирует особые нормы о правах на землю, их возникновении, реализации и прекращении. Роль земельно-правовых норм заключается во включении земли в общие имущественные отношения с обязательным учетом ее специфики. Другая задача, решение которой возможно при существующей структуре земельного законодательства, – это учет особенностей правового воздействия на разные по своему характеру земельные отношения.

Замечание 2

Действующая в России система законодательства имеет ясно понимаемую внутреннюю логику и вполне адекватно отзывается на современные потребности развития земельного оборота, в том числе дает возможность реализации государственной политики в данной сфере.

Специфические черты современного оборота земельных участков в РФ отражены в земельном законодательстве при помощи ряда специальных правовых норм, опирающихся на институты как гражданского, административного, так и земельного законодательства.

Общие нормы гражданского законодательства обеспечивают свободный оборот земельных участков и всегда выступают основанием для выстраивания отношений по приобретению или прекращению прав на землю. Роль земельного законодательства в данном случае состоит в реализации основных направлений государственной политики в сфере регулирования оборота земель, в том числе в обеспечении земельными ресурсами менее защищенных участников рынка.

Совершенствование земельного законодательства

Перед государством в сфере регулированием земельных отношений стоит большое количество задач. Дальнейшее развитие рынка земли требует:

  1. завершения процедуры формирования и учета земельных участков;
  2. упорядочения учета земельных участков как объектов правовых отношений;
  3. обеспечения прозрачности и непротиворечивости информации об установленном правовом режиме и о правах на земельные участки.

Это основа гарантий прав собственников и лиц, приобретающих земельные участки.

Совершенствование необходимо и при регламентации отношений оборота и аренды земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При законодательном регулировании охраны и использования земли следует отличать эти функции управления от предоставленных органам власти полномочий в сфере распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Замечание 3

Рынок земли служит объективно необходимым элементом современной системы хозяйствования. Однако во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями, оно было предметом особого внимания государства. Это вполне объяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает особый товар, который дан природой и не воспроизводим.

Среди причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора нашей страны ряд специалистов называют недостаточное развитие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное пробелами в действующем российском законодательстве. В первую очередь, речь идет об отсутствии четкой регламентации при осуществлении гражданами и юридическими лицами законодательно закрепленного за ними права свободной купли-продажи земельных участков.

Но анализ действующей в России законодательно-нормативной базы показывает, что она не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет достаточные механизмы для их заключения.



Просмотров