Всероссийское офицерское собрание. Появление и становление офицерских собраний Каким документом определено офицерское собрание

I. Общие положения.

1. Положение об Офицерском собрании МО МВД России «Курагинский» определяет его основные принципы деятельности общественного формирования, его полномочия в решении задач воспитания, укрепления служебной дисциплины и законности, соблюдения норм этики и морали, защиты прав, чести и достоинства офицеров, мер воздействия на личный состав.

  1. Офицерское собрание МО МВД России «Курагинский» является постоянно действующим общественным формированием, созданным в целях содействия сближению офицеров между собой, поддержки и развития между ними правильных товарищеских отношений, содействия развития среди офицеров и членов их семей взаимопомощи в сложных жизненных ситуациях, проведения досуговых мероприятий в свободное от службы время.
  2. 3. Офицерское собрание осуществляет свою деятельность в
    соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами МВД Росси. ГУ МВД России по Красноярскому краю.

4. Членами Офицерского собрания являются все сотрудники МО МВД России «Курагинский», занимающие должности среднего, старшего и высшего
начальствующего состава.

5. Сотрудники органов внутренних дел РФ, временно
прикомандированные к МО МВД России «Курагинский», считаются временными членами Офицерского собрания.

II. Руководящие органы Офицерского собрания и порядок их работы

6. Высшим органом Офицерского собрания является общее собрание его членов.

7. Председателем Офицерского собрания является начальник Межмуниципального отдела МВД России «Курагинский».

8. Рассмотрение вопросов, выносимых на общее собрание, может
проводиться как в условиях свободного обсуждения, так и в условиях
закрытого заседания для рассмотрения должностных лиц старшего начальствующего состава, товарищеской критики и самокритики. Каждый член Офицерского собрания имеет право свободно высказывать свое мнение. Какие-либо действия, направленные на ограничение свободы слова, не допускаются. Нe допускаются также критика и обсуждение приказов начальников.

9. Решения Офицерского собрания и его Совета в недельный срок утверждается председателем, доводятся до всех его членов и размещаются на информационном стенде МО. В случае необходимости решение доводится до членов семей сотрудников органов внутренних дел РФ в части, их касающейся, о чем отдельно указывается в постановлении общего собрания.

10. Ход общего собрания и его постановления протоколируются, протоколы хранятся пять лет. Какие-либо действия, направленные на ограничение свободы слова, не допускаются. Нe допускаются также критика и обсуждение приказов начальников.

11. Для организации деятельности Офицерского собрания на его заседании сроком на два года избираются Совет, который, в свою очередь, избирает председателя совета и его заместителя. При проведении выборов руководящих органов Офицерского собрания может быть выдвинуто несколько кандидатов на одно место. Избранным считается офицер, получивший на выборах наибольшее количество, но не менее половины голосов офицеров, участвующих в общем собрании.

12. Совет собрания избирается по принципу - по одному представителю от каждой службы из числа самых авторитетных профессионально подготовленных и соблюдающих морально-этические нормы поведения сотрудников. Совет проводится по мере необходимости.

13. Численность и состав Совета определяются по предложениям подразделений МО МВД России «Курагинский».

Избранным в состав совета считается офицер, получивший более половины голосов офицеров, участвовавших в голосовании.

На организационном заседании Совета для ведения документации избирается секретарь Совета.

14. Любой член совета на общем собрании может быть выведен из его состава. При этом решение о выводе из состава совета считается принятым, если за него проголосовало не менее 75 процентов офицеров, присутствующих на общем собрании.

На заседания Совета или всего Офицерского собрания могут быть приглашены представители Общественного совета при МО, Совета ветеранов ОВД.

III. Полномочия и основы деятельности Офицерского собрания

15. На офицерское собрание возлагаются:

15.1 воспитание офицеров в духе патриотизма и уважения к другим народам и государствам, добросовестного выполнения служебного долга, дисциплинированности, инициативы и творчества, заботы о подчиненных;

15.2. поддержание в офицерской среде товарищеских отношений, основанных на соблюдении чести и достоинства офицера, преданности служебному долгу, укреплении офицерского коллектива;

15.3. создание в офицерском коллективе нетерпимого отношения к любым проявлениям формализма, бюрократизма, лжи, моральной нечистоплотности;

15.4. поддержание и повышение культуры офицеров;

15.5.обеспечение общественной защиты офицеров от проявлений грубости и произвола, унижения личного достоинства и социальной несправедливости;

15.6. создание обстановки неукоснительного соблюдения офицерами Конституции и иных законодательных актов Российской Федерации;

15.7. обсуждение и принятие решений по вопросам, связанным с повседневной деятельностью и взаимоотношениями офицерского состава;

15.8. взаимодействие с общественными объединениями (организациями) в целях сплочения офицерских коллективов, создания в семьях семей сотрудников здоровой морально – нравственной атмосферы, отстаивания их прав и интересов, организации культурного отдыха и досуга.

