Закон республики ингушетия "об основах государственно-частного партнерства". Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"

) Принят Законодательным Собранием15 июля 2010 года Настоящий Областной закон принят в целяхобеспечениястабильных условийразвития различных форм государственно-частного партнерства в Ростовскойобласти,привлеченияиэффективногоиспользования государственных и частных ресурсов,включая материальные , финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Ростовской области, повышения уровня жизни населения. Статья 1. Государственно-частное партнерство 1. ДляцелейнастоящегоОбластногозаконапод государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочноговзаимодействия(сотрудничества)междуРостовской областью либо Ростовской областьюимуниципальнымиобразованиямив Ростовскойобласти,соднойстороны,и российским или иностранным юридическим или физическимлицомлибодействующимбезобразования юридическоголицаподоговорупростоготоварищества(договоруо совместнойдеятельности)объединениемюридическихлиц(далее- партнеры),с другой стороны,с целью реализации общественно значимых проектов в экономикеисоциальнойсференатерриторииРостовской области,которое осуществляетсяпутемзаключенияиисполнения соглашений (договоров). 2. Участиемуниципальныхобразованийвгосударственно-частном партнерстве определяетсяисполнительно-распорядительнымиорганами соответствующих муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством. Статья 2. Цели и задачи государственно-частного партнерства 1. Целью государственно-частного партнерства является привлечение частныхиэффективноеиспользованиегосударственныхресурсовдля развитияэкономикиисоциальнойсферы,повышенияуровняжизни населения Ростовской области. 2. Основнымизадачамигосударственно-частногопартнерства являются: 1) привлечение частного капитала в экономику Ростовской области; 2) повышениеэффективностииспользованиягосударственной собственности Ростовской области; 3) развитиеинвестиционногоиинновационногопотенциалов Ростовской области; 4) техническое и технологическоеразвитиеобщественнозначимых производств и объектов; 5) эффективное использование бюджетных средств. Статья 3. Государственная политика Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства Государственная политикаРостовскойобластивсфере государственно-частногопартнерства формируется и действует на основе следующих принципов: 1) добросовестность ивзаимовыгодноесотрудничествоучастников соглашений; 2) соблюдение прав и законных интересов участников соглашений; 3) добровольность принятия на себя обязательств иобязательность ихисполнениявтечениесрокадействиясоглашениясторонами государственно-частного партнерства; 4) равныеусловиядоступапартнеровкучастиюв государственно-частном партнерстве ; 5) распределение ответственности, рисков, достигнутых результатов проекта между участниками соглашений; 6) доступностьинформационногоресурсаопроектах государственно-частного партнерства для партнеров; 7) открытость принятия решений о выборе партнеров. 2. Соглашение(договор),заключенноесторонами государственно-частногопартнерства,можетпредусматривать согласованные по срокам: 1) обязательстваинвесторапосозданиюобъектакапитального строительства, находящегося в собственности инвестора; 2) обязательства муниципального образования по созданиюобъектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, находящихся вмуниципальнойсобственностиинеобходимых дляобеспечения присоединения(подключения)объектакапитальногостроительства, находящегося в собственности инвестора, к сетям тепло-, водоснабжения, водоотведения и(или)подведениякграницамучастка,накотором расположенобъекткапитальногостроительства,находящийсяв собственности инвестора, объектов транспортной инфраструктуры,втом числе автомобильныхдорогобщегопользованияместногозначения, мостов; 3) обязательства Ростовской области по софинансированию расходов муниципальных образований, возникающихприсозданиисоответствующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов; 4) обязательства Ростовской области попредоставлениюинвестору субсидий на возмещение частизатратна выполнениеработ,оказание услугпоприсоединению(подключению)объектакапитального строительства,находящегосявсобственностиинвестора,ксетям электро-, газоснабжения в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете. (ЧастьвредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Статья 5. Заключение и исполнение соглашений (договоров) в рамках государственно-частного партнерства 1. Соглашение(договор)врамкахгосударственно-частного партнерства от имениРостовскойобластизаключаетсяПравительством Ростовской области. от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Порядок подготовки, заключения,регистрации,учетаихранения соглашений (договоров) в рамкахгосударственно-частногопартнерства, примерные формы соглашений(договоров)вотношенииразличныхформ государственно-частногопартнерстваутверждаютсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) 2. Соглашения(договоры)заключаютсянаоснованииконкурса. Порядок проведенияконкурсаутверждаетсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) 3. Порядокорганизациивзаимодействияоргановисполнительной власти Ростовскойобластииисполнительно-распорядительныхорганов соответствующих муниципальных образованийповопросам,связаннымс заключениемиисполнениемсоглашений(договоров),заключенных сторонамигосударственно-частногопартнерства,атакжепорядок контроля за исполнением соглашений (договоров), заключенныхсторонами государственно-частногопартнерства,утверждаютсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Статья 6. Финансирование расходов, связанных с участием Ростовской области в государственно-частных партнерствах Финансирование расходов, связанных с участием Ростовскойобласти в государственно-частных партнерствах, осуществляется за счетсредств областного бюджета в соответствии собластнымзакономоб областном бюджете . (ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 24.12.2012 г. N 1015-ЗС) Статья 7. Вступление настоящего Областного закона в силу Настоящий Областной закон вступает всилупоистечениидесяти дней со дня его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) Ростовской областиВ.Ю. Голубев г. Ростов-на-Дону 22 июля 2010 года N 448-ЗС

Закон посвящен государственно-частному и муниципально-частному партнерству в Российской Федерации (далее - ГЧП и МЧП соответственно).

