Выплаты за прописку в квартире опекаемого ребенка. Принцип регистрации опекуна по месту жительства опекаемого. Для ребенка с инвалидностью усыновление в столицу — спасение

Регистрация граждан осуществляется территориальными органами ФМС (т.н. "паспортные столы"). Регистрация по месту жительства – это т.н. "постоянная" регистрация, по месту пребывания - т.н. "временная" регистрация. Правила регистрации (временной или постоянной) подопечных детей и воспитанников приемных семей установлены в пп. 28 и 29 , и в пп. 114 - 119 . Рекомендую обязательно прочитать эти положения в оригинале.

На время нахождения ребенка под опекой - т.е. до достижения 18 лет (или на более краткий срок с последующим продлением - наиболее уместной с т.з. общей логики представляется регистрация по месту пребывания ("временная" регистрация) :

Во-первых , . Зачисление в общеобразовательные учреждения также производится либо по месту жительства, либо по месту пребывания ребенка (п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32). (Но следует отметить, что и медобслуживание по ОМС, и получение общего образования гарантированы на федеральном уровне, поэтому, возможно, вид регистрации при их получении не так важен. С теми социальными выплатами или льготами, которые отнесены к региональным, ситуация несколько сложнее (см. ниже)).

Во-вторых , в соответствии с п. 30 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 , временная регистрация прекращается автоматически по истечении своего срока либо - при досрочном выбытии подопечного ребенка – по заявлению опекуна или приемного родителя в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета. Это важно потому, что по своей сути опека (попечительство) и приемная семья – это ограниченные во времени формы семейного устройства. Они прекращают свое действие:

    либо автоматически по достижении ребенком 18 лет (и тогда ребенок возвращается либо в закрепленное за ним жилье, либо получает отдельное жилье от государства),

    либо в любой момент до достижения подопечным совершеннолетия – по просьбе родителя или по инициативе органа опеки.

В этих условиях упрощенный порядок прекращения временной регистрации отвечает интересам прежде всего замещающих родителей, постоянно проживающих в данном жилье.

В-третьих , если у подопечного ребенка есть постоянная регистрация по месту выявления, то оформление временной регистрации по месту жительства опекуна или приемного родителя – это единственный способ, с одной стороны, подтвердить фактическое пребывание ребенка в семье опекуна и, с другой стороны, сохранить постоянную регистрацию ребенка по месту выявления с перспективой возвращения в закрепленное жилье по достижении 18 лет.

Наконец , существует риск, что при обращении за постановкой на учет на получение отдельного жилья постоянная регистрация подопечного ребенка по месту жительства опекуна будет истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенок жилья (хотя и по месту жительства опекуна). В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на получения жилья от государства по достижении 18 лет, как уже якобы обеспеченный таковым.

(Следует отметить, что в отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи - и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково . Однако обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов это определение не имеет).

Однако, с января 2014 года ситуация усложнилась.

Дело в том, что до 2014 года определение "места жительства" в ст. 2 звучало так:

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Но с 1 января 2014 года определение "места жительства" в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" было изменено:

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2012 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат , возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям - включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям - наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе.

Возьмем, к примеру, г. Москва ( о заключении договора о создании приемной семье, а также назначении выплат на содержание подопечных детей и вознаграждения приемным родителям).

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" , также формально предоставляются только тем детям-сиротам, "местом жительства которых является город Москва" (ст. 2 Закона).

Аналогичная ситуация и с московской ежемесячной компенсационной выплатой опекунам, занятым уходом за ребенком-инвалидом. Хотя назначается она именно опекуну, а не подопечному ребенку (т.е. первостепенное значение должно иметь место жительства именно опекуна как получателя выплаты), но в п. 24(1) , уточняется, что ежемесячные денежные выплаты от г. Москвы назначаются только при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства (постоянную регистрацию) в г. Москве.

Также, есть прецеденты отказа регионального отделения ПФ РФ в г. Москве в назначении пенсии ребенку-инвалиду, оставшемуся без попечения родителей, рожденному в г. Москве, биологические родители живут в г. Москве, приемные родители живут в г. Москве, ребенка забирали из дома ребенка г. Москвы, но без постоянной регистрации в г. Москве. Основание то же: пенсия назначается только лицам, имеющим место жительства в РФ, а этот ребенок, по новым поправкам, места жительства не имеет, т.к. не имеет регистрации по месту жительства, только по месту пребывания.

Получается, что рассчитывать на выплаты и льготы от г. Москвы вправе только те дети-сироты, которые имеют постоянную регистрацию в г. Москве в жилье биородителей, а фактически проживают с опекунами-москвичами в другом районе г. Москвы. Если же ребенок привезен в семью опекунов-москвичей из другого региона, где у него сохранилась постоянная регистрация, или же у ребенка вообще нет постоянной регистрации на территории РФ (например, ребенка оставили в роддоме, и в детском доме была оформлена только временная регистрация), то рассчитывать на социальную поддержку от Москвы он сможет только после оформления постоянной регистрации в г. Москве. Понятно, что постоянную регистрацию в г. Москве для ребенка-сироты из другого региона может оформить только опекун (приемный родитель) – в собственном жилье.