  1. Офицерское собрание вправе по предложению председателя Офицерского собрания или Совета Офицерского собрания, либо по заявлению офицера:

16.1. Заслушивать офицеров (независимо от специального звания и воинской должности (за исключением заместителей начальника и начальника МО МВД России «Курагинский») по вопросам их участия в решении возложенных на Офицерское собрание задач, а также взаимоотношений между офицерами;

16.2. рассматривать вопросы нарушений служебной дисциплины и законности, заслушивать руководителей, на которых возложена обязанность по организации морально-психологического обеспечения, нарушителей и их непосредственных руководителей;

16.3. обсуждать факты нарушений сотрудником норм профессиональной этики, предусмотренных Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации и по противодействию коррупции 23 декабря 2010г.).

16.4. рассматривать межличностные конфликты в служебных коллективах;

16.5.вносить предложения, по вопросам совершенствования служебной деятельности, жизни и быта сотрудников и членов их семей:

16.6. при необходимости обращаться с ходатайствами к вышестоящим начальникам о рассмотрении заявлений, жалоб и предложений офицеров, которые не могут быть разрешены Офицерским собранием.

17. Руководство МО МВД России «Курагинский» должно создавать необходимые условия для деятельности Офицерского собрания, предоставлять служебные помещения (актовый зал, классы занятий и иное), которые оснащаются необходимым имуществом, средствами связи и оборудуются для работы совета и приема членов собрания по личным вопросам.

18. В Офицерском собрании все решения (в том числе и но выборам руководящих и иных органов) принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на собрании (заседании Совета) офицеров (за исключением решения о выводе из состава совета члена совета.

IV. Полномочия Совета и Офицерского собрания

19. На Совет Офицерского собрания возлагаются подготовка общих собраний, а также рассмотрение и принятие решений по вoпpocaм:

19.1. организации выполнения задач, возложенных на офицерское собрание;

19.2. выполнения решений офицерского собрания;

19.3. реализации предложений и обращений офицеров.
20. Члены совета:

20. проводят целенаправл1енную работу по реализации планов и решений, принятых на общих собраниях и заседаниях совета, обеспечивают их выполнение;

20.2. проводят индивидуальную работу с офицерами;

20.3.содействуют искоренению фактов ущемления законных прав и интересов личного состава, бюрократизма в решении их проблем;

20.4. рассматривают поступившие обращения офицеров:

20.5. содействуют привлечению членов семей офицеров к участию в
общественной жизни.

21. На заседаниях Совета может заслушиваться по вопросам. Относящимся к компетенции офицерского собрания любой офицер, за исключением начальника отдела и его заместителей.

22. Совет и Офицерское собрание при рассмотрении руководителей, ответственных за морально-психологическое обеспечение, и нарушителей служебной дисциплины, норм этики и служебного поведения, правомочны выносить следующие решения:

22.1. установить, что в рассматриваемом случае не содержится
признаков нарушений служебной дисциплины, норм этики и служебного
поведения;

22.2. установить, что рассматриваемом случае содержатся признаки
нарушений служебной дисциплины, норм этики и служебного поведения, в
соответствии с чем, собрание имеет право:

22.2.1. указать сотруднику на недопустимость нарушений требований, предъявляемых к служебному поведению;

22.2.2. с условием соблюдения сроков привлекать к дисциплинарной ответственности, предусмотренной законодательством, ходатайствовать перед начальником территориального органа МВД России о наложении дисциплинарного взыскания;

22.2.3. принять решение о письменном информировании членов семьи нарушителя служебной дисциплины о совершённом им проступке;

22.2.4. размещение фотографии нарушителя служебной дисциплины на стенде «Отстающие по службе»;

Решение совета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов совета.

23. По решению Совета Офицерского собрания и ходатайству руководителя соответствующего подразделения нарушитель служебной дисциплины может рассматриваться за проступок и после наложения дисциплинарного взыскания.

24. Председатель Совета ежегодно информирует офицеров о работе членов Совета, о мерах по выполнению принятых решений, реализации предложений и замечаний, высказанных офицерами.

По истечении срока полномочий председатель Совета отчитывается о проделанной работе перед общим собранием.

25. Подразделениям, структурно входящим в МО МВД России «Курагинский», предоставляется право проводить собрание офицеров подразделения.

Собрание офицеров подразделения проводится по мере необходимости, по требованию не менее чем одной трети офицеров или по решению начальника структурного подразделения и считается правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов от списочного состава офицеров. Решение собрания офицеров подразделения считается принятым, если за него голосовало более половины в нем участвующих.

Собрание офицеров подразделения, при необходимости, может предварительно обсуждать любые вопросы, выносимые на общее собрание, а также возбуждать ходатайства перед общим собранием о применении в отношении офицеров подразделения мер общественного воздействия.

