Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в рф Система российского права законотворческий процесс егэ обществознание

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Система права – это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов. Система российского права – это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Отрасль права – объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.

Отрасль права характеризуется

1. Предметом правового регулирования

– Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.

– Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).

– Семейное право регулирует брачно-семейные отношения; условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.

– Финансовое право регулирует отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

– Трудовое право регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.

2. Методом правового регулирования

– Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.

– Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

– Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.

– Гражданско-процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.

Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права – это своего рода наднациональная отрасль права.

Классификация отраслей права

* По назначению: 1) материальные: состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.); 2) процессуальные: состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.). В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

* По предметному единству: 1) основные (профилирующие, первичные или фундаментальные); 2) вторичные (специальные, складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права); 3) комплексные: состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права; отсутствует собственный метод правового регулирования (хозяйственное право).

* Пo регулируемым отношениям : публичное право (в сфере государственной власти) и частное право (в сфере частных интересов).

Различают также такие отрасли системы российского права, как: финансовое; земельное; лесное; горное; водное и другие отрасли природоохранного права; сельскохозяйственное; право судоустройства и прокурорского надзора; арбитражно-процессуальное; исправительно-трудовое право и другие.

Институты права – система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную область внутри какой-либо отрасли (или нескольких отраслей). Например, внутри отрасли трудового права выделяется институт трудовой дисциплины, а внутри отрасли конституционного права – институт избирательного права.

Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве – авторское, обязательственное, наследственное право и другие. В финансовом праве – бюджетное, налоговое право.

Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм. В узком смысле правотворчество – это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции), либо непосредственно населением (путем референдума).

Законотворчество является составной частью правотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность только высших законодательных органов того или иного государства. Правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

Принципы правотворчества: демократизм; законность; профессионализм; научность; планомерность; своевременность; исполнимость; системность; четкая дифференциация правотворческих полномочий; гласность.

Функции правотворчества: обновление нормативного материала; восполнение пробелов в праве; упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1. Законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой).

2. Делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа).

3. Подзаконное правотворчество (нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам: президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Законодательный (законотворческий) процесс – процесс принятия и вступления в силу закона, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Стадии законотворческого процесса в России

законодательная инициатива – право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

принятие законов Государственной Думой . Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

подписание законов Президентом РФ . Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Вето является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Вето может быть абсолютным (когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона) и относительным (вето может быть преодолено парламентом). Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок.

опубликование и вступление в силу . Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Парламентской газете», «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия; прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц , которым адресованы нормы.

– Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

– Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Неофициальное обнародование законов (других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио– и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

М. Каплан. Система и процесс в международной политике Глава 2 Международная система Далее рассматриваются шесть международных систем или, точнее, состояний равновесия одной сверхстабильной международной системы: 1) система «баланса сил», 2) гибкая биполярная система,

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

50. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Источники трудового права – нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.Источники трудового права

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. СИСТЕМА ПРАВА Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.Черты системы права: 1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли; 2)

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия юриста автора

Система права СИСТЕМА ПРАВА - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Образование Российского государства Предпосылки создания единого государства и объединение русских земельСоциально-экономические предпосылки:– развитие феодального землевладения;– стремление бояр приобретать земли за пределами своих княжеств.Духовные

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги автора

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов

Из книги автора

4. Система источников права интеллектуальной собственности Систему источников права интеллектуальной собственности составляют:1) Конституция РФ – в ст. 44 закрепляется свобода творчества; п. «о» ст. 71 относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права:

  • Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права – это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

Таким образом, в отрасли права выделяются подотрасли, которые, в свою очередь, делятся на институты права. Такая система права позволяет легче регулировать те или иные отношения в обществе. А в основе всего лежат нормы права, то есть конкретные законы, указы, договоры и т.д.

Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему ни одного государства, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. В иерархии отраслей права оно занимает главенствующее положение. Это означает, что ни один правовой акт государства не должен противоречить тем международным документам, которые подписало государство.

Материальное и процессуальное право

  • Материальное право — это отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения (семейное, гражданское, трудовое, административное и др.)
  • Процессуальное право – отрасли права, которые регулируют процедурные, организационные вопросы судебного разбирательства (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное).

Частное и публичное право

  • Частное право регулирует отношения частных лиц, то есть горизонтальные отношения, обе стороны в нём равны, им предоставлена возможность выбора (семейное, трудовое, гражданское право).
  • Публичное право — регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.) В нём стороны неравноправны, для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание - директивные (императивные) нормы (конституционное, административное, уголовное) . Публичное право обеспечивает интересы публичного характера, то есть всего общества.

НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ:

Система права - это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства - систему законодательства.

Признаки системы права

  • Объективность, складывается в соответствии с потребностями того или иного общества в целом, а не с желанием отдельных людей
  • Целостность, единство и взаимосвязь составляющих элементов
  • Структурное разнообразие

Таким образом , в РФ довольно разветвлённая, но в то же время чётко структурированная система права, рассматривающая различные стороны общественных отношений.

