Высшей судебной инстанцией российской империи являлся. История судебной системы в россии. Что такое славянофильство
Bo второй половине XVIII в. в судебной системе Российской империи, сформированной в годы правления Петра I, произошли существенные изменения. Сенат стал высшим административносудебным учреждением страны.
Он состоял из 6 департаментов: первый - ведал государственными финансами и секретным делопроизводством; второй - надзором за деятельностью судов, обобщением судебной практики, кадровым обеспечением судебных органов, пересмотром дел; третий - административными и финансовыми делами провинций; четвертый - военными делами; пятый - местной администрацией; шестой - местными судебными органами. Как видим, судебные функции выполняли только второй, шестой и частично третий департаменты. Так, к компетенции второго департамента относились апелляционные дела, поступавшие из экспедиции Сената, из Юстиц- и Вотчинной коллегий; дела Рекет- мейстерской конторы, а также дела, связанные с вопросами генерального межевания, и поступавшие из Судного приказа, розыскных экспедиций по сыщиковым делам и др. Третий департамент, наряду с функциями по управлению Малороссией, Остзейскими провинциями и Выборгской губернией, ведал также делами по управлению университетами и апелляцией. Шестой департамент рассматривал апелляционные дела, поступавшие из местных судебных органов.
Генерал-прокурор, возглавлявший Сенат, имел право приос танавливать принятое единогласно или большинством голосов решение по определенному делу и требовать его рассмотрения в Общих собраниях Сената. B том случае, если генерал-прокурор не
был согласен с решением Общих собраний Сената, то данное дело передавалось непосредственно на рассмотрение императора. Причем это дело должны были представлять монарху генерал- прокурор и два несогласных с ним сенатора1.
Некоторые категории дел генерал-прокурор направлял непосредственно императору, а затем они решались в соответствии с его резолюцией в одном из Общих собраний Сената. K таким делам, прежде всего, относились: 1) дела, для решения которых требовалось принятие нового закона или пояснения и дополнения к уже существовавшему нормативно-правовому акту; 2) дела, по которым Сенат выступал с ходатайством о смягчении наказания или помиловании; 3) дела, связанные с такими наказаниями, как лишение дворянства, чести и жизни; 4) дела, в которых ставилось под сомнение дворянское происхождение подсудимых; 5) дела, связанные с возведением в дворянское сословие и изменением должностного статуса в сфере гражданской службы; 6) дела о пожаловании титулов и перемене фамилий; 7) дела, по которым необходимо было обеспечить безусловное исполнение совместно с другими государственными органами.
B нормативном акте “Описание канцелярского порядка, наблюдаемого в Правительствующем Сенате...” в частности отмечалось: “Дозволяется Сенату, если по общим государственным делам существовал Указ, который был бы сопряжен с великими неудобствами в исполнении, или по частным делам не согласен с прочими Узаконениями, или же не ясен, представлять о том Императорскому
Величеству; но когда по таковому представлению не будет учинено перемены, то остается он в своей силе”1.
Естественно, что генерал-прокурор был не в состоянии один контролировать работу всех департаментов.
Поэтому он должен был следить за своевременным рассмотрением важнейших дел, исходя из государственных интересов. K таковым относились секретные дела, относительно которых указывалось: “Секретныя дела по Департаментам или по Общему Собранию, какого бы рода ни были, зависят все непосредственно от Генерал-Прокурора, разве он сам из оных какое либо дело разсудить поручит Обер-Прокурорам, тогда они имеют только участие в тех делах”2.
Делопроизводство департаментов Сената вели канцелярии, которыми руководили обер-прокуроры, распределявшие дела между отделениями или экспедициями для подготовки их к слушанию в присутствии департамента. Здесь обычно дело решалось окончательно при полном согласии сенаторов или большинством голосов (простым или в 2/3 голосов). B сложных случаях проект решения направлялся генерал-прокурором в Государственный совет, а затем непосредственно императору. После этого с резолюцией монарха он возвращался в одно из Общих собраний Сената для принятия окончательного решения.
Обер-прокурор одного из департаментов, входящих в Общее собрание Сената, обеспечивал контроль над производством дел, за прохождением приговора или определения по решенному в департаменте делу, за его соответствием существующему закону. Если
Описание канцелярского порядка, наблюдаемого в Правительствующем Сенате при производстве и решении гражданских и уголовных дел, как по департаментам, такипоОбщемусобранию.-М., 1824.-C. 11.
Краткий сводъ законовъ, определяющих должность и права.. - С. 38.
же для решения рассматривавшегося дела нужна была резолюция императора или необходимо было согласие другого государственного учреждения, а также требовалась разработка нового закона или изменение уже существовавшего, обер-прокурор должен был обратиться к генерал-прокурору для представления дела монарху.
Большое внимание уделялось оформлению рассматривавшихся в Сенате дел. Так, в Указе от 11 декабря 1767 г. указывалось: “Чтобы сила решения судейского на всякое дело в журналах видна была, и чтобы данные резолюции подчиненные, которые протокол сочиняют, не только собою отменить, HO и в случае OT забвения оной другого рассуждения полагать, и в сочиняемые приговоры вносить не могли, а паче для правосудия; во всех Присутственных местах, не только во вседневных журналах, но и в докладных реестрах, которые отмечаются судейскими руками, силу приказания писать именно и так ясно, чтобы при сочинении приговора оставалось сочинителю подкрепить только обстоятельством дела и указными резонами”.
B 1775 г. Екатерина II предприняла попытку отделить суд от местной администрации. B утвержденном ею “Учреждении для управления губерний Всероссийской империи” предусматривалось осуществить это в рамках преобразования системы местного самоуправления. B административно-территориальном делении России, включавшей 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов, необходимо было осуществить разукрупнение губерний. K середине 90-Х годов XVIII в. их число достигло пятидесяти. B основу НОВОГО административно-территориального деления был положен количественный принцип: на территории губернии должно было проживать около 400 тыс. человек, а на территории уезда - около 30 тыс. человек.
B целом губернская реформа 1775 г. способствовала усилению власти губернаторов укреплению положения административного аппарата на местах. Этому непосредственно содействовали создаваемые специальные полицейские, карательные органы и преобразования в судебной системе.
Для дворян на местах были созданы уездные земские суды, состоявшие из судьи и двух заседателей. Судьи избирались дворянами данного уезда на трехлетний срок. Они непременно утверждались губернатором и верхним земским судом, который создавался в каждой губернии и являлся апелляционной инстанцией для уездных земских судов.
Верхний земский суд состоял из двух департаментов - по уголовным и гражданским делам. Он состоял из назначаемых императором председателя, вице-председателя и десяти заседателей, избиравшихся на три года дворянами данной губернии. Верхний земский суд располагал правом ревизии и контроля над деятельностью уездных судов.
B подчинении верхнего земского суда находились уездные суды, дворянские опеки и земские суды его округа. B соответствии с данной иерархией в него направлялись дела по апелляции на решения перечисленных нижестоящих судебных органов, а также гражданские и уголовные, исковые дела, тяжбы и жалобы дворян н на дворян, дела, касавшиеся вотчин, завещаний, права наследования и привилегий. B верхний земский суд направлялись также дела, связанные с разночинцами.
Следует подчеркнуть, что по всем перечисленным выше делам верхний земский суд имел право принимать окончательные
решения лишь в том случае, если цена иска не превышала 100 руб. Остальные же дела направлялись в вышестоящую судебную инстанцию - палату гражданского суда, а все уголовные дела - палату уголовного суда.
K кандидатам в судьи, избиравшимся в губернские суды, предъявлялись соответствующие требования. Они, в частности, были изложены в речи В.Новикова, подготовленной в 1786 г. к собранию дворянства Калужской губернии, приуроченного к избранию судей. От дворян губернии зависит, подчеркивал В. Новиков, избрание “в законоисполнители особ достойнейших и способных no своим знаниям, опытности и добрым свойствам содержать весы правосудия в точнейшем наблюдении, дабы в противном случае не пожертвовать нашим спокойствием”.
Для городских жителей (мещан) в каждом уездном городе были созданы городские магистраты. Члены этих магистратов избирались на три года. Губернский магистрат являлся апелляционной инстанцией для городских магистратов губернии. Он состоял из двух председателей и заседателей, избиравшихся из состава жителей центрального города губернии.
Для государственных крестьян были учреждены нижние расправы в уездах и верхние расправы в губерниях. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог.
Кроме того, в каждой губернии учреждался совестный суд, состоявший из сословных представителей (председателя и заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам. Он носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские дела, дела о преступлениях малолетних и умалишенных, дела о колдовстве, а также жалобы на незаконное содержание под стражей.
