Вопросы детей по нарушению прав ребенка. Что делать, если вы стали свидетелем нарушения прав ребенка

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  • имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка ».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников. Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред. Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства. В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается ».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями », - заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года. Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации. Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять. К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Защищаем права ребенка в школе

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой : 76 комментариев

    Добрый день. Скажите пожалуйста нарушаются и права ребенка в школе, если в должностные инструкции классного руководителя на основании приказа Управления образования внесена следующая текстовка «Проводить еженедельный мониторинг социальных сетей «Одноклассники», «Вконтакте», «Twitter», «Instagram», «Skype» и других, которыми пользуются обучающиеся общеобразовательных организаций, с целью исключения доступа несовершеннолетних к страницам интернет-ресурсов, содержащих информацию, представляющую угрозу жизни и здоровью»? И правомочна ли администрация вносить такие дополнения в должностную инструкцию классного руководителя?

    Доброго времени суток! Имею ли я право перевода ребенка в параллельный класс, если у учителя предвзятое отношение к сыну? Дошло до того, что сын не хочет изучать предмет данного учителя, а так же не хочет ходить в школу. Сей учитель, преподаватель иностранного языка и классный руководитель сына.

    Здравствуйте! У меня, матери шестиклассника, не сложились отношения с директором его школы, после того как я обратилась за разъяснением одной ситуации в районный орган мин.обр. Мне позвонила директор школы, обвинила в доносительстве и сказала, что детям таких родителей нет места в её школе. Ребёнок отличник и ходит в школу по прописке.

    В школе не предоставляют продленку, объясняя отсутствием мест. Ребенок 2 класс. В 1 классе продленку предоставляли (в прошлом году). Дети все те же идут на продленку, что и прошлом году. Продленка бесплатная. Для 1 классов свой преподаватель продленки, для 2 и 3 свой. (На продленке дети просто играют, сидя в классе. Не гуляют, преподаватель продленки разводит их по кружкам в школе, обед платный).
    Собрания в классе прошло 12 сентября. Никаких объявлений ни на стендах, ни на сайте вывешено не было. Но заявления уже не принимают, говоря что набор закончен. Я работающая мать, мой рабочий день и так укорочен, так как продленка до 18-00. Уроки заканчиваются в 14-00 или 13-00. Забирать некому. Самому домой идти не безопасно. Что мне делать? Правомочна ли школа в отказе в продленке? Куда обращаться выше? Почему автоматически не предоставляется право на продленный день всем детям в начальных классах. Со старшим сыном в начале 2000 годов таких проблем с продленкой вообще не было. Что изменилось в законодательстве? Куда надо писать и обращаться, чтобы этот вопрос начали решать в школах? Все родители с этим сталкиваются. Не получается предоставлять бесплатную, то почему не вести платную (с определенной одинаковой оплатой по всем школам). Ведь столько разговоров о безопасности детей, о нахождении их под наблюдением. Все школы заборами огорадили, турникеты поставили, ультрасовременное крыльцо в школу собираются сделать. А продленку организовать денег нет. Как выделяются деньги школе на организацию продленки? Как оплачивается работа педагогов продленки? В школе 3 класса в одной параллели (а,б,в) , вечером все классы пустые. Подскажите что мне делать?

    Просим Вас написать.Обязана ли школа обязать ребенка заниматься внеурочной деятельностью. И считать внеурочная деятельность это неотъемлемая часть школьного процесса. Если ребенок не будет посещать внеурочные занятия ему грозятся не выдать оттестат. Насколько это правомерно.

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОМОГИТЕ НАМ. В НАШЕЙ ШКОЛЕ ДИРЕКТОР И УЧИТЕЛЯ ВЕДУТ СЕБЯ С ДЕТЬМИ НЕ КАК ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ.ОНИ ДЕТЕЙ ОБЗЫВАЮТ.ТАК ЖЕ.КАК И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.ТРЕПЛЮТ ИХ ЗА КАПЮШОНЫ КУРТОК.У ДЕТЕЙ КОТОРЫХ НЕТ РОДИТЕЛЕЙ ГОВОРИТ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ.ЧТО ЕМУ ПЛЕВАТЬ ЧТО У НЕГО НЕТ РОДИТЕЛЕЙ.КАК МОЖЕТ ЭТОТ РЕБЁНОК ТАКОЕ СЛЫШАТЬ ОТ ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНЫ.НАС МНОГО МЫ ХОТИМ ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ЕМУ НЕ МЕСТО В ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ.ПОМОГИТЕ НАМ.ЗАРАНЕЕ ВАМ СПАСИБО МЫ ХОТИМ ЧТОБЫ ПРИЕХАЛА КОМИССИЯ И ВЫЗВАЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ДИРЕКТОР ПРИ ДРУГИХ ДЕТЯХ ОБЗЫВАЕТ ДЕТЕЙ. РОДИТЕЛИ: ГОНЧАРОВА Н А. ЧУМАК О В.СЕРГИЕНКО М М.ГОНЧАРОВА Л Н. ЖДЁМ КОМИССИЮ

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОМОГИТЕ НАМ …что делать если мой ребенок бывает на уроке а ему ставят пропуски,а именно на одном и том же предмете …я говорила классному руководству но она не приняла не каких мер.

