Закон о регистрации недвижимости гарант. О государственной регистрации недвижимости. Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе

На смену федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в июле 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .

Новый закон, вступивший в силу в части большинства положений с 1 января 2017 года, направлен на регулирование всех государственных процедур регистрации различных объектов недвижимости, включая квартиры. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ к видам объектов недвижимости , сведения о которых должны вноситься в кадастр недвижимости и подлежащие государственной регистрации, относятся:

  • жилое и нежилое помещение (в том числе квартира, жилой дом, комната и др.);
  • земельный участок;
  • здание;
  • сооружение;
  • машино-место;
  • объект незавершенного строительства;
  • единый недвижимый комплекс;
  • предприятие в виде имущественного комплекса (или в ином).

С 2017 года в регистрации недвижимости изменилось следующее :

Документы по итогу регистрации при желании заявителя могут быть доставлены по указанному адресу с помощью курьерской службы. Данная услуга платная.

Что даст новый закон о регистрации прав на недвижимость

Новый закон о регистрации прав на недвижимость создает единый правовой механизм для проведения процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, включая в данную систему:

  • кадастровый учет;
  • прием и обработку данных;
  • хранение документации;
  • выдачу официально зарегистрированных сведений.

Вступление в силу нормативно-правового акта должно упростить процесс регистрации. Сведения, запрашиваемые из ЕГРН, будут предоставляться за более короткий промежуток времени в сравнение с тем периодом, который был предусмотрен ранее.

Объединение кадастровой палаты и единого государственного реестра способствует качественному улучшению функционирования регистрационной системы. Реестр прав ведется исключительно в электронном формате , данные, которые были занесены в базу, нельзя изъять или удалить.

Вступившие в силу нововведения направлены на повышение уровня гарантий прав участников рынка недвижимости, изменения позволяют сэкономить время заявителей и обеспечить эффективность работы регистрационных органов в Российской Федерации.

Плюсы и минусы

Процесс внедрения нововведений был сопряжен с рядом негативных аспектов :

Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в связи с принятием закона, его создание направлено на улучшение процесса регистрации , в частности:

  • снижение рисков и понижение уровня мошенничества на рынке недвижимости;
  • уменьшение объемов бумажного документооборота;
  • повышение электронного взаимодействия государственных органов;
  • создание комфортных условий регистрации;
  • сокращения сроков проведения данной правой процедуры.

Объединение Росреестра и кадастровой палаты в 2017 году

С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные нововведения, которые касаются объединения кадастровой палаты и государственного реестра прав на недвижимое имущество (Росреестр).

Данное слияние организаций повлекло следующие изменения :

  1. Создание общей системы по учету и регистрации недвижимости - Единого реестра.
  2. Замена ранее существовавшей аббревиатуру ЕГРП, которая расшифровывалась, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ЕГРН , то есть Единый государственный реестр недвижимости.
  3. В состав Единого госреестра входят блоки, которые до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ относились к ведению кадастровой палаты и содержались в реестре прав, а именно:
    • реестр прав на недвижимость (сведения о правах, о наличии обременений и ограничений на них, о основаниях их возникновения, изменения, перехода и прекращения);
    • кадастр недвижимости (включает в себя основные и дополнительные сведения);
    • кадастровые карты;
    • реестровые дела;
    • книги учета документов;
    • реестр границ.
  4. С июля 2016 года свидетельство о праве собственности было отменено, вместо него выдавалась выписка из ЕГРП, которая, в свою очередь, теперь заменена выпиской из ЕГРН или же сделка удостоверяется регистрационной надписью на правоустанавливающем документе.

  5. Записи объединенного Росреестра подлежат хранению в специальной электронной базе данных , с высоким уровнем безопасности и при соблюдении процесса многократного резервного копирования.

Создание Единого реестра недвижимости позволяет осуществлять одновременную подачу заявлений на регистрацию права и кадастровый учет, что должно способствовать экономии времени для граждан и повышению удобства проведения операций с недвижимостью.

Основные цели объединения кадастровой палаты и реестра прав заключаются:

  • укрепление гарантий зарегистрированных правомочий собственников имущества;
  • минимизация угрозы мошеннических действий;
  • снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

Единый государственный реестр подразумевает под собой систематизированный свод достоверных сведений и данных об объектах недвижимости в текстовой и графической формах.

Где с 1 января 2017 оформлять кадастровый паспорт?

Изменения в законодательстве о регистрации недвижимости, вступившие в силу с начала 2017 года, не содержат в себе понятия кадастрового паспорта , при этом на практике данный документ все еще имеет место быть, и объекты недвижимости подлежат обязательному кадастровому учету.

