Задания по тгп. Конспекты юриста Практическая работа 1 по тгп

УММ по дисциплине «Теория государства и права» (ОЗО)

Вопросы к зачету

Семестр

1. Предмет теории государства и права. Общеправовой терминологический (понятийный) ряд, как элемент предмета теории государства и права.

2. Методология теории государства и права. Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления.

3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

4. Система юридического знания. Теория государства и права в системе юридических наук.

5. Характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

6. Причины возникновения государства.

7. Восточный и западный пути возникновения государства.

8. Теологическая теория происхождения государства и права.

9. Патриархальная теория происхождения государства и права.

10. Договорная теория происхождения государства и права.

11. Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права.

12. Органическая теория происхождения государства и права.

13. Психологическая теория происхождения государства и права.

14. Марксистская теория происхождения государства и права.

Тема: Теория государства

15. Понятие и сущность государства. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования государства.

16. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

17. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

18. Типы государства: различные подходы

19. Формационный подход к типологии государства.

20. Цивилизационный подход к типологии государства.

21. Понятие и классификация функций государства.

22. Формы и методы осуществления функций государства.

23. Понятие и элементы формы государства.

24. Формы государственного правления.

25. Монархия: понятие, виды.

26. Республика: понятие, виды.

27. Формы государственного устройства.

28. Унитарное государство.

29. Федерация.

30. Конфедерация.

31. Политический режим: понятие, виды.

32. Демократический политический режим.

34. Тоталитарный политический режим.

35. Механизм государства: понятие и структура.

36. Орган государства: понятие, признаки, виды.

37. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

38. Политическая система общества: понятие, структура.

39. Политические партии, как институты политической системы общества.

40. Место и роль государства в политической системе общества.

Вопросы к экзамену

Семестр

Темы 1-го семестра

1. Предмет и метод теории государства и права. Общеправовой терминологический (понятийный) ряд, как элемент предмета теории государства и права. Система юридического знания. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

2. Характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

3. Причины и формы возникновения государства. Теории происхождения государства и права.

4. Понятие, признаки и сущность государства. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования государства.

5. Типы государства: различные подходы.

6. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

7. Понятие и элементы формы государства.

8. Механизм государства: понятие и структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

9. Органы государства: понятие, признаки, виды.

10. Место и роль государства в политической системе общества.

Тема :

11. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

12. Правовое государство: понятие, признаки. Основы теории прав человека, как составной части концепции правового государства. Задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства. Теоретические модели демократизации политической жизни, охраны прав граждан, реализации идеи правового государства.

13. Теоретические основы правового статуса личности. Классификации прав и свобод человека и гражданина, этапы их провозглашения и юридического закрепления.

Тема: Сущность права

14. Теории сущности права. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования права.

15. Принципы и функции права. Правовые аксиомы.

Тема: Основные правовые системы современности

16. Основные правовые системы современности.

Тема: Общая теория права

17. Место права в системе социальных норм. Понятие и признаки права, как нормативного явления.

18. Система права. Отрасли права. Институты права. Краткая характеристика основных отраслей права. Частное и публичное право.Соотношение системы права и системы законодательства.

19. Понятие и виды форм (источников) права.

20. Понятие, признаки и виды норм права.

21. Структура нормы права.

22. Понятие, система и виды нормативных правовых актов в России.

23. Основные принципы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

24. Правовые отношения: понятие, признаки, виды, структура.

25. Объекты правоотношений: понятие, виды.

26. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность как элементы правосубъектности.

27. Понятие и классификация юридических фактов.

28. Основы теории правотворчества. Понятие, принципы, виды правотворчества.

29. Законотворческий процесс.

30. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды.

31. Юридическая техника.

32. Реализация права: понятие, формы.

33. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

34. Правоприменительный процесс: понятие, стадии.

35. Пробелы в праве и способы их устранения и преодоления.

36. Юридические коллизии.

37. Толкование норм права: понятие и виды.

38. Правомерное поведение: понятие, виды.

39. Понятие, признаки и виды правонарушений.

40. Юридический состав правонарушений.

41. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

42. Правовая культура и правовое воспитание.

43. Понятие, структура и виды правосознания.

44. Механизм и средства правового регулирования.

45. Законность и правопорядок.