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста. Моя дочь учиться в 1 классе сельской школы. Девочка не из робких, и за себя постоит, и жаловаться не идет. Так вот в ситуациях когда она кого то затронет, дети бегут жаловаться, прибегают родители, а когда дочку затрагивают, она отстаивает свои позиции сама, и опять остаётся виноватой. Причем учитель, цитирую » устраиваю разборки в классе, кто прав кто виноват», делает оценку ребенку, что плохая ученица, ребенок воспринимает это как плохая в целом, говорит зачем туда ходить, уже и так плохая ученица. Её уже абсолютно не слушают, когда она не виновата, или защищала себя. Естественно, атмосфера наколялась. Ребенок отлично подготовлен к школе, за полгода успеваемость намного выше среднего.
    Но учитель продолжает делать оценку ребенку, если бы не отвлекалась была бы отличницей, а так с поведением, будут плохие оценки, и это при всем классе. Ребенок гиперактивный. Таким образом, дошло всё до того, что не вызвав меня как мать ни разу на беседы с негодующим родителями, и сами родители ни разу не подошли, пятеро из них написали в образование жалобы, якобы мой ребенок отвлекает их детей, мешает учебному процессу. Вызвали нас в Рено в отдел образования, рекомендовали перевестись на частично- индивидуальное обучение, так как ребенок не высиживает весь урок, и так ей будет комфортнее, посоветовали посетить психиатра, для получения назначения. Я как любящая мать своего ребенка, посетила психиатра, которая пояснила, что ребенок нормально развивается, успешен в учебе, а гиперактивность — это не показатель для перевода на индивидуальное обучение, и к 3-4 классу она проходит самостоятельно. Никаких медикаментов не назначила. Попросила написать бумагу, что мы были у неё. Написала, рекомендовано продолжить обучение по общей программе. Принесла бумагу заучу, там печать врача, говорит без штампа не действительна, и нет подписи глав.врача. спросила я для чего нужна эта бумага вам? Просто что мы были, все хорошо. Требуют в форме заключения. Это у нас теперь нужно нести бумагу, что ты не дурак??? В среду еду в Рено, уточнять, что за бумаги заключения с меня требуют, так как с дирекцией школы разговор получается неадекватный. Я в полном замешательстве как мать. Подскажите пожалуйста какие действия будут правильные.

    Здравствуйте! Такая ситуация сложилась у моего племянника в школе. Он отказался от уборки в столовой,т.к.он там не кушает. Уборка в столовой вменена в обязанность учеников. С этим вопросом они обратились к директору школы. В ответ услышали»вы вообще никто». А классный руководитель начала звонить маме (которая только пришла со смены,отработав 12ч.)и в приказном порядке потребовала через 30мин.прийти и убирать вместо сына. Каждый год,мотивируя тем,что выделяется мало денег,собираются деньги на ремонт. Складывается впечатление,что никто никого не боится. Т.к. уже были жалобы в выше стоящие инстанции.

    Здравствуй, скажите пожалуйста. Какими льготами в школе может пользоваться ребёнок, если один из родителей является участником боевых действий в Чечне, а также действующим сотрудником МВД. И какой орган управления осуществляется за этим контроль и надзор. Заранее спасибо.

    Добрый день. Мой ребенок учился в образовательной школе Краснодара последние 7 лет и в этом году закончил 9 классов. В 10 класс его взять отказались, объяснив это тем, что он прописан и проживает на территории не закрепленной за школой. Я писала жалобу в Рособрнадзор. Мне объяснили в письме, что это нарушает «Закон об образовании» и ребенку могут отказать только при отсутствии мест. Как вы понимаете, на этот ответ ушел месяц. Однако при обращении в Департамент образования мне сообщили, что школа- это муниципальное образование и детей не проживающих на территории, закрепленной за школой брать не будут. Ну и теперь нет мест, и мы прописаны в другой республике (мы прописаны в Адыгеи) и учитесь в своей Адыгеи. При этом многие дети из нашего поселка учатся в Краснодаре. Мне объяснили, что он закончил школьную ступень средней школы и его не обязаны брать в 10 класс. как мне защитить права ребенка?

    Добрый день. Мой ребенок-инвалид по ДЦП учится на надомном обучении в коррекционной школе 8 вида. Дочь не говорит и очень плохо владеет руками. Три года мы обучались одним педагогом, ведущим параллельно класс в школе. Она нашла подход к ребенку, адаптировала программу и дочь хорошо занималась. Мы были очень довольны. В первую неделю сентября мне позвонил учитель и сказал, что ее с нас сняли и нам дают другого учителя, причем старшей школы. Мы посетили директора с вопросом как так? Она сказала, что в этом году у нашего учителя возрасла нагрузка и она не может нарушать ТК. Типа выпускной класс перед старшей школой.(как будто мой ребенок не учится 4 классе). На следующий день после нашего звонка директору о том, что мы все же настаиваем на возвращении нам нашего учителя, она сказала, что услышала нас, но это только с добровольного согласия учителя.Но накануне учитель был согласен! Я написала об этом учителю, выразив надежду, что все разрешится. Она ответила, что ее вызвали к директору после нашего звонка и популярно обьяснили, что либо класс, либо мы!!! Понятно, что она выбрала класс. Скан переписки у меня есть. То есть налицо давление директором на учителя и ущемление прав моего ребенка! Колличество часов в классе у педагога 21. Мы единственные надомники у нее. Звонка от директора с решением еще не поступало. Жалею, что сразу не общалась в письменной форме. Посоветуйте, как поступить, пожалуйста.

