Является ли протокол об административном правонарушении. Каков порядок составления протокола об административном правонарушении

Текущая редакция ст. 28.2 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 225-ФЗ.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть дополнительно включена с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ).

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть дополнена с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

Комментарий к статье 28.2 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 - 3.11, 4.1 - 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 - 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 - 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 - 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Консультации и комментарии юристов по ст 28.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 28.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Данные и сведения, используемые в качестве доказательств по делу, могут быть установлены на основании протокола об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующую информацию (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

  • дата и место оформления документа;
  • наименование должности и имя компетентного лица, оформившего протокол;
  • реквизиты лица, применительно к действиям которого оформляется протокол об административном правонарушении;
  • при наличии свидетелей и потерпевших — адреса их места проживания;
  • дата, время и место, где было совершено правонарушение;
  • факт установления события правонарушения;
  • норма права (КоАП РФ или закон субъекта РФ), регламентирующая ответственность за правонарушения;
  • показания гражданина, в отношении которого открыто дело, или представителя организации, уполномоченного законом;
  • иные факты и сведения, полезные для полного и всестороннего изучения дела.

Заполненный образец можно скачать по этой ссылке: Образец протокола об административном правонарушении .

Составление протокола об административном правонарушении

Протокол по факту совершения правонарушения оформляется практически всегда. Законом № 195-ФЗ закреплены исключения из этого правила (п. 1 ст. 28.2).

Протокол об административном правонарушении не подлежит оформлению в следующих случаях:

  • При совершении некоторых разновидностей административных правонарушений, начало изучения материалов по которым инициируется прокурором (ст. 28.4 закона КоАП РФ).
  • В ситуации избрания административного наказания в форме штрафа или вынесения предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушения. При этом постановление по делу оформляется компетентным сотрудником органа, уполномоченным на такие действия законом. Документ передается лицу, в отношении которого вынесено постановление. Факт передачи подтверждается распиской (п. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).
  • При выявлении нарушений норм права в области безопасности движения на дорогах, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с использованием работающей в автоматическом режиме спецтехники или техсредств, имеющих функцию фото-, кино- или видеосъемки (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Перечень лиц, наделенных полномочиями по оформлению протокола об административном правонарушении, зафиксирован в главе 23 КоАП РФ (п. 1 ст. 28.3). В границах компетенции соответствующего органа к ним относятся:

  • судьи;
  • сотрудники полиции;
  • сотрудники налоговых органов;
  • сотрудники таможенных органов;
  • сотрудники органов исполнительной власти субъектов РФ и др.

В п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ даются дополнительные комментарии относительно перечня правонарушений, что расширяет сферу компетенции указанных органов и должностных лиц по оформлению протокола об административном правонарушении.

Порядок составления протокола об административном правонарушении (правила, срок, в течение которого составляется документ, уведомление о составлении)

В процессе оформления протокола об административном нарушении фиксируется вся необходимая информация, указанная в п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ. При этом следует учитывать:

  • что, помимо ФИО физлица, в отношении которого инициируется рассмотрение материалов о правонарушении, нужно зафиксировать его дату рождения, т. к. ответственность по КоАП РФ наступает с 16-летного возраста (п. 1 ст. 2.3 закона № 195-ФЗ);
  • наличие свидетелей и потерпевших — не обязательное условие составления протокола об административном правонарушении, т. к. они бывают не всегда;
  • максимально подробное и полное описание любых сведений и обстоятельств должно послужить вынесению компетентным органом объективного и справедливого решения.

Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Если нужны дополнительные сведения, то протокол об административном правонарушении может быть оформлен в течение 2 дней (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Лицам, вина которых рассматривается, и потерпевшему передаются копии протокола об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Факт передачи подтверждается распиской получателя.

В ситуации неявки указанных лиц или их представителей по закону (при условии их надлежащего извещения) протокол об административном правонарушении оформляется без их присутствия. Копия такого документа должна быть отправлена перечисленным лицам в течение 3 дней с момента составления (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

С 31.07.2018 к протоколу о правонарушении, за совершения которого предусмотрен штраф прикладывается в обязательном порядке информация с реквизитами для заполнения платежного документа на уплату штрафа (ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 264-ФЗ).

Протокол об административном правонарушении ГИБДД

Глава 12 закона № 195-ФЗ содержит нормы административного права, касающиеся правил безопасности дорожного движения. Протокол об административном правонарушении при несоблюдении упомянутых норм не составляется, т. к. постановление о нарушении правил безопасности дорожного движения выносится должностным лицом на месте. Если оно было оформлено в отсутствие лица, нарушившего правила дорожного движения, копия такого документа с приложением фото- и видеоматериалов направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Таким образом, протокол об административном правонарушении по общему правилу оформляется сразу после выявления факта нарушения. КоАП РФ предусматривает случаи, в которых постановление по делу формируется компетентным сотрудником без составления протокола об административном нарушении.