ГЧП, МЧП - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения. Цель - привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества.

Соглашение о ГЧП, МЧП заключается между публичным и частным партнерами на срок не менее 3 лет.

Частным партнером может быть российское юрлицо. Исключение - ГУПы и МУПы; государственные и муниципальные учреждения; публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юрлица; хозтоварищества и общества, хозпартнерства, находящиеся под контролем публичных образований; дочерние хозобщества указанных выше организаций; созданные ими НКО в форме фондов. Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать частный партнер.

Закреплены обязательные элементы соглашения о ГЧП, МЧП. Это строительство и (или) реконструкция объекта частным партнером. Полное или частичное финансирование им создания объекта. Осуществление частным партнером эксплуатации и (или) техобслуживания объекта. Возникновение у него права собственности на объект при условии обременения последнего. При этом если совокупный объем госинвестиций превышает сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращении соглашения.

Установлен закрытый перечень объектов соглашения о ГЧП, МЧП. Это в т. ч. автодороги, мосты, транспорт общего пользования (кроме метрополитена), объекты ж/д и трубопроводного транспорта, морские, речные и специализированные порты, водные и воздушные суда, аэропорты, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии, гидротехнические сооружения, объекты благоустройства территорий, а также те, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты здравоохранения, в т. ч. предназначенные для санаторно-курортного лечения, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания населения.

Не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности, объектов водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП или МЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Определены полномочия соответствующих органов власти в области ГЧП, МЧП. Перечислены гарантии прав и законных интересов частных партнеров при реализации соглашения о ГЧП, МЧП. Прописана процедура его подготовки, заключения, исполнения, прекращения.

Корреспондирующие поправки внесены в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы РФ, в Законы о недрах, оценочной деятельности и др.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Вносится Правительством
Российской Федерации


Проект N 238827-6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 1. Цель, предмет и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг.

2. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования государственно-частного партнерства, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, связанные с реализацией проектов на принципах государственно-частного партнерства за счет предоставления бюджетных ассигнований инвестиционных фондов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве

Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации

1. Под государственно-частным партнерством в целях настоящего Федерального закона понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

2. Для целей настоящего Федерального закона частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением:

1) государственных компаний;

2) государственных корпораций;

3) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

4) государственных и муниципальных учреждений;

5) хозяйственных обществ, 100 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

3. Для целей настоящего Федерального закона публичным партнером является Российская Федерация, и (или) субъект (субъекты) Российской Федерации, и (или) орган (органы) местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов.

4. Соглашение о государственно-частном партнерстве не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами запрещен или ограничен.

5. По решению публичного партнера, принятому в порядке, установленном Российской Федерацией, его интересы по соглашению о государственно-частном партнерстве может представлять одна из организаций, указанных в пунктах 1-5 части 2 настоящей статьи, о которых, включая их права и обязанности, публичный партнер должен известить частного партнера. Порядок осуществления такими органами или лицами полномочий публичного партнера, в том числе полномочий по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) иного подлежащего передаче частному партнеру по соглашению имущества, определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

6. Соглашение о государственно-частном партнерстве является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон соглашения о государственно-частном партнерстве применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении о государственно-частном партнерстве, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа соглашения о государственно-частном партнерстве.

7. В соответствии с настоящим Федеральным законом государственно-частное партнерство может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

8. Федеральными законами могут устанавливаться особенности реализации отдельных форм государственно-частного партнерства, а также видов соглашений о государственно-частном партнерстве.

9. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве публичный партнер вправе принимать на себя одно или более из следующих обязательств:

1) предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение и (или) пользование;

2) предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

10. Публичный партнер вправе принимать на себя иные не противоречащие законодательству Российской Федерации обязательства, чем те, которые указаны в части 9 настоящей статьи.

11. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств:

1) разработка и согласование проектной документации;

2) создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

3) реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.

12. В целях настоящего Федерального закона:

1) к реконструкции объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения о государственно-частном партнерстве или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

2) к эксплуатации объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относится использование объекта соглашения о государственно-частном партнерстве частным партнером в соответствии с целевым назначением объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, которые определены соглашением о государственно-частном партнерстве;

3) к техническому обслуживанию относится поддержание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением.

13. Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

14. Соглашением о государственно-частном партнерстве может быть предусмотрен переход права собственности на объект соглашения о государственно-частном партнерстве от одной его стороны к другой стороне.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве

1. К полномочиям Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве относятся:

1) определение основных направлений развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации;

2) утверждение требований к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве;

3) контроль за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного Российской Федерацией;

4) установление порядка подготовки соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

5) установление порядка определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

6) установление порядка определения процедуры проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

7) установление порядка определения процедуры осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация, и ходом его реализации;

8) мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, полномочия предусмотренные настоящей статьей, осуществляются Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации при реализации субъектами Российской Федерации соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

1) принятие законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в государственно-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) установление порядка проведения конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

3) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве;

4) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного субъектом Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия муниципальных образований при реализации муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям муниципальных образований относятся:

1) проведение конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

2) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного муниципальным образованием.