Важно отметить, что защитить права приемных семей может суд: например, в начале 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда встала на сторону опекунов и признала незаконными решения территориальных органов Департамента соцзащиты г. Москвы об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих регистрации в Москве по месту жительства и принятых на воспитание в приемные семьи жителей города Москвы из других регионов.

Из других регионов поступают сигналы об отказе в выписке бесплатных лекарств для подопечных детей без постоянной регистрации в данном регионе (аналогичная проблема и в г. Москве). Также, в некоторых регионах отмечают попытки отказать в постановке на учет на получение жилья, если у подопечного ребенка нет постоянной регистрации в данном регионе. В Московской области зарегистрированы случаи отказа в предоставлении путевок тем подопечным детям, которые имеют в МО только временную регистрацию (как и их опекуны). При этом в отказе отмечалось, что ответ был бы положительный, если бы хотя бы у опекунов была постоянная регистрация в МО.

Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 , снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) - в) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Автоматического снятия с постоянного регистрационного учета при прекращении опеки (попечительства) до достижения ребенком 18 лет не предусмотрено. Напротив, в соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288 , снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только по письменному согласию соответствующего органа опеки и попечительствана изменение места пребывания или места жительства ребенка.

По достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии. Например, в г. Москве п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана, предсказать реальный подход московских властей трудно.

В отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи - и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012 . Однако это определение обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов не имеет. Также, оно было принято до изменений в определение "места жительства" в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" , поэтому с учетом нового законодательства и позиция судов может измениться.

Мальчик, снятый с учета

В последнее время органы опеки и попечительства Москвы отправляют личное дело ребенка в тот регион, откуда ребенок прибыл под опеку и где он был зарегистрирован.

Приемная мама Мария А. (она попросила не указывать свою фамилию) попала именно в такую ситуацию. Она приняла под безвозмездную опеку (то есть ей не полагается опекунского вознаграждения) 14-летнего подростка Сергея Я., который находился в региональном детском доме. В Москве, в квартире опекунов, у него временная регистрация до 18 лет. И пока мальчик не получает выплат, которые нужны на его содержание, — его родителям в них отказали.

«Моего ребенка сняли с учета в органах опеки района Южное Бутово, — рассказывает Мария. – Его личное дело было отправлено в органы опеки Кемерова, где находится детский дом, откуда я его в декабре 2015 года забрала».

1 декабря в региональной опеке Мария получила постановление об опеке, стала опекуном. 8 декабря она поставила Сергея на учет в ООП Южного Бутова. Но 9 февраля ребенок был снят с учета. Органы опеки уведомили родителей, что отныне контроль за мальчиком должны осуществлять кемеровские органы опеки. Соответственно и выплаты на содержание сына Марии А. должны начислять в Кемерово.

В московских выплатах Сергею Я. было отказано еще 31 декабря. Все отказы ссылаются на Закон Москвы № 87 от 15 декабря 2004 года, где в первой же статье сказано, что выплаты назначаются детям под опекой в Москве, «местом жительства которых является город Москва». Тут снова возникает вопрос о трактовке места жительства.

Мария написала в Департамент соцзащиты Москвы жалобу на отказ в выплатах, откуда ей пришел ответ – но не о том: ей сообщили, что она не имеет права создавать приемную семью, потому что ее сын был взят под опеку в региональном детском доме. «Это меня так знакомили с законодательством Москвы, то есть ответа по существу моих претензий мне так и не дали. Дело в том, что я и не собиралась изначально заключать договор о приемной семье, я уже опекун для Сергея. Мне нужно было добиться выплат только на его содержание, которые положены ему по праву», – поясняет Мария.

Сейчас личное дело Сергея Я. находится в Кемерово, где у органов опеки нет основания ставить мальчика на учет – он уже не является воспитанником кемеровского детского дома, выбыл оттуда по месту жительства своего официального представительства, то есть опекуна.

Все должны быть прописаны в одном месте

Все дело в том, что 23 декабря 2015 года Правительство Москвы приняло постановление №932-ПП . Фактически оно ставит материальную поддержку приемных семей, где воспитываются дети под опекой, в зависимость от места проживания.

