Всесоюзное агентство по авторским правам

В в связи с присоединением СССР к Всемирной конвенции об авторском праве (в женевской редакции ), последовавшем 27 февраля и действительным с 27 мая 1973. Постановление Совета Министров СССР от 16 августа года № 588 «О Всесоюзном агентстве по авторским правам» осталось неопубликованным, поскольку содержало положения «не для печати». Резюме постановления было напечатано в газете «Известия » за 27 декабря 1973.

В СССР произведения зарубежных авторов печатались, репродуцировались и исполнялись без всякого на то разрешения, что вызывало многочисленные протесты зарубежных организаций. Однако Советский Союз решил основать ВААП лишь в тот момент, когда количество советских научных публикаций в западной периодике достигло такого объема, что советской стороне показалось финансово невыгодным дальнейшее использование авторских прав без лицензий.

Структура и функции

Сами авторы не могли быть членами ВААП, это была «общественная» организация, наделенная правами юридического лица . ВААП заявляло и осуществляло правовую монополию на литературные, художественно-изобразительные, научные и публицистические произведения советских авторов (это касалось как внутренних, так и внешних отношений). ВААП представляло права советских и зарубежных авторов при использовании их произведений в СССР, равно как права советских авторов и их наследников за границей. Советский автор до 31 декабря 1990 не мог самостоятельно продавать право на использование своих произведений иностранцу, за этим он должен был обратиться к услугам ВААП, хотя с договоры с иностранными издательствами должны были подписываться и авторами. Советское издательство не имело права самостоятельно приобретать права на использование зарубежных произведений у автора или у его издательства, это делалось через ВААП.

Руководящие органы

Председатели правления ВААП
  • 1982-1986 Константин Долгов
  • 1986-1992 Николай Четвериков

См. также

Примечания

Ссылки

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 (s. v. ВААП)
  • История Российского Авторского Общества // Российское Авторское Общество.
  • Постановление Совета минстров СССР от 26 октября 1990 г. N 1095 «О МЕРАХ ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА АВТОРСКИХ ПРАВ»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина
  • Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи

Смотреть что такое "Всесоюзное агентство по авторским правам" в других словарях:

    Всесоюзное управление по охране авторских прав - (ВУОАП) занималось вопросами авторских прав в Советском Союзе «при издании, публичном исполнении, механической записи и всяком ином виде использования литературных, драматических и музыкальных произведений…». Содержание 1 История 2 Функции … Википедия Википедия

    Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1970-1983 - 1970 Январь. Печатается повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». 11 12 февраля. Совещание на тему «Советский рабочий и его образ в нашей многонациональной литературе» (Минск). 1 марта 17 мая. Праздник искусств народов СССР, посвященный 100‑летию со … Литературный энциклопедический словарь

    История авторского права - © Содержание 1 История авторского права 1.1 Средние века … Википедия

    Copyright law of the Soviet Union - Copyright in Russia Copyright law of the Soviet Union Copyright law of the Russian Federation International copyright relations of Russia The Copyright law of the Soviet … Wikipedia

    Copyright in Russia - developed originally along the same lines as in Western European countries. A first copyright statute dated back to 1828, and in 1857, a general copyright term of fifty years was instituted. The copyright law of 1911 was inspired by Western laws… … Wikipedia

    Allunionsverwaltung für den Schutz der Autorenrechte - Die „Allunionsverwaltung für den Schutz der Autorenrechte“ (Wsessoiusnoje uprawlenije po ochrane awtorskich praw (WUOAP), russisch Всесоюзное управление по охране авторских прав) war für den Urheberrechtsschutz in der UdSSR zuständig. Die WUOAP… … Deutsch Wikipedia

Крупнейшей в нашей стране негосударственной компанией, ведущей деятельность в сфере интеллектуальной собственности, является Российское авторское общество (РАО). Реализуя достаточно много функций в этой сфере, РАО снискало себе печальную репутацию, а руководство организации даже обвинялось в мошенничестве. Разберем особенности правового статуса, основные направления деятельности РАО, и выявим плюсы и минусы функционирования подобной организации

Правовой статус

По своей организационно-правовой форме Российское авторское общество является некоммерческой общественной организацией. В первую очередь РАО – это компания, осуществляющая коллективное управление авторскими и смежными правами (об особенностях таких компаний см. специальную статью). По большому счету Российское авторское общество в этой нише уже давно монополизировало рынок.

Напомним, что суть коллективного управления в следующем: правообладатель заключает с организацией договор, в силу которого передает этой организации определенный набор прав на объекты интеллектуальной собственности. Как правило, это права на заключение лицензионных договоров, на подачу исковых заявлений в суд (если авторские или смежные права будут нарушены, и данный факт будет зафиксирован организацией). Это позволяет правообладателю целиком сосредоточиться на творчестве, не вникая в юридические нюансы.