Состав сведений, указываемых в протоколе об административном правонарушении, регламентирован п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

А также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела. Поэтому вам всегда необходимо очень внимательно знакомиться с протоколом, не подписывать протокол, если вы с ним не ознакомились, вносить соответствующие замечания на протокол в случае, если вы не согласны с тем, что там написано.

Любой протокол является главным средством фиксации доказательств по делу. Поэтому необходимо запомнить его обязательные составляющие.

Протокол об административном правонарушении . Положения о данном виде протокола содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ. Он составляется в случае совершения лицом административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются :

Дата и место его составления;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Следует знать, что при составлении протокола об административном правонарушении вам обязательно должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В протокол об этом заносится соответствующая запись. В том случае, если права и обязанности вам не разъяснены, то вы вправе отказаться от подписания протокола и внести в него соответствующую запись о данном факте. Однако вам необходимо проследить только за фактом разъяснения прав и обязанностей, запись в протоколе о разъяснении - забота сотрудника милиции. В определенной графе должна стоять ваша подпись, которая будет свидетельствовать о том, что права все-таки разъяснены. Если ее не будет - это вам только на руку.

Неотъемлемым правом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является право знакомиться с протоколом об административном правонарушении. Если при прочтении протокола вы заметили какую-либо неточность, вы имеете право дать объяснения и внести замечания по содержанию протокола. Все дополнения и коррективы прилагаются к протоколу. Протокол обязательно подписывается сотрудником милиции, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Необходимо знать, что после составления протокола об административном правонарушении его копия вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении под расписку. Поэтому если вам копия протокола не вручена под расписку и в протоколе отсутствует ваша подпись, то эти факты будут доказательством неправомерного поведения сотрудника милиции. Привлечь вас в этом случае к ответственности нельзя - протокол об административном правонарушении признается недопустимым доказательством и не принимается как доказательство.

Иногда составление протокола об административном правонарушении не является обязательным. Это происходит в следующих случаях:

1) если дело об административном правонарушении возбуждает прокурор по делам, указанным в ст. 28.6 КоАП РФ;

2) если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Должностное лицо вместо составления протокола оформляет предупреждение или постановление-квитанцию о наложении административного штрафа. В постановлении-квитанции указываются:

Дата ее выдачи;

Должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

Сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

Статья КоАП РФ либо соответствующего закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

Время и место совершения административного правонарушения;

Сумма взыскиваемого административного штрафа;

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, и адрес органа, должностное лицо которого выдало постановление-квитанцию;

3) в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Необходимо запомнить, что постановление-квитанция составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан сотрудником милиции и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Если лицо не уплачивает штраф на месте (сто рублей, а при нарушении таможенных правил - одну тысячу рублей), то в этом случае производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, а следовательно, сотрудник милиции составляет протокол об административном правонарушении. Поэтому если вы не согласны с назначением наказания, то вы имеете право не уплачивать штраф на месте (даже в том случае, когда при вас есть деньги), а потребовать составления протокола. Протокол в данном случае выступит доказательством и может предотвратить необоснованное привлечение вас к административной ответственности.

Также законом вам предоставлено право оспорить наличие события административного правонарушения и (или) назначенное вам административное наказание. В этом случае сотрудник милиции также будет обязан составить протокол об административном правонарушении.

Следует помнить, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако такая возможность существует не всегда. Есть объективные причины, когда сотрудник милиции не может составить протокол немедленно. Например, необходимо дополнительно установить свидетелей события административного правонарушения, данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и др. Однако законом установлено, что протокол в этом случае составляется не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Также существует категория дел, для которых предусмотрено административное расследование. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется по окончании такого расследования. Напомним, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев (ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол о доставлении . Подробно данный вид протокола в законе не рассматривается. В п. 3 ст. 27.2 КоАП РФ говорится лишь, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Из этого нормативного положения можно сделать вывод, что форма протокола соблюдена, если она соответствует форме протокола об административном правонарушении или протокола об административном задержании.

Если протокол о доставлении не составляется в виде отдельного документа, то в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании делается соответствующая запись. Например, для составления протокола об административном правонарушении производилось доставление.

