Юридическое лицо приобретает дееспособность. Процедура установления недееспособности. Владение обособленным имуществом

Возникают одновременно, в момент ᴇᴦο государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность юридических лиц должна быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

Принцип специальной правоспособности выражается в том, что содержание и объём правоспособности юридического лица зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах. Например, сделка считается недействительной, в случае если она совершена юридическим лицом в противоречии с целями ᴇᴦο деятельности (ст. 173 ГК РФ). Анализ гражданского законодательства говорит о том, что принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, указанные в ГК РФ, учреждения, а также некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие прямо указанные в законе некоммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, относящиеся к коммерческим организациям и построенные на началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная правоспособность. Гражданское законодательство допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридических лиц, в т.ч. таких, на которых не распространяется принцип специальной правоспособности. Данное положение связано с тем, что для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии).

Дееспособность юридического лица - это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы. Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет ᴇᴦο интересы в целом. Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах. Для осуществления производственной либо социально-культурной деятельности необходимы усилия всего трудового коллектива, и в данном случае за действия своих работников, совершенные ими в пределах служебных (трудовых) обязанностей, юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность. Например, в случае если при осуществлении работником своих трудовых функций он кому-либо причиняет вред, обязанность возместить убытки возлагается на организацию. В тоже самое время если работник организации причиняет вред другому лицу совершением действий, не носящих служебного характера, убытки не подлежат взысканию с юридического лица, и потерпевший вправе обратиться с требованием об их компенсации только к причинившему их гражданину.

  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нём в ЕГРЮЛ. У юридического лица выделяют два вида правоспособности: 1) Общая (универсальная) правоспособность. Допускает возможность иметь субъекту права... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица.

    Правоспособность ЮЛ - s это его спо­собность иметь гражданские права и принимать обязан­ности. Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания, а признается оно созданным - с момента государственной регистрации. Данные государст­венной... .


  • - Учредительные документы, правоспособность и дееспособность юридического лица. Его наименование, место нахождения, филиалы и представительства

    Юридическое лицо действует на основании своих учредительных документов: учредительного договора, если юридическое лицо создается несколькими физическими и (или) юридическими лицами, и устава. В некоторых случаях дело ограничивается только учредительным договором... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Правоспособность юр.лица - это способность иметь гражд. права и принимать обязанности. В соответствии с Положением о гос. регистрации субъектов хозяйствования, утверждённым Декретом Президента РБ от 16 января 2009, в уставе юрлица (учредит. договоре) по желанию собственника... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица. Представительства и филиалы.

  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства

    9 Декабрь 2010 Гражданское право Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Прекращаются они также одновременно – в момент завершения ликвидации юридического лица путем... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица

    Правоспособность и дееспособность юридического лица как субъекта гражданского права возникают одновременно с момента государственной регистрации юридического лица. Правоспособность юридического лица может быть общей или специальной. Общая правоспособность дает... .


  • - Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Основания и порядок реорганизации и ликвидации юридического лица.

    ЮЛ –орг-ия, кот имеет в собст-ти (владение, польз-ие и распоряж-е), хоз-ом ведении или операт-ом управлении обособл-ое имущ-во и отвечает по своим обяз-ам этим имущ-ом, может от своего имени приобр-ть и осущ-ть имущ-ые и личные неимущ-ные права, нести обязанности, быть истцом и... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица

    Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с момента его возникновения, т.к. организации и предприятия возникают для осуществления определенной предпринимательской деятельности.... .



  • Правоспособность и дееспособность юридических лиц

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

    К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с момента его возникновения, т.к. организации и предприятия возникают для осуществления определенной предпринимательской деятельности. Юридические лица обладают правоспособностью и дееспособностью в различном объеме, в зависимости от тех целей, которым они служат. Цели юридических лиц бесконечно разнообразны, а потому и содержание прав, которыми они пользуются, разнообразится до бесконечности. Права различных юридических лиц сходны между собой скорее в отрицательных, чем в положительных чертах; юридические лица сходятся между собою скорее в тех правах, которых они не имеют и иметь не могут, чем в тех, которыми они в действительности пользуются. Ясное дело, что юридические лица не могут обладать теми правами, которые связаны с живой человеческой личностью. Так, напр., они не могут иметь прав семейственных, супружеских и, вследствие этого, не могут наследовать по закону, так как для этого требуется кровное родство.

