Всемирный день борьбы с коррупцией. Когда и почему появился Международный день борьбы с коррупцией? Национальная стратегия и план противодействия коррупции

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря.

В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Борьба с коррупцией и экономической преступностью является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России. Мероприятия, направленные на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений в данной сфере, осуществляется непрерывно.

В 2016 году Министерством внутренних дел Российской Федерации в этом направлении проведена масштабная работа.

По информации Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, в январе-октябре текущего года правоохранительными органами выявлено 25,7 тысяч преступлений коррупционной направленности, из которых 5,3 тысяч — в крупном и особо крупном размере.

Установлено больше 12 тысяч лиц, совершивших преступления, из них привлечено к уголовной ответственности более 10 тысяч человек, в том числе выявленных сотрудниками органов внутренних дел более 9 тысяч.

Окончено расследованием 22,1 тысяч преступлений данного вида. И них 19,3 тысяч — направлены в суд.

Одна из важнейших задач борьбы с коррупцией — пресечение фактов взяточничества и коммерческого подкупа.

В январе-октябре 2016 года выявлено больше 5 тысяч преступлений по статье 290 УК РФ «Получение взятки», в том числе 676 — совершенных в крупном или особо крупном размере. Из 1,7 тыс. лиц, совершивших данные преступления, 1,6 тыс. привлечены к уголовной ответственности.

Задокументировано 1,2 тысяч фактов коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ). Выявлено 637 лиц, совершивших данные преступления, из которых 367 привлечены к уголовной ответственности.

Помимо этого, зарегистрировано 715 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ). К уголовной ответственности привлечено 240 человек, подозреваемых в указанном преступлении.

Особое внимание МВД России уделяется выявлению и пресечению преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами с широким кругом полномочий. Так, с начала 2016 года сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции выявлен ряд резонансных коррупционных преступлений.

Кроме того, подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России проводится комплекс мероприятий по установлению имущества, на которое судами может быть наложен арест или применены конфискационные санкции за совершение преступлений коррупционной направленности. Так, в январе-октябре 2016 года по оконченным и приостановленным уголовным делам из общей суммы причиненного материального ущерба в размере 34,5 млрд рублей взыскано 18,6 млрд рублей.

К Международному дню борьбы с коррупцией в МВД России подготовлен информационный буклет, который разъясняет права гражданина, ответственность взяткодателей и получателей незаконных «вознаграждений», а также алгоритм действий в тех случаях, когда у человека вымогают взятку.

Мероприятия МВД России, приуроченые к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря.

Министерством внутренних дел Российской Федерации проведен ряд мероприятий, приуроченых к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря.

Практически всеми подразделениями территориальных органов внутренних дел разработаны и распространены памятки, буклеты, плакаты с тематикой: «Как противостоять коррупции», издаются календари с агитационными призывами «Нет коррупции». В местах приема граждан оформлены стенды с аналогичной информацией.

В общественном транспорте размещается информация о подразделениях органов внутренних дел с указанием телефонов доверия, алгоритма действий граждан при столкновении с фактами коррупции и вымогательством.

Практикуется демонстрация видеороликов антикоррупционной направленности «Стоп коррупция!» на мультимедийных экранах городов и зданий органов внутренних дел.

Мероприятия с распространением агитационных плакатов и баннеров проведены в ГУ МВД России по Свердловской области, Краснодарскому краю, УМВД России по Камчатскому краю, УМВД России по Тюменской области, УМВД России по Магаданской области, УТ МВД России по ЮФО.

Практикуется проведение «Единого дня встреч с населением», на которых руководители органов внутренних дел совместно с представителями муниципальных образований и общественных советов ежемесячно проводят встречи с населением, в ходе которых обсуждаются вопросы противодействия коррупции.

Наиболее активно такая работа проведена в ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в ГУ МВД России по Ростовской, Самарской и Новосибирской областям.

В целях повышения эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции, внедряются новые формы и методы профилактики, одним из которых является создание ведомственного радио.

В текущем году тематические радиоэфиры запланированы к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря в УМВД России по Хабаровскому краю, Сибирском юридическом институте МВД России, Астраханском суворовском военном училище МВД России.