Следует знать, что копия протокола о доставлении может быть вручена доставленному лицу только тогда, когда от него поступила просьба о выдаче этой копии. Это значит, что обязанность по вручению копии протокола возникает у сотрудника милиции лишь после того, как доставленный гражданин изъявит желание получить такую копию. Кстати зачастую очень сложно истребовать копию протокола, когда сотрудник милиции ее не хочет давать, а в случае выяснения обстоятельств его составления милиционер спокойно заявляет, что просьбы от гражданина на получение копии протокола не поступало. Если вы попадете в такую ситуацию, то немедленно напишите жалобу вышестоящему должностному лицу или в орган, где обязательно укажите неисполнение сотрудником просьбы о выдаче соответствующей копии.

Протокол об административном задержании . Данный вид протокола, согласно ст. 27.4 КоАП РФ, должен содержать в себе следующие обязательные составляющие:

Дату и место составления протокола об административном задержании;

Должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о задержанном лице;

Время, место и мотивы задержания.

Следует обратить особое внимание на указание в протоколе времени задержания. Так как задержание имеет временные ограничения (по общему правилу не может превышать трех часов), соответственно, время задержания будет являться точкой отсчета для всего срока задержания. Если в протоколе указано совершенно не то время, когда вас задержали (или оно вообще не указано), требуйте, чтобы сотрудник милиции исправил или внес точное время задержания. В противном случае вы можете внести замечания на протокол об административном задержании и самостоятельно в объяснениях указать точное время вашего задержания. Это будет дополнительным доказательством вашей правоты при обжаловании действий сотрудника милиции.

В протоколе также важной составляющей является указание на мотивы задержания. В главе 6 данной книги мы их подробно рассматривали. От того, на сколько точно будут указаны мотивы, зависит правомерность задержания. Поэтому советуем вам не поправлять сотрудника милиции, если он указал в протоколе неправомерный мотив задержания. Протокол с таким мотивом задержания - неотъемлемое доказательство при обжаловании неправомерных действий милиционера. О неправомерных мотивах задержания можно дискутировать с сотрудником милиции только до составления протокола задержания, призывая его не совершать изначально неправомерные действия. После - нет смысла и не в вашу пользу. В протоколе сотрудник милиции сам зафиксирует свои незаконные действия.

Советуем вам также проверить наличие сведений о лице, составившем протокол. Их отсутствие, с одной стороны, говорит об отсутствии хоть какой-нибудь юридической силы данного документа. Не указав, какое должностное лицо, действующее от имени государства, подвергает гражданина государственному принуждению, неизвестное лицо, по сути, лишается права применить к гражданину административное задержание. С другой стороны, сотрудник милиции может после вписать данные о себе, лишая вас права узнать о лице, действия которого вы собираетесь обжаловать. В этом случае либо требуйте внесения сведений о лице, составившем протокол, либо требуйте выдать копию протокола (которая, кстати, вручается задержанному только по его просьбе).

Протокол об административном задержании должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Вы имеете право отказаться подписывать протокол, однако в этом случае в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

Протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице . Положения о данном виде протокола содержатся в ч. ч. 6 - 8 ст. 27.7 КоАП РФ. Так же как и протокол о доставлении, он может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в другом протоколе. Однако в отличие от протокола доставления запись о досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе обязательно должны быть указаны следующие сведения:

Дата и место составления протокола;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Очень важно, чтобы в протоколе были точно указаны идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре. В том случае, когда изымаются похожие предметы, в дальнейшем сведения о вещи, содержащиеся в протоколе, будут служить основанием для разграничения таких вещей. Одна неправильно указанная цифра или отсутствие какого-либо идентификационного признака могут повлиять на весь исход дела, причем как в вашу, так и не в вашу пользу. Поэтому советуем обратить внимание на все указанные в протоколе признаки вещи, проверьте правильность и полноту их фиксации.

В ходе производства досмотра кроме протокола могут применяться технические средства фиксации данного процессуального действия - фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Поэтому в протоколе обязательно делается запись о применении этих способов фиксации. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Протокол изъятия вещей и документов . Этот вид протокола может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

В протоколе об изъятии вещей и документов обязательно указываются следующие сведения:

О виде и реквизитах изъятых документов;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Здесь так же, как и в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, необходимо обратить внимание на указание идентификационных признаков изымаемых вещей. В ходе изъятия вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации документов. Соответственно, как и в случае с предыдущим протоколом, материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением этих способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об изъятии вещей и документов должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Обратите внимание, что копия протокола обязательно вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Наличие вашей просьбы необязательно - вручение копии данного вида протокола является обязанностью сотрудника милиции.