    Добрый день,мой сын учится в 7 классе,его обязывают ходить на внеурочные занятия, учителя говорят что во внеурочные часы проходят школьный материал который они не успевают рассказать в учебное время,и что не посещая внеурочки мой сын не получает информацию в полном объеме,насколько это законно,ведь основное учебное время он не пропускает?

    Добрый вечер. Мой сын имеет диагноз ЗПР, в 3 классе его заменили на «умственная отсталость третьей степени». В школу нас брать категорически не хотели, хотели, что бы мы учились в городе, в школе-интернате. Я, конечно, не согласилась. 4 года проблем не было. Теперь, в 5 классе новый социальный педагог пришла к нам домой и заявила, что собирает документально всю информацию (когда он плевал, толкал других) и будет добиваться, что б мы шли в интернат, или, в крайнем случае, перешли на надомное. Сказала, сами не пойдём, отправит на МПК, и все равно от нас избавится. При том, что меня за 4 года в школу вызывали 3 раза по поводу его поведения (был один раз самовольный уход из летнего лагеря — домой, и два раза обидел одну девочку, тоже ничего серьёзного, никаких синяков и прочего). При том, что только за этот сентябрь я ему уже зашивала дважды портфель и отстирывала форму, которую обплевали дети. Его там откровенно травят, обзывают толстым, тупым и прочее. Что делать? Я не хочу его отправлять в интернат, и надомное нам не подходит, он и сам не хочет из школы уходить, и я не справилась сама его учить — дома ещё двое маленьких детей.

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста как я могу защитить права своего ребёнка в школе.Мой сын ударил в пах своего одноклассника и родительница написала жалобу к директору.Сын утверждает что защищался,но задирался первый на него.Что делать и чем аргументировать на беседе? Подскажите пожалуйста.Ученик 2 класса.

    Добрый день!меняем 2ю школу(ребенок во 2 классе)…из первой ушли потому что,директор лично мне нахамил и классная руководительница при всем классе насмехалась над ребенком,говорила его надо лечить…свн сам по себе гиперактивный и неусидчивый….но на агрессию в свою сторону отвечает агрессией…психолог сказала что это нормально…перешли в другую школу(кадетскую)думала там учителя адекватные и дисциплина лучше, там почти тоже самое…учится хорошо…на уроках может ничего не делать….директор сказала что отчислит его(путем перевода по месту жительства)за дисциплину….вопрос имеет ли она право так поступить?

    Добрый вечер! У меня такая ситуация у меня ребенок учится в 1 классе мальчик очень активный естественно на уроке очень еще тяжело сидеть но способныи в последнее время сдружился с мальчиком с которым сбегают с уроков но как сбигают после звонка на урок посто не приходят а приходят через 30 мин или раньше учительница нам говорила мы с ребенком разговаривали сын сказал что больше не будет но опять сегодня повторилась сегодня вызвала к заучу по поведению сказали если не прикратится это они подадут в ПДН имеют ли они право на такие действия

    Добрый день!Мой сын учится в 8классе с углублённым изучением отдельных предметов.Имеет ли право школа перевести его без нашего согласия в класс без углублённого изучения? С программой справляется.

    Здравствуйте! Скажите, как быть в такой ситуации. Сын учится во 2 классе. У нас ОВЗ. По СанПину такие дети должны обучаться только с первой смены и учиться по пятидневке. Но наш директор категорически отказывается предоставить эту схему. В нашей школе идет ремонт, детей перевели по двум разным школам и мы сейчас во 2 классе учимся со второй смены и так же по шестидневке. Когда я сослалась на СанПин директор ответила, что существует Устав школы, там прописано, что в данной школе шестидневка и что мы при поступлении в первый класс с этим Уставом ознакомились и расписались. Но… поступая в первый класс я не знала, как будут обстоять у сына дела с учебой и здоровьем. На сегодняшний день я вижу, что ребенку очень сложно учиться и на учебу в субботу не согласна. На это директор предлагает только перевод в другую школу. Но мы учимся по прописке, школа находится возле дома, к тому же ребенок в силу проблем со здоровьем очень плохо привыкает к новому коллективу и новому месту, не вижу причин перевода ребенка в другую школу. Скажите, возможно ли пересмотреть Устав школы и убрать субботнюю учебу, если учесть, что все родители категорически против шестидневки, а так же если учесть, что другие школы, обучая по тем же программам, имея такое же количество уроков и кабинетов учатся по пятидневке. Ведь смог же наш директор отступить от Устава и организовать учебу во 2 классах со второй смены, хотя в Уставе прописано, что в данной школе со второй смены учатся только 3 и 6 классы.

    Здравствуйте! Мой сын занимается спортом, до начала соревнований принесли справку от спортшколы в какие дни будут соревнования. Сейчас деректор требует от меня (родителя) написать заявление по поводу отсутствия ребенка в школе из-за соревнований. Подскажите могут ли они требовать такое заявление? В прошлом учебном году такое не требовали, хватало справки от спортшколы.