Время и место проведения собрания офицеров подразделения определяет начальник структурного подразделения по согласованию с председателем офицерского собрания и заблаговременно доводит до сведения офицеров подразделения.

26. Председатель Офицерского собрания отвечает за организацию деятельности Офицерского собрания.

На него возлагаются:

Руководство работой Офицерского собрания в соответствии с задачами, стоящими перед органами внутренних дел;

Организация деятельности Офицерского собрания, направленной на сплочение офицерского коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций офицерского собрания и принятие по ним решений;

Ведение переписки от имени офицерского собрания;

Организация подготовки и участие в мероприятиях, проводимых в офицерском собрании, укрепление его авторитета;

Всемерное использование потенциала офицерского собрания в решении стоящих задач;

Реализация совместно с членами Совета мер по выполнению решений, принятых общим собранием, и обеспечение их выполнения офицерами;

Координация взаимодействия офицерского собрания с другими общественными объединениями (организациями).

В случае необходимости председатель офицерского собрания вправе созывать внеплановые общие собрания и заседания его совета.

27. Председатель Совета непосредственно организует и руководит деятельностью офицерского собрания по выполнению возложенных на него задач.

Он обязан:

Организовывать подготовку и проведение общих собраний;

Организовывать подготовку и проведение заседаний совета для
обсуждения текущих вопросов, касающихся деятельности офицерского
собрания;

Совместно с членами совета проводить целенаправленную работу по реализации планов и решений, принятых на общих собраниях и на заседаниях совета, обеспечивать их выполнение;

Организовывать взаимодействие офицерского собрания с другими общественными объединениями (организациями);

Обеспечивать ведение и сохранность документации офицерского собрания;

Отчитываться перед офицерами о проведенной членами совета работе не реже одного раза в год на общем собрании.

28. Председатель Совета имеет право:

28.1. давать поручения членам Совета, а также другим офицерам по
выполнению принятых решений и организации, проводимых в офицерском
собрании мероприятий;

28.2. вносить предложения председателю Офицерского собрания по вопросам социально – бытового обеспечения офицеров и членов их семей, соблюдение принципа справедливости в части, касающейся прохождения офицерами службы, подбора и расстановки кадров;

28.3.участвовать в работе аттестационной комиссии ОВД с правом голоса.

29. Член Офицерского собрания обязан:

29.1. Соблюдать требования законодательства РФ к его поведению, дорожить своей принадлежностью к Офицерскому составу органов внутренних дел РФ и его авторитетом;

29.2.участвовать в мероприятиях, проводимых в Офицерском
собрании, выполнять его решения и поручения совета;

29.3.содействовать поддержанию в офицерском коллективе
обстановки взаимного уважения, товарищества и офицерского братства,
искоренению негативных явлений в офицерской среде.

30. Член офицерского собрания имеет право:

30.1. быть избранным в состав Совета;

30.2. вносить и отстаивать свои предложения, добиваться выполнения решений общего собрания и совета;

30.3. высказывать свое мнение на собрании в отношении любого члена Офицерского собрания без исключения в случае нарушения им законодательства РФ;

30.4.обращаться в Совет, к председателю с устными или письменными заявлениями, жалобами в случае оскорбления и унижения его достоинства или несогласия с принятым по его обращению решением;

30.5. присутствовать на заседаниях совета при рассмотрении его обращения, а также вопросов, затрагивающих его интересы;

30.6. обращаться за поддержкой в Офицерское собрание при ущемлении его интересов в вопросах прохождения службы;

30.7. участвовать в культурно- досуговой и другой деятельности Офицерского собрания в соответствии со своими желаниями и способностями.

VI. Порядок внесения изменений и дополнений

в Положение об офицерском собрании.

31. Решения о внесении изменений и дополнений в Положение об Офицерском собрании прорабатываются на заседании совета и принимаются общим собранием.

Решения о внесении изменений и дополнений в Положение об Офицерском собрании считаются принятыми, если за них проголосовало 75 процентов, присутствующих на общем собрании офицеров.

VII. Порядок прекращения деятельности Офицерское о собрания

32. Офицерское собрание прекращает свою деятельность в случае принятия решения общим собранием, в случае если за него проголосовало более 75 процентов присутствующих офицеров на общем собрании.

Принятое решение оформляется протоколом, который представляется на yтверждение председателю офицерского собрания.

С момента утверждения председателем Офицерского собрания решения о прекращении деятельности Офицерского собрания деятельность Офицерского собрания считается прекращенной.

О прекращении деятельности Офицерского собрания председатель совета в течение одного месяца с момента утверждения решения о прекращении деятельности обязан довести информацию до всех членов Офицерского собрания.

В таможенных органах Российской Федерации есть упоминание о "собраниях", закрепленных нормативно правовой базой (Статья 31. Собрания сотрудников таможенных органов ФЗ №114). Но как таковая эта статья не работает.

1. В таможенных органах действуют собрания сотрудников таможенных органов.