Согласно российскому законодательству, гражданин имеет право обжаловать составленный на него документ или протокол только в том случае, если он ущемляет права и интересы гражданина, а также возлагает га гражданина дополнительные обязанности, которые никто не имеет права на него возлагать, или же лишает гражданина каких-либо прав, положенных ему по закону. Поскольку административный протокол является доказательством вины гражданина в совершении какого-либо административного проступка, процедуры его оспаривания в российском законодательстве нет, но гражданин может превратить составленный на него административный протокол из неоспоримого доказательства его вины в простую бумажку, не таящую в себе для него никаких плохих последствий. О том, как это сделать, мы и поговорим в данной статье.

1. Чтобы впоследствии протокол об административном правонарушении не был использован против гражданина, при его составлении необходимо проследить, чтобы в документ было вписано как можно меньше обстоятельств, доказывающих вину гражданина в содеянном, и как можно больше доказательств невиновности задержанного.

2. При начале составления административного протокола уполномоченным лицом необходимо включить камеру, продемонстрировав её составителю протокола, и отдать ему все требуемые документы, назвав при этом перечень изымаемых документов и точное время их изъятия. По российскому законодательству протокол должен быть составлен немедленно после изъятия документов, и если уполномоченное лицо намеренно будет затягивать с составлением документа, впоследствии этот факт можно будет использовать как защиту в суде.

3. После того, как уполномоченное лицо завершит оформление протокола, необходимо громко (так, чтобы было слышно на камере или диктофоне) спросить у него, точно ли завершено оформление документа, и если будет получен утвердительный ответ, гражданину будет необходимо внимательно ознакомиться с текстом протокола и попытаться выявить несоответствия и неточности, допущенные при составлении документа. Не лишним будет также и фиксировать все действия уполномоченного лица на видеокамеру – вполне возможно, при составлении протокола им будут допущены грубые процессуальные нарушения, которые впоследствии можно будет использовать как доказательство невиновности гражданина.

4. При обнаружении неточностей и несоответствий в документе гражданин имеет право потребовать от уполномоченного лица немедленного их исправления. Если погрешности всё-таки не обнаружатся, можно попробовать обратить внимание на пункт «Свидетели» - если у гражданина есть свидетели, которых он сможет впоследствии привлечь на свою сторону и которые по законодательству не являются заинтересованными в споре лицами, их необходимо обязательно включить в протокол, если же свидетелей правонарушения не было, нужно не забыть поставить в этом разделе протокола прочерк.

5. Если уполномоченное лицо при составлении протокола не потрудилось объяснить гражданину его права и обязанности, гражданин имеет право поставить в графе «Разъяснение прав и обязанностей» отметку «Не согласен». Как правило, даже этой отметки бывает вполне достаточно, чтобы успешно оспорить правильность составления протокола об административном нарушении.

6. В поле для объяснений гражданину, обвиняемому в совершении правонарушения, нужно написать следующее: «Правонарушения не было, с обвинением не согласен». Данная отметка гарантирует, что впоследствии в протокол уполномоченным лицом не будут внесены изменения, утяжеляющие вину обвиняемого гражданина. Поскольку протокол об административном правонарушении является не самостоятельным документом, а всего лишь доказательством по делу, порядка обжалования протокола об административном правонарушении в российском законодательстве нет (можно обжаловать только факты включения в протокол пунктов, которые, по мнению гражданина, не могут являться доказательствами его вины), вместо этого гражданин имеет право обжаловать постановление суда или отрицательное решение суда по жалобе на ранее вынесенное постановление.

Протокол об административном правонарушении признаётся недействительным в следующих случаях:

Если уполномоченное лицо, составлявшее протокол, производило заполнение документа на своём рабочем месте, без выезда на место совершения правонарушения;

Если уполномоченное лицо при составлении протокола нарушает права гражданина, в отношении которого составляется протокол;

Если уполномоченное лицо при составлении протокола допускает грубые фактические ошибки, факт которых можно легко доказать в суде.

Если гражданин при составлении уполномоченным лицом протокола заметил, что заполняющий документ человек допустил какие-либо ошибки или нарушил права гражданина, в отношении которого составляется документ, он не должен обращать на это внимание уполномоченного лица, а должен зафиксировать факт этих ошибок на диктофон или видеокамеру - съёмка видеокамерой или запись на диктофон может быть принята судом в качестве доказательства недействительности протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

Комментарий к статье 28.2 КоАП РФ:

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 - 3.11, 4.1 - 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 - 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 - 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 - 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.



Просмотров