Статья 7. Гарантии прав и законных интересов частных партнеров

1. В случае, если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, стороны соглашения о государственно-частном партнерстве изменяют условия соглашения о государственно-частном партнерстве в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

2. Соглашением о государственно-частном партнерстве могут быть установлены также иные гарантии прав частного партнера, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам.

3. Указанное в части 1 настоящей статьи положение об изменении условий соглашения о государственно-частном партнерстве не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

4. В случае привлечения частным партнером средств кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве между частным и (или) публичным партнерами и кредиторами может заключаться трехстороннее соглашение, которым определяются взаимные права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частным партнером своих обязательств перед публичным партнером и кредиторами).

5. Частный партнер имеет право на возмещение убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды, в том числе недополученного дохода, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.

Статья 8. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 1, ст.2, 6; N 28, ст.2886; N 52, ст.5030; 2004, N 27, ст.2711; N 34, ст.3520, 3525; 2005, N 1, ст.30; N 24, ст.2312; N 30, ст.3130; N 52, ст.5581; 2006, N 45, ст.4627; 2007, N 1, ст.39; N 22, ст.2563; N 31, ст.4013; N 49, ст.6045, 6071; N 50, ст.6237, 6245; 2008, N 27, ст.3126; N 30, ст.3614; N 48, ст.5519; N 49, ст.5723; N 52, ст.6237; 2009, N 1, ст.31; N 11, ст.1265; N 29, ст.3598; N 48, ст.5731; N 51, ст.6153, 6155; N 52, ст.6455; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4198; N 32, ст.4298; N 47, ст.6034; N 49, ст.6409; 2011, N 1, ст.9, 21; N 27, ст.3881; N 30, ст.4583, 4587, 4597; N 45, ст.6335; N 47, ст.6610, 6611; N 48, ст.6729; N 49, ст.7014, 7037; 2012, N 19, ст.2281; N 25, ст.3268; N 41, ст.5527; N 49, ст.6751; N 53, ст.7596) следующие изменения:

1) в статье 174_1 :

а) наименование после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве";

б) абзац второй пункта 1 после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве", после слова "концессионера" дополнить словами ", частного партнера";

в) пункт 2 после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве", после слова "концессионер" дополнить словами ", частный партнер";

г) в пункте 3 :

абзац первый после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве", после слова "концессионеру" дополнить словами ", частному партнеру";

абзац второй после слова "концессионером" дополнить словами ", частным партнером", после слов "концессионным соглашением" дополнить словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве";

д) пункт 5 после слова "концессионер," дополнить словами "частный партнер,", после слов "концессионного соглашения," дополнить словами "соглашения о государственно-частном партнерстве";

2) подпункт 37 пункта 1 статьи 251 после слов "концессионному соглашению" дополнить словами "или соглашению о государственно-частном партнерстве";

3) абзац пятый пункта 1 статьи 256 после слов "законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях," дополнить словами "законодательством о государственно-частном партнерстве,", после слов "концессионного соглашения" дополнить словами ", соглашения о государственно-частном партнерстве ";

4) абзац десятый пункта 1 статьи 257 после слов "объекта концессионного соглашения" дополнить словами ", объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации".

Статья 9. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 1, ст.17; 2006, N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5417; 2008, N 20, ст.2251; 2009, N 1, ст.19; N 29, ст.3582; N 52, ст.6416, 6441; 2011, N 15, ст.2029; 2012, N 53, ст.7643) следующие изменения:

1) в пункте 2 слова "пунктом 2_1" заменить словами "пунктами 2_1 и 2_4";

2) дополнить пунктом 2_4 следующего содержания:

"2_4. Предоставление земельных участков в аренду для деятельности, предусмотренной соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов.".

Статья 10. О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3105; 2007, N 17, ст.1929; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 48, ст.6727) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) с заключением и реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации".".

Статья 11. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"

Часть 2 статьи 17_1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3434; 2009, N 29, ст.3610; 2010, N 15, ст.1736; N 19, ст.2291; 2011, N 10, ст.1281; N 29, ст.4291; N 50, ст.7343) дополнить словами ", а также соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственно-частного партнерства".

Статья 12. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период, составляющий 360 дней, в течение которого законодательство субъектов Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенные в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, действуют на условиях, на которых они были заключены, до окончания срока их действия.

3. Отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением действия соглашений о государственно-частном партнерстве, реализуемых в форме концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом "О концессионных соглашениях" .

Статья 13. Вступление в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 180 календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"


Проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 года N ВЗ-П13-9168 и от 28 апреля 2012 года N ИШ-П13-2467, в соответствии с которыми необходимо представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, направленный в том числе на снятие существующих ограничений и расширяющий возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее соответственно - законопроект, ГЧП).

В настоящий момент в Российской Федерации ввиду бюджетных ограничений отсутствует возможность осуществить финансирование всей необходимой публичной инфраструктуры, требуемой для реализации полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствующих сферах деятельности исключительно за счет бюджетных средств. В действующем законодательстве отсутствуют достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты в целях улучшения доступности и повышения качества публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций и компетенций - проекты государственно-частного партнерства.

Проведенный анализ законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также сложившейся практики реализации проектов ГЧП показал, что в настоящее время отсутствует возможность реализации проектов ГЧП по формам сотрудничества, используемым в мировой практике. Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования.