    Здравствуйте! Мой внук пошёл в 1 класс с 1 сентября текущего года. Мальчик развитый, но гиперактивный. Учитель уже через две недели начала вести разговоры с родителями о переводе ребёнка на домашнее обучение. Родители других учеников планомерно настраиваются на негативное восприятие нашего мальчика. Мне очень удивительно, что не учитывается сложный для ребёнка адаптационный период. На данный момент (25 октября) даже 2-х месяцев с момента поступления ребёнка в школу. Отношение учителя к ребёнку провоцирует агрессивное поведение, что обсуждается в присутствии детей класса (ребёнок обвиняется в срыве урока). А ребёнка не узнаём — раздражительность по любому поводу, появилась выраженная неуверенность в своих успехах, «закрытость». С привлечением директора школы и социального педагога идёт «психологическое давление» на родителей. ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Добрый день. На совете профилактики, завуч беседовала со мной и ребенком о неуспеваемости в школе(4класс). Завуч в ходе беседы несколько раз сказала, что если ребенок не начнет учиться хорошо, то они лишат маму родительских прав. Затем обратилась ко мне и сказала, что если он не будет нормально учиться, значит я не справляюсь с воспитанием и они лишат меня прав.
    Я обратилась к директору школы за объяснениями, почему за неуспеваемость ребенка, нам угрожают лишением прав. На что директор ответила, что есть официальное постановление, как учителя могут воздействовать на двоишников и их родителей. Это постановление она не показывает.
    Я считаю, что могу написать в комитет образования с жалобой, ссылаясь на статью 336 ТК РФ п. 2. » психическое насилие».

    Добрый день. Моя дочь учится в 11 классе и на уроке физкультуры учитель обязует ходить их в шортах или же не будет допускать к уроку/ поставит два.
    В школьном утаве прописано, что ребенок имеет право сам выбрать удобную для него одежду из предложенных вариантов (шорты, спортивные штаны, спортивный костюм)
    что с этим делать?

    Доброе утро! У нас сложилась следующая ситуация, ребёнок, придя на Английский язык, забыл тетрадку, в следствии чего, все ребята переводили текст, а мой сидел без дела, так сказать! При том что учитель не дала ему возможность сходить до другого класса за тетрадкой, не дала ему листок и поставила 2! Правомерно ли это? Получается, что получаем не за знания, а за рассеяность! Переведя дома этот текст, он подошёл к учителю, но она даже глазом не повела на этот перевод! Есть ли какой-то закон, чтобы перевести ребёнка к другому учителю, если есть другой учитель!

    Здравствуйте, у нас такая ситуация в школе в прошлом году в 1 классе отправили на комиссию пмпк. Перед этим педагог занизил самоотценку моему ребёнку так что дочь даже прохожих шугатся начала, и мне пыталась внушить что ребёнок у меня должен остаться на второй год и всячески старалась отмахиваться от неё даже на уроке, отбирала ручки чтобы дочь не писала. Когда мы пошли на пмпк педагог написала такую характеристику, что ребёнок только судя ей дауном может быть. Пмпк тоже опирались в основном на несоответствующую характеристику в которой были указанны данные за первое полугодие и тетради с первого плугодия,а комиссия проходила в мае во втором полугодии, и за чего комиссия пмпк оставила нас на второй год и не оповестив меня законного представителя выдают справку ОВЗ. В этом году у нас другой педагог и она тоже не согласна с заключением. Так как моя дочь учится на отлично не замкнутая общительная девочка. И о справке мы узнали в ноябре и обе в шоке, даже диагноз не знаем. Соц. педагог которая нам об этом сказала теперь бегает от нас и документы для просмотра не даёт не мне не нынешнему педагогу. ЧТО ДЕЛАТЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ. КУДА ОБРАЩАТЬСЯ.

    Добрый вечер. Скажите пожалуйста. Моего ребёнка гнабит директор школы она выпускница 11 класса. Подговаривает учителей снижать ей оценки. У неё истерика не хочет ходит в школу,даже сказал что жить не хочет. Что дела к кому обратится.

  • Постоянная ссылка

    Здраствуйте,имеет ли право ребёнок,ходить в школу с длинной причёской(мальчик 4класс),учёбе не вредит?.Учителя так достали,что мальчик не хочет ходить в школу.

  • Добрый день, имеет ли право классный руководитель читать личный групповой чат учащихся, через телефон одного из детей,отдал добровольно? Является ли это ущемлением прав других детей, состоящих в этом чате?

    Добрый день, Александр! Ответственность и меры воздействия к обучающихся установлены ст.43 ФЗ об образовании в РФ, а порядок применения мер воздействия к обучающимся установлен приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 г. N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (с изменениями и дополнениями).

