Возникновение и этапы развития предпринимательского права

В России предпринимательство появилось как общественное явление в XVI веке. Наиболее значительными представителями предпринимательской среды были иностранные купцы и промышленники, российские купцы, казенные предприниматели, монастыри.

Особо следует отметить энергичную предпринимательскую деятельность российских купцов, выходцев из посадских людей, наживших капиталы на торгах и промыслах. Среди именитых фамилий можно отметить Строгановых, которые выдвинулись в купечество и, сделав капитал на производстве солеварения, стали заметными фигурами в государстве еще в 1615 году.

Купцы были объединены в профессиональные гильдии и корпорации: Гостиную и Суконную сотни. Были изданы и соответствующие акты, регулирующие предпринимательство в России: Таможенный Устав 1653 г. и Новоторговый Устав 1667 г.

Реформы, совершенные Петром I, вызвали к жизни новую волну предпринимателей, особенно развивалось казенное предпринимательство, которое обеспечивало оружием и обмундированием армию, строительство кораблей и др. Казенные уральские заводы не уступали по оснащенности и объемам производства европейским. Уникальное положение в горнодобывающей и металлургической отраслях заняла династия Демидовых, развивших производство в Туле и на Урале. К концу правления царя Петра I Демидовы владели почти третью всего металлургического производства.

Важной вехой в управлении предпринимательством стало создание специальных коллегий по принадлежности отрасли промышленности. За первую четверть XVIII столетия было сооружено более 180 крупных предприятий, страна была выведена на уровень мировой технологии. Сформировался новый класс - торгово-промышленное сословие. Дворцовые крестьяне составляли основу купеческого сословия, они проявляли предприимчивость и деловитость в производстве и торговле. Отметим, что наибольшим режимом благоприятствования пользовались предприниматели и предприятия, работавшие на государственную казну. Учреждались и создавались привилегированные компании и предприятия. Политика государства способствовала конкурентной борьбе за выгодные правительственные заказы. Одновременно государственным чиновникам запрещалось “вступать в торги и подряды”.

Серьезную поддержку предпринимательство получило при Екатерине II. Именно в этот период была сделана ставка на новое “третье сословие”. Интенсивно выдвигались энергичные промышленники, в том числе и из дворянства. Манифест 1775 г. разрешил “всем и каждому добровольно возводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия...”.

Реформы Александра II дали новый толчок развитию предпринимательства. Манифест 1861 г. об отмене крепостного права вывел в сферу свободного предпринимательства миллионы жителей России. Согласно российским законам открывать промышленные предприятия получили право: лица, записанные в купеческие гильдии; помещики или дворяне при условии записи в одну из купеческих гильдий; крестьяне с дозволения начальства; колонисты в местах поселения, евреи на общем основании, но исключительно в местностях, определенных для их постоянного местожительства; акционерные компании. В 1865 г. приобретение прав купечества дозволялось всем подданным, обладавшим надлежащим состоянием. Дозволялось предпринимательство всем сословиям без различия пола и как русско-подданным, так и иностранцам.

В XIX в. основные признаки предпринимательства уже сформировались и были сформулированы достаточно четко:

1) владение капиталом;

2) соединение и комбинирование факторов производства;

3) ориентация деятельности на извлечение прибыли;

4) самостоятельность, способность идти на риск, инициатива,

творчество, способность преодоления среды, новые методы управления производством и др.

В истории советского государства предпринимательство мелькнуло кратковременным НЭПом, свернутым мгновенно в течение буквально двух лет как явление, противоречащее основной идее социализма. Все, кто успел “высунуться” в этот период, были наказаны, не говоря о нажитом имуществе и капитале, не только сами, но обрекли на мучения своих близких и родственников. Предпринимательство было предано анафеме, а предприниматели тщательно и планомерно изживались из общества или были изгоями.

Прошло время, все изменилось и встало на свои места - отменена власть советов, так и не осуществившая ни одной из продовольственных и других программ, а предпринимательство снова стало козырной картой в экономике и политике. Новая волна предпринимательства, как закономерная и поощряемая государством деятельность возрождена в период 1987-1990 гг. Согласно действующему законодательству предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Современное российское предпринимательство требует комплексного научного исследования. Предметом изучения должны стать в первую очередь социальные, экономические, политические, правовые, социокультурные аспекты предпринимательской деятельности, позволяющие выявить отличительные особенности российского предпринимательства, перспективы его развития, дать прогноз возможных сценариев взаимодействия предпринимателей с другими слоями и институтами гражданского общества во избежание острых социально-экономических коллизий в условиях весьма болезненных преобразований, создать качественное правовое обеспечение российским реформам.

В настоящее время существуют следующие точки зрения на содержание данного понятия:

предпринимательство - специфическая деятельность, связанная с инновациями и риском. Предпринимателями в собственном смысле слова в российской обществе являются лишь те, кто олицетворяет собой синтез экономической самостоятельности, финансовой мощи и технико-технологических новаций;

предпринимательство - всякая деятельность, направленная на комбинирование факторов производства с целью извлечения дохода. Соответственно предпринимателем может быть признан всякий субъект, осуществляет ли он сугубо репродуктивные или новаторские функции, лишь бы они способствовали максимизации дохода. В данной трактовке предпринимательство и бизнес выступают как синонимы; предпринимательство - экономический и социокультурный феномен, присущий определенной (западной) цивилизации. В России функции нововведения (изобретатели и т.п.) и “делания денег” (дельцы) отделены друг от друга, а потому предпринимательства как такового не существует. Безотносительно к методам, способам и конечным целям, которые при этом преследуют субъекты предпринимательства, можно расширительно трактовать предпринимательство как тип общественной деятельности, способствующий рыночной трансформации российской экономики.