Практико-ориентированные задания по теории государства и права

(зачет, 1 семестр)

Тема: Предмет и метод теории государства и права

1. Покажите практическое значение теории государства и права, в том числе в профессиональной деятельности юриста. Каким образом оценка его профессиональной компетентности с точки зрения требований, предъявляемых к деятельности юриста, связана с навыками анализа конкретных фактов и явлений современных политико-правовых процессов?

Тема: Происхождение государства и права

  1. Укажите, представителями каких теорий происхождения государства являются авторы приведенных ниже отрывков: «Война – вот причина происхождения государства. Государство создается завоевателями и поддерживает их власть, господство над побежденными»; «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облачен полномочиями царя…».

Тема: Теория государства

  1. Закончите предложения: «Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса... концепция. Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства - ...».
  2. В каких ситуациях возможно добровольное или принудительное ограничение государственного суверенитета?
  3. Определите тип современного российского государства, исходя из различных известных Вам подходов к типологии государства.
  4. Каково соотношение формы правления и типа государства?
  5. Назовите основные особенности формы правления в современной России.
  6. Назовите основные особенности формы государственного устройства в современной России.
  7. Определите вид политического режима в современной России. Ответ аргументируйте, перечислив его основные признаки.
  8. Каково содержание социальной функции государства? Как это соотносится с понятием «социальное государство», закрепленное в ст. 7 Конституции РФ?
  9. Выберите правильные варианты:

Судебная власть в современной России осуществляется: судом присяжных; мировым судьёй; министерством юстиции; органами прокуратуры; квалификационной коллегией судей; судебными приставами.

  1. Выберите правильные варианты:

Постоянные функции государства: обеспечение экономического суверенитета; социальная защита граждан; охрана прав и свобод личности, обеспечение правопорядка; борьба со стихийными бедствиями; ликвидация последствий экологической катастрофы; ведение оборонительной войны.

  1. Закончите предложения: Коллегиальный орган общей компетенции, организующий претворение в жизнь законов - ... . Центральный орган отраслевого государственного управления - ... .
  2. Выберите правильные варианты:

Организационные формы реализации функций государства: решение кадровых вопросов; обеспечение делопроизводства; ведение статистики; исполнительная; правотворческая

  1. Закончите предложение. Политическая партия в РФ характеризуется следующими признаками: наличие программы; организационная структура; фиксированное членство; финансирование деятельности из государственного бюджета; формирование корпоративных норм поведения; отсутствие рядовых членов
  2. Назовите виды политических партий, существующих в современной России. Ответ проиллюстрируйте примерами.
  3. Назовите признаки, подтверждающие светский характер государства в современной России.
  4. Назовите органы законодательной (представительной) власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне и на региональном (на примере Кемеровской области). Каковы их основные функции?
  5. Назовите органы исполнительной власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне, на региональном (на примере Кемеровской области) и местном (на примере г.Новокузнецка).
  6. Приведите примеры реализации принципа демокартизма в организации и деятельности современного российского государства.

(экзамен, 2 семестр)

Тема : Взаимосвязь общества, права, государства

  1. Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию, как правовое государство. Какие признаки правового государства, на Ваш взгляд, реализуются в современной России в полном объеме, а какие – нет?
  2. Назовите институты гражданского общества в современной России.

Тема: Сущность права. Принципы и функции права.

  1. Оцените различные факты и явления государственно-правовой действительности с позиции реализации принципа гуманизма в правовой системе современной России.
  2. Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом:

Право – это то, что делает суд.

Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения.

Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Право – это совокупность норм, издаваемых государством.

Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.

Определите, к какой школе права относятся эти высказывания.

Тема: Основные правовые системы современности.

  1. К каким правовым семьям относятся правовые системы следующих стран: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Венгрия?

Тема: Общая теория права

  1. В чем различие правовых и нравственных норм, каковы объединяющие их черты?
  2. Выделите основные задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства.
  3. Сравните ФЗ и ФКЗ. Чем они отличаются?
  4. К результатам каких способов систематизации законодательства относятся ГК РФ и СЗ РФ?
  5. Выделите в российском праве отрасли публичного и отрасли частного права. Ответ обоснуйте.
  6. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использование другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет».

12. Какой является гипотеза нормы (сложной или простой), изложенной в статье 130 СК РФ: «Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания».

13. К какому виду (разрешающему, запрещающему, представительно-обязывающему) относятся следующие нормы Конституции РФ?

