Вопрос: О применении законодательства о закупках муниципальными казенными учреждениями при осуществлении закупочной деятельности. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг Алгоритм

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

А) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в

Закупка электроэнергии у гарантирующего поставщика производится на основании п.29 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г.- как у единственного поставщика.

Закупка услуг по передаче электроэнергии - на основании п.1 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Способы определения поставщиков*

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:*

  • при закупке товара (работы, услуги), который относятся к сфере деятельности естественных монополий* (в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии,* водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;*
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.* Для этого составьте отчет . Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).*

Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Справочник: Основные изменения, внесенные в Закон о контрактной системе Законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ

Положения, претерпевшие изменения

До внесения изменений

После внесения изменений*

Сфера применения закона

Если все участники отказались представить окончательные предложения, то запрос предложений считается завершенным. В этом случае окончательными предложениями признаются первоначально поданные заявки участников

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Расширен перечень случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком;*
  • закупка бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок) для проведения выборов у поставщика, определенного распоряжением Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • заключение контракта на приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения в государственную (муниципальную) собственность для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в соответствии с решением о предоставлении бюджетных инвестиций;
  • аренда нежилого здания (помещения), строения, сооружения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. Заключение контракта происходит в соответствии с правовым актом Правительства РФ (органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации), в котором указываются наименование заказчика, информация об объекте недвижимости, цена контракта и срок аренды;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • заключение федеральным госорганом контракта с иностранной организацией на лечение гражданина за пределами России, если запрос предложений признан несостоявшимся

Из перечня исключено заключение контракта на оказание услуг адвоката, назначенного органами дознания, предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника (представителя)

3.Статья: Мелкие закупки по Закону о контрактной системе

Алгоритм действий заказчика для мелкой закупки

Действия заказчика по некрупной закупке можно разделить на четыре этапа.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста может ли казенное учреждение в 2014 г. заключать договора гражданско-правового характера в силу ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ и оплачивать по счету без договора?

  • Вопрос: №774 от: 2014-07-09.

Согласно части 15 статьи 34 Закона 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчиком может быть заключен контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

В силу ч. 1 ст. 161 ГК РФ сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

Следовательно, требование о соблюдении письменной формы сделки должно быть соблюдено заказчиком независимо от суммы договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В рамках ч. 2. ст. 73 БК РФ реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Данная статья не была изменена после вступления в силу Закона 44-ФЗ, из чего следует, что реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, т.е. соглашения заключены без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, в силу ч. 161 ГК РФ заказчик, как юридическое лицо, не имеет право заключать сделки без наличия соглашения в простой письменной форме независимо от того, были проведены конкурентные процедуры или нет.

При этом необходимо принимать во внимание, что соблюдение письменной формы сделки не означает обязательное составление договора (контракта) в виде отдельного документа. К письменной форме сделки могут быть в порядке ст. 160 ГК РФ приравнены сделки, совершенные на основании документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (накладная, счет-фактура и т.п.).

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.

Многие заказчики задаются вопросом, нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ? И если да, то, какие категории госзаказчиков должны это делать? Что из себя представляет, например, положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Положение о закупках 44-ФЗ

Почему у заказчиков, работающих по Закону о КС, возникает вопрос: «Нужно ли готовить положение о закупках по 44-ФЗ?» Дело в том, что когда заказчики работают по двум законам (ФЗ-44 и ФЗ-223), то у них появляется обязанность подготовить и разместить в ЕИС положение о закупке для работы по ФЗ-223.

Действительно, чтобы заказчик мог осуществлять закупки по 223-ФЗ, в том числе за счет внебюджета, ему нужно разработать положение о закупке, но должно ли быть положение о закупках по 44-ФЗ?

Разница между этими двумя законами в том, что ФЗ-223 закон «рамочный». Он ограничивает действия заказчика некими рамками, но в пределах этих рамок позволяет действовать ему самостоятельно. Единственное ограничение в этом случае – прописать правила своей «самостоятельности» в положение о закупке. В отличие от этого закона, закон о КС жестко регулирует всю закупочную деятельность заказчика.

Типичный пример – обоснование начальной максимальной цены контракта (договора). ФЗ-44 четко прописывает необходимость осуществления обоснования НМЦК, а ФЗ-223 оставляет это на волеизъявление заказчика.

Поэтому на вопрос: «Нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ?» - ответ прост: «Нет». Ответы на все вопросы, касаемо закупок по 44-ФЗ, содержит либо сам закон, либо иные НПА, принятые в соответствие с этим законом.

Положение по закупкам по 44-ФЗ – образец

Несмотря на вышесказанное, от заказчиков часто поступают запросы на то, чтобы предоставить им положение о проведении закупок по 44-ФЗ – образец для подготовки своего. Даже если в поисковой строке начать вводить текст: «Положение о…», - в качестве подсказок выскакивают: «Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2018. Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2019». И другие подобные этим подсказки. Все это говорит о том, что у заказчиков до сих пор есть неясность по этому вопросу.

Именно поэтому мы решили в очередной раз затронуть эту тему. И в очередной раз объяснить, что положение по 44-ФЗ готовить не нужно. Даже если заказчик работает по двум законам. Даже если бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании ч. 2 ст. 15 ФЗ-44, то есть по нормам ФЗ-223, все равно у него есть обязанность принятия только положения о закупке для работы по ФЗ-223, но никак не для работы по ФЗ-44.

Поэтому даже для таких БУ мы не можем предложить для рассмотрения в статье положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, образец которого можно было бы взять за основу. Ни положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, ни положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений не разрабатывается заказчиками.

Дополнительный вопрос о казенных учреждениях

Может ли казенное учреждение разработать положение о закупке в рамках ФЗ-223? Ответ тот же: «Нет». Оснований для такого ответа два.

Во-первых, законодатель в ФЗ-44 в статье 15 выделил лишь две категории заказчиков (бюджетные учреждения и унитарные предприятия), которые имеют право работать еще и по нормам ФЗ-223. Очевидно, что казенные учреждения к ним не относятся. Так же есть ряд исключений, когда заказчики по ФЗ-223 должны осуществлять некоторые свои закупки по ФЗ-44. Очевидно также, что казенные учреждения априори не относятся к заказчикам по ФЗ-223.

Во-вторых, ч. 3 ст. 161 БК РФ отмечает, что даже в тех случаях, когда КУ осуществляет деятельность, приносящую доход, то перечисляется он в бюджет бюджетной системы РФ. То есть самостоятельно КУ данным доходом не распоряжается и закупки на эти деньги не осуществляет.

Поэтому КУ не разрабатывает положение о закупке не только в рамках ФЗ-44 (когда оно в принципе не предусмотрено), но и в рамках ФЗ-223. Ну, и, естественно, на вопросы от представителей казенных учреждений, которые также задают нам такие вопросы, мы отвечаем: «Положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений – образец предоставить невозможно. Равно как и образец положения о закупке по 223-ФЗ».



Просмотров