Можно выделить предпринимателей двух различных типов. Для первого характерно стремление к прибыли, для второго - инновационная деятельность.

В организации и собственно ведении хозяйственной деятельности предпринимателя можно выделить несколько стадий:

1) зарождение предпринимательской идеи, организация производства;

2) проникновение на рынок;

3) временная монополия - при условии, что удалось занять свою нишу;

4) борьба с появляющимися конкурентами.

Все эти стадии характерны своим набором проблем, стоящих перед предпринимателем.

Для первой главное - получение информации, возможность приобрести права собственности на техническую новинку, способности и связи самого предпринимателя, подбор квалифицированной и работоспособной команды.

Для второй - получение финансирования, приобретение различных факторов производства, что представляет особо сложную проблему, реклама. На этой стадии предприниматель, как правило, не получает прибыли.

Проблемы третьей стадии связаны с расширением производства, с капиталовложениями и правильной ценовой политикой.

На четвертой стации необходимо внедрение очередной “новой комбинации”.

Предпринимательская деятельность (ее организация и ведение) осуществляется по определенным правилам, требующим государственного вмешательства и регулируется законом по многим направлениям. Интенсивное регулирование государством предпринимательской деятельности связано с тем, что в процессе производства встречаются частные интересы товаропроизводителей, интересы государства и общества, работников, потребителей. Вследствие этого возникает необходимость в согласовании различных интересов, избрании оптимальных решений, обеспечивающих как интересы предпринимателей, так и других субъектов. Для этого важно установить пределы разумного вмешательства правовых регуляторов и одновременно принять меры к устранению нежелательных эксцессов, таких как снижение предпринимательского интереса к ведению своих дел несоразмерными налогами, социальными требованиями, с одной стороны, и, с другой стороны, предъявление разумных требований соблюдения норм природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, уплаты налогов, конкуренции и др.

Закон выдвигает определенные требования уже на подготовительной стадии, в начале предпринимательской деятельности.

В процессе производства к предпринимателям предъявляются требования самого разного характера: соблюдать нормы природопользования, санитарии, бухгалтерского учета, осуществлять обязательные платежи в различные фонды, выполнять технологические требования к создаваемой продукции и т.д.

Результаты хозяйствования предпринимателей также оказываются в сфере регулирования как с позиций финансовых обязательств перед бюджетом, так и с точки зрения представления отчетности, выполнения социальных обязательств и других позиций.

История развития предпринимательского права. Концепция «хозяйственного права» в советский период.

Тема 2. История развития предпринимательского права. Источники предпринимательского права.

2. Источники предпринимательского права:

В дореволюционной России развивалось международное и част­ное торговое право. Торговое право определялось как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с тор­говым оборотом 1 . В качестве источников русского торгового права можно назвать Устав Торговый, Устав о Промышленности, Устав Кредитный, Устав о векселях, Общий Устав Российских Железных дорог, Положение о государственном промысловом налоге, Устав Судопроизводства Торгового 2 .

Несмотря на существование самостоятельных источников, торго­вое право дореволюционной России было не отраслью, а специальной частью гражданского права. Торговое законодательство имело основой гражданское законодательство 1 .

После 1917 г. экономическая и политическая ситуация в стране коренным образом изменилась. Начала складываться плановая эко­номика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном го­сударственными предприятиями. Возникла необходимость форми­рования принципиально нового типа законодательства, адекватного крайне специфическим социально-экономическим условиям . За­родилась и начала развиваться концепция хозяйственного права.

В 1920-х годах, в период нэпа, берет свое начало «двухсекторная теория». Основоположник этой теории П.И. Стучка считал, что из двух существовавших в нашей экономике секторов - социалисти­ческого и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание.

В 1930-е годы, в период уже безраздельного гос­подства социалистического сектора в экономике, наука снова стала рассматривать вопрос о хозяйственном праве и его оформлении, упорядочении, введении в обиход правовых начал хозяйствования. Появляется новая школа единого хозяйственного права , в соот­ветствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяй­ственных связей. Все имущественные отношения как между гражда­нами, так и между социалистическими организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным ис­точником которого должен стать Хозяйственный кодекс. Основопо­ложники данной школы Л.Я. Гинцбург и Е.Б. Пашуканис считали хо­зяйственное право специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предла­галось принятие Хозяйственного кодекса 1 , закона о планировании.

Обвинение в ликвидации гражданского права станет центральным в адрес ученых хозяйственной школы. Школа закончила свою жизнь вместе с авторами. Именем Союза ССР хозяйственная концепция бы­ла объявлена вредительской, а ее авторы - репрессированы 3 . Основной причиной гонений явилось то, что хозяйствен­ная концепция пыталась обосновать необходимость правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-ко­мандной системе.


Хозяйственно-правовая мысль возродилась после XX съезда КПСС. В 1960-е годы получила развитие третья школа хозяйственно­го права, концепция которой была представлена в работах академика РАН В.В. Лаптева 4 , академика НАН Украины В.К Мамутова. Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонталь­ного характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Поэтому правовое регулирование этих отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двой­ственный частно-публичный характер. На этих же началах должен был быть построен Хозяйственный кодекс, проекты которого создава­лись в Институте государства и права АН СССР. Кодекс, как и другие предлагавшиеся акты, не был принят, поскольку это не входило в пла­ны бюрократического аппарата. И все же хозяйственно-правовая кон­цепция получила значительное развитие в период проведения эконо­мической реформы 1965 г. 1 , направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров.

В 1990-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Придание за­конного статуса предпринимательской деятельности, многообразие форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно-правовых форм предпринима­тельской деятельности, возведение свободы договора в ранг принци­пов, в противовес директивному планированию, - все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником совре­менной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор B.C. Мартемьянов 2 , в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли и ее системе, были разработаны основные институты.