а) ч.2 ст.6: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные в Конституции РФ»;

б) ч.2 ст.45: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»;

в) ч.4 ст.109: «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации».

14. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыденному) относятся:

б) разъяснения о подоходном налоге в инструкции;

в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;

г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела;

д) разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления?

15. Какие из перечисленных правомочий предполагают наличие дееспособности, а для каких достаточно правоспособности: быть владельцем дома; покупать мотоцикл; быть автором художественного произведения; иметь счет в банке; принимать в подарок ценную вещь; быть нанимателем жилого помещения.

16. Задание на становление логического ряда: исключите лишнее понятие и назовите объединяющее перечисленные термины: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение.

17. Приведите пример правонарушений с формальным и с материальным составом.

18. Определите вид правонарушения:

а) Вера А. получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась;

б) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки;

в) управляющий в нетрезвом состоянии машиной Виктор П. сбил пешехода, в результате чего пешеход получил серьезную травму;

г) руководитель (владелец) малого предприятия, чтобы не платить по многочисленным счетам, объявил себя банкротом, для чего подделал финансовые документы;

д) в городе Н. была организована вооруженная автоматами и пистолетами группа для нападений на граждан и организации.

19. В приведенном ниже списке отметьте признаки правонарушения: виновность; исключительность; повторяемость; общественная опасность; наказуемость; противоправность; непредсказуемость.

20. Нормы каких отраслей права применяются в перечисленных случаях:

а) при назначении опекуна;

б) если граждан свершают обмен квартиры;

в) в случае забастовки учителей;

г) если совершено мелкое хулиганство;

д) при покупке коробки спичек;

е) если совершен угон автомобиля;

ж) если владелец автомобиля отдает его в ремонт.

«Теория государства и права»

Задание 1

Проанализируйте норму и выполните задания:

1) определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию);

2) классифицируйте структурные элементы правовой нормы:

Гипотеза (абстрактная или казуистическая, простая, сложная или альтернативная; положительная или отрицательная);

Диспозиция (прямая, отсылочная или бланкетная; простая или описательная; простая, сложная или альтернативная);

Санкция (штрафная или правовосстановительная; абсолютно-определенная, относительно-определенная, альтернативная).

3) классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая:

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Образец решения:



1) в представленной норме – ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ содержится диспозиция, которая представлена двумя правилами поведения: во-первых, «право администрации исправительного учреждения производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств; во-вторых, право администрации исправительного учреждения изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Гипотеза (условие) и санкция (неблагоприятные последствия) в указанной части статьи не сформулированы.

2) Указанная диспозиция является бланкетной поскольку содержит общую отсылку к российскому законодательству и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В связи с тем, что норма лишь называет правило (право производить досмотр, право изымать …), но не раскрывает технических особенностей их реализации норма является простой

Поскольку диспозиция содержит два правила поведения, она является сложной.

3) Указанная норма является охранительной, поскольку выполняет превентивно-охранительную роль по отношению к безопасности исправительного учреждения.

Норма является императивной, поскольку основывается на юридическом неравенстве сторон регулируемого отношения.

Норма является управомочивающей, поскольку предоставляет администрации исправительного учреждения юридическую возможность осуществить досмотр либо изъятие запрещенных предметов.

Задание 2

Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:

1) гражданин приобрел автомобиль;

2) суд вынес решение об аресте имущества;

3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;

4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;

5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;

6) супруги подписали брачный договор;

7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;

8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;

9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;

10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру

Образец решения:

1) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

2) форма реализации – правоприменение, поскольку реализация связана с деятельностью властного субъекта – суда;

3) форма реализации – соблюдение, поскольку реализуется запреты;

4) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица;

5) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

6) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

7) форма реализации – правоприменение, поскольку деятельность директора по изданию приказа носит властный характер;

8) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица (водитель обязан снизить скорость при въезде в населенный пункт);

9) форма реализации – использование, поскольку полномочия судьи не носят государственно-властный характер, таким образом судья реализует свое субъективное право;

10) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право.

Задание 3

Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

Ситуация : в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.

Вопросы по ситуации:

Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).

Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).

Образец решения:

Субъектами правоотношения являются жители и губернатор. Объектом указанного правоотношения является оказание материальной помощи. Содержание правоотношения: жители имеют право обратиться к губернаторы, губернатор обязан ответить на обращение у установленные законодательством сроки.