Кроме того, РАО является одной из четырех аккредитованных организаций, управляющих коллективными интеллектуальными правами. В силу закона это дает Российскому авторскому обществу право действовать от имени всех правообладателей, независимо от того имелся ли между ними гражданско-правовой договор либо не имелся. На практике это предоставляет Российскому авторскому обществу возможность фактически принудить правообладателя к вступлению с ним в правоотношение.

Смоделируем ситуацию на практике: РАО фиксирует факт нарушения интеллектуальных прав, получает деньги с нарушителя, удерживает часть из этих денег себе, а остальное отдает правообладателю. Еще раз подчеркнем, что в данном случае не имеет значения, был ли договор у РАО с правообладателем.

Услуги, предоставляемые организацией

Данная организация предлагает услуги как правообладателям, так и пользователям. Сайт Российского авторского общества: http://rao.ru/ .

Для правообладателей РАО оказывает следующие виды услуг: заключение договоров на коллективное управления (хотя, как мы выяснили, и без этого договора РАО вправе действовать от имени правообладателей); регистрация произведений, что необходимо только в контексте распределения вознаграждения; депонирование произведений: полезный способ, в чем-то заменяющий регистрацию, присущую объектам патентного права (более подробно – см. эту статью).

Что касается пользователей, то им РАО, в основном, рекомендует заключать с ним договоры на правомерное использование результатов интеллектуальной деятельности (т.е. лицензионные договоры). Так, на сайте имеются специальные статьи, посвященные отдельным категориям пользователей: например, для Интернет-радио, телекомпаний, кинотеатров. РАО утверждает ставки авторского вознаграждения, с которыми предлагает ознакомиться пользователям.

Плюсы и минусы сотрудничества

Если говорить о плюсах, то это определенная гарантия результата, так как данная компания является крупнейшей на российском рынке. Поэтому в любом случае она окажет услуги надлежащим образом.

Минусы сосредоточены в финансовой стороне вопроса. РАО ведет деятельность не всегда прозрачно, за что не раз подвергалась обвинениям в мошенничестве. Поэтому в рамках коллективного управления, если вы намерены заключать договор, следует быть внимательными и помнить, что фиксированный размер расходов, который вправе удерживать аккредитованные организации, законом не установлен (более подробно – здесь).

Итоги

Таким образом, данная организация может быть полезна не только известным правообладателям в рамках коллективного управления, но и начинающим авторам, желающим защитить свои авторские права. Последние могут воспользоваться услугой депонирования, которая очень полезна в ряде случаев.

Правовая природа авторского права подразумевает, что человек, создавший определенный продукт интеллектуальной собственности уже автоматически становится его владельцем. Но регистрация авторского права надежно защищает от несанкционированного использования интеллектуальными трудами третьими лицами и позволяет в дальнейшем распоряжаться этим продуктом по своему усмотрению: продавать, дарить, передавать по наследству, по лизинговому договору и т.д.

Таким образом, процедура оформления авторских прав является обязательной для дальнейшего извлечения прибыли. Несмотря на то, что процесс этот длительный и трудоемкий, избегать его не нужно. Ведь получение свидетельства на авторское право дарит большие возможности и позволяет на протяжении долгих лет получать прибыль от созданного продукта.

Для полноценного распоряжения трудами ИС (песни, IT-программы, музыка, картины и т.д.) необходимо защитить авторские права. Это главное условие, без которого в дальнейшем невозможно претендовать на уникальное право владения этим продуктом.

Многие задаются вопросом, зачем проходить процедуру регистрации такого права авторам, которые сами же создали свой продукт.

Однако если рассматривать этот продукт в коммерческих целях, без данной регистрации не обойтись. Любой интеллектуальный труд может быть использован третьими лицами, и только регистрация авторских прав обеспечит юридическую защищённость.

Регистрация авторских прав - какие объекты ИС нуждаются в защите?

К объектам, которые попадают под юридическую защиту авторских прав, могут относиться:

  • произведения искусства;
  • литературные произведения;
  • базы данных;
  • компьютерные программы;
  • научные и промышленные разработки;
  • научно-технические идеи, мысли и т.д;
  • изобретения.

Несмотря на такой большой список объектов, попадающих под защиты, есть и те, на которые нельзя оформить патентное право. К ним можно отнести национальную атрибутику и символику (гербы, флаги), фольклорные произведения, информационные публичные сообщения.