Изучая источники предпринимательского права зарубежных стран, можно встретить различные обозначения отрасли: «торговое», «коммерческое», «хозяйственное», «предпринимательское» и «экономическое» право. Все они имеют тождественный предмет регулирования - профессиональную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Зарождение предпринимательского права связано с началом правового регулирования экономических отношений, корни которого уходят в XI в.

Системное правовое регулирование торговли кодифицированными актами началось в Европе в XVII в. (например, Ордонанс Франции о морской торговле 1681 г. и о сухопутной торговле 1673 г.). Поскольку объектом регулирования выступила торговая деятельность, закрепилась категория «торговое право». Постепенно, с развитием реального сектора экономики 1 , банковского дела, страхования и иных направлений экономической деятельности сфера правового регулирования отрасли стала расширяться.

Отраслевое деление гражданского и торгового права подтверждалось принятием соответствующих актов в странах с дуалистической системой частного права . Так, во Франции были приняты Гражданский кодекс - Кодекс Наполеона (1804 г.) и Торговый кодекс - Code de Commerce de France (1807 г.), состоящий из четырех книг (о торговле в целом, о морском праве, о несостоятельности и банкротстве и о коммерческих судах). Данные кодексы стали примером кодификации для других стран в XIX в. Правда, Торговый кодекс Франции действовал как дополнение к Гражданскому кодексу.

В Германии одновременно действовали Германское гражданское уложение (1896 г.) и Германское торговое уложение - Handelsgesetzbuch (1897 г.), вступившие в силу одновременно с 1900 г. Торговое уложение Германии состояло из пяти книг (о торговых сословиях, о торговых и негласном товариществах, о торговых книгах, о торговых сделках и о морском праве) и действовало параллельно с гражданским, а не дополняя его, как во Франции.

В Испании с 1885 г. но настоящее время действует Торговый кодекс - Codigo de Comercio, регулирующий торговую (коммерческую) деятельность и устанавливающий правовое положение субъектов торговли.

В настоящее время в Европе практика существования кодифицированного акта о предпринимательстве закрепилась и получила широкое распространение. С 1938 г. Торговый кодекс Германии действовал в Австрии, а с 2007 г. он был переименован и начал действовать как Предпринимательский кодекс Австрии - Untemehmensgesetzbuch. В 2000 г. Торговый кодекс Франции (1807 г.) был заменен на Коммерческий (торговый) кодекс Франции, который стал самостоятельным кодифицированным актом о торговой деятельности.

В Монако деятельность предпринимателей регулируют Гражданский кодекс - Code civil и Торговый кодекс - Code de commerce, в основе последнего лежит Торговый кодекс Франции. В Болгарии в 1991 г. принят Торговый закон, регулирующий организационно-правовые формы лиц (коммерсантов). В Польше наряду с Гражданским кодексом действует Кодекс торговых обществ (Коммерческий кодекс) - Kodeks spolek handlowych (2000 г.), заменивший действовавший ранее Коммерческий кодекс (1934 г.).

В США в целях унификации законодательства штатов и разработки единообразных законов была образована специальная организация - Национальная конференция представителей для выработки единообразных законов штатов (The National Conference of Commissioners of Uniform State Law). Данной организацией в 1952 г. был разработан Единообразный торговый кодекс (Uniform Commercial Code), принятый большинством штатов США. Кодекс содержит важнейшие институты торгового права, такие как: общие положения, продажа, торговые бумаги, банковские депозиты и инкассовые операции, аккредитивы, складские свидетельства и другие товарораспорядительные документы, ценные бумаги, обеспечения сделок и ряд других.

Регулирование коммерческой деятельности в Прибалтике обеспечивается, в частности: в Эстонии Коммерческим кодексом - Ariseadustik (1995 г.), в Латвии Коммерческим законом (кодексом) - Komerclikums (2000 г.).

Наличие отраслевого кодекса встречается и в странах Латинской Америки. Так, в Аргентине наряду с Гражданским кодексом (1869 г.) действует Торговый кодекс - Codigo de comercio de la Republica Argentina (1859 r.). Торговые кодексы, регулирующие правовое положение и деятельность коммерсантов, также были приняты в Боливии - Codigo de comercio de la Republica de Bolivia (1973 г.), Венесуэле - Codigo de comercio de la Republica de Venezuela (1955 г.), Колумбии - Codigo de comercio de la Republica de Colombia (1971 г.), Эквадоре - Codigo de comercio de la Republica del Ecuador (1960 г.), Перу - Codigo de comercio de la Republica del Peru (1902 г.) и Мексике (федеральный торговый кодекс) - Codigo de comercio (1889 г.).

По пути принятия самостоятельного кодифицированного акта пошли и азиатские государства. Так, в Японии был принят Торговый кодекс (1899 г.). В специальном административном районе Китая - Макао действует Коммерческий кодекс (1999 г.).

Влияние предпринимательского права на развитие международной торговли побудило создать Комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которой были приняты: Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов от 14 августа 1987 г., Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях от 9 декабря 1988 г., Типовой закон но электронной торговле от 12 июня 1996 г., Типовой закон о трансграничной несостоятельности от 30 мая 1997 г. и многие другие акты.

Исторический путь развития предпринимательского нрава в России можно разделить на три этапа: досоветский, советский и постсоветский.

Досоветский (царский) период. В период Древней и царской Руси нормы о торговле можно встретить в Двинской уставной грамоте - Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Двинской земли 1397 г., Новгородской судной грамоте 1440 г. и 1471 г. и Псковской судной грамоте 1467 г., затем Судебнике Казимира IV 1468 г., Судебнике 1497 г., Судебнике Ивана IV Грозного 1550 г. и Соборном Уложении 1649 г. Торговая деятельность того времени носила сословный характер, ей занимались преимущественно купцы.