По предмету правового регулирования правоотношения относится к сфере административного права; по специфике правового регулирования – материальное; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Юридический факт в указном случае носит сложный характер, поскольку включает в себя два обстоятельства: во-первых, событие – наводнение; а, во-вторых, правомерное действие – письменное обращение к губернатору. Таким образом, имеет место фактический состав.

Задание 4

Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Образец решения:

1) Просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением, поскольку Трудовой кодекс РФ содержит норму, допускающую предоставление дополнительных отпусков работников. Следовательно, указанное отношение регламентировано нормами права и при наступлении соответствующих юридических фактов (обращение работника) возникает правоотношение.

2) Указанное правоотношение относится: по предмету правого регулирования – к трудовому праву; по специфике правового регулирования является материальным; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Задание 5

Проанализируйте содержание правовых норм и ответьте на вопрос: какой вид толкования (ограничительный, буквальный или расширительный) следует использовать, чтобы правильно уяснить смысл термина «закон», который упоминается в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ.

А) Ст. 48 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Б) Ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»:

«Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Образец решения:

Для того, чтобы правильно уяснить смысл термина «закон», который упоминается в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ необходимо использовать расширительной толкование, поскольку понятие «закон» включает в себя конкретный нормативный правовой акт (Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»), а также другие федеральные законы и законы субъектов РФ.

Буквальное толкование термина «закон» неприемлемо, поскольку будет означать, что получение гражданам бесплатной юридической помощи определяется лишь одним законом - Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ, что существенно сузит гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Задание 6

Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии:

«В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей».

Образец решения:

Объективная сторона выражается в противоправном деянии, наступивших общественно-опасных последствиях и причинно-следственной связи между ними.

Противоправное деяние выражается в бездействии руководства строительного объекта. Общественно-опасными последствиями являются загрязнение воздуха и угроза возникновения пожара. Причинно-следственная связь заключается в том, что бездействие руководства строительного объекта повлекло за собой ошибочные действия строителей, которые невиновно повредили газопровод.

В действиях руководства строительного объекта присутствует неосторожная вина в форме небрежности, то есть общественно-опасные последствия возникли в результате невнимательности и халатного отношения к должностным обязанностям.

Задание 7

Определите вид правонарушения и ответственности за него, охарактеризуйте состав данного правонарушения: «При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Д. совершил наезд на пешехода, который в результате этого дорожно-транспортного происшествия получил многочисленные переломы рук и ног».

Образец решения:

Причинение вреда при дорожно-транспортном происшествии регламентируется двумя нормативными правовыми актами: КоАП РФ и УК РФ. В связи с тем, что пешеход получил многочисленные переломы рук и ног имеет место тяжкий вред здоровью, а следовательно совершенное правонарушения является преступлением, за которое следует уголовная ответственность.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Объективная сторона выражается в противоправном действии – наезде на пешехода, общественно-опасные последствия - многочисленные переломы рук и ног, которые причинно обусловлены наездом автотранспорта. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо. Субъективная сторона выражается в неосторожной вине выраженной в форме легкомыслия, то есть лицо самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно-опасных последствий, прекрасно понимая, что нарушает правила дорожного движения управляя транспортным средством в состоянии опьянения.

Задание 8

Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:

1) юридические поступки; 2) юридические акты.

сочинение песни;

обмен квартиры;

находка клада старинных монет;

Образец решения:

1) юридические поступки:

сочинение песни;

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет.

2) юридические акты:

обмен квартиры;

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Задание 9

Осуществите толкование предложенной правовой нормы и дайте ответ на вопросы:

А) Имеет ли право мать ребенка на оспаривание отцовства?

ст. 52 СК РФ: «Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия…».

Б) Какие способы толкования Вы использовали? Поясните свой ответ.

Образец решения:

А) Матерью ребенка является женщина, записанная в качестве матери в книге записей рождений либо фактическая мать ребенка. Указанная норма закрепляет юридическое право обоих субъектов права на оспаривание отцовства, которое юридически закрепляется в книге записей рождений.

Б) При осуществлении толкования нами использовались такие способы, как логический и специально-юридический. Применение логического способа толкования выразилось в использовании такого приема как логическое преобразование. С его помощью удалось раскрыть содержание диспозиции нормы (право матери на оспаривание записи родителей). Специально-юридический способ выразился в необходимости толкования юридического термина «мать ребенка».

