Закон о полиции статья 5 пункт 4. Федеральный закон российской федерации

Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018

Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года, N 3-ФЗ. Государственная Дума РФ приняла этот закон 28 января 2011 года, высшая палата парламента, Совет Федерации, одобрил его 2 февраля 2011 года. Оригинальный текст закона был опубликован в таких изданиях: "Российская газета", N 25, 08.02.2011, "Российская газета", N 28, от 10 февраля 2011, "Парламентская газета", N 7, от 11-17 февраля 2011, "Собрание законодательства РФ", от 14 февраля 2011, N 7, ст. 900.

Полный текст закона читайте здесь http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158450

Правомерность использования полицией силы и оружия (Глава 5 закона)

Офицеры полиции могут использовать в обозначенных законодательством РФ рамках силу, в том числе и огнестрельное оружие. И лишь то, которое, опять же, обозначено законами РФ. Если сотрудник полиции превысил свои полномочия в применении силы или оружия, то, согласно Уголовному Кодексу РФ части 2 статьи 38, он понесет уголовную ответственность, если будет доказана умышленность его действий.

Если в результате применения силы, специальных средств или огнестрельного оружия в рамках законов РФ, то сотрудник полиции не несет ответственности за последствия исполнения своих прямых обязанностей (статья 18).

Случаи, когда сотрудниками полиции применяется огнестрельное оружие

Офицеры полиции могут применять лично или в группе оружие в следующих случаях:
  1. чтобы защитить себя или другого в случае посягательства на жизнь и здоровье;
  2. если кто-либо хочет завладеть табельным оружием офицера или его транспортным средством, являющемся собственностью МВД;
  3. для спасения заложников;
  4. при задержании лица, в деяниях которого есть все признаки тяжкого преступления против граждан;
  5. при оказании сопротивления или же игнорирования требований, обусловленных законом, о сложении оружия, как огнестрельного, так и любого другого, способного навредить жизни или здоровью мирного населения;
  6. при отражении захвата государственных или муниципальных зданий или помещений;
  7. для пресечения бегства из тюрем или других мест содержания заключенных, или попытки освобождения таковых с применением насилия.

Дополнительные причины для использования огнестрельного оружия

  1. При случае, если водитель транспортного средства упрямо отказывается останавливаться по требованию сотрудников полиции, и его упрямство в этом угрожает жизни и здоровью окружающих;
  2. Если необходимо обезвредить животного, несущего опасность для жизни и здоровья человека (более подробно в статье 23).
Сотруднику полиции нельзя применять оружие для поражения в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних детей, если данные лица не оказывают сопротивления с применением огнестрела для нанесения ущерба сотруднику полиции или же гражданских лиц.

Если Вам требуется купить фотоаппарат Nikon для сбора доказательств - кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания - всё это ждёт Вас на предложенном сайте.


Федеральный закон РФ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года, N 161-ФЗ. Принят закон Государственной Думой 14 июня 2011 года, а одобрен высшей палатой парламента,...

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ

    Решение № 12-291/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 12-291/2018

    Астраханский областной суд (Астраханская область) - Административные правонарушения

    И показаний Калеутина С.Г. в суде первой инстанции с административным правонарушением он согласен. Доводы жалобы о нарушении сотрудниками полиции положений части 4 и части 5 статьи 5 Федерального закона «О полиции», также несостоятельны, поскольку таких сведений в материалы дела не представлено. Не могут служить основанием для отмены вынесенного судом постановления и доводы...

    Приговор № 1-45/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 1-45/2018

    Нальчикский гарнизонный военный суд (Кабардино-Балкарская Республика) - Уголовное

    ГГГГ При этом ДД.ММ.ГГГГ Хамхоев и Аспиев, желая получить от ФИО175 сведения о лицах, причастных к совершению вышеуказанного преступления, вопреки требованиям ст. 2- 5 , 11-13 Федерального закона «О милиции», высказали ФИО175 угрозы применения физического насилия и применили к нему насилие. В частности, Хамхоев нанес потерпевшему ногами 2 удара в пах...

    Приговор № 1-1039/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 1-1039/2018

    Ульяновский районный суд (Ульяновская область) - Уголовное

    УМВД России по Ульяновской области, УГИБДД УМВД России по Ульяновской области. Так, согласно п.п. 1,2,6 ч.1 ст.2, ч.1 ст. 5 , ч.ч.1-3 ст.6, п.2- 5 , 11 ч.1 ст.12, п.п. 1,2,6,8,20 ч.1 ст.13 ФЗ «О...

    Решение № 2-163/2018 2-163/2018~М-151/2018 М-151/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-163/2018

    Вилюйский районный суд (Республика Саха (Якутия)) - Гражданские и административные

    11 Вилюйского района Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24. 5 КоАП РФ, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Не согласившись с данным постановлением мирового судьи её защитник обжаловал данное постановление в Вилюйский районный суд Республики...

    Решение № 2А-1489/2018 2А-1489/2018~М-1390/2018 М-1390/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1489/2018

    Октябрьский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные

    Дежурной части отдела полиции сотрудник полиции, не представившись и не назвав цели своего обращения, начал без разъяснения, как того требует п.2 ч.4 ст. 5 ФЗ «О полиции», выдвигать требования, которые ограничивали права истца – право на свободу и личную неприкосновенность и право на добровольность предоставления дактилоскопической информации. Как выяснилось в дальнейшем, сотруднику...

    Постановление № 5-76/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 5-76/2018

    Янаульский районный суд (Республика Башкортостан) - Административные правонарушения

    Выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права вызывать в полицию граждан по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан предъявить служебное удостоверение по требованию гражданина. Вина Шайнурова Р.Р. в совершении административного правонарушения подтверждается вышеуказанными показаниями...

    Решение № 12-566/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 12-566/2018

    Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) - Административные правонарушения

    Полиции, которые находились при исполнении своих служебных обязанностей, в процессуальных документах, в суде второй инстанции не имеется. При этом учитываются принципы, содержащиеся в ст.ст. 5 , 6, 7 Закона РФ «О полиции». Данных о небеспристрастности сотрудников полиции к заявителю или допущенных ими каких-либо злоупотреблениях не установлено. Таким образом, факт управления Черкашиным Д....



Просмотров