В Санкт-Петербургском университете МВД России ежегодно проводится конкурс стенной печати на тему: «Коррупция – это….», в котором принимают участие более 300 сотрудников и курсантов. Лучшие работы выставляются на выставке университета, размещаются на официальном сайте и печатаются в газете «На страже закона».

УМВД России по Ненецкому автономному округу совместно с журналистским сообществом округа ежегодно проводится конкурс публикаций на тему: «Борьба с коррупцией – дело каждого», приуроченный к Международному дню борьбы с коррупцией.

Конкурс на лучшую фотографию на тему: «Скажи коррупции нет!» проведен в ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Курсанты Дальневосточного юридического института МВД России в текущем году приняли участие во Всероссийском конкурсе научных работ «Закон и правопорядок», а также конкурсе сочинений на тему: «Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в России», организованном прокуратурой Хабаровского края.

В целях привлечения общественности к проблемам коррупции, УМВД России по Хабаровскому краю проведена общественная акция «Мы против коррупции» при участии общественных молодежных движений роллеров и велосипедистов.

Актуальные проблемы формирования правовых и общественных механизмов противодействия коррупции обсуждаются в ходе научно-практических конференций.

В ГУ МВД России по Новосибирской области организована межрегиональная научно-практическая конференция с участием представителей Общественной палаты Новосибирской области, Новосибирской региональной общественной организации Российского общества «Знание».

В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России состоялась международная научно-практическая конференция «Противодействие преступности в новых геополитических реалиях: методология, политика, практика».

Целью проводимых мероприятий стало обсуждение вопросов создания механизма взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в области противодействия коррупции.

В 2015 году, по оценкам зарубежных экспертов, Россия поднялась на 17 позиций в рейтинге восприятия коррупции!
Предлагаем вместе, публично выразить свою антикоррупционную позицию, распространив этот пост —
Я ВЗЯТОК НЕ ДАЮ!
2.jpg

Справочно: с января по октябрь 2014 года сотрудниками правоохранительных органов выявлено 5 500 преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки). Из них по материалам органов внутренних дел Российской Федерации – 4 908, в том числе 435 – совершенных в крупном или особо крупном размере /по данным ГУЭБиПК МВД России.

Государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.

В январе 2016 года Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало двадцать первый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.

Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах — Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами — составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимальный уровень коррумпированности среди исследованных стран.

Россия от организации 29 баллов (на два балла больше, чем годом ранее) и заняла 119-е место, что является наилучшим результатом с 2012 года, когда организация перешла на 100-балльный рейтинг. В 2014 году Россия находилась на 136-й строчке рейтинга — рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан.

9 декабря во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией.

Совместная международная кампания 2016 года, которую проводят Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), уделяет основное внимание тому, что коррупция является самым большим препятствием в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption) проводится ежегодно по инициативе Организации Объединенных Наций. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и ратифицировала ее Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ.

В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как сложившейся в России правоприменительной практики, так и международных требований.

В 2017 году был внесен ряд изменений в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», вступающей в силу с 1 января 2018 года. В соответствии с новыми требованиями сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, размещаемый в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Значительное внимание уделяется вопросам предупреждения коррупции на государственной и муниципальной службе.

Для обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции на федеральном и региональном уровнях сформированы и функционируют органы специальной компетенции. Основным звеном системы специализированных антикоррупционных органов являются подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (уполномоченные лица), которые созданы в федеральных государственных органах и их территориальных подразделениях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, Банке России, госкорпорациях, в государственных внебюджетных фондах и некоторых иных организациях.

В 2016 году антикоррупционными подразделениями на федеральном и региональном уровнях:

  • проведено более 150 тыс. проверок;
  • привлечено к различным видам ответственности почти 23 тыс. служащих;
  • уволено в связи с утратой доверия более 470 человек;
  • в отношении более чем 9 тыс. служащих были приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Одним из ключевых направлений деятельности Минтруда России является профилактика коррупции. Так, в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтруд России проводит мониторинг и анализ практики применения антикоррупционного законодательства, подготовку методических рекомендаций, разъяснений, обзоров, осуществляет организацию и участие в различных просветительских мероприятиях (совещания, круглые столы, конференции), посвященных вопросам повышения эффективности противодействия коррупции, соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных ограничений и запретов, норм этики. Данные методические и информационные материалы размещаются на официальном сайте министерства и доступны в подразделе « ». Кроме того, Минтрудом России с 2009 года на системной основе проводится централизованное обучение федеральных государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с противодействием коррупции.