Важно отметить, что в каждой губернии были созданы губернская палата уголовного суда и губернская палата гражданского суда, выполнявшие функции апелляционных и ревизионных инстанций для всех судебных органов губернии. Приговоры и решения палат должны были непременно утверждать губернаторы, а приговоры по наиболее важным делам направлялись на утверждение в Сенат, который оставался высшим судебным органом страны.
B городах страны действовали также словесные суды, получившие распространение еще в середине XVIII в. и рассматривавшие в основном дела купцов о взыскании денег по векселям Об этом, в частности, свидетельствуют материалы Московского словесного суда и характер дел, которые он решал: I) дело о взыскании 260 руб. по векселю с московского купца Иванова в пользу сторожа мастерской ружейной палаты Петра Шапошникова (от 4 февраля 1758 г.); 2) дело о взыскании 100 руб. по векселю с московского купца Ломтева в пользу поручика Татищева (от 4 мая 1758r.); 3) дело о взыскании 565 руб. 90 копеек по векселю с купца Семенова в пользу московского купца Грезенкова (от 6 мая 1758 г.); 4) дело о взыскании 600 руб. с московского купца Мичурина в пользу коллежского асессора Ивана Маркова (от 12 мая 1758 г.); 5) дело о взыскании 10 руб. с крестьянина Васильева в пользу канцеляриста Михайлы Вецкаго (от 19 мая 1758 г.); 6) дело о взыскании 73 руб. 33 копеек с московского публичного нотариуса Федора Намана в пользу купца из г.Углича Михайлы Панкова (от 10 сентября 1769 г.); 7) дело о взыскании 200 руб. с московско- r0 купца Ивана Глазунова в пользу купца Сергея Осипова (ог9марта 1771 г.)1 и др. Следует отметить, что последнее дело подвергалось рассмотрению в вышестоящих апелляционных инстанциях и было окончательно решено только в 1790 г.
Российская судебная система второй половины ХѴПІ в. включала и системы нерусских областей и регионов, которые имели свои особенности и отличия от общеимперской. Так, например, на Украине до 1782 г. существовала особая судебная система, во главе которой стоял гетман, а генеральный судья помогал ему в осуществлении правосудия. Гетман рассматривал лишь важные дела, а также дела должностных лиц казацкого войска. Остальные же дела решались полковниками и полковым старшиной, из подсудности которых исключались незначительные дела, за решение которых несли ответственность сотники. Решения гетмана и генерального судьи обжаловались в Малороссийской коллегии, подчинявшейся непосредственно Сенату. Следует сказать, что некоторые украинские города пользовались правом самоуправления на основании магдебурского права, сохранив его и после вхождения в состав России до 1835 г.
После введения в 1783 г. на территории Прибалтики норм “Учреждений для управления губерний Всероссийской империи” во всех уездах сохранялись существовавшие до этого местные cy- дьі. Судьями в них назначались только дворяне и представители Других сословий немецкого населения. Высшим судебным органом там являлся Надворный суд (гофгерихт). Практически на террито- Рии всей Прибалтики в то время существовала судебная система,
" См.: РГАДА. Ф.247. Оп.1. Д.1. Л.1-2;Д.38. Л.1-2;Д.39. Л.1-2; Д.44. Л.1-2; Д-52. Л. 1-2; Д. 14/630. Л. 1-7; Д. 115/1158. Л.1-6.
созданная на основе шведского права. Местные суды Прибалтики находились в подчинении коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, которая была ответственна перед Сенатом.
Ha территориях, где проживали мусульмане высшей судебной инстанцией был коронный суд, а коронные судьи рассматривали лишь наиболее важные уголовные дела, а также решали споры между русским и местным населением. По менее значительным уголовным и гражданским делам принимали решение башкирские и татарские старшины и судьи - кадии и бии. Важно отметить, что все дела на этих территориях решались на основе шариата. Недовольные могли обжаловать их в вышестоящей судебной инстанции - коронном суде.
После вхождения в состав Российской империи двух казахских жузов их высший административный и судебный орган находился в Оренбурге в составе пограничного суда, в который входили царские чиновники и представители казахской знати. Кроме того, рассмотрением гражданских и уголовных дел занимались также расправы, состоявшие из родовых старшин.
Особое место в судебной системе России занимал в исследуемый период вопрос о правосудии в отношении крепостного крестьянства. Помещик единолично обладал правом суда над крестьянами, за исключением особо тяжких преступлений. Помещик в своих имениях мог создавать так называемые локальные системы управления и суда: I) приказчик (бурмистр) или староста, назначаемый помещиком; 2) орган мирского самоуправления - староста и целовальники, избираемые крестьянами.
K середине 90-х годов XVIII в. судебная система Российской империи включала четыре инстанции и выглядела следующим образом: 1) Нижняя расправа (для однодворцев и свободных крестьян), Магистрат или Ратуша (для городских жителей), Уездный суд (для дворян), Нижний надворный суд (для разночинцев в С.-Петербурге и Москве); 2) Верхняя расправа (для однодворцев и свободных крестьян), Губернский магистрат (для городских жителей), Верхний земский суд (для дворян), Верхний надворный суд (для разночинцев в С.-Петербурге и Москве); 3) Палаты уголовного и гражданского суда; 4) Правительствующий Сенат.
B целом в результате преобразования судебной системы в соответствии с “Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи” 1775 г. в России была более последовательно, чем в предшествовавший период, предпринята попытка осуществить принцип отделения судебной власти от административной. Это обеспечивалось, прежде всего, созданием параллельно существовавших местных судебных и административных органов власти. Тем не менее, сохранившиеся за губернатором право надзора за судом с возможностью приостановления судебных решений в значительной степени ограничивало самостоятельность судебной власти на местах.
B губерниях были введены единообразные судебные органы, что позволило организовать общий порядок делопроизводства и Достаточно четкую иерархию судебных инстанций. Однако сохранялась возможность осуществления правосудия административными органами управления. Деятельность судебных учреждений России в этот период характеризовалась, как отмечает Н.Н. Ефремова, “волокитой, взяточничеством, низким умственным и моральным уровнем сУдей, бесцельной жестокостью карательных мер, отсутствием строгой законности в деле отправления правосудия, что в значительной мере определялось и существующей организацией суда”".
Реформы 1775-1785 гт. способствовали упрочению сословной судебной системы. Созданные в этот период новые судебные органы отражали в первую очередь интересы дворян, так как они обладали правом осуществлять общее руководство судами и утверждать руководителей судебных учреждений на местах. “Засилие дворянского элемента в губерниях и уездах лишь в малой степени компенсировалось, - полагает T.JI. Мигунова, - "городовым" самоуправлением как социально-административной деятельностью приказа общественного презрения, так и социально-судебными действиями сиротских городских судов”.
B целом преобразования последней четверти XVIlI в. способствовали продолжению модернизационных процессов в Российской империи. Законодательная политика царского правительства определялась господством в правотворчестве периода просвещенного абсолютизма идей правового государства и гражданского общества, выбор путей реализации которых ограничивался политическими интересами самодержавия и был обусловлен этническим, правовым и культурным многообразием народов России. Главное место в правоприменительном и правоохранительном механизме империи отводилось сословным учреждениям, являвшимся B TO время средством регулирования общественных взаимоотношений. B результате проведения реформы местных органов управления в
стране были созданы общие суды трех крупнейших категорий населения и положено начало складыванию региональных судебных подсистем, в которых нашли отражение особенности местного сословного размежевания. Пределы подсудности местных судов зависели от юридического статуса социальных групп, что, несомненно, отражалось на персональном составе судей.
Губернская реформа 1775 г., отражавшая в целом предложения и пожелания дворянского сословия, способствовала совершенствованию органов местного управления, включая и судебные органы. B то же время необходимо подчеркнуть, что деятельность местных судов по-прежнему характеризовалась волокитой, взяточничеством, низким образовательным уровнем судей, неоправданной зачастую жестокостью карательных мер, недостаточным соблюдением законности в деле отправления правосудия и т.д. “В учреждениях, установленных при Екатерине II, эти новыя начала получили скорее, - как отмечал А.А. Кизеветгер, - принципиальное признание, чем практическое осуществление”.
3. Судоустройство и судопроизводство в России в первой половине XDC в.
B созданную в годы правления Екатерины П судебную систему России были внесены в конце XVIII - начале XEX в. некото- рые изменения. B частности, бьши упразднены верхние земские суды, рассматривавшие дела дворян, верхние и нижние расправы, подсудность которых распространялась на государственных крестьян и однодворцев, а также губернские магистраты, решавшие Дела городских жителей.