Здравствуйте!Ребенок ходит третий год на кружок школьные танцы (платные) и сталкивается с предвзятостью преподавателя изначально.Выражается это в том,что в танце ставит ребенка на задний план,не даёт роли в танце,доходит до того,что ребенок чувствует к себе отношение и пропадает желание на них ходить.Ребенок артистичен и ей хочется участвовать на школьных концертах и конкурсах.Преподователь ставит в первую линию детей,которые ходят на другие занятия по танцам и получившие навыки там,а дети ростом поменьше на заднем плане на подтанцовке.Ребенок расстроен,обижен,так как ситуация становится хуже и просто повзрослела и начала понимать.Могу забрать,устроить в другое место,но ребенку хочется участвовать в жизни школы.Закон защищает детей в такой ситуации?
И ещё вопрос,на сколько правомерно поведение преподавателя в следующей ситуации: Намечаются очередные конкурсы платные,предлагают шить костюмы (2000р.) ,так как ребенок недоволен своей «ролью» у меня нет желания платить за костюм для подтанцовки,наблюдать за расстроенным ребенком.А это значит,что на танцы не зачем ходить,они теперь год будут танцевать этот танец на занятиях.Ситуация уже была,не участвуешь,не приходи,проходят только репетиции!Это правомерно?Т.е хочешь ходить на танцы то шей костюм и мелькай на заднем плане.Ребенок и не против,но я вижу ее обиженной,она об этом говорит.
Хочу добавить,что школьные танцы состоят только из репетиций танца и 2 раза в год растяжки,дети навыки получили самостоятельно занимаясь дома(шпагаты,колесо,мостик),роль преподавателя только показать нужные растяжки.Ребенок не особо отстаёт от тех кто ходит на дополнительные танцы и опережает тех кто не ходит,как мы,но даже у них роль и иногда даже мелькают на первой линии,ребенку все это заметно.Имеет ли право преподаватель вести только репетиции и не заниматься растяжками?Есть ли какие правила для проведения танцев,особенно в школе или что хотят то и творят?
Скажите пожалуйста,что делать и как должно быть,спасибо.

Здравствуйте. Посоветуйте пожалуйста, можно ли предпринять какие-либо меры против школы, которая выставляет мероприятия на показ, при этом не делая ничего во благо школьников. Проблема в Москве не единичная и на законодательный уровень она не тянет, безусловно, но когда детям включают презентацию с викториной, делают фотографии и оставляют их одних в актовом зале или делают ремонт, выкладывают фотографии в сеть и через неделю оказывается, что ремонт сделан максимально криво, то к администрации сложно относиться положительно. Таких случаев миллиард и учитывая важность высокого рейтинга в Москве школы активно пытаются его взвинтить, усугубляя учебный процесс.

Опять же, я не вижу тут нарушения прав, но вред от действий школы колоссальный. Что можно сделать (кроме того, чтобы уйти)?
Большое спасибо

Здравствуйте. Такая ситуация, мой сын учится во 2 классе, есть мальчик который его провоцирует в течении всего учебного года, а т к мой сын реагирует очень ярко, то видно лишь то, что он среагировал, а почему никто не выясняет и соответственно остаётся виноватым. Психолог и српед без моего присутствия, стали допрашивать моего ребенка, тот убегал от психолога. Войдя в класс психолог со словами » кто здесь самый не послушный мальчик» забирает его на эту беседу. После создаётся совет профилактики правонарушений. Меня поставили в известность положив в портфель сына уведомление, причём задним числом 07/03/2018г. Подскажите как быть в данной ситуации

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей .


И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь. Права ребёнка в подробностях Защита детей — прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням. Основные из них — Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Законодательством зафиксировано, что понятие «ребёнок» подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.

Ущемление прав ребенка

Родители должны обеспечить ребенку комфортные условия для психического развития и поддержания оптимального морального состояния.Что касается имущественных прав несовершеннолетних детей, они определяются статьей 60 Семейного кодекса РФ. Согласно этому акту, каждый ребенок имеет право на материальное содержание родителей и других родственников.


Важно

Если родители уклоняются от содержания детей, материальные средства необходимые для поддержания достойного обеспечения ребенка, взыскиваются в судебном порядке. Также данное положение СК РФ определяет права детей на имущество, полученное в результате наследования или дарения.


До наступления возраста дееспособности (от 14 до 18 лет) распоряжаться имуществом и доходами ребенка должен родитель опекун либо уполномоченное лицо.

Права ребенка в семье. защита прав ребенка в семье

Данный момент специально отмечен в той же 54-й статье Семейного кодекса. Если мать с отцом проживают раздельно, степень прав на общение с каждым из них у ребенка одинакова.


Нельзя ограничивать его и во взаимодействии с прочими родственниками. Контактировать с родителями несовершеннолетний может, даже находясь в заключении по решению суда.
Право иметь и выражать собственное мнение Регламентирует в этом случае нарушение прав ребенка статья 57-я СК. Несовершеннолетний может свободно высказываться по всем вопросам, затрагивающим его интересы.

Внимание

Форма выражения собственного мнения при этом не важна. В случае судебного разбирательства представитель закона обязан выслушать ребенка и принять во внимание его пожелания.


Позиция его учитывается по закону по достижении возраста 10 лет.

Нарушение прав ребенка в современном мире: примеры, ответственность

И далее мы подробнее коснемся тех прав, которые даны именно несовершеннолетним. Право жить и воспитываться в семье 54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием.
Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.
При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным.

Ущемление прав несовершеннолетних детей

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет.

Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового. В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей

Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию. В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ. Право на защиту Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц. Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.

Защита прав несовершеннолетних детей

В большинстве случаев данные о творящемся в семьях насилии (физическом либо психологического характера) попадают в поле зрения правоохранительных органов случайно — когда выявляются вопиющие случаи нарушения прав ребенка. Чаще всего сигнализируют о том, что происходит в проблемных семьях, учителя и социальные работники, реже соседи или друзья детей.