    Правоспособность и дееспособность юридического лица может быть специальной и универсальной.
    Принцип специальной правоспособности выражается в том, что содержание и объем правоспособности юридического лица зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах. Например, сделка считается недействительной, если она совершена юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности (ст. 173 ГК РФ).
    Анализ гражданского законодательства говорит о том, что принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, указанные в ГК РФ, учреждения, а также некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие прямо указанные в законе некоммерческие организации.
    Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, относящиеся к коммерческим организациям и построенные на началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная правоспособность. Права и обязанности легальных юридических лиц всегда строго и точно ограничены определенной сферой компетенции, которая указывается в их уставе или статуте. Как правоспособность, так и дееспособность этих лиц ограничены строго определенными рамками. Вообще всякое легальное юридическое лицо может совершать только те действия, на которые его уполномочивает устав, утвержденный подлежащей властью.
    Вместе с тем необходимо заметить, что учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяются правила о специальной правоспособности, могут самостоятельно ограничить свою правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества может быть предусмотрен прямой запрет на его участие в биржевых или иных рисковых сделках.
    В данной ситуации заключенная государственным или муниципальным унитарным предприятием либо некоммерческой организацией сделка, противоречащая целям, указанным в их учредительных документах, является ничтожной (недействительной), а сделка, совершенная в нарушение самоограниченной правоспособности, является оспоримой (т.е. недействительна только в силу судебного решения).
    Гражданское законодательство допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридических лиц, в том числе таких, на которых не распространяется принцип специальной правоспособности. Данное положение связано с тем, что для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии).
    В то же время занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам, что влечет запрещение осуществлять такую деятельность всем остальным участникам гражданского оборота (например, страховой деятельностью может заниматься только страховая организация). В Законе о страховании указано, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Законодательство о банковской деятельности запрещает банковским учреждениям совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков.

    Дееспособность юридического лица - это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы. Правоспособность и дееспособность юридического лица появляются с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ), они одинаковы по объему и действуют на протяжении всего периода его существования. Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Органы юридических лиц могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание). Например, в хозяйственных обществах и товариществах высший орган - общее собрание или собрание уполномоченных.
    Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет его интересы в целом. Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах.
    Для осуществления производственной либо социально-культурной деятельности необходимы усилия всего трудового коллектива, и в этом случае за действия своих работников, совершенные ими в пределах служебных (трудовых) обязанностей, юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность. Например, если при осуществлении работником своих трудовых функций он кому-либо причиняет вред, обязанность возместить убытки возлагается на организацию. В то же время если работник организации причиняет вред другому лицу совершением действий, не носящих служебного характера, убытки не подлежат взысканию с юридического лица, и потерпевший вправе обратиться с требованием об их компенсации только к причинившему их гражданину.

    Дееспособность юридических лиц выражается в действиях определенных физических лиц, представителей, действующих от имени юридического лица. Действия таких представителей считаются действиями самого юридического лица. Если, напр., ректор университета заключает контракт на поставку дров или на устройство электрического освещения в университетских зданиях, то эти действия ректора считаются действиями самого университета. Утверждая устав юридического лица, правительственная власть всегда определяет те органы, которые компетентны выражать его волю и действовать от его имени. Само собой разумеется, однако, что ни лица, уполномоченные быть представителями юридического лица, ни вообще физические лица, входящие в его состав, не должны быть отождествляемы с самим юридическим лицом. Со смертью государя государство, как юридическое лицо, не прекращает своего существования. Университет не перестает существовать за выбытием ректора.

    Правоспособность и дееспособность государственных и муниципальных образований

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

    К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.
    Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.
    Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

    В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

    Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

    Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

      Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

      Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

      Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

      Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

      Государство пользуется иммунитетом.

    Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.
    Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.
    Специальные органы управления государственным имуществом - фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.
    В отдельных случаях от имени государства могут выступать органы Министерства финансов РФ (например, федеральные казначейства), которые распоряжаются средствами государственных бюджетов, а также иные специально уполномоченные на то государством органы, например государственные органы охраны памятников истории и культуры при принятии таких памятников в собственность государства или их передаче в пользование юридическим лицам и гражданам.

    Заключение

    В заключение я бы хотела сказать, что в наше время наблюдаются заметные перемены в оценке многих основополагающих дефиниций. Однако понятия «правоспособность» и «дееспособность» не претерпевали серьезных перемен. Так, в работах С.Н. Братуся 1950 и 1984 годов понятия правоспособности и дееспособности трактуются так же как и сейчас. Но несмотря на то, что содержание и смысл этих двух понятий остается тем же, в наше время существует много различных противоречий связанных с проблемами в законодательстве по применению правоспособности и дееспособности в практике судов.