B 1802 г. было учреждено Министерство юстиции, которое занималось кадровым обеспечением и организацией новых судебных органов, а также надзором за их деятельностью. Однако отсутствие четкой регламентации взаимоотношений Сената и Министерства юстиции в российском законодательстве приводило часто к разногласиям по процедуре и существу рассматриваемых дел. Министр юстиции в качестве генерал-прокурора являлся по- прежнему и руководителем канцелярии Сената. Так, например, если сенаторы департамента не достигли решения по какому-либо делу, то его рассмотрение переносилось в общее собрание департаментов Сената, где для положительного решения дела необходимо было собрать не мене двух третей голосов. Если же решение по данному делу не получало необходимого количества голосов или министр юстиции был против, то мнение меньшинства должно было обсуждаться на заседании совета обер-прокуроров. Решение, принятое данным советом, поступало на утверждение сенаторов департамента. B случае невозможности достичь согласия, дело направлялось в Государственный Совет, а затем к императору.
Важнейшими функциями Министерства юстиции в соответствии с Манифестом “Об общем учреждении министерств” были: управление судебной системой страны и осуществление общего надзора за деятельностью судебных органов, а также обеспечение охраны земельных прав дворянства, посредством надзора за судеб- но-межевыми делами.
Как видим, главным направлением в работе Министерства юстиции в первой четверти XlX в. был надзор за деятельностью судебных органов в стране. 5 августа 1816 г. в письме министру юстиции Д.П. Трощинскому император Александр I очертил круі его полномочий, заключавшихся в том, чтобы усилить “надзор, дабы дела, как в Правительствующем Сенате, так и во всех подчиненных ему местах имели успешнейшее течение”, а “законы и указы повсюду исполнялись неизменно...”. Касаясь проблемы волокиты и мздоимства, присущих российским судам, Александр I подчеркивал, чтобы “обличаемые в сем гнусном пороке нетерпимы были в службе и преследуемы со всею строгостью законов”.
Преобразования высших органов государственной власти коснулись и структуры Сената. Так, 27 января 1805 г. были образованы пятый (уголовный) и шестой (уголовный) департаменты, являвшиеся высшим апелляционным судом по уголовным делам, а также седьмой (апелляционный) и восьмой (апелляционный) департаменты, которые представляли собой высший апелляционный суд по гражданским делам. C 16 марта 1808 r. пятый департамент стал подразделяться на два отделения: 1-е отделение ведало делами о волнениях крестьян, об убийствах, грабежах, разбое, поджигателях, о вероотступничестве, сектантах и раскольниках, преступлениях против государственной власти; к компетенции 2-го отделения относились дела о должностных преступлениях, о казнокрадстве, о крепостных, судимых за побеги; о порубке леса, контрабанде, об уклонении от рекрутской повинности, о жалобах подсудимых, о протестах прокуроров, о несогласии губернаторов с решениями судебных палат.
Шестой (уголовный) департамент, находившийся в Москве, рассматривал дела по следующим губерниями: Вологодской, Bo- Ронежской, Вятской, Грузино-Имеретинской (с 19 апреля 1811 г.);
областям: Бессарабской, Кавказской, Каспийской и земли Войска Донского (с 28 сентября 1820 г.).
Седьмой (апелляционный) и восьмой (апелляционный) департаменты также находились в Москве и рассматривали в исследуемый период дела в порядке очередности без разграничения их по видам или по губерниям. Рассматриваемые дела в основном касались жестокого обращения помещиков с крестьянами, продажи крепостных, незаконного закрепощения крестьян, пожалования земель и крестьян, земельных споров между помещиками, крестьянами и церковью, а также продаж, залога, раздела движимого и недвижимого имущества, прав владения фабриками изаводами.
Государственный Совет, учрежденный 1 января 1810r., стал дополнительной судебной инстанцией, так как его департамент гражданских и духовных дел имел право рассматривать гражданские и уголовные дела, поступавшие в качестве апелляции.
B губерниях действовали всесословные судебные органы - губернские палаты по уголовным и гражданским делам. Они рассматривали дела о должностных преступлениях, поджогах и др. в качестве суда первой инстанции, а также являлись апелляционной инстанцией для уездных и городских судов. Так, палатами по уголовным делам “в 1847 году осуждено, - как указывает В.И. Власов, - 29123 человека, из них приговорено к каторжным работам 627 лиц (2,2%) и к тюремному заключению и к аресту 4604 (15,8%); в 1849 году, соответственно, 28690, 850 (3%), 3502 (12,2%); в 1850 году - 28389, 646 (2,3%), 3083 (10,9%); в 1851 году-35132, 727 (2,1%), 3373 (9,6%)”".
B каждой губернии существовали совестные суды, созданные еще при Екатерине II. Совестной суд состоял из судьи и 6 заседателей, избиравшихся по 2 представителя от дворянского, городского и сельского сословий. B этих судах рассматривались дела о преступлениях несовершеннолетних и умалишенных, имущественные споры между родственниками, а также другие гражданские дела, если стороны соглашались решать спор в совестном суде. Деятельность совестных судов носила примирительный характер. Сторона, неудовлетворенная решением совестного суда, имела право обратиться в обычный суд.
Сохранились также низшие сословные уездные суды, рассматривавшие дела дворян и государственных крестьян. Городовые магистраты и ратуши решали дела купцов и мещан.
Bo всех крупных городах, а иногда и в каждой части города действовали торговые словесные суды. Они рассматривали споры между торговцами по поводу векселей, счетов и т.п. Апелляционной и ревизионной инстанцией для словесных судов являлись городовые магистраты.
Следует отметить, что в судебной системе Российской империи в начале XDC в. был создан особый суд - коммерческий, при котором состоял прокурор. B его состав входили председатель, четыре члена и один консультант (докладчик или секретарь). Причем члены суда избирались купцами из своего сословия.
Юрисдикция коммерческого суда распространялась на купеческие сделки, иски городских и иногородних купцов, а также в отношении представителей других сословий, касавшихся исключительно торговых дел. Суд имел право принимать окончательное решение по делам, стоимость иска которых была менее 500 руб., дела с более высокой исковой стоимостью должны были рассматриваться в порядке апелляции в Сенате. Коммерческие суды создавались, прежде всего, в приморских городах, а затем стали формироваться и в других местах, где широко развивалась торговля.
Кроме того, в Петербурге, Москве, Вильно и Архангельске функционировали надворные суды, рассматривавшие дела иногородних граждан, а также военнослужащих, оказавшихся в отдалении от расположения своих воинских подразделений.
Дела, связанные с малозначительными имущественными спорами и проступками, рассматривали волостные и сельские расправы, созданные в 1838 r. Существовали также ведомственные суды: военные, морские, духовные, лесные, горные и др.
Таким образом, в России в первой половине XIX в. суд не был отделен от администрации, сохранялся принцип сословности, а судебные функции выполняли не только суды, но и местная администрация. Так, решения губернских палат по уголовным и гражданским делам по-прежнему должны были утверждаться губернаторами, а некоторые должностные лица полиции (городничие, частные приставы, квартальные надзиратели и становые приставы) имели право рассматривать дела о кражах, сумма иска которых не превышала 20 рублей.
Судебный процесс в первой половине XK в. характеризовался следующими особенностями: 1) судебные заседания проходили тайно, при закрытых дверях; 2) на суде не могли присутствовать не только посторонние лица, а также стороны и свидетели; 3) дела рассматривались судом на основании одних лишь письменных показаний; 4) устные свидетельские показания на суде не допускались.
Приговоры и решения суд выносил только на основе письменных материалов следствия. Собственное признание обвиняемого по- прежнему являлось важнейшим доказательством его виновности.
При этом широкое применение получили пытки. B основе приговора было не убеждение судей, а формальные соображения, в зависимости от того, сколько было свидетелей “за” и “против”. Если у суда не было необходимых доказательств виновности обвиняемого, то дело прекращалось. Однако данное лицо в соответствии с приговором оставляли на всю жизнь “в подозрении”, что значительно осложняло их положение в обществе. “Сельские общества нередко высылали, - отмечает C.A. Егоров, - опороченных таким судебным решением сочленов на постоянное жительство в Сибирь”".
Была значительно затруднена возможность обжаловать приговор или решение суда, так как для этого необходимы были большие средства. Поэтому жалобы в течение многих лет находились в судах нерассмотренными.
Тайный характер судопроизводства предоставлял широкий простор для различных злоупотреблений, необоснованных обвинений, взяток и т.п.
Что касается развития судебной системы страны в целом, то она практически сохранялась в том виде, в каком она сложилась еще в конце XVIII - начале XK в. Особенно это наглядно отражено на местах, на уровне уездов и губерний. Главами административных органов в губернии были губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления.
B соответствии с законом 1845 г. губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. Председательствовал на общем присутствии губернатор, а оно само включало вице- гУбернатора, советников и асессоров. Возглавляли губернии губер-
" Егоров C.A. История отечественного государства и права, IX - первая половина XD(века. Опыт проблемного изложения. - Ярославль, 2000. - С. 328.