Есть два вида выплат для семьи, взявшей ребенка:
1) на содержание ребенка
2) вознаграждение опекуну.
По умолчанию обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. В этом случае осуществляется только выплата на содержание ребенка.Однако органы опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного (например, когда ребенок – инвалид, требует повышенной заботы и средств для своего развития, лечения), вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. В этом случае выплачивается и вознаграждение опекуну.В Москве выплаты существенно выше, чем в регионах. Так, если в Кемерово на содержание ребенка предусмотрено 6000 руб. в мес, то в Москве выплата — от 15 000 до 25 000, в зависимости от возраста ребенка и наличия инвалидности.

До постановления основным требованием для получения московского опекунского вознаграждения было наличие постоянной регистрации в Москве у опекунов ребенка и заключение договора о приемной семье с московскими органами опеки и попечительства (при этом акт о назначении опекуном мог быть выпущен органами опеки по месту «происхождения» ребенка, например, в другом регионе).

Теперь, исходя из постановления, постоянная регистрация в Москве должны быть не только у приемных родителей, но и у ребенка, взятого под опеку.

Кроме того, отныне невозможно будет заключить договор о приемной семье с органами опеки и попечительства в Москве, если ребенок прибыл из другого региона.

«Согласно постановлению №932-ПП с декабря 2015 года Москва заключает договора о создании приемной семьи (с назначением вознаграждения приемным родителями) только при соблюдении двух условий:

1) приемные родители имеют постоянную регистрацию в г. Москве,

2) на момент передачи в приемную семью ребенок либо имел постоянную регистрацию в Москве, либо воспитывался в столичных организациях для детей-сирот», — поясняет юрист Ольга Митирева.

«В отношении выплат на содержание подопечных в г. Москве ситуация несколько иная: ребенок может быть принят под опеку из другого субъекта РФ, но для назначения выплат на содержание ему должна быть оформлена постоянная регистрация в Москве . То есть ребенок может быть из региона (но вот насколько родители готовы оформлять именно постоянную регистрацию для подопечного?)», — комментирует ситуацию Ольга.

«Новое определение “места жительства” привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям - включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям - наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе», - делает вывод юрист.

Редакция получила письмо от читательницы-опекуна. Она пишет, что ее сын-инвалид, которого она взяла под опеку 11 месяцев назад, не может быть у нее прописан постоянно. Хотя она его готова прописать, потому что он сможет быть самостоятельным после 18 лет и к своим родственникам в регион не вернется.
Но мама пояснила, что, когда ей пришло уведомление о том, что мальчика необходимо зарегистрировать в 30-дневний срок, в паспортном столе регистрировать его постоянно отказались. Опека подтвердила правомочность этого отказа тем, что опекаемые дети могут быть зарегистрированы у опекунов только до 18 лет.
Об этом говорит Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».
Пункт 119-й этого приказа гласит: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в …жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) …в порядке, установленном Регламентом».
Таким образом, ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства опекуна на время нахождения под опекой. Регистрация подопечного ребенка оформляется по форме № 1 («по месту пребывания»).

Урежут ли выплаты тем, кто уже воспитывает?

Один из опекунов рассказал нашему корреспонденту, что почти у всех детей-сирот, воспитывающихся у опекунов, регистрация временная. Если оформить постоянную прописку, то дети могут лишиться жилья от государства, которое им положено по достижении 18-летнего возраста.

«Пока непонятно, будут ли осуществляться выплаты тем семьям, где уже воспитываются дети под опекой, живущие по временной регистрации. Кроме того, есть опасения, что и другие регионы теперь вслед за Москвой начнут с себя скидывать свои социальные обязательства», - переживает приемный отец.

Екатерина Аруцева , мама пятерых детей, двое из которых - приемные, причем с инвалидностью и без постоянной регистрации в Москве, тоже встревожена:

— Я еще год назад стала бить в колокола. У моего приемного сына в Москве тоже регистрация временная. В одном реабилитационном центре нам отказали в бесплатной реабилитации именно по этой причине. Но появляется вопрос: где же сыну реабилитироваться? В том городе, откуда я его привезла? Это нереально. Приходится собирать деньги на платную реабилитацию.

При этом среди инспекторов московской опеки пока нет единодушия по поводу пособий. Одних приемных родителей предупредили, что возможны урезания выплат опекунского вознаграждения в связи с новым постановлением. Других их инспекторы убеждают в обратном: те приемные семьи, что уже воспитывают ребенка из другого региона без постоянной регистрации, не лишатся опекунского вознаграждения.

Место жительства ребенка — дом родителей

Ситуацию комментирует адвокат Антон Жаров, руководитель «Команды адвоката Жарова»:

— Важно помнить, что логика закона такова: если мы говорим об опеке и попечительстве, то обращаемся к Семейному кодексу. Если в нем что-то нам неясно, мы обращаемся к гражданскому праву. Об этом прямо говорится в 5-й статье Семейного кодекса.