Когда же информация всё же выходит наружу, доказать нарушение прав ребенка в семье порой бывает очень и очень нелегко — если только речь не идет об открытой агрессии с побоями и следами телесных повреждений. В подобных случаях меры административной либо уголовной ответственности принимаются достаточно оперативно, что позволяет улучшить жизнь конкретно взятого ребенка.

Статья 56. право ребенка на защиту

В 156-й статье Уголовного кодекса прописано наказание в виде тюремного заключения сроком до 3-х лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это же касается воспитателей и прочих взрослых, имеющих к детям отношение. Примеры нарушения прав ребенка Итак, до сих пор мы говорили о том, что и так ясно — несовершеннолетнего можно назвать точно таким же полноправным членом общества, как и любого из взрослых. В то же время ребёнок зачастую находится в ущемленном положении в связи с тем, что часто не в состоянии заявить о нарушении собственных прав в нужные органы, и даже подростки, владеющие хоть каким-то минимумом юридической информации, часто недостаточно хорошо осведомлены о собственных правах или просто не знают, куда обратиться. К тому же в большинстве случаев дети боятся наказания со стороны взрослых.
Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и соц. выплат в полных и неполных семьях. По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица. Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно. Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество — нет.

Ушемление и нарушение прав несоверщенно летнего ребенка статья

Вопрос защиты прав ребенка существенно осложняется тем, что дети сами крайне редко обращаются за помощью, даже при серьезных нарушениях их прав. Это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в детском воспитательном учреждении. В связи с этим взрослые граждане должны исключительно ответственно подходить к вопросам защиты интересов ребенка, а также сообщать о любых случаях несоблюдения интересов несовершеннолетних. Полезные ссылки http://www.dszn.ru/m/activities/podderzhka_detey_sirot/upolnomochennye_organy_v_sfere_opeki/ - контакты уполномоченных в Органах опеки и попечительства. http://www.dszn.ru/about/missions/334/ - Центы социальной помощи семье и детям. http://www.dszn.ru/about/missions/325/ - Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. http://ddusolie.ru/ - Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Екатерина Кожевникова

Время на чтение: 3 минуты

Каждый ребенок, в момент появления на свет приобретает ряд определенных прав, которые закрепляются за ним вплоть до достижения совершеннолетнего возраста. Это гарантируется законодательством РФ, а именно Семейным и Гражданским Кодексами, а также рядом федеральных законов в защиту детей. В первую очередь, защита прав ребенка осуществляется его родителями, а в случае невозможности этого, службой защиты детей.

Права несовершеннолетних детей

Согласно нормам действующего законодательства, детьми считаются лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Именно на них распространяется действие главы 11 Семейного Кодекса РФ, ФЗ «О защите детей», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об опеке и попечительств», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в России», а также Конвенции «О правах ребенка». Основным документом среди названных является последний в списке.

Основные права ребенка:

  • на жизнь и на семью (статья 54 Семейного Кодекса РФ);
  • на полное имя (статья 58 Семейного Кодекса РФ);
  • знать своих родителей и общаться с ними, если они проживают отдельно (статья 55 Семейного Кодекса РФ);
  • на общение с родственниками;
  • на воспитание и защиту (статья 56 Семейного Кодекса РФ);
  • на образование;
  • на имущество (статья 60 Семейного Кодекса РФ);
  • на свое личное мнение (статья 57 Семейного Кодекса РФ).

Если лицо до достижения им восемнадцати лет обретет статус эмансипированного, рассчитывать на правовую защиту детей со стороны государства не следует.

Варианты защиты законных прав детей

Защита прав и интересов детей может происходить любым способом, который не перечит нормам действующего законодательства. Федеральным Законом № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года определены основные принципы проведения государственной политики по защите прав ребенка:

  • обеспечение и защита прав детей на законодательном уровне;
  • поддержка территориальных органов по защите прав детей;
  • поддержка семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;
  • привлечение к ответственности лиц, посягнувших на права несовершеннолетнего.

Ничего на свете не стоит слезинки ребенка, - утверждал еще Достоевский. Но в России этих слез каждый день льются реки, дети остаются самыми незащищенными гражданами нашей страны. Случаи нарушений прав ребенка вопиющие: в Новосибирской области умер младенец, которого не захотели принимать в ближайшей больнице, во Владимирской области воспитанницы одного из монастырских приютов жаловались на жестокое обращение со стороны наставников. Список преступлений пополняется каждый день.

В чем причина? Эксперты считают, что ситуация с правами ребенка оказалась на грани катастрофы из-за того, что государство почти полностью отстранилось от вопросов семейной политики. Переломить ситуацию старается комитет Госдумы по делам женщин, семьи и детей.

Чем больше детей, тем ближе к бедности...

Нарушение прав детей начинается фактически с их рождения. Размер пособия на ребенка мизерный: в районе ста рублей в месяц. На эту сумму даже памперсы не купишь. Проблемы продолжаются и дальше: устроить ребенка в детский сад для многих - почти непосильная задача. Количество дошкольных учреждений сокращается, - объясняет член комитета Госдумы по делам семьи и детей от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Елена Вторыгина.