наторы, а на окраинах страны во главе нескольких губерний обычно назначали генерал-губернатора.
B начале 30-х годов XDC в. были в два раза увеличены сроки пребывания на выборных должностях в судебных учреждениях. “Закон 1831 г. для выборных должностей вводил, - пишет
В. Бочкарев, - по судебному ведомству шестилетний срок, взамен прежнего трехлетнего, и вместе с тем уравнивал выборную службу с правительственной”1. K тому же в Манифесте от 6 декабря 1831 г. вводилась выборная система для председателей губернских судебных палат, которые ранее назначались на эти должности. При этом подчеркивалось, что избираться они должны были непременно дворянством.
Очевидно, такими мерами царское правительство пыталось привлечь к работе в органах управления видных представителей местного дворянства. Однако, как указывает В. Бочкарев: “На судебные должности преимущественно попадали представители мелкопоместного дворянства, все же, что было в губернии покрупнее и позначительнее, или совсем не служило, или старалось сделать блестящую карьеру в столице, в высших правительственных учреждениях’ .
B уезде функционировал, как и прежде, нижний земский суд, который возглавлял руководитель уезда капитан-исправник. Правда, в 1837 г. местная судебная система была незначительно преобразована. Нижний земский суд теперь включал исправника, непременного заседателя и 2 сельских заседателей.
Bo главе волостей были волостные правления (волостной голова, заседатели и писарь), станами руководили приставы.
Рассуждая об образовательном уровне судей, В. Бочкарев указывал, что “образовательного ценза для судей закон не устанавливал, и каждый дворянин, имеющий какой-нибудь чин, или купец, приписанный к гильдии, мог быть избран на любую должность в местных судебных установлениях...”, вследствие чего “в судах первой инстанции неграмотные или малограмотные составляли большинство”. Даже Сенат не всегда был укомплектован достаточно образованными чиновниками. Так, “в 1841 г., например, в семи петербургских департаментах Сената и двух общих собраниях, имевших отдельные канцелярии, было всего только 6 человек с высшим образованием”.
Однако “главной язвой, разъедавшей старые суды, было, - подчеркивает В. Бочкарев, - поголовное взяточничество, в котором повинны были решительно все, от мелкой приказной сошки до сильных высокопоставленных чиновников министерства юстиции”. 0 повсеместном распространении взяточничества в судебных учреждениях красноречиво свидетельствует тот факт, ‘Чго сам министр юстиции граф Панин, составляя рядную запись в пользу своей дочери в петербургском уездном суде, вынужден был, в силу обычая, дать, правда, не лично, а через директора департамента Топильского, 100 рублей надсмотрщику, в руках которого находилось это дело”4.
Волокита была в то время характерна практически для всех судебных учреждений, включая и Сенат. “Дела иногда в одной первой инстанции залеживались по 10-15 лет, а по известномуделу Шидловских, - как указывает В. Бочкарев, - в течение семи лет Сенатом было издано до 12 противоречивых указов; и только через 20 лет решен был формальный вопрос о порядке направления этого дела; по существу же оно ни разу не разбиралось в течение всего этого времени”.
B целом “в старых судах во всем решительно господствовала, - как указывает В. Бочкарев, - канцелярия, и секретарь, как знаток бумажного крючкотворства, играл в ней первенствующую роль. Заседатели являлись простыми статистами, а в большинстве случаев просто отсутствовали во время разбора тех или иных дел”.
Характерной чертой политики Николая I в области государственного устройства России, было то, что собственная его императорского высочества Канцелярия фактически по своему значению была выше всего государственного аппарата управления. Причем небольшая группа высших чиновников из ближайшего окружения императора принимала решения по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики. Bo время правления Николая I в структуре данной канцелярии было образовано шесть отделений, которые по своему функциональному назначению практически не отличались от действовавших в то время министерств. Особое место в деятельности канцелярии занимало II отделение, осуществившее большую работу по завершению кодификации российского законодательства и участвовавшее в подготовке различных проектов по совершенствованию аппарата управления, в том числе и судебных учреждений страны.
B целом судебная система первой половины XEX в. мало чем отличалась от структуры судоустройства последней четверти XVIIl в. B нее входили особые суды для дворян, горожан, крестьян, специальные коммерческие, совестные, межевые и т.д. Кроме того, судебные функции выполняли и такие административные органы, как губернские правления, управления полиции и др. B частности, “к концу первой половины XIX в. оказалась подробно разработана, - отмечает Л.И. Земцов, - структура крестьянского самоуправления (на примере казенных деревень), частью которой были судебные функции, в том числе и с правом суда по мелким проступкам в крестьянской среде”.
Таким образом, можно вполне согласиться с утверждением
Н.Н. Ефремовой о том, что изменения в судебной системе России “проводились в основном по следующим направлениям: 1) ограничение числа инстанций; 2) изменение правил делопроизводства с целью его ускорения; 3) декларирование ограничения вмешательства администрации в отправление правосудия; 4) повышение образовательного уровня кадрового состава судебного ведомства”. Ho даже эти незначительные перемены осуществлялись зачастую медленно и недостаточно эффективно, не затрагивая саму структуру и принципы организации судебной системы России. Характеризуя волокиту и чрезмерную медлительность в ходе рассмотрения дел, С.В. Юшков указывал, что “в 1831 г. в петербургских губернских учреждениях было обнаружено 120 тыс. нерешенных дел, среди которых 5361 де. ло относилось к должностным преступлениям”.
B целом судебные учреждения в России в первой половине XDC в. находились под сильным влиянием административных органов. Полиция осуществляла проведение следствия и исполнение приговора. Она также нередко брала на себя и судебные функции по незначительным делам. Рассмотрение дел в суде происходило при закрытых дверях. K тому же в судебных учреждениях процветали повсеместное взяточничество и волокита. Bce это свидетельствовало о серьезном кризисе судебной системы России, практически не претерпевшей существенных изменений со времени “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи” 1775 г., и о насущной необходимости ее реформирования.
Высшей властью в Российском государстве оставалась императорская, которая закреплялась законодательно: власть управления во всем пространстве Российской империи принадлежит государю; она является верховной, самодержавной и неограниченной, то есть все императорские распоряжения имеют безусловную юридическую силу. Верховная власть была наследственной, и правом наследования престола обладали только члены царствующего Дома Романовых в соответствии с определенным порядком престолонаследия. Члены императорского дома имели особые права и привилегии, и в соответствии со степенью родства с императором получали фамильные титулы, закреплявшие их иерархическое положение.
Органами высшего государственного управления страны являлись Государственный совет, Комитет министров и собственная его императорского величества канцелярия, действовавшие от имени и по повелениям российского императора. Государственный совет был учрежден законодательным актом императора Александра I от 1 января 1810 года. и являлся высшим законосовещательным учреждением империи. Его председателем являлся сам император, который утверждал одобренные членами Государственного совета законопроекты. Структурно Государственный совет состоял из общего собрания, пяти департаментов, двух комиссий (по составлению законов и принятию прошений) и государственной канцелярии. Для решения совместных по государственным интересам вопросов созывались объединенные заседания департаментов.
В первой половине XIX века Правительствующий Сенат постепенно был преобразован в высший судебный орган, состоящий из департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, одновременно являвшийся министром юстиции. Высшим законосовещательным и административным органом по делам Русской Православной церкви оставался Святейший Правительствующий Синод, возглавляемый обер-прокурором.
Комитет министров как особое правительственное учреждение был создан по манифесту от 8 сентября 1802 года и состоял из председателя и директоров департаментов Государственного Совета, министров, главноуправляющих отдельными ведомствами на правах министерств и государственного секретаря. На рассмотрение Комитета министров выносились текущие дела министерств и дела, которые особо подлежали рассмотрению Комитета. Кроме того, здесь рассматривались материалы ревизий, проводимых Сенатом, а также дела, связанные с устройством железных дорог, учреждением акционерных обществ и некоторые другие. Комитет министров готовил заключения, которые передавались на утверждение императором и впоследствии направлялись для исполнения в соответствующие государственные учреждения.
Важное место в системе высших органов управления занимала собственная его величества канцелярия, состоящая в царствование императора Николая I из шести отделений. Канцелярия при необходимости оперативно связывала императора со всеми правительственными учреждениями. Первое отделение занималось вопросами государственной службы и анализом отчетов министров и губернаторов, второе отделение занималось кодификацией законов, третье отделение - обеспечением государственной безопасности, четвертое отделение заведовало женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями, пятое - крестьянскими делами и шестое - управлением Кавказскими территориями.