По мнению Г. Л. Знаменского, в России формирование предпринимательского права начало зарождаться с XIV в., что подтверждается одним из значимых «памятников» торгового права, которому в научной среде не придают должное внимание, - «магдебургским правом», или правом городского самоуправления и рыночных отношений в городах 1 (город Магдебург в настоящее расположен на территории земли Саксония-Анхальт, Германия). Магдебургское право, иногда называемое «немецкое право», внедрялось на русских землях с трансформацией норм, поскольку его приспособление возможно было с учетом местных особенностей. Г. Л. Знаменский подчеркнул, что внедрение магдебургского права оказало в целом положительную роль на нормы русского торгового права .

В конце XVII в. принимаются первые кодифицированные акты, регулирующие отдельные вопросы торговой и хозяйственной деятельности. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. - Новоторговый устав, состоящий из 94 статей, который детально развил положения прежнего Торгового устава 1653 г. Новоторговый устав регулировал порядок осуществления внутренней и внешней торговой деятельности, устанавливал положения о таможенной службе, порядке взаимодействия с иностранными торговцами и иные положения. Впоследствии Новоторговый устав 1667 г. был заменен Таможенным уставом 1755 г.

В целях регулирования отдельных вопросов торгово-хозяйственной деятельности 24 января 1720 г. Петром I принимается Морской устав, 16 мая 1729 г. (при Петре II) принимается Вексельный устав, модель которого взята с Лейпцигского (германского) вексельного устава, а в 1740 г. принят Устав о банкротах (Банкротский устав), который впоследствии заменен Уставом о банкротах 1800 г.

В конце XVIII в. принимаются Устав о купеческом водоходстве 1781 г., Цеховой устав 1799 г. Постепенно развивалось законодательство о субъектах экономической деятельности. Императором Александром I приняты Указ от 06.09.1805 «Об ответственности акционерных компаний, в случае взысканий, одним складочным капиталом» и Манифест от 01.01.1807 «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Последним актом закреплялось три вида субъектов: полное товарищество, товарищество на вере и товарищество по участникам (по сути, акционерное общество).

Значительный вклад в развитие всего российского права принадлежит М. М. Сперанскому, под руководством которого составлены Свод законов Российской империи и Полное собрание законов Российской империи. Кодификация норм о торговой деятельности вошла в т. XI Свода законов «Устав кредитный. Устав о векселях. Устав торговый. Устав судопроизводства торгового. Устав консульский. Устав о промышленности».

В начале XIX в. указом от 28.12.1818 крестьянам было разрешено учреждать фабрики и заводы с платежом пошлин в казну сверх обычных податей и исполнения иных повинностей. Можно сказать, что с этого времени начинает развиваться фабричное (мануфактурное) право. В рамках регулирования торговой-хозяйственной деятельности приняты: Устав о векселях 1832 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г. и Положение о компаниях на акциях 1836 г. Затем принимаются Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов 1865 г., Устав ремесленный 1879 г. и Закон о товарных знаках 1896 г.

Вторая половина XIX в. ознаменована уходом от феодальной формации государства и экономики в связи с принятием Александром II Манифеста об отмене крепостного права 1861 г., в силу которого крепостные люди получили полные права свободных сельских обывателей. Крестьяне получили личную свободу, полную гражданскую правоспособность, право личной собственности на свое имущество и постоянное платное (за повинность) пользование придомовым участком и полевым наделом.

В продолжение развития фабричного права были приняты Закон от 03.06.1886 о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих; Патентный закон от 20.05.1896 - Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования; Закон от 02.06.1897 о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности и ряд других .

В области кредитов и финансов 1 июня 1895 г. принимается Положение об учреждении мелкого кредита. В этот же период приняты важные кодифицированные акты в сфере экономики: Общий устав российских железных дорог 1885 г., Устав о промышленности 1893 г., Горный устав 1897 г., Положение о государственном промысловом налоге 1898 г., Свод законов гражданских 1900 г., Положение об артелях трудовых 1902 г., Устав о векселях 1902 г., Устав судопроизводства торгового 1903 г. и Устав таможенный 1910 г.

В начале XX в. принимается профильный кодифицированный акт - Устав торговый 1903 г., состоящий из трех книг: о договорах и обязательствах, торговле свойственных; о морской торговле; торговые установления. П. А. Столыпин, учитывая низкую производительность крестьянского труда, инициировал известную аграрную реформу, начато которой положил указ от 09.11.1906 «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Столыпинская реформа позволила приобретать в частную собственность земельные наделы (взамен коллективной и ограниченной собственности), развивать крестьянское сельское хозяйство и сельскохозяйственную кооперацию в целом. Крестьянские земельные наделы вовлекались в торговый оборот. Активно работал Крестьянский поземельный банк, предоставлявший ссуды на покупку земель.

Анализируя труды дореволюционного правоведа Г. Ф. Шершеневича в области торгового права и существовавший правопорядок, С. С. Банковский справедливо отмечает наличие норм публичного и частного торгового права. При этом нормы публичного торгового права обеспечивали «успех» торговли действиями государственных органов власти, а частного - регулировали торговые отношения между частными лицами 1 .

В качестве источника торгового права Г. Ф. Шершеневич помимо закона (нормативного правового акта) выделял обычай, играющий важную роль в регулировании торгово-хозяйственных отношений . Исторически сложившиеся торговые обычаи успешно дополняли законодательное регулирование торговли.

Торговое право рассматривалось как система норм о торговле (отрасль законодательства) и часть гражданского права, нормы которого были специальными по отношению к гражданско-правовым .