Адвокат Антон Жаров. Фото с сайта thewallmagazine.ru

Все вопросы о льготах и выплатах формируются по месту жительства. Что является местом жительства? По Гражданскому кодексу, : «Место, где человек постоянно или преимущественно проживает». Место жительства подопечного там определено: «Местом жительства… граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

О том же говорит нам и Семейный кодекс, статья 148, пункт 1: «Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание».

Но чиновники ссылаются на федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В статье 2 этого закона говорится, что место жительства гражданина - «жилой дом, квартира, комната <…>, в которых он зарегистрирован по месту жительства ».

Но этот закон был принят для решения совсем другого вопроса, а именно, вопроса регистрации по месту жительства. Не определения такого места, а именно процесса регистрации в таком месте жительства. В том же законе, в статье 3 мы читаем: «Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации». И массовая судебная практика говорит нам, что право гражданина не может не быть реализовано в зависимости от его прописки.

Например, во времена Лужкова был придуман сбор для регистрации для иногородних - сто минимальных окладов. Он был признан незаконным. Все попытки привязать права и обязанности людей к месту регистрации пресекались.

Что делать?

Адвокат Антон Жаров:

Первое. Нужно понять, что никто, кроме вас, права ребенка и ваши не защитит. Никто другой этого не сделает. Нужно идти в суд.

Второе. С органами опеки нужно общаться письменно. Все заявления можно подавать в свободной форме: например, чтобы поставить на учет ребенка, назначить выплаты, принять дело к рассмотрению. В конце нужно написать юридическую фразу, которая действует безотказно: «Прошу ответить мне по существу всех поставленных в заявлении вопросов в установленном законом порядке и сроки письменно по такому-то адресу». И дальше спокойно ждать. После этого вам дадут письменный ответ. С ним вы и пойдете в суд.

Третье. Ситуация рано или поздно будет решена в вашу пользу, потому что суд судит по кодексам, по законам, а не по постановлениям тех или иных субъектов Российской Федерации.

Долго ли будет идти суд? Опекуна это вообще не должно волновать. Дело в том, что если он привез ребенка из города N в Москву, то у него уже есть постановление об опеке. Он законный представитель ребенка, никто его не отберет. Выплат, правда, все это время не будет, но когда суд закончится, их компенсируют.

Также опекуна не должно волновать и то, что личное дело ребенка, который находится под опекой, никак не могут решить, где оставить, две опеки. Это тоже не проблемы опекуна. Личное дело ребенка и местонахождение этого личного дела - вопрос контроля за вами и дело органа опеки.

Для ребенка с инвалидностью усыновление в столицу — спасение

Приемная многодетная мама Екатерина Аруцева , размышляя о создавшейся ситуации, говорит:

— Когда я брала детей под опеку, то знала: государство поможет мне их поднять. И была морально готова к тому, чтобы взять еще ребенка. Но теперь вряд ли решусь на это, потому что мне, как москвичке, придется искать ребенка только в Москве. В том регионе, откуда я взяла своего сына, много детей-инвалидов, которых могли бы усыновить москвичи. В столице больше возможности для реабилитации. Там, откуда мой сын, дети с заболеваниями, скорее всего, так и будут оставаться в детских учреждениях.

Такими же соображениями руководствуются авторы петиции , которая была несколько недель назад размещена на портале Change.org. Она призывает органы власти отменить постановление №932-ПП и разрешить оформлять приемные семьи москвичам с детьми из регионов.

«Не секрет, что большинство деток в сиротских учреждениях - это больные дети, дети-инвалиды, которые нуждаются в специалистах и квалифицированном лечении. На это нужны реальные средства и большое количество времени приемного родителя, - говорится в петиции. - Именно в приемные семьи берут подростков, детей у которых родители в местах лишения свободы, ограничены в правах. Одним словом, берут тех, кто под «усыновление» не подходит. Именно москвичи берут таких деток с регионов: везут, лечат, воспитывают, адаптируют и дают достойное образование. Далеко не каждая приемная мама имеет возможность где то работать, и ее зарплата приемного родителя - это единственный источник доходов».

Петиция адресована Московской городской думе, уполномоченным по правам детей России и Москвы Павлу Астахову и Евгению Бунимовичу. Ее подписали около 1700 человек.

К решению проблемы подключилась и Общественная палата РФ. В марте в ОП планируют провести слушания по проблемам приемных семей. Об этом сообщила член комиссии ОП по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.

Портал Милосердие.ru продолжит разбираться в ситуации. Мы сделали запрос о сложившейся ситуации в Министерство образования, которому подчиняются органы опеки.

Согласно Федеральному закону РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п.2 ст.8) и Инструкции о правилах регистрации граждан, утвержденной Приказом МВД РФ №393 (п.5.14), подопечные дети регистрируются на необходимый срок по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей на основании документов, подтверждающих установление опеки (попечительства). Иными словами, подопечный ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства опекуна на время нахождения под опекой, т.е. до 18 лет. Регистрация подопечного ребенка оформляется по форме №1 («по месту пребывания»).