    Так например, существуют большие проблемы в назначении опекунов и попечителей над недееспособными или ограниченно дееспособными лицами, поскольку ГК РФ не допускает назначение опекуна (попечителя) без согласия назначаемого лица. А подыскать таких лиц часто бывает нелегкой задачей, потому что не каждый согласиться взять на себя тяжкий труд по ухаживанию за такими людьми. В судебной практике бывают и такие случаи когда в качестве опекунов недееспособного назначаются медицинские работники, пользующиеся беззащитностью своих подопечных (соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами).

    Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что это далеко не все существующие в нашем законодательстве проблемы и противоречия. Их, конечно же, великое множество. И до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, мы не можем говорить, что в нашем государстве соблюдаются все права и свободы человека и гражданина и что у нас построено правовое государство.

    Используемая литература:

    1. Гражданский Кодекс РФ 1994 г.
    2. Семейный Кодекс РФ 1995 г.

    3. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2.07.72 г.

    4. Братусь С.Н., Дозорцев, Пергамент и др Советское гражданское право: Субъекты гражданского права. - М., 1984
    5. Быкова Т.А. Учебное пособие по гражданскому праву. - Саратов, 1998

    6. Садиков О.Н. Комментарии к ГК РФ Ч.1 - М. 1999
    7. Садиков О.Н. Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1 - М., 1996
    8. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Гражданское право. Учебник. Ч.1 - М., 1997
    9. Цыбуленко З.И. Гражданское законодательство России. Ч.1 Сборник нормативно- правовых актов и документов. - М., 1999
    10. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.

    11. Законодательство, 2001, №1 Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц.
    12. Государство и право, 2001, №2 Сулейманова С.А. О частичной правоспособности несовершеннолетних граждан (физических лиц).

    13. С.С. Алексеев. «Государство и право», М.1996 г.;

  • 11. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.
  • 12. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.
  • 13. Понятие и признаки юридического лица.
  • Основные теории сущности юридического лица.
  • 14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
  • 16. Порядок и способы создания юридических лиц.
  • 17. Реорганизация юридических лиц.
  • 18. Прекращение деятельности юридического лица при его ликвидации.
  • Понятие банкротства и юридические последствия, связанные с признанием лица банкротом.
  • 19. Виды юридических лиц и их классификация.
  • 20. Некоммерческие организации как юридические лица.
  • 20.1. Потребительский кооператив.
  • 20.2. Некоммерческое товарищество.
  • 20.3. Некоммерческое партнёрство.
  • 20.4. Объединение юридических лиц.
  • 20.5. Объединение работодателей.
  • 20.6. Товарная биржа.
  • 20.7. Общественные объединения.
  • 20.8. Фонд.
  • 20.9. Автономная некоммерческая организация.
  • 21. Акционерное общество как участник гражданских правоотношений.
  • 22. Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью как участники гражданских правоотношений.
  • 23. Гражданско-правовое положение полного товарищества.
  • 24. Товарищество на вере.
  • 25. Производственные кооперативы.
  • 26. Унитарные государственные и муниципальные предприятия как юридические лица.
  • 27. Учреждение.
  • 28. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.
  • 29. Понятие и классификация объектов гражданских правоотношений.
  • 30. Классификация вещей как объектов гражданского права.
  • 31. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Виды ценных бумаг.
  • 32. Юридические факты в гражданском праве.
  • 33. Понятие и виды сделок.
  • 34. Условия действительности сделок и последствия их несоблюдения.
  • 35. Форма сделок. Юридические последствия совершения сделки с нарушением формы.
  • 36. Виды недействительных сделок. Правовые последствия недействительности сделок.
  • 38. Понятие и виды пределов осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом.
  • 39. Понятие и содержание субъективного права на защиту. Способы защиты гражданских прав.
  • Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят от характера его нарушения.
  • 40. Понятие и виды представительства по гражданскому праву.
  • Глава 10 гк рф.
  • 41. Доверенность.
  • 42. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Порядок исчисления сроков.
  • Глава 11 гк рф.
  • 43. Понятие и виды сроков исковой давности. Последствия их истечения.
  • Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.
  • 44. Нематериальные блага.
  • Личные неимущественные права.
  • I. Профессор Егоров: 3 группы лнп:
  • 45. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.
  • 46. Компенсация морального вреда.
  • 47. Вещные права, их виды и особенности.
  • 48. Понятие и содержание права собственности.
  • Глава 13 гк рф.
  • 48.1. Виды права собственности.
  • 49. Приобретение права собственности.
  • 49.1. Прекращение права собственности.
  • 49.2. Понятие и формы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 49.3. Право собственности и другие вещные права на земельные участки.
  • 50. Право публичной собственности.
  • 51. Право общей долевой собственности.
  • 52. Право общей совместной собственности граждан.
  • 53. Ограниченные вещные права.
  • 54. Вещно-правовые способы защиты права собственности.
  • 55. Понятие обязательственного права.
  • 56. Виды обязательств.
  • 56.1. Обязательства с множественностью лиц.
  • 56.2. Регрессные обязательства.
  • 57. Понятие, основные принципы и способы исполнения обязательств.
  • 58. Способы обеспечения исполнения обязательств.
  • 59. Неустойка, удержание, поручительство, задаток.
  • 1. Неустойка.
  • 2. Договорная.
  • 60. Удержание.
  • 61. Поручительство.
  • 62. Банковская гарантия.
  • 63. Залог.
  • 65. Обращение взыскания и реализация заложенного имущества.
  • 66. Понятие ответственности в гражданском праве.
  • Размер гражданско-правовой ответственности.
  • Основания и условия ответственности по гражданскому праву.
  • 67. Виды гражданско-правовой ответственности.
  • 68. Вина как условие гражданско-правовой ответственности. Случаи ответственности независимо от вины.
  • Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности. Случай и непреодолимая сила.
  • 69. Понятие гражданско-правового договора и его роль в условиях рыночной экономики.
  • 70. Виды договоров.
  • 71. Содержание гражданско-правового договора.
  • 72. Заключение договора.
  • 74. Изменение и расторжение договора.
  • 75. Прекращение обязательств.
  • 77. Движимое и недвижимое имущество как объект гражданского права, его правовой режим.
  • 78. Перемена лиц в обязательстве.
  • 79. Вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника.
  • 14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нём в ЕГРЮЛ. У юридического лица выделяют два вида правоспособности:

      Общая (универсальная) правоспособность. Допускает возможность иметь субъекту права любые гражданские права или обязанности для осуществления любых видов деятельности. Универсальной правоспособностью на сегодняшний день обладают хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

      Специальная (целевая) правоспособность. Допускает возможность обладания ЮЛ только теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах. Некоммерческие организации обладают именно целевой правоспособностью; среди коммерческих – унитарные предприятия.

    Правоспособность и дееспособность ЮЛ возникают одновременно, поэтому ГК РФ использует только первую категорию. ЮЛ приобретает права и несёт обязанности через свои органы, которые действуют в соответствии с законом, иными правовыми актам и учредительными документами.

    Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получения лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом и иными НПА.

    Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено ЮЛ в суде.

    Правоспособность ЮЛ прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра ЮЛ.

    16. Порядок и способы создания юридических лиц.

    Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

    В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) – в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган – при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

    Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

    1. Явочно-нормативный . Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

    2. Разрешительный . Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

    Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

    Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган. Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

      подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

      решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

      выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

      документ об уплате государственной пошлины.

    На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.

    После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней . Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

    Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ.

    1. Необходимо установление принципа достоверности данных реестра (имеется в виду всесторонняя проверка данных при государственной регистрации) и необходимо­сти проверки законности корпоративных решений и сделок с долями и ак­циями.

    2. В ГК требуется установить принцип публичной достовер­ности реестра , в соответствии с которым любое добросовестное лицо, пола­гавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных рее­стра фактическим обстоятельствам.

    3. Принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц может считаться реализованным только при своевременной ак­туализации юридическими лицами указанных данных . Из этого следует возложение на ЮЛ обязанности по возмещению убытков, понесенных контрагентами, полагавшимися на данные Реестра.

    4. Следует установить обязательную проверку достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов , а также вносимых в них изменений.

    5. Необходимо установление должной системы информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы.

    6. Целесообразно закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению единого государственного реестра за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций. Это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.

    Ст. 51 ГК + ФЗ «О гос.регистрации юр.лиц и ИП» Требование обязательной государственной регистрации юр.лиц.

    В качестве учредителей юр.лица м. выступать их первоначальные участники (в хоз.обществах, товариществах, кооперативах и т.д.) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган, а также иныелица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учреждения, фонды).

    Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юр.лиц:

    Нормативно-явочный – составляются учредительные документы, предъявляются в регистрирующий орган, который обязан зарегистрировать создаваемую организацию.