Неудивительно, что 32 процента российских семей с детьми имеют доход ниже прожиточного минимума. В бедности живет половина семей с двумя детьми, и две трети - с тремя. Статистика - вещь неумолимая: появление в семье второго ребенка ухудшает ее материальное положение в два раза, а третьего - в четыре раза. Помощи от государства тоже ждать не приходится: на семейную политику оно тратит меньше процента от своего ВВП. Вопросы семьи и детей переброшены с федерального бюджета на плечи регионов.

А на местах, в свою очередь, оглядываются на федеральный центр: нет в правительстве РФ структуры, занимающейся правами детей, нет ее и в региональных администрациях. Это замкнутый круг, - говорит Елена Вторыгина.

Пока не грянет гром...

Депутат приводит данные: только 10 процентов российских регионов серьезно занимаются вопросами прав ребенка и семейной политики. Остальные довольствуются формальными методами поддержки, вроде «Орденов материнской славы». Дали чиновники многодетной матери грамоту да блестящий орден, на этом их помощь и закончилась. В том числе из-за финансовой неуверенности родители отказываются от исполнения родительских обязанностей или пренебрегают ими. Например, матери-одиночки, нашедшие себе сожителя, закрывают глаза на то, что эти новоявленные «отцы семейства» начинают избивать приемных детей. В Кемеровской области от побоев отчима чуть не погиб 8-летний ребенок. Его жизнь спасли врачи. Следователи выяснили, что сожитель матери избивал ребенка с 4-х лет.

Общественность начинает говорить о проблеме нарушения прав ребенка только после вопиющих случаев. Например, вот этот случай в Кемерово. В Архангельской области в пожаре погибла девочка, которую несколько месяцев назад изнасиловал отчим. В Новосибирске младенец умер из-за того, что его отказывались принимать в больницах, к которым он якобы не «приписан». Пока экстремальных поводов нет - все молчат, - возмущается депутат.

Выводы чиновники делают только после того, как грянет гром. Вот что заявил уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов после случая в Новосибирске.

Только вот приезжает уполномоченный в регионы как на пожар, по факту нарушений. Государство никаких выводов из громких историй не делает: очаги нарушений тушатся локально. Все заканчивается либо лишением родительских прав или заключением под стражу отдельного родителя, либо увольнением мелкого чиновника. Не редкость случаи, когда преступление вновь повторяется в соседней квартире или в детском доме. Почему? Потому что во многих регионах следить за соблюдением прав ребенка банально некому. Институт уполномоченного по правам ребенка создан далеко не во всех регионах. Чиновники просто экономят на этой важной и нужной должности, не забывая, впрочем, увеличивать финансирование «себе любимым».

ЕГЭ как нарушение

Когда мы говорим о нарушении прав ребенка, мы обычно подразумеваем как раз случаи насилия. На самом деле каждого ребенка в России ущемляют в правах. Например, Конституция гарантирует всем гражданам право на бесплатное образование. О нем говорится и в Конвенции по правам ребенка, которую Россия подписала. Но реализуется ли на деле это право? Уже сейчас, чтобы подготовить ребенка к вузу, обеспеченные родители нанимают репетиторов. В скором времени придется платить даже за стандартные школьные уроки. Партия власти приняла 83-й закон, так называемый закон «О коммерциализации бюджетных учреждений». По нему школы вскоре будут вынуждены зарабатывать деньги сами. Партия власти говорит, что некий бесплатный стандарт будет гарантирован, но что это за стандарт - не знает никто.

Кстати, ЕГЭ уже нарушает права детей на среднее образование. Не сдал ученик ЕГЭ, а пересдать его можно только через год. А что делать год молодому парню или девушке? Зато дорога в криминал для них отрыта.

Экономия на отдыхе

Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

Дети имеют право на отдых и государство формально его обеспечивает. Но лишь формально. В последние годы количество загородных лагерей, где ребятишки действительно отдыхают и оздоровляются, резко сократилось (с 3,2 тысяч в 2003 году до 2,2 тысяч в 2010 году). Количество детей, в них отдохнувших, уменьшилось на 600 тысяч.

Зато количество лагерей дневного пребывания при школах наоборот выросло на 2,6 тысяч.

Пребывание в них трудно отнести к полноценному отдыху: ребята остаются в родном городе или селе, на ночь отправляются домой. Для детей бюджетников, жителей сельской местности путевки по линии соцзащиты были единственным шансом на отдых, - рассказывает Елена Вторыгина.

Раньше обеспечение детского отдыха было обязанностью федерального центра, сейчас этим занимаются регионы. Как известно, большинство субъектов РФ дотационные, средств на путевки у них просто нет.

Сравните: день пребывания в нормальном лагере стоит в Центральном округе России 680 рублей, в лагере дневного пребывания - 87 рублей, - приводит цифры Елена Вторыгина.

По ее мнению, финансирование детского отдыха должно проходить на федеральном уровне, тогда экономии на детском отдыхе не будет.

У семи нянек...

Примеров тому, как государство отказывает в обеспечении прав детей множество. Да и кому на федеральном уровне заниматься вопросами детства? Профильной структуры давно нет, обязанности размазаны по нескольким ведомствам. Но у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Единственная структура, которая хочет что-то изменить в обеспечении прав детей - комитет Госдумы. Но его инициативы тормозит партия большинства: не дает увеличить бюджетное финансирование, не хочет рассматривать законы. Например, проект о противодействии педофилии находится в стадии рассмотрения уже несколько лет!