2. Положение о собрании сотрудников таможенных органов утверждается руководителем Федеральной таможенной службы.

Необходимость офицерских собраний продиктована реальными событиями (юридическими фактами), происходящими внутри коллектива людей, носящих военную (специальную) форму и погоны. Этика взаимоотношений между офицерами (сотрудниками спецподразделений) обязывает по мере необходимости созывать офицерские собрания. Где выносится на обсуждение животрепещущие темы, где общими усилиями анализируются и разрешаются те или иные происшествия, касающиеся офицерского общества (воинского формирования, отделов, структурных подразделений).

Если это не делается, то возникают определенного типа конфликты, основанные на негативе друг другу сослуживцев. Что вполне естественно будет возникать в любом коллективе. Решить проблемы возможно сообща. Жесткое и волевое решение вышестоящего начальника, которое может быть и ошибочным, лишает перспективы благополучного исхода того или иного дела.

В вооруженных силах (наверное) всех стран мира есть Положение, определяющее основные принципы деятельности офицерских собраний, их полномочия, порядок взаимодействия с командирами (начальниками) воинских частей и руководителями организаций вооруженных сил (спецподразделений) в решении задач воспитания офицеров, защите прав, чести, достоинства офицеров при возникновении каких-либо проблем.

Офицерские собрания являются постоянно действующим объединением офицеров вооруженных сил (спецслужб) и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством страны. Офицерские собрания самостоятельно определяют формы и методы своей деятельности и содействуют сочетанию единоначалия и демократии, защите прав офицеров, воспитанию и развитию у офицеров ответственности за выполнение воинского долга, соблюдение чести и достоинства, общей и военной культуры, высокой нравственности, сплочению офицерских коллективов и обеспечению гласности в решении их проблем.

Офицерские собрания по штатной численности офицеров составляет не менее 10 человек. При наличии в воинской части (в подразделении спецслужб) менее 10 офицеров по решению командира воинской части (начальника гарнизона, начальника структурного подразделения) могут создаваться общегарнизонные офицерские собрания на базе одной из воинских частей (гарнизона, отдела, отделения).

При необходимости, но не реже одного раза в два года, по решению совета офицерского собрания, согласованному с командиров воинской части (начальников спецподразделений, начальников отделов), проводится делегатское офицерское собрание. По решению командующего (руководителя службы, начальника управления), но не реже одного раза в пять лет, проводится офицерское собрание в подразделении.

Начальник воинской части (начальник управления) является членом офицерского собрания с особым статусом, определяемым его должностными обязанностями (Положением о офицерском собрании). В своей повседневной деятельности он опирается на офицерское собрание, активно участвует в его работе, учитывает мнение офицеров при принятии управленческих решений.

Для разрешения возникающих наиболее важных и принципиально спорных вопросов, влияющих на жизнедеятельность офицерского собрания и морально-психологическую обстановку среди офицеров, начальник воинской части (начальник управления) может обращаться к должностному лицу, которому подчинен, или в соответствующий координационный совет офицерских собраний.

На офицерское собрание возлагаются:

Обсуждение и принятие решений по вопросам, связанным с повседневной жизнедеятельностью и взаимоотношениями офицерского состава воинской части (гарнизона, управления);

Поддержание в офицерской среде товарищеских (дружеских) отношений, основанных на соблюдении чести и достоинства офицера, преданности воинскому долгу, укреплении офицерского коллектива;

Создание в офицерском коллективе нетерпимого отношения к любым проявлениям формализма, бюрократизма, лжи, лицемерия, двуличности, подлости, моральной нечистоплотности;

Воспитание офицеров в духе патриотизма и уважения к другим народам и государствам, добросовестного выполнения воинского (служебного) долга, дисциплинированности, инициативы и творчества, заботы о подчиненных;

Поддержание и повышение общей и военной культуры офицеров, содействие в овладении ими отечественным и мировым военно-историческим наследием;
обеспечение общественной защиты офицеров от проявлений грубости и произвола, унижения личного достоинства и социальной несправедливости;

Рассмотрение вопросов участия офицерского состава в выполнении задач, возложенных на воинскую часть, формирование общественного мнения в интересах их качественного решения;

Чествование офицеров в связи с достигнутыми успехами в служебной деятельности, вручением государственных наград, присвоением воинских и почетных званий, повышением в должности, знаменательными событиями в семейной жизни, убытием к новому месту службы, увольнением в запас (отставку);

Взаимодействие с женскими советами, другими общественными объединениями в целях сплочения офицерских коллективов, создания в семьях военнослужащих здоровой морально-нравственной атмосферы, отстаивания их прав и интересов, организации культурного отдыха и досуга;

Организация и поддержка научно-исследовательской, военно-научной и рационализаторской работы офицеров;

Рассмотрение заявлений офицеров о несогласии с решениями товарищеского суда чести офицеров;

Участие в рассмотрении вопросов прохождения ими военной службы, в том числе:

Назначение на высшие должности и направление на учебу;

Представление к присвоению почетных званий и очередных воинских званий досрочно, а также к награждению государственными наградами;

Возбуждение ходатайства перед начальником воинской части (начальником управления) о снижении в воинском звании на одну степень и восстановлении прежнем воинском (специальном) звании, перемещении на низшую должность, увольнении с военной службы.