Задание 10

Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ.

2. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007г. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

3. Приказ МВД России от 6 ноября 2007 г. № 974 «О пособиях сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 668-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина
Балакишеева В.И. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 17 и частью первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

6. Указ Президента РФ от 29.11.2010 № 1491 «О награждении орденом «Родительская слава» многодетных родителей (усыновителей)»

8. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203

9. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

10. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Образец решения:

Из представленного перечня следует исключить следующие правовые акты:

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г. – указанный правовой акт не является нормативным правовым.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 668-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Балакишеева В.И. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 17 и частью первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» - указанный правовой акт является актом толкования права.

Указ Президента РФ от 29.11.2010 № 1491 «О награждении орденом «Родительская слава» многодетных родителей (усыновителей)» - указанный правовой акт является актом правоприменения.

Оставшиеся нормативные правовые акты следует выстроить исходя из следующего принципа. Высшей силой обладают законы, среди которых на первом месте должны стоять федеральные конституционные законы, потом федеральные законы. При этом кодифицированные законы обладают приоритетом и большей силой, чем некодифицированные законы. Далее следует располагать подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. На последнем месте следует располагать региональные нормативные правовые акты.

2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

4. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203

5. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007г. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

6. Приказ МВД России от 6 ноября 2007 г. № 974 «О пособиях сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

7. Постановление Правительства Москвы «О Регламенте Правительства Москвы» от 21.02.2006 № 112-ПП.

Задание 11

Проанализируйте содержание ст. 120 УИК РФ и определите наличие факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции (коррупциогенные факторы). Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры иных коррупциогенных факторов.

«Статья 120. Исправительные колонии общего режима

1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

2. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

3. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

5. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

6. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями второй и пятой настоящей статьи.

7. Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода».

Образец решения:

Коррупциогенный фактор присутствует в ч. 2 указанной статьи. Словосочетание «могут быть» свидетельствует о таком факторе, как определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.. В данном случае перевод в облегченные условия из обычных зависит исключительно от усмотрения лица, а не от объективных требований, закрепленных в норме.

Корупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, которые могут способствовать коррупционным правонарушениям. Перечень коррупциогенных факторов закреплен в Методике проведения антикоррупционной экспертизы законодательства, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 27.03.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В указанной Методике коррупциогенные факторы подразделяются на две большие группы: 1) Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (к примеру, широта дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле «вправе»; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции; отсутствие или неполнота административных процедур; отказ от конкурсных (аукционных) процедур); 2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (к примеру, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами); юридико-лингвистическая неопределенность).

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина, с которой студенты начинают освоение основных понятий и категорий юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

Сложный процесс формирования юридического образования начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры, представленные в данном разделе. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Цель занятия

Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.

Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:

1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).

1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).

Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).

Задание № 3. Составьте схемы:

3.1. "Классификация методов теории государства и права"

3.2. "Функции теории государства и права"

3.3. "Общая система наук"

Задание № 4.

4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Тип № 4 Тип № 5

4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:

5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

6.1.Закономерность____________________________________________

6.2.Концепция6.3.Парадигма_________________________________________________

6.4.Теория____________________________________________________ 6.5.Система___________________________________________________

6.6.Структура_________________________________________________

6.7.Наука

6.8.Функция__________________________________________________

6.9.Метод_____________________________________________________

6.10.Эксперимент______________________________________________

ПРАКТИКУМ

по теории государства и права

Челябинск
2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина , с которой студенты начинают освоение совершенно нового, незнакомого им ранее и очень интересного мира юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

С первых занятий студенты должны осознать практическую направленность обучения, научиться смотреть на жизнь через призму юридических понятий и категорий, уметь использовать их в сфере повседневного общения. Сложный процесс формирования юридического осмысления бытия начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры , представленные в настоящем пособии. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

Особенностью настоящего издания является форма рабочей тетради, способствующей самостоятельной работе учащихся в усвоении и закреплении основных положений теории государства и права. Преподаватель предлагает студентам (курсантам) заполнить соответствующий раздел практикума, чтобы в дальнейшем оценить и разобрать возможные трудности и ошибки.


В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике. В приложении приводятся полные тексты ряда актов официального толкования, что способствует решению не только указанных выше задач, но и знакомству студентов с реальной формой правовых актов .