Следует обратить внимание на то, что при регистрации подопечного несовершеннолетнего ребенка по месту жительства опекуна, согласие собственника жилья или других проживающих не требуется (п.п.10 и 12 Постановления Правительства РФ №713).

Иногда опекунам настойчиво предлагают заполнить форму №6, используемую для регистрации «по месту жительства», но с припиской «на время нахождения под опекой». Советуем этого не делать, так как временная регистрация при опеке уместна прежде всего потому, что по достижении совершеннолетия подопечный ребенок либо возвращается в закрепленное за ним жилье (если такое существует), либо получает жилье от государства во внеочередном порядке. Постоянная регистрация подопечного ребенка по форме №6 может быть истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенком жилья по месту жительства опекуна. В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на жилье от государства по достижении 18 лет, как уже «обеспеченный» таковым.

Необходимость регистрации подопечного ребенка по месту жительства опекуна.

Муниципальные детские дошкольные и образовательные учреждения вправе отказать в приеме ребенка, чье проживание на их территории официально не подтверждено в виде постоянной или временной регистрации. Наконец, подопечному ребенку может быть отказано в прикреплении к местным учреждениям здравоохранения, если он не имеет регистрации на территории данного региона.

Если Вас, уважаемые посетите сайта, заинтересовала данная информация, обращайтесь в орган опеки и попечительства муниципалитета Филевский парк, где специалисты объяснят, расскажут, помогут.

Главный специалист
Шагурина Н.А.

15.06.2010 Мэр и Правительство Москвы 2007 год в Москве объявили Годом ребенка. Приняли комплексную программу о дополнительных мерах по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год.

Что же сделано нашим органом опеки и попечительства муниципалитета нашего муниципального образования Филёвский парк в рамках этой программы?

Социальное сиротство. К сожалению, как часто мы слышим это словосочетание. Что же это такое? Это дети, оставшиеся сиротами при живых родителях. Это когда родители от детей отказываются в самом раннем детстве (а мы имеем на территории роддом № 2, в котором рождаются не всегда желанные дети), когда родители ведут асоциальный образ жизни, несовместимый с воспитанием детей (злоупотребляют спиртными напитками, принимают наркотики и т.д.), уклоняются от их содержания.

И вот главная задача всех нас своевременно выявить таких детей, детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Главное не оставаться равнодушными к судьбам детей, нуждающихся в нашей защите и помощи. Для этого всего лишь нужно сообщить по телефонам: в орган опеки и попечительства-142-38-11, в подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел Филёвский парк-148-75-70 ((ПДН ОВД), дежурную часть -148-75-76, в Комиссию по делам несовершеннолетних и Защите их прав- 142-07-00.

В этих организациях обязательно займутся устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В Конвенции ООН «О правах ребенка» и Семейном Законодательстве Российской Федерации приоритетным правом ребенка является право жить и воспитываться в семье. Именно эти обстоятельства обязывают нас, на ком лежит ответственность за будущее сироты, искать, подбирать и создавать ему домашние, семейные условия проживания. Только в этих условиях можно успешно решать проблемы ребенка, как личности, подготовки его к самостоятельной жизни, к профессии, только в этих условиях интересы и права ребенка обеспечены и защищены наилучшим образом.

Часто в орган опеки и попечительства поступают вопросы от граждан, решивших взять ребенка на воспитание в свою семью: Какие существуют формы устройства несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью?

Какие льготы имеет ребёнок и гражданин, изъявивший желание изменить жизнь к лучшему обездоленному ребенку.

Отвечают специалисты органа опеки и попечительства:

1. Что такое усыновление (удочерение) детей?
Это наиболее желательная форма воспитания осиротевших детей. При усыновлении ребенка между ним и его усыновителями устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между кровными родителями и детьми. Усыновление производится судом по заявлению лиц(лица), желающих усыновить ребенка.
(См. дополнительный материал «Если Вы усыновили Ребенка).

2. Как стать опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ребенка?
Чем отличается оформление опеки (попечительства) от усыновления? Опека или попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, (над детьми до 14 лет-опека, от 14 до 18 лет-попечительство), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опекунами или попечителями назначаются граждане распоряжением руководителя органа местного самоуправления (в Москве - муниципалитеты). Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Правоотношения между ребенком и попечителем прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия. На содержание каждого подопечного опекуну(попечителю) выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством Москвы.
(См. дополнительный материал «Если Вы -опекун(попечитель) ребенка»).

3. Как образуется приемная семья?
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемные родители по отношению к приемному ребенку(детям) обладают правами и обязанностями опекуна(попечителя). Общее число в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачивается ежемесячно денежные средства. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Субъектов Федерации.
(См. дополнительный материал «если Вы -приемный родитель»).

