Заброшенные здания, бомбоубежища, военные объекты, мёртвая техника

Я родился и вырос в столице нашей необъятной родины, как впрочем, и мои родители. Но вот уже более 10 лет как я не живу в Москве, а с недавнего времени и не езжу туда на работу. Оно за МКАДом как-то поспокойнее, да и дышится легче. К 2012 году суббота и воскресенье остались единственными днями, когда по Москве ещё как-то можно передвигаться, а не стоять, уткнувшись носом в стоп-сигналы впереди идущего автомобиля.
Но в Москве очень и очень много интересных объектов. Я стараюсь использовать выходные, предварительно естественно заглянуть в «yandex. Пробки», чтобы выехать в мегаполис и посмотреть его достопримечательности.


В апреле этого года я посетил музей холодной войны . Рассекреченный и, доступный теперь всем любопытствующим, подземный бункер. Сооружение находится в районе Таганки и называется «Бункер – 42», впрочем, музеем оно стало лишь в 2006 году, а до этого это был Запасной Командный Пункт Гражданской Авиации (ГО-42).
1.


Снаружи бункер, как и положено любому секретному объекту, замаскирован под обычное здание. Вся информация о нем держалась в строжайшей секретности, не должны были знать империалисты о наших военных секретах. Все окошки в этом особняке – ведут «в никуда».




А это старое фото – кадр из фильма «Черный принц» — советского детектива, где это здание «засветилось».



Найти его просто, хорошим ориентиром служит находящийся рядом — Храм успения пресвятой Богородицы в Гончарах .



Вход в здание обозначен шлагбаумом с надписями на русском и на английском языках и большой красной звездой на входных воротах.



Эта схема расположения бункера при наложении карты Москвы. Видно, что кольцевая линия московского метрополитена проходит в непосредственной близости от конструкции и раньше для туристов был даже открыт выход, чтобы увидеть проходящие поезда, но впоследствии доступ к метро был закрыт.



В бункере регулярно проводятся организованные экскурсии разных типов. Я был на одной из них, которая называлась «Экстрим».

На входе висят старые социалистические пропагандистские плакаты.



И чьи-то «умные мысли».



Двухэтажный особняк снаружи – это чистейшая декорация, которая скрывает уходящую вниз шахту с лифтом и лестницей.




Шахту от «внешнего мира» защищает дверь толщиной полметра и полностью залитая бетоном. На этом видео видно как наш проводник Алексей ее открывает.






Где то к этажу – 3 – 4 перестает работать мобильный телефон.



Надписи на стенах периодически предупреждают о том, как долго тебе ещё осталось идти.






Последний этаж – «минус восемнадцатый», всего 310 ступенек. Здесь начинается уже сам бункер. Глубина залегания бункера 65 метров выбрана не случайно, именно на такой глубине люди могут находиться в безопасности в случае ядерного взрыва.



Посещать бункер можно только в сопровождении проводника – экскурсовода, нашим «гидом» был Алексей , вещавший нам о секретном объекте с хорошим чувством юмора.



Перед посещением всех 4-х залов бункера Алексей выдавал нам «мат.часть» каски с фонариком. Мне сразу почему-то вспомнился фильм «Санктум» .



Автомат с газированной водой, только перекрашенный в красный пролетарский цвет, сохранился здесь как напоминание о советском прошлом.




Cтол и телефон теперь уже тоже раритетные вещи.





После получение матчасти,привёл нас в специальную комнату, где как и положено любой «экстремальной экскурсии» ты должен подписать бумагу, о том, что в случае какого-либо косяка, виноват во всем ты сам.




А потом самое интересное. Для посещение объекта всем выдают специальный одноразовый комбинезон – спецодежду.



Одеваешь его и становишься похож на «финского стрелка». Это делается для того, что в некоторых местах бункера довольно грязно и вероятность испачкать свою одежду очень высока.



Наша экскурсия проходила в игровой форме, мы получали каждый карты подземного бункера и должны были найти дорогу в какой-то определенный пункт.



Вооружившись картами и фонариками мы исследовали бункер, Алексей хоть с нами и ходил, но подсказывал нам, лишь в исключительных случаях.



Весь бункер состоит из 4-х больших блоков. Это блок №2, который во времена целевого использования бункера был занят аппаратурой дальней связи.



Кто-то из предыдущих «сталкеров», посещавших бункер спрятался в бочке, а вылезти забыл.