Особенности законодательства по защите авторского права

Защита авторского права может быть осуществлена без предварительной регистрации. Но сложность заключается в том, что в России не существует единого стандарта оформления объектов ИС, что вызывает массу вопросов во время судебных разбирательств относительно авторской принадлежности. Поэтому для признания конкретного физического лица правообладателем объекта, необходимо подтвердить факт его авторства. С сделать это можно только путем получения патента.

Депонирование

Эффективным способом охраны (без факта оформления патента) является услуга депонирования. Владелец передает копию объекта на хранение в специальное учреждение, где регистрируется факт передачи и имя владельца. Но это скорее превентивная мера, которая не дает 100% защиты от посягательств со стороны третьих лиц.

Российское законодательство предусматривает охрану авторства несколькими способами:

  • публикация произведения в СМИ или Сети;
  • депонирование объекта интеллектуальной собственности;
  • нотариальная заверка факта создания объекта интеллектуальной собственности.

Но кроме этих прямых способов защиты, есть множество и других юридических механизмов, позволяющих обезопасить объект авторства.

Какие требования для регистрации авторского права в России?

Согласно закону существует два требования, которые предъявляются к произведениям, претендующим на право интеллектуальной собственности:

1. Они должны быть результатом творческой деятельности автора, производными произведениями (например переводы, аннотации, обработки и т.п.) вне зависимости от назначения, достоинства, способа выражения произведения.

2. Они должны существовать в какой-либо объективной форме:

  • устной;
  • письменной (машинопись, рукопись, нотная запись и др.);
  • видеозаписи, звукозаписи;
  • какого-либо изображения (картина, чертёж, рисунок, эскиз, фотография, кинокадр и т.п.);
  • какой-либо объёмно-пространственной форме (сооружение, скульптура, модель, макет и др.).

Как правило, для регистрации обращаются владельцы таких объектов ИС, как произведения искусства, литературы, науки, но также ими могут стать, например, программы для ЭВМ, электронные базы данных.

Большим спросом пользуется регистрация прав на песню, музыкальное произведение, фонограмму, сайт, другие подобные продукты творческого труда. Но учитывая все сложности и юридические тонкости данного процесса, лучше обратиться за помощью к профессионалам, в .

Многие авторы предпочитают не проходить сложную юридическую процедуру оформления авторского права, руководствуясь статьей 1259 ГК РФ, который действительно признает приоритетное право за автором, даже без факта оформления патента. Однако, при возникновении судебного дела, любых споров, доказать принадлежность автора юристам будет гораздо сложнее. Практика показывает, что часто дело о защите может не быть выиграно по причине того, что суд не признает авторства.

Эффективным способом обеспечения правовой охраны можно также назвать регистрацию произведения в РАО (Российское Авторское Общество).

Как происходит оформление? Для подачи заявки в РАО потребуется:

  • ФИО заявителя;
  • тип и название произведение;
  • дата создания;
  • приложить произведение в 2-ух экземплярах (подписать каждую лично);
  • краткую аннотацию;
  • оплатить государственную пошлину.

Срок обеспечения правовой охраны

Патент на авторское право не имеет временных сроков ограничения. Документ обеспечивает правовую охрану в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Если же произведение коллективное, срок истекает через 70 лет после смерти последнего соавтора. Таким образом, даже передавая по наследству права на какой-либо объект интеллектуального труда, наследник может не переживать за сохранность продукта от несанкционированного использования третьими лицами. При переходе таких прав по наследству, наследникам не нужно проходить повторную процедуру перерегистрации.

Профессионально и надежно: куда обращаться?

Агентство «Ваш патент» предоставляет весь спектр юридических услуг. В перечне наших услуг есть также регистрация интеллектуальной собственности, регистрация бренда , торговой марки. Все это обеспечивает надежную защиту прав от посягательства на них третьих лиц. Суд рассматривает любые вопросы, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности и выплатой комиссионного вознаграждения, отчуждении и наследственном оформлении плодов творчества.

Поэтому наши специалисты готовы оказать профессиональную юридическую поддержку по всем вопросам относительно нарушения прав интеллектуальной собственности и представить ваши интересы в Суде.

Мы уже более 15 лет оказываем услуги по защите авторского права, представляем интересы в суде и оказываем консультацию по всем видам вопросов. Профессиональный опыт и знание всех нюансов регистрации авторского права в России, а также использование самых современных и проверенных методов позволяет нам максимально быстро урегулировать вопросы, связанные с защитой интеллектуальных прав.

) - это крупнейшая и старейшая российская организация, созданная для коллективного управления авторскими правами.

Имеет государственную аккредитацию в сфере управления правами на музыкальные произведения. Оказывает услуги по депонированию произведений и управлению правами в сферах, не охваченных государственной аккредитацией.