Советский период развития хозяйственного права начинается после октябрьской революции 1917 г. вплоть до 90-х гг. XX в. Последнее время советский опыт неоправданно критикуется, поскольку именно в это время были разработаны эффективные методы государственно-правового регулирования народного хозяйства, о механизмах которых мы в последнее время все чаще говорим как о факторе стабилизации экономики.

В этот период, именуемый военным коммунизмом, заметно возрастает роль государства в регулировании экономики страны. Среди актов, закрепляющих правовое положение субъектов и порядок осуществления торгово-промышленной деятельности, можно упомянуть Декреты СНК РСФСР от 27.07.1918 «О торговых книгах», «О порядке перехода по частным сделкам торговых и промышленных предприятий и преобразования предприятия (Правила)», «О регистрации торговых и промышленных предприятий (Положение)», Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 15.12.1924 «О трудовых артелях» (впоследствии постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.01.1928 «О трудовых артелях»), постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 13.08.1928 «Об утверждении Положения о промышленных объединениях (промкомбинатах) низового подчинения, действующих на началах коммерческого расчета». Отдельные отрасли народного хозяйства регулируются соответствующими актами, среди которых постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.08.1924 «О сельско-хозяйственной кооперации», от 13.02.1929 «О системе сельско-хозяйственного кредита» и ряд других.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., принципы и основные понятия которого были заимствованы у Германского гражданского уложения, регулировал только имущественные отношения. Учитывая «нэповские» преобразования, кодекс не охватывал все сферы регулирования народного хозяйства.

В результате гражданской революции начинаются национализация экономики и отмена частной собственности. Так, 25 ноября (8 декабря) 1917 г. СНК РСФСР издал постановление «О монопольном распоряжении государства сельскохозяйственными машинами и орудиями», 14 (27) декабря 1917 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «О национализации банков», 26 января 1918 г. СНК РСФСР издает Декрет «О национализации торгового флота», 22 (9) апреля 1918 г. Декрет «О национализации внешней торговли» и др. Экономика характеризуется командно-плановой системой хозяйствования, основанной на государственной социалистической собственности.

Социалистическое народное хозяйство приобретает режимный характер, что подтверждается принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 18.02.1931 «Об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для обобществленного сектора народного хозяйства», постановления Совета Министров СССР от 21.04.1949 «О заключении хозяйственных договоров» и ряда других актов.

Отсутствие хозяйственной инициативы хозяйствующих субъектов тормозило развитие народного хозяйства. В условиях командно-плановой системы экономики предприятия были лишены права самостоятельно определять свою экономическую, в том числе и производственную, политику. В связи с этим было принято постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 04.10.1965 № 729 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», которым закреплено государственное планирование народного хозяйства в форме пятилетнего плана с распределением важнейших заданий по годам. Важным положением данного акта стало расширение хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий, в частности посредством сокращения числа показателей плана. Предприятия стали самостоятельно решать вопросы производственно-хозяйственной деятельности, однако не освобождались от обязательного выполнения заданий государственного плана.

Важнейшими актами, закрепляющими положение субъектов - производственно-хозяйственных комплексов, выступили: Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях 1 , Положение о производственном объединении (комбинате) , Положение о тресте совхозов , Общее положение о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве 1 и ряд других актов. Изучение статуса хозяйствующих субъектов становится предметом многочисленных трудов уче- ных-хозяйственников .

На протяжении 60 лет в XX в. экономика страны, основанная на государственной социалистической собственности, регулируется советским хозяйственным законодательством - ведущей отраслью советского права, в развитие чего принимается постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 25.06.1975 № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». Подчеркивается роль хозяйственного законодательства в повышении эффективности общественного производства, укреплении социалистической законности и государственной дисциплины.

Затем отмечались «шаги» законодателя к демократизации народного хозяйства, что подтверждает принятие Закона СССР от 30.06.1987 «О государственном предприятии (объединении)», которым предусматривались полный хозяйственный расчет и самофинансирование государственных предприятий, развитие производственного и социального самоуправления. Данный закон одним из первых закрепил важное положение для развития экономики - конкуренцию: «Предприятия действуют в условиях экономического соревнования между собой, являющегося важнейшей формой социалистического соревнования, за наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на эффективную высококачественную и конкурентоспособную продукцию (работы, услуги) с наименьшими затратами» (п. 4 ст. 2 Закона СССР от 30.06.1987).

Постсоветский (современный) период. Современную стадию развития экономических отношений, согласно теории К. Маркса об общественноэкономических формациях 1 , можно обозначить как капиталистическую, характеризующуюся наличием наемного труда и частной собственности на средства производства.

Понимая необходимость правового обеспечения предпринимательства в период перестройки, М. С. Горбачев своим Указом Президента СССР от 26.09.1991 № УП-2630 «О создании Совета по предпринимательству при Президенте СССР» в целях содействия развитию предпринимательской деятельности и формированию рыночной структуры хозяйственных связей в рамках единого экономического пространства, учета интересов деловых кругов при осуществлении экономических реформ и защиты их прав создает одноименный Совет по предпринимательству при Президенте СССР.

После распада СССР принятие в Украине Хозяйственного (Господарсь- кого) кодекса 2004 г., наряду с Гражданским кодексом, стало наглядным примером кодификации норм предпринимательского (хозяйственного) права и его роли в экономике . В системе права Украины закрепляются хозяйственное и хозяйственно-процессуальное право .