Бункер был построен за 5 лет. Он строился, как и метро, по принципу тоннеля крупного сечения – это самое прочное, что можно построить под землей.



Санузел в бункере, трубы новые, а краны сохранились со времен «советов».



И унитаз тоже как был поставлен, так и не «реновировался».



Реставрированная вагонетка, именно на таких вагонетках и вывозили грунт наверх при строительстве бункера.



В некоторых местах в бункере достаточно давно не наводили порядок.




Иногда экскурсия оправдывала как свое название «Экстрим», так и необходимость – одевать спецодежду. Приходилось спускать вот в такие лазы.




Вот такую карикатуру обнаружил я в бункере, подумал, что она была бы к месту в марте этого года, только на флаге было бы написано «Все на выборы».



В бункере есть помещение, где ежедневно работают 3 специалиста, они смотрят за всеми системами и ремонтируют, если что-то вышло из строя. Это их офис, он хорош хотя бы тем, что здесь нет галстуков и говнопонятий типа «smart casual”.




В этом бункере снимались несколько художественных фильмов, таких как «Generation Пи» и сериал «Заражение» с Эриком Робертсом.



Раньше этот объект функционировал 24 часа в сутки в качестве штаба дальней авиации, а теперь здесь проводят модные нынче тимбилдинги, конференции, презентации, выставки и так далее.



Мы закончили наш вояж, в игровой форме посетив все 4 зала подземного бункера, потратив на это около двух часов.


Все 4 блока бункера — это тоннели, диаметром 9,5 метров, параллельные друг другу и лежащие на одном уровне.




По завершению экскурсии в бункере можно посмотреть карту мира с расположением подобных объектов в разных странах.




Если по пути вниз в бункер все спускаются по ступенькам, то обратнопредложил тому кто хочет подняться на лифте, но это как-то банально и практически вся наша мини группа решила подниматься пешком все 18 этажей.



Все сняли защитную униформу перед подъёмом на поверхность, а я решил оставить ее и ехать в ней на машине до дома, сделав последнее фото около ворот музея.



P.S. В заключении ещё раз хочу поблагодарить Алексея за увлекательную и познавательную экскурсию.

Лето - пора активного отдыха и выездов на природу. Если стандартная программа «дача-баня-шашлыки» вам уже наскучила, обратите внимание на эти места. В подборке 15 самых интересных техногенных объектов подмосковья, которые ничуть не хуже знаменитой Припяти.

Заброшенная территория РКХ.
Координаты: 55.672356, 39.860287

Заброшенный химический комбинат, сохранилось множество цехов постройки начала 20 века, оборудование вывезено, охраны нет, в некоторых частях комбината кое где видны признаки жизни (в основном таджики) охраны нет. Территория огромна, количество цехом и построек (в разном состоянии дестроя) практически не подается счету. Если ехать одним днем все осмотреть удаться вряд ли.

Установки Тесла.
Координаты: 55.916794, 36.820164

Комплексный испытательный стенд в народе именуемый «установками Тесла» построен ориентировочно в 70-х годах Высоковольтным научно-исследовательским центром Всероссийского электротехнического института (ВНИЦ ВЭИ) под Истрой.

Основное направление деятельности этого центра - высоковольтные испытания и разработка высоковольтного электротехнического оборудования (например, для линий электропередач), испытания техники и аппаратуры на стойкость к воздействию импульсных электромагнитных полей, исследования по физике молний и т.д. Уровень генерируемых здесь напряжений - мегавольты (в связи с чем, посетителям нужно со всей серьезностью отнестись к угрожающим табличкам на воротах). В числе прочего, здесь проводятся испытания самолетов на молниепоражаемость. Объект действующий и находится под охраной, с которой вполне реально договориться о том, чтобы попасть внутрь.

Заброшенный пионерский лагерь.
Координаты: 56.539421, 38.186760

Заброшенный пионерский лагерь очень неслабых масштабов, к счастью, почти не тронутый энщиками и пейнбольщиками. Примечателен сохранившимися декорациями - жирафами, слонами, лабиринтов и прочим. Интересно и бомбоубежище под лагерем размером около 150х150м. От лагеря остались только голые стены, некоторые постройки полуразрушены. Очень интересная и живописная территория!

Бывшие стартовые позиции ЗРК С-25.
Координаты: 55.353058, 36.490833

«Бывшие стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут»» второго кольца ПВО Москвы. SA-1 по классификации НАТО. Один из 56 зенитно-ракетных комплексов системы ПВО С-25, окружающих двумя кольцами Москву.