Однако выдача не предусмотрена, в настоящее время его заменяет выписка из ЕГРН, которая содержит в себе все необходимые сведения.

Размер платы за предоставление соответствующей выписки составляет (см. таблицу):

Важно то, что кадастровый учет объектов недвижимости ввиду законодательных нововведений проводит Росреестр . В кадастр вносятся основные и дополнительные данные о недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер и дата его присвоения;
  • местоположение и количество этажей;
  • номер здания или помещения и др.

Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет могут быть поданы гражданином в любые отделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости .

Нужен ли кадастровый паспорт для регистрации права собственности

Для регистрации права собственности необходимо собрать определенный перечень документов , среди которых можно выделить:

  • Свидетельство о праве на наследство.
  • Решение судебного органа, вступившее в законную силу.
  • Договоры купли-продажи, дарения.
  • Распоряжения муниципальных и государственных органов.
  • Выписка из ЕГРН и др.

Среди вышеуказанного списка нет кадастрового паспорта, так как действующее законодательство не содержит обязательного требования относительно его наличия при регистрации права собственности. Все необходимые сведения, содержатся в выписке ЕГРН.

При этом постановка объектов недвижимости на кадастровый учет является необходимым условием для оформления правомочий владения.

Сведения об объектах недвижимости, в текстовых и графических формах, содержащиеся в ЕГРН, воспроизводятся путем составления кадастровых карт . Данные карты бывают двух видов:

  1. Дежурные - предназначены только для использования специализированным регистрирующим органом.
  2. Публичные - доступны неограниченному кругу лиц.

Кадастровые карты формируются в электронном виде и подлежат размещению на официальном сайте для бесплатного просмотра без направления запроса.

Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна?

Выписка из ЕГРН является главным документом, который подтверждает право собственности гражданина на недвижимое имущество (аббревиатура ЕГРН расшифровывается как Единый государственный реестр недвижимости ).

Соответствующий документ заменяет выдававшиеся ранее выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт, а также включает в себя:

  • Текстовую часть (таблица с данными по объекту недвижимости).
  • Графическую часть, которая идентична с кадастровым паспортом объекта.

Орган регистрации прав осуществляет внесение данных об объектах недвижимости в Единый государственный реестр.

Можно выделить определенные виды выписок ЕГРН:

  1. Об объекте недвижимости.
  2. Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
  3. О переходе прав на объект недвижимости.
  4. О правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
  5. О дате получения органом регистрации прав заявления и документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и иные.

Данная выписка формируется из определенной совокупности документов в отношении одного объекта недвижимости, которые объединены в реестровое дело . Оно ведется в электронном виде, а в целях хранения его дублируют на бумажный носитель.

Сроки оформления

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ определены конкретные сроки регистрации прав и кадастрового учета. Данные временные периоды являются более сокращенными в сравнении с теми, которое существовали ранее и составляют :

  • 7 рабочих дней с даты получения органом регистрации (Росреестр) заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права (9 рабочих дней при подаче документов в МФЦ).
  • В течение 5 рабочих дней осуществляется постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в органах регистрации (7 рабочих дней - через МФЦ).
  • Десять дней - срок, при одновременном кадастровом учете и регистрации права в органах Росреестра, и 12 рабочих дней в случае, если документы приняты в отделениях МФЦ.
  • 5 рабочих дней должна занимать регистрация, проводимая на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
  • В течение трех дней осуществляется государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки и/или свидетельства:
    • о праве на наследство;
    • о праве собственности на долю в общем имуществе.

      При подаче документов на регистрацию в МФЦ по сделке, удостоверенной нотариусом , срок регистрации - пять рабочих дней.

  • В период семь рабочих дней регистрируется при приеме документов в МФЦ. В случае направления документов через регистрирующий орган срок сокращается на два дня.

Для приостановки регистрации на основании распоряжения должностного лица установлен срок в 3 месяца (п. 2 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ), а по решению заявителя - до 6 месяцев (п. 1 ст. 30 ранее указанного закона).

Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе?

Экстерриториальный принцип подачи заявления означает:

  • Документы, необходимые для оформления прав на объект недвижимости, граждане могут подать в любых отделениях уполномоченных на регистрацию органов государственной власти.
  • Заявители не связаны правовой необходимостью обращаться именно в то регистрационное учреждение, где находится сам объект недвижимости.
  • При подаче заявления на регистрацию отсутствуют ограничения, связанные с местом жительства гражданина или нахождением юридического лица, а также с пределами регистрационного округа.