В целях облегчения самостоятельной работы студентов в специальном разделе по каждой теме приводится краткий конспект лекций .

Автор надеется, что представленные практические задания позволят, не только более успешно освоить и закрепить теоретический материал, но и заинтересовать студентов изучаемой ими фундаментальной юридической наукой.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.

Практические задания

Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:

1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).

_________________

1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).

_____________

_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Составьте схемы:

3.1. "Классификация методов теории государства и права"

3.2. "Функции теории государства и права"

3.3. "Общая система наук"

Задание № 4.

4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

https://pandia.ru/text/79/131/images/image004_73.gif" width="360" height="76">

Тип № 4 Тип № 5

тип соотношения (номер)

методология и метод

предмет и метод

государство и право

право и закон

право и мораль

преступление и правонарушение

4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

тип № 1

Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:

5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

6.1.Закономерность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2.Концепция___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3.Парадигма___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.4.Теория______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.5.Система_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.6.Структура___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.7.Наука_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.8.Функция_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.9.Метод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.10.Эксперимент________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Происхождение государства и права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

На основе моделирования игровых ситуаций добиться четкого и глубокого понимания причин, вызывающих возникновение государства и права, а также закономерностей этого процесса. Особо важно уяснить роль государства в возникновении права.

Практические задания

Задание № 1. Игра "Многообразие теорий происхождения государства".

Условия игры: студенты (курсанты) по очереди называют и раскрывают характеристику отдельных теорий происхождения государства и права. Победителем становится студент (курсант), назвавший последним соответствующую теорию.

Задание № 2. Сюжетно-ролевая игра "Судебный поединок".

Условия игры: студенты (курсанты) делятся на 2-3 команды, каждая из которых выбирает для защиты одну из теорий происхождения государства и права (5 минут).

После обсуждения (10 минут), команды выбирают докладчика и содокладчика, выступающих в качестве защитников теории.

После выступления защитников команды-оппонентов (представители других команд) задают вопросы с целью "разрушить" доказательную базу защиты (10 минут на группу).

Игра завершается заключительным словом преподавателя и подведением итогов (10 минут).

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Баллы начисляются за защиту теории, за ответы и вопросы оппонентов.

Задание № 3. Разграничьте понятия обычай и традиция? Свою точку зрения аргументируйте, приведите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Составьте схемы:

2) структурная организация

3) территориальная организация

4) нормативная организация

Тема 3. Понятие права

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Выяснить общечеловеческую и классовую сущность права, четко и полно выявить его признаки, сформулировать на этой основе развернутое определение понятия российского права. Уяснить основные концепции понимания права. Критически осмыслить развитие российского права.

Практические задания

Задание № 1. Проведите лексический анализ представленных интегративных определений понятия "право" в соответствии с основными подходами правопонимания.

1.1. Профессор: "Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения".

1.2. Профессор: "Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль во взаимоотношении друг с другом".

Задание № 2. Определите тип соотношения понятий "право" и "закон", соответствующий приведенным схемам. Свою позицию обоснуйте.

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

https://pandia.ru/text/79/131/images/image004_73.gif" width="360" height="76">

Тип № 4 Тип № 5

Задание № 3. Определите достоинства и недостатки основных концепций понимания права. Результаты оформите в виде таблицы.

подход

достоинства

недостатки

нормативный

социологический

философский

Задание № 4. Выразите одним словом суть каждого из подходов понимания права.

нормативный

социологический

философский

Задание № 5. Обоснуйте свое отношение к проблемным вопросам изучаемой темы.

5.1. Совместимы ли основные типы понимания права?

5.2. Какой концепции понимания права придерживаетесь вы?

5.3. Есть ли практическая необходимость в поиске определения понятия "право"; плюрализме правопонимания?

5.4. Охарактеризуйте соотношение сознания и правопонимания.

Тема 4. Правотворчество

Практическое занятие – 2 ч.

Цель занятия

Закрепить на практике знания об условиях действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, тенденциях и основных направлениях развития российского законодательства.

Практические задания

Задание № 1. Обозначьте на графике обратную силу закона (ретроактивность) и переживание закона (ультраактивность).


Задание № 2. Решите представленные задачи. Свою точку зрения обоснуйте ссылками на законодательство.

2.1. Посол Российской Федерации в государстве Республика Панама, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Панама?