Горбовская ГЭС.
Координаты: 55.658272, 36.256256

Горбовская ГЭС была построена для обеспечения Горбовской целюлозной фабрики электроэнергией, для чего было создано небольшое горбовское водохранилище, площадью 2млн кв. м. В генераторной стояло два генератора, выдающих по 250квт каждый, чего хватало и фабрике и самому Горбово. Но в 1990-х фабрика закрылась, ГЭС стала не нужной и постепенно пришла в запустение. Примерно в 2002 году она полностью прекратила свою работу, задвижки были демонтированы, уровень воды опущен, а сама станция законсервирована.

Кладбище торфомашин.
Координаты: 56.704884, 38.316879

Батьковско-Ольховские торфоразработки. В 2010 году часть территории торфяных карьеров оказалась затопленной. Так появилось полуподводное кладбище брошенной торфосборочной техники. Сейчас место стало популярным среди рыбаков. Невозмутимо ловят карасей среди утонувших бульдозеров и харвестеров. Всего на территории 4 кв. км около 20-30 единиц техники и остатки станции УЖД.

Заброшенный больничный комплекс.
Координаты: 56.265163, 37.960510

Санаторно-больничный комплекс строился для работников КТБ (Конструкторско-Техническое Бюро, сейчас - ЦНИИСМ) и финансировался МинОбороны. После перестройки строительство было свернуто, с тех пор объект стоит и медленно разрушается. Местные называют эту больницу "стройбатом". В здании 8 этажей вверх, 3 вниз (по слухам, так как -3 и частично -2 затоплены). Лестницы были построены до необходимой высоты, а сами стены - нет, поэтому здание имеет несколько забавных смотровых "башенок". Заходить лучше через правый (самый дальний) вход. Есть совершенно темные помещения на первых этажах, пригодится фонарь. Будьте внимательны - иногда вдоль стен в полу бывают отверстия, частично заваленные мусором и битым кирпичом.

Руины позиций ПВО системы С-25.
Координаты: 56.021221, 36.343330

С-25 "Беркут" - стационарная зенитно-ракетная система (SA-1 Guild по классификации НАТО). Была принята на вооружение в СССР в 1955 и предназначалась для обороны Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. Являлась первой в мире действующей ЗРС. В конце 40-х годов прошлого века СССР потребовалась комплексная защита территорий Москвы от возможных массированных воздушных атак. Так Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих проектов на то время по созданию ракетной системы ПВО, управляемый с помощью радиолокационной сети. В мае 1955 года ЗРС С-25 "Беркут" была принята на вооружение. Она представляла собой 2 кольца бетонных автодорог (сегодня это автодороги А107 и А108) вокруг Москвы на радиусе 45 и 90 км и расположенные на ней 61 полк ПВО (на каждом было установлено одновременно 20 ракет) и 7 полков снабжения. На сегодняшний день система С-25 не используется. Старые позиции (особенно на 1-ом кольце) заняты более новой системой С300 и дачниками, но в большинстве своем заброшены и разграблены.

Военная часть 64379.
Координаты: 56.086159, 37.571690

Развалины военной части 64379, которая в 2001 году была передислоцированна в г. Ряжск. Сейчас на территории присутствуют полуразрушенные казармы, подвалы и небольшое кладбище военной техники.

Заброшенный пионерский лагерь с бассейном.
Координаты: 55.630783, 38.545147

Пионерский лагерь Кузяевского фарфорового завода. Полностью заброшен и разграблен, на территории сохранились бетонные и кирпичные постройки, бассейн, фрагменты кинозала-клуба. Жилые корпуса типовые для второй половины семидесятых, начала восьмидесятых годов, к тому же периоду относится все архитектурные решения этого лагеря. Металлических и деревянных конструкций не осталось, стены обильно исписаны, никаких интересных артефактов не найдено. Интерес для фотографирования представляет комплекс из двух открытых бассейнов с подогревом.

Заброшенное ремонтное депо.
Координаты: 56.034817, 37.054932

Бывшее локомотивное депо Поварово-3 (ТЧ-13) закрыто в 1996 году. В настоящее время используется как пункт оборота локомотивов. Экипировочный пункт и мастерские заброшены, в остальных зданиях есть какая-то жизнь. На территории иногда попадаются ВОХР и собаки. Пристанище пейнтболистов и страйкбольщиков. Всего 3 здания. Само ремонтное депо, заброшенное и уже не используется. Котельная, тоже заброшена. И еще одно ремонтное депо, полу-заброшенное. Т.е. в него иногда пригоняют поезда, но никто о нем не заботится. А так же там можно увидеть махину для ремонта стрелок.