Закон поддерживает Президент, правительство, генпрокуратура, но комитет единоросса Крашенинникова постоянно отправляет его на доработку. В последний раз это было сделано без всяких пояснений. Не хотелось бы думать, что педофильское лобби появилось и в Госдуме, - поясняет Елена Вторыгина.

Комитет разработал проект реализации семейной политики в России, который способен, в том числе, и переломить ситуацию с нарушением прав ребенка в стране. Один из главных шагов государства на этом пути - создание профильной структуры, которая бы ведала вопросами семьи.

Тревожные цифры

6 миллионов детей из 28 живет в неблагоприятных условиях.

Около 100 тысяч родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, выявляется ежегодно.

В России до 1,8 миллиона беспризорных детей (каждый 12-й). Столько не было даже в войну.

Точных данных о пропавших детях нет, так как нет федерального банка данных.

Согласно положениям гражданского законодательства, если договор (устный или письменный) противоречит нормам права, то такой договор, полностью или в конкретных пунктах, можно признать недействительным. Так, например, мы часто можем видеть в магазине или на рынке надпись, предупреждающую, что товар возврату не подлежит. Однако, это нарушение прав покупателя.

Если товар не относится к перечню товаров, не подлежащих возврату (например, лекарства, бытовая химия, нижнее белье), его можно вернуть или поменять в течение 14 дней , если, например, он не подошел потребителю по цвету или размеру, при условии, что сохранен товарный вид, целостность упаковки и этикетки.

Права ребенка в детском саду

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные «привилегии». Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права ребенка в детском саду нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Нарушение прав ребенка в современном мире: примеры, ответственность

Каждый имеет право на обращение за собственной защитой в соответствующие органы. Но заявление о нарушении прав ребенка подают лишь единицы, и чаще всего безнаказанность в семье продолжает процветать. Связано это со всеобщей юридической безграмотностью, когда информация о правах детей подается весьма скупыми порциями или вовсе замалчивается.

Необходимость обязательной защиты детских интересов отражена 56-й статьей СК РФ. Говоря о семейном круге, подразумевается, что в роли таких защитников выступают родители либо опекуны. Обязанность абсолютно любого человека, получившего информацию об ущемлении интересов или прав ребёнка (не говоря уже об угрозе здоровью и жизни) — уведомить соответствующие органы. Чаще всего этим занимаются учителя, медперсонал и все прочие, кто имеет постоянный контакт с детьми по роду деятельности.

Законодательное закрепление защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации и реальные примеры из жизни

Чтобы детство у каждого ребенка было счастливым и светлым, государство создало специальный механизм, защищающий права и свободы несовершеннолетних. Функционирование данного механизма во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляют свою деятельность субъекты, защищающие права ребенка.

Помимо государства защищать законные права своего ребенка должны, в первую очередь, его родители, так как пока ему не исполнится 18 лет, он относится к категории «дети». В СК прописаны все права, которые принадлежат каждому ребенку. Их необходимо соблюдать вне зависимости от того, в каких условиях живет и как воспитывается малыш.

Нарушение прав ребенка

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Суть нарушения прав ребенка, защита

Существуют исследования, доказывающие прямую связь между ухудшающейся экономической ситуацией в стране и учащением случаев сексуального насилия над несовершеннолетними. Нехватка денежных средств для реализации желаний взрослых, повышает уровень употребления алкоголя, следствием чего является увеличение числа подобных фактов.

Значительную часть своего времени ребенок проводит в школе. На образовательную организацию в целом и на педагогов в частности возлагаются обязанности по обучению и защите прав несовершеннолетних. Однако зачастую возникают ситуации, когда ребенка необходимо спасать от тех, кто должен о нем заботиться. Образно все случаи можно разделить:

Ответственность за нарушение прав ребенка

  1. Возможность жизни и развития здоровой личностью.
  2. Проживать с матерью и отцом.
  3. Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
  4. Свободу религии и выражения собственного мнения.
  5. Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
  6. Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
  7. Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
  8. Получение медицинской и социальной помощи.
  9. Использовать родной язык и религию родителей.
  10. Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
  11. Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
  12. Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
  13. Защиту от жестокого обращения и наказания.
  14. Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
  15. Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
  16. Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
  17. Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
  18. Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.

Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша. А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку. Конечно, подросток может пожаловаться на своего родителя, но он должен понимать, что закончится, это может плохо лично для него.

Примеры из жизни защита прав ребенка

В долгосрочной перспективе вопросы охраны детства и семьи влияют на социальную ситуацию и равновесие в обществе. Поэтому необходимо сосредоточить усилия государства на неотложном решении проблем детства и семьи, на преодолении кризиса семьи и улучшения положения всех категорий детей в Республике Беларусь, особенно детей с особенностями психофизического развития и детей, которые остались без опеки родителей.

Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создаёт определённые трудности для эффективной охраны прав детей. Такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других. Чтобы избежать этого, необходимо на международном уровне законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей.

Права ребенка в семье

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Статья 56 СК РФ

3. П. 3 комментируемой статьи устанавливает, что должностные лица и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Как уже было отмечено, несовершеннолетний признается полностью дееспособным в результате эмансипации или заключения брака. В таких случаях, как следует из п. 1 комментируемой статьи, несовершеннолетний имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

24 Июл 2018 1225

Просмотров