Офицерское собрание вправе по своей инициативе, по предложению совета офицерского собрания или соответствующих начальников, либо по заявлению офицера:

Заслушивать любого члена офицерского собрания независимо от занимаемой должности и воинского звания по вопросам жизнедеятельности воинской части (управления, службы, отдела, отделения), а также взаимоотношений между офицерами, кроме начальника воинской части (начальника управления);

Рассматривать конфликтные ситуации и факты недостойного поведения офицеров в быту или нарушения ими общественного порядка, воинской (служебной) дисциплины, недобросовестного отношения к служебным обязанностям;

Вносить предложения начальнику воинской части (начальнику управления) по вопросам совершенствования служебной деятельности, жизни и быта военнослужащих и членов их семей;

Ходатайствовать о рассмотрении вышестоящим командиром заявлений, жалоб и предложений офицеров, которые не были разрешены начальником воинской части (начальником управления) и офицерским собранием.

Рассмотрение вопросов, выносимых на общее собрание членов офицерского собрания, должно проводиться в условиях свободного обсуждения, товарищеской критики и самокритики. Каждый офицер имеет право свободно высказывать свое мнение, при этом младшие офицеры высказывают свое мнение в первоочередном порядке. Какие-либо действия, направленные на ограничение свободы слова, не допускаются и подлежат рассмотрению на совете офицерского собрания, не допускается критика и обсуждение приказов, распоряжений командиров и начальников.

Ход собрания и его решения протоколируются и хранятся три года.

При проведении делегатского общего собрания расходы на проезд делегатов производятся за счет денежных средств, выделяемых на оплату служебных командировок.
Решения офицерского собрания доводятся до всех офицеров воинской части (гарнизона, управления), а при необходимости - до членов семей военнослужащих в части, их касающейся.

При совершении офицером проступка, нарушающего Кодекс чести офицера Вооруженных Сил РФ (той или иной федеральной специальной службы) (далее - Кодекс чести офицера), офицерское собрание вправе применить к нему меры общественного воздействия или передать дело о проступке на рассмотрение товарищеского суда чести офицеров.

Решение о передаче дела офицера, совершившего проступок, на рассмотрение в товарищеский суд чести офицера принимает начальник воинской части (начальник управления) или совет офицерского собрания на основании обращения соответствующих начальников, сообщений правоохранительных органов, а также в связи с письменным заявлением членов офицерского собрания воинской части или потерпевших лиц.

Меры общественного воздействия, применяемые к офицеру, по вопросам возбуждения ходатайства перед начальником воинской части (начальником управления) о перемещении на низшую должность, снижении офицера в воинском (специальном) звании на одну ступень, увольнении с военной службы утверждаются офицерским собранием той воинской части (управлении), где проходит службу данный офицер.

Для многих служивых все это смешно. Как ни странно. Но гласность и открытость помогает, на мой взгляд, во взаимоотношениях в коллективе.

#офицерскоесобрание #история #военныефинансы #русскаяармия #армия

История появления, становления и развития офицерских собраний в русской не так продолжительна, но весьма поучительна и интересна. Первые публикации о необходимости военных клубов или собраний в полках появились в конце XVIII в. Мотивов пользы их создания было предостаточно.

Вместе с тем создание общества способствовало развитию товарищества, взаимного уважения, ознакомлению с прошлым полка, его боевыми традициями, воспитанию гордости за свою воинскую часть. Наконец, организованное общение диктовалось необходимостью повышения их военных знаний, что обусловливалось развитием военного дела.

О необходимости и полезности офицерских собраний высказывался писатель А.А. Писарев.

В частности, ему принадлежат слова: "Если бы я был полковым командиром, то завел бы… некоторого рода собрания под названием военного редута и приглашал бы на оное два раза в неделю всех . Для такого общества собрал бы я небольшую библиотеку, содержащую в себе лучшие, на иностранных языках писанные или с оных на природный язык переведенные книги, относящиеся до математики, географии, истории всеобщей и военного искусства, в особенности инженерной науки, фортификации и тому подобных знаний".

Почти до конца XVIII в. в какой-то мере возможность общения полка создавали некоторые ротные, эскадронные и батарейные командиры. Имея материальные возможности, они приглашали в свой дом, в свою семью на обед младших , где они вместе отдыхали и вели беседы на военные темы. Нередко командиры полков на своих квартирах образовывали своего рода офицерское общество, организуя досуг .