В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты Российской Федерации стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП.

К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Главным образом целью разработки регионального закона о ГЧП являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.

Анализ регионального законодательства в сфере ГЧП позволяет выделить две основных группы региональных законов о ГЧП:

группа 1: законы содержат достаточно детальное регулирование вопросов ГЧП и во многом имеют схожие положения с законом Санкт-Петербурга о ГЧП, включают детальное описание форм ГЧП (форм участия публичного партнера), гарантии прав партнеров и т.д.;
________________
Такие достаточно детальные законы субъектов Российской Федерации о ГЧП составляют меньшую часть в общей массе законов о ГЧП.


группа 2: законы содержат рамочное регулирование отношений в сфере ГЧП, включают лишь общие положения (зачастую состоят из 5-7 статей) и являются фактически декларативными документами.

Одной из ключевых проблем регионального законодательства в сфере ГЧП является наличие рисков противоречия указанных законов и, соответственно, конкретных положений соглашений по проектам ГЧП, реализуемых в соответствии с такими законами, императивным нормам федерального законодательства. Важно отметить, что указанные риски объективны, вызваны отсутствием надлежащего регулирования отношений в рамках ГЧП на федеральном уровне и в целом не зависят от качества подготовки законов субъектов Российской Федерации.

Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне установит в России единую терминологию государственно-частного партнерства для реализации проектов ГЧП в Российской Федерации, установит полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе по контролю за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения о ГЧП.

Устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашения о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.

В соответствии с законопроектом предполагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о ГЧП, а также устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.

Закрепление указанных норм в федеральном законодательстве определит общее направление развития федерального и регионального нормотворчества в сфере ГЧП.

Кроме того, законопроект устраняет существующие ограничения в федеральном законодательстве для реализации проектов ГЧП. В частности, привлечение субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием на основании возмездного договора частного лица подпадает под действующие нормы Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" , в котором заложены запреты на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов. С принятием законопроекта указанная проблема будет устранена.

Законопроектом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором располагается объект соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) который необходим для осуществления инвестором обязательств в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в ходе единых торгов на реализацию соглашения о государственно-частном партнерстве.

Вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации , устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве; порядок включения имущества, передаваемого по соглашению о государственно-частном партнерстве в состав имущества, подлежащего амортизации.

Действие Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не распространяется на отношения, связанные с заключением и реализацией соглашений о ГЧП, в целях исключения неоднозначности трактования и риска переквалификации соглашения о ГЧП в исполнение контракта на поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Закон N 94-ФЗ действует на правоотношения по концессионным соглашениям. Соответственно, соглашения о ГЧП в форме концессионных соглашений выведены из-под действия Закона N 94-ФЗ в силу того, что для концессионных соглашений установлена отдельная конкурсная процедура для их заключения. В соответствии с законопроектом предполагается, что для неконцессионных форм ГЧП будут установлены отдельные процедуры заключения соглашения о ГЧП: в отношении региональных и муниципальных проектов такие процедуры будут заложены в региональном законодательстве, в отношении федеральных проектов - в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что после принятия проекта федерального закона N 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормы законопроекта не будут действовать применительно к заключению соглашений ГЧП в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку отраслевыми законодательными актами (Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" , Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") будут установлены ограничения на передачу прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения только в рамках концессионного соглашения или договора аренды. Указанное ограничение не будет распространяться на случаи отчуждения таких объектов в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества, а также законодательством о банкротстве.

В целях реализации положений законопроекта потребуется принятие постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих:

требования к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о ГЧП;

порядок подготовки соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

порядок определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

процедуру осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о ГЧП и ходом его реализации для соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация.

Принятие законопроекта также предполагает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе - в целях установления возможности получения государственных гарантий Российской Федерации при реализации соглашений о ГЧП.

Принятие законопроекта определит общее направление развития нормотворчества в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Об основах государственно-частного партнерства

в Республике Ингушетия

Принят

Народным Собранием

Статья 1. Предмет регулирования настоящего За-кона

Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования, порядок и условия участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства путем заключения и исполнения от имени Республики Ингушетия соглашений о государственно-частном партнерстве.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоя-щем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество Республики Ингушетия с частным партнером в реализации социально значимых, производственных, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных, национальных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных;

2) общественная инфраструктура - это объекты, комплексы объектов, используемые для удовлетворения общественных потребностей, обеспечение которых законодательно возложено на государственные органы власти;

3) соглашение - договор, заключаемый Республикой Ингушетия в лице Правительства Республики Ингушетия или органом уполномоченным Правительством Республики Ингушетия с юридическим лицом, либо индивидуальными предпринимателями, направленный на осуществление деятельности на основе государственно-частного партнерства в формах, предусмотренных настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;

4) частный партнер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, объединение юридических лиц, осуществляющее деятельность на основании соглашения;

5) стороны - Республика Ингушетия в лице Прави-тельства Республики Ингушетия или уполномоченного Правительством Республики Ингушетия органа и частный партнер, участвующий в соглашении; решением Правительства Республики Ингушетия и (или) условиями соглашения может быть предусмотрено участие (возможность участия) иных юридических лиц и (или) физических лиц на стороне частного партнера;

6) объект соглашения - имущество, создаваемое, ре-конструируемое, модернизируемое или эксплуатируемое в соответствии с соглашением;

7) реконструкция объекта соглашения - мероприя-тия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, а также по изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;

8) эксплуатация объекта соглашения - использова-ние объекта соглашения партнером в соответствии с назначением объекта соглашения, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением.