При направлении сведений, используя экстерриториальный принцип, регистрацию сделок, обременений и ограничений прав, производит орган по месту расположения недвижимого имущества .

Гражданин Д. решил зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в Калининградской области и полученный им по наследству. Сам наследник проживает в городе Самара. Для оформления документов гражданин Д. обратился в ближайшее отделение МФЦ, где ему разъяснили порядок и сроки проведения регистрации прав.

Уполномоченное должностное лицо осуществило прием документов, в подтверждении чего гражданину Д. была выдана расписка с описью принятых сведений и с указанием точной даты того, когда регистрация будет завершена.

Регистратор в пункте приема создал копию полученных документов в электронном формате и направил сведения в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка. В день указанный в расписке гражданин Д. получил выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности, с надписью: «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта».

Регистратор, который принимает документы, обязан произвести проверку представленных сведений на соответствие действующим нормам права, а также убедиться в отсутствии причин для возврата документации без рассмотрения.

Вопрос

Ответственность за неверно указанные сведения в выписке ЕГРН

15 января 2017 года мною для оформления обязательной государственной регистрации права собственности на квартиру были направлены документы в Росреестр. В указанные сроки я забрала выписку из ЕГРН. А при подробном рассмотрении документа я заметила, что моя фамилия написана неверно. Обратившись к регистратору, я получила отказ на исправление ошибки. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за неправильность оформления документа?

Ответ

За упущения в проделанной работе, а именно:

  • необоснованные промедления;
  • отказ в приеме документов;
  • технические ошибки, допущенные в записях ЕГРН,

предусмотрена ответственность регистрирующего органа . Ущерб, который причинен уполномоченным органом власти, подлежит возмещению за счет средств казны. Росреестр вправе взыскать оплаченную сумму ущерба с конкретного должностного лица.

Вам стоит направить жалобу на руководителя соответствующего регистрационного отделения, в случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеет полное право обратиться в судебные органы.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости
Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости
Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости
Статья 8. Кадастр недвижимости
Статья 9. Реестр прав на недвижимость
Статья 10. Реестр границ
Статья 11. Реестровые дела
Статья 12. Кадастровые карты
Статья 13. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 17. Государственная пошлина за осуществление государственной регистрации прав
Статья 18. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 20. Правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав
Статья 21. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 22. Требования к межевому плану
Статья 23. Требования к акту обследования
Статья 24. Требования к техническому плану
Статья 25. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения
Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав
Статья 27. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 28. Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 30. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
Статья 31. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 33. Правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица
Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
Статья 35. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
Статья 36. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
Статья 36.1. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 36.2. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью
Статья 37. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии правопритязаний, прав требований в отношении зарегистрированного права
Статья 38. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
Статья 39. Правила представления сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, а также правила уведомления правообладателя о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 6. Особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости
Статья 42. Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество
Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
Статья 46. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса
Статья 47. Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 48.Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства
Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
Статья 50. Особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него
Статья 51. Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества, найма жилого помещения, безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия
Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута
Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
Статья 54. Особенности осуществления государственной регистрации прав при доверительном управлении и опеке, связанных с недвижимым имуществом
Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
Статья 57. Особенности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при регистрации перехода прав на него
Статья 58. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда
Статья 59. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа
Статья 60. Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 60.2. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков
Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 63. Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 9. Государственный регистратор прав
Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей
Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав
Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из единого государственного реестра недвижимости
Статья 66. Ответственность органа регистрации прав
Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 10.1. Компенсация добросовестному приобретателю за утрату им жилого помещения
Статья 68.1. Компенсация добросовестному приобретателю за утрату им жилого помещения
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях
Статья 71. Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства
Статья 71.1. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов
Статья 72. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

С первого января 2017 года новый закон о регистрации недвижимости № 218 (далее 218-ФЗ, Закон) начинает свою работу.

Новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации .

Правовой документ упростит осуществление сделок, поможет создать единую базу учета недвижимости, чтобы исключить путаницу, повысит качество оказываемых госуслуг.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Новый 218-ФЗ придет на смену 122-ФЗ и 221-ФЗ. При разработке нового Федерального закона был заимствован европейский опыт в предоставлении государственных услуг по оформлению сделок с собственностью.

При создании единой информационной базы снизятся затраты профильных казенных учреждений и клиентов, которые пользуются соответствующими услугами .

Новый Закон начнет свое действие с первого дня 2017 года. Закон будет регламентировать правовые отношения в субъектах РФ в связи со следующим:

  • Владение собственностью, а также сделка с ней требуют государственной регистрации прав ;
  • Добавление необходимых данных по объектам собственности в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а также предоставление сведений из него клиентам ;
  • Имущество требуется внести в кадастровую базу .