С усложнением военного дела, оснащением войск новым оружием, изменением способов ведения боевых действий такая форма общения стала явно недостаточной. Поэтому был сделан следующий шаг к упорядочению совместных сходок .

По инициативе самих появились частные собрания в виде военных кружков: артиллерийских, кавалерийских, инженерных, где в товарищеской беседе разбирались разные вопросы из военного дела. Так, в начале 60-х годов XVIII столетия возник инженерный кружок, заседания которого проходили в Санкт-Петербурге. Позднее появились "Клуб штаб - и обер- Новгородского пехотного полка" в Тихвине (1779), "Военный клуб" в Санкт-Петербурге (1782) и др.
В 1824 г. по решению всесильного в то время графа А.А. Аракчеева в войсках начали организовывать офицерские ресторации, послужившие прототипом офицерских собраний. Значение рестораций в жизни хорошо обрисовал М.Ю. Лермонтов в замечательном произведении "Герой нашего времени". Ресторациям позволяли иметь "дешевый стол", устраивать собрания с музыкой, игры в карты, шашки и шахматы, а приезжим разрешалось "останавливаться с удобствами в покоях".

Во второй половине XIX в. официально было разрешено создавать военные клубы в некоторых воинских частях, особенно расположенных в западных округах. Этим частям оказывалась финансовая помощь со стороны правительства. Клубы появились в Финляндском, Виленском и Варшавском военных округах. Для изучения фактического состояния дел по созданию таких клубов, характера их деятельности Военным министерством в 1869 г. была создана особая комиссия.

Она собрала значительный материал и установила, что в трех названных округах уже действовало немало военных клубов, причем каждый из них имел собственный устав. Комиссия подтвердила положительные результаты работы клубов: офицеры сроднились между собою, "слились в одно боевое общество, прониклись одним общим духом, все выиграли в светском обращении, и не было случая, чтобы приличие было нарушено".

В Военное министерство из войск шли предложения об отпуске денег из государственной казны и отводе помещений для устройства клубов. Клубы могли развить дух товарищества, единства в офицерском обществе, сблизить и ознакомить между собою семьи , поднять уровень развития вообще, особенно относительно их специальности, и, наконец, улучшить их быт.

В журнале "Военный сборник" автор статьи "К вопросу об устройстве офицерских собраний" убедительно защищал их полезность: "Насущная потребность в подобного рода учреждениях для всех частей нашей армии до того очевидна, что, казалось бы, по этому вопросу и спору никакого быть не должно. Подобного рода учреждения непременно должны повлиять самым благодетельным образом на наши офицерские общества … развить в офицерах более привязанности к военному делу; создать товарищество, тот благородный дух корпорации , который имеет столь важное значение в войсках. Проектируемые офицерские собрания непременно будут действительным и важным средством для поднятия нравственного и умственного уровня наших офицерских обществ".

Военное министерство дало разрешение на устройство офицерских собраний в каждой отдельной воинской части либо общих для нескольких воинских частей, расположенных вместе. Специального положения об офицерских собраниях, обязательного для всех воинских частей, еще не существовало. Особая комиссия при Главном штабе выработала примерный устав, который был опубликован в военной печати в 1869 г. В нем были отражены лишь наиболее общие положения о впервые создаваемых офицерских собраниях, а об организации их работы никаких указаний дано не было. Поэтому каждая воинская часть составляла свой устав.

Через пять лет, в 1874 г., был разработан единый нормативный документ для всех воинских частей - так называемый нормальный устав военных собраний, который был утвержден царем. В этом же году в приказе по военному ведомству устройство собраний считалось обязательным для всех воинских частей. Следовательно, от первых публикаций в печати о необходимости и полезности собраний до принятия решения об их создании в каждой части прошло почти столетие. Одна из главнейших причин такого затяжного пути - экономическая, поскольку для учреждения собрания даже в одном полку требовались немалые деньги, в том числе из государственного бюджета.

Уставом 1874 г. военным собраниям был придан "клубный характер", работа в них организовывалась как в обычных, не военных, общих клубах. Управление всеми делами собрания поручалось комитету избираемых старшин, а не командиру части, что явно не соответствовало специфике управления воинскими частями.

Военный министр предоставил каждой воинской части право дополнять в случае надобности статьи этого устава путем издания более подробных правил с утверждением их командиром дивизии. Но правила эти могли касаться только дальнейшего развития отдельных статей нормального устава без изменения основополагающих его положений.

Предложения по изменению устава командиры частей были обязаны направлять в Военное министерство. Таких предложений поступило очень много, и через десять лет после введения нормального устава, в сентябре 1884 г., Александр III утвердил Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск.

В нем основные задачи и организация работы собраний, введенные нормальным уставом, были сохранены, но вместе с тем появились и принципиальные изменения. Весьма важно, что в этом Положении отказались от выбора старшин, которые вершили дела собраний. Теперь собрание становилось лишь совещательным органом, обязанности председателя собрания были возложены на командира части, он стал утверждать предложения собрания. Положение 1884 г. оказалось настолько глубоко проработанным, что в дальнейшем другое не принималось. В него лишь вносились незначительные дополнения и изменения.