В начале 90-х гг. XX в. закладываются основы современного законодательства о предпринимательстве. 12 декабря 1993 г. принятая всенародным голосованием Конституция РФ закрепляет принципы свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и ограничения монополий, равной защиты всех форм собственности, ставшие основой при принятии всех НПА, регулирующих экономическую деятельность. Источниками предпринимательского права выступают общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры, кодифицированные федеральные законы (кодексы), федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, подзаконные акты глав и исполнительных органов субъектов РФ, нормативные договоры, правовые обычаи, локальные нормативные акты и др.

Значение отрасли предпринимательского права в экономике России в постперестроечное время подтвердило принятие указа Президента РФ от 29.04.1994 № 848 «Об исследовательской программе “Пути и формы укрепления российского государства”», которым утверждается необходимость разработки и принятия Предпринимательского кодекса в целях обеспечения вхождения страны в рыночную экономику.

Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» выделена отдельная группа нормативных правовых актов о «хозяйственной деятельности» (код 090.000.000).

Согласно действующей номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной приказами Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 и от 02.09.2014 № 1192, отрасль «предпринимательское право» закреплена под шифром специальности 40.00.00 «Юриспруденция».

Каждый из этапов характеризуется особым подходом государства к вопросу регулирования хозяйственной деятельности, а также содержит отдельные периоды, требующие глубокого научного анализа, способного дать оценку задачам государства, потребностям гражданского общества и состоянию экономики.

Постановление Совета Министров СССР от 20.10.1975 № 889.

  • 1 Постановление Совета Министров СССР от 14.04.1977 № 291.
  • В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право. Существование частного торгового права - результат возникновения внутри государства между частными лицами по поводу торговли многочисленных и сложных юридических отношений.

    Торговое право - совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом. После 1917 г. складывается плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществляется в основном государственными предприятиями, зарождается и получает свое развитие концепция хозяйственного права.

    Появляется школа единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Основоположники данной школы Л. Я. Гинцбург, Е. Б. Пашуканис считали, что все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать хозяйственный кодекс. Хозяйственное право должно включать в себя гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Но хозяйственная концепция данной школы была объявлена вредительской, а ее авторы – репрессированы. Хозяйственно-правовая мысль возрождается в 60-е гг. XX в. в концепции академика В. В. Лаптева, которая исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Правовое регулирование товарно-денежных отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. На этих же началах должен быть построен и хозяйственный кодекс. Кодекс и другие предлагавшиеся акты не были приняты, так как это не входило в планы бюрократического аппарата. Значительное развитие хозяйственно-правовая концепция получила в период проведения экономической реформы 1965 г., направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров. В 90-е гг. XX в. в России начался переход от плановой экономики к рыночной, в этот период предпринимательской деятельности придается законный статус, появляется многообразие форм собственности, в том числе и возрождение частной собственности, появляются различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Возрождение предпринимательства связано с принятием законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О кооперации в СССР» (1988 г.), «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (1992 г.), которые прямо и непосредственно были посвящены вопросам предпринимательства.

    Развитие науки предпринимательского права берет свое начало в грудах дореволюционных правоведов. Перед научным сообществом ставился вопрос о содержании предмета торгового права и его месте в системе отраслей права, поскольку мнение о ее «вторичности» как специальной части гражданского права (частного права) подлежало пересмотру ввиду существования публичного торгового права и международного торгового права, что не вписывалось в простую модель частного права (Г. Ф. Шер- шеневич) .

    В начале XX в. ряд ученых видели торговое право самостоятельной отраслью права, в частности профессор кафедры торгового права Петербургского университета П. П. Цитович 1 и профессор кафедры гражданского Петербургского университета А. И. Каминка . Правда, торговое право тогда рассматривалось как отрасль законодательства, т.е. система норм нрава о торговой деятельности. Позиции нормативного массива о торговой деятельности придерживался и Г. Ф. Шершеневич .

    В историческом пути становления науки предпринимательского права можно выделить научные школы, принципиально отличающиеся друг от друга и соответствующие потребностям государства, общества и экономики того времени, в котором они возникали. Под научной школой следует понимать длительную работу ряда ученых под руководством глав (лидеров) школы, решающую научную задачу и использующую различные подходы для достижения научного результата.

    Принято выделять три научных школы предпринимательского права:

    • 1) «двухсекторного права» (20-30-е гг. XX в.);
    • 2) единого хозяйственного права (30-40-е гг. XX в.);
    • 3) третья школа хозяйственного права (с 50-х гг. XX в. по настоящее время).

    Научные школы иногда отождествляют с переосмыслением соответствующего этапа развития законодательства. Так, ряд ученых-хозяйствен- ников выделяют некую «четвертую» школу, образованную А. Г. Быковым и В. С. Мартемьяповым, обозначая ее школой «современного предпринимательского права» . Поводом для данного тезиса, вероятно, послужил учебник В. С. Мартемьянова «Хозяйственное право», в котором упоминается «современная концепция хозяйственного права» в работах 90-х гг. XX в., которые изменили представление о предмете хозяйственного права в связи с закреплением категории «предпринимательская деятельность» и расширением числа хозяйствующих субъектов . Однако не следует делать выводы, выходящие за рамки буквально написанного. Оценка правового регулирования предпринимательских отношений и правового положения участников рынка не меняла научного подхода к сущности и проблемам предпринимательского права, а только дополняла и научно обосновывала идеи третьей школы хозяйственного права. При таком подходе каждую последующую актуальную работу ученого-хозяйствеииика можно обозначить очередной работой над «современным предпринимательским нравом», что неизбежно приведет к путанице и не будет соответствовать действительности.

    1. Основателем теории «двухсекторного права» выступил II. И. Стуч- ка - председатель Верховного Суда РСФСР (с 1923 г.), директор Института советского права, активный участник февральской революции и сторонник идей В. И. Ленина. После революции II. И. Стучка занял в первом советском правительстве пост народного комиссара юстиции, и с его приходом были реформированы суды, институт судебных следователей, прокуратура, присяжная и частная адвокатура. С его именем связывают развитие советского права.