Никоим образом не умаляя роли РАО в обеспечении функционирования рынка и учитывая все его отдельные достижения, следует отметить, что на примере этого общества в силу его масштаба особенно ярко видны недостатки и пороки российской системы коллективного управления.

Руководство РАО

Генеральный директор

С января 2018 года генеральным директором является .

До него эту должность занимал Макcим Дмитрирев , получивший её в конце 2016 в результате корпоративного контроля у группы Сергея Федотова , возглавлявшего общество с 2007 года.

Правление

Председателем Правления с января 2018 является Максим Дмитриев, пониженный до этой должности с позиции Генерального директора.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью РАО.

Председатель совета директоров - Андрей Кричевский , секретарь - Олег Некрасов.

С 2017 года Президентом является , до него эту должность занимал , ранее остро критиковавший работу РАО.

Формально к компетенции совета отнесено утверждение руководящих внутренних документов, в том числе о размерах авторских сборов, и ряд других ключевых полномочий. Однако на практике этот орган носит декоративный характер, реального руководства деятельностью общества он не осуществляет, а лишь без возражений согласовывает все, что предлагают [оценочное суждение редакции].

Конференция

Созывается не реже чем раз в 6 лет для избрания совета и ревизионной комиссии. Иных полномочий фактически не осуществляет.

Порядок созыва конференции определяется советом.

Учитывая большое количество членов РАО (более 29 тысяч) и непрозрачность процедуры голосования за делегатов-представителей, проверить соблюдение формальной законности при созыве конференции практически невозможно.

Ревизионная комиссия

Состоит из пяти уважаемых деятелей сферы культуры - неспециалистов в финансах, экономике и юриспруденции.

До смены руководства Ревизионная комиссия всегда без возражений утверждала все отчеты менеджмента РАО, что вызывало сомнения у правообладателей. На требования аудита со стороны правообладателей Ревизионная комиссиия отмалчивалась, возможно, в силу особо тесных связей с должностными лицами, чью работу они должны были контролировать.

Давать оценки деятельности нового составаа Ревизионной комиссии высказывать суждения преждевременно.

Государственная аккредитация

Ччрез пару месяцев после победы новое руководство заявило о том, что провело аудит, который выявил множественные нарушения в части распределения авторского вознаграждения, платежи в адрес фирм

Судебные процессы

Отдельную категорию дел представляют претензии РАО к организаторам концертов. Наиболее известны дела о защите прав авторов песен, исполняемых группой . Элтоном Джоном, Бейонсе, группами «Сплин», «Ария», .

Серьезные проблемы с распределением собранного вознаграждения между авторами и правообладателями были выявлены в деле о налоговых претензиях к РАО. Налоговая служба посчитала, то нераспределенное вознаграждение является доходом общества и должно облагаться налогом на прибыль. Выяснилось, что за три года размер нераспределенного вознаграждения составил 4 млрд рублей, то есть примерно годовой сбор РАО.

Остальные 80% принадлежат выше ООО «Энигма».

Студия «Союз»

РАО (через АО «СЭК») владеет 80% акций студии, остальные 20% принадлежат генеральному директору студии Алексею Бочкову.

Студия «Союз» является одним из крупнейших российских правообладателей и, таким образом, имеет право на получение от РАО весьма существенного вознаграждения.

При этом непрозрачные процедуры распределения собранного вознаграждения открывают перед РАО реальные возможности для злоупотребления в виде неподконтрольного перекладывания вознаграждения из общего кармана в свой собственный.

АО «Сервисно-эксплуатационная компания» (АО "СЭК")

СЭК - 100% дочерняя организация РАО. По версии следствия, использовалась для 557 млн рублей из Российского авторского общества.

Через СЭК РАО владеет информационным агентством «Интермедиа», студией «Союз» и информационной группой «Билбоард».

Также на эту организацию была оформлена некая недвижимость, деньги от продажи которой, по утверждению Сергея Федотова, планировалось потратить на разработку реестра интеллектуальной собственности для обеспечения сбора так называемого налога на интернет.

НП «МАК»

РАО являлось одним из учредителей Некоммерческого партнерства по содействию развитию рынка музыкального и аудиовизуального контента в сети интернет. Это партнерство было создано крупными игроками медиарынка («Юниверсал мьюзик», «Первое музыкальное издательство», «МУЗ.РУ», «Фидел Солюшнс», «Фирма Грамзаписи Никитин») и известно связанными с ним судебными процессами против Мэйл.ру, Вконтакте и Одноклассников.

В апреле 2018 НП "МАК"



Просмотров