Центральные органы управления Российской империи в первой половине XIX века
В начале XIX века произошла замена коллегиальных органов на министерства, в которых власть передавалась первому по значимости должностному лицу, ответственному перед императором. В соответствии с манифестом от 8 сентября 1802 года были учреждены восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения и на правах министерства государственное казначейство. Министерства состояли из департаментов, которые разделялись на отделения, состоявшие из так называемых столов. Министры назначались императором и входили в состав Комитета министров.
Они были наделены большими правами и полномочиями в деятельности министерств, которые возглавляли. При каждом министре действовала канцелярия, совет министра и общее присутствие департаментов. Согласно утвержденному принципу единоначалия директора департаментов напрямую подчинялись министру, начальники отделения - директору департамента, столоначальники - только начальнику своего отделения. Совет министра выполнял совещательную функцию и состоял из товарища (заместителя) министра, директоров департаментов и начальника канцелярии. Ежегодно министры подавали отчеты в Государственный совет и министерство финансов.
Местные государственные органы и учреждения Российской империи первой половины XIX века
Российская империя в результате значительных территориальных приобретений на Западе и на Востоке являлась крупным централизованным государством, в административно-территориальном устройстве имевшая более 40 губерний и 10 генерал-губернаторств. Последние включали в себя столичные города Санкт-Петербург и Москву, а также территории, объединявшие несколько губерний на окраинах государства. Губернии в административном порядке делились на уезды, а уезды - на волости.
Губернаторы назначались верховной властью, но находились в двойном подчинении: они были подотчетны императору и в тоже время состояли на государственной службе в МВД Российской империи, откуда получали распоряжения и приказы. Губернаторы могли быть гражданскими и военными; последним подчинялись войска внутренней стражи, дислоцировавшиеся на территории губернии. Генерал-губернаторы имели право делать личные доклады императору и получать непосредственно от него указания. Доклады и рапорты губернаторов, чьи территории входили в генерал-губернаторство, проводились в правительственные учреждения через канцелярию генерал-губернатора.
При губернаторах назначались вице-губернаторы в качестве заместителей с установленными законом полномочиями. В качестве управляющего органа были на местах учреждены губернские правления, состоявшие из общего присутствия и канцелярии. Председателем общего присутствия являлся губернатор. В общем присутствии обсуждали новые законодательные акты и распоряжения высшей власти касательно исполнения в губерниях. Канцелярия правления состояла из четырех отделений: первой обнародовало законы и выпускало газету «Губернские ведомости», второе руководило полицией, третье занималось делами юстиции, четвертое осуществляло связь с местными финансовыми и хозяйственными учреждениями.
Отдельным органом была казенная палата, возглавлявшаяся вице-губернатором, которая состояла из управляющего, его помощника и отделений. Хозяйственное отделение управляло государственными крестьянами и государственным имуществом; лесное отделение - казенными лесами и лесной стражей; казначейское отделение заведовало казначействами в уездах; контрольное отделение осуществляло ревизию казначейств.
Уездным органом управления был нижний земский суд во главе с капитан-исправником. В состав такого суда входили дворянские заседатели, избиравшиеся из уездного дворянства. В 1837 году этот орган стал именоваться просто земским судом, в составе которого были исправник, непременный заседатель и два сельских заседателя из государственных крестьян. При земском суде действовала канцелярия, состоявшая из исполнительного и следственного столов.
Для усиления административного контроля уезды были разделены на станы, во главе которых были поставлены становые приставы, назначавшиеся губернатором. В уездных городах действовали управы благочиния во главе с городничими. Уездный суд был первой инстанцией для мелких уголовных и гражданских дел. Судами второй инстанции на уровне губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Кроме того, действовали губернские совестные суды, в столичных городах надворные суды, а в крупных городах с развитием капиталистических отношений возникли коммерческие суды..
В 1809 году в состав Российской империи вошло великое княжество Финляндское , разделенное на восемь губерний. Верховная власть принадлежала императору. Высшими органами власти в Финляндии являлись Сенат и Сейм. Сенат состоял из двух департаментов, занимавшихся гражданским управлением и наблюдением за отправлением правосудия. Председателем Сената был генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы. Сейм являлся сословно-представительным органом и созывался через каждые пять лет. При участии Сейма изменялись либо отменялись законы, устанавливались новые налоги.
В 1815 году в состав Российской империи вошло царство Польское, верховная власть в котором принадлежала российскому императору. Управлял Польшей наместник из императорской семьи, при котором действовали государственный и административный советы. Законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся один раз в два года для обсуждения законопроектов, касавшихся управления Польшей. Территориально царство Польское разделялось на восемь воеводств, которые в свою очередь делились на поветы (уезды), а поветы - на гмины (волости). В 1830-е годы Сейм и государственный совет при наместнике были упразднены, административный совет стал главным органом власти и управления. Воеводства были переименованы в губернии, а поветы в уезды.
На присоединенных кавказских территориях было установлено административно-территориальное деление на губернии и уезды, округа и области, для управления созданы государственные учреждения. Высшая власть была передана главнокомандующему российскими войсками на Кавказе. В 1840-е годы на Кавказе вводится наместническое правление. При наместнике учреждаются совет из военных губернаторов и назначенных императором чиновников и канцелярия.
На обширной территории Сибири учреждают два генерал-губернаторства, разделенных на губернии, которые в свою очередь разделялись на округа. Для вошедших в состав России казахских земель было установлено деление на округа, волости и аулы. Ханская власть была отменена, а местная аристократия (султаны) была привлечена для управления округами и волостями.
На территории Прибалтики действовало генерал-губернаторство, состоявшее из трех губерний, для управления которыми были созданы местные органы управления.
Таким образом, можно отметить, что в первой половине XIX века в Российской империи произошла последовательная и систематическая организация государственной службы, в результате которой сложился особый тип российского чиновника, который впоследствии активно участвовал в проведении государственно-правовых реформ.
Во второй половине XVIII в. в России шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений. Он особенно усилился в первой половине XIX в. и привел к кризису феодализма. Во всех основных отраслях экономики шло постепенное формирование капиталистического уклада.
Судебная реформа Екатерины II. Несмотря на ее актуальность в 18 веке уже в начале 19 века требовала изменений. Рассмотрим судебную реформу Екатерины II. Благодаря реформам Екатерины II, впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам помещик). Главная роль в этой новой судебной системе принадлежала помещикам. Каждые три года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город уезда, чтобы выбирать из своей среды местную администрацию – предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.
но было крупной реформой для дворянства.
Уездные суды были первой инстанцией по гражданским и уголовным делам. Но для горожан, не дворян, существовал специальный суд – городской магистрат, а торговые иски рассматривались в коммерческих судах. Для духовенства был создан также особый суд . Кроме того, имелись различные ведомственные суды такие как военные, морские и др. Второй инстанцией, куда могли быть обжалованы решения уездных и городских судов, являлись губернские судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Высшей апелляционной инстанцией по большинству дел служил Правительствующий сенат. В тех случаях, когда в Сенате возникали разногласия, дело подлежало рассмотрению в Государственном совете. Сенат, кроме того, выступал первой судебной инстанцией по делам крупных сановников.
Для "государственных преступников", то есть по политическим делам, учреждались временные специальные судебные органы . Функции высшего судебного органа по делам духовенства выполнял Синод. По большинству дел, которые относились к категории незначительных, судебные функции осуществлялись полицией, которая имела право наказывать розгами до 30 ударов и арестом до 3 месяцев. Крепостное крестьянство вообще не могло обращаться в государственные суды.
Суды находились в сильной зависимости от административной власти . Нередко судебные решения отменялись распоряжениями начальства. В общих судах господствовал аппарат канцелярии. Взяточничество было обычным явлением. Судебная реформа была призвана нанести удар худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов. Со старой судебной практикой науке было нечего делать.
Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. При систематизации русского права М. М. Сперанским это законодательство вошло в книгу 2 тома XV Свода законов. Как писал А. Ф. Кони, получилось "бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 году Государственный совет, "виды правительства", обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.
Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту.
Другой порок дореформенного суда – взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.
В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Другой порок дореформенного суда – взяточничество .
ВЫСШИЕ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые Императором, был создан Государственный совет. Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета . Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского . В 20-х годах XIX в. законотворчеством стала заниматься Собственная Его Величества канцелярия, возглавившая систему центральных отраслевых органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств ", положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В задачи министерств входили: организация "сношений с местами", подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.В 1811 г. издается “Общее учреждение министерств“, документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств назначались императором по представлению министра, низшие - назначались министром. Аппарат министерств подразделялся на департаменты (присутствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось все делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами . В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи министра и директора департаментов (министерская совещательная коллегия). Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал ряд временных комитетов (секретных органов). Они создавались императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов. В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято "Положение о корпусе жандармов". В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции. Вся судебная система строилась на сословных началах.