Протонный ускоритель.
Координаты: 54.908398, 37.223396

Ускорительно-Накопительный комплекс (УНК) - Сверхпроводящий протонный синхротрон в институте физики высоких энергий. 21-километровый кольцевой тоннель метросечения, несколько шахтных площадок для спуска-подъема в тоннель, несколько заброшенных недостроев чуть более нулевого цикла (пожарная часть, площадки криогензавода и др. компонент проекта УНК). Тоннель поддерживается в законсервированном состоянии, там есть дежурное освещение, прокачка воздуха, отвод грунтовых вод). Ускоритель перестал быть нужен стране в 90-х годах, когда весь мир стал участвовать в проекте 27-километрового коллайдера в Женеве. Объект находится под охраной, которая в переговоры не вступает и на территорию никого не пускает. Поэтому все посещения только на свой страх и риск.

Недостроенный госпиталь КГБ-ФСБ.
Координаты: 55.739265, 37.995358

Огромный недостроенный госпиталь КГБ-ФСБ, строительство было заброшено в начале 90х. Вход за дырявым забором, можно подъехать на машине либо пешком от станции железнодорожная горьковского направления. Внутри лишь голые стены и строительный мусор, можно подняться на крышу.

Подводный бункер.
Координаты: 55.670559, 36.971581

Еще один бывший военный объект. Предположительно подземные склады для ракет. Два подземных этажа и один наземный. Строительство было брошено в 90-е годы. Наземный этаж разрушен охотниками за металлом. На минус втором этаже - подводный мир с прозрачной водой. Водится рыба. Рядом недостроенная пятиэтажка и остатки военного городка. Бункер отличное место для экстремальных ощущений нахождения на шатающихся плитах держащихся на тонких нитях арматуры.

Город призрак (военная часть 51850, бывшая позиция С-25).
Координаты: 562456, 3622408

Бывший военный городок части 51850 в которой находилась позиция ПВО С-25. В последнее время место стали понемногу осваивать страйкболисты. Посещая объект есть вероятность нарваться на охрану, но с ней можно договориться.

На территории Подмосковья сотни заброшенных мест и объектов. Наряду с местами, оставленными людьми вынужденно, есть масса объектов, которые условно можно разделить на прекратившие существование при смене политических режимов; в результате военных действий; пострадавшие от техногенных и технических катастроф; исчезнувшие по прочим причинам. На сегодняшний день такие объекты представляют огромный интерес у туристов экстремалов, людей, интересующихся историей, а также из простого человеческого любопытства. Для простоты их нахождения указаны координаты местности.

Классифицировать заброшенные объекты по типам можно таким образом:

Военные объекты, объекты связи

военный бункер (не достроен, на объекте находятся 4 ракетные шахты) д. Вороново, N 55° 19.894E 37° 02.829

вычислительный центр РЛС (первые РЛС раннего предупреждения ракетного нападения 1960-1970-х гг. фиксировали ракеты с помощью отражения радиоволн от ионосферы. Кодовое название – «Шалаш», в НАТО – «Конура») возле д. Кубинка, 55°29’33 N 36°40’54 E

РК С-125 «Печора» (невысокий зенитно-ракетный комплекс, признан одним из лучших образцов систем вооружения ПВО в мире) N 55° 27.656 E 36° 21.872

Архитектурные: усадьбы, храмы, церкви и другие интересные места

Уcадьба Гребнево (архитектурный памятник федерального значения) Щелковское шоссе в 30 км от Москвы, N 55° 56.938 E 38° 5.211

(упоминается в 1358 г. в завещании Ивана Красного) +55° 43′ 21.36, +37° 0′ 16.92

Церковь Воскресения Словущего 16 в. (сохранились кирпичная колокольня 18 в., древнее кладбище с резными надгробиями) д. Битягово, 55°23’10 N 37°44’26

Никольская (Введенская) церковь 16в. (построена около 1562 г., перестроена в 19 в. Исторические корни этой церкви уходят во времена Ивана Грозного) д. Черленково, N 55° 56.831 E 35° 28.733