Статья 3. Принципы участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства

Участие Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства основывается на принципах:

1) законности;

2) эффективного использования бюджетных ассигно-ваний, владения, пользования и распоряжения государственным имуществом Республики Ингушетия;

3) участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частных партнерств с иными участниками указанных отношений, включая, в том числе, приоритетность исполнения обязательств, принимаемых Республикой Ингушетия в рамках соглашений государственно-частного партнерства;

4) равноправия участников государственно-частного партнерства в отношениях, связанных с заключением и исполнением со-глашений;

5) соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;

6) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений;

7) развития социально-экономических, производст-венных, финансовых, инновационных, инфраструктурных факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка Республики Ингушетия и снижающих инвестиционные риски.

Статья 4. Цели участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства

Целями участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства является развитие общественной инфраструктуры для обеспечения экономического роста, улучшение качества услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры, повышение эффективности эксплуатации общественной инфраструктуры, достигаемые за счет привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений и оборотного капитала предприятий, осуществляющих эксплуатацию общественной инфраструктуры и предоставление услуг с ее использованием, привлечение частных инвестиций, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Республики Ингушетия, создание нового имущества для реализации приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы Республики Ингушетия.

Статья 5. Формы государственно-частного парт-нерства в Республике Ингушетия

Формами государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия являются:

1) долевое участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц посредством предоставления им бюджетных инвестиций;

2) совместное участие в реализации инвестиционных проектов, в том числе имеющих статус регионального значения;

3) предоставление имущества, находящегося в собст-венности Республики Ингушетия, в доверительное управление, аренду, в том числе на льготных условиях;

4) участие в концессионных соглашениях;

5) возможность передачи объекта в возмездное поль-зование частного партнера с последующей передачей в собственность на условиях определенных нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;

6) иные формы, предусмотренные федеральным законодательством.

Статья 6. Виды государственной поддержки развития государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия

1. Основными видами государственной поддержки развития государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия являются:

1) субсидии на возмещение части затрат или недопо-лученных доходов, связанных с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и реализацией частным партнером товаров (работ, услуг) по установленным соглашением тарифам;

2) предоставление государственных гарантий Республики Ингушетия;

3) предоставление налоговых льгот;

4) размещение государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров;

5) финансирование Правительством Республики Ин-гушетия строительства объектов согласно представленным частными партнерами проектов с последующим выкупом частными партнерами указанных объектов на условиях, определенных нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;

6) субсидирование части (2/3) процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях на реализацию инвестиционных проектов на территории Республики Ингушетия.

2. Государственная поддержка развития государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.

Статья 7. Условия предоставления государствен-ного имущества для создания, реконструкции, эксплуатации объекта соглашения

1. Недвижимое или движимое имущество, находящееся в собственности Республики Ингушетия либо принадлежащие Республике Ингушетия исключительные права, предоставляются частному партнеру для осуществления им деятельности, предусмотренной соглашением, в целях создания, реконструкции, эксплуатации частным партнером объекта недвижимого или движимого имущества (объекта соглашения), право пользования и владения на который может быть передано частному партнеру.

Право долевой собственности частного партнера на создаваемый, реконструируемый объект определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в зависимости от его вклада в образование и приращение общего имущества, в целях дальнейшей эксплуатации указанного объекта для осуществления деятельности, определенной соглашением.

Право собственности частного партнера на создавае-мый, реконструируемый объект определяется в соответствии с граждан-ским законодательством Российской Федерации.

2. В целях создания, реконструкции, эксплуатации объектов соглашения частному партнеру предоставляется государственное имущество, не обремененное правами третьих лиц.

3. Механизм передачи Республикой Ингушетия ис-ключительных прав или имущества частному партнеру для создания, реконструкции, эксплуатации объекта соглашения устанавливается Правительством Республики Ингушетия.

Статья 8. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве

1. Участие в государственно-частных партнерствах осуществляется в целях создания, реконструкции, эксплуатации объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, входящих в состав следующего имущества:

1) транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев автотранспортных средств и транспорта, включая автомобильный, воздушный, водный транспорт и иные виды транспорта общего пользования;

2) системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки бытовых отходов, а также объектов, предназначенных для обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда на территории Республики Ингушетия;

3) объектов по производству, передаче и распределе-нию электрической и тепловой энергии, в том числе гидротехнических сооружений;

4) объектов производственной и инженерной инфра-структур аэропортов, аэродромов;

5) объектов подвижной и стационарной связи и теле-коммуникаций;

6) объектов, используемых для осуществления лечеб-но-профилактической, медицинской и иной деятельности в системе здра-воохранения;

7) объектов образования, воспитания, культуры, спорта и иных объектов социально-культурного и социально-бытового назначения;

8) объектов, используемых для осуществления организации отдыха граждан, туризма и рекреации;

9) объектов, используемых для осуществления сель-скохозяйственной деятельности;

10) объектов в сфере инновационной деятельности;

11) объектов по производству строительных материалов;

12) иных объектов.

2. Создание, реконструкция, модернизация и (или) эксплуатация частным партнером объектов соглашения, входящих в состав имущества, указанного в части 1 настоящей статьи, допускается на условиях соглашения, если иное не установлено федеральным законодательством.