- Суд, судебная власть: генезис и эволюция
- Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 2
- Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 3
- Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 4
- Стадии генезиса судебной власти
- Суд, судебная власть: генезис и эволюция
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 2
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 3
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 4
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 5
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 6
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 7
- Судебная власть: понятие, сущностные характеристики
- Судебно-властное отношение: критерии эффективности
- Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 2
- Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 3
- Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 4
- Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 5
- Судебно-властное отношение: критерии эффективности
- Судебные органы в Древнерусском государстве
- Восстановление нарушенных прав на Руси в период возникновения государственности
- Судопроизводство в Древнерусском государстве
- Особенности суда в Новгороде и Пскове
- Судные грамоты Новгорода и Пскова
- Структура судебных органов в Новгороде и Пскове
- Судебная власть в Московском государстве
- Развитие судебного законодательства в XIV-XVI вв.
- Соборное Уложение 1649 г.
- Система судебных органов в Московском государстве
- Боярская дума и Расправная Палата
- Приказы
- Церковный суд
- Вотчинные суды
- Участие населения в суде
- Судебный процесс в Московском государстве
- Организация судопроизводства и подсудность
- Розыск
- Исполнение судебных решений
- Судебные органы Российской империи в XVIII - первой половине XIX в.
- Принципы организации судебной системы в России в конце XVII - первой половине XVIII в.
- Высшие судебные учреждения
- Центральные судебные учреждения
- Местные судебные учреждения
- Изменения в судебной системе во второй четверти XVIII в.
- Изменения в судебной системе во второй четверти XVIII в. - страница 2
- Развитие судебной системы во второй половине XVIII - начале XIX в.
- Судебная реформа Екатерины II
- Изменения в судебной системе в 1796-1800 гг.
- Судебные преобразования в первой половине XIX в.
- Судебный процесс в XVIII - первой половине XIX в.
- Гражданское судопроизводство
- Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 2
- Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 3
- Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 4
- Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 5
- Уголовный процесс в XVIII - первой половине XIX в.
- Гражданское судопроизводство
- Великая судебная реформа в 60-х годах XIX в.
- Проекты реформы суда
- Судоустройство в Российской империи по законам 1864 г.
- Институт судей
- Специальные суды в России второй половины XIX - начала XX в.
- Крестьянские суды
- Коммерческие суды
- Военные суды
- Церковный суд
- Развитие гражданского судопроизводства в России
- Реформирование гражданского процесса в общих судах
- Гражданский процесс в специальных судах
- Исполнительное производство по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г.
- Исполнительное производство по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. - страница 2
- Развитие уголовного процесса в России во второй половине XIX в.
- Уголовное судопроизводство
- Устройство суда присяжных
- Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Судебная система России в начале XX в.
- Совершенствование законодательства в начале XX в., новые организационные формы правосудия
- Разработка нового Уголовного уложения
- Положение о военно-полевых судах
- Попытка восстановления института мировых судей
- Воссоздание военно-полевых судов
- Российский суд в феврале-октябре 1917 г.
- Реформирование судебной системы после Октября 1917 г.
- Создание основ советского права
- Ликвидация старой системы судопроизводства и создание новой
- Стихийное возникновение революционных судов
- Декрет о суде № 1
- Декрет о суде № 2
- Декрет о суде № 3
- Развитие советского права в период Гражданской войны
- Общие тенденции в становлении советского права
- Уголовное право в период Гражданской войны
- Судебная система Советского государства в 1920-1930-е годы
- Судебная реформа 1922 г.
- Судейские кадры
- Специальные сессии суда
- Губернские суды
- Создание советской прокуратуры
- Становление советской адвокатуры
- Развитие советского права в 1920-1930-е годы
- Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
- Процессуальное право
- Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
- Развитие судебной системы в 1920-1930-е годы
- Уголовное право и уголовный процесс в период репрессий
- Судебные органы СССР в период Великой Отечественной войны
- Советское право в период Великой Отечественной войны
- Расширение подсудности и укрепление системы военных трибуналов
- Развитие судебного права в годы войны
- Судебное управление в годы войны
- Судебная система в СССР во второй половине 1940-х - конце 1980-х годов
- Развитие советского права
- Кодификация советского законодательства
- Перестройка судебной системы
- Развитие правовой системы в период перестройки
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- Институт судебной власти в постсоветской России
- Институт судебной власти в постсоветской России - страница 2
- Институт судебной власти в постсоветской России - страница 3
- Развитие законодательства Российской Федерации о судебной системе
- Реформа принудительного исполнения 1997 г.
- Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг.
- Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 2
- Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 3
- Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 4
- Институт судебной власти в постсоветской России
Судоустройство в Российской империи по законам 1864 г.
Новая судебная система, введенная «Учреждением судебных установлений», приобрела следующий вид. Она состояла из двух структур: местных судов (для менее значительных дел) - волостного и мирового и судов общих (коронных) - окружного суда и судебной палаты.
Мировые суды учреждались с целью разгрузить основное звено - общие суды - от малозначительных дел. Образцом послужил мировой суд Англии, где на должности мировых судей правительство назначало «уважаемых и почтенных» людей из местного населения, которые не получали за свой труд вознаграждения. Но в России мировые судьи избирались органами местного самоуправления (земскими собраниями и городскими думами) и утверждались Сенатом.
Мировой суд опирался на общие принципы судоустройства, принятые судебными уставами: всесословности, независимости и несменяемости судей, гласности и состязательности. Мировой суд рассматривался как авторитетный посредник для разрешения мелких споров населения. Само название, ведущее начало от мирового посредника, который регулировал отношения крестьян и помещиков после отмены крепостного права, указывало на то, что данный суд призван был не столько судить и карать, сколько мирить стороны, склонять их к принятию мирового соглашения. Недостаток лиц с юридическим образованием, а также стремление приблизить мировой суд к населению определили порядок замещения должностей судей в местной юстиции.
Пространством деятельности мирового суда был мировой округ (уезд с городами), который делился на участки. На участках и действовали выборные участковые мировые судьи. Участковый мировой судья избирался из лиц, достигших 25-лстнсго возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы по судебному ведомству не менее трех лет и соответствовавший требованию имущественного ценза. Согласно последнему претендент на должность судьи должен был владеть землей в размере не менее 400 десятин или недвижимой собственностью стоимостью не менее 3 тыс. руб. (в столицах - не менее 6 тыс. руб.).
В мировом округе, кроме участковых, имелись также почетные мировые судьи. Они не получали вознаграждения, не имели своего участка и творили правосудие только в тех случаях, когда стороны сами обращались к ним с соответствующей просьбой. Кроме того, почетные мировые судьи могли замешать участковых мировых судей и участвовать в работе окружного суда, восполняя недостаток его членов.
Главная особенность мирового суда - его компетенция. В его юрисдикции находились малозначительные дела: проступки и мелкие преступления, гражданские иски небольшой цены. В гражданском судопроизводстве они рассматривали иски стоимостью не более 500 руб., о «личных обидах и оскорблениях», о восстановлении нарушенного владения, когда с момента нарушения прошло не более шести месяцев и др.
Уголовно-процессуальный закон относил к подсудности мировых судей все уголовные дела частного обвинения и преступления, за которые следовали либо выговоры, замечания и внушения, либо денежные взыскания не более 300 руб., либо арест на срок не более трех месяцев, либо заключение в тюрьму на срок не более одного года.
Процедура судебного разбирательства была максимально упрощена за счет сведения к минимуму формальностей. Такой порядок судопроизводства считается суммарным, или упрощенным. Это обеспечивало доступность суда для населения и отчасти облегчало работу судей, как правило, не имевших юридического образования.
Второй инстанцией являлся коллегиальный орган - съезд мировых судей. Он представлял собой периодическое собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа. Мировой съезд выступал в качестве апелляционного суда и органа управления мировым округом, составляя наказы для судей.
Третьей инстанцией - кассационной - был Сенат. Кроме того, соединенное присутствие Сената составляло для мировых судей высший орган надзора.
В таком виде мировой суд функционировал до 1889 г. Затем в рамках контрреформ он был фактически ликвидирован. Это была самая радикальная мера в рамках судебной контрреформы. Сохранился данный институт только в крупных городах: Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Харькове. Вместо мировых судей вводилась непростая система местного суда. Новые органы были различны по своим функциям. Одни являлись исключительно судебными: городской судья и уездный член суда. Другие имели право разбирать как судебные, так и административные дела: земские участковые начальники, уездные съезды и губернские присутствия. Первые состояли в ведомстве Министерства юстиции, вторые - Министерства внутренних дел.