В 1898 г. при Главном штабе хотя и была образована комиссия по пересмотру Положения, но предложенные ею изменения и дополнения не потребовали принятия нового документа. В каждой воинской части в его развитие разрабатывались, одобрялись офицерским собранием и утверждались командиром части частные правила собрания, где более подробно и конкретно излагались некоторые стороны деятельности, особенно финансово-хозяйственная. Многие предложения комиссии при Главном штабе находили отражение как раз в этих частных правилах.

В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемое Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить деятельность офицерских собраний в соответствии с Положением об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Начальнику Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации обеспечить доведение до военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации традиций и истории офицерских собраний армии и флота, а также освещение деятельности офицерских собраний в Вооруженных Силах Российской Федерации через средства массовой информации.

4. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 года N 147.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации.

6. Приказ разослать до отдельной воинской части.

Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов

Приложение. Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 23 декабря 2004 года N 435

I. Общие положения

1. Офицерские собрания предназначены для сплочения коллектива офицеров воинских частей*, воспитания офицеров в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и боевым традициям, укрепления войскового товарищества, выработки предложений и рекомендаций командованию по вопросам прохождения военной службы, решения социальных и иных проблем, возникающих у офицеров и членов их семей.
_______________
* Здесь и далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, под воинскими частями подразумеваются органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.


В практической деятельности офицерские собрания самостоятельно определяют методы и формы работы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Офицерские собрания при необходимости могут утверждать дополнительные правила, не противоречащие целям и принципам настоящего Положения, определяющие специфику их деятельности.

2. Офицерские собрания действуют в центральных органах военного управления, управлениях военных округов, флотов, объединений и соединений, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссариатах, в которых численность офицеров составляет не менее 10.

Для воинских частей, дислоцирующихся на территории одного гарнизона и имеющих в своем составе менее 10 офицеров, решением начальника гарнизона может создаваться объединенное офицерское собрание гарнизона.

3. На офицерском собрании могут присутствовать все офицеры воинской части.

Каждый офицер имеет право выступать на заседаниях офицерских собраний по существу обсуждаемых вопросов. На заседаниях офицерских собраний не допускается обсуждение приказов и распоряжений командиров (начальников).

4. Для функционирования офицерских собраний используются Дома офицеров и офицерские клубы, а в случае их отсутствия в гарнизонах и воинских частях - специально выделенные командованием помещения. У входа в помещение, отведенное для этой цели, крепится табличка с надписью "Офицерское собрание".

Распорядок работы и другие сведения о работе офицерского собрания вывешиваются на информационном стенде. Место размещения информационного стенда определяется решением командира воинской части (начальника гарнизона).

II. Полномочия офицерских собраний

5. Офицерские собрания на своих заседаниях рассматривают следующие вопросы:

совершенствование профессиональной подготовки офицеров;

обеспечение социальной защищенности офицеров и членов их семей;

повышение общей и военной культуры офицеров;

проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета офицеров;

поддержку прибывших для прохождения военной службы военнослужащих, в том числе офицеров, назначенных на первую воинскую должность;

организацию взаимодействия с общественными и религиозными объединениями, офицерскими собраниями других воинских частей, другими организациями;

военно-патриотическое воспитание молодежи;

организацию работы, связанной с заботой и удовлетворением потребностей ветеранов, инвалидов и семей погибших военнослужащих;

воинское воспитание офицеров, а также обсуждение их проступков.

6. В целях общественного осуждения проступков офицеров офицерскими собраниями могут применяться следующие меры общественного воздействия:

предупреждение;

объявление офицерского осуждения;

вынесение решения о принесении публичного извинения.

7. Заседания офицерских собраний являются правомочными при условии присутствия на них не менее 2/3 его участников - членов офицерских собраний. Решения офицерских собраний принимаются на заседаниях офицерских собраний открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов офицерского собрания. По требованию большинства присутствующих членов офицерского собрания решения могут приниматься и тайным голосованием.

III. Руководство и организация работы офицерских собраний

8. Офицерское собрание возглавляет председатель офицерского собрания. Председателем офицерского собрания является командир воинской части, а в объединенном офицерском собрании - один из командиров воинской части.

9. Председатель офицерского собрания:

определяет дни и время проведения собрания;

утверждает планы работы офицерского собрания и организует их выполнение;

направляет деятельность офицерского собрания на сплочение коллектива офицеров;

проводит целенаправленную работу по реализации решений, принятых на заседаниях офицерского собрания;

организует проведение культурно-воспитательных мероприятий офицерского собрания;

проводит при необходимости внеплановые заседания офицерского собрания;

осуществляет иные полномочия в соответствии с дополнительными правилами, указанными в п.1 настоящего Положения.

10. Для организации деятельности офицерских собраний создается совет офицерского собрания, состав которого не должен превышать 10 процентов от общего числа членов офицерского собрания.

Совет офицерского собрания избирается на заседаниях офицерского собрания сроком на два года из числа наиболее подготовленных и авторитетных офицеров.

Офицерские собрания на своих заседаниях из числа офицеров, избранных в совет офицерского собрания, избирают тайным голосованием председателя и секретаря совета офицерского собрания.

Офицерские собрания могут при необходимости вывести из состава совета офицерского собрания любого из его членов, а также произвести довыборы в совет офицерского собрания другого члена офицерского собрания.

11. По истечении срока своих полномочий совет офицерского собрания отчитывается о проделанной работе перед офицерским собранием. На каждом заседании офицерского собрания совет информирует членов офицерского собрания о своей работе, мерах по выполнению решений предыдущего заседания офицерского собрания, реализации предложений и замечаний, высказанных офицерами.

Заседания офицерского собрания и совета офицерского собрания оформляются протоколами. Протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания подписываются председателем и секретарем совета офицерского собрания. Протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания хранятся в делах офицерского собрания в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в составе комиссии, назначаемой председателем совета офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания, с составлением акта об уничтожении.

12. Для участия в работе совета офицерского собрания могут приглашаться председатель аттестационной комиссии и другие должностные лица, а также представители общественных и иных организаций.

Члены офицерского собрания имеют право присутствовать на заседаниях совета офицерского собрания при обсуждении любых вопросов с правом совещательного голоса.

13. Председатель совета офицерского собрания:

ведет заседания офицерского собрания;

организует работу совета офицерского собрания;

утверждает планы работы совета офицерского собрания и организует их выполнение;

организует подготовку и проведение заседаний совета офицерского собрания;

организует проведение мероприятий и выполнение задач, решаемых офицерским собранием;

отвечает за разработку планов работы офицерского собрания и совета офицерского собрания, осуществляет контроль за их выполнением;

в отсутствие председателя офицерского собрания осуществляет его полномочия.

14. Председатель совета офицерского собрания не реже одного раза в полугодие на заседании совета офицерского собрания принимает отчеты о проделанной работе от членов совета офицерского собрания.

В случае отсутствия в течение длительного срока по каким-либо причинам председателя совета офицерского собрания его обязанности по решению совета офицерского собрания возлагаются на одного из членов совета офицерского собрания. Данное решение принимается путем открытого голосования большинством голосов членов совета офицерского собрания.

15. Секретарь совета офицерского собрания:

разрабатывает планы работы офицерского собрания и совета офицерского собрания;

ведет учет поступающих от членов офицерского собрания предложений, заявлений и обращений, выносит их на обсуждение совета офицерского собрания;

ведет протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания.

16. В случае отсутствия в течение длительного срока по каким-либо причинам секретаря совета офицерского собрания решением председателя совета офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания назначается офицер для выполнения обязанностей секретаря офицерского собрания.

Начальник службы кадровой
и воспитательной работы
Министерства обороны
Российской Федерации
генерал армии
Н.Панков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Своеобразного рода клуб офицерского состава формирований армии и флота , являлось самостоятельной постоянно действующей общественной организацией войсковой единицы (единицы сил - кают-компания).

История [ | ]

Состав [ | ]

В состав офицерского собрания входили члены офицерского собрания (см. выше) и средства офицерского собрания .

Средства офицерского собрания составлялись из суммы:

Офицерское собрание в/части в Советской армии представляло собой заседание всего офицерского состава, обычно в клубе части. Из числа наиболее авторитетных офицеров выбирался президиум и секретарь, который протоколировал ход собрания. Целью данного сбора была выработка коллективного решения по текущим проблемам в части. Повестка собрания доводилась до присутствующих командиром части или одним из его заместителей. В общем, порядок такого собрания сильно походил на партийное собрание, но отличался присутствующим контингентом - на офицерском собрании присутствовали только офицеры, тогда как на партийном - все коммунисты, независимо от званий. К сожалению, офицерские собрания в дальнейшем ввели в перечень обязательных мероприятий и постепенно они превращались в простую формальность.

Вновь интерес к офицерским собраниям дореволюционного варианта в Советской Армии появился с началом перестройки . 20 мая 1989 года Министром обороны СССР утверждается Временное положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах СССР, а 14 декабря 1990 года - уже постоянное Положение об офицерском собрании в ВС СССР . Но из-за скоро последовавшего распада СССР сколько-нибудь значительную роль в жизни ВС СССР советские офицерские собрания сыграть не смогли.

ВС России [ | ]

С постепенным сломом советской системы в вооружённых силах отошли в небытие и офицерские собрания в ВС России .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. сайт Центра патриотического воспитания молодежи «Офицерское собрание».


Просмотров