Статья 9. Условия участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства

1. Участие Республики Ингушетия в проектах госу-дарственно-частного партнерства в формах, предусмотренных настоящим Законом или нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия осуществляется при условии обязательного согласования в соглашениях следующих условий:

1) объект соглашения;

2) срок действия соглашения и (или) порядок его оп-ределения;

3) порядок создания, реконструкции и (или) эксплуа-тации объекта соглашения;

4) порядок расчетов между сторонами;

5) распределение рисков между сторонами;

6) право собственности на объект соглашения, распределение долей Республики Ингушетия и частного партнера в праве собственности на указанный объект, условия и момент возникновения таких прав.

2. Помимо условий, предусмотренных в части 1 на-стоящей статьи, участие Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства осуществляется при согласовании в соглашениях любых иных условий, не противоречащих действующему законодательству, в частности:

1) перечень находящихся в государственной собственности Республики Ингушетия зарегистрированных земельных участков, иных объектов движимого и недвижимого имущества, предоставляемых частному партнеру, а также указание права (передача в собственность, передача в аренду, иное) на котором передаются указанные земельные участки и объекты недвижимого и движимого имущества;

2) обеспечение частным партнером предоставления потребителям товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашением;

3) целевые показатели качества услуг, предоставляе-мых частным партнером с использованием объекта соглашения, которые ему необходимо обеспечить в результате осуществления соглашения о государственно-частном партнерстве;

4) технико-экономические показатели и характеристики, которых необходимо достигнуть в результате создания, реконструкции и (или) эксплуатации объекта соглашения;

5) согласование с Республикой Ингушетия прекращения (приостановления) эксплуатации частным партнером объекта соглашения, за исключением случаев, когда такое прекращение (приостановление) вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы, а также иных случаев, предусмотренных действующим законодательством и соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством;

6) порядок и сроки передачи объекта соглашения Республике Ингушетия, включая требования к его качеству, в случае, если объект соглашения подлежит передаче в собственность Республике Ингушетия;

7) объем участия, в том числе финансирования, пре-доставления гарантий, предоставления имущества, имущественных и не-имущественных прав, каждой из сторон соглашения, необходимого для создания, реконструкции и (или) эксплуатации объекта соглашения, или порядок его определения;

8) распределение между Республикой Ингушетия и частным партнером доходов в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве;

9) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;

10) порядок передачи информации, имущества и прав, в том числе прав интеллектуальной собственности, в целях после-дующей эксплуатации объекта соглашения Республике Ингушетия, в случае, если объект соглашения подлежит передаче в собственность Республике Ингушетия;

11) срок выполнения работ по созданию и (или) ре-конструкции объекта соглашения, его ввода в эксплуатацию, а также порядок продления этого срока;

12) плата, подлежащая внесению за использование объекта соглашения, находящегося в собственности Республики Ингуше-тия или за выкуп объекта соглашения частным партнером в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;

13) порядок осуществления Республикой Ингушетия контроля за исполнением соглашения;

14) способы обеспечения исполнения обязательств сторон соглашения;

15) компенсационные и гарантийные обязательства, включая поручительство и банковскую гарантию, принимаемые на себя частным партнером и (или) иными лицами, участвующими в соглашении на стороне частного партнера;

16) страхование в связи с исполнением соглашения;

17) источники дохода частного партнера в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением;

18) права и обязанности иных лиц, участвующих в соглашении, в частности, по осуществлению контроля за выполнением сторонами условий соглашения, даче согласия на выполнение определенных действий, сбор и распределение денежных средств в рамках соглашения, осуществлению иных платежей в объеме и в порядке согласно соглашению, а также выполнению иных прав и обязанностей по соглашению;

19) согласование с Республикой Ингушетия организации, привлекаемой частным партнером для осуществления эксплуатации объекта соглашения, и существенных условий договора с ней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

20) согласование с Республикой Ингушетия подрядчика (генерального подрядчика), привлекаемого частным партнером для осуществления строительства, реконструкции объекта соглашения, и существенных условий договора с ним;

21) право Республики Ингушетия на отстранение ча-стного партнера либо иных лиц от эксплуатации объекта соглашения и осуществление его эксплуатации Республикой Ингушетия на условиях, определенных в соглашении, в случае существенного нарушения частным партнером условий соглашения или при наступлении иных обстоятельств, указанных в соглашении, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;

22) право Республики Ингушетия на прекращение соглашения в случае отказа кредитной организации, предоставившей денежные средства, от дальнейшего кредитования частного партнера, осуществляемого в целях исполнения частным партнером обязательств по соглашению;

23) исключительные случаи одностороннего измене-ния условий соглашения и (или) одностороннего отказа от его исполнения;

24) арбитражная оговорка, предусматривающая воз-можность разрешения споров по соглашению третейским судом или международным коммерческим арбитражем;

25) иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 10. Порядок управления проектами госу-дарственно- частного партнерства Республикой Ингушетия

1. Основой управления проектами государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия являются нормативные правовые акты стратегического (комплексного) социально-экономического развития Республики Ингушетия на средне- и долгосрочный периоды, содержащие перечни проектов, предполагаемых к реализации на основе соглашений государственно-частного партнерства.