Земскому участковому начальнику были подсудны дела, которые ранее составляли компетенцию участковых мировых судей, за некоторыми исключениями. Например, он не рассматривал дела связанные с кражей со взломом, беспатентной продажей спиртных напитков. Одновременно он выступал как орган исполнительной власти, наделенный целым рядом административных функций, причем он являлся органом надзора за всем крестьянским управлением и волостными судами.
В городах были учреждены должности городских судей. Городской судья - это тот же участковый мировой судья, но назначенный министром юстиции и бессрочно.
Дела, которые по судебным уставам были отнесены к подсудности мировых судей, но теперь выходили за пределы компетенции земских участковых начальников и городских судей, были переданы уездным членам окружного суда, назначаемым министром юстиции. Уездный член окружного суда, подобно городскому судье, являлся исключительно судебным органом.
Апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных земскими участковыми начальниками и городскими судьями, являлся уездный съезд в составе уездного предводителя дворянства уездного члена окружного суда, почетных мировых судей, городских судей, земских начальников уезда.
Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных земскими участковыми начальниками и городскими судьями, выступало губернское присутствие. Его судебный состав образовывали губернатор, губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, прокурор окружного суда или его товарищ и два члена окружного суда.
Для дел, рассмотренных уездным членом окружного суда, апелляционной инстанцией был окружной суд, а кассационной - Сенат.
Коронные суды рассматривали основную массу гражданских и уголовных дел. В основе их организации лежали, во-первых, принцип территориальной подведомственности; во-вторых, принцип минимизации судебных инстанций (в последнем случае речь идет о введении принципа двух инстанций или однократного пересмотра по существу в апелляционном порядке дел, решенных окончательно); в-третьих, отличие апелляционной проверки от кассационного надзора за правильностью судебных решений.
В системе общих (коронных) судов основным звеном являлся окружной суд . Он учреждался один на округ, в который объединялись несколько уездов. Всего было создано 104 судебных округа. Окружные суды выступали первой инстанцией в системе государственных судов. Они состояли из председателя, товарищей председателя и членов. Члены окружных судов распределялись по отделениям. Окружные суды классифицировались по разрядам преимущественно в зависимости от численности населения. Их было четыре. Каждый из разрядов состоял из шести, трех, двух и одного отделения. Преобладали суды второго разряда, состоявшие из трех отделений. Одни из них рассматривали гражданские дела, другие - уголовные.
Уголовное отделение, получившее название коронного суда , в свою очередь, имело в своем составе суд с участием присяжных заседателей. В ведение суда присяжных передавались дела по преступлениям, за которые полагалось наказание в виде лишения всех прав состояния. все остальные преступления рассматривал коронный суд. Предварительное следствие по уголовным делам вели судебные следователи, считавшиеся членами окружного суда и имевшие свои участки.
В 1889 г. в системе государственных судов появилось еще одно звено - уездный член окружного суда. Окружной суд выступал по отношению к уездным членам апелляционной инстанцией. Кроме того, уездные члены должны были участвовать в выездных сессиях уголовного отделения окружного суда. Наряду с этим они привлекались к работе окружного суда при недостатке его наличного состава, а также входили в состав временной комиссии по составлению списков присяжных заседателей.
Уездным членам поручалось оказывать содействие членам окружного суда. Как показывает практика, это могли быть самые разные поручения: допрос свидетелей, дознание через окольных лиц и др. Заметим, что, конечно, эта мера нарушила стройность системы коронных судов, поскольку возвращалась множественность юрисдикционных органов.
Второй инстанцией в общей юрисдикции была судебная палата - одна на несколько губерний. Сначала было введено 11, позднее 14 судебных палат. Палаты делились на департаменты уголовных и гражданских дел, которые возглавлялись председателями. Судебная палата выступала как суд первой инстанции по государственным преступлениям и преступлениям должностным. Как правило, при рассмотрении таких дел в заседаниях судебной палаты требовалось присутствие сословных представители (предводителей дворянства, городских голов и волостных старшин).
Как суд второй инстанции судебная палата рассматривала в порядке апелляции решения и приговоры окружных судов (по жалобам и отзывам сторон и протестам прокуроров). Кроме того, судебная палата осуществляла надзор за деятельностью окружных судов. При судебной палате учреждалась корпорация адвокатов - присяжных поверенных.
Во главе судебной системы стоял Сенат как высшая кассационная инстанция. Как и судебная палата, Сенат состоял из двух департаментов: уголовных и гражданских дел. В Сенате можно было обжаловать окончательные приговоры. Сенат объявлялся также высшим органом судебного надзора для всех вновь созданных судебных «установлений», все спорные дела рассматривались общим собранием кассационных департаментов.
Все суды имели в своем составе определенное число секретарей и их помощников, канцелярских чиновников, на содержание которых отпускалась согласно штатам особая сумма.
В конце 1880-х годов, как реакция власти на терроризм, дела о государственных (политических) преступлениях, о террористических актах были изъяты из ведения судебных палат и переданы в Особое присутствие Сената. Дела о сопротивлении властям, о покушениях на должностных лиц передавались в ведение военной юстиции. Дела о печати, нарушившей закон, из ведения окружных судов переходили в ведение судебных палат. В проведении следствия по политическим делам и террористическим актам усилилась роль жандармерии.
С 1906 г. Устав уголовного судопроизводства предусматривал существование Верховного уголовного суда. Он состоял из назначаемых императором трех сенаторов уголовного кассационного департамента и двух сенаторов первого департамента. Этот суд представлял собой высшую судебную инстанцию в качестве первой и последней инстанции. Учреждался каждый раз по особому указу императора для решения дел о важнейших государственных преступлениях, служебных преступлениях высших должностных лиц, членов Государственного совета и министров и др.
Вариант 1
1. Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией?
б) юстиц-коллегия;
в) Министерство юстиции.
2. Укажите даты правления Павла I:
а) 1773–1801;
б) 1804–1813;
в) 1796–1801.
3. Кто был наставником Александра I до вступления его на престол?
а) А. А. Аракчеев;
б) Ф. С. Лагарп;
в) М. М. Сперанский.
4. Что предлагал М. М. Сперанский в своем проекте реформ?
а) ввести строй конституционной монархии;
в) ввести строй конституционной республики.
5. В каком году произошла битва под Аустерлицем?
А) 1805;
6. Герасим Курин, Архип Семенов, Никита Минченков, Денис Давыдов – что объединяет эти имена ?
а) Все они сражались в партизанских отрядах но время войны 1812 г.;
б) все они были поэтами;
в) все они были гусарскими офицерами, героями войны 1812 г.
7. По какой дороге отступала наполеоновская армия в 1812 г.?
а) по Владимирской;
б) по Смоленской;
в) по Калужской.
8. Какой строй должен был установиться в России по проекту П. И. Пестеля?
а) конституционная монархия;
б) демократическая республика;
в) самодержавная монархия.
9. Какие преобразования готовились декабристами в случае победы восстания?
а) передача всей земли крестьянам в безвозмездное пользование, отставка всех министров, разгон Сената;
б) передача всей полноты власти крестьянским общинам, отмена монархии;
в) провозглашение через Сенат демократических свобод, отмена крепостного права, созыв Учредительного собрания.
10. Кто именовался в России флигель-адъютантом?
а) офицеры в чине не старше полковника, состоявшие в императорской свите;
б) фельдъегеря, офицеры срочной связи;
в) офицеры, выполнявшие обязанности адъютанта при генерале.
Вариант 2
а) личные дворяне;
б) мещане;
в) казаки.
2. После кого Павел I унаследовал престол в 1796 г.?
а) Петра III;
б) Екатерины II;
в) Ивана VI Антоновича.
3. Кто был первым председателем Государственного совета, открытого в 1810 г.?
а) М. М. Сперанский;
б) Н. П. Румянцев;
в) А. А. Аракчеев.
4. В 1820 г. политика Александра I резко повернула «вправо». С чем это было связано?
а) с революциями в Западной Европе;
б) с восстанием Семеновского полка;
в) с созданием Союза благоденствия.
5. Какие государства, кроме Англии и России, входили в четвертую коалицию против Франции?
а) Пьемонт и Турция;
б) Австрия и Бавария;
в) Пруссия и Швеция.
6. Осенью 1812 г. план М. И. Кутузова состоял в том, чтобы вынудить Наполеона отступать из Москвы по разоренной Смоленской дороге. Каковы были планы Наполеона?
а) отступить по Владимирской дороге;
б) отступить через Ярославль;
в) совершить отход через Калугу и Тулу.
7. Укажите одного из руководителей крестьянского партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 г.:
а) Г. М. Курин;
б) Д. И. Давыдов;
в) А. Н. Сеславин.
8. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева ?
а) демократическая республика;
б) самодержавная монархия;
в) конституционная монархия.