4. Как стать патронатным воспитателем?
Граждане, желающие взять ребенка на патронатное воспитание, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть патронатными воспитателями. Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляется уполномоченной службой по патронату в индивидуально определяемый для него срок. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом. Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере 3.5 МРОТа в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание.
(См. дополнительный материал «если Вы - патронатный воспитатель»).

Уважаемые жители!

Если рядом с Вами живет ребенок, которому необходима помощь, сообщите в орган опеки и попечительства муниципалитета Филёвский парк.

А если Вы имеете желание и возможность сделать хотя бы одного ребенка счастливым и можете взять его из детского учреждения на воспитание в свою семью - обращайтесь в орган опеки и попечительства муниципалитета Филёвский парк.

Мы ждем Вас и верим, что интересы детей и людей, готовых им помочь, обязательно пересекутся.

Дети, которых забирают приемные родители в семьи под опеку, имеют только временную регистрацию по месту жительства опекуна. Постоянной регистрации у них нет. Какие проблемы возникают в связи с этим и как их решать? В юридическом казусе вместе с экспертами разбирался корреспондент .

Вопрос прописки приемных детей встает перед каждым приемные родителем. Фото — law5.ru

Приемная мама Светлана Строганова рассказала о проблемах, связанных с временной регистрацией приемных детей е на своей страничке в Facebook. «Есть такой юридический казус — дети, которых забирают приемные родители в семьи под опеку, имеют только временную регистрацию по месту жительства опекуна. Постоянную не имеют. Казалось бы — ну и что? – рассказывает Светлана. — А вот что: на практике это сложности при устройстве в сад и школу. А для детей-инвалидов — отказ в реабилитационных мероприятиях, в компенсациях за различные приспособления, во всяких «молочных кухнях» и проч. Причем, это касается и региональных детей, и детей из московских детских домов».

По словам Светланы, недавно одной приемной маме начальником Управления социальной защиты населения (УСЗН) в присутствии представителя департамента образования, здравоохранения дали ответ на вопрос о реабилитации ребенка с особыми нуждами: с временной регистрацией ничего не положено.

«И это распространенная практика, — уверяет Светлана. — При этом сотрудники опек и ФМС аргументируют отказ дать постоянную регистрацию (прописку) интересами ребенка: мол, мы его пропишем, а значит ему квартира не положена будет в 18 лет. И говорят это на голубом глазу, как будто не догадываются (а может и правда не догадываются), что по Конституции у нас льгота положена сиротам не потому что они где-то прописаны или нет, а потому что они – сироты».

Еще одна приемная мама, говорит Светлана, уже больше года не может получить пенсию на ребенка-инвалида, потому что у него временная регистрация — хотя ребенок взят из московского дома ребенка. «Но регистрация временная, поэтому «ничего не положено», — так она описывает сложившуюся ситуацию». А другая мама изготовила ортезы для ребенка, а ей отказали в возмещении расходов — временная прописка, извините, не положено.

«Оно, конечно, городу может какая-никакая и экономия на этих сиротах-инвалидах, глядишь, так и соберется тот самый миллиард на памятник Горькому, только как-то горько от этого, — заключает Светлана. — Как бы нам защитить детей от тех, кто по закону вроде должен их защищать?»

Ирина Шагова из Москвы взяла в семью девочку Сашу, когда ей было 5 месяцев. «Саша родилась в Москве (это записано в свидетельстве о рождении), — рассказывает Ирина. — Ее кровная мать – москвичка, но она не прописала дочку в своей квартире».

Через какое-то время маму лишили родительских прав, а Саша попала в приют. Приемная мама взяла Сашу и прописала ее временно у себя. «МФЦ почему-то сделали регистрацию до достижения 14-летнего возраста, — говорит Ирина. — Я рассчитывала, что пропишут до 18 лет. Возникли проблемы с получением продуктов на молочной кухне. Мы долго с этим боролись, и в итоге нас допустили до получения детского питания. Через какое-то время ребенку дали категорию по инвалидности. Мы хотели записать Сашу в инклюзивную группу, но мы получили отказ».

«Мы воспитываем приемного ребенка с инвалидностью (на тот момент ему было полтора года), — рассказывает приемная мама, москвичка Мария Лымарь . — Степень инвалидности тяжелая. Ребенок лежачий. В итоге мы обратились в соцзащиту, чтобы получить ряд льгот, положенных законодательством: бесплатный проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное лечение».

По словам Марии, чиновники им отказали, сославшись на отсутствие у ребенка постоянной регистрации. У мальчика регистрации нет. Когда малыш находился в доме ребенка, то у него была временная регистрация. Потом приемная мама подала документы на регистрацию (до 18-летнего возраста).