    Будучи одним из авторов ГК РСФСР 1922 г., П. И. Стучка прекрасно понимал, что нормами указанного кодекса невозможно урегулировать хозяйственные отношения в силу принципиального отличия способов регулирования данных отношений. В связи с чем была предложена теория «двухсекторного права» 1 . В основе концепции лежало деление экономики на два сектора: частный и социалистический (публичный).

    Предлагалось разграничить гражданское и хозяйственное право. Гражданское право должно регулировать отношения частного сектора, а хозяйственное - народное хозяйство в целом, в том числе отношения по вертикале и горизонтали.

    В 1920 г. правовед М. М. Агарков в статье «Ценность частного права» проводил деление права на частное и публичное, в котором частное право есть право лично-свободное . При этом в науке права при разграничении частного и публичного права была распространена теория интереса (общественного и частного). Собственно, хозяйственное право не вписывалось в концепцию частного права, да и не отождествлялось с публичным правом, поскольку при регулировании народного хозяйства происходило переплетение в единство частного и публичного начал регулирования.

    В этот период продолжает реализовываться НЭПовская реформа. С принятием Декрета ВЦИК, СНК РСФСР от 10.04.1923 «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» и ряда других актов ученые-правоведы стали обращать внимание на то, что часть актов не входит в состав гражданского законодательства, поскольку они формулировали особый характер полномочий государственных юридических лиц по отношению к государственной собственности, началу плановости и хозрасчета .

    В 20-30-х гг. XX в. А. Г. Гойхбарг, С. Н. Ландкоф, Б. С. Мартынов совместно с П. И. Стучкой проводили деление системы права по привязке к товарному производству. Значительно позже, развивая эти идеи,

    И. Е. Красько подчеркивал необходимость четкого установления предмета хозяйственного права, который должен определяться нс только товарным производством, но и товарным обращением, а также то, что право не должно смешиваться с политикой, это сдерживает развитие науки 1 .

    Предложенный научным сообществом проект Торгового свода, включающего положения европейского торгового права , был отвергнут цивилистами, которых было большинство в то время. Нередко в работах ученых хозяйственное право именовалось торгово-промышленным правом .

    В целом предложенная двухсекторная теория была оправданна временем, когда право, по сути, выступало инструментом в руках политики государства в области экономики. Регулирование экономики нормами хозяйственного права обеспечивало интересы Советского государства в развитии идей коммунизма.

    2. Теория единого хозяйственного права. Яркими представителями указанной теории выступили Л. Я. Гинцбург и Е. Б. Пашуканис, которые исходили из единой хозяйственной политики СССР, а следовательно, необходимости единого хозяйственного права, регулирующего все сферы экономики страны . Предполагалась полная ликвидация частнокапиталистической собственности.

    В 30-е гг. XX в. государство стало абсолютным регулятором экономики страны, фундаментом которой выступила государственная собственность. Е. Б. Пашуканис, будучи директором Института государства и права АН СССР, заместителем народного комиссара юстиции СССР, профессионально и аргументированно сформулировал теорию единого хозяйственного права .

    Квинтэссенция предложенной теории заключалась в том, что хозяйственное право - это право социалистическое, а гражданское право - частное право. В связи с этим гражданское право, будучи буржуазным правом, должно отмереть, на смену чего должно прийти единое хозяйственное право. Социалистическое хозяйственное право должно было стать всеобщим регулятором экономики страны, включая вопросы управления и планирования экономики, а также договорные отношения. По сути, предлагалось повысить роль права и закона в экономике страны.

    Аргументом Л. Я. Гинцбурга в пользу самостоятельности отрасли хозяйственного права было наличие принципа единства фонда государственной собственности - основы народного хозяйства, а также то, что переплетение административно-правовых (публично-правовых) и гражданско-правовых (частноправовых) элементов неминуемо отделяет отрасль в системе права. Да и сам Гражданский кодекс был создай для регулирования отношений между гражданами, а также государством и гражданами 1 .

    Недостаток данной теории заключался в неразработанности механизма «отмирания» частного - гражданского права, поскольку можно было предположить, что регулятор отношений между гражданами исчезает, что было слабым местом данной концепции.

    Данная теория не без участия известнейшего правоведа - Генерального прокурора СССР А. Я. Вышинского была объявлена вредительской. Конечно, истинной причиной ее противоречия «сталинскому правопорядку» была попытка установить правовые основы экономики - повысить роль законности, которая не всегда вписывалась в административно- командную систему. Также якобы концепцией хозяйственного права ликвидировалось гражданское право, что, конечно, не соответствовало действительности.

    К сожалению, для А. Я. Вышинского и руководства партии экономика была инструментом в руках командной системы, а не элементом развития социалистического общества. Именно боязнь создания «независимого» регулятора экономики в форме закона, безусловное соблюдение которого положено в основу всего, что уводило экономику от зависимости политики государства, и выступило истинной причиной репрессий сторонников теории единого хозяйственного права. В 1937 г. Е. Б. Пашуканис был расстрелян.

    Позицию единого хозяйственного права также обосновывал Г. Н. Амфитеатров, активно поддерживающий идею принятия Хозяйственного кодекса СССР .

    Идеи теории единого хозяйственного права позволили подчеркнуть переплетение частноправовых и публично-правовых норм, что выделяло отрасль хозяйственного права в системе отраслей права.

    3. Третья научная школа хозяйственного (предпринимательского) нрава охватывает последний 60-летний период работы ученых-хозяйствен- ников. Идеологами создания третьей школы хозяйственного права выступили В. В. Лаптев и В. К. Мамутов. В 50-х гг. XX в. начался период так называемой оттепели. С ним связано создание концепции единого правового обеспечения экономики.