9. Почему декабристы вынуждены были выступить в декабре 1825 г. ранее намеченного срока?
а) внезапно умер Александр I;
б) произошло объединение Южного и Северного обществ;
в) план восстания был готов и члены общества не хотели терять времени.
10. Кого мог вызвать на дуэль дворянин?
а) лицо любой сословной принадлежности;
б) только дворянина;
в) только равного по чину.
Россия в первой половине XIX века
Вариант 3
1. Какие транспортные артерии страны в первой половине XIX в. были главными ?
а) железные дороги;
б) реки и каналы;
в) шоссейные и грунтовые дороги.
2. Кому передавался престол по Закону о престолонаследии, изданному Павлом I в 1797 г.?
а) старшему сыну;
б) жене императора;
в) брату императора по старшинству.
3. Когда был объявлен рескрипт Александра I о запрещении деятельности тайных обществ и масонских лож?
4. Кто был инициатором создания в России военных поселений?
а) М. М. Сперанский;
б) А. X. Бенкендорф;
в) А. А. Аракчеев.
5. По Тильзитскому договору между Россией и Францией:
а) Россия выплачивала Франции контрибуцию;
б) численно ограничивалась русская армия;
в) Россия становилась союзницей Франции против Англии.
6. М. И. Кутузов был в немилости у Александра I; однако последний назначил его главнокомандующим русской армией в 1812 г. В связи с чем было принято такое решение?
а) в связи с разногласиями в командовании русской армии и необходимостью назначить человека, пользовавшегося общепризнанным авторитетом;
б) с тем, что никто более не мог возглавить русскую армию;
в) по требованию народа и армии.
7. Наполеон после поражения на реке Березине бросил свою армию. Где это произошло?
а) в Гродно;
б) в Бресте;
в) в Вильно.
8. Где было сформировано Северное общество декабристов?
а) в Москве;
б) в Петербурге;
в) в Пскове.
9. Когда произошло восстание Черниговского полка?
10. Кто из нижеперечисленных относился в XIX веке к сословию российского дворянства?
а) грузинские князья, ханы и беки присоединенного Туркестана;
б) все чиновники с XIV класса по «Табели о рангах»;
в) все учителя гимназий, реальных училищ и высших учебных заведений.
Тест 2
Россия в 1825–1855 годах
Вариант 1
1. Кто в России в первой половине XIX в. являлся монопольным собственником земли?
а) церковь;
б) дворяне;
в) чиновники.
2. В 1837–1841 гг. П. Д. Киселев провел административную реформу, в результате которой государственные крестьяне:
а) стали юридически свободными землевладельцами;
б) попали под власть помещиков;
в) перешли в разряд монастырских крестьян.
а) П. Я. Чаадаев;
б) А. С. Хомяков;
в) В. Г. Белинский.
4. Что входит в понятие «восточный вопрос»?
а) борьба за присоединение к России Ирана;
б) установление мира на Востоке;
в) противоречия между европейскими державами по вопросу раздела Османской империи.
5. Кавказская война окончилась в … году:
6. Какой русский врач применил наркоз во время Крымской войны?
а) С. П. Боткин;
б) Н. И. Пирогов;
в) Н. В. Склифосовский.
7. Укажите один из рангов белого духовенства:
б) митрополит;
в) архимандрит.
8. Сколько университетов было в России в первой половине XIX в.?
9. Какие типографии преобладали в России в начале XIX в.?
а) казенные;
б) частные;
в) со смешанным капиталом.
а) И. П. Мартос;
б) Э. М. Фальконе;
в) П. К. Клодт.
11. Почему в декабре 1825 г. на российский престол вступил Николай I, а не его старший брат великий князь Константин Павлович?
а) законный наследник Константин добровольно отказался от престола;
б) гвардия заставила законного наследника Константина отречься от престола;
в) удалась дворцовая интрига в пользу Николая I.
12. Что являлось в России в первой половине Х1Х в. главным средством доставки товаров?
а) теплоходы;
б) железнодорожный транспорт;
в) гужевой транспорт.
13. Кто из русских социалистов-утопистов сотрудничал в журнале «Отечественные записки»?
а) В. П. Боткин;
б) Т. Н. Грановский;
в) В. Г. Белинский.
14. Укажите даты русско-иранской войны второй четверти XIX века:
а) 1826–1828;
б) 1828–1831;
в) 1834–1836.
15. С какой целью была заключена Лондонская конвенция между Россией, Англией, Австрией, Пруссией и Турцией?
а) с целью совместного нападения на Иран;
б) с целью оказания турецкому султану коллективной помощи против египетского паши;
в) с целью поддержания мира на Ближнем Востоке.
16. В каком произведении отражены события Крымской войны?
а) в «Фаворите» В. С. Пикуля;
б) в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого;
в) в «Порт-Артуре» А. Н. Степанова.
Россия в 1825–1855 годах
Вариант 2
1. Какая европейская страна была главным импортером товаров из России в первой половине XIX в.?
а) Англия;
б) Франция;
в) Пруссия.
2. Кому непосредственно подчинялась политическая полиция (III отделение) в годы царствования Николая I?
а) министру полиции;
б) министру внутренних дел;
в) императору Николаю I.
3. Что такое славянофильство?
а) религиозное течение;
б) идея превосходства славянской расы;
в) теория особого пути развития России.
4. Когда был подписан Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией?
а) В 1828 г.;
5. Какого идеала правителя придерживался Николай I?
а) конституционного монарха;
б) государя-рыцаря;
в) государя-командира.
6. Кто возглавил восстание в Польше в 1830 г.?
а) патриотические круги шляхты;
б) католическая церковь;
в) крестьянство.
7. Кто такие западники?
а) религиозная секта;
б) представители западноевропейских стран – инвесторы России;
в) сторонники западноевропейского пути развития России.
8. Укажите даты русско-турецкой войны второй четверти XIX в.:
а) 1828–1829;
б) 1827–1828;
в) 1829–1830.
9. Как называется книга А. де Кюстина, описавшего Российскую империю эпохи Николая I?
а) «Россия в 1839 году»;
б) «Россия во мгле»;
в) «Колосс на глиняных ногах».
10. С интересами какого европейского государства столкнулась Россия на Ближнем Востоке во второй четверти XIX в.?
а) Англии;
б) Австрии;
в) Италии.
11. Кто из нижеперечисленных был западником?
а) А. С. Хомяков;
б) А. И. Герцен;
в) И. В. Киреевский.
12. Какова была позиция России по отношению к греческому национально-освободительному движению 1820-х гг.?
а) сохраняла позицию нейтралитета;
б) помогла подавить греческое восстание;
в) оказала дипломатическую и военную помощь греческим повстанцам.
13. Чем завершилась в 1864 г. Кавказская война?
а) взятием русскими войсками Кбааду;
б) арестом в Гунибе Шамиля;
в) взятием русскими войсками Карса.
14. Что такое скоромная пища?
а) еда для новобрачных;
б) царское угощение;
в) пища, употребляемая во время поста.
15. Что явилось поводом для начала Крымской войны?
а) требование Николая I поставить всех православных Турции под свое покровительство;
б) оскорбление русского посла в Турции;
в) очередные набеги казаков на турецкие селения.
16. В каком лицее учился А. С. Пушкин?
а) в Нежинском;
б) в Демидовском;
в) в Императорском Александровском.
17. Кто из известных русских хирургов участвовал в обороне Севастополя?
а) Н. И. Пирогов;
б) И. И. Мечников;
в) Н. В. Склифософский.
18. Русский композитор, бывший крепостной графа А. Орлова, автор песни «Колокольчик»:
а) А. А. Алябьев;
б) А. Л. Гурилев;
в) А. Е. Варламов.
Россия в 1825–1855 годах
Вариант 3
1. Каков был удельный вес городского населения России в 1860-е гг.?
2. Какой орган занимался разработкой крестьянской реформы?
а) II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии;
б) Главный комитет по крестьянскому делу;
в) Главное управление по сельскому хозяйству.
3. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?
4. У какого государства была заимствована система выборов в городские думы по реформе 1870 г.?
а) у Пруссии;
б) у Англии;
в) у Франции.
а) для купцов;
б) для крестьян;
в) для горожан, имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей.
6. Что было одним из символов периода 1856–1861 гг.?
а) казарма и канцелярия;
б) перестройка;
в) гласность.
7. Кто стоял во главе организации «Народная расправа», созданной в Москве в 1869 г.?
а) С. Г. Нечаев;
б) М. А. Бакунин;
в) П. Л. Лавров.
8. Кто был современником Александра II?
а) П. Б. Струве;
б) Л. Н. Толстой;
в) А. А. Алябьев.
9. В связи с чем возник вопрос о необходимости присоединения Средней Азии к России?