2.2. Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Мурманска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного Р к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому должен в данном случае обратиться потерпевший?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. В Городской отдел образования города Кыштыма 05 мая 2007 года поступил Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 000
от 01.01.01 года.

С какого момента данный приказ вступает в законную силу в городе Кыштыме?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Десятилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности разбил автомобиль соседа по дому.

Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или ее Совета для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности ?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Депутат Верховной Рады Украины, находясь за рулем собственной автомашины, грубо нарушил в г. Челябинске правила дорожного движения - создал опасную аварийную ситуацию.

Может ли работник ДПС ГИБДД Российской Федерации оштрафовать его? Возможно ли лишить этого депутата прав управления автомашиной без согласия Верховной Рады Украины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Установите иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации.

https://pandia.ru/text/79/131/images/image008_44.gif" width="640" height="174">

Задание № 4. В каком соотношении находятся международное и внутригосударственное и законодательство?

https://pandia.ru/text/79/131/images/image002_100.gif" width="640" height="76">

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Задание № 5. Составьте кроссворд по проблемам правотворчества в Российской Федерации (не менее чем из 20 слов).

Задание № 6. Деловая командная игра "Проблемы правотворчества в России".

Задача 1
Рассказывая о системе юридических наук, студент Лукашев криминалистику отнес к отраслевой юридической науке, а уголовное право – к специальной юридической науке.
По мнению же студента Антонова криминалистика относится к специальной юридической науке, а уголовное право – к отраслевой.
Кто их них прав?
Задача 2
Что такое объект и предмет науки? Почему недопустимо их смешивать? Какая связь существует между предметом и методом науки?
Задача 3
Объясните деление всех наук на естественные, технические и гуманитарные. В чем своеобразие и сложность предмета и метода гуманитарных наук? Докажите, что юриспруденция наука гуманитарная.
Задача 4
Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
Задача 5
Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминируюуюфнкцию тории гсударства и права?
Задача 6
Дайте определение метода теории государства и права и раскройте связь предмета и метода этой науки.
и т.д

Введение (выдержка)


Задача 17
Общественное объединение «Первоздание» в своих программных положениях предполагает отказ человеческого сообщества от цивилизации и возврат к первобытным началам жизни. По мнению идеологов данного объединения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет к экологической катастрофе, а возрастание потребностей людей со временем вызовет неразрешимые экономические и социальные проблемы. Возвращение же человечества в первозданную природу является органической необходимостью, исправляющей тупиковую ошибку общественного развития.
Сформулируйте свою позицию по поводу этой программы.
Ответ:
Мне кажется, что эта программа носит утопический характер. Невозможно вернуться к старому, когда государство и общество развивается вперед.
Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из примитивного образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были бы в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства, оно стимулирует развертывание современного государства – возрастание его роли в жизни общества.
На основании вышеизложенного – возврат к общинному строю невозможен. Наоборот, дальнейшее развитие НТП предполагает повышение значимости и уровня развития государства.

Задача 18
Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
Ответ: Господство теологического подхода к трактовке происхождения государства объясняется тем, что с древних времен для людей был важен постулат: «вся власть от бога». Бог сотворил все живое, в том числе и сотворил государство. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка.
Эта концепция играла такую идеологическую функцию – как повиновение власти. Божественное происхождение государства придавало власти и авторитет, и безусловную обязательность. Основные правила поведения в обществе – не убей, не укради, поступай так как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и т.д. – имеют религиозное обоснование. Их необходимо соблюдать, так как это закреплено в Библии. То есть, система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом, отражена в библии – законе от Бога. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.
Я считаю, что неправомерно однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера. Данная концепция происхождения государства не лишена полностью значения. Так, придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Кроме того, эта теория отражала определенные реальности а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Шпаргалка:
Ответы на вопросы итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521500(080500.62) – «Менеджмент». Современная Государственная Академия

Дипломная работа:
ПРИЛОЖЕНИЯ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА К РЕШЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Основная часть (выдержка)