Таким образом, новые положения объединяют в себе статьи 122-ФЗ и 221-ФЗ. Новый закон их не отменяет, но уточняет, что они не противоречат настоящему закону (218-ФЗ, часть 4, статья 72).

Внесение информации в реестр

13 статья 218-ФЗ регламентирует, откуда могут поступать сведения:

  1. Информация с базы кадастра (внесение в кадастр) или/и фиксирование права на собственность . Вносятся основные характеристики объекта, данные о владельце, обременения и ограничения, проведение каких-либо сделок.
  2. Подача сведений от иных ведомственных структур . Информация добавляется в течение 5-и дней с момента поступления новых сведений от межведомственных структур, либо отправляется отказ в течение 15-и дней.
  3. Направленного уведомления . Используется в случаях, когда собственник имущества остается прежним, но изменяются параметры объекта.

В 3 статье Закона назначается ответственный за фиксирование прав и по учету в кадастре параметров объектов – . Ранее данное учреждение отвечало лишь за регистрацию, а Федеральная кадастровая палата Росреестра отвечала за кадастровую базу данных.

Чтобы произвести фиксацию прав, владения нужно внести в базу кадастра. Это правило действовало и до начала действия Федерального закона № 218.

Если же информация об объекте будет отсутствовать в реестре (после 1 января 2017 года), то госрегистрация прав и учет по кадастру будут произведены вместе . До образования объединенного реестра такое было невозможно.

Обновление данных в Росреестре осуществляется в ряде случаев, прописанных законодательно в пункте втором 14 статьи Закона (при предоставлении соответствующих документов):

  • Наследование .
  • Подразделения правительственных органов приняли акты, изменяющие право владения собственностью. Решение должно основываться на законодательной базе Российской Федерации.
  • Судебные решения .
  • Операции с недвижимостью (отчуждение, дарение, купля-продажа и т.д.), не конфликтующие с законом РФ.
  • Выполнение кадастровых работ в комплексе (межевание участков, разработка технического плана и пр.).
  • Приватизация имущества .
  • Выдача государственными органами свидетельств о праве собственности или иных документов, содержащих данные о владении .
  • Предоставление иных документов, свидетельствующих об изменении в праве собственности .

Сведения в реестр прав вносятся наряду с данными по кадастру в ситуациях (статья 14 пункт 3):

  1. Недвижимость, зарегистрированная ранее в Росреестре, прекратила существование;
  2. Выделение части имущества или прекращение ее существования;
  3. Формирование объекта недвижимости (не относятся прецеденты, когда собственность отчуждается в пользу государства для различных нужд).

В статье 14 (пункт 4) есть исключения, когда право на жилье (иной объект имущества) может быть оформлено без записи в кадастр (при этом информация об объекте должна уже содержаться в единой базе):

  • Недвижимость, внесенная в единый реестр, стала «ничейной» ;
  • В новостройке (в доме, более трех квартир) оформляется право на квартиру;
  • Права фиксируются на земельный надел, изъятый в пользу государства, а также по перераспределению границ наделов, находящихся во владении органов госвласти ;
  • Смена собственника ;
  • Лицо подтверждает свои права на объект, возникшие до 21 июля 1997 года (начало действия 122-ФЗ).
  • На права владения налагается обременение, а также снятие данных ограничений .

Помимо этого, новый закон указывает случаи, когда кадастровый учет может быть проведен без регистрации прав на недвижимость (статья 14 пункт 5):

  1. Объект (его часть, в том числе с обременением), не регистрировавшийся ранее в ЕГРН, прекратил существование;
  2. Квартиры в многоквартирном построенном доме и машино-места (в предыдущих законах такой термин не встречается) уже зарегистрированные в ЕГРН застройщиком;
  3. Изменяются основные признаки объекта из реестра.

Правила подачи заявления

Закон прописывает длительность обработки поданных документов: они будут сокращены – до семи дней (при регистрировании прав), до пяти дней (по внесению изменений в кадастр и фиксировании покупки жилья в ипотечный кредит), до десяти дней при единовременной регистрации и постановке на учет.

Информационная выдается в течение 3-х дней . Документы, поданные через единый центр документов, обрабатываются на 2 дня дольше. Дни считаются только рабочие.

Статья 15 Настоящего Закона ограничивает круг лиц, которые могут вносить данные о имуществе в единую базу:

  • Собственник объекта или иной правообладатель ;
  • Орган государственной или муниципальной власти , а также корпорация «Росатом», принявшие решение о сдаче объекта в эксплуатацию.