Церковь Рождества Христова 18 в. (красивый полуразрушенный храм) Подболотский погост N 56° 26.788 E 37° 41.985

Тематические: исторические/памятные, религиозные, аномальные

загадочный шар (диэлектрический колпак, предназначенный для параболической антенны, чтобы отслеживать космические сигналы, построен в к. 1970-х гг..) находится в 116 км по Дмитровскому шоссе, ехать до Дубны, через р. Волга по главной дороге 10 км, затем свернуть на Федоровку, дальше до Игнатово

Геологические: шахты, раскопки, каменоломни

сьяны (система искусственных каменоломен возникла в результате неудачного строительства водохранилища, сохранился высокий бетонный каркас плотины) 55°29’6″N 37°47’14″E

Никитские катакомбы (крупные подмосковные катакомбы, есть возможность обвала) +55° 24′ 16.20, +37° 44′ 9.60

секретный тоннель физиков (гигантский 21 км. тоннель, в котором собирались создать ускоритель элементарных частиц – адронный коллайдер) 97 км Симферопольского шоссе, свернуть на Серпухов до Протвино

А Вы знаете о , находящемся в городе Кировске Мурманской области? А известно ли Вам такое удивительное место, как Рускеала в Карелии? Ответы на эти вопросы, а также советы как добраться, где остановиться и что посмотреть в городе читайте на нашем сайте!

Малые заброшенные объекты

пионерлагерь «Ясная горка» когда-то принадлежал заводу «Станкоконструкция» и институту машиностроения. Минское шоссе, если ехать из Москвы, то после Пушкино (брошен в 2002 году, хорошо сохранился) N 55° 22.352 E 36° 9.886

Наиболее посещаемые объекты:

Церковь Казанской Иконы Богоматери — уникальная памятка архитектуры. Представлена оригинальной каменной постройкой в духе классицизма 17 в., строившейся графом З. Г. Чернышевым 50 лет. Строение состоит из соединенных притвором зданий церкви и мавзолея с подземным склепом с идентичными симметричными куполами. Трапезная интересна приделами святых Захария и Анны. Закрыта в 1962 г., передана 1990-х гг. в пользование верующим, ремонт не ведется. Охраняется. Примечательны: колокольня 1869-1871 гг. (переделана в водонапорную башню), усыпальница, скульптура надгробия графа Чернышева 18 в., брошенная стелла (пройти через липовую аллею за плотиной).

Расположение: Волоколамский р-н, д. Ярополец, N 56° 8.228 E 35° 50.159

Добраться:

  • автобусом: от автостанции Тушинская (рядом с м. Тушинская) до с. Ярополец (2 ч.);
  • автомобилем: в аналогичном направлении (1,5 ч.);
  • электричкой: до Волоколамска (2,5 часа), затем – на маршрутке до д. Ярополец (30 мин.).

Полузаброшенные позиции ПРО представлены зданиями системы противоракетной обороны ПРО А-135 «Амур» для отражения ядерного нападения на Москву. 6 радиолокаторов и 8 шахт противоракет находятся в плачевном состоянии. Объект спален, охраняется несущественно (присутствует сигнализация, посещение возможно с черного хода).

Расположение: N 55° 21.017 E 36° 28.976

Добраться: ехать в сторону военного городка «Наро-Фоминск-10», по пути в лагерь «Ясная горка».

Город-призрак на Ленинградском шоссе — представляет собой декорации к киноленте «Записки экспедитора Тайной канцелярии», 2010 г. Имитирует Выборг 18 в. Примечательны: крепостная стена вокруг города, корабль, здание портовой гостиницы, городская темница, эшафот, городская ратуша, таверна, городской фонтан, средневековый замок, церквушка.

Расположение: Солнечногорский р-н, возле с. Середниково, N 55° 55.552 E 37° 14.043

Добраться:

24 км автомобилем от МКАД по Ленинградскому шоссе, свернуть налево на Фирсановское шоссе, ехать по главной дороге прямо (7 км), перед стоящим в поле парусником свернуть налево, ехать вдоль забора до входа. Ориентиры: усадьба Середниково, сан. «Мцыри», территория «КиноГород».

Открыт для посетителей с 10.00 до 19.30 (кроме понедельника).

Рядом с городом находится Усадьба Середниково, где проводил отроческие годы М. Ю. Лермонтов. Стоит посмотреть: парк, пруд, музей поэта.