    Ученые Советского Союза: Т. Е. Абова, В. К. Андреев, А. Г. Бобкова, А. Г. Быков, 3. М. Заменгоф, Г. Л. Знаменский, О. А. Красавчиков, И. Е. Красько, В. С. Мартемьянов, Г. В. Пронская, А. А. Пушкин,

    Г. М. Свердлов, В. С. Тадевосян, И. А. Танчук, Ю. С. Цимерман, Л. М. Шор, В. С. Щербина и многие другие, сделали существенный вклад в развитие науки хозяйственного нрава. За столь продолжительный период работы ученых-хозяйственников третья школа хозяйственного права обозначалась и «послевоенной» х, и «современной» концепцией хозяйственного (предпринимательского) права. К ее идеям впоследствии присоединились такие ученые-правоведы, как В. С. Белых, Е. П. Губин, И. В. Дойников, И. В. Ершова, С. С. Банковский, М. И. Клеандров, Н. И. Косякова, Н. И. Михайлов, О. М. Олейник, С. В. Шишкин и многие другие.

    Задача третьей школы предпринимательского права заключалась в раскрытии предмета предпринимательского (ранее - хозяйственного) права и нахождении оптимального баланса между частноправовым и публичноправовым началами регулирования предпринимательско-правовых (хозяйственно-правовых) отношений, что придавало отрасли права новый виток развития.

    Самостоятельность отрасли хозяйственного права, регулирующей организационно-структурные вопросы управления социалистическим хозяйством, хозяйственной деятельности, динамику складывающихся в социалистическом хозяйстве отношений (народно-хозяйственное планирование, хозяйственные договоры, банковский контроль, кредитование и расчеты, хозяйственные споры), научно обоснована в 1950-х гг. В. В. Лаптевым. Критерием выделения отрасли выступили предмет и характер регулируемых общественных отношений. По его мнению, предметом отрасли хозяйственного права являлись отношения в сфере социалистического хозяйства, регулируемые методами равенства сторон и подчинения. При этом он исходил из того, что «...отрасль права может иметь несколько методов правового регулирования, что не влияет на единство регулируемых общественных отношений» .

    В 50-60-е гг. XX в. разработаны понятие, предмет и система хозяйственного права; раскрыты методы правового регулирования хозяйственных отношений; дано толкование основных дефиниций отрасли права: «хозяйственное право», «хозяйственные отношения» и «субъект хозяйственной деятельности»; исследованы принципы, система хозяйственного права и система источников регулирования хозяйственной деятельности.

    В 60-70-е гг. XX в. исследуются природа и виды хозяйственных договоров , разрабатывается теория хозяйственных обязательств, отличных по своей природе от гражданских (цивилистических) обязательств. В состав хозяйственных отношений входят три типа хозяйственно-правовых обязательств: хозяйственно-оперативные (между предприятиями), хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные 1 .

    Для системного регулирования хозяйственной деятельности В. В. Лаптевым и В. К. Мамутовым предлагалось принять кодифицированный акт - Хозяйственный кодекс, устанавливающий основные правила социалистического хозяйствования . О. А. Красавчиков, отмечая тенденцию единства хозяйственного законодательства, поддерживал идею разработки и принятия Хозяйственного кодекса СССР: «...надо написать сегодня, если даже не сейчас» . Группой ученых-хозяйственников под руководством В. В. Лаптева подготавливаются: в 1970 г. проект Хозяйственного кодекса СССР, в 1975 г. - проект Основ хозяйственного законодательства СССР, в 1984 г. - проект Хозяйственного кодекса СССР, обобщающие нормы о регулировании хозяйственной деятельности в единый кодифицированный акт. Однако разработанные проекты кодекса так и не были приняты законодательным органом.

    В 90-х гг. XX в., как точно отмечает В. С. Белых, В. В. Лаптевым обосновывается теория современного предпринимательского права Л. Так, В. В. Лаптев совместно с В. С. Мартемьяновым, А. Г. Быковым и другими учеными выстроили структуру отрасли современного предпринимательского права с учетом реального состояния экономики, роли государства в регулировании экономических отношений, существующих форм предпринимательства, требований к предпринимательской деятельности и потребностей общества. Переход к рыночным отношениям и принятие Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР», Закона СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР», Закона РСФСР о предприятиях и ряда других нормативных актов повлекли за собой обозначение отрасли «предпринимательским правом », что полностью соответствует сути рыночных отношений и потребностям времени.

    В последнее время экономическая политика государства свидетельствует о приоритете вопросов правового регулирования реального сектора экономики на современном этапе, анализ которых становится задачей для правоведов .

    • Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. СПб. : издание бр. Башмаковых, 1910.С. 4-8.
    • Цитович П. П. Очерки по теории торгового права: в 4 вып. СПб. : Тип. Б. М. Вольфа,1901-1902.
    • Каминка А. И. Очерки торгового права. СПб.: Юрид. кн. скл. «Право», 1912.
    • Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. С. 6.
    • Ершова И. В. О концепции конференции «Право и бизнес» // Сборник статей I Ежегодной международной научно-практической конференции. М. : Юрист, 2012. С. 17 ; Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнкжова. М.:Проспект, 2012. С. 41-42 ; Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник: в 2 т. /отв. ред. О. М. Олейник. Т. 1. С. 143, и др.
    • Мартемъянов В. С. Хозяйственное право. Т. 1. С. 23.
    • Стучка П. И. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его КонституцииСССР и РСФСР. М. : Госиздат, 1926 ; Его же. Революционная роль советского права. М.,1931 ; Его же. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига: Латв.гос. изд-во, 1964.


    Просмотров