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесспорядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Стадии законодательного процесса

  • законодательная инициатива , т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
  • рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
  • принятие закона ;
  • санкционирование, промульгация и опубликование закона ; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива – это официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются

  • Президент РФ
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ

Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях палат парламента.

Принятия законопроекта

В Российской Федерации законы принимаются в чётком соответствии со статьями 105-108 Конституции

Стадия утверждения законопроекта

(Конституция РФ, статьи 105-108)

  • Закон в РФ принимается Государственной Думой большинством голосов
  • Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации .
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
  • Далее закон повторно рассматривается Государственной Думой.
  • Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2.3.от общего числа депутатов Государственной Думы
  • Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государства Президенту для подписания и обнародования
  • Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон
  • Если Президент отклонит закон, то обе палаты вновь рассматривают его. Если не менее 2.3 Федерального Собрания выступят за закон, то Президент должен его подписать и обнародовать в течение 7 дней.

Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу .

Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Таким образом , Конституция РФ определяет чёткий порядок всего законодательного процесса — от внесения инициативы до обнародования закона в обществе. Каждый этап чётко продуман, имеет свои критерии принятия закона, что позволяет наиболее объективно издавать законы страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

План темы:

I. Система права

1.1 Понятие «система права»

2.1 Основные отрасли права

II. Система нормативно-правовых актов

1.2 Понятие «нормативно-правовой акт»

2.2 Законы

3.2 Подзаконные акты

III. Законотворческий процесс

1.3 Понятие «законотворческий процесс»

2.3 Стадии законотворческого процесса

Система права —это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Институт права Подотрасль права Отрасль права
обособленная группа юридических норм ,регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права . В отличие от отраслей права И .п . объединяет нормы , которые регулируют лишь часть отношений определенного вида . это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

ПРИМЕР:

Основные отрасли права России:

✔︎ Материальное право – отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов;

✔︎ Процессуальное право – отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений;


✳︎ Конституционное право отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, функции и взаимоотношения высших органов власти;

✳︎ Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право;

✳︎ Административное право отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение пдд, противопожарных и санитарных правил;

✳︎ Уголовное право отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;

✳︎ Трудовое право отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха;

✳︎ Семейное право отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

✳︎ Гражданско-процессуальное право отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам;

✳︎ Уголовно-процессуальное право отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;

✳︎ Арбитражный процесс процесс прохождения дел в арбитражных судах;

✳︎ Конституционное судопроизводство судопроизводство в Конституционном суде.

Особой отраслью права является МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;

О частном праве (встречается в ЕГЭ):

✓ частное право регулирует отношения частных лиц между собой;

✓ к сфере частного права относят гражданские, коммерческие, имущественные, семейные отношения;

Публичное право — нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;

О публичном праве (встречается в ЕГЭ):

✓ публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного права;

✓ публичному праву свойственна жесткая регуляция общественных отношений государственной властью;

О видах права (частное/публичное) и их признаках (встречается в ЕГЭ):

✓ состав участников включает физических и юридических лиц — частное право;

✓ обеспечивает государственные интересы — публичное право;

✓ предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения — частное право;

✓ метод правового регулирования состоит в горизонтальных связях равных субъектов общественных отношений — частное право;

✓ закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления — публичное право;

Система нормативно-правовых актов РФ.


Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Примеры нормативно-правовых актов и их вид (встречается в ЕГЭ):

✔︎ указ Президента РФ — подзаконный акт;

✔︎ локальные нормативные акты — подзаконные акты;

✔︎ Семейный кодекс РФ — закон;

✔︎ постановление Правительства РФ — подзаконный акт;

✔︎ Уголовный кодекс РФ — закон

О системе российского права (встречается в ЕГЭ):

📍уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера;

📍гражданское право относят к частному праву;

📍правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный сегмент (сторону) однородных общественных отношений;

О нормативно-правовых актах и основе их классификации (встречается в ЕГЭ):

📍акт, принятый на референдуме — основа классификации — субъект правотворчества;

📍подзаконный акт — основа классификации — юридическая сила;

📍акт органа государственной власти — основа классификации — субъект правотворчества;

📍общефедеральный акт — основа классификации — территория действия;

📍локальный акт — основа классификации — территория действия;

Законотворческий процесс – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Стадия Содержание

Законодательная инициатива

Президент РФ, Совет Федерации РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения

Обсуждение законопроекта

Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями.

Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся правки

Принятие законопроекта

Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов

Утверждение законопроекта

Принятый ГД закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины от общего числа палаты.

Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето.

Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов ГД и членов СФ.

Промульгация (публичное объявление) проекта

Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок

Совет Федерации не обязан рассматривать все законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат: ФКЗ, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

О законотворческом процессе (встречается в ЕГЭ):

✔︎ законотворческая деятельность в РФ обусловлена необходимостью правового регулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направлениях и отношениях их общественной и государственной жизни;

✔︎ законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься только при наличии заключения Правительства РФ;

✔︎ обсуждение законопроекта проходит в трех чтениях;

✔︎ члены Совета Федерации обладают законодательной инициативой;

✔︎ особое значение в законотворческой деятельности приобретает экспертиза законопроектов;

✔︎ все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ;

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.



Просмотров