«Нам отказали во всех льготах, — рассказывает Мария. — В итоге пришлось писать жалобу в прокуратуру. Сотрудники провели проверку органов соцзащиты и внесли им предписание. Чиновники отказались это сделать. Далее прокуратура подала в суд на них. Суд выиграли, но сотрудники соцзащиты подали апелляцию в областной суд. Мы выиграли и эту инстанцию. Проблему удалось решить, но было потрачено огромное количество сил и времени».

Комментарии экспертов

Алексей Рудов, специалист по семейному устройству и руководитель проекта «К новой семье»:

«Пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса говорит прямо, что место жительства детей (в том числе подопечных) является место жительства их опекунов. Соответственно при передаче ребенка опекуну его регистрируют по месту жительства или по месту пребывания. Выбор за опекуном.

Положение регламента о регистрации, определяющее возможность регистрировать ребенка только по месту пребывания напрямую противоречит федеральному законодательству. В этом случае надо идти в суд и отстаивать свои права. Приемные родители часто сетуют на проблему, но не готовы идти в суд.

Часто опекунам приходится слышать от чиновников такую фразу: «Если ребенка зарегистрируете по месту жительства, то квартиру мы ему не дадим (по достижении 18 лет)». Это абсолютная глупость.

Регистрационные действия – это учетные действия. Наличие или отсутствие регистрации не снимает с государства обязательства по предоставлению жилья ребенку, не имеющего жилого помещения. В любом случае, государство обязано исполнить свои обязательства т.к. опекун это временный воспитатель и по достижении 18 лети любые правоотношения с опекуном прекращаются».

Оксана Хухлина, юрист, эксперт в области семейного устройства:

Вопросы с пропиской приемные родители решают с привлечением прокуратуры

Понятие постоянной и временной регистрации, места жительства и места пребывания, конфликт норм разных федеральных законов – все эти вопросы приходится решать родителям «на земле», часто с привлечением прокуратуры и судебных органов.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации «местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает». Что касается подопечных, то местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации (№ 5-КГ16-84 от 28.06.2016 г.) данная норма должна применяться и для подопечных в возрасте старше 14 лет, если они проживают совместно с попечителем в его жилом помещении.

Кроме того, законом четко установлено, что наличие или отсутствие у гражданина (в том числе подопечного) регистрации не является основанием для того, чтобы отказывать ему в предоставлении каких-либо услуг или благ, если на них имеется право (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации»).

2 основные проблемы столичных опекунов: регистрация и получение льгот и выплат

На практике московским опекунам иногородних детей приходится решать 2 основные проблемы:

  1. Можно ли зарегистрировать подопечного в Москве постоянно, по месту жительства?
  2. Как добиться того, чтобы подопечный, у которого в Москве временная (по месту пребывания) регистрация до 18 лет, получил положенные ему по закону льготы, гарантии и выплаты.

По первому вопросу напомню, что подопечный, которого вы привезли в Москву из другого региона, может уже иметь постоянную регистрацию по месту жительства своих родителей или родственников.

В этом случае при передаче ребенка в семью опекуна постоянная регистрация у него сохраняется, это прямо предусмотрено Семейным кодексом РФ. В квартире опекуна такому ребенку можно оформить только временную регистрацию по месту пребывания на срок до совершеннолетия.

В итоге получается, что «по жизни» ребенок живет у опекуна постоянно, безвыездно, длительное время, а юридически ему оформляют временную регистрацию.

Зарегистрировать подопечного ребенка у опекуна постоянно теоретически возможно, однако для этого нужно получить письменное разрешение органов опеки и попечительства с места постоянной регистрации ребенка. А органы опеки такое разрешение по разным причинам дают крайне редко.

Если же ваш подопечный ранее не имел никакой регистрации (найден, подкинут, оставлен матерью в роддоме, родители сами не имели места жительства и пр.), такой ребенок в принципе имеет только временную регистрацию по месту пребывания – в Доме ребенка, детском доме, приюте. При передаче в семью опекун может такого ребенка зарегистрировать или временно по месту пребывания (до совершеннолетия) или постоянно, по месту жительства (без ограничения срока регистраци). Дополнительных разрешений органа опеки и попечительства для постоянной регистрации подопечного в этом случае не требуется.

Плюсом наличия у вашего подопечного постоянной регистрации в Москве является то, что он автоматически получает все блага и льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством. Минусом – то, что впоследствии опекуны могут столкнуться с рядом проблем, связанных с вопросом обеспечения подопечного жильем и со снятием повзрослевшего воспитанника с регистрационного учета. Вероятнее всего, оба вопроса придется решать через суд.

Третий вариант развития событий – обратиться в интересах подопечного, имеющего временную регистрацию в Москве, в суд с требованием признать факт его постоянного проживания по конкретному адресу.

Постоянная регистрация в Москве дает возможность получить льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством.smolensk-i.ru.