2. Республика Ингушетия на основе нормативных правовых актов о стратегическом (комплексном) социально-экономическом развитии на средне- и долгосрочный периоды и содержащихся в них перечней проектов, предполагаемых к реализации на основе соглашений государственно-частного партнерства принимают программы развития государственно-частного партнерства.

3. Реализация таких проектов государственно-частного партнерства предполагается в течение не менее чем 1 года.

4. Государственно-частные партнерства организуются на принципах координации со средне- и долгосрочным бюджетным планированием, в том числе на основе использования долгосрочных республиканских целевых программ.

5. Проекты государственно-частного партнерства по реконструкции, модернизации или новому строительству однотипных объектов, находящиеся в собственности Республики Ингушетия могут объединяться в республиканские программы с целью выставления на конкурс в качестве единого (интегрированного) проекта.

Статья 11. Полномочия исполнительных органов государствен- ной власти Республики Ингушетия при заключении и исполнении соглашений государствен-но-частного партнерства

1. Решение о заключении соглашения государственно-частного партнерства, в том числе в отношении объектов, находящихся в собственности Республики Ингушетия принимается Правительством Республики Ингушетия или уполномоченным Правительством Республики Ингушетия органом (далее - уполномоченный орган).

2. Соглашения государственно-частного партнерства от имени Республики Ингушетия заключает Правительство Республики Ингушетия или уполномоченный орган.

3. Контроль за исполнением условий соглашений ча-стным партнером осуществляется Правительством Республики Ингушетия или уполномоченным органом.

4. По специальному поручению Правительства Рес-публики Ингушетия от имени Республики Ингушетия его отдельные права и обязанности по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Ингушетия в рамках соглашений государственно-частного партнерства, в том числе по принятию решений и совершению иных юридических действий, связанных с проведением конкурса, могут осуществлять юридические лица.

Статья 12. Заключение соглашения о государст-венно-частном партнерстве

1. Соглашение заключается Правительством Респуб-лики Ингушетия или уполномоченным органом на конкурсной основе.

Проведение конкурсной процедуры устанавливается Правительством Республики Ингушетия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.

2. Порядок заключения соглашения, а также его типовая форма утверждаются Правительством Республики Ингушетия.

3. Контроль за исполнением частным партнером условий соглашений, а также регистрация, учет и хранение соглашений осуществляется Правительством Республики Ингушетия или уполномоченным органом.

Статья 13. Гарантии прав партнеров при за-ключении и исполнении соглашений

1. В случае, если в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов Республики Ингушетия или должностных лиц этих органов, частный партнер понес убытки, ему гарантируется возмещение понесенных убытков в соответствии с гражданским законодательством.

2. Условия соглашения могут изменяться в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовав-ших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве, в случае наступления следующих обстоятельств:

1) нарушение или ненадлежащее исполнение какого-либо обязательства по соглашению о государственно-частном партнерстве Республикой Ингушетия;

2) принятие решения или совершение действий каким-либо органом государственной власти Республики Ингушетия, препятствующих исполнению частным партнером своих обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, включая необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность частного партнера;

3) обнаружение на предоставленном частному партнеру земельном участке или другом недвижимом или движимом имуществе обременении, которые не были и не могли быть известны партнеру при заключении соглашения.

3. Объемы и сроки участия Республики Ингушетия в финансировании создания, реконструкции, эксплуатации объектов соглашения могут изменяться в установленном порядке в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и соглашением.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Ингушетия Ю-Б.Б. Евкуров

г. Магас

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект № 238827-6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственно-частного партнерства
в Российской Федерации

Статья 1. Цель, предмет и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг.

2. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования государственно-частного партнерства, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, связанные с реализацией проектов на принципах государственно-частного партнерства за счет предоставления бюджетных ассигнований инвестиционных фондов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве

Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации

1. Под государственно-частным партнерством в целях настоящего Федерального закона понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

2. Для целей настоящего Федерального закона частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением:

1) государственных компаний;

2) государственных корпораций;

3) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

4) государственных и муниципальных учреждений;

5) хозяйственных обществ, 100 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

3. Для целей настоящего Федерального закона публичным партнером является Российская Федерация, и (или) субъект (субъекты) Российской Федерации, и (или) орган (органы) местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов.

4. Соглашение о государственно-частном партнерстве не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами запрещен или ограничен.

5. По решению публичного партнера, принятому в порядке, установленном Российской Федерацией, его интересы по соглашению о государственно-частном партнерстве может представлять одна из организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 2 настоящей статьи, о которых, включая их права и обязанности, публичный партнер должен известить частного партнера. Порядок осуществления такими органами или лицами полномочий публичного партнера, в том числе полномочий по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) иного подлежащего передаче частному партнеру по соглашению имущества, определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

6. Соглашение о государственно-частном партнерстве является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон соглашения о государственно-частном партнерстве применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении о государственно-частном партнерстве, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа соглашения о государственно-частном партнерстве.

7. В соответствии с настоящим Федеральным законом государственно-частное партнерство может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

8. Федеральными законами могут устанавливаться особенности реализации отдельных форм государственно-частного партнерства, а также видов соглашений о государственно-частном партнерстве.

9. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве публичный партнер вправе принимать на себя одно или более из следующих обязательств:

1) предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение и (или) пользование;

2) предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

10. Публичный партнер вправе принимать на себя иные не противоречащие законодательству Российской Федерации обязательства, чем те, которые указаны в части 9 настоящей статьи.

11. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств:

1) разработка и согласование проектной документации;

2) создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

3) реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.

12. В целях настоящего Федерального закона:

1) к реконструкции объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения о государственно-частном партнерстве или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;

2) к эксплуатации объекта соглашения о государственно-частном партнерстве относится использование объекта соглашения о государственно-частном партнерстве частным партнером в соответствии с целевым назначением объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, которые определены соглашением о государственно-частном партнерстве;

3) к техническому обслуживанию относится поддержание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением.

13. Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

14. Соглашением о государственно-частном партнерстве может быть предусмотрен переход права собственности на объект соглашения о государственно-частном партнерстве от одной его стороны к другой стороне.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве

1. К полномочиям Российской Федерации при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве относятся:

1) определение основных направлений развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации;

2) утверждение требований к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве;

3) контроль за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного Российской Федерацией;

4) установление порядка подготовки соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;

5) установление порядка определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

6) установление порядка определения процедуры проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;

7) установление порядка определения процедуры осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация, и ходом его реализации;

8) мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, полномочия предусмотренные настоящей статьей, осуществляются Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации при реализации субъектами Российской Федерации соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

1) принятие законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в государственно-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) установление порядка проведения конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

3) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве;

4) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного субъектом Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия муниципальных образований при реализации муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве

К полномочиям муниципальных образований относятся:

1) проведение конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

2) подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного муниципальным образованием.

Статья 7. Гарантии прав и законных интересов частных партнеров

1. В случае, если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, стороны соглашения о государственно-частном партнерстве изменяют условия соглашения о государственно-частном партнерстве в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением о государственно-частном партнерстве.

2. Соглашением о государственно-частном партнерстве могут быть установлены также иные гарантии прав частного партнера, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам.

3. Указанное в части 1 настоящей статьи положение об изменении условий соглашения о государственно-частном партнерстве не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

4. В случае привлечения частным партнером средств кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве между частным и (или) публичным партнерами и кредиторами может заключаться трехстороннее соглашение, которым определяются взаимные права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частным партнером своих обязательств перед публичным партнером и кредиторами).

5. Частный партнер имеет право на возмещение убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды, в том числе недополученного дохода, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.

Статья 8. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3520, 3525; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 30, ст. 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 39; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4013; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3614; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 1, ст. 31; № 11, ст. 1265; № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6455; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 47, ст. 6034; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 9, 21; № 27, ст. 3881; № 30, ст. 4583, 4587, 4597; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6610, 6611; № 48, ст. 6729; № 49, ст. 7014, 7037; 2012, № 19, ст. 2281; № 25, ст. 3268; № 41, ст. 5527; № 49, ст. 6751; № 53, ст. 7596) следующие изменения:

1) в статье 174 1:

а) наименование после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве»;

б) абзац второй пункта 1 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионера» дополнить словами «, частного партнера»;

в) пункт 2 после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионер» дополнить словами «, частный партнер»;

г) в пункте 3:

абзац первый после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве», после слова «концессионеру» дополнить словами «, частному партнеру»;

абзац второй после слова «концессионером» дополнить словами «, частным партнером», после слов «концессионным соглашением» дополнить словами «, соглашением о государственно-частном партнерстве»;

д) пункт 5 после слова «концессионер,» дополнить словами «частный партнер,», после слов «концессионного соглашения,» дополнить словами «соглашения о государственно-частном партнерстве»;

2) подпункт 37 пункта 1 статьи 251 после слов «концессионному соглашению» дополнить словами «или соглашению о государственно-частном партнерстве»;

3) абзац пятый пункта 1 статьи 256 после слов «законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях,» дополнить словами «законодательством о государственно-частном партнерстве,», после слов «концессионного соглашения» дополнить словами «, соглашения о государственно-частном партнерстве «;

4) абзац десятый пункта 1 статьи 257 после слов «объекта концессионного соглашения» дополнить словами «, объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Статья 9. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Внести в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2004, № 41, ст. 3993; 2005, № 1, ст. 17; 2006, № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5417; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 19; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6416, 6441; 2011, № 15, ст. 2029; 2012, № 53, ст. 7643) следующие изменения:

1) в пункте 2 слова «пунктом 2 1 » заменить словами «пунктами 2 1 и 2 4 «;

2) дополнить пунктом 2 4 следующего содержания:

«2 4 . Предоставление земельных участков в аренду для деятельности, предусмотренной соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов.».

Статья 10. О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105; 2007, № 17, ст. 1929; 2010, № 19, ст. 2291; 2011, № 48, ст. 6727) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) с заключением и реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».».

Статья 11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»

Часть 2 статьи 17 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2009, № 29, ст. 3610; 2010, № 15, ст. 1736; № 19, ст. 2291; 2011, № 10, ст. 1281; № 29, ст. 4291; № 50, ст. 7343) дополнить словами «, а также соглашениями о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства».

Статья 12. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период, составляющий 360 дней, в течение которого законодательство субъектов Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенные в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, действуют на условиях, на которых они были заключены, до окончания срока их действия.

3. Отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением действия соглашений о государственно-частном партнерстве, реализуемых в форме концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Статья 13. Вступление в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 180 календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Президент

Российской Федерации



Просмотров