    Разрешительный – необходимость получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего юр.лица (коммерческие банки, монополии).

    Уведомительный.

    Распорядительный – по распоряжению гос.органа (гос.корпорации).

    Юр.лицо считается созданным с момента гос.регистрации (п.2ст.51). Коммерческие - в налоговыми органами, а некоммерческие – в органах юстиции. С этой же даты возникает и правоспособность юр.лица – способность заниматься определенными видами деятельности.

    У юр.лица 2 вида правоспособности:

    общая (универсальная) ограниченная (специальная)

    любые виды деят-ти, за только те виды деят-ти, кот.

    искл. запрещен. законом. в уставе.

    У коммерч., кроме ГУП, Неком.+ГУП, МУП.

    Дееспособность юр.лица – способность своими действиями осуществлять свои права и нести обязанности.

    Реализующий орган

    коллегиальный единоличный

    совет директ. Директор

    Правоспособность и дееспособность возникает одновременно в момент гос.регистрации.

    Государственная регистрация - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

    За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

    Для регистрации необходимы следующие документы:

    заявление учредителей;

    решение о создании юр.лица;

    учредительные документы:

    Учредительный договор

    Положение об организации определенного типа.

    4) документ об уплате гос.пошлины.

    Правоспособность и дееспособность юридического лица

    Под правоспособностью юридического лица понимается установленная его учредительными документами способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает с момента государственной регистрации юридического лица и прекращается с момента завершения его ликвидации (исключения из единого государственного реестра юридических лиц).

    Дееспособность юридического лица - способность юридического лица приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Дееспособность юридического лица возникает, изменяется и прекращается одновременно с возникновением, изменением и прекращением правоспособности.

    Объем дееспособности юридического лица определяется законом и учредительными документами организации. В соответствии с законодательством универсальной дееспособностью обладают хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. У других юридических лиц дееспособность, как правило, специальная, что отражается в уставе.

    Виды юридических лиц. Наиболее важной классификацией юридических лиц является деление их на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации могут создаваться с единственной целью – получения прибыли. Некоммерческие организации создаются для иных целей (Приложение 4).

    Коммерческие организации. Ведущую роль в хозяйственной деятельности играют коммерческие организации. К коммерческим организациям относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

    Общие характеристики хозяйственных товариществ и обществ:

    1) создаются по решению учредителей (участников) путем объединения имущества. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права;

    2) имущество принадлежит на праве собственности юридическому лицу. Учредители (участники) имеют по отношению к имуществу обязательственные права;

    3) уставный (складочный) капитал делится на доли (вклады). Прибыль, как правило, распределяется в соответствии с долей (вкладом);

    4) при выходе из товарищества или общества участник получает часть имущества или его стоимость.

    Вместе с тем каждая организационно-правовая форма имеет свои особенности. Товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Источником правового регулирования создания и деятельности хозяйственных товариществ является Гражданский кодекс РФ (часть первая).

    Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Таким образом, в полном товариществе объединяется не только капитал участников, но и ведение ими предпринимательской деятельности. Управление делами полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, при этом каждый полный товарищ имеет один голос (если иное не установлено договором). Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества. При совместном ведении дел для каждой сделки требуется согласие всех участников. Полный товарищ не имеет права заключать аналогичные сделки в своих личных интересах. В противном случае он должен возместить товариществу убытки или передать ему всю приобретенную по таким сделкам выгоду. Полный товарищ не только вправе, но и обязан участвовать в деятельности товарищества. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально доле в складочном капитале, если иное не предусмотрено соглашением между полными товарищами. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. ст.75 ГК РФ). Это означает, что кредиторы имеют право требовать весь долг с любого из полных товарищей (при недостатке имущества у товарищества). Вновь вступивший участник отвечает по долгам наравне с другими участниками. Ответственность по обязательствам товарищества сохраняется за его участником и после выхода из товарищества (в течение двух лет). Данные правила не могут быть изменены.

    В товариществе на вере предусмотрены две категории участников: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Вкладчики не участвуют в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, они несут в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вкладчик имеет право: получать часть прибыли пропорционально своей доле в складочном капитале; знакомиться с годовыми отчетами и балансами; по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад; передать свою долю другому вкладчику или третьему лицу. При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов.

    Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества (закрытого или открытого).

    Правовые основы общества с ограниченной ответственностью установлены не только Гражданским кодексом, но и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года (с изменениями и дополнениями).

    Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

    Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. Число участников может колебаться от одного до пятидесяти. Участник ООО в любое время может выйти из общества независимо от согласия других участников. Выход единственного участника не допускается.

    Уставный капитал ООО должен быть не менее 10 тысяч рублей. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов общества. Размер доли участника в уставном капитале выражается в процентах или в виде дроби.



    Участник общества может продать свою долю другим участникам или, с их согласия – третьему лицу. Если уставом общества уступка доли третьим лицам запрещена, а другие участники отказываются ее приобрести, эту долю обязано выкупить общество. Если в течение года эта доля не была продана, общество должно уменьшить уставный капитал.

    Часть прибыли общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале. По единогласному решению участников может быть установлен иной порядок распределения прибыли.

    В хозяйственном обществе не требуется личное участие в деятельности общества, поэтому иначе, по сравнению с товариществом, решается вопрос об управлении организацией.

    Высший орган управления в ООО – общее собрание участников, где голоса распределяются пропорционально доле участника в уставном капитале. Его компетенция определяется уставом. К исключительной компетенции общего собрания относятся: определение основных направлений деятельности общества, участие в объединениях; изменение устава или учредительного договора; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий (либо утверждение управляющего и условий договора с ним); избрание ревизионной комиссии; утверждение отчетов и годовых балансов; распределение прибыли; принятие внутренних документов; принятие решения о размещении ценных бумаг; назначение аудиторской проверки; реорганизация и ликвидация общества. Собрание проводится не реже чем один раз в год.

    Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган или единоличный исполнительный орган и наблюдательный совет (совет директоров). Исполнительные органы подотчетны общему собранию.

    Общество с дополнительной ответственностью отличается от ООО тем, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами.

    Создание и деятельность акционерных обществ регулируется, наряду с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», который был принят Государственной Думой в 1995 г. и с тех пор претерпел ряд изменений и дополнений.

    Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к обществу. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости своих акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. Если несостоятельность общества окажется вызванной его акционерами, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность.

    Акционерные общества могут быть открытыми или закрытыми. ОАО вправе проводить открытую подписку на акции и осуществлять их открытую продажу. Число акционеров ОАО не ограничено. В ОАО не устанавливается преимущественное право общества или его акционеров на приобретение отчуждаемых акций.

    Закрытым признается АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц (например, работников). ЗАО не вправе проводить открытую подписку на акции. Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом на приобретение отчуждаемых акций пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право общества, если это право не использовано акционерами. В случае, если преимущественным правом не воспользовались ни акционеры, ни общество, акции могут быть проданы третьему лицу.

    Учредителями АО могут быть граждане и (или) юридические лица. Учредительным документом является устав. Устав должен содержать сведения о типе общества; количестве, номинальной стоимости, категориях акций; о праве акционеров; размере уставного капитала, структуре и компетенции органов управления, порядке подготовки и проведения общего собрания и т.д.

    Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Общество может размещать обыкновенные и привилегированные акции. Минимальный капитал ОАО – не менее 1000 МРОТ, ЗАО – не менее 100 МРОТ.

    Обыкновенные акции являются голосующими. Конвертация обыкновенных акций в привилегированные акции не допускается. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании (кроме вопросов о реорганизации и ликвидации; о внесении в устав положений, ограничивающих их права; а также случая невыплаты дивидендов или неполной их выплаты). В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям. Допускается возможность конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции.

    Неоплаченная акция не дает права голоса. Договором о создании акционерного общества может предусматриваться неустойка за неисполнение обязанности по оплате акций. Уставом общества может быть предусмотрено формирование специального фонда акционирования работников.

    Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, решение принимается один раз в год. Срок выплаты не должен превышать 60-ти дней от даты принятия решения.

    АО должно вести реестр акционеров, держателем которого может быть не только само общество, но и профессиональный участник рынка ценных бумаг – регистратор. Отказ от внесения записи в реестр не допускается.

    Высшим органом АО является общее собрание акционеров, которое собирается ежегодно. Компетенция общего собрания акционеров включает принятие решений по наиболее важным вопросам: об изменении устава; о реорганизации и ликвидации общества; об избрании совета директоров; об определении количества, номинальной стоимости, категории объявленных акций; об увеличении и уменьшении уставного капитала; об образовании исполнительного органа; об избрании ревизионной комиссии; об утверждении аудитора; об утверждении отчетов, выплате дивидендов; о дроблении и консолидации акций; об одобрении крупных сделок, сделок между обществом и заинтересованным лицом; об участии в холдингах и т. д. Решения на общем собрании принимаются большинством голосов. Голоса распределяются пропорционально количеству акций, принадлежащих акционерам. Для принятия решения по вопросам изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, стоимости объявленных акций, приобретения обществом акций необходимо, чтобы за принятие решения проголосовало большинство в ¾ голосов.