Как получить и оформить причитающиеся ребенку пособия, льготы и выплаты? Самые частые вопросы, с которыми сталкиваются московские опекуны иногородних детей, это:

  1. Получение региональных доплат к пенсии по инвалидности или потере кормильца;
  2. Предоставление технических средств реабилитации или услуг по реабилитации детей-инвалидов;
  3. Обеспечение детей бесплатными медикаментами (особенно терапия ВИЧ);
  4. Получение дополнительного молочного питания (дети до 3 лет, дети-инвалиды);
  5. Зачисление ребенка в детский сад (часто) или школу (редко);
  6. Оформление социальной карты москвича;
  7. Получение путевок на летний отдых.

Безусловно, каждый случай индивидуален, и давать рекомендации можно только изучив конкретное дело, видя все документы подопечного.

  1. Изучите универсальные рекомендации

Во-первых, значительная часть льгот и гарантий, которые имеются у вашего подопечного, установлены федеральными законами. Это означает, что их обязаны предоставить в любом случае, вне зависимости от того, есть ли у ребенка регистрация по месту жительства в регионе или нет. Важно, что ребенок проживает в данном месте совместно с вами на законных основаниях. Никакой региональный закон, приказ или постановление не могут лишить вашего подопечного прав на федеральную льготу.

Например, пособие на содержание подопечного ребенка в Москве выплачивается всем детям, вне зависимости от места регистрации. К сожалению, некоторым опекунам приходится добиваться этого пособия через прокуратуру или суд, но, так или иначе, получают его все семьи.

Право на получение образования (как дошкольного, так и школьного) закреплено за всеми детьми соответствующего возраста, поэтому отказать в приеме в школу подопечному не могут ни при каких обстоятельствах. Если классы переполнены в ближайшей к вам школе – в Департаменте образования г. Москвы ребенку обязаны найти место в соседней.

Кстати, с вопросами устройства в школу вам может помочь (это бывает довольно неожиданно для опекунов) районная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важно только обратиться туда с письменным заявлением. В органах опеки и попечительства также могут дать вам ходатайство о помощи в поиске места в школе или детском саду.

В случае с детскими садами у детей, оставшихся без попечения родителей, есть право на внеочередное устройство в ДОУ и на бесплатное пользование услугами (ст. 15 закона г. Москвы от 30.11.2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»).

В любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Фото — saroblnews.ru

  1. Ищете поддержку: изучайте нормативные акты и консультируйтесь

Во-вторых, опекуну придется внимательно изучить нормативные акты, регулирующие предоставление той или иной услуги его подопечному. Если вы затрудняетесь найти документы или разобраться в них – необходимо обратиться за консультацией (желательно очной).

Консультацию обязаны дать в органах опеки и попечительства и профильных департаментах по подведомственности (Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департамент здравоохранения г. Москвы, Департамент образования г. Москвы и пр.), в организации, где семья состоит на сопровождении. В органах опеки и попечительства обязательно имеется папка, в которой собраны все нормативные акты – по вашей просьбе вам должны назвать дату, номер, наименование закона, на который ссылается сотрудник, и показать его текст.

Также консультацию могут дать в ШПР, где вы проходили обучение, городских благотворительных организациях («Арифметика добра», «Волонтеры в помощь детями-сиротам», «Соучастие в судьбе»).

  1. «Государственный орган рта не имеет»: в любую инстанцию обращайтесь письменно

В третьих, надо помнить, что «государственный орган рта не имеет». Вы можете сколько угодно долго общаться по телефону со специалистами разного уровня, которые будут говорить, что вы имеете или наоборот, не имеете права на что либо. Однако только письменный отказ со ссылками на действующее законодательство будет иметь юридическую силу как для вас, так и для ответившего вам чиновника.

Следовательно, в любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Если вы подаете обращение лично – обязательно оформляйте его в 2 экземплярах и требуйте на втором экземпляре отметку о том кто (должность, ФИО) и когда принял ваши документы. Если специалист отказывается принять ваше заявление – подавайте его через приемную или секретаря. В крайнем случае, отправляйте почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сегодня практически все структуры имеют сайты с формой обратной связи, где заявления регистрируются автоматически, также обращения по любым вопросам можно подавать через сайт Правительства Москвы – они будут направлены в нужное ведомство.

  1. Помните о праве обжаловать любой неправомерный отказ

В четвертых, помните, что у вас есть право любой неправомерный, на ваш взгляд отказ обжаловать либо в вышестоящую инстанцию, либо в судебном порядке. В помощники не бойтесь привлекать прокуратуру, уполномоченного по правам ребенка или по правам человека в вашем регионе – как правило, они становятся на сторону подопечного ребенка и помогают опекунам получить желаемое, а в некоторых случаях – даже наказать нерасторопного или неграмотного специалиста».

  • Добавить в избранное 1


Просмотров