Задача 52
Назовите элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения:
1. Санкция;
2. Превенция;
3. Диспозиция;
4. Гипотеза.
Ответ:
Элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения – диспозиция.
Обоснование: исходя из понятий элементов нормы.
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:
1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Задача 54
Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. с 8 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время – трудился.
В какой период жизни Красин обладал правоспособностью?
Ответ:
Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Гражданская правоспособность гражданин возникает с момента рождения. Значит, Красин на протяжении всей жизни обладал гражданской правоспособностью.
Если говорить о трудовой правоспособности, то она возникает по достижении определенного возраста.
Задача 55
Как соотносятся категории «субъект права» и «субъект правоотношения»?
Приведите примеры.
Ответ:
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. То есть субъект права, обладая правосубъектностью – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений – становится участником правоотношений.
Значит, субъекты правоотношений – это субъекты права, которые используют свою праводееспособность.
Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Примеры:
1. Субъект права - гражданин. Гражданин заключил сделку купли-продажи, реализовал свою право и дееспособность, став при этом участником гражданского правоотношения.
2. Субъект права - организация. Юридическое лицо – ЗАО – провело дополнительное эмиссию ценных бумаг, при этом ЗАО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
3. Субъект права – организация. Государственный орган – Администрация НСО объявило конкурс на заключение договора поставки для нужд НСО. При этом Администрация НСО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
Задача 56
В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
Ответ:
Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.
Выделяют такие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вил систематизации;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.);
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Значит, в случае описном в задаче, имела место инкорпорация.

Заключение (выдержка)

Задача 65
Определите в каких случаях наступает дисциплинарная ответственность:
1. А/ Использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
Б/ Повреждение по халатности во время работы прибора;
В/ Невыполнение обязанностей по воспитанию своих детей;
Г/ Нарушение правил проживания в общежитии предприятия.
2. А/несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
Б/ опоздание на торжественное собрание по случаю 8 марта,
В/ изготовление по халатности бракованной продукции;
Г/ опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
3. А/ повреждение насаждений в городском саду,
Б/ проезд без билета в городском транспорте,
В/ невыполнение рабочего задания из-за отсутствия деталей,
Г/ неправильная эксплуатация оборудования из-за ошибки в инструкции,
4. А/ появление на работе в нетрезвом состоянии,
Б/ опоздание на работу на 10 минут,
В/ отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью, подтвержденной листком нетрудоспособности,
Г/ Изготовление продукции, признанной браком.
Ответ:
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.
Дисциплинарная ответственность наступает в следующих случаях:
-использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
-несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
-опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
-появление на работе в нетрезвом состоянии,
-опоздание на работу на 10 минут.
Задача 66
В римском праве действовало правило: «Никто не предполагается дурным». Какой принцип современного права выражен в это фразе?
Ответ:
Лицо считается невиновным пока не будет доказан его вина.
В уголовном праве действует принцип презумпции невиновности. Лицо, которое подозревается в совершении преступления предполагается невиновным, пока не будет доказано иное. Причем бремя доказывания лежит на стороне обвинения. То есть подозреваемый не должен доказывать свою невиновность.
Задача 67
Выделяя признаки правового государства, Банников перечислил:
1. верховенство закона;
2. тотальный контроль правящей элиты;
3. принцип разделения властей;
4. гарантированность прав и свобод личности;
5. независимый суд;
В чем ошибся Банников?
Ответ:
Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона):
2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип закреплен в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.
Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализм;
- верховенство закона;
-взаимной ответственности государства и личности.
Значит, Банников ошибся, когда назвал в качестве признака правого государства - тотальный контроль правящей элиты.

Литература

Задача 63
Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.
Ответ:
Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Римские юристы имели в виду такой признак правонарушения как виновность. Правонарушение признается только такое деяние, совершая которое, индивид осознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
Задача 64
Находясь в нетрезвом состоянии гр.Синюков управлял автотранспортным средством. Навстречу выбежала на проезжую часть собака. Желая уйти от столкновения с животным., Синюков вырулил резко влево, и ударив машиной рекламный стенд, свалил его. Владелец стенда потребовал возмещения вреда.
Каким Вам видится правовой исход этого дела?
Ответ:
Синюков должен возместить причиненный вред. В данном случае возникло обязательство из причинения вреда (глава 59 ГК РФ) – вред причинен источником повышенной опасности. Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за деликт наступает при наличии трех условий: причинение вреда, ущерб и причинная связь между совершенным действием и наступившим вредом. То есть ответственность наступает без вины.
Кроме того, Синюков должен быть привлечен к административной ответственности за управление машиной в нетрезвом состоянии.

Примечания

Всего 67 задач,ответы на все задачи!



Просмотров