Усадьба Пущино-на-Наре – дворянский дом в стиле классицизма 18 в. князей Вяземских, построенный архитектором Н.А. Львовым на берегу р. Нара. Примечательны: усадьба с колоннами и античными масками на фасаде, парадный двор с фонтаном, мозаика, липовая аллея.

Усадьба уходит под воду, территория не охраняется, проход свободный.

Расположение: Серпуховский р-н, д. Пущино, 54°56’22 N 37°21’46 E

Добраться:

От Москвы или Тулы электричкой Курского направления до Серпухова; далее автобус №29, который идет на Гавшино. Остановка «Отделение совхоза Большевик»

Лопатинские (воскресенские) рудники – единственная в Подмосковье антропогенная пустыня, где добывались фосфориты. Представлена затопленными карьерами (с застывшими в камнях водными ящерами), которые частично рекультивированы. В карьерах находятся многоковшовые экскаваторы (абзетцеры). По сохранившейся ж/д колее иногда курсирует тепловоз «кукушка». Расположение: 80 км. Новорязанское шоссе, 55°19’30 N 38°55’2 E. Подъезд возможен с Воскресенска и Егорьевска, двигаться от д. Ёлкино через д. Новочеркасское в западном направлении.

Церковь в дремучем лесу – таинственное и сложно доступное место в Подмосковье. Интригует, что церковь удается обнаружить не всем, даже следуя точным указаниям. Раньше здесь была деревня Курилово. В 1956 г. разместился ракетный полигон. Сохранилась полуразрушенная каменная церкви интересной архитектуры с многочисленными фресками. Объект плотно окружен лесом, водится много змей.

Расположение: ур. Курилово (ур. Пустольский погост), 55°46’25 N 39°36’59 E

Добраться: 155 км по Егорьевскому шоссе до Бетонки-2, свернуть налево, затем на Р106 направо до п. Северная Грива. Оттуда пешком на север 7 км.

– является архитектурным ансамблем, ведущим историю с 16 в. Переходила из рук в руки дворян и князей, теряя с каждым зигзагом судьбы исторический облик. Сохранились: дворец, флигели, Никольский храм 18 в. и церковь Гребневской богоматери 17 в., хозпостройки, парадные арочные ворота. С 19 в. в усадьбе размещались тубдиспансер, Щелковский техникум электровакуумных приборов, завод «Платан». В 1960 г. Гребнево объявляется памятником архитектуры республиканского значения. Попытки реставрации и консервации объекта не удачны.

Расположение: Щелковский р-н, д. Гребнево, 55°56’56 N 38°5’11 E

Добраться:

  • автомобилем: 40 км по Щелковскому шоссе, поворот в Новом городке перед Щелково на Фрязино. Проехав Фрязино, сразу за мостом через р. Любасеевку повернуть направо, ехать через село.
  • автобусом: от м. Щелковская № 361 до остановок «Светофор/Старая автостанция» 45 мин., далее пешком по проспекту Мира
  • поездом: от Ярославского вокзала (м. Комсомольская) на электричке до Фрязино через Ивантеевку (не Фрязево!) ехать до Фрязино-Пассажирской.

Негласные правила для любителей экстремального туризма:

Некоторые брошенные объекты представляют историческую ценность и охраняются государством. Отдельного внимания заслуживают опустевшие населенные пункты, где прежде жили люди. Поражают некогда роскошные полуразваленные усадьбы, разрушенные храмы и церкви. Оживленный интерес вызывают забытая военная техника, не нужные никому сказочные терема и избы, действующие прежде тюрьмы и фабрики.

Все призрачные опустевшие места впечатляюще живописны или удручающе мрачны, но неизменно притягательны. В них есть нечто мистическое, что не стареет и не устаревает, от века и на века. Находясь там, понимаешь, что возраст и дряхлость есть лишь обманчивая видимость времени.


Всего в 60 км от МКАД на юг по Калужскому шоссе, в дремучих лесах находится очень секретный военный объект. Настолько секретный, что до сих пор неизвестно для чего он предназначался. А редкие упоминания говорят о том, что именно в некий бункер недалеко от Вороново когда-то должны были продлить секретную ветку Метро-2. Да, раньше это было Подмосковье, но сейчас это уже Москва!

На самом деле я всему интернету о существовании этого объекта аж 10 лет назад, заложив там свой первый и последний геокешерский тайник. Это было в те далекие времена, когда в тренде был геокешинг и заброшенности, а ЖЖ был теплым и ламповым. Помню очень забавный случай на кавесах (caves.ru - форум диггеров и сталкеров). Там начали обсуждать, что я «запалил» очередной военный объект, но тут в комменты ворвался анонимус с весьма серьезным заявлением: «Тсс, не шумите, до этого поста никто из наших про этот объект и не знал».

А начался этот год с того, что я получил на длительный тест новый Subaru Outback, о котором уже весной прошлого года. А раз так - чего сидеть дома на каникулах, пора отправляться путешествовать! Начать решили с небольшой двухдневной вылазки вместе с russos и pavel_kosenko . Вообще изначально хотели поехать в наше любимое место - Ишутинское городище, но потом прикинув, что с коротким световым днём ехать за 400 километров на два дня совершенно не вариант, я предложил покататься по окрестностям моего загородного дома, на юге Московской области.


2. От МКАД до бункера менее часа езды на автомобиле по спокойному Калужскому шоссе. Но самое интересное это последние 600 метров пути. Уже не сосчитать сколько автомобилей здесь застряло за последние 10 лет. Теперь основную дорогу перегородили глубоким рвом и бетонными блоками. Самый разумный вариант - оставить автомобиль и пойти дальше пешком.

3. Хотя особо упорные проложили альтернативную дорогу в лесу. Её ширины может оказаться мало для больших автомобилей, но на старую просеку выезжать категорически не рекомендуется даже если вы едете на «котлете» категории ТР-3.

4. Остатки КПП на въезде.

5. Из временной подстанции можно сделать превосходный лофт. Всё, как положено - плоская кровля, панорамное остекление. Очень круто!

6. Подземные галереи непонятного назначения. Если только под кабели, то их размеры избыточны.

7. Основание под тоннели верхнего уровня сделано в прямом смысле из говна и палок.

8. Вот здесь это лучше видно.

9. Лезем на верхний этаж по приставной деревянной лестнице.

10. В центральном зале есть огромная шахта, которая вероятно предназначалась для загрузки оборудования на нижние этажи. Верхний этаж предназначен под аппаратуру приемников и передатчиков, а также административные помещения.

11. Пишут, что «Система «С» была предназначена для связи ГШ СССР с отдельными, особо важными точками, через спутниковую группировку. Каждый узел связи имеет отдельные аппаратные решения предназначенные к функционированию как в мирное так и в военное время. Система также предназначена для осуществления передачи местных команд боевого управления через радиорелейную связь. Система имеет два независимых канала приемник-передатчик для спутниковой связи, но антенные системы выполнены выдвижными и размещаются в шахтных сооружениях, отдаленно напоминающих шахты РВСН.

12. Когда-то в центральной шахте была металлическая лестница, по которой можно было спуститься как на два нижних этажа, так и подняться на крышу. Но весь ценный металл с объекта срезали.

13. И чтобы попасть на нижние этажи нужно выйти на улицу и спуститься по одной из наклонных галерей.

14. «Эгегей, кто здесь?». Саша изучает странные люки под потолком.

15. Компоновочно известно два вида узлов «С». Тип «А» выполнен в трехэтажном объеме, и не имеет отдельной шахты для радиорелейной связи. Для связи с близко расположенными командными элементами использует только кабельные каналы. На фото как раз он.

16. А теперь поднимаемся с самого нижнего этажа на промежуточный второй.

17. Самый нижний этаж - системы жизнеобеспечения (подготовка воздуха, дизеля, компрессоры, трансформаторы и пр.) и холодильные машины. Еще на нижнем этаже обычно получается превосходный каток с прозрачной водой, но этой зимой воды здесь относительно немного.

18. Ну и самое интересное - крыша. На неё можно попасть как раз со второго этажа через шахту вот по такой импровизированной лестнице из арматуры.

19. Система так и не была введена в эксплуатацию.

20. Типа художественная фотография в стиле Паши, который теперь снимает только на пленку и не признает цифру. Впрочем, под его влиянием видимо что-то произошло со всеми фотографиями из этого поста.

21. А вот и сам Паша на фоне бункера.

22. Бетонный блок на крыше, который все фотографируют.

23. Продолжаем наше небольшое путешествие. Совсем недалеко, на границе уже Москвы и Калужской области, на берегу реки Нара находится водопад Радужный. Теплые родниковые ключи не дают Наре замерзнуть. А летом в них наоборот очень холодная вода.