Заявление в Росреестр подается:

  1. Лично заявителем (в Россреестр, МФЦ). Заявитель (физическое или юридическое лицо) имеет право выбрать любой удобный орган вне зависимости от его местонахождения, не зависимо от месторасположения регистрируемого объекта (до создания ЕГРН это было невозможно);
  2. Почтовым отправлением в Росреестр (лично заявителем);
  3. Через госуслуги.ру, а также на специальной странице Интернет официального сайта Росреестра.

Росреестр по новому Закону должен запрашивать необходимые документы у застройщиков и иных юридических лиц, обратившихся с регистрационным заявлением, в иных профильных структурах.

Ранее обязанность предоставлять полный пакет документов возлагалась на юридическое лицо, теперь закон оставляет право юридическим лицам подать учредительные документы по собственной инициативе, не обязывая его к этому.

Отказ и ответственность

Новый законодательный акт четко прописывает причины, которые могут стать основанием для отказа в регистрации прав или постановке кадастрового учета (статья 27):

  • Клиент не подтвердил личность (не предъявил паспорт) или предоставил документы через другое лицо, не имеющее на это право ;
  • Документы, поданные через электронные ресурсы, не соответствуют установленным формам ;
  • В поданных документах выявлены неточности, исправления, приписки, а также есть повреждения, не дающие точного прочтения сведений ;
  • Отсутствует подпись клиента ;
  • Не оплата пошлины ;
  • В ЕГРП содержатся сведения о невозможности изменений в праве собственности (например, существует обременение или требуется личное участие собственника).

Если регистратор сомневается в подлинности поданных документов, в правильности указанных заявителем сведений (в 3 статье 218-ФЗ указано более 50 причин), он может приостановить процедуру регистрации на 3 месяца (до вступления закона в силу, регистратор мог приостановить процедуру на 1 месяц).

Заявитель также может направить просьбу приостановить процесс регистрации на срок до 6 месяцев. Прошение можно направить только один раз.

Процесс приостанавливается до тех пор, пока выявленные причины, мешающие регистрации, не будут устранены. В случае невозможности устранения причин, в регистрации будет отказано.

Закон регламентирует выдачу выписки из ЕГРН для подтверждения становления на кадастровый учет или регистрации прав. Выдача свидетельств по новым правилам не предусмотрена .

В 10 главе 218-ФЗ четко прописана мера ответственности за бездействие или необоснованные действия при процедуре регистрации прав или постановке на учет по кадастру.

Статья 67 говорит об ответственности отдельного лица (госрегистратора)

  1. За несвоевременное внесение данных;
  2. За внесение информации, несоответствующей действительности (кроме случаев, когда данные подаются через иные источники);
  3. За отказ или приостановление процесса регистрации по причинам, не указанным настоящим Законом.

Если сведения о квартире, здании, земельном наделе и ином, содержащиеся в ЕГРН, были утрачены или искажены, то ответственность ложится на Росреестр (статья 66) .

В свою очередь, орган государственной регистрации имеет право требовать последующей компенсации от органов или лиц, которые виновны в случившемся.

С 2020 года в силу вступит статья 67 Настоящего Закона, согласно которой пострадавший может требовать компенсацию за потерю права владения по вине Росреестра .

Федеральный закон № 218 призван упростить процесс фиксирования недвижимого имущества, сэкономит время и средства посетителей и государства, соберет наиболее полную и точную базу об объектах недвижимости РФ, операции с недвижимостью станут более прозрачными, а значит, безопасными для покупателей и продавцов.

Закон о регистрации права собственности на объекты недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 г., какие нововведения нас ждут в новом году. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

Орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

Три месяца - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Федеральная миграционная служба РФ - информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

Федеральная налоговая служба РФ - информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

Общий обзор закона

Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

«Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

  1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
  2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
  3. реестр границ;
  4. реестровые дела;
  5. кадастровые карты;
  6. книги учета документов.

Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

Порядок регистрации прав

Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

  1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
  2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
  3. акты о приватизации жилых помещений;
  4. свидетельства о праве на наследство;
  5. вступившие в силу судебные акты;
  6. акты о правах на недвижимое имущество;
  7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
  8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
  9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

  • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
  • прекращение существования объекта недвижимости;
  • государственная регистрация ограничений и обременений.

Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.


Место и сроки регистрации прав

Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

  • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
  • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
  • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

Подтверждающие документы и остальные новшества

Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

  • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • о переходе прав на объект недвижимости;
  • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
  • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

  • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
  • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.


Что еще стоит отметить?

Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

До встречи в следующих статьях!



Просмотров