    Общее руководство деятельностью акционерного общества осуществляет Совет директоров (наблюдательный совет), который определяет приоритетные направления деятельности общества, созывает общее собрания акционеров, утверждает повестку дня общего собрания акционеров, решает вопросы об увеличении уставного капитала (если это предусмотрено уставом общества), размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, образовании исполнительного органа (если это предусмотрено уставом общества), дает рекомендации по размеру дивидендов, использованию резервного фонда и т. д.

    Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единолично директор (генеральный директор) либо директор и исполнительный коллегиальный орган – правление (дирекция). Исполнительные органы подотчетны общему собранию и совету директоров. По решению общего собрания полномочия директора могут быть переданы по договору управляющему (управляющей организации). Члены совета директоров и исполнительные органы несут ответственность за убытки, причиненные обществу их виновными действиями. Обратиться в суд с иском к члену совета директоров, исполнительных органов может как общество, так и отдельный акционер (владеющий не менее чем 1% обыкновенных акций).

    Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия может быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года создаются унитарные предприятия нескольких видов.

    Виды унитарных предприятий

    Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть создано в случае необходимости: осуществления деятельности по решению социальных задач или обеспечению продовольственной безопасности государства; осуществления деятельности, предусмотренной законом исключительно для государственных предприятий; осуществления научной, научно-технической и производственной деятельности по обеспечению безопасности государства; производства продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Казенное предприятие создается, кроме того, в случаях: если преобладающая часть продукции, работ, услуг предназначена для государственных или муниципальных нужд; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости ведения деятельности, предусмотренной законом исключительно для казенных предприятий.

    Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем. Уставный фонд унитарного предприятия должен составлять не менее 5 тысяч МРОТ для государственных предприятий и не менее 1 тысячи МРОТ для муниципальных предприятий. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации. Уставный фонд может быть увеличен или уменьшен по решению собственника. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

    Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение доли прибыли, которая перечисляется в соответствующий бюджет ежегодно в порядке, установленном Правительством. Доходы казенного предприятия распределяются учредителем.

    За результаты своей деятельности унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия только в том случае, если несостоятельность вызвана действиями собственника имущества, а также если речь идет о долгах казенного предприятия. Казенное предприятие отвечает по обязательствам только денежными средствами и не может быть объявлено банкротом.

    Государственное или муниципальное унитарное предприятие распоряжается имуществом самостоятельно, но со следующими ограничениями: предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в хозяйственные товарищества или общества; имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность в уставных целях; предприятие не имеет права совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, заключать договоры простого товарищества без согласия собственника.

    Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия учредителя. Оно также должно осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Казенное предприятие самостоятельно реализует продукцию (работы, услуги), если законом не установлено иное.

    В области управления государственным или муниципальным предприятием закон закрепляет за собственником определенные права: принимать решение о создании предприятия; определять предмет и цели деятельности, ее виды; определять порядок установления показателей планов (программы) деятельности; утверждать устав; принимать решение о ликвидации или реорганизации предприятия; формировать уставный фонд; назначать руководителя; согласовывать прием на работу главного бухгалтера; утверждать отчеты предприятия; давать согласие на распоряжение имуществом и совершение сделок (см. выше); осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имуществам и т.д. (Приложение 5).

    Производственный кооператив , в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах», принятым 10 апреля 1998 года, - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. В производственном кооперативе могут трудиться и наемные работники, но их должно быть не более 30 % от числа членов кооператива.

    Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Учредительным документом данной организации является устав, который, кроме общих положений, должен содержать положения о порядке трудового и иного участия, ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о размере и условии субсидиарной ответственности членов кооператива за результаты его деятельности; о порядке вступления в кооператив и выхода из него, а также об основаниях и порядке исключения из членов кооператива.

    Член кооператива имеет право: участвовать в деятельности кооператива, в работе общего собрания (с правом одного голоса); избирать и быть избранным в органы кооператива; вносить предложения об улучшении деятельности; получать долю прибыли и иные выплаты; запрашивать информацию по любым вопросам деятельности кооператива; выйти из кооператива и получить выплаты; обращаться за судебной защитой своих прав.

    Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов, прибыли, кредитов и т. д. К моменту государственной регистрации член кооператива должен внести не менее 10% паевого взноса. Полностью паевой фонд формируется в течение первого года деятельности кооператива.

    Определенная часть имущества кооператива может составлять неделимый фонд, используемый в соответствии с уставными целями. Это имущество не включается в паи членов кооператива.

    Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием и размером паевого взноса. По труду (или иному личному участию) должно распределяться не менее половины прибыли.

    Высшим органом управления производственного кооператива является общее собрание его членов. Общее собрание рассматривает вопросы о принятии и изменении устава, о приеме и исключении членов кооператива, о размере паевого взноса, об избрании исполнительных органов и ревизионной комиссии, утверждении отчетов и распределении прибыли; о реорганизации, ликвидации, участии в других организациях и ассоциациях.

    В кооперативе с числом более пятидесяти членов кооператива создается наблюдательный совет для контроля над исполнительным органом. Исполнительным органом является правление во главе с председателем кооператива. Правление руководит деятельностью кооператива между общими собраниями.

    Некоммерческие организации не могут иметь своей целью получение прибыли. Они создаются для осуществления общественной, социальной, культурной, благотворительной и иной подобной деятельности. К некоммерческим организациям относятся:

    Потребительские кооперативы – объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

    Общественные и религиозные организации – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

    Фонды – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казённым учреждением.

    Объединения юридических лиц (ассоциации или союзы) – некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

    Некоммерческие партнерства - некоммерческие организации, члены которых сохраняют права на их имущество, созданные для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности.

    Автономные некоммерческие организации – учрежденные на основе добровольных имущественных взносов некоммерческие организации, имеющие своей целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

    Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

    Являясь участниками гражданских правоотношений, юридические лица обладают правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и дееспособностью (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

    Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его государственной регистрации и прекращаются с ликвидацией юридического лица.

    Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной (целевой).

    Объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью. Специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

    Законом определяется перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), причем право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ). Вопросы лицензирования регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 22 апреля 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (ред. от 02.07.2013).

    Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

    В случае нарушения специальной правоспособности и правил лицензирования юридическое лицо несет ответственность, которая может быть предусмотрена законом или его учредительными документами и зависит от объема и характера нарушения (разовая сделка или систематическая деятельность). Последствия таких нарушений весьма различны – от возможности признания сделки недействительной до отзыва лицензии и принудительной ликвидации юридического лица.

    Как органы, так и участники юридических лиц, и сами могут быть тоже юридическими лицами, однако, процессуальной дееспособностью наделяются исключительно физические лица – граждане, люди.

    В гражданском процессе это следует из норм ст. 49 ГПК РФ, в арбитражном, из ч. 2 ст. 60 АПК РФ и ст. 61 АПК РФ, в уголовном из ст. 45 УПК РФ и ст. 55 УПК РФ, по делам об административных правонарушениях, ст. 25.4 КОАП РФ и ст. 25.5 КОАП РФ.

    Из вышеперечисленных норм материального и процессуального права следует, что практическая реализация прав, как и исполнение обязанностей, любого юридического лица возможна только человеком.

    По своей правовой природе, любое юридическое лицо является юридической фикцией, т.е. условным, абстрактным понятием, существующим только в сознании людей, нормативных правовых актах, и правоприменительной практике, и служащим исключительно для удобства понимания и оформления правоотношений с объединениями граждан и имущества, как субъектами права и участниками гражданских правоотношений.

    Реальными субъектами правоотношений как «внутри» самого юридического лица, так и в отношениях с другими лицами, всегда были и остаются единственно возможные носители правосубъектности – физические лица. Юридическое лицо как простая фикция недееспособно. Дееспособны лишь органы юридического лица, причем не любые, а только и исключительно, состоящие из людей.

    В реальности, свойствами субъекта права – сознанием и волей, может обладать только человек. Однако законодатель в целях введения в гражданский оборот условного субъекта (юридической фикции) признает за юридическими лицами, отдельные свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, с помощью юридической фикции, в гражданский оборот введён вымышленный (т.е. не существующий в реальности, и не обладающий свойствами личности) субъект права, существующий лишь в качестве абстрактного понятия.

    Вывод по 1 главе

    Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридические лица могут быть российскими и иностранными. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

    Правоспособность юридического лица – признаваемая государством возможность для юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    Дееспособность юридического лица – способность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

    Юридическое лицо представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции – признания условности – субъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях.



    Просмотров