24. Брод на Наре, рядом с запрудой для купания. Совсем недавно мы снимали здесь про новый Chevrolet Tahoe, а сейчас большая часть реки замерзла.

25. А вот и сам водопад. Самый большой водопад рядом с Москвой, между прочим.

26. Это превосходный холм рядом с моим загородным домом. Саша планирует кататься здесь на байдарках, когда выпадет побольше снега. А мы отправляемся спать, чтобы завтра продолжить изучение заброшенных военных объектов.

Продолжение следует.

Как думаете, что водится в тамбовских лесах? Конечно же, наш верный товарищ Тамбовский Волк. Но кроме тамбовских волков есть и ещё кое-что интересное и нигде на карте не отмеченное. Отправляемся на поиски.

Внезапно..... трубы с какой-то жижей, которая вытекает в реку. Ну и теперь самое интересное - вдали поле и вообще ничего не видать! Никакого завода в этой глухой деревне в ближайших окрестностях НЕТ.


Фото 3.

Видимо за счёт того, что жижа эта имеет более высокую температуру, река не замерзает.


Фото 4.


Фото 5.

Кстати сказать, здесь есть охот-хозяйство и разводится или разводился пушной зверь.


Фото 6.

После моисейства мы наконец-то нашли проход. Судя по всему, когда-то периметр был электрифицирован.


Фото 7.

Итак, вот он - заброшенный военный бункер, бывшее хранилище СБЧ.


Фото 8.


Фото 9.

Перед нами корридор, состоящий из нескольких огромных массивных гермозатворов.


Фото 10.

Размеры гермоворот поражают. Они просто огромны. Нужны были, чтобы выдержать ядерный удар. Частично их попилили на чермет, а кое-какие, которые не смогли вытащить, остались до сих пор. Толщина их метр, а то и больше.


Фото 11.

Раньше это было хранилище специальных боевых частей ядерных ракет.
Размер в осях приблизительно 100×40 метров. Ну а теперь, краны и всё остальное попилили. Под песком угадываются следы рельсов, на которых располагалось какое-то оборудование.
Само место сейчас напоминает локацию из фильма Андрея Тарковского Сталкер.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

С обратной стороны.


Фото 15.

А вот перед нами изогнутая герма, рассчитанная, чтобы выдержать взрыв.


Фото 16.

Остатки механизма закрывания.


Фото 17.


Фото 18.

Вот такой вот двойной гермозатвор.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Большая часть объекта - пустые помещения. Не буду тратить на них кадры. Трудно сказать, что здесь было расположено. Всё оборудование успешно попилено на лом.


Фото 22.

Узкий коридор с техническими помещениями


Фото 23.

Фильтро-вентеляционные установки.


Фото 24.

Перед нами кондиционер КД-20000, изготовленный на Домодедовском механическом заводе в 1960 году, обеспечивал постоянную температуру в камере хранения боеголовки.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Щиток подстанции.


Фото 29.

А вот с помощью этого блочного щита управления осуществлялось управление всеми системами бункера.


Фото 30.


Фото 31.

Вот такая вот схема управления. Когда-то видимо здесь лампочки горели, кое-где они сохранились.


Фото 32.


Фото 33.

Щиток подстанции. Реостаты ещё не все сдали на лом.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот это помещение я вообще не знаю зачем и для чего. Непонятные окна наверху, а там над комнатой ровным счётом ничего нет. Как мы предположили, возможно через эти стёкла падал равномерный свет. Но для чего? Понятия не имею. Если знаете, напишите.


Фото 37.


Фото 38.

Плафоны от ламп.


Фото 39.

Разбитые лампочки накаливания


Фото 40.

Любопытный артефакт - образование изо льда. Монолит.


Фото 41.

А в этой комнате, судя по грязи на полу, располагалась дизельная. На остатках оборудования надпись ДМБ-90. Очевидно, этот бункер был уже тогда не функционировал. Хотя бывший солдат мог вернуться в место службы и через несколько лет после армии.


Фото 42.


Фото 43.

Ну и под конец - небольшие извращения с валяющимся в песке плафоном. Уж больно он мне понравился.


Фото 44.

Спасибо камрадам Саньку Пассажиру, Мишке и Игорьку за хорошую компанию, а кто проспал, такой поход про...л.
На сегодня это всё, всем пока.


Фото 45.

Оформлено с помощью «



Просмотров