В рамках совершенствования антикоррупционного законодательства в 2017 году министерство подготовило проекты нормативных правовых актов:

1. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях», в котором предусматриваются меры защиты государством лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о коррупционных правонарушениях, совершенных в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях. Законопроектом предусмотрена защита от неправового увольнения, а также от ущемления прав и законных интересов лица, уведомившего о коррупционном правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении, а в случае участия указанного лица в уголовном судопроизводстве также меры защиты, применяемые в соответствии с федеральными законами «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Законопроект внесен в Госдуму России.

2. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением запрета на получение вознаграждений и подарков отдельными категориями лиц», предусматривающий совершенствование положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, регламентирующих запрет на получение вознаграждений и подарков. В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными государственными органами и организациями.

3. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части унификации системы ограничений, связанных с получением почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия», подготовленный с целью обеспечения единообразия системы ограничений на принятие званий, наград и иных знаков отличия лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, отдельными категориями работников Центрального банка Российской Федерации. Законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.

Кроме того, в рамках текущей деятельности в 2017 году министерство подготовило:

  • Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год);
  • Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям;
  • Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией;
  • Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Деятельность Минтруда России в пределах компетенции направлена на создание условий для действенного функционирования правовых и организационных механизмов профилактики коррупции.

Общество всегда относилось к коррупции двояко. Но, начиная с конца 18 века, всё кардинально изменилось. Главный лозунг либеральных преобразований на Западе заключался в том, что государственный аппарат может существовать только для блага подвластных ему людей. Поэтому подданные «кормят» правительство в обмен на соблюдение чиновниками законов. Кроме этого, согласно принятому в 1787 году американскому закону, получение взятки является серьёзным преступлением, за которое даже президент может быть подвергнут импичменту. Многие люди изъявили тогда желание сделать из даты принятия этого закона Всемирный день и праздновать его на ежегодной основе. Но власть не поддержала этот народный порыв.

Общество всё больше влияло на качество деятельности политиков. С ужесточением государственного регулирования и партий существенную озабоченность вызывали эпизоды сговора представителей и политической элиты. Чиновники понимали, что необходимо организовывать мероприятия по борьбе с коррупцией. Но всё это оставалось на уровне обсуждений.

Также была обусловлена оживлением мирохозяйственных отношений. заключая контракты с зарубежными покупателями, вполне легально включили расходы на «подарки» в затраты переговоров.

Известные случаи

Задолго до того, как появился Международный день борьбы с коррупцией, в Америке прогремел скандал с участием известной компании «Локхид». Для продажи своих самолётов, которые были не очень высокого качества, она давала большие взятки чиновникам и политикам Японии, ФРГ и других стран. Примерно с того времени люди стали задумываться над глобальностью этой проблемы, мешающей международному развитию отношений.

Не менее показательны примеры коррупции и в постсоциалистических странах в лихие 90-е, когда размахи этого явления можно было сопоставить с ситуацией в развивающихся государствах.

Очень часто возникали парадоксальные ситуации, когда одни и те же лица занимали важные посты и в коммерческих, и в государственных В результате большинство чиновников нарушало закон не только путём получения взяток, но и путем защиты собственных коммерческих интересов.

Мировое зло

Со временем пришло к мнению, что коррупция - это зло, наносящее вред не одному человеку, группе лиц или отдельному государству, а всему миру. Данное мнение сложилось не на пустом месте. Всему причиной стали массовые подкупы корпорациями должностных лиц высшего звена за границей. Коррупция мешала развитию многих стран, негативно сказываясь на При этом государства, где это явление достигло высочайшего уровня, не стали ограничиваться третьим миром: в 90-е годы в бывших социалистических странах процесс либерализации сопровождался немыслимыми должностными злоупотреблениями. На фоне этих событий некоторые государства решили, что борьба с преступностью и коррупцией будет приоритетом их внутренней политики. Идём далее.

«1995 - год коррупции»

Именно такой заголовок увидели на главной странице читатели новогоднего номера газеты «Файнэншл Таймс». В статье американские компании-экспортёры жаловались на то, что теряют крупные контракты из-за иностранных законов, которые запрещают давать взятки чиновникам из другой страны. Напротив, во многих государствах ОБСЕ взятки зарубежным партнёрам не запрещались и даже могли вычитаться при уплате налогов. Например, немецкие корпорации тратили на это около 5,5 млрд. долларов каждый год. Для изменения ситуации некоторые европейские чиновники хотели даже организовать фонд борьбы с коррупцией. Но в итоге пришли к другому, более эффективному решению. В конце 1997 года все страны ОБСЕ поставили подпись под «Конвенцией о противодействии даче взяток иностранным лицам при проведении международных операций».

Подключение ООН

В 2003 году в истории коррупции произошло знаковое событие. Благодаря ООН тема борьбы с этим явлением была вынесена на международный уровень. В ноябре-месяце Генеральная Ассамблея приняла «Конвенцию ООН против коррупции». Данный документ был открыт для подписания 9 декабря 2003 года в небольшом городке Мерида (Мексика). По инициативе ООН, указанная дата была провозглашена как Международный день борьбы с коррупцией. Государства, согласившиеся подписать эту Конвенцию, признавали, что отмывание денег, хищение бюджетных средств и взятки - это уголовные преступления. А одно из положений документа гласило: «Средства нужно возвращать в ту страну, откуда они пришли в результате коррупционных действий». Россия подписала Конвенцию одной из первых.

Десять лет спустя

9 декабря 2013 года прошёл очередной Международный день борьбы с коррупцией, и исполнилось ровно десять лет со дня подписания Конвенции ООН. На данный момент под документом присутствуют подписи 140 государств. 80 стран ратифицировали Конвенцию. Среди них Туркменистан, Таджикистан, Россия, Латвия, Кыргызстан, Беларусь, Азербайджан и Украина. На прошедшем тогда саммите «Большой двадцатки» все входящие в неё страны пообещали, что обязательно ратифицируют Конвенцию ООН.

Заключение

В 2013 году, до того как прошёл Международный день борьбы с коррупцией, Всемирный банк опубликовал финансовые данные, отражающие размеры этого явления в мировом масштабе. Для развивающихся стран суммы варьировались от 20 до 40 млрд. долларов в год.

По данным «Национального антикоррупционного комитета, ежегодный оборот российского коррупционного рынка составляет около 300 млрд. долларов. В 2003 году во время подписания Конвенции эта цифра была в 100 раз меньше. То есть вопрос о влиянии этого документа на циркулирование коррупционных денежных потоков остаётся открытым. И вряд ли здесь помогут какие-то дополнительные меры. Даже если основать международный фонд борьбы с коррупцией, то результат будет примерно таким же.

Эта знаменательная дата провозглашена Генассамблеей ООН, которая приурочила ее к открытию для подписания в 2003 году Конвенции ООН против коррупции. Россия одной из первых подписала этот нормативный правовой акт, а в 2006 году ратифицировала его. С этого времени началась активная работа по формированию национального антикоррупционного законодательства, которое в настоящее время не просто соответствует всем передовым мировым стандартам, но и в отдельных вопросах содержит более жесткие требования.

В ноябре 2003 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, который в 2007 году был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган, в который вошли высшие должностные лица государства, руководители ряда правоохранительных и иных органов, ведущие эксперты и общественные деятели, стал незаменимой опорой главы государства в вопросах формирования и реализации государственной антикоррупционной политики.

За последнее десятилетие парламентом проделана обширная работа по формированию законодательной базы, как в сфере профилактики коррупционных правонарушений, так и в области ответственности за их совершение.

Так, если с 1991 по 2006 годы в рассматриваемой сфере было принято восемь нормативных правовых актов, то с 2006 года - более ста. Примерно половина из них - федеральные законы.

Со временем менялся и вектор развития антикоррупционного законодательства. Если ранее в качестве приоритетного рассматривалось уголовно-правовое воздействие, то в последние годы все большее значение приобретает превентивная составляющая антикоррупционной работы. На этом этапе в законодательство были внедрены такие передовые правовые механизмы, как:

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

Контроль за доходами и расходами лиц, занимающих должности в органах власти, а также иных организациях,

Ограничения на владение счетами и финансовыми инструментами за рубежом,

Антикоррупционная экспертиза.

Большая работа была проделана и в ходе работы Государственной Думы 7-го созыва.

Вот лишь некоторые из законов, которые находились на рассмотрении в Комитете по безопасности и противодействию коррупции.

В апреле этого года подписан Федеральный закон (№ 64-ФЗ от 03.04.2017), устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проверять достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности глав исполнительных органов муниципальной власти.

Этим законом также урегулированы вопросы участия отдельных категорий должностных лиц в управлении различными некоммерческими организациями.

В июле принят Федеральный закон (№ 132-ФЗ от 01.07.2017), предусматривающий создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В народе этот реестр уже назвали «доской позора».

Федеральным законом № 98-ФЗ от 01.05.2017 должностные ограничения и запреты, а также меры антикоррупционного контроля распространены на временно исполняющих обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Сформированная в последние годы новая законодательная база оказала положительное влияние и на состояние дел в сфере борьбы с коррупцией.

За последние три с половиной года за совершение преступлений коррупционных направленности к уголовной ответственности привлечено более 45 тыс. человек. Среди них 4,5 тыс. сотрудников правоохранительных органов, более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Все чаще в сферу правоохранительной деятельности стали попадать не мелкие коррупционеры, а лица, замещающие высокие и ответственные государственные посты. Это и главы регионов, и высокопоставленные чиновники федеральных органов власти. Впервые в новейшей истории уголовному преследованию подверглось должностное лицо ранга федерального министра.

Вырос и средний размер выявляемых взяток, который в 2016 году составил почти 330 тысяч рублей, что почти на 75% выше, чем в 2015 году (188 тысяч рублей).

Ходу расследования подобного рода уголовных дел придавалась широкая общественная огласка. И это не случайно. Очевидно, что государство направляет коррупционерам четкий посыл: такой базовый принцип, как равенство всех перед законом и судом будет обеспечен невзирая ни на какие чины и статусы. Неприкасаемых быть не может!

Все большие обороты набирает и введенный в России относительно недавно в целях реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции механизм обращения в доход государства имущества, законность приобретения которого на законные доходы не была доказана.

С 2013 года выявлено свыше 14,6 тыс. подобного рода фактов. По ним инициировано более 900 процедур контроля за расходами, заявлены десятки исков об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, на сумму более 12 млрд руб. Ярким примером тому стали исковые требования прокуратуры об обращении в доход государства имущества полковника Дмитрия Захарченко почти на 9 млрд рублей, заявленные именно в рамках данного правового инструментария.

Работа по совершенствованию превентивных правовых механизмов противодействия коррупции продолжается.

16 октября 2017 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 286313-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях».

Законопроект предусматривает дополнительные меры защиты государством лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях.

Продолжается работа и по устранению коррупциогенных факторов из отраслевого законодательства, регламентирующего наиболее коррупциоемкие сферы деятельности. В частности, в настоящее время Комитетом разрабатываются дополнительные меры, направленные на профилактику коррупционных проявлений в в сфере государственных закупок. Кроме того, изучаются вопросы формирования правовых механизмов возврата из-за рубежа коррупционных капиталов, нажитых в России, повышение уровня возмещаемости ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, расширение сферы применения правового института конфискации имущества.

Продолжается активная работа и по совершенствованию доктринальных основы государственной антикоррупционной политики. Так, Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы возвел борьбу с коррупцией на качественно новый еще более высокий уровень. Этот программный документ впервые комплексно предусмотрел новый базовый элемент антикоррупционной политики - комплексное формирование антикоррупционного правосознания. В общественное сознание предполагается внедрить устойчивые установки на отторжение коррупции как крайне негативного явления, разлагающего устои государственности. Ведь зачастую порождению этого явления способствуют даже не сами коррупционеры, а граждане, желающие решить проблему за взятку. Об этом свидетельствует и судебная статистика, согласно которой количество осужденных за дачу взятки вдвое превышает число лиц, ее получивших.

Правильность такого подхода очевидна. Без опоры на гражданское общество в корне изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции невозможно.

Формированию антикоррупционного правосознания способствовало бы введение в процесс среднего образования такого предмета, как основы антикоррупционной политики, а высшего профессионального образования - новой дисциплины - антикоррупционного права.

Созданные социальные предпосылки приведут к тому, что в будущем именно гражданское правосознание, а не жесткие юридические санкции, станет основным драйвером снижения уровня